В постсоветское время музыка колоколов вернулась в жизнь России. Впервые после 70-летнего перерыва на Пасху 1992 года зазвучала главная звонница России – кремлевская колокольня Ивана Великого. В 1993 году на нее был поднят Большой Успенский колокол весом 4 тысячи пудов. В 1997 году были отлиты колокола для восстановленного храма Христа Спасителя, в 2004 году – Большой Царь-колокол для Троице-Сергиевой лавры. Теперь колокольный звон звучит и в мегаполисе, и в маленьком селе и, как и встарь, славит Бога. Постепенно возрождается и искусство литья церковных колоколов. В 1995г. основан Московский колокольный центр для подготовки церковных звонарей. В течение последних десятилетий проводятся всероссийские фестивали колокольного звона. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что Богослужение начинается с первым ударом колокола. Существуют разные виды церковного звона. Благовест – это мерные одиночные удары в один большой колокол. Потому и называется «благовест», что им возвещается «благая весть» о начале Богослужения. Он также сопровождает важнейшие моменты службы: например, на Литургии оповещает о чтении Евангелия и о совершении Таинства Евхаристии. Существуют различные виды благовеста: будничный или повседневный, постный, полиелейный, воскресный или предпраздничный, праздничный. Благовест к всенощному бдению особенно продолжителен – около 30 минут. Чем величественнее праздник, тем громче и чаще звучит благовест. Церковный устав считает благовест священнодействием, поэтому он сопровождается молитвенным чтением или пением в храме. После благовеста слышен трезвон – это звон во все колокола. Это праздничный звон в три приема с краткими перерывами между звучанием каждой части. Он звучит на всенощном бдении, Литургии, выражая радость и торжество Православия. Трезвон как вид русского искусства сложился в XYII веке. Праздничные звоны во все колокола («Красный звон») 4 исполняются при кафедральных соборах, в лаврах в Великие праздники и по случаю торжественных событий. Перезвон – поочерёдные удары в колокола - от большого до малого. Его совершают перед освящением воды в дни храмовых праздников и при погружении Креста в воду во время водоосвящения. Перебор, или погребальный звон, – это поочередные удары в колокола от малого до большого - раздается на Страстной неделе и сопровождает похороны христианина.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/24/...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Благовещение в Кремле или миссия через ТВ - Благовещение? Это когда Патриарх в Кремле голубей выпускает?.. Да, замечательно! Такая картинка! По всем каналам прошла, а Патриарх такой радостный, счастливый, и дети рядом с ним, повезло кому-то… Вот так, примерно так, наш непросвещенный соотечественник постигает церковный календарь и через сопутствующий обряд приобщается к церковным торжествам, к традиции, к собственной истории. В этой связи, очень кстати, вспоминается небольшое стихотворение А. С. Пушкина «Птичка»: В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны… В нашем случае не так уж и важно, Благовещение имел в виду поэт или Пасху. Пушкинская «Птичка» уже 15 лет витает в небе над нашим старым, Святым Кремлем именно на Благовещение. Виновником возрождения древней традиции стало общество «Радонеж», чем и привлекло внимание общества к возобновлению богослужений в Кремле. Сегодня ведь далеко не все знают, что в «музейных» соборах Кремля алтари закрыты: это свято, это – не музей. А в престольные праздники в небольших Кремлевских храмах совершается Патриаршее богослужение. В день Архангела Михаила – в Архангельском соборе, на Успение – в Успенском соборе… На Благовещенье – в домовом храме русских Царей – Благовещенском соборе. Будто и не было 70-летнего перерыва. Вериться, что так все и было: именно таким было богослужение на Благовещение в этом соборе в 1710, в 1810, и вот сейчас – 7 апреля 2010 года. На крыльце Благовещенского собора, выходящего на Соборную площадь Кремля, реальность XXI века: вкруг крыльца выстроилось десятка два телекамер. Все замерли в ожидании главной для ТВ картинки. Сейчас выйдет Патриарх и выпустит в небо восхитительных белых голубей. Красиво, зрелищно, «развлекательно», и это обойдет все каналы. Красивый обряд, сопровождающий радостный и полный надежд праздник Благовещения (а в нем - вдохновенное Начало всего, чем живет Православная вера) – это Миссия, это проповедь, которую слышит русский человек, еще не пришедший в храм.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/125...

