Итак, пятая заповедь предписывает следующие " особенные должности в отношении к родителям: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им " . " Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно или полезно или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашею склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Которой бе повинуяся Иосифу древеделю " . " Но когда несчастный пример и желания родителей отвлекают (детей) от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела, противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению бессмертной души " , когда " родители или начальники требуют чего-либо противного вере или закону Божию, тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам Иудейским: аще праведно есть перед Богом вас послушати паче, нежели Бога судите. И должно претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало " (Деян. 4, 19). 3) Дети должны питать и покоить родителей во время болезни и старости " . " Когда ваши родители  требуют помощи, утешения, служения, между тем как вы сами в нужде, в скорби, в немощи: соберите последние силы ваши, забудьте свою скорбь для облегчения их скорби, разделите с ними последнюю крупицу и последнюю каплю. Вспомните Иисуса, среди мучений крестных пекущегося о спокойствии Своей Матери " . 4) " После из смерти так же, как и при жизни молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому " (2 Мак. 12, 43. 44; Ир. 35, 18. 19; Иоанн Дамаскин слов. о усопш.). " Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устрояет благополучие почитающих родителей своих на земле, к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном " . " Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столь тяжек грех непочтения к ним.

http://zavet.ru/deti/filaret.htm

И слово Божие внушает нам это: «воздадите Кесарево Кесареви, и Божие Богови ( Мф.22:21 ), – Бога бойтесь, Царя чтите» ( 1Пет.2:17 ). Наше собственное благо требует этого. История представляет нам опыт того, что там, где восставали и восстают против царской власти, нет и спокойствия в обществе, взаимные распри и настроения. Таково явление новейшего социализма, стремящегося доказать пользу и необходимость равноправности всех, и, в самом принципе, отвергающего идею властвования одних над другими, но в существе своем имеющего зародыши внутреннего несогласия и разложения общества. В тесной связи с почтением к Царю находится и любовь к отечеству, или, так называемый, патриотизм. Кто любит свое отечество, тот, естественно, заботится о спокойствии и благоденствии его, к чему главным образом направлена предержащая власть, ограждающая его своими законами внутри и защитою извне. б) к постановленным от Царя властям Должно почитать их, как постановленных самим Царем для нашего блага, по его призыву заботящихся о нашем благосостоянии и спокойствии, так как на одних из них возложена обязанность заботиться о нашем воспитании, на других – о тихой и мирной жизни. И слово Божие, говоря, что нет власти, если не от Бога ( Рим.13:1 ), внушает нам: «воздавать всякому должное: кому подать – подать, кому оброк – оброк, кому страх – страх, кому честь – честь» ( Рим.13:8 ). С этой обязанностью весьма тесно вяжется наша обязанность к старшим по возрасту, к которым мы должны питать чувство уважения, и от которых, как более опытных людей, принимать советы добрые. Св. Апостол Павел ясно говорит об этом, повелевая Тимофею, епископу Ефесскому почтительно обходиться со старшим возрастом, как своими родителями. «Старца не укоряй, но умоляй, яко же отца, старицы, яко матери» ( 1Тим.5:1 ). Так как все люди с недостатками и слабостями, и те, к которым заповедь Божия внушает любовь и уважение, могут злоупотреблять своими правами в ущерб и стеснение других, то она также ограждает и права низших, внушая первым относиться к сим с тем же чувством любви христианской и предписывая обязанности а) родителям в отношении к детям, б) пастырям, в отношении к пасомым, в) Царю – к подданным, и властям к подчиненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

