Знаешь ли, кто начальник лжи? Уйди от нас! Уйди даже из пределов афонских и возвратись к твоей матери! Уже третью ночь она смущает меня своими жалобами. Горе тебе, если и меня ослушаешься». Лука неподвижно стоял перед начальником, потупив глаза и заливаясь слезами. Сжалился над ним настоятель и ласково, кротко сказал ему: «Сын мой! Теперь непременно возвратись к матери, а после Сам Господь устроит доброе твое намерение: я вижу, что молитва матери твоей имеет великую силу у Бога. Иди с миром в свой дом и помни, что без благословения родительского ничего не должно предпринимать». Таким образом, по совету настоятеля блудный Лука отправился в дом родителей. Кто может описать удивление и радость Еворосинии?! Она то обнимала своего сына, то возводила очи на небо, воздавая благодарение Богу за исполнение молитвы, то снова лобызала сына... Святой Лука пробыл у матери четыре месяца; но душа его стремилась к Богу и жизни безмолвной. Испросив позволения у матери, он удалился в пустыню. Богобоязненная Евфросиния благословила его, ибо знала, что Бога должно почитать и любить больше, нежели родителей (сост. по Чет. Мин., 7 Февраля, свящ. Н. Успенский ). Обязанности, предписываемые пятой заповедью Многозначительность заповеди, легкость ее исполнения и угрозы за ее нарушение обязывают нас и побуждают к точнейшему и строжайшему соблюдению ее. Для этого надо знать, какие особенные обязанности предписывает пятая заповедь в отношении к родителям под общим наименованием почитания их. Пятая заповедь предписывает: 1) почтительно обходиться с родителями; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти, как и при жизни, молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные Закону Божию и гражданскому (Простран. Христ. Катехиз.). О каждой из этих особенных обязанностей, предписываемых пятой заповедью, кратко поговорим. Пятая заповедь предписывает, во-первых, почтительно обходиться с родителями. Почтительное обхождение требует, чтобы не только каждое действие в отношении родителей было проникнуто вежливостью, предупредительной услужливостью, кротостью и незлобием, но чтобы и каждое слово было выражением любви, почтения и глубокой к ним признательности.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

548. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ПОРОЧНЫЕ ДЕЛА ОСОБЕННО ГРЕШНЫ? Те, кто в праздники позволяют себе легкомысленные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье,— оскорбляют святость праздников. Если невинные и полезные работы не сообразуются со Святыми днями, то тем более — дела бесполезные, плотские и порочные. 549. ОСУЖДАЕТ ЛИ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ПРАЗДНОСТЬ И РАССЕЯННОСТЬ? Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в будни не работает, а занимается бездельем и пустым времяпрепровождением. О пятой заповеди. 550. КАК СВ. ПИСАНИЕ УЧИТ ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ? Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак 12:43-44; Иер 35:18-19; Св. Иоанна Дамаскина. Слово об усопших). 551. НАСКОЛЬКО ТЯЖЕК ГРЕХ НЕПОЧТЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ? Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх 21:16). 552. ПОЧЕМУ К ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ ПРИСОЕДИНЕНО ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ? Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни. 553. КАКИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ? Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт, гл. 27). Благословение отца утверждает домы детей (Сир 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном. 554. ПОЧЕМУ В ЗАПОВЕДЯХ О ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УПОМИНАЮТСЯ РОДИТЕЛИ?