В Нижегородской области будет возрожден Островоезерский монастырь Нижний Новгород, 16 апреля 2007 г. Первый после 70-летнего перерыва молебен совершен на месте старинного Свято-Троицкого Островоезерского монастыря города Ворсмы Нижегородской области. С сегодняшнего дня молебны здесь будут проходить ежедневно, передает Благовест-инфо . Территория обители временно будет иметь статус подворья Нижегородского Печерского мужского монастыря. Как сообщается на сайте Нижегородского Печерского монастыря, 14 апреля благочинный монастырей Нижегородской епархии архимандрит Тихон (Затёкин) посетил г. Ворсму, где встретился с Павловским благочинным, протоиереем Александром Долбуновым и местным настоятелем Казанской церкви. Во время встречи решалась возможность проживания при Казанской церкви монахов Печерского монастыря, которые ежедневно будут совершать в Свято-Троицком Островоезерском монастыре молебен. В Нижегородской епархии надеются, что старинный монастырь на острове удастся возродить. Троицкий Островоезерский монастырь расположен на одном из островов Ворсменского озера близ села Ворсмы Горбатовского уезда. Начало монастырю положил подвизавшийся здесь в конце XVI в. схимник Макарий. Строительство обители в XVII в. совершалось усилиями рода князей Черкасских. В монастыре находилась Казанская икона Божией Матери - дар Бориса Черкасского. Простояв около трехсот лет, монастырь прекратил свое существование в тридцатые годы XX века, а в пятидесятые были полностью разобраны монастырская ограда и два каменных храма - Троицкий и Казанский. Теперь, о бывшем некогда на острове монастыре напоминают только руины братского корпуса и надвратной церкви св. Михаила Малеина. В 1995 г. территория острова получила статус земель историко-культурного назначения со специальным режимом их содержания, тем самым остатки монастырских построек и сам остров были взяты под охрану государства. 17 апреля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21725.html

Успенская церковь никогда не пустует - молодые москвичи здесь венчаются, а кто-то просто приходит помолиться иконе Иверской Божьей Матери, подаренной Владимиром Путины м. Фото: Олеся Курпяева/РГ. Его восстановление - подарок Новодевичьему монастырю? Владимир Ресин: Скорее возвращение наших долгов. Сам комплекс Новодевичьего монастыря тоже подвергнется реконструкции? Мы шли по его территории и на стенах заметили немало трещин... Владимир Ресин: По поручению президента России Владимира Путина реализуется комплекс мер по воссозданию исторического облика и полномасштабной комплексной реставрации всего ансамбля Новодевичьего монастыря в рамках Федеральной целевой программы " Культура России " - это делается впервые за последние 100 лет. На нее будет выделено 5 млрд руб. Работы начались в 2014 году с реставрации палат Лопухиных - срок окончания их по графику минкультуры - апрель этого года, и с колокольни монастыря - ее должны завершить в сентябре-октябре 2015-го. А полностью реставрация будет завершена в 2018 году. Замечу, монашеская жизнь в Новодевичьем возродилась в 1994 году. Вдохнуть ее в обитель - в те годы здесь размещался филиал Исторического музея, взялась доктор химических наук, лауреат Государственной премии Варвара Васильевна Черная. Матушка Серафима, такое имя она получила в постриге в память о своем деде митрополите Серафиме Чичагове, расстрелянном в 1937 году вместе с другими священнослужителями на Бутовском полигоне, и по благословлению митрополита Ювеналия стала первой настоятельницей Новодевичьего после более чем 70-летнего перерыва. В 1999 году в возрасте 85 лет матушка Серафима скончалась, но монастырь продолжает жить. Более того, в 2010 году он полностью передан в пользование Русской православной церкви. На вопрос " РГ " , не мешает ли стройка обители, нынешняя настоятельница игумения матушка Маргарита сказала: " Понимая, какой большой объем реставрационных работ нас ожидает, мы очень волновались, как это скажется на всей жизни монастыря. Но производственный процесс оказался настолько хорошо организован, что ни сестры, ни посетители и прихожане ни разу не почувствовали дискомфорта. Нет шума, рабочие не ходят праздно по территории. Так же хорошо организована работа и на строительстве храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. На мой взгляд, заслуга в этом прежде всего Владимира Иосифовича Ресина " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Скоро ли будет восстановлен разрушенный храм? Надеемся, что с помощью Божией, по заступничеству Пресвятой Богородицы, усилиями благотворителей и нашими молитвами это произойдёт в ближайшие годы. " Бог и дела приемлет, и намерения целует " , - помня эти слова святителя Иоанна Златоуста каждый, кому не безразлична судьба уникального череповского храма, может внести свой посильный вклад в его возрождение. 