Так заповедь: не убий, запрещает не только убийство, самоубийство, всякое содействие к совершению сего злодеяния, непосредственное или посредственное, но и отдаленнейшие причины, который могут произвести убийство при известных обстоятельствах, или хотя не могут произвести убийства, но противны христианской любви к ближним, и могут ближнему причинить смерть ду­ховную; таковы следующие грехи: гнев, ненависть, злорадование или зложелательство, злословие или ругатель­ство и разные соблазны. Братия! Заповедь Божия, запрещающая вредить жизни ближнего, самым этим запрещением повелевает ис­кренно заботиться о сохранении жизни ближних и о благосостоянии их. Эту заботу всегда внушает нам истинная любовь к ближним. Одушевляемые сею лю­бовно, мы а) должны желать, чтобы другие жили счаст­ливо и благополучно; б) должны, по мере сил наших, быть готовыми оказывать пособие их благосостоянию; в) должны на самом деле охотно помогать их нуждам в бедности, в болезни и в других трудных обстоя­тельствах; г) должны с любовью утешать ближних, когда постигают их скорби и несчастья; д) когда знаем какие-нибудь опасности для жизни ближних, должны заботиться предостерегать их, и помогать им словом и делом безбедно выйти из опасного положения; е) должны со всеми обходиться кротко, благожелательно и назида­тельно; ж) оскорбления от других переносить с благодушным терпением; охотно примиряться с другими, прощая им обиды, и стараться благотворить врагам, побеждая благим злое. Родители, или заступающие место их! Вы должны не только сами стараться исполнять эти обязанности, но и внушать их детям вашим. Питайте в них любовь к ближним. Когда замечаете в своих детях гнев, ненависть, недоброжелательство к другим, или слышите бранное слово, или видите какой поступок, неприличный и соблазнительный для младших детей: старайтесь оста­навливать их и вразумлять. Внушайте им миролюбие, кротость, благожелательство ко всем; учите их, чтобы они обращались между собою и с другими ласково, веж­ливо, с старшими почтительно, удерживаясь от всякого неприличного слова и поступка; – чтобы они с ранних лет привыкли стыдиться неприличного дела и слова, и старались быть примером одни для других, особенно старшие дети для младших. Как счастливо то семей­ство, в котором все скромны, кротки, друг пред другом вежливы, благожелательны, друг другу услуж­ливы; в котором не слышно ни брани, ни взаимных обид или огорчений, а все живут во взаимной любви, как бы имея одну душу. Бог благословляет такое семей­ство, и благословение Божие утверждает его благоденствие. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

— Он знает всё, — говорили они про него. Но этого было недостаточно. Надо было еще говорить: «он любит всех!» В груди этого ученого человека билось чудное, ангельское сердце. Как бы ни было, ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них даже своей жизни. У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. Денег не брал, и, странное дело, когда у него умирал пациент, то он шел вместе с родственниками за гробом и плакал. И скоро он стал для города так необходим, что жители удивлялись, как это они могли ранее обходиться без этого человека. Их признательность не имела границ. Взрослые и дети, добрые и злые, честные и мошенники — одним словом, все уважали его и знали ему цену. В городке и в его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом. Выходя из своей квартиры, он никогда не запирал дверей и окон, в полной уверенности, что нет такого вора, который решился бы обидеть его. Часто ему приходилось, по долгу врача, ходить по большим дорогам, через леса и горы, где во множестве бродили голодные бродяги, но он чувствовал себя в полной безопасности. Однажды ночью он возвращался от больного, и на него напали в лесу разбойники, но, узнав его, они почтительно сняли перед ним шляпы и спросили, не хочет ли он есть. Когда он сказал, что он сыт, они дали ему теплый плащ и проводили его до самого города, счастливые, что судьба послала им случай хотя чем-нибудь отблагодарить великодушного человека. Ну, далее, понятное дело, бабушка рассказывала, что даже лошади, коровы и собаки знали его и при встрече с ним изъявляли радость. И этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, в одно прекрасное утро был найден убитым. Окровавленный, с пробитым черепом, он лежал в овраге, и бледное лицо его выражало удивление. Да, не ужас, а удивление застыло на его лице, когда он увидел перед собою убийцу. Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? Судьи, которые производили следствие и осматривали труп доктора, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, но так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. Нужно предположить, что доктор в потемках сам упал в овраг и ушибся до смерти».

http://azbyka.ru/fiction/dushechka-sborn...

