Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВИБЕРТ НОЖАНСКИЙ [лат. Guibertus de Novigento; франц. Guibert de Nogent] (15.05.1053 или 1055, Катенуа, близ Клермона, Франция - ок. 1125, Ножан, Франция), монах-бенедиктинец, средневек. писатель. Происходил из знатного рода. Его мать, женщина благочестивая и строгая, отличавшаяся религ. рвением, еще при рождении определила сына на церковное служение, растила его отдельно от сверстников. В 12 лет Г. Н. был отдан в мон-рь Сен-Жерме-де-Фли (еп-ство Бове), где получил образование и духовное воспитание под рук. Ансельма Бекского. В 1104 г. был избран настоятелем аббатства Девы Марии в Ножане (еп-ство Лан). Он уделял достаточно времени занятиям лит-рой и историей, поездкам и встречам с влиятельными духовными и политическими деятелями (в т. ч. с папой Римским Пасхалием II ). По заданию своего наставника Ансельма Бекского он изучал соч. свт. Григория I Великого «Моральное толкование на книгу Иова» (Moralia in Job) и написал пространный комментарий на кн. Бытия (Moralia Geneseos). В небольшом предисловии Г. Н. изложил правила построения проповеди (Quo ordine sermo fieri debeat). Согласно традиции, различал 4 уровня смыслообразования при толковании Свящ. Писания, делая акцент на аллегорическом и моральном толкованиях. Среди сочинений Г. Н. есть комментарии на Иеремию и малых пророков (кроме книг Аггея и Малахии), трактаты «De virginitate» (О девстве), «De laude S. Mariae» (О похвале Деве Марии). В ходе полемики о таинстве Евхаристии выступил против учения Беренгара Турского , написав «Epistola de buccella Judae data et de veritate dominici Corporis» (Послание о куске пищи для Иуды и об истинности Тела Господня). По просьбе духовенства Суасона между 1104 и 1121 гг. Г. Н. написал трактат «De incarnatione contra Iudeos» (О Боговоплощении против иудеев). В трактате сочетается критика иудаизма с помощью библейских цитат (для этого в средние века существовали специальные сборники цитат - testimonia) с попытками рационального осмысления проблемы взаимоотношения религий. Даже на фоне расцвета религ. нетерпимости в Европе в эпоху первых крестовых походов Г. Н. отличался почти маниакальной ненавистью к иудеям, что тем не менее не мешало ему присутствовать на диспутах с представителями этой религии и участвовать в богословских спорах. Полемический трактат Г. Н., как и большинство сочинений жанра «contra Judae» (против иудеев), часто написанных в форме диалога, хотя и не передавал реальных дискуссий (ответы оппонентов также сочинялись), в целом отразил непримиримость религ. настроений западнохрист. общества.

http://pravenc.ru/text/161780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАПА [греч. γπη - любовь], в христ. общинах I-V вв. особая совместная трапеза - «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии . Название «А.» по отношению к трапезе впервые встречается в Послании ап. Иуды: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви (ν τας γπαις μν); пиршествуя с вами, без страха утучняют себя» (1. 12). Возможно, об А. говорится и во 2-м Послании ап. Петра: «Они наслаждаются обманами (греч. πταις, однако нек-рые рукописи содержат чтение γπαις - «агапами») своими, пиршествуя с вами» (2. 13). Из посланий сщмч. Игнатия Богоносца ясно, что первоначально так называлась трапеза, на к-рой совершалась Евхаристия,- он употребляет термины «Евхаристия» и «А.» как взаимозаменяемые (Послание к Смирнянам. 8); начиная с сер. II в. А. называются совместные несакраментальные трапезы христиан, направленные в первую очередь на помощь бедным. История В I в. существовало неск. традиций проведения общих трапез, аналогичных А. (Соколов. С. 162-198). В иудаизме практиковались совместные братские трапезы (Талмуд. Берахот. 6-8), получившие дальнейшее развитие в иудейских аскетических течениях - в Кумранской общине (описание - Устав общины (1QS) 6. 3-6-8; Дополнения к Уставу (1QSa) 2. 17-22) и в общине терапевтов в Египте (описание - Филон Александрийский. О созерцательной жизни. 64-69). В Римской империи существовали трапезы погребальных языческих коллегий, критики христианства (напр., Э. Ренан ) сравнивали их с А. Начиная с Х. Лицмана, исследователи склоняются к тому, чтобы считать А. продолжением совместных трапез Господа Иисуса Христа со Своими учениками. В Евангелиях можно выделить неск. видов таких трапез: трапезы до Тайной вечери (Мф 14. 15-21, 15. 32-38; Мк 6. 35-44, 8. 1-9; Лк 9. 12-17; Ин 6. 3-13 и др.), Тайную вечерю (Мф 26. 20-30; Мк 14. 22-26; Лк 22. 14-20; 1 Кор 11. 23-26), трапезы Господа и апостолов после Воскресения Христова (Лк 24. 30-31, 41-42; Ин 21. 9-14; Деян 10. 40-41).