1 марта 2016 г., в День памяти священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, во временном храме, впервые после 1941 г., была отслужена Божественная Литургия. Валерий Леонов, официальный сайт храма Восемь лет назад у руин Покровского храма в деревне Черепово Смоленской области состоялось первое после более чем 70-летнего перерыва богослужение. 14 октября 2013 г. в День Престольного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы, рядом с пока ещё разрушенным зданием церкви был отслужен Праздничный молебен. Собственно, с этого дня началась история возрождения. За прошедшие годы было пройдено несколько её важных этапов: Расчищена территория храма и внутристенного пространства от строительного и бытового мусора, наносной земли. Объём расчистки составил около 600 куб.м. Возмещение до нулевого уровня фундамента произведено чистым карьерным песком с последующей утрамбовкой. Приобретён и установлен утеплённый строительный вагончик, переоборудованный во временный храм, закуплена необходимая церковная утварь, подведено электричество. 1 марта 2016 г., в День памяти священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, во временном храме, впервые после 1941 года, была отслужена Божественная Литургия. С этого момента главное церковное богослужение проводится в Черепове еженедельно на постоянной основе. Проведена топосъёмка прихрамовой территории. Решены другие организационные задачи для кадастрового учета здания храма и начала производства проектных работ. Проведены научно-изыскательские исследования в архивах и предварительные проектные изыскания. Виртуально восстановлен внешний вид храма, его главные конструктивные элементы.

http://sobory.ru/article/?object=15030

У амвона, закрытая мантиями, она упала ниц на пол, распростав крестообразно руки, и долго лежала, а Владыка читал: «Бог Милосердный, яко Отец чадолюбивый зря твое смирение и истинное покаяние, сестра, яко блудного сына приемлет тя кающуюся и к нему от сердца припадающую». Владыка подошел и поднял ее. На вопросы его отвечала с трудом, прерывающимся от волнения голосом. Давала она перед Богом великие и трудные монашеские обеты: «Ей, Богу содействующему, Владыка святый»; «Ей, Владыка святый, от своего ми произволения». Трижды брала ножницы от Евангелия и подавала их митрополиту. Наконец, в наступившей тишине, постригая монахиню крестовидно, Владыка Ювеналий произносит ее новое имя: «Сестра наша Серафима постригает власы главы своея, в знамение отрицания мира яже в мире и в отвержение своея воли и всех плотских похотей во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Рцем вси о ней: Господи, помилуй». Сестры умилительным напевом поют трижды: «Господи, помилуй». Мы радостно переглядываемся и с облегчением вздыхаем. Ведь могло быть названо и другое имя, хотя всем, конечно, казалось единственно возможным именно это: «Серафима». Это монашеское имя ее матери и тетки, это монашеское имя ее деда — Леонида Михайловича Чичагова. А главное — это монашеское имя преподобного Серафима Саровского, которого Владыка Ювеналий назвал небесным покровителем вновь постриженной монахини. Кто она, эта первая монахиня возрождающейся из небытия женской обители? Почему сразу монашеский постриг, миновав ступени послушничества и иночества? Жизненный путь ее необычен, и особенно удивительны в нем переплетения мирской биографии и духовной. Вот что мы можем узнать из напутственного слова митрополита Ювеналия, произнесенного по окончании монашеского пострига Варвары Васильевны: «Всечестная монахиня Серафима! После более чем 70-летнего перерыва, вновь в этой святой обители совершился чин пострига, когда тебя Господь первой сподобил здесь дать свои монашеские обеты.... Сегодня здесь появилась первая монахиня, которая своей жизнью была во многом связана с этим местом, как и ее приснопамятная мать — монахиня Серафима. Сегодня, возлюбленная сестра, ты получила своего небесного покровителя — преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского чудотворца. Для тебя должно быть это небесным знамением. Ведь с этим всероссийским святым многое связано в вашем роду: достаточно напомнить, что приснопамятный Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов), священномученик Российский, духовно трудился при осуществлении канонизации преподобного Серафима. И мы верим, с любовью взирает ныне Владыка Серафим на совершившийся здесь монашеский постриг своей благочестивой внучки.