Ши, 40. Цзюнь, 41. Чжанъ. в. Перевод и объяснение китайских иероглифов вышеозначенных надписей в адресе и «Дуэй-лянь» Спрашиваем прежде – что значит «Бань-цза», «Бянь» в отличие от «Дуэй-лянь»? Китайцы весьма разборчивы в формальных выражениях своих чувств и мыслей по отношению к лицам того заслуживающим. А потому и предметы, на которых это выражается очень разнообразны по виду и употребляемым иероглифам. Китайское слово Лянь или Лянь-цзы значит занавеска или рамка; «дуэй-лянь» – параллельные изречения, двустишья, которые обыкновенно пишутся на узких продольных свитках; если «дуэй-лянь» вешается на стене, то называется «Кхуан-лянь»; она имеет на концах палочки, к верхней прикрепляется веревочка Шэн-цзы, для вешания Лян-цзы на гвозде, нижняя палочка служит вместо гири для отвеса или наматывания свитка. Занавеска с надписями или без них для вешания на столбах или дверях называется «Чжу-лянь». Если, во время траура при погребении или после, пишутся на »Лянь«, по голубому фону белые буквы в виде двустиший, тогда занавеска сего рода называется »Су-лянь« или »Ваньлянь». Есть много и других видов Лянь, имеющих свои отличия и названия. Противоположно свиткам, надпись собственного имени или посмертного известного лица, с присоединением ему известной похвалы, или стихов, с означением времени поднесения или устроения, называется «Бянь» или просто «Бань-цзы». Таблица с одним именем лица почившего называется Шень-чжу, Шэнь-вэй или Ши-бэй (если начертано на камне). Если »Бянь« хранится в храме или общественном зале, то называется «Бянь-тхан» или «Бань-цзы-тхан». Переходим к объяснению прочих иероглифов. 1. Надпись на деревянной доске »Бянь», окрашенной черной краской и расписанной золотыми иероглифами. Русская транскрипция иероглифов, и букв. значение в русском переводе. 1. Гун. () – Выражение чувства почтения к кому; обходиться любезно с кем; почитать, уважать; приятный, любезный, почтительный. 2. Цзи. () – Располагать; размещать, отделять, повествовать; история, летописи, анналы, хроника, год, период 12 годов, самый продолжительный 1430 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

«В видах дешевизны пересылки, а также, чтобы не завалить кабинета Вашего Высокопреосвященства, ворохом книг, я пересмотрел тщательно в которых есть ­статьи об архиепископе Тверском (Розанове), а именно, 18, 22 и 23. В конверте я их переслал в книжный магазин Нового Времени, предварительно условясь об отправке, для отправления к Вашему Высокопреосвященству с книгами, которые изволили назначить по реестру, приложенному к письму, от 8 февраля. Счет на книги, от 12 февраля 1887 г., 4639, на сумму 13 р. 20 к. при сем почтительнейше прилагаю». 16 ч. получил письмо из Харькова от протоиерея С. А. Иларионова: «Отношения Преосвященных Иерархов к Управляющим монастырями давно установлены и недоразумения не должны бы иметь места; но преосвящ. Геннадий есть исключение; для него обязательно должны быть определенные отношения. Чего проще, как временная командировка Викария править Епархиею до выздоровления местного Владыки, и, однако, оказалось, что в короткое время Полтавский Владыка Иоанн 325 без конвульсий не мог слышать имени Геннадия; а сей последний с ужасом вспоминал о командировке его в Полтаву; – так обострились отношения. Да мимоидет эта чаша скорбей от Вас! Преосвящ. Геннадий незлобивый, но есть углы, которых претереть нельзя, а надо обходить и все будет ладно. В Курске Казначей простой мужичок и сначала был под опалой Владыки Геннадия, а потом изучил его и так расположил, что в последнее время было ходатайство со стороны Владыки о награждении Казначея. Благословите, Высокопреосвященнейший Владыко, и помолитесь, да сподобит Господь меня и мое семейство наступающие дни четыредесятницы провести в христианском благочестии». 17­ ч. получил я из Кашина от Градского головы Н. И. Манухина телеграмму следующего содержания: «Старичок-батюшка Иван Дмитриевич Манухин, прослуживший церковным старостою 27 лет, помер, завтра (т. е., в среду) похороны; всем родным желательно, чтобы завтра поздняя заупокойная литургия была Златоустого. Отец благочинный протоиерей Илья Бухарев 326 без Вашего благословения на это не соглашается. Святый Владыко! Если возможно, будьте милостивы, разрешите литургию Златоустого».