В конце марта 2002 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Храм был назначен новый настоятель — иерей Леонид Калинин. По словам отца Леонида, «первое впечатление, когда он впервые переступил порог храма священномученика Климента, было удивление. Удивление неожиданным архитектурным решением храма, его красотой». И тотчас вслед за этим он ощутил «боль от того, что из-за безразличия людей уникальный, прекрасный храм пребывает в таком плачевном состоянии: повсюду следы ужасающей разрухи, окна в барабанах куполов разбиты и заткнуты каким-то тряпьем». Новый настоятель был удивлен, «как из-за просадок не произошел еще коллапс постройки. Вряд ли какое из современных зданий выдержало бы такое и не развалилось. Но сотрудники библиотеки до недавнего времени относились к этому с поразительным равнодушием. Кажется, что им просто было безразлично все, связанное с историей нашей Церкви, с историей Отечества». С началом служения отца Леонида приходская жизнь заметно оживилась. «На молебны собиралось очень много людей — до пятисот, — говорит батюшка. — Как бы ни было трудно, если не будет духовной жизни, то смысл в восстановлении стен теряется». 20 марта 2005 года, в день Торжества Православие, в Знаменском приделе храма была отслужена Божественная Литургия — первая после почти 70-летнего перерыва. Накануне, 19 марта, в храме был отслужен молебен с чином малого освящения и Всенощное Бдение. На Богослужении присутствовало достаточно много людей. Наряду со старыми прихожанами, которые вынесли трехлетний подвиг ежевоскресных молебнов на улице, пришло и много новых людей. Теперь богослужения здесь проходят регулярно. Отец Леонид — профессиональный художник и скульптор, имеющий огромный опыт по воссозданию и реставрации храмов, живет здесь же, в Замоскворечье. В 1994 году он окончил Суриковский институт по классу скульптуры у академика Олега Комова. Еще с 1993 года совмещал учебу с послушанием диакона в храме Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре. В сан священника был возведен Святейшим Патриархом в 1996 году на Богоявление Господне в Кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.

http://patriarchia.ru/db/text/67102.html

В настоящее время здание церкви ничем не занято, в основном еще крепкое, только при входе разрушен пол приблизительно на 4-5 квадратных метров выбран кирпич из подвала от калориферных печей. Оборудование и церковная утварь сохранились полностью. Рядом с церковью расположена начальная школа. Верующие начали ходатайствовать, по их словам, с 1943 г. Ходатайство два раза было отклонено решениями Владимирского облисполкома. В 1945 г. решением 917 от 15/IV, отклонено по мотивам наличия неподлинных подписей, подписи лиц живущих в других городах и лиц несовершеннолетних. Второй раз ходатайство было отклонено в 1946 г. 3 апреля решением 383 по тем же мотивам. Но верующие ходатайствуют до сего времени с неослабленным упорством. Основным ходатаем и чуть ли не единственным является бывший церковный староста Сорокина Т.И. из деревни Арсаки, у которой до сего времени находятся ключи от церкви. Церковь закрыта в 1934 г. по решению самих граждан этого прихода. На расстоянии 14 км от села Волохова по железной дороге находится действующая церковь в городе Александрове и в другую сторону по железной дороге в 30 км город Загорск, Московской области и село Бакшеево, Струнинского района на расстоянии 15-16 км. В этих храмах верующие и удовлетворяют свои религиозные потребности. На основании вышеизложенного считал бы необходимым ходатайство верующих об открытии Борисо-Глебской церкви в селе Волохово, Арсаковского с/совета, Струнинского района - отклонить. Уполномоченный по делам русской православной церкви при Совете Министров Союза ССР по Владимирской области». После почти 70-летнего перерыва храм был возвращен Русской Православной Церкви. В 2003 г. подвижниками историко-краеведческого клуба «Отечество», что в Александрове, были восстановлены часовни на могилах Стромиловых. 30 сентября 2006 г. состоялось малое (иерейское) освящение основного придела храма в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба игуменом Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни Серафимом (Семилетовым) и первая Литургия. Стали проводиться регулярные богослужения, в храм была возвращена икона Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Бориса_и_...