http://sedmitza.ru/lib/text/432178/

Еф.6:1–4 ), а только еще более одухотворит их и возвысит. Дети не должны позволять себе никаких грубых и укоризненных слов в отношении к родителям, всегда должны обходиться с ними почтительно и не терять к ним уважения, хотя бы даже они имели какие-нибудь недостатки, душевные или телесные. «Хотя бы отец и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей» ( Сир.3:13 ). Спаситель не имел греха, плотские же Его родительница и питатель были не безгрешны, однако это не помешало Ему почитать их ( Лк.2:51 ) и, надо полагать, также и за это пользоваться «любовью Бога и людей» (ст. Лк.2:52 ). Опасное заблуждение – почтительность поставлять в зависимость от нравственных только качеств носителей известных достоинств и в злобном недовольстве нравственной стороной их жизни отказывать в уважении к занимаемому ими служебному положению! Роковые последствия этой «переоценки всех ценностей» неисчислимы. Вечно поучительным уроком для детей должно оставаться известное событие из жизни патриарха Ноя, над которым, по случаю неосторожного опьянения его, позволил себе поглумиться один из его сыновей. На всем потомстве Хама тяготеет «проклятие» как следствие его преступления, и имя его осталось на все века и роды нарицательным именем непочтительного сына ( Быт.9:19–27 ). Замечательны и несравненны по своей моральной красоте и силе библейские примеры высокого до самоотвержения почитания детьми своих родителей. Нельзя без слез умиления читать повествование св. Библии о сыновней почтительности, напр., патриархов Исаака ( Быт.22 ), Иосифа ( Быт.37, 46–50 ) и др. Пример же чистейшей любви и самоотверженной преданности Руфи не к матери родной своей, а лишь к свекрови ( Руф.1:16–17 ; Руф.4:15 ), тем более замечателен, что взят не из Божьего «виноградника», а как бы случайно возрос на «диких» (ср.: Рим.2:17 ) полях Моавитских. Впрочем, и «в» современной языческой «тьме светит» благодатный «свет» ( Ин.1:5 ) благоговейного отношения детей к своим родителям, как это известно, напр., о китайцах 641 и индусах 642 Не говорим уже о христианской семье, весьма богатой достопочтенными образцами почитания родителей детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Вопрос прихожанина. Какие особенные должности предписывает пятая заповедь? Ответ Священника. Предписывает 1) почтительно обходиться с родителями; 2) повиноваться им, 3) питать и покоить их во время болезни и старости, 4) после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении душ их, и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и Гражданскому (Дамаск. слово о усоп.) 1051. Как должно судить о тяжести греха непочтения к родителям? Вопрос прихожанина. Как должно судить о тяжести греха непочтения к родителям? Ответ Священника. Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столько тяжек грех непочтения к ним, посему в законе Моисеевом за злословие против отца или матери положена была смертная казнь ( Исх.21:16 ). 1052. Необходимо ли молиться святым? Вопрос прихожанина. Необходимо ли молиться святым? Ответ Священника. Вместо моего ответа на сей твой вопрос, представляю тебе рассказ св. Григория Двоеслова о том, что нужно молиться святым; слушай! Он говорит следующее: «Чтобы возбудить в вас усердие молиться святым, я представлю вам, братия, один немаловажный случай, о котором мне рассказывали некоторые из верующих. Во время нашествия готфов, одна знаменитого рода жена часто ходила во храм мучеников. В один день, по выходе оттуда, она увидела в образе странников двух монахов, которые просили у нее милостыню. Лишь только она приступила к тому, чтобы подать им милостыню, как они, подошедши к ней, сказали: ты теперь подаешь нам милостыню, а в день праведного суда мы тебе сотворим милость, и сделаем все, что для тебя нужно. Испугавшись сего, она начала молиться, и залившись слезами пала ниц на землю. С того времени начала она еще усерднее ходить в церковь , и прилежнее молиться Богу. После сего не почитаю нужным уверять вас в будущей жизни; вы сами видите, небожители являются видимым образом. Господь, по милосердию своему к нам немощным, для уверения нас в будущей жизни, видимо посылает тех, коих принял к себе невидимо (Слово Гри. Двоеслова о необходимости молиться святым). 1053. Что предписывает пятая церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

544. Праздничные дни должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. 545. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела. 546. В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви, служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела христианской любви. 547. Но такие дела можно делать и в будни, и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те, по крайней мере, праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться же непременно следует каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела. 548. Те, кто в праздники позволяет себе нескромные игры (или развлечения), зрелища, светские песни, невоздержанностъ в пище и питии, весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не сообразуются с днями святыми, то тем более - дела бесполезные, плотские и порочные. 549. Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности. О пятой заповеди 550. Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти так же, как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие Закону Божию и гражданскому (2Мак.12,43-44; Иер.35,18-19. Прп. Иоанн Дамаскин, Слово об усопших).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