http://pravenc.ru/text/63076.html

Мониторинг СМИ Прощать врагов и беречься закваски фарисейской Священник Андрей Зуевский - о ситуации вокруг дела Pussy Riot 24.07.2012 16:41 В результате церковной политики последнего времени внимание людей, недовольных положением дел в обществе, в значительной мере переместилось с персоналий власти на персоналии церковного руководства. Похоже, в том, чтобы изменить подобным образом направление т.н. «протестного вектора», и заключалась главная цель этой политики. Для этого и нужна была грубая провокационность высказываний о. Всеволода Чаплина и очевидно нехристианская (и в этом не менее провокационная) позиция церкви в отношении PussyRiot и прочее. Вызываем огонь на себя, так сказать. Возможно, все это и возымело определенный успех. Однако для церковного человека здесь кроется колоссальное искушение. И заключается оно в том, что эпатаж этой приведенной в действие политтехнологии строился на беспримерном искажении смысла евангельского и всего новозаветного послания. Утверждается, что прощать можно и нужно, только если просят прощения. Когда речь идет о прощении грехов в таинстве исповеди – безусловно, да. Без просьбы о прощении, без покаяния, отпущение грехов, т.е. прощение, невозможно. А если не просят, выходит, мы должны ярость и гнев на врагов обрушить? Но все, что в Новом Завете говорится о гневе и ярости Бога, всегда толковалось лишь в том плане, что человек, отступающий от Божьих заповедей, сам лишает себя благой участи и обрекает на страдания. Когда же речь идет о нанесении личной обиды, о каком-либо враждебном проявлении, то для христиан не может быть иного руководства, кроме образа Христа. Другого откровения о Боге и о пути к нему у христиан нет. Если мы правы, карая обидчиков, нужно признать: в Евангелии написано, что Христос карал своих врагов. А уж если речь идет о Церкви, то тем более. Церковь призвана жить и действовать, как Христос, и никак иначе. Церковь – это и есть Христос, и ее назначение – соединять людей с Ним в таинствах, исповедуя и сохраняя Его образ. Без осознания того, с кем и с чем, с какими нравственными свойствами ты намерен соединиться, причастие бессмысленно. Это не таблетка и не магический эликсир. А при противоположности твоих намерений и нравственных установок образу Христа это причастие в осуждение, как у Иуды. Прощение врагов основополагающе в образе Божьем. И это притом, что Христос обладал могуществом уничтожить врагов одним своим желанием, одним движением своей воли. В связи с этим возникает вопрос, где бы были все эти церковные чиновники и активисты, если бы Господь, дожидаясь, что у Него будут просить прощения, заточил бы на семь лет в тюрьму тех, кто унижал, избивал, а потом и распинал Его? Или они думают, что Он не мог тогда умолить Отца Своего, и Он представил бы Ему более, нежели двенадцать легионов Ангелов?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Н. Орлин Первое соборное послание ап. Петра Введение 1. Писатель послания, Симон-Пётр, апостол Господа Апостол Пётр, сын Ионы, рыбака из Вифсаиды Галилейской, города на северо-западном берегу Генисаретского озера, назывался Симоном (или в арамейской форме: Симеоном, Деян. 15:14 : 2Пет. 1:1 ), что значит „услышание», „исполнение» (молитвы). При первой же встрече с ним Господь, как сердцеведец, сказал ему: „ты Симон – сын Ионин, ты наречёшься Кифа, что значит: скала (Пётр)» ( Ин. 1:42 ). Этим новым именем Господь высказал о нём, что он по своим духовным свойствам способен к самой твёрдой вере в Него и самой глубокой преданности и любви к Нему. Затем Господь привлекает его к себе, посетив его дом и исцелив его тёщу ( Лк. 4:39 ), призвав его вместе с его младшим братом Андреем последовать за Собой с обетованием им сделать их ловцами человеков ( Мф. 4:19 ) и вторично призвав его после чудесного улова рыбы с лодки его ( Лк. 5:3 ). И он, при последнем