После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, и икона преподобного Иосифа, с пением обносится вокруг церкви, а потом бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая. Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи. После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово. В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора. Более подробно здесь . В начале 2017 года в храм к чтимому древнему образу была передана частица Его святых мощей. Икона преподобного Иосифа Волоцкого Эта икона участвовала в 1-м крестном ходе после возобновления монастыря 12 июля 1989 г. С 1990 г. в 6-е воскресенье по Пасхе из с. Спирова в монастырь совершается крестный ход со святынями Введенского храма — чтимым резным образом свт. Николая Чудотворца и иконой Иосифа Волоцкого , украшенной сплошным металлическим окладом (гравировка, тиснение, канфарение), который повторяет иконографию написанного масляными красками образа (нач. XX в.). Святой представлен в 3/4-ном развороте влево в молении Богородице с Младенцем, в левой руке развернутый свиток, правая — в молении перед грудью. Село Спирово, бывш. дер. Спировской — родовом имении Иосифа Волоцкого , где он в нач. XVI в. основал Богородичный монастырь получило свое название в честь Святителя Спиридона Тримифунтского. Святитель Спиридон Тримифунтский, родился в конце III века на острове Кипр. В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь, совершив множество чудес, и в молитве предал душу свою Господу 12 декабря в возрасте 78 лет (ок. 348 года,). Этот день — по новому стилю 25 декабря — и является основным праздником для тех, кто хочет почтить память преподобного Спиридона, епископа Тримифунтского. В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским, с которым был дружен. Вместе с ним (равно как и с другими ревнителями Православия) он отстоял чистоту учения в борьбе с ересью священника Ария на Первом Вселенском Соборе в 325 г. по Рождестве Христовом. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая находится в Риме). Спуск к купальне

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Введенск...

Каррильо д’Акунья, архиеп. Толедо. Фрагмент картины. Нач. XVI в. (Зал капитула в каферальном соборе Толедо) Каррильо д’Акунья, архиеп. Толедо. Фрагмент картины. Нач. XVI в. (Зал капитула в каферальном соборе Толедо) При дворе Изабеллы и Фердинанда с нач. 70-х гг. XV в. росло влияние рода Мендоса, в частности Педро Гонсалеса де Мендосы, архиеп. Севильи, представителя партии, враждебной К. де А. Он потерял доверие инфанты, поскольку в переговорах об условиях брака, ведущего к унии 2 королевств, отстаивал передачу трона Кастилии в случае кончины Изабеллы соправителю Фердинанду, а не ее буд. детям. В 1473 г., удалившись от двора и оставив на время политику, К. де А. стал больше внимания уделять архиепископскому служению. Он провел провинциальный Собор в Аранда-де-Дуэро, 1-й в Испании после почти 100-летнего перерыва. Постановления Собора стали отправной точкой для начала реформ католич. Церкви в Испании, к-рые были завершены при преемниках К. де А. Толедских архиепископах Педро Гонсалесе де Мендосе и Франциске Хименесе де Сиснеросе . Реформы касались повышения уровня образования католич. клира, ужесточения контроля за соблюдением церковных канонов в частной жизни священнослужителей, регулярности созыва провинциальных Соборов, порядка распределения доходов с церковных бенефициев. Особое внимание было уделено положению епископата: строжайше запрещался конкубинат, вменялось в обязанность служить мессу не менее 3 раз в год, совершать регулярные визитации приходов. На 2 съездах духовенства архиеп-ства, к-рые К. де А. провел в Алькала-де-Энарес в 1480 и 1481 гг., эти положения были подтверждены и дополнены. Архиепископ также постарался улучшить состояние 6 приходов Толедо, где богослужения совершались по испано-мосарабскому обряду : отныне там должны были служить только клирики местного происхождения, знавшие мосарабский чин. К. де А. был противником учреждения в Испании инквизиции (1478-1483) и воспрепятствовал тому, чтобы трибунал находился в Толедо (действовал в Сьюдад-Реале и перемещен в Толедо после смерти К. де А.).