В. Как должно проводить праздничные дни по заповеди? О. Во-первых, не должно в сии дни работать или делать дела мирские и житейские; во-вторых, должно свято хранить оные, то есть употреблять на дела святые и духовные, во славу Божию. В. Для чего запрещено работать в праздничные дни? О. Чтобы беспрепятственнее употреблять их на святые и богоугодные дела. В. Что именно прилично делать в праздничные дни? О. 1) Приходить в церковь для общественного богослужения и поучения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвою и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть из своего имения и употреблять то на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и другие делать дела любви христианской. В. Не должно ли такие дела делать и в рабочие дни? О. Хорошо, кто может сие делать. А кому препятствует работа, тот, по крайней мере, праздничные дни таковыми делами освящать должен. Молиться же непременно должно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после оных, и, по возможности, при начале и окончании всякого дела. В. Что должно думать о тех, которые в праздники позволяют себе нескромные игры и зрелища, светские песни, невоздержность в пище и питии? О. Такие люди весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если даже невинные и для временной жизни полезные работы не сообразуются с днями святыми, то кольми паче дела бесполезные, плотские и порочные. В. Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то не осуждает ли она тех, которые ничего не делают? О. Без сомнения, осуждает тех, которые в простые дни не занимаются делами, приличными их званию, но проводят время в праздности и рассеянности. О пятой заповеди В. Какие особенные должности предписывает пятая заповедь в отношении к родителям под общим наименованием почитания их? О. 1) Почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти так же, как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противные закону Божиему и гражданскому ( 2Мак.12:4344 ; Иер.35:1819 . Иоанн Дамаскин . Слово об усопших).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Итак, пятая заповедь предписывает следующие " особенные должности в отношении к родителям: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им " . " Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно или полезно или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашею склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Которой бе повинуяся Иосифу древеделю " . " Но когда несчастный пример и желания родителей отвлекают (детей) от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела, противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению бессмертной души " , когда " родители или начальники требуют чего-либо противного вере или закону Божию, тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам Иудейским: аще праведно есть перед Богом вас послушати паче, нежели Бога судите. И должно претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало " (Деян. 4, 19). 3) Дети должны питать и покоить родителей во время болезни и старости " . " Когда ваши родители  требуют помощи, утешения, служения, между тем как вы сами в нужде, в скорби, в немощи: соберите последние силы ваши, забудьте свою скорбь для облегчения их скорби, разделите с ними последнюю крупицу и последнюю каплю. Вспомните Иисуса, среди мучений крестных пекущегося о спокойствии Своей Матери " . 4) " После из смерти так же, как и при жизни молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому " (2 Мак. 12, 43. 44; Ир. 35, 18. 19; Иоанн Дамаскин слов. о усопш.). " Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устрояет благополучие почитающих родителей своих на земле, к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном " . " Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столь тяжек грех непочтения к ним.

http://zavet.ru/deti/filaret.htm

О. Можно употреблять имя Божие с благоговением в молитвах, в учении о Боге, в присягах, требуемых начальством для засвидетельствования истины, и тогда, когда произносим обеты пред Богом. В. Кто грешит против сей заповеди? О. Клятвопреступники, клянущиеся именем Божием во лжи, богохульники и ропщущие на промысел Божий. В. Что требуется от клянущегося, когда он нарушил клятву? О. Искреннее сознание пред начальством в нарушении клятвы, или в ея лживости, и благодушное перенесение за то наказания. В. Как произносится четвертая заповедь? О. Помни день субботный святити его, шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя: день же седмый суббота Господу Богу твоему. В. Что повелевает Бог сею заповедью? О. Заповедуя в течении шести дней седмицы заниматься делами своего звания, повелевает седьмой воскресный, также праздничные дни, учрежденные во имя Спасителя, в честь пресвятой Богородицы и Святых, посвящать на богоугодные дела, на молитвословие, особенно общественное в храме Божием, на вечерни, заутрени и литургии. В. Кто грешит против сей заповеди? О. 1) Не участвующие в такие дни в общественном богослужении без особенных, достойных извинения, обстоятельств. 2) Нарушающие святость дней праздничных работами, особенно тягостными, без крайней нужды. 3) Преимущественно же грешат те, которые оскверняют посвященные во славу Божию дни суетными забавами, объедением и пьянством. В. Из чего можно заключить, что нарушавшие эту заповедь приносят искреннее покаяние в таком прегрешении? О. 1) Когда кто вполне подчиняется уставам Церкви. 2) Когда кто охотно с радостью стремиться на все общественные богослужения, не только в воскресные, и праздничные, но и в обыкновенные дни, как скоро слышит призыв к богослужению. В. Какая пятая заповедь? О. Чти отца твоего и матерь твою: да благо ти будет и да долголетен будиши на земли. В. Что повелевает Бог сею заповедью? О. Почтительно обходиться с родителями, повиноваться им, питать их во время болезней и старости, а по смерти их молиться о спасении душ их.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