http://pravoslavie.ru/6018.html

Древние панагиары Иконы в ризнице монастыря, требующие реставрации Взаимодействие Афона и России Схиархимандрит Паисий Величковский (скончался 15.11.1794 года). Литография «Совершенно необходимо, чтобы все стороны имели одинаковые возможности в сфере обмена информацией, доступа к современной коммуникационной технологии. Нужно стремиться к устранению существующего порядка дисбаланса в информационном мире, к изменению инфраструктуры коммуникации», – заявил видный ученый и общественный деятель Испании, генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор (Майор Ф. Совместными усилиями//Известия. 1988. 19 янв. 20). Что сделано в период работы 1-й Афонской экспедиции 1 В 1982 г. со стороны советских ученых был поставлен вопрос о возможности изучения рукописных источников хранилищ Афона перед учеными из Греции, прибывшими в СССР. Практические шаги в этом направлении (после 70-летнего перерыва) были осуществлены нашими исследователями в 1983 г., когда группа советских специалистов АН СССР, Министерства культуры СССР и Московского Патриархата, при содействии Совета по делам религий при Совете Министров СССР, Национального комитета историков АН СССР и Археографической комиссии АН СССР. отправилась на Афон в связи с подготовкой к изданию книги-альбома о Русском Пантелеймоновом монастыре. Группа работала на Афоне с 16 сентября по 18 октября 1983 г. В нее входили кандидат исторических наук А. А. Турилов (Институт славяноведения и балканистики АН СССР, Археографическая комиссия АН СССР), кандидат филологических наук А. В. Лебедев (Институт философии АН СССР), старший научный сотрудник Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина Н. Б. Тихомиров и сотрудники издательского отдела Московского Патриархата А. И. Просвирнин (руководитель группы) и В. П. Казанцев (фотограф). Учитывая, что одной из важнейших культурных ценностей Пантелеймонова монастыря является его библиотека (и в первую очередь рукописное собрание), участники группы сосредоточили основное внимание на этом объекте.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В 1996 году небольшая группа студентов и преподавателей захотели возродить храм Петра и Павла, сохранившийся в наиболее удовлетворительном состоянии по сравнению с другими домовыми церквями, находящимися на территории РГПУ им.А.И. Герцена. Среди них были студенты исторического факультета Сергей Тутолмин, Ксения Смирнова, её супруг Сергей Смирнов (ставший первым старостой небольшой общины), преподаватель русского языка и литературы Ольга Алексеевна Белянова, сотрудник педагогического университета Винокурова Марина Николаевна, студентка факультета иностранных языков Ольга Ершова и другие. Они обратились к ректору РГПУ им. А.И. Герцена Г. А. Бордовскому с просьбой о возрождении храма и получили разрешение. В мае 1996 года Ольга Ершова ездила за благословением на возрождение церкви к отцу Николаю Гурьянову. Старца окружала большая толпа народа, и Ольга несколько раз пыталась обратиться к нему, на что о. Николай, не дослушав её, говорил: «Бог тебя благословит». 31 июля 1996 г. было 1-е приходское собрание ещё не зарегистрированной общины студентов и преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена. Собрание проходило по благословению благочинного — священника Владимира Сорокина в храме Новомученников и исповедников Российских около Московского вокзала. О. Владимир благословил искать священника для возрождаемого храма. Первым настоятелем храма после советского времени стал священник Виталий Головатенко. Предстояла большая работа по восстановлению церкви. С начала учебного года студенты стали заниматься её расчисткой. Храм был буквально завален горами мусора, в нём нередко ночевали бомжи, в алтаре не было пола. Помещение находилось в аварийном состоянии и до 2000 г. в нём не было электричества. Но помещении храма не было перестроено и главное, было совершенно свободным. Небольшая община собиралась по четвергам на втором этаже 20 корпуса в аудитории, названной часовней, проводились беседы и чаепития. Именно в часовне 16 ноября 1997 г. впервые после 70-летнего перерыва была отслужена Божественная Литургия. Летом 1998 г. первую Литургию в самом храме отслужил священник Артемий Скрипкин, который 29 марта 1999 г. стал настоятелем возрождающегося храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им.Герцена.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_апп._П...