чуде, припав к коленам Господа и сердцем познав святость Его, в то время как другие ученики дивились чуду, называет Его Господом своим, исповедует свою греховность и после сего оставляет для Него семью и родину и делается постоянным Его последователем. – Как человек впечатлительный и живой, Симон-Пётр, избранный затем в число двенадцати апостолов, сделался „избранным из апостолов, устами учеников и главой их общества» (И. Злат.). Он постоянно говорит и действует прежде других или от лица их и Господь обращается к нему, как к их представителю. Теперь Господь делает его вместе с Иаковом и Иоанном сыновьями Зеведеевыми, которых Он также отличил из среды других, назвав их Воанергес (сыны грома), приближеннейшим учеником своим и удостаивает его быть свидетелем важнейших чудес своих, например, воскрешения дочери Иаира ( Лк. 8:51 ) и важнейших событий своей жизни, например, преображения ( Мф. 17 гл.) и молитвы в саду Гефсиманском ( Мф. 26:37 ). И Пётр как человек, имеющий чуткую и восприимчивую к истине душу, теперь глубоко верит в Господа, исповедует Его – Святым Божьим, Имеющим глаголы жизни вечной, Христом, Сыном Бога Живаго ( Ин. 6:68, 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Н. Орлин Первое соборное послание св. ан. Иоанна Богослова 1. Писатель послания Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов родился, как и ап. Пётр, вероятно в Вифсаиде Галилейской, был сын Зеведея (или Завдия) и Саломии ( Мф. 4:21 и сл. Мк. 15:40 и Мф. 27:56 ). Зеведей был зажиточный рыбак, промышлявший рыбной ловлей на Геннисаретском озере и ведший торговлю рыбой даже с Иерусалимом. Это видно из того, что он имел работников ( Мк. 1:20 ). Саломия, следуя за Господом, помогала Ему от имений своих ( Лк. 8:3–4 ), покупала дорогие ароматы на погребение Его ( Мк. 16:1 ). Иоанн имел свой дом в Иерусалиме ( Ин. 19:27 ) и был знаком с домом первосвященника ( Ин. 18:15–16 ), что проще всего объясняется его сношениями с первосвященником по торговым делам. Блаж. Иероним полагает, что Зеведей был потомок известной иудейской фамилии. Саломия была родственница Иосифу праведному и Богоматери (одни полагают, что она была сестрой или даже дочерью Иосифа от первого его брака, другие думают, что она была сестрой Богоматери (см. соч. иеромонаха Евдокима: Св. ап. и ев. Иоанн Богослов. Сергиев Посад, 1899 г.) и отличалась глубоким благочестием, живя чаянием Мессии (ср. Мф. 20:20–23; 27:55–56; 28:5–9 и др.). Родился ап. Иоанн 5 или 10 лет спустя после рождения Господа и дожил до конца первого века или даже до начала второго. Он не получил школьного образования у раввинов. В Галилею вообще мало проникала воспитательная деятельность раввинов, к тому же он, вероятно, рано сделался помощником отцу в рыболовстве и торговле. На то, что он не получил образования у раввинов, указывает гордый и презрительный отзыв фарисеев о нём и об ап. Пётре, как о людях „некнижных и простых» ( Деян. 4:13 ), т. е. не учившихся у раввинов и не знавших учёных еврейских авторитетов и их сочинений. Но он был человек высоких дарований и получил, вероятно, хорошее домашнее воспитание, особенно от своей благочестивой матери. Дома он был научен, конечно, молитвам, чтению св. писания и всему, чему должны были научить своих детей благочестивые иудейские родители.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Н.