Исследователи судеб Иудейской религии связывают с именем Неемана происхождение обряда крещения, чрез которое совершилось принятие иноплеменников в Иудейскую общину. Еврейский ритуал выработал, что вступление прозелита в Иудейскую общину совершалось через три акта: обрезание, крещение и жертву. При обрезании нововступавшему давали новое имя, обыкновенно, первое попавшееся в Библии. К принятию обрезания приготовляли желающего наставлением его в законе три учителя. Эти три учителя затем являлись свидетелями и совершителями крещения, они назывались отцами крещаемого (по нужде могли быть и неученые). Новокрещаемый остригал волосы на голове, и ногти на руках и ногах, входил в воду по руки, учители в это время читали заповеди, и он в знак того, что исполнит их, погружался весь. Новокрещаемую женщину приводили в купальню женщины, а при дверях во время акта крещения стояли учители. Об этом крещении прозелитов говорит Гемара. В священном Писании можно находить только намеки на существование такого обряда ( 1Кор. 10, 2 , Мф. 3, 6 ; Иезк. 36, 25; Захар. 13, 1 ). В омовении Неемана в водах Иордана хотят видеть зарождение этого обряда. Может быть это предположение и не лишено значения: от широко употреблявшихся обрядов омовения от нечистоты переход к крещению очень недалек. Обстоятельства обращения Неемана к Богу Израилеву могли содействовать возникновению этого обряда. Но если этот обряд возник и после, то во всяком случае факт, к которому его приурочивали, именно прозелитизм, уже существовал. История сношений израильтян с сириянами во дни Елисея ясно показывает, что вера в Иегову была хорошо известна и служители Иеговы почитались в Дамаске. «Пришел Елисей в Дамаск, когда Венадад, царь сирийский, был болен. И донесли ему, говоря: пришел человек Божий сюда. И сказал царь Азаилу: возьми в руку твою дар и пойди навстречу человеку Божию, и вопроси Господа через него, говоря: выздоровею ли я от сей болезни?» ( 4Цар. 10, 7–8 ). Так сирийский царь обращался к Богу Израилеву, в то время как израильские цари с тождественными вопросами обращались к Веелзеевулу, божеству Аккаронскому ( 4Цар. 1, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Итак, Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Две природы, Божеская и человеческая, каждая из которых обладала всеми своими свойствами, в одной Ипостаси Господа Иисуса Христа, Сына и Слова Божия. Аминь. 14 января 1999 года Святое Богоявление (Мф., 6 зач., III, 13–17) Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. О послушании воле Божией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем Крещение Господне. Вот как повествует об этом Божественное Евангелие: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (ст. 13). Из евангельских чтений, которые читаются в дни предпразнства Богоявления, мы знаем, что Иоанн Креститель крестил всех, кто к нему приходил: и людей самого низкого звания, и знатных, занимавших высокое положение в обществе, и даже книжников и фарисеев, которые считались учителями и праведниками, но чувствовали, что на самом деле они грешники. Господь наш Иисус Христос, до конца желая исполнить закон и испытать все, что испытьшал каждый израильтянин, тоже прошел через Крещение. Конечно, как единственный безгрешный Человек, Новый Адам, родившийся от непорочного зачатия и чуждый первородного греха, совершенный, чистый и безгрешный по Своему человечеству, Он не нуждался в очищении грехов. Однако Он пришел к Иоанну Крестителю на Иордан. Иордан, вероятно, представляется вам величественной, прекрасной рекой. Но на самом деле это обыкновенная узкая и извилистая река с зеленоватой водой. В самых широких местах ее может переплыть даже неопытный пловец. Недаром Нееман Сирианин сказал такие слова, которые мы читали в навечерие Богоявления: «Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?» ( 4 Цар.5:12 ), — то есть «Неужели Иордан лучше, чем реки сирийские? Ведь реки сирийские прекраснее, чем Иордан и вообще все израильские реки». А если мы сравним с Иорданом величественные русские реки, то он и вовсе покажется нам не представляющим ничего особенного. Однако это только внешнее впечатление. Израиль тоже в то время был незначительной провинцией Римской империи, но именно в этой провинции произошло великое событие, имевшее значение для всего мира и человечества: как для людей, живших в то время, так и для нас и для многих последующих поколений.