Вот еще обетование счастья, состоящее в благотворном благословении родительском! Благословение родительское соединяется, как видим в Слове Божием, с особенными благами и распространяется на целое поколение детей, внуков и правнуков. Припомните при этом благословение Ноя Иафету: да распространит Бог Иафета! – и смотрите, это благословение и теперь, после нескольких тысяч лет, как сильно действует в потомках Иафета, европейцах, которые не перестают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы (ел. и речи Высокопреосвящ. Филарета, митр. Москов., ч. 1, стр. 277). Припомните историю патриарха Исаака, благословляющего сына своего Иакова, и самого Иакова, на смертном одре благословляющего детей своих. Сколько тут обетовании, простирающихся на все потомство детей Иаковлевых! Этот святой обычай благословлять детей сохраняется и в настоящее время. И ныне дети, почтительные к родителям, получают обетования счастья в благословении родительском; и ныне благословение отца утверждает домы детей. Но горе детям, которые, досаждая отцу и матери, навлекут на себя их неблагословение! Клятва матери разрушает (домы) до основания. По закону Моисееву, не уважающие родителей, злословящие их, не покоряющиеся отцу и матери предаваемы были смертной казни ( Исх. 21, 15 ). И это наказание совершалось всенародно, по общему приговору. Отец и мать выводили оскорбителя-сына на суд старейшин града своего и при собрании всего народа произносили обвинение; все присутствующее, взяв каждый по камню, бросали в оскорбителя и таким образом предавали его позорной смерти ( Лев. 20, 9 . Второз. 21, 18–21; 27, 16). Но прежде, нежели этот закон против непокорных и строптивых детей был записан Моисеем в книгу законов, он был записан в сердце человека; и Хам, живший прежде письменного закона, уже испытал на себе и своих детях бедствия клятвы родительской. Припомним эту историю. Ной после всемирного потопа насадил виноград, и когда виноград созрел, пил сок его и опьянел. Находясь под влиянием этого неизвестного дотоле напитка, Ной уснул в доме своем и лежал обнаженный. Непочтительный к отцу Хам, второй сын Ноя, заметив отца в этом положении, посмеялся и, как дерзкий сын, вздумал увлечь к тому же и братьев своих. Выйдя из отцовской палатки, он рассказал своим братьям о положении родителя, думая, что они примут участие в его насмешке; но добрые, почтительные к отцу сыновья лишь только услышали об этом, взяли одежду и, положив ее оба на плечи свои, пошли в палатку, оборотившись спиной к отцу, и покрыли его одеждой. Патриарх, проснувшись, узнал о поступке сыновей своих и проклял Хама в лице сына его Ханаана, сказав: проклят Ханаан! Раб рабов будет он у братьев своих!.. И это проклятие доселе тяготит над сынами Хамовыми...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Вся вам любовью да бывают. «Все у вас да будет с любовью». Да не будет, между вами несогласий и разделений; да не будет между вами ни вражды, ни ненависти, ни зложелательства. Всех да одушевляет христианская любовь, и всех вас она да соединяет и руководит во всех делах ваших и во всех ваших взаимных отношениях. Что ни делаете вы одни для других, или одни по отношению к другим, все это делайте с любовью, как прилично делать детям одного Отца небесного, членам одного тела, которого глава Христос Спаситель. Молю же вы, братие: весте дом Стефанинов, яко есть начаток Ахаии, и в служении святым учиниша себе: 16. Да и вы повинуйтеся таковым, и всякому споспешествующу и тружающуся. «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаниново, что оно есть начаток Ахаии, и что они посвятили себя на служение святым). Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся». Желая благорасположить Коринфян в пользу известного христианского семейства Стефанинова, Павел наперед указывает на достоинство этого семейства. «Вы знаете, говорит, семейство Стефаниново, что оно есть начаток Ахаии, т. е. что это семейство первое в Ахаии уверовало в Иисуса Христа ( Рим.16:5 ), и что члены этого благочестивого семейства посвятили себя на служение святым, т. е. верующим в Иисуса Христа, приняли на себя попечение о бедных, больных, странных, заключенных в темницы и о других христианах, имеющих нужду в помощи. «Будьте и вы почтительны к таковым». Оказывайте таковым