http://pravenc.ru/text/1681161.html

  В годы советской власти всё наше духовенство было физически истреблено. И, парадоксальным образом, возрождение православия в Абхазии началось во время войны 1992-1993 гг.   – Когда говорят «абхазское православие», часто подразумевают одного человека – священника Виссариона Аплиаа. Действительно ли так велик его вклад в возрождение Церкви на земле Абхазии? Ведь том же интернете можно найти немало публикаций, очерняющих о. Виссариона – причем в упрек ему ставят не только фактический отказ подчиняться грузинским церковным властям, но и криминальное прошлое.   – Что касается прошлого, то у каждого человека оно своё. Важно то, кем стал человек. Про отца Виссариона можно со всей ответственностью сказать, что за возрождением православия в Абхазии стоял именно он. Рукоположенный, за полтора года до начала войны, он стал первым священником-абхазом после 70-летнего перерыва. Во время войны он шел с крестом на передовую, призывал бойцов уповать не столько на силу оружия, сколько на Божию. И абхазы вспомнили свои христианские корни – перед боем отряды иногда крестились в полном составе. И не только абхазы. Когда о. Виссарион крестил, я помогал ему и записывал имена крещаемых – так вот, однажды крестился целый батальон осетин. Но самое удивительное, что были случаи – пусть единичные, – когда крещение перед боем принимали потомки махаджиров – абхазов, выселенных в XIX веке царским правительством в Турцию. Большинство из них жило в мусульманском окружении, но, возвратившись на родину предков, они вернулись к вере предков.   Отцу Виссариону поначалу никто не покровительствовал из «сильных мира сего» – лишь потом власти поняли, что Абхазии нужна не только политическая независимость, но и духовная опора. Сегодня почти всё абхазское руководство принадлежит к православной Церкви.   – Вы упомянули об абхазах-мусульманах. Известно, что в XVIII -XIX вв. значительная часть жителей Абхазии, в основном знать, приняла ислам. Много ли сейчас мусульман среди Ваших соотечественников? Осуществляется ли исламская миссия в Абхазии? Какие взаимоотношения между последователями двух религий?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Когда в начале тридцатых было истреблено почти всё духовенство, власти принялись за мирян. Одним из первых мучеников стал Федор Иванов. Он был арестован и расстрелян в 1937 году без суда и следствия. Известны факты помощи святого мученика обращающимся к нему с просьбой о предстательстве пред Господом. В 1920-е годы почти все храмы и практически все монастыри были закрыты и осквернены, сама древняя Тобольская епархия упразднена. Лишь в конце Великой Отечественной войны в городах юга области открылось несколько храмов, а территория бывшей Тобольской епархии была включена в состав образованной тогда Омско-Тюменской епархии. До конца 1980-х годов в огромной по своей площади Тюменской области функционировало только 8 церквей. В 1989 г. Церкви был возвращен разрушенный и лишившийся своих святынь Абалакский Знаменский монастырь. Осенью 1989 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви после 70-ти летнего перерыва возрождается бытие Тобольской Семинарии, вновь ставшей первой по своему значению в Сибирском крае. В январе 1990 года была возрождена Тобольско-Тюменская епархия. Начался сложный период становления и Епархии, и Семинарии. Настоящее время [ править править код ] Тобольско-Тюменская епархия расположена на территории Тюменской области. Духовным центром в Епархии является кафедральный город Тобольск, где находятся самый древний за Уралом каменный Софийско-Успенский (1686 г.) и Покровский кафедральный собор (1746 г.), в Тюмени кафедральным является Знаменский собор. Возрожденная в 1990 году Тобольско-Тюменская епархия охватывала территорию Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. 30 мая 2011 года было принято решение Священного Синода о выделении из состава Тобольско-Тюменской епархии Ханты-Мансийской и Сургутской и Салехардской и Ново-Уренгойской епархий. В настоящий момент в Тобольско-Тюменскую епархию входят приходы городов юга Тюменской области. По состоянию на 1 января 2012 года в Епархии действует 4 монастыря, 152 прихода (70 зарегистрированных приходов и 82 незарегистрированных приходов (религиозных групп), 160 храмов, 28 молитвенных комнат и домов, 14 часовен. В Епархиальное Управление входит 11 епархиальных отделов. Действует 4 благочиния, 3 епархиальные комиссии. В каноническом подчинении Управляющего Епархией на 1 января 2012 г. находятся 138 священнослужителей. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тюмень