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Может ли Господь дать человеку милость Свою ради кого-нибудь другого или по заступлению кого-либо другого?   Может. И в св. Писании часто передается, что люди в молитвах своих просили у Господа милости ради других лиц. Моисей молился Богу о еврейском народе так: «да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой... Вспомни Авраама, Исаака и Израиля.... После этой молитвы отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:11, 13, 14). Также и Соломону Господь говорил, что не карает его «ради Давида», отца его (3 Цар. 11:12—13). Наконец, как передается в кн. прор. Даниила, по молитве и ходатайству Ангела, заступавшегося за Иудеев, им дана милость от Господа (Дан. 10:8—14). Могут ли праведники знать наши нужды?   Конечно, могут и знают. Еще при жизни своей на земле праведники знают, по благодати Божией, много тайного, что грешным людям недоступно.    Когда Гиезий, слуга прор. Елисея, согрешил, догнав исцеленного от проказы Неемана Сириянина и выпросив у него два таланта серебра и две перемены одежд, то Елисей сразу узнал о грехе своего слуги, и, по возвращении последнего, сказал: «разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? ....Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек» (4 Цар 5:26, 27).    О том же прор. Елисее говорится, что во время войны царя Сирийского с Израильтянами он передавал Израильтянам тайные намерения врага. «И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей.» (4 Цар 6:11, 12).    Также и слепому пр. Ахии Господь открыл, что к нему пришла жена царя Иеровоама (3 Цар 14:4—6).    И Ап. Петр узнал, что Анания и Сапфира согрешили Духу Святому, утаивши часть денег, вырученных от продажи их имущества (Деян. 5:3, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мы обращаем внимание читателя на заключённые в скобках слова, принадлежащие переводу семидесяти, и напоминаем, что этот в высшей степени замечательный документ, по-видимому, переведённый с арамейского (сирийского) текста, с которым имеют близкое сродство по направлению арамейские таргумы Онкелоса 159 , есть текст, носящий на себе характер глубокой древности, и потому вставки, встречающиеся в этом тексте, должны быть принимаемы с большим уважением. Быт. 31:45 И взял Иаков камень и поставил его памятником. Быт. 31:46 И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели [и пили] там на холме. [И сказал ему Лаван: холм сей свидетель сегодня между мною и тобою.] Быт. 31:47 И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом. Иегар-Сагадуфа есть слово арамейского, или сирийского, наречия, которое неправильно прежде известно было под именем халдейского. Гал-ед (изменённое впоследствии в устах народа в Галаад или Гилеад) есть слово еврейское, и оба они означают холм свидетельства. Трудно сказать, почему Лаван и Иаков называют холм разными наречиями. Еврейский язык был язык семитский – как арамейский, как ассирийский, – но он был преимущественно в употреблении в Палестине и в Финикии у племён хамитских (Lenormant. T. I, ch. IV 35). Сирия говорила преимущественно арамейским наречием. Быт. 31:48 И сказал Лаван [Иакову]: сегодня этот холм [и памятник, который я поставил,] между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад, Быт. 31:49 также: Мицпа, " Мицпа происходит от еврейского слова цафа, которое означает «действие стража, поставленного на высоте, для наблюдения» ( Ис. 21:1, 8, 11 ). Имя Мицпа – по произношению семидесяти, Массифа или Масфа – досталось после городу колена Гадова ( Нав. 11:3, 8; 13:26 ), а имя Галаад – целой стране ( Суд. 10:17, 18 )» (м. Филарет, in loco). В Массифе жил Иеффай, который посвятил дочь свою Богу ( Суд. 11:34–40 ). оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Нечто подобное читаем в книге Паралипоменон: Иоас, царь иудейский, первосвященником Иодаем был возведен в семь лет на царство и, по свидетельству Св. Писания, был похвален во всем, пока жил упомянутый первосвященник. А после смерти Иодая, превознесшись гордостью, он предан был бесчестному страданию: по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились мнению блаженного Иеронима поклонились как Богу, и Иоас с удовольствием позволил князьям почтить себя как Бога); тогда царь стал слушаться их. И оставили дом Господа Бога отцов своих, и стали служить деревам посвященным и идолам, - и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их. И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск. Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руки их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они Иероним думает, что сирияне осквернили его мужеложством]) суд... ушли от него, оставив его в тяжкой болезни (2 Пар 24, 17, 23-25). Видишь, как гордость заслужила, чтобы он был предан безвестным и нечистым страданиям! Ибо он, вознесшись гордостью, допустил поклоняться себе, как Богу, за то предается, по апостолу, постыдным мукам и превратному смыслу (Рим 1, 26, 28), чтобы он потерпел непристойное. И поскольку, по словам Св. Писания (Притч 16, 5), нечист перед Богом всякий высокомерный, то надменный сердцем предается постыдному страданию для посрамления, чтобы так униженный по осквернению плоти или по ощущению нечистой муки почувствовал, что он нечист, чего по возношению своего сердца не хотел чувствовать; чтобы постыдное смешение плоти обнаружило скрытную нечистоту его сердца, которую произвела гордость, и чтобы явное осквернение его тела показало, что он нечист, тогда как по надменности духа прежде не сознавал, что он сделался нечистым. Глава 22. Всякая гордая душа подвергается духовным непотребствам для посрамления

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1783...

Нечто подобное читаем в книге Паралипоменон: Иоас, царь Иудейский, первосвященником Иодаем был возведен в семь лет на царство и, по свидетельству Св. Писания, был похвален во всем, пока жил упомянутый первосвященник. А после смерти Иодая, превознесшись гордостью, он предан был бесчестному страданию: по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю (По мнению блаженного Иеронима поклонились как Богу, и Иоас с удовольствием позволил князьям почтить себя как Бога); тогда царь стал слушаться их. И оставили дом Господа Бога отцов своих, и стали служить деревам посвященным и идолам, – и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их. И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск. Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руки их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они (бесчестный [Блаженный Иероним думает, что сирияне осквернили его мужеложством]) суд... ушли от него, оставив его в тяжкой болезни ( 2Пар. 24:17, 23–25 ). Видишь, как гордость заслужила, чтобы он был предан безвестным и нечистым страданиям! Ибо он, вознесшись гордостью, допустил поклоняться себе, как Богу, за то предается, по апостолу, постыдным мукам и превратному смыслу ( Рим. 1:26, 28 ), чтобы он потерпел непристойное. И поскольку, по словам Св. Писания ( Притч. 16:5 ), нечист перед Богом всякий высокомерный, то надменный сердцем предается постыдному страданию для посрамления, чтобы так униженный по осквернению плоти или по ощущению нечистой муки почувствовал, что он нечист, чего по возношению своего сердца не хотел чувствовать; чтобы постыдное смешение плоти обнаружило скрытную нечистоту его сердца, которую произвела гордость, и чтобы явное осквернение его тела показало, что он нечист, тогда как по надменности духа прежде не сознавал, что он сделался нечистым. Глава 22. Всякая гордая душа подвергается духовным непотребствам для посрамления