внимание, услужливость; подражайте им и помогайте делать добро ( 1Петр.5:5 ). «И ко всякому содействующему и трудящемуся». Говоря о семействе Стефаниновом, Апостол дает наставление оказывать такое же внимание, такую же услужливость и другим, которые оказывают участие в подобных добрых делах, и трудятся на пользу другим во славу Христа Спасителя. Св. Златоуст говорит о семействе Стефаниновом: «Еще в начале послания он упомянул об этом, когда сказал: крестик же и Стефанинов дом ( 1Кор.1:16 ), и теперь называет его начатком не только Коринфа, но и всей Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии. Вы, говорит, знаете, и не нуждаетесь в научении от меня. Семейство Стефаново называет начатком Ахаии или потому, что оно первое уверовало, или потому, что вело и жизнь прекрасную; ибо начаток всегда должен иметь превосходство пред тем, чему служит началом. Ахаией называет Элладу. И что они посвятили себя на служение святым. Они определили и посвятили себя на принятие верующих нищих и на служение им, и не по принуждению от других, но по своей собственной воле. Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. То есть участвуйте с ними и в денежном иждивении и в телесном служении. И не сказал просто: содействуйте, но: будьте почтительны, заповедуя усиленное послушание. А дабы не подумали, что благоприятствует одному только Стефану, прибавляет: и ко всякому содействующему и трудящемуся, - в чем? в служении святым. Ибо все таковые достойны чести; да и они в таком случае будут сносить труд свой мужественнее. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше. Они сообщили Павлу известия о разделениях и о прочих погрешностях в Коринфе. Быть может, чрез них-то и уведомили его домашние Хлоины (1Кор.1:11). Поскольку естественно было, что коринфяне ожесточились против них, то он сдерживает их, говоря, что они восполнили отсутствие ваше, то есть пришли вместо всех вас, и ради вас предприняли ко мне такое путешествие. Ибо они мой и ваш дух успокоили. Объявляет, что его спокойствие есть их спокойствие. Поскольку же они успокоили меня, а мое спокойствие для вас самих полезно, то с вашей стороны да не будет заявлено ничего неприятного им самим. Почитайте таковых. То есть почитайте их. Приветствуют вас церкви Асийские. Членов Христовых соединяет чрез приветствие, по всегдашнему своему обыкновению. Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. У них остановился, потому что и сам занимался деланием палаток (Деян.18:1-3). Примечай их добродетель в том, что они сделали дом свой церковью, устроив в нем собрания верных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

Глава 22 Речь Павла к народу (1–21). Новое возбуждение народа, допрос Павла тысяченачальником, собрание Синедриона (22–30) Деян.22:1 .  Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед­ вами. «Мужи, братья и отцы!» Почтительное обращение ко всем присутствующим (ср. Деян.7:2 ). «Мое оправдание» – против обвинений, взведенных малоазийскими иудеями ( Деян.20:27–28 ). Деян.22:2 .  Услы­шав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли. Он сказал: См. Деян.21:40 , прим. Деян.22:3 .  я Иудеянин, родив­шийся в Тарсе Киликийском, воспитан­ный в сем городе при ногах Гамалиила, тщатель­но наставлен­ный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне. Довольно подробное изображение Павлом своего происхождения, воспитания и первоначального направления имеет целью показать, что, вопреки взведенным обвинениям, он по самому рождению принадлежит к народу иудейскому, по воспитанию своему связан тесными духовными узами с Иерусалимом и отличался направлением самым строгим, фарисейским, преданным закону и враждебным христианству. «Иудеянин, родившийся в Тарсе» (ср. Деян.9:11 и паралл.), – хотя и родился не в Иерусалиме и не в Палестине, а в городе языческом, однако же – от иудеев: этим опровергается обвинение, что он учил всюду «против народа сего» ( Деян.21:28 ). «Воспитанный в сем городе» – т. е. Иерусалиме, центре иудейской народности; этим подчеркивается, что если бы даже по своему рождению вдали от Иерусалима Павел мог быть недостаточно привязан к родному народу, то воспитание в Иерусалиме с детства ( ανατεθραμμνος) во всяком случае должно было завязать в нем узы неразрушимой связи с общеиудейской столицей и родным народом. «При ногах Гамалиила» – этого знаменитейшего фарисейского учителя ( Деян.5:34 и дал.). Это еще более сильное ручательство за иудейство Павла – не только по происхождению, но и по настроению. Выражение означает также почтительное отношение ученика к уважаемому учителю, «постоянство, рачение, усердие к слушанию и великое уважение к этому мужу» со стороны Павла (Златоуст, ср. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иродиане могли подойти к Спасителю, не возбуждая подозрений в своих злых замыслах. Но фарисеи, непременно желавшие вывести Его из Себя, не явились к Нему лично. Они послали некоторых из своих младших учеников (Мф. XXII, 16), таких же мастеров лицемерия, которые должны были приблизиться к Нему с видом невинной простоты людей, желавших научиться. Они, очевидно, намерены были ввести Иисуса Христа в заблуждение, как будто между ними и иродианами возник спор и будто они желали бы закончить его, а потому и представляют предмет спора на окончательный и высокий суд великого Пророка. Они подошли к нему осторожно, почтительно, вежливо. Учитель! — сказали они с льстивою серьезностью, — мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Они как будто хотели пригласить Его без страха и беспристрастно, конфиденциально высказать перед ними Свое мнение в качестве частного человека; как будто они и в самом деле желали узнать, какого Он держится мнения, чтобы руководиться этим мнением в нравственном вопросе практической важности; и как будто были уверены вполне, что .Он один может разрешить беспокоившие их сомнения. Но за этой змеиной лестью сейчас же показались ядовитые зубы. Итак, скажи нам, если Ты столь мудр, столь правдив, столь мужествен, скажи нам: позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам, или не давать? Подушный налог, столь всем нам ненавистный, но законность которого поддерживают иродиане, — должны мы платить его или нет? Кто из нас прав? Те ли, которые тяготятся налогом и отказываются платить, или иродиане, признающие его? Спаситель должен был, по мнению фарисеев, ответить что-нибудь одно: либо " да " , либо " нет " . Не было, по-видимому, возможности уклониться от ответа на столь ясный вопрос, предложенный так осторожно, искренно и почтительно. И однако любой ответ мог повлечь за собой серьезную опасность. Если б Господь сказал, что подать законна и что платить ее необходимо, то, конечно, со стороны иродиан Он не встретил бы никаких возражений, так как они держались того же мнения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Как никакая любовь в сотворенном мире не может сравниться со взаимною любовью Божественных Ипостасей, так и никакое послушание не может сравниться с Их взаимным послушанием. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. – Да будет воля Твоя. Не являют ли слова сии совершенного послушания Сына Отцу? – Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, – сказал Господь Иисус Христос при воскрешении Лазаря; а позднее Он однажды воскликнул: Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю ( Ин.11:41–42, 12:28 ). Не являет ли все сие совершенного послушания Отца Сыну? – Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ...да пребудет с вами вовек. – Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.16:7, 14:16, 15:26 ). И действительно, в пятидесятый день по Воскресении Утешитель Дух истины сошел на тех, кому был обетован. Не являет ли сие совершенного послушания Духа Святаго Сыну? То спасительное правило, кое апостол Павел повелевает выполнять всем верным: ...честию друг друга больша творяще – в почтительности друг друга предупреждайте ( Рим.12:10 ), – в совершенстве осуществлено между Ипостасями Святой Троицы. Каждая из Ипостасей старается в почтительности предупреждать Две Другие; как и Каждая желает послушанием умалиться пред Двумя Другими. И если бы у Каждой из Божественных Ипостасей не было сего сладчайшего и святого устремления даровать Свою честь Двум Другим и умалить Себя послушанием, то по бесконечной любви, которую Каждая из Них имеет к Каждой, Троичность Божества утонула бы в некоей безразличности Ипостасей. Итак, по безграничной любви Бога Духа Святаго к Богу Сыну Дух Святый с безграничным послушанием поспешил исполнить волю Сына и сошел в предопределенное время на апостолов. Бог Сын твердо