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Константинов писал Румянцеву: «Хан не только все дома, но и самого себя от нас всячески таит, показывая ежеминутно недоброжелательные виды; привязывается ко всякому слову, принимая самые искренние внушения в худую сторону; вербует тайно всякую сволочь под именем сейменов, раздает ружья и сабли, которые при истреблении отобранных у татар после мятежа оставил в своем серале; тогда он объявил кн. Прозоровскому чрез меня, что их не более двух сот, а теперь оказывается гораздо больше, да и все оружейники заняты починкою переданных им от хана сабель и ружей. Затруднения безмерные, и если б хан был в силах, то, понятно, не отрекся бы обнаружить всей злости в отношении к нам. Я никогда не ожидал от него такого памятозлобия; правда, что и дело (выселение христиан) для него оскорбительно; но такая долгая вражда и несклонность к исполнению монаршей воли отнимают надежду и на будущую приверженность его к высочайшим интересам». Румянцев написал Суворову (5 августа): «В таких особенно обстоятельствах, какие теперь, вы не должны отнюдь не подавать и малейшей причины хану к огорчению, но обходиться с ним ласково и почтительно, иметь к нему крайнее уважение для содержания его у татар в высокопочитании и потому стараться всячески успокоить его и правительство до времени, пока исчезнет возможность для турок получить помощь от татар. Соглашайте пользу, могущую быть от переселения христиан, с следствиями, какие могут от того произойти, особенно во время приближения турок к берегам крымским, чтоб не подать им больше повода к возмущению татар и к низвержению или совращению хана. «Характер хана, – отвечал Румянцев, – вам должен быть лучше, чем другим, известен: он собенность свою всему предпочитает, он оставлял отечество, имение ближних для осуществления своих намерений; и сколько я могу о нем судить, то хотя он не учен, но умен и старается всегда по настоящим событиям проникать в будущее; притом же он и татарин, а потому вы, особенно в настоящих обстоятельствах, отнюдь не должны вести свои счеты по наружному его поведению, но поступать по общим правилам своей должности и всячески стараться держать его и правительство на такой дороге, чтоб они отнюдь не могли иметь поползновения внимать лестным обещаниям турок».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Далее, если ему поручено взять и присягу с новоизбранного, то сей последний, преклонив пред ним колена, обещается быть верным и покорным бл. Петру Апостолу, римской Церкви, папе и его законным преемникам, не злоумышлять на их жизнь, не возлагать на них насильственно рук и вообще не обижать их каким бы то ни было образом, хранить вверенную ему тайну, защищать папство римское и коронные права (regalia) Петровы, почтительно обходиться с легатами апостольского седалища, сохранять, защищать, умножать и расширять права, почести, преимущества и власть римской Церкви, папы и его преемников, всемирно предотвращать и в возможной скорости предуведомлять папу о всех злоумышлениях против прав, чести, состояния и власти как его самого, так и римской Церкви, соблюдать правила отеческие и постановления, приказания и распоряжения апостольские (т. е. папские), преследовать и поражать еретиков, раскольников и мятежников против папы, являться по зову на Собор, посещать лично чрез определенное число лет 82 пределы апостольские (т. е. Рим), и давать отчет в своем пастырском служении и во всем, касающемся до состояния своей Церкви, духовенства и народа, или же, в случае законного препятствия, исполнять все это чрез нарочитого посла; не продавать, не дарить, не закладывать и вообще ни каким образом не отчуждать, даже с согласия капитула, но без обещания с Первосвященником римским, владений, принадлежащих его кафедре. Далее избранный прикасается обеими руками к тексту раскрытого Евангелия, которое держит на своих коленах рукоположитель, говоря: «так да поможет мне Бог и сии святые Божии Евангелия», а рукоположитель воссылает Богу благодарение. После присяги Святитель, сидя у престола, между двух епископов, производит избранному испытание: I. Хочет ли он – 1) Употребить все свое благоразумие для уразумения св. Писания, 2) Учить народ словом и примером всему тому, что он разумеет из св. Писания, 3) Почтительно принимать, изучать и хранить предания древних Отцов и постановления св. апостольского седалища, 4) Оказывать веру, подчиненность и повиновение бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