В. Как должно проводить праздничные дни по заповеди? О. Во-первых, не должно в сии дни работать или делать дела мирские и житейские; во-вторых, должно свято хранить оные, то есть употреблять на дела святые и духовные, во славу Божию. В. Для чего запрещено работать в праздничные дни? О. Чтобы беспрепятственнее употреблять их на святые и богоугодные дела. В. Что именно прилично делать в праздничные дни? О. 1) Приходить в церковь для общественного богослужения и поучения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвою и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть из своего имения и употреблять то на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и другие делать дела любви христианской. В. Не должно ли такие дела делать и в рабочие дни? О. Хорошо, кто может сие делать. А кому препятствует работа, тот, по крайней мере, праздничные дни таковыми делами освящать должен. Молиться же непременно должно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после оных, и, по возможности, при начале и окончании всякого дела. В. Что должно думать о тех, которые в праздники позволяют себе нескромные игры и зрелища, светские песни, невоздержность в пище и питии? О. Такие люди весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если даже невинные и для временной жизни полезные работы не сообразуются с днями святыми, то кольми паче дела бесполезные, плотские и порочные. В. Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то не осуждает ли она тех, которые ничего не делают? О. Без сомнения, осуждает тех, которые в простые дни не занимаются делами, приличными их званию, но проводят время в праздности и рассеянности. О пятой заповеди В. Какие особенные должности предписывает пятая заповедь в отношении к родителям под общим наименованием почитания их? О. 1) Почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти так же, как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противные закону Божиему и гражданскому ( 2Мак.12:4344 ; Иер.35:1819 . Иоанн Дамаскин . Слово об усопших).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

О. Можно употреблять имя Божие с благоговением в молитвах, в учении о Боге, в присягах, требуемых начальством для засвидетельствования истины, и тогда, когда произносим обеты пред Богом. В. Кто грешит против сей заповеди? О. Клятвопреступники, клянущиеся именем Божием во лжи, богохульники и ропщущие на промысел Божий. В. Что требуется от клянущегося, когда он нарушил клятву? О. Искреннее сознание пред начальством в нарушении клятвы, или в ея лживости, и благодушное перенесение за то наказания. В. Как произносится четвертая заповедь? О. Помни день субботный святити его, шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя: день же седмый суббота Господу Богу твоему. В. Что повелевает Бог сею заповедью? О. Заповедуя в течении шести дней седмицы заниматься делами своего звания, повелевает седьмой воскресный, также праздничные дни, учрежденные во имя Спасителя, в честь пресвятой Богородицы и Святых, посвящать на богоугодные дела, на молитвословие, особенно общественное в храме Божием, на вечерни, заутрени и литургии. В. Кто грешит против сей заповеди? О. 1) Не участвующие в такие дни в общественном богослужении без особенных, достойных извинения, обстоятельств. 2) Нарушающие святость дней праздничных работами, особенно тягостными, без крайней нужды. 3) Преимущественно же грешат те, которые оскверняют посвященные во славу Божию дни суетными забавами, объедением и пьянством. В. Из чего можно заключить, что нарушавшие эту заповедь приносят искреннее покаяние в таком прегрешении? О. 1) Когда кто вполне подчиняется уставам Церкви. 2) Когда кто охотно с радостью стремиться на все общественные богослужения, не только в воскресные, и праздничные, но и в обыкновенные дни, как скоро слышит призыв к богослужению. В. Какая пятая заповедь? О. Чти отца твоего и матерь твою: да благо ти будет и да долголетен будиши на земли. В. Что повелевает Бог сею заповедью? О. Почтительно обходиться с родителями, повиноваться им, питать их во время болезней и старости, а по смерти их молиться о спасении душ их.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

544. Праздничные дни должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. 545. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела. 546. В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви, служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела христианской любви. 547. Но такие дела можно делать и в будни, и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те, по крайней мере, праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться же непременно следует каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела. 548. Те, кто в праздники позволяет себе нескромные игры (или развлечения), зрелища, светские песни, невоздержанностъ в пище и питии, весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не сообразуются с днями святыми, то тем более - дела бесполезные, плотские и порочные. 549. Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности. О пятой заповеди 550. Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти так же, как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие Закону Божию и гражданскому (2Мак.12,43-44; Иер.35,18-19. Прп. Иоанн Дамаскин, Слово об усопших).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Святитель Филарет Московский Итак, пятая заповедь предписывает следующие особенные должности в отношении к родителям: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им. Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения… 3) Дети должны питать и покоить родителей во время болезни и старости. Когда ваши родители требуют помощи, утешения, служения, между тем как вы сами в нужде, в скорби, в немощи, соберите последние силы ваши, забудьте свою скорбь для облегчения их скорби; разделите с ними последнюю крупицу и последнюю каплю. Вспомните Иисуса, среди мучений крестных пекущегося о спокойствии Своей Матери. 4) После их смерти, так же как и при жизни, молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому. Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устраивает благополучие почитающих родителей на земле; к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует безсмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном. Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столько тяжек грех непочтения к ним. Посему в законе Моисеевом за злословие против отца и матери положена была смертная казнь. Святитель Филарет Московский Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите… Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; того, кто бьет отца и мать, пусть отлучат от Церкви… и пусть он умрет лютою смертью… Сын или дочь, непослушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневают отца или досадят матери.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnye-brak...