знал, что Бог Дух Святый послушает Его, потому Он так твердо и обещал Его сошествие на апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но Иисус Христос проник их злой умысел, и кому неизвестно, как Он победоносно ответил на лукавый вопрос? Но прежде чем запутать Иисуса Христа в расставленных Ему сетях, враги Его притворились почитателями Его, готовыми благоговейно выслушать от Него ответ: «Учитель!» говорили они, «мы знаем, что Ты справедлив и истинно пути Божии учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо» ( Мф.22:16 ). Какие мягкие и учтивые слова! Но вместе как они ядовиты, как злонамеренны! К прискорбию, немало и среди христиан подобных учтивых зложелателей. На словах они почтительны к вам, а в сердце куют вам зло. Редкие могут догадаться, что под маской доброжелательства скрывается зложелательство, и попадают в изрытую для них яму. – Итак, не всякою почтительностью должно дорожить. Надо быть крайне осторожным, чтобы не сделаться жертвой гнусного обмана зложелательных людей. Будем помнить, что почтительность наружная имеет цену только в соединении с внутренней, и если «других мы а не состоянии удержать от лицемерной почтительности, по крайней мере будем удерживать от ней самих себя и, следуя заповеди апостола, будем предупреждать в почтительности друг друга. О хлебных неурожаях Поучение в неделю 8-ую по Пятидесятнице Прием пят хлеб и обе рыбы, благослови и преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом. И ядоша ecu и насытишася. ( Мф.14:19, 20 ). Господь Иисус Христос, дающий пищу всякой твари всемогущею силою своею насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч народа. Чудо поразительное! Но Господь Иисус вчера и днесь, той же и во веки. Он всегда может совершать и совершает подобные чудеса по молитве верующих. Так нередко бывает, что поля, тщательно обработанные и удобренные, поражаются продолжительною засухою, небо делается медяным, земля превращается как бы в камень, нет ни дождя, ни росы. Или же произрастание на полях поедаются червями, иногда саранчой. Труды земледельческие делаются тщетными. Но милосердый Господь Иисус нередко чудесным образом спасает от неурожая и голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Он связывает Исаака, и что мы видим? В конце Книги Бытия люди клянутся страхом Исаака. Сказано: Иаков поклялся страхом отца своего Исаака (Быт. 31, 53). Почему они не клянутся послушанием Авраама? Почему они клянутся страхом Исаака? Потому что Исаак, которого связали и положили на жертвенные дрова, в этот момент не думал о смерти, он не думал о жертвенном каменном ноже, он не думал об огне, который был в руках отца. Он боялся в этот момент ослушаться отца своего! Вот что такое «страх Исаака». Этот страх приводит нас в священный трепет, когда мы говорим о нем. Он боялся в этот момент не смерти, он боялся ослушаться своего отца и нарушить Божию заповедь: Почитай отца твоего (Исх. 20, 12). Вот почему страх его – священный. И потом люди клялись страхом Исаака. Это не паника в человеческом понимании этого слова, это именно богобоязненность (страх Божий). Так как почтительное отношение к родителям означает почтительное отношение к Богу, Который и есть всеобщий Отец! И, самое удивительное (!), в действительности здесь в лице Исаака приносится в жертву весь еврейский народ, включая, по плоти, и Господа нашего Иисуса Христа. Если Исаак сейчас будет убит – ни один еврей, кроме Авраама, не появится на земле! Весь народ, включая пророков Божиих, псалмопевца Давида, предка по плоти Господа нашего Иисуса Христа, Деву Марию и двенадцать апостолов, положен в этом Исааке на жертвенные дрова, и нож поднят уже! И страх, священный страх Исаака, который он испытывал в этот момент… Это очень трагическое событие, о котором мы читаем. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего (Быт. 22, 10) – и всех его возможных потомков. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам ! (Быт. 22, 11) Я как-то вам уже объяснял, что повторение имени свидетельствует об особом Божием отношении: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 4; 22, 7; 26, 14). Или: Самуил, Самуил! (1 Цар. 3, 10), когда Бог призывал пророка, отрока, служившего Ему при Илии. Или, например, из середины горящего куста: Моисей! Моисей! (Исх. 3, 4).