В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Свято-Духова монастыря вновь находился госпиталь, но только для военнопленных. Госпиталь под 3810 занимал все помещения монастыря. Здесь лечили немцев, венгров, итальянцев, поляков. Позднее долгое время на территории монастыря находилась воинская часть. Современное состояние [ править править код ] Событием особой важности в духовной жизни г. Боровичи, явилось возвращение Православной Церкви Свято-Духова монастыря. Несмотря на многочисленные перестройки, ансамбль Свято-Духова монастыря отличается соразмерностью своих сооружений и особым архитектурным обликом. 14 сентября 2000 г., после 70-летнего перерыва, в древнюю святыню вновь вошли верующие, и в храме св. Иакова был отслужен молебен собором боровичских священников. Начались восстановительные работы под руководством иерея (ныне протоиерея) Валерия Дьячкова. В 2002 г. на храм Святого Духа были вновь воздвигнуты золотые купол и крест. По мере сил восстанавливался и храм Иакова Боровичского. И октябре 2009г. на нем были установлен большой купол, а на Богоявление 2010г. - четыре малых. началось и строительство однярусной кирпичной колокольни на надвратной церкви иверской иконы Божией Матери (церковь эту тоже еще предстоит восстанавливать). С марта 2012г. в обители возбновляется монастырьская жизнь. Здесь вновь идут ежедневные утренние и вечерние богослужения. Насельники монастыря трудятся на восстановительных работах. За время возобновления монастырской жизни сделано немало. На колокольне установлены купол с крестом  и колокола. В настоятельском и братском корпусах ведутся строительно-восстановительные работы. Очищяются от мусора и хлама храм Иакова Боровичского и территория. Налаживается быт насельников - построены туалет и душевая, проведен природный газ и усновлена система отопления, в трапезной установлены газовые плиты, проведены водопровод и канализация. Впереди большие работы по восстановлению святой обители.  Храмы и престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 12 сентября Санкт-Петербург в двенадцатый раз, после 70-летнего перерыва, отметил день перенесения мощей святого Александра Невского. 12 сентября 1724 года по указу императора Петра I мощи святого перенесли из Владимира в Северную столицу - так была увековечена победа России в Северной войне. С тех пор Александр Невский считается небесным покровителем Петербурга. Праздник был возрожден в 1996 году по инициативе первого мэра города, Анатолия Собчака и Санкт-Петербургской митрополии. По традиции, праздник начался вечером, 11 сентября, со всенощного бдения в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Утром 12 сентября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил в храме праздничную Божественную Литургию, в сослужении ректора Санкт-Петербургских Духовных школ архиепископа Тихвинского Константина и духовенства Санкт-Петербургской епархии. Как и в прежние годы, после Литургии духовенство и прихожане вышли на крестный ход и пронесли святые мощи до площади Александра Невского. Там был отслужен торжественный молебен, по завершении которого митрополит Владимир поздравил горожан с праздником. «Пока стоит Санкт-Петербург, пока стоит Лавра, Александр Невский будет помогать своему городу» - сказал владыка. С поздравлением к присутствующим обратился вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Тарасов. «У каждого города есть свои имена, которые составляют его славу. Для Санкт-Петербурга это имя святого Александра Невского», - отметил он.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-09-13/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010