Завещание Патриарха Приготовились было уходить, но Святейший вдруг сам начал как-то очень осторожно, точнее, очень деликатно, даже застенчиво, расспрашивать меня – кто я, откуда, какая семья, чем дышу-живу. 5 декабря, 2014 Приготовились было уходить, но Святейший вдруг сам начал как-то очень осторожно, точнее, очень деликатно, даже застенчиво, расспрашивать меня – кто я, откуда, какая семья, чем дышу-живу. Шесть лет назад Россия простилась с Патриархом. Верующие люди знают — смерти нет, и это для нас, «плотяных», 5 декабря 2008 года стало днем скорби, а для Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — Днем Рождения в жизнь вечную… Я не устану славить Бога за то, что Он даровал мне счастье личного общения с Патриархом. Мы встретились на самой заре его патриаршества, в августе 1990 года. Москва в те дни готовилась праздновать свой первый в современной истории День Города, и съемочная группа, в состав которой я входила, готовила к выпуску документальный фильм об этом событии. В рамках празднования было много обычных, мирских, мероприятий. Но еще должны были совершиться два знаменательных события, связанных с духовной жизнью России – первое (после почти 70-летнего перерыва!) богослужение в Успенском Соборе Кремля и первый Крестный ход по Москве. Передо мной стояла задача — взять у Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II интервью. Надо сказать, что это оказалось непросто: рабочий день Патриарха был расписан поминутно за месяцы вперед. Если честно, вскоре я устала только отслеживать его наполненный с утра до ночи рабочий график! То, что он практически не отдыхал, — это факт. Рано утром служба, дальше — прием делегаций, отдельных визитеров. Всем от Святейшего было что-то надо. Нам в том числе. И если бы не помощник патриарха — Борис Борисович Вик, мы еще очень долго безуспешно пытались бы втиснуться в график приемов. Так или иначе, но наступил-таки день, когда светская с головы до пят, с коротко подстриженным затылком (стыдно вспомнить!) я отправилась на съемки. Что осталось в памяти? Если совсем коротко, то главным впечатлением отложились доброта и …застенчивость патриарха. Нам было отведено на запись беседы всего 20 минут. Вопросы мы передали в пресс-службу заранее, и Святейший без запинки ответил на них.

http://pravmir.ru/zaveshhanie-patriarha/

Храм Сергия Радонежского (Белгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Церковь с пятью куполами и небольшой колокольней была построена в Белгороде (тогда слободе Красная) в 1846 году. Основной престол освящен в память о преподобном Сергие Радонежском, боковые престолы – в честь Ильи пророка и святой Марии Египетской. Святой преподобный Сергий Радонежский является покровителем учителей и учащихся. На момент 1916 года при приходе имелись две школы, одна из них - женская, располагалась в церковной сторожке, в ней обучалось 52 девочки. Вторая школа - двухкомплектная церковно-приходская располагалась в собственном здании при храме, обучались в ней 77 мальчиков и 55 девочек. Содержание этих обеих школ обеспечивалось за счет прихода. Имелись дома для священно- и церковнослужителей, расположенные на церковной усадебной земле. Построены тщанием прихожан: для священника в 1914 году, для псаломщика в 1910 году. При церкви имелась своя земля, полевая пахатная и для погоста, всего 35 десятин. По свидетельству старожил-очевидцев церковь была богата утварью и отличалась великолепным колокольным звоном. В 1937 году храм был разграблен и разрушен, настоятель и его семья репрессированы, прихожане разогнаны. На месте храма построена общеобразовательная школа, которая существует в настоящее время. Возрождение церковной жизни в селе Красное началось в 2004 году, когда по благословению Высокопреосвященного Иоанна, Архиепископа Белгородского и Старооскольского, здесь была сформирована приходская община. Первые службы после почти 70-летнего перерыва стали проводить с 7 марта 2005 года в чьем-то приспособленном гараже, потом разрешили использовать бывшую школьную котельную. Она была отремонтирована, провели свет, отопление, пристроили алтарь, сделали иконостас, на крыше воздвигли крест православный. В нескольких метрах от бывшего храма обнаружился пустующий земельный участок, который и был выделен для строительства храма. Был разработан рабочий проект храма, утвержденный затем архиепископом Иоанном. Произведены необходимые земельные и геологические изыскания, получено разрешение на строительство.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сергия_Ра...