А кому препятствуют житейские заботы, тот по крайней мере праздничные дни должен освящать такими делами. Молиться же непременно нужно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них, перед началом и по окончании всякого дела. Сильно нарушается святость праздников, когда христианин дозволяет себе во дни, посвященные Господу Богу, нескромные игры и зрелища, светские песни, и невоздержанность в пище и питии. В самом деле, если запрещаются в праздники дела житейские, по существу невинные и для временной жизни полезные, то тем более запрещаются дела безполезные, порочные и зазорные. Пятая заповедь закона Божия читается так: Что отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Господь повелел почитать отца и матерь. Посему и должно: почтительно обходиться с родителями, повиноваться им, питать и покоить их во время болезни и старости, а после их смерти, как при жизни, молиться о спасении душ их и точно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому. Непочтительность к родителям относится к числу тяжелых грехов, как нечто противоестественное и Богу противное Посему в законе Божием, данном через пророка Божия Моисея, положена была смертная казнь за злословие отца и матери ( Исх. 11:16 ). Чтобы расположить людей к исполнению заповеди, столь важной для семейной и общественной жизни, Господь изрек и обетование долголетия и счастливой жизни почитающим родителей. И действительно, Бог, как показывают примеры древних патриархов и праотцев, дает особенную силу благословению родителей (прим. патриархов Ноя и Иакова). Посему древний еврейский мудрец и заметил: благословение отчее утверждает домы чад ( Сир. 3:9 ).Это значит, что Господь Бог особенно хранить жизнь и устрояет благополучие почитающих родителей на земле, а в загробной жизни дарует им блаженную жизнь со святыми. Заповедь о почитании родителей поставлена первой на второй скрижали, потому что родители естественно к нам ближе всех. Но под именем родителей разумеются и все те, которые в разных отношениях заступают нам место их: 1) Государь Император и отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором Он есть Отец, а подданные – дети Его и отечества; 2) пастыри и учители духовные, потому что они учением и таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; 3) старшие возрастом; 4) благодетели и 5) начальствующие в разных отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

День воскресный в Церкви празднуется изначально. В книге Деяний упоминается о собрании христиан, «во едину от суббот», то есть в первый день недели – воскресенье ( Деян.20:7 ). О праздниках Важнейших праздников 12 (поэтому они называются великими и двунадесятыми). Они установлены в память о важнейших событиях Воплощения Сына Божия; и в честь Пресвятой Богородицы. Таковы следующие праздники: Посты Важнейший православный пост – это Великий пост, Четыредесятница. Он продолжается сорок дней, потому что Сам Господь Иисус Христос постился 40 дней (см. Мф.4:2 ). Другие посты – Рождественский, Успенский и святых апостолов, Петровский – учреждены для того, чтобы подвигом воздержания почтить праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а последний – для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для проповеди Евангелия ( Деян.13:3 ). Поститься положено также весь год в среду и пятницу. В среду – в воспоминание предания (предательства) Господа нашего Иисуса Христа на Страдание, а в пятницу – в память самого Страдания и смерти Его. О праздновании праздников В Праздничные дни не следует работать, т. е. делать дела житейские, которые возможно сделать в будничные дни; а следует совершать дела во славу Божию, а именно: молиться в церкви и дома, читать душеспасительные книги, беседовать о вещах благочестивых и спасительных; посвящать часть своего имущества на нужды Церкви и неимущих; посещать больных и заключённых, и делать другие дела любви христианской. Те, кто в праздники позволяют себе нескромные игры или развлечения и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питии – оскорбляют святость праздников. Тема 44. Декалог (5–10 заповеди) Обязанности по пятой заповеди Декалога Пятая заповедь предписывает почтительно обходиться с родителями; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания. К заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и долголетия. «Благословение отчее утверждает домы чад» ( Сир.3:9 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010