Р. Антонов XVIII. Выборное начало, как средство осуществления соборности Вторым необходимым признаком осуществления «соборности» является выборное начало при назначении на должности клириков, в особенности же епископов. Этому вопросу Н. П. Аксаков посвятил много страниц своих сочинений, указывая: а) происхождение выборного начала, б) картину избрания, а также в) время и причину прекращения этого обычая. Если в древности на соборах епископы были «представителями» своих церквей, то этот порядок, говорит Аксаков, не может иметь церковного освящения теперь, когда церкви только получают себе епископа, сами же в избрании их не принимают никакого участия». Основания, приводимые Аксаковым в пользу исторической действительности и юридической необходимости выборного начала, – трех родов. Библейские – избирание всею церковью апостола Матфея на место Иуды Деен. 1, 15 – 19; Гал. 3, 1 – 10 ; особенно 7 и 10 стихи, где говорится о необходимости иметь свидетельство, т. е. публичное фактическое расследование о нравственном цензе избирательного лица. Свидетельства писателей: – а) Лампридия об имп. Александре Севере, рекомендовавшем при назначении «на имперские государственные должности «делать известными имена желающих кандидатов, для проверки их личности – на подобие выборов христианских епископов, б) Игнатия Богоносца (к Филадельфийцам), в) Киприана Карфагенского (письма 68 и 52) – который устанавливает три момента избрания – хиротонию, одобрение и сопричтение епископству, г) автора апостольских постановлений, д) Геласия Судзесензия – из I-ro Вселенского собора, е) Феодорита – в препроводительном послании I-ro Вселенского собора (кн. V, IX) об избрании Флавиана Антиохийского, ж) Епифания в сочинениях «о ересях» (49), з) папы Льва Римского (посл. 84 и 69), и) Иоанна Златоустог о (о священстве). Касаясь слова Златоуста, который, как известно, критикует систему выборов и на которого поэтому ссылаются противники выборного начала, Аксаков говорит: «Если Златоуст неодобрительно относился к существующей форме, то об изменении формы у него речи нет. Мрачными красками он описывал все строение церкви, пресвитерство, положение вдов и девствующих. Следует ли из этого, чтобы он относился неодобрительно к самим учреждениям» 138 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

На Святой Земле Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 24 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 (По запискам русских паломников) С давних пор русские паломники, добиравшиеся до Святой Земли, стремились посетить Назарет, город, где была возвещена Благая Весть (Благовещение) о рождении Сына Божия от Девы Марии. Вот как повествуется об этом в Еван­гелии: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария (Лк 1:26–27). Так евангелист Лука начинает рассказ об этом великом событии. Навеки прославленный Назарет расположен в нагорной лощине, стесненной двумя хребтами Галилейских гор. Здесь, в скромном доме плотника Иосифа, провел Свое детство, отрочество и юность воплотившийся Царь Небесный, и этот дом издавна почитался как святыня всего христиан­ского мира. Родственники праведного Иосифа Обручника, потомки Иуды, брата Господня, долгое время продолжали жить в Назарете после Вознесения Спасителя. Один из них, Конон, диакон Иерусалимский, построил на месте памятного дома церковь. Это было в 249 году, при римском императоре Декии, о чем свидетельствует мозаичная надпись, найденная при раскопках в конце XIX века 1 . В IV веке император Константин Великий поручил одному из своих наме­стников — Иосифу, правившему в Тивериаде, построить здесь базилику, что и было исполнено в 352 году. Вторжение персов в Палестину (614 г.), к счастью, миновало Галилею, и назаретский храм Благовещения избежал разрушения. Еще в 670 году о нем упоминали паломники, посещавшие Палестину. Но впослед­ствии начались посягательства мусульман на древнюю базилику. Участники первого крестового похода (1096–1099 гг.) нашли Назарет в полном упадке. Восстановлением базилики Благовещения занялся знаменитый рыцарь Танкред (†1112 г.), получивший от предводителя первого кресто­вого похода Готфрида Бульон­ского в ленное владение Галилею от Хай­фы до Тивериады. Танкред восстановил базилику, частично использовав остат­ки прежней; возрожденный храм стал считаться соборным. В Назарете католический епископ основал свою резиденцию в монастыре при храме Благовещения 2 .