С инженерной точки зрения Черниговский храм уникален тем, что при его строительстве не только не пострадала, но и была расширена находившаяся под ним пещерная церковь, были сохранены окружающие эту церковь пещеры. Подробное описание пещерной церкви и пещер, находящихся под Черниговским храмом, также приводится автором упоминавшегося выше издания 1899 г. Значительный по размерам новый надпещерный храм дал толчок к расширению территории Черниговского скита и перестройке его зданий. Расширение территории и перестройка зданий скита начались сразу же после окончания постройки нового надпещерного храма вчерне. В 1889 г. вдоль западной ограды скита строится двухэтажный кирпичный трапезный корпус. В 1894 г. старая деревянная на каменных столбах ограда скита заменяется кирпичной с двадцатью башнями; при этом территория скита расширяется почти в два раза. В 1895 г. напротив восточного фасада храма, на линии новой ограды закладывается новая пятиярусная колокольня, почти не уступающая по высоте лаврской. В 1903 г. разбирается, как излишняя, старая колокольня над воротами южного корпуса 1874 г., материалы от которой используются при строительстве нового каменного келейного корпуса, заложенного в 1904 г. вдоль восточной ограды скита, напротив трапезного корпуса. За исключением трапезного корпуса 1889 г., автор которого неизвестен, все остальные вышеперечисленные здания были построены по проектам архитектора А.А. Латкова в " русском стиле " . При этом архитектура оргады и колокольни оказалась настолько близка архитектуре надпещерного храма, что долгое время считалось, что и эти сооружения построены Н.В. Султановым. Благодаря стилевому единству здания конца XIX - начала XX вв. составили основу нового архитектурного ансамбля Черниговского скита, композиционным центром которого стал пятиглавый надпещерный храм, а высотной доминантой - величественная колокольня, поставленная по продольной оси храма. Новый архитектурный ансамбль Черниговского скита, сложившийся на рубеже XIX-XX вв. и в два раза превышающий по площади старый ансамбль эклектичных зданий скита, в основном сохранился до настоящего времени. Строгая симметричность в расположении зданий, краснокирпичные фасады собора и колокольни, обилие зелени, тишина и малолюдность, все создает сильный контраст красочной и шумной Троице-Сергиевой лавре. В 1990 г. южная часть территории Черниговского скита, включая кладбище, колокольню, южный келейный корпус и келию о. Варнавы, была возвращена Троице-Сергиевой лавре. Таким образом, после почти 70-летнего перерыва в Черниговском скиту снова началось монашеское жительство.

http://sobory.ru/article/?object=01122

17 июня 1990 года почти после 70-летнего перерыва состоялся общегородской крестный ход, традиционный для дореволюционной Вологды . В апреле 1991 года в Устюжне была освящена музыкальная школа. В связи с увеличением количества приходов остро встала проблема нехватки духовенства, возникла потребность в образовательном учреждении церковного направления. 25 октября 1990 года Священный Синод вынес определение об открытии в Вологде духовного училища. 30 октября, в день памяти преподобного Никона Радонежского, состоялся торжественный молебен по случаю начала занятий, совершенный архиепископом Михаилом. Вологодским духовным училищем память преподобного Никона почитается особо, он избран небесным покровителем училища. Занятия в форме катехизических курсов начались 1 ноября, первый набор – 38 человек. Ректором стал протоиерей Василий Павлов († 2001). 1991 год начался с приятного события: 3 января в областном управлении культуры подписан акт о частичной передаче Вологодской епархии Спасо-Прилуцкого монастыря на окраине Вологды. Вопросы об открытии хотя бы одной обители и пастырских курсов были поставлены еще в первой половине 1946 года епископом Иустином, но по понятным причинам были отклонены уполномоченным. 29 января 1991 года вышло определение Священного Синода об образовании Спасо-Прилуцкого мужского монастыря, наместником которого стал иеромонах (с 30 марта 1991 года – игумен) Ефрем (Виноградов). Обители, переданной в ведение Церкви, требовался большой и дорогостоящий ремонт. Первое после 1924 года богослужение состоялось 6 июля 1991 года в нижней церкви Спасского собора монастыря. В феврале 1991 года у Вологодской епархии появился свой печатный орган – газета «Благовестник», издававшаяся совместно с отделением Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). События 19–21 августа 1991 года затронули Вологодскую область, общественную и церковную жизнь в ней. В праздник Преображения Господня все узнали о государственном перевороте. Большинство духовенства и значительная часть верующих понимали, что это последняя точка в существовании советского уклада.

http://pravoslavie.ru/31733.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010