http://pravoslavie.ru/109426.html

Так, ставя в полную растерянность знатоков Писания, Иисус показал, что люди, опираясь только на Предания или даже на Писание, мало что понимают в истинной сущности Мессии как такового. А следовательно, и мало что понимают в Вести Самого Иисуса Христа. b) Гибельный образ жизни (Мк.12,38–40; Мф 23,1–12; Лк 20,45–47). 38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, 39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, – 40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение. Здесь высказан второй ответ на вопрос, почему Иисуса Христа многие не могли и не могут понять. Когда Евангелист Марк приводит отрицательную характеристику ученым книжникам, он вовсе не хочет просто предложить нам, живущим сегодня, характерный образ книжников вообще и предостеречь от учености вообще. Мы неверно поняли бы его, если бы мы приняли эти стихи основанием нашего суждения об иудейских книжниках: мол, все они были такими! Напротив, последующие слова призваны предостеречь нас не от учености как таковой, но от совершенно определенного образа жизни : Некоторые важничающие книжники любили ходить в длинных одеждах, полы которых волочились по земле. Это было признаком значительности: в такой одежде человек не мог ни торопиться, ни работать – в ней ходили люди праздные и всеми уважаемые. Но, может быть, здесь речь о несколько ином. В соответствии с Законом 60 иудеи носили кисточки по краям верхней одежды, которые должны были напоминать им, что они являются избранным Богом народом. Вполне возможно, что книжники носили слишком большие кисти, чтобы подчеркнуть свое особое положение 61 . Как бы там ни было, некоторые нескромные книжники любили одеваться так, чтобы привлечь к себе внимание. Они любили, чтобы люди приветствовали их на базарной площади уважительно и почтительно. Сам титул равви значит, «учитель мой». Такое обращение льстило их тщеславию. Книжники также любили сидеть в синагоге впереди всех, на скамье, на которой сидели все почтенные люди, и которая стояла перед ковчегом завета, где хранились книги Священного Писания. Сидевших на этой скамье нельзя было не заметить, все прихожане почтительно взирали на них. На пирах книжники любили возлежать на самых почетных местах: иерархия тогда на пирах строго соблюдалась. Первое место было по правую руку от хозяина, второе – по левую, и далее тоже в определенном порядке. Важность человека в обществе легко можно было определить по занимаемому месту. Упаси Бог занять не свое место!

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Таков смысл приветственного молитвословия к Богоматери, столь часто повторяемого нами. Впрочем, дело не в том только, что означают сами в себе сии слова, но и в том, что они выражают в нас самих, когда мы их произносим. Выражают ли они любовь и благоговение наше к Богоматери, произносятся ли от сердца, чувствующего глубокую потребность восхвалить Честнейшую херувим, или это одни холодные приветствия, подобные мирским изъявлениям вежливости, дело долга, обычая, принятого Церковью и поддерживаемого одним приличием. Не хорошо, если кто, без всякого сердечного сочувствия к славе Богоматери, произносит, или слышит произносимые восклицания в честь её. И в житейском быту начальники не всегда дорожат внешними выражениями почтения к ним подчиненных, различными поздравлениями с той, или другой радостью, если с этими выражениями, или поздравлениями не соединяются доказательства искренней преданности и любви. Итак, если в земных отношениях выражения почтительности к высшим имеют цену только при сердечном сочувствии к ним: тем паче приветственные славословия в честь Богоматери должны быть одушевлены сердечной любовью и глубоким благоговением к ней. В земных отношениях часто, впрочем, случается, что или тщеславие, довольствующееся одними внешними знаками уважения, или неведение не различают искренней почтительности от простой учтивости и лести. Но на небе сего не может быть: не может быть, чтобы небожители, осиянные истинной славой, дорожили изъявлениями одной внешней почтительности, чтобы те, которые отчасти по отрешению от плоти, отчасти по особому действию просвещающей благодати, озарены высшим, обширнейшим ведением, – обманывались в различении искренних и неискренних приветствий. Итак, доколе наши приветствия в честь Богоматери произносятся устами не от избытка сердца, пусть никто не надеется угодить ей ими. Впрочем, кроме искренности, требуются и другие условия, чтобы сии приветствия были угодны Богоматери. Отец семейства может ли быть доволен выражениями любви и почтительности сына своего, хотя бы они исходили от искреннего сердца, если сын этот ведет жизнь порочную и худыми делами причиняет скорбь родительскому сердцу? И Богоматерь не может быть довольна нашим приветственным славословием, хотя бы оно казалось искренним, если сие славословие исходит от души, погрязшей во грехах и не раскаивающейся. Не красна похвала в устах грешника. Доколе он не покажет исправления, славословия его только огорчат Богоматерь. Итак, если не хотим огорчать Богоматерь нашими хвалами, будем ревновать об исполнении заповедей Божиих и подражать её совершенствам; подражание её непорочности, её смирению, её безграничной преданности в волю Божию, вот что паче всего Ей приятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010