http://pravmir.ru/na-svyatoy-zemle/

Новозаветное толкование истории творения касается не только видимого, но и невидимого мира. Сам Господь Иисус Христос , через Которого создано все, что на небесех и что на земле, видимое и невидимое ( Кол. 1:16 : Ин. 1:3,10 ; Рим. 11:36 ; Евр. 1:2,10 ), в речи Своей к иудеям указывает на первое историческое событие, послужившее началом и причиной, вызвавшей спасение мира через Него, воссоздание этого мира благодатью Его: «Ваш отец – говорит Господь к иудеям, утверждавшим, что они имеют отцом Авраама, «диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял (υχ στηκεν) в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи». В этом изречении Господа указывается не только на нравственное человекоубийство диавола в том, что он «погубил Адама» 109 , но и на его собственное первоначальное падение в том, что он «не устоял в истине», по учению св. церкви 110 . Следуя Господу, св. апостолы уже прямо раскрывали эту истину первоначального падения в мире невидимом, выясняя не только то, в чем состояла эта неустойчивость диавола в истине, но и то, какие следствия, по отношению к нему самому, произвела эта неустойчивость. Так св. апостол Павел в 1Тим. 3:6 , в предостережение от поставления новокрещенного в епископа, говорит о последнем: «чтобы, возгордившись (τοφωθες) не подпал осуждению (ες κρμα) диавола», т. е. какому подвергся диавол. «Если же» скажем вместе с одним нашим богословом, «одинаковое осуждение по закону правды предполагает одинаковую вину, то естественно заключить из слов апостола, что диавол пал гордостью» 111 . Так толкуют и св. отцы это место Писания св. апостола. Напр. у св. Златоуста мы читаем: «то есть, чтобы не подпал тому же осуждению, какому тот (т. е. диавол) подвергся за свою гордость» 112 . А бл. Феодорит толкует: «дал же (апостол) разуметь, что было поводом к совращению диавола; ибо говорит: «разгордевся пал» 113 . В чем же состояло это осуждение диавола за его гордыню, – это раскрывают другие Богодухновенные толкователи Нового Завета. Св. апостол Петр во 2 пос. 2:4 говорит, что «Бог ангелов согрешивших (μαρτησττων) не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд, для наказания»; подобное же мы читаем в послании св. апостола Иуды ст. 6. Блаженный Феофилакт на это последнее место замечает: «тех, которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостью небесный образ жизни, Бог сокрыл в наказании на суд, т. е. на осуждение великого дня; ибо это значит «соблюдет». Почему и Господь говорит: «идите в огонь, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 114 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О церковной иерархии Часть 1 В 1-м послании к коринфянам ап. Павел развивает мысль, что Церковь есть тело Христово, состоящее из разных членов ( 1Кор.12:12–27 ), причем, хотя все члены являются равноценными как члены одного тела, однако они имеют между собой различия по своему месту в теле, потому и дары различны, при единстве Духа, различны и служения. Здесь установляется общий принцип иерархического церковного строения общества, как вытекающий из высшей целесообразности строения духовного организма и изволения Божия. Иерархическое начало, не отрицающее, но осуществляющее всеобщее равенство при различии природном и духовном, свойственно всякому обществу, имеющему духовную основу и цель, и тем более оно присуще церковному обществу. Иерархична – в разных направлениях – была ветхозаветная церковь , и начало новозаветной иерархии положено самим Господом, призвавшим 12 апостолов и сделавшим их таинниками Его учения и свидетелями Его жизни. Каждый из апостолов был лично призван Господом к апостольскому служению и чрез то принял звание апостольское, но при этом и вся двенадцатерица апостольская составляла некоторое замкнутое единство, апостольский собор, который после падения Иуды был восполнен до 12 новым избранием ( Деян.1:15–26 ). В пределах 12-рицы Господь делал иногда различия, избирая трех или четырех (Петра, Иакова, Иоанна, а иногда еще Андрея), для присутствия на горе Преображения, или к месту моления в саду Гефсиманском. Из них Он выделил лично двух: апостола Петра, который является как бы первостоятелем апостольского собора, ибо он отвечает от имени всех апостолов в исповедании на пути в Кесарию Галилейскую и вообще является как бы старшиной апостольским, и «возлюбленного ученика», который – на основании личной близости своей – имеет наибольший доступ к Господу на Тайной Вечери и усыновляется Им на кресте Деве Марии 5 . Конечно, этим выделением не устраняется их равноапостольность, как это делает католическая доктрина относительно апостола Петра в учении о примате, но этим вносится начало организованности в пределах взаимоотношений апостольского лика, иерархическое строение даже в апостольской иерархии, предобразующей иерархические взаимоотношения равного в себе епископата (и эту черту можно видеть в выделении «Иакова, Кифы и Иоанна, почитаемых столпами» ( Гал.2:9 ) у апостола Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Он был светильник, горящий и светящий ( Ин. 5, 35 ). Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане ( Мф. 3, 5–6 ). После многовековых ожиданий верующих Ветхого Завета наконец наступило предвозвещенное святыми пророками время пришествия обетованного Мессии, так как предопределенные для этого седмины Данииловы ( Дан. 9, 24–27 ) приходили к своему концу и пророчество патриарха Иакова об оскудении князя от Иуды ( Быт. 49, 10 ) уже исполнилось, ибо на престоле Давида сидел чужестранец Ирод идумеянин. Но грядущему Мессии, Царю праведному и спасающему ( Зах. 9, 9–10 ), должен был предшествовать необыкновенный посланник, провозвестник Сына Божия – ангел-предуготовитель путей Мессии ( Ис. 40, 3–5 ; Мф. 3, 1–3 ). Таким предтечей Мессии на границе, отделяющей подзаконный период и предначинающей время благодати Нового Завета, явился в 779 году от основания Рима (ср. Лк. 3, 1–2 ) Иоанн, сын праведных священника Захарии и Елисаветы, свыше предуказанный еще до рождения ( Лк. 1, 13–17 ). Рано лишившись отца, по церковному преданию мученически скончавшегося от руки посланных Иродом убийц, и затем недолгое время испытавши нежную заботливость своей матери, вскоре после смерти Захарии скончавшейся, Иоанн остался сиротой с раннего детства. Под влиянием окружавшей церковной среды, богослужебного благочестия, в Иоанне воспитано религиозное уважение к предписаниям закона Моисеева, был зажжен в душе его горячий энтузиазм, при чем высшее понимание им смысла жизни выразилось в аскетизме с искренним стремлением к высокому нравственному совершенству. И вот, еще в незрелом возрасте он удалился от людского общества в пещеры пустыни, в которой и жил отшельником до призвания на предопределенное высокое служение. Предпочитая мирскому шуму и волнению тишину пустынного уединения, вдали от грешного человеческого общества Иоанн, сын Захариин, сохранил ум и сердце свободными от земных пристрастий и неправых предубеждений, порождавших ложные надежды в народе. Лишь иногда, во дни великих иудейских праздников Пасхи, Пятидесятницы и Кущей (ср. Втор. 16, 16–17 ), великий этот подвижник оставлял свою любимую пустыню, чтобы предпринять путешествие в Иерусалим для удовлетворения живому чувству своего благочестия. Там смиренный, молчаливый, сосредоточенный Иоанн имел возможность ближе познакомиться со свойствами и образом мыслей современного иудейского народа, с духовными потребностями разных классов его, и затем чистым, непричастным грешной суете мирской, он возвращался в свою пустыню для подвигов своего благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010