День воскресный в Церкви празднуется изначально. В книге Деяний упоминается о собрании христиан, «во едину от суббот», то есть в первый день недели – воскресенье ( Деян.20:7 ). О праздниках Важнейших праздников 12 (поэтому они называются великими и двунадесятыми). Они установлены в память о важнейших событиях Воплощения Сына Божия; и в честь Пресвятой Богородицы. Таковы следующие праздники: Посты Важнейший православный пост – это Великий пост, Четыредесятница. Он продолжается сорок дней, потому что Сам Господь Иисус Христос постился 40 дней (см. Мф.4:2 ). Другие посты – Рождественский, Успенский и святых апостолов, Петровский – учреждены для того, чтобы подвигом воздержания почтить праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а последний – для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для проповеди Евангелия ( Деян.13:3 ). Поститься положено также весь год в среду и пятницу. В среду – в воспоминание предания (предательства) Господа нашего Иисуса Христа на Страдание, а в пятницу – в память самого Страдания и смерти Его. О праздновании праздников В Праздничные дни не следует работать, т. е. делать дела житейские, которые возможно сделать в будничные дни; а следует совершать дела во славу Божию, а именно: молиться в церкви и дома, читать душеспасительные книги, беседовать о вещах благочестивых и спасительных; посвящать часть своего имущества на нужды Церкви и неимущих; посещать больных и заключённых, и делать другие дела любви христианской. Те, кто в праздники позволяют себе нескромные игры или развлечения и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питии – оскорбляют святость праздников. Тема 44. Декалог (5–10 заповеди) Обязанности по пятой заповеди Декалога Пятая заповедь предписывает почтительно обходиться с родителями; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания. К заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и долголетия. «Благословение отчее утверждает домы чад» ( Сир.3:9 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