ТАБАК – лишний себе расход и лишний враг своему здоровью. О наказании за неправильное ТОЛКОВАНИЕ . Может быть, не один будет наказан за сомнения, произвольное толкование и понимание слова Божия по своему разумению, а не так, как учит нас понимать святая Церковь . Но будет уже поздно, ибо после смерти нет покаяния. Как же после этого некоторые самовольники осмеливаются толковать слово Божие по своему разумению? О ТАЛАНТАХ . Но много ли мы видим людей, которые бы действительно служили данными им благодатными дарованиями на пользу Святой Христовой Церкви? Не бывает ли часто, что люди совершенно уклоняются от этого святого дела и посвящают все свое время добыванию для себя и своей семьи денежных средств, которые бы обеспечили их существование? Они ссылаются на то, что не чувствуют в себе никакой способности к делам христианской любви, на которые призывает всех своих чад Святая Церковь . У Святитель Иоанн Златоуст советует УЧИТЬ больше с кротостью, нежели сурово и резко, ибо обличитель несносен для грешников 36 . Наилучшим УКРАШЕНИЕМ юности служит набожность. Она сохраняет сердца юношей в невинности, она оберегает их от недобрых мыслей. Вот почему и учит Екклесиаст: Помни Создателя твоего в дни юности твоей ( Еккл.12:1 ). В чем же обнаруживает себя истинная набожность? В том, что молодой человек не по одной только привычке, не для людских очей, не из страха заслужить упреки от старших молится, идет в церковь и исполняет все христианские обязанности, а находит в молитвенном общении с Богом свое высшее наслаждение. Иначе сказать: с юных лет он становится христианином не по принуждению, а от своего сердца, телом и душой. Что еще украшает молодость? Любознательность. Юноши должны запасаться в годы своей юности всякими полезными знаниями. В приобретении познаний они должны быть ненасытны, неутомимы. Где бы ни чаяли они научиться чему-нибудь полезному, пусть спешат туда, потому что учение есть такое сокровище, которое не горит на огне и не тонет в воде, которого злодей не украдет и червь не подточит. Учение возвышает человека в глазах добрых людей, оно дает ему земные блага, оно ведет их к вечному спасению. Читаем в Святом Евангелии святого апостола Луки: Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков ( Лк.2:52 ). Так и всякий юноша должен учиться и учиться. Что составляет третье украшение молодости? Степенность и добрые привычки. Нужно ли сказать слово или сделать дело, пусть юноша прежде обдумает, хорошо ли, разумно ли будет его слово или дело, чтобы потом не пришлось ему стыдиться, когда о том узнают другие. Лучше всего для юности поставить себе за правило раз и навсегда никогда не употреблять нечистых, скверных слов. Один очень опытный в жизни человек говорил: «С малых лет я привык обходиться со словами и со всеми почтительно». Что еще красит молодость? – Трудолюбие. – Что бы ни делать: себе или другим, за деньги или даром, по приказанию или по найму – все надо делать усердно и не терять ни дня, ни минуты напрасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

2714 Яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению – что Ты удостоил нас Твоей милости, чтобы выслушать учение. 2721 И исполнявши всякое животное благоволения – и наполняешь всякое живое существо дарами Твоей благости. 2727 и на путь спасения направи – поставь на тот путь жизни, который ведет ко спасению души и вечному блаженству на небесах 2728 При крещении каждому христианину православная Церковь дает имя одного из св. угодников Божиих, чтобы они молились о нас Богу, покровительствовали и помогали нам, и чтобы мы просили у них заступления и молитв пред Богом и подражали их житию. В день празднования памяти святого, христианин, носящий его имя, бывает именинник. День именин называется также днем тезоименитства (то же имя). 2732 Всякаго бо ответа недоумеюще – ибо никакого другого ответа дать не умея, мы, грешные, приносим Тебе, как Владыке, только эту молитву. 2747 крепкий в брани, превозмогающий на войне. Взбранной воеводе – превозмогающей на войне, дающей победу, Военачальнице. 2751 Приснодева – всегда дева; так называется Матерь Божия Мария, потому что Она, как была девою до рождения Спасителя, так и осталась девою после рождения. 2752 Да спасет Тобою души наша – чтобы Он спас ради Тебя (ради Твоего ходатайства за нас) души наши. 2771 Яко благословен еси – потому что Ты благословен. Молитва эта читается на часах в среду и пятницу Сырной недели и во всю Святую Четыредесятницу, кроме субботы и воскресения. 2794 На земли низу – внизу на земле. Не делай себе идола (статую) и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им. 2797 Помни день субботний – уважай день воскресный и вообще все праздники. Суббота до пришествия в мир Спасателя была днем святым, праздничным. Со времени же воскресения Христова ее заменили днем воскресным. 2800 Долголетен – долголетний – тот, кто живет много лет. Почитать родителей, значит повиноваться им, почтительно обходиться с ними, заботиться об их во время болезни в старости, молиться о них при жизни и по смерти их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3 . Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе. Третьею заповедью повелевает Бог почитать, как святыню, имя Его и произносить его с величайшим благоговением. Запрещаются этою заповедью грехи: богохульство или дерзкие слова против Бога; ропот на Него, кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или поругание, ложная клятва, нарушение обетов, данных Богу, и божба. Особенно тяжелое нарушение третьей заповеди составляет ложная присяга. Присягою называется клятвенное обещание, которое произносится в присутствии священника пред крестом и евангелием. Присягу должно принимать с благоговением и с твердым намерением не изменять ей. 4 . Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. Четвертою заповедью повелевает Бог один день в неделю святить, т. е. проводить свято, в таких делах, которые служат только к прославлению Бога. Таким днем для евреев была суббота, что значит: «покой», «отдых». Бог, окончив творение мира в шесть дней, в седьмой почил от дел Своих и людям повелел оставить на этот день все житейские дела и заботы. В христианской Церкви празднуется, как день покоя и отдыха, не суббота, а воскресенье, в память славного воскресения Спасителя. Шесть дней должно работать на себя и делать свои дела, а в воскресенье следует делать дела Божии: сходить в церковь , потом дома заняться молитвой и чтением священных книг, уделить из своих средств что-нибудь для бедных и в церковь , посетить больного. Так же нужно проводить другие праздники церковные, а также соблюдать посты. Против четвертой заповеди грешит тот, кто в будни не делает дел своих и работает лениво, а в праздники не делает дел Божиих и проводит время безчинно: в невоздержности, объядении, пьянстве и пр. 5 . Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Пятою заповедью повелевает Бог почитать родителей, т. е. почтительно обходиться с ними, повиноваться им, питать и покоить их во время болезни и старости, молиться за них при жизни и поминать их по смерти. Пятая заповедь касается и всех тех, кто в каком-либо отношении заступает на место родителей. Поэтому следует также почитать: Государя, потому что Он – отец народа; священников и учителей, потому что они научают нас, как нужно жить, чтобы быть хорошими людьми; всех старших, потому что они по опыту много знают и могут дать добрый совет; воспитателей и благодетелей за их великие заботы о нас; начальников, потому что они заботятся об общей безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

Отчего же в нашем обществе и в безыдейной литературе нашей не было заметно сочувствия ни к Nuю IX 159 , ни к кардиналу Ледоховскому 160 , ни к западному монашеству вообще, теперь везде столь гонимому? Вот бы в каком случае могли совместиться и христианское чувство, и художественное, и либеральное. Ибо, с другой стороны, католики – это единственные представители христианства на Западе (и об этом прекрасно писал тот самый Тютчев, который хвалил долготерпение русского народа 161 ); с другой – истинная гуманность, живая, непосредственная, не может относиться только к работнику и раненому солдату.  Человек высокого звания, оскорбляемый и гонимый толпою, полководец побежденный, подобно Бенедеку или Осман-паше 162 , может пробудить очень живое и глубокое чувство почтительного сострадания в сердцах неиспорченных односторонними демократическими «сантиментами». А поэзии, конечно, в папе и Ледоховском больше, чем в дерзком и в дюжинном западном работнике. Я думаю, если бы Пушкин прожил дольше, то был бы за папу и Ледоховского, даже за Дон Карлоса... 163  Революционная современность претворяет в себя постепенно всю ту старую и поэтическую разнообразную Европу, которую наш поэт так любил, конечно не нравственно-доброжелательным чувством, а прежде всего художественным, каким-то пантеистическим... Я вспоминаю одну отвратительную картинку в какой-то иллюстрации, кажется в «Gartenlaube» 164 : сельский мирный ландшафт, кусты, вдали роща, у рощи скромная церковь (католическая). На первом плане политипажа крестный ход; старушки набожные, крестьяне без шляп; в позах и на лицах именно то «смирение», которое и в нашем простолюдине в подобных случаях нас трогает. Впереди – сельское духовенство с хоругвями. Но эти добрые, эти «смиренные перед Христом» люди не могут дойти до Его храма. Поезд железной дороги остановился зачем-то на рельсах, и шлагбаум закрыт. Им нужно долго ждать или обходить далеко. Прямо в лицо священникам, опершись на перила вагона, равнодушно глядит какой-то бородатый блузник.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010