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Но в наши дни у мира нет такого оправдания — ИГИЛ сам старается показать, что они из себя представляют. Мир наблюдает истребление ближневосточных — и, в частности, сирийских — христиан в прямом онлайне. Ни у меня, ни у Вас, ни у Патриарха Кирилла нет возможности сказать, что мы не знали. Как говорит Писание, «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: " вот, мы не знали этого " ? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Прит.24:11,12) Нам, сидя в безопасности, легко рассуждать — мол, во что нас втянули власти, да чем это кончится, да ясно, что тут власти не христиан спасают, а играют в свои геополитические игры, да что скажут в мировых столицах… Отчего бы нам и не порассуждать, тем более, что может это все отчасти и верно. Но это нам, в Москве, где-то еще, куда ИГИЛ не доберется — по крайней мере, в ближайшее время. Не нам грозит лютая смерть, не нашим детям — насилие и рабство, с нами все в порядке. А если бы это вокруг нас сжималось кольцо ИГИЛа и (примерно тех же манер) террористов из других группировок, как бы мы на это смотрели? И о чем бы мы крепко вопияли к Богу? Только об одном — чтобы Господь, в своем великом милосердии, послал бы кого угодно — американцев, французов, русских — кто по каким бы угодно соображениям нанес бы авиаудары по ИГИЛу и помог бы нашим воинам отбиться. Нас бы в последнюю очередь волновало, будет ли выглядеть Патриарх в далекой северной стране достаточно изящно в глазах блогеров. Нас бы интересовало, спасут ли нас и наших родных от смерти. Как говорит Писание «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр.13:3). Посмотрите на ситуацию глазами сирийских христиан — потому что для христианина это правильная перспектива. Рейтинг: 8.5 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии ЮЛИЯ 13 ноября 2015, 12:44 ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ СПАСИ ПОМИЛУЙ СИРИЮ И ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН И ПОШЛИ ИМ ПОМОЩЬ В ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ СМЕРТИ И СТРАДАНИЙ ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ

http://pravoslavie.ru/86514.html

Но в то же время ему свойственна открытость к иноплеменникам: он проявляет великодушие к сирийским пленным (6,11-23); идет по велению Божию в Дамаск и предсказывает Хазаэлю, что он будет царем сирийским (8,7-15); исцеляет сирийского военачальника Неемана, при этом сурово наказывая своего слугу Гиезия за то, что он взял с Неемана плату (4 Цар 5). В этих поступках Елисея предваряется не только учение великих пророков, он и слова Христовы: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф 8,11). Библия упоминает еще одного пророка-патриота той эпохи: Иону, сына Амафиина (4 Цар 14,25). Он предрекал победы Израиля в конце IX века. Но именно он, согласно преданию, был послан в Ассирию, чтобы там возвещать о покаянии. Рассказ об Ионе, направленный против религиозного национализма, лег в основу Книги Ионы, написанной после Плена (см. том II). 4. Переворот Иегу (4 Цар 9-10). В 841 году династия Омри — виновница двоеверия — была свергнута. Душой заговора стал пророк Елисей. Он не мог больше мириться с капищем Мелькарта и множеством его почитателей — финикийцев и израильтян — в Самарии. Иезавель была еще жива и пользовалась авторитетом у своего сына Иорама, который воцарился после смерти Ахава (853). Библия приводит полный драматизма отрывок из летописи, подробно описывающий переворот Иегу. Во время войны с сирийцами, которую совместно вели израильский и иудейский монархи, Иорам был ранен и находился на излечении в Изрееле. Елисей посылает в армию одного из своих помощников помазать на царство военачальника Иегу (греч. Ииуй). Солдаты немедленно провозглашают его царем, и он во главе отряда спешит в город Изреель. Там он начинает действовать быстро и беспощадно. Оба царя — Иорам и Охозия иудейский — убиты на месте, Иезавель выброшена из окна собственным слугой. Затем начинается расправа над многочисленными князьями дома Омри. Все семьдесят перебиты, и их головы доставлены Иегу. Гибель постигла не только родных царя, но и «всех вельмож его, и близких его, и священников его, так что не осталось от него ни одого человека» (10,11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Но как бы ни было страшно для Иудеи такое нападение такого врага, однако оно не опасно для тех, которые знают, что земля эта есть наследие царственного потомка Давидова, Еммануила: уже одно это имя есть верный, знаменательный залог спасения, ибо оно значит: «с нами Бог». 9. Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! (Разумейте, языцы, и покаряйтеся, услышите даже до последних земли: могущии, покаряйтеся: аще бо паки возможете, паки побеждени будете). Мир царства Иудейского был нарушен враждебным заговором союзников – Рассона и Факея: их дерзкие, самонадеянные угрозы Ахазу заставили трепетать этого маловерного и слабохарактерного царя, страшили и его подданных (гл.7:2,4). Между тем пророк Божий видел, что опасность грозит прежде самим народам и вождям, наводящим страх на Иерусалим и Иудею; пророк знал, что союзники вооружаются, но видел и то, что к ним приближается страшная и неизбежная гибель; он говорит о погибели врагов с полной уверенностью и свое убеждение в том выражает двукратным грозным предостережением: «покоряйтесь!»... Так спокоен верный Богу, так решителен в слове вестник воли Божией, Исаия: он, не страшась земного могущества, желает, чтобы его грозное пророчество достигло пределов и царства Израильского, и более сильного царства Сирийского... 10. Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог ! (И иже аще совет совещаете, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог). Причина страха в народе Иудейском, это – коварные замыслы союзных царей; но что такое замыслы царей-людей? Человек может предполагать, что и как ему угодно; но не от него зависит совершить предположенное дело; то вполне зависит от воли Промыслителя. Господь не дозволяет человеку достигать своих планов, если они злонамеренны, особенно – если они касаются непосредственно дел Божиих в народе Божием. Так, не осуществятся и замыслы коварных царей на обладание престолом Давида, которому Господь обетовал правление «до века», и заговор против народа Иудейского, из среды которого явится знаменитый Потомок Давида, сын Девы – Еммануил; ибо в одном этом знаменательном названии Его разумению верующих дана надежда, что Бог всегда будет с родом Давида и спасет свой народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Одна из величайших трагедий в человеческой истории - уничтожение христианства в Ираке (сейчас уже большая часть Христиан была вынуждена покинуть страну), прошла почти незамеченной, а ведь почти две тысячи лет, при всех правителях, при всех, нередко трагичных поворотах истории, Христиане в Ираке жили - до тех пор, пока западные армии не явились, чтобы принести им свободу и права. То же является совершенно реальной перспективной и в Сирии - причем если США и Франция вмешаются на стороне своих исламистких друзей, такая перспектива станет практически неизбежной. США не защищали иракских Христиан и не собираются защищать сирийских, и, как прямо пишет американка Скотти Хьюз на сайте http://www.christianpost.com/ , “Кровь Христиан - на руках Обамы”. Но до тех пор, пока это не будет вести к серьезным политическим и репутационным издержкам, ни Обаму, ни других политических лидеров это не будет беспокоить. Их будут беспокоить права, или, вернее, требования, совсем других людей. Для Христиан, конечно, невозможны методы этих других людей - и тем более невозможны методы, которыми уважать себя заставили другие притесненные меньшинства. Но возможно - и необходимо другое. Со времен Макиавелли - вернее, гораздо раньше, Макиавелли просто первым написал об этом - политики пренебрегали моралью, но в то же время желали выглядеть моральными. Политику - будь то Обама или кто-то еще - может быть глубоко наплевать на участь сирийских Христиан, но он никогда не сможет на прямой вопрос сказать “да, мне нет дела до людей, которых изгоняют и убивают”. И вот эта необходимость для любого политика выглядеть моральным и дает возможность выступить в защиту притесняемых и потребовать, чтобы политики поступали сообразно декларируемым им ценностям. И поэтому слова Патриарха так важны - и сами по себе, и тем, что дают пример того, что нужно делать. Открыто выступать в защиту наших гонимых братьев и требовать соблюдения их прав. Как говорит Писание, “Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его” (Притчи 24:11,12).

http://pravoslavie.ru/64043.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010