А кому препятствуют житейские заботы, тот по крайней мере праздничные дни должен освящать такими делами. Молиться же непременно нужно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них, перед началом и по окончании всякого дела. Сильно нарушается святость праздников, когда христианин дозволяет себе во дни, посвященные Господу Богу, нескромные игры и зрелища, светские песни, и невоздержанность в пище и питии. В самом деле, если запрещаются в праздники дела житейские, по существу невинные и для временной жизни полезные, то тем более запрещаются дела безполезные, порочные и зазорные. Пятая заповедь закона Божия читается так: Что отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Господь повелел почитать отца и матерь. Посему и должно: почтительно обходиться с родителями, повиноваться им, питать и покоить их во время болезни и старости, а после их смерти, как при жизни, молиться о спасении душ их и точно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому. Непочтительность к родителям относится к числу тяжелых грехов, как нечто противоестественное и Богу противное Посему в законе Божием, данном через пророка Божия Моисея, положена была смертная казнь за злословие отца и матери ( Исх. 11:16 ). Чтобы расположить людей к исполнению заповеди, столь важной для семейной и общественной жизни, Господь изрек и обетование долголетия и счастливой жизни почитающим родителей. И действительно, Бог, как показывают примеры древних патриархов и праотцев, дает особенную силу благословению родителей (прим. патриархов Ноя и Иакова). Посему древний еврейский мудрец и заметил: благословение отчее утверждает домы чад ( Сир. 3:9 ).Это значит, что Господь Бог особенно хранить жизнь и устрояет благополучие почитающих родителей на земле, а в загробной жизни дарует им блаженную жизнь со святыми. Заповедь о почитании родителей поставлена первой на второй скрижали, потому что родители естественно к нам ближе всех. Но под именем родителей разумеются и все те, которые в разных отношениях заступают нам место их: 1) Государь Император и отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором Он есть Отец, а подданные – дети Его и отечества; 2) пастыри и учители духовные, потому что они учением и таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; 3) старшие возрастом; 4) благодетели и 5) начальствующие в разных отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В обыкновенной жизни люди почитаются за те или другие заслуги, оказываемые ими. Так, царь Артаксеркс высоко почтил Мардохея за одно то, что последний спас некогда ему жизнь. Но родители наши оказали нам не одну заслугу, не одно благодеяние, а бесчисленное множество заслуг и благодеяний. После Бога мы им обязаны высочайшим благом – нашей жизнью. Они же охраняли нашу жизнь, когда мы были малыми и беспомощными, заботились о нашем воспитании. Одним словом, родители суть величайшие благодетели наши, и как неисчислимы звезды небесные и песок морской, так неисчислимы, можно сказать, те благодеяния, которые оказали нам родители наши. Как же можно после этого не почитать их? Нет, добрые дети должны почитать их во все время жизни своей. Этого требует от них и Бог, и собственное чувство их. Но почитание родителей имеет различные виды, и потому мы должны определить здесь, какие особенные обязанности внушает нам пятая заповедь в отношении родителей под общим повелением почитания их. В катехизисе указываются следующие обязанности: во-первых, мы должны почтительно обходиться с родителями, во-вторых, повиноваться им, в-третьих, питать и покоить их во время старости, в-четвертых, после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, непротивные Закону Божию и гражданскому. Раскроем подробнее каждую из сих обязанностей. Итак, прежде всего мы должны почтительно обходиться с нашими родителями. Это будем делать, когда заботливо будем оберегать родителей от малейшей досады и неприятности и в обхождении с ними не будем позволять себе ни колкого слова, ни резкого ответа, и оскорбительного возражения, и противоречия, не будем показывать даже вида грубого и улыбки насмешливой. Так мы должны поступать всегда, хотя бы родители имели какие-либо слабости и недостатки, помня увещание премудрого Сираха: «Сын! делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо не слава тебе бесчестие отца; слава человека – от чести отца его, и позор детям – мать в бесславии». Сим и Иафет имели искушение оказать непочтение отцу своему, когда последний, опьяненный виноградным соком, лежал обнаженным у жилища своего. Но они не сделали этого, а, стараясь не видеть его, прикрыли наготу его, за что и низвели на себя благословение отца. Между тем, Хам посмеялся над наготою отца и за то был проклят. Примеры эти научают нас, как старательно мы должны заботиться о почтительном обхождении с родителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Взрослые и семейные люди, оказывая непочтительность своим родителям, подают худой пример своим детям. Справедливость этого можно видеть на таком примере. Некогда среди одного дикого племени, у которого был бесчеловечный обычай обессилевших стариков вывозить в лес, или в глубокий ров, и там бросать на седение зверям, сын отвез своего отца на лубке в глубокий ров и бросил его вместе с лубком же, а внучек, бывший при этом, достал лубок и принес его обратно домой. Когда отец спросил сына «для чего ты взял лубок из рва?», последний отвечал «когда ты, батюшка, состаришься, так на этом же лубке и я тебя отвезу под гору». Задумался отец над словами своего сына и под влиянием жалости к самому себе, снова дал приют своему престарелому, немощному отцу (Уроки и прим. стр. 249). Так, братие, справедливо, что непочтительные дети в своих собственных детях получают себе отмщение за своих родителей. Итак, братие, помня о том благословении, которое получат почтительные к родителям дети, а также и о тяжести греха непочтения к ним, будем свято исполнять заповедь Божию о почитании родителей. Теперь спрашивается, в чем состоит эта наша обязанность? Какие именно особенные должности предписывает нам пятая заповедь в отношении к родителям, под общим наименованием почитания их? Почитать родителей прежде всего значит, – почтительно обходиться с ними, т. е. не допускать в отношении в ним никаких грубых или укоризненных слов или поступков, но как в словах, так и на деле выражать свою любовь и уважение к ним. Так мы должны поступать всегда, даже и в случае, если бы родители и имели какие-нибудь слабости и недостатки. Древний благочестивый мудрец поучает «сын! прими отца твоего в старости его, и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение, и не пренебрегай им при полноте силы твоей. Оставляющий отца – тоже, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою ( Сир. 3:12–13,16 ). Св Писание в истории патриарха Ноя показывает нам пример того, как Бог благословляет детей, покрывающих слабости и недостатки родителей своих, и как наказуются от Господа те дети, которые, подобно Хаму, смеются над недостатками родителей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010