Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Часть вторая: о книгах Нового Завета Источник § 1. О книгах Нового Завета вообще I. Определение Книги Нового Завета суть те священные книги, которые написаны по Рождестве Христове Богодухновенными мужами, и в вечное правило веры и деяний Церкви преданы. II. Надпись книг Нового Завета Все сии книги вообще именуются Новый Завет ; и сие наименование взято отцами после времен апостольских из второго Павлова послания к Кор. ( 2Кор.3:6,14 ); а во втором столетии оно уже было в употреблении, как видно из Наставл. Климента Александрийского книги 1, стр. 3. III. Причина наименования Сии книги называются Новым Заветом потому, что они написаны в то время, в которое Церковь Божия приняла на себя совсем новой вид и расположение. IV. Показание книг Нового Завета Оные составляют Евангелия Матвея, Марка, Луки и Иоанна, апостольские Деяния, седмь посланий соборных, одно апостола Иакова, 1 и 2 Петра, 1, 2 и 3 Иоанна, Иуды, и четырнадцать посланий апостола Павла к Римлянам, 1 и 2 к Коринфянам, к Галатам, к Ефесеям, к Филипписиям, к Колоссаям, 1 и 2 к Солунянам, 1 и 2 к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреем, и Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова. Что сии книги все до одной от первенствующей христианской Церкви почитаемы были за правильные, сие видим из свидетельства отцов, живших в первых столетиях по Рождестве Христове, как то из Оригена , Афанасия, Иеронима, Августина и прочих. Из сих свидетельств мы ясно усматриваем, какое отцы, жившие во втором столетии, имели о сих книгах мнение. Но немного спустя хотя возродилось о некоторых из оных книг сомнение; но как всегда в первенствующей Церкви были такие мужи, которые их почитали за богодухновенные: то они, опровергнувши причины сомнений об оных, по общему согласию приняли все в число книг богодухновенных. Некоторых же сомнение есть яснейшим доказательством, сколь то первенствующей христианской Церкви учители великое имели тщание и осторожность, дабы каких подложенных книг не почесть за истинные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОБЗАНИЕ МИРА [«Святое целование»; греч. φλημα γιον; лат. osculum pacis], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических , обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом, по этой причине Л. м. часто называется просто «мир» (греч. ερνη; лат. pax). Происхождение Обычай приветствовать друг друга поцелуем был широко распространен в античной греко-рим. культуре (см., напр.: Martial. Epigr. XII 59. 5; упом. в НЗ (при встрече - Лк 7. 45; прощальный поцелуй - Деян 20. 37; поцелуй Иуды - Мф 26. 47-49; Мк 14. 44-45; Лк 22. 47-48)). Как христианский обычай Л. м. впервые упоминается в Павловых Посланиях (Рим 16. 16; 1 Кор 16. 20; 2 Кор 13. 12; 1 Фес 5. 26), а также в 1 Петр 5. 14 (здесь называется «лобзание любви»). Распространено мнение, что апостольские Послания, в которых «святое целование» было лишь формульным окончанием письма, послужили основой для возникновения обряда Л. м. во II в. (предполагают, что, поскольку ап. Павел не дает никаких объяснений этого обычая, он сам не мог быть его создателем). Однако прощальный поцелуй в формуляре античных писем не был стандартным, хотя и встречается у языческих авторов (напр.: Cicero. Ep. ad Attic. 16. 11. 8). Поэтому была предложена иная гипотеза, согласно к-рой слова ап. Павла свидетельствуют об уже существовавшей литургической практике ( Hofmann. 1938). Некоторые исследователи полагают, что обряд Л. м. в первохрист. общине всегда совершался по окончании чтения Свящ. Писания или после проповеди ( Cuming G. J. Service-Endings in the Epistles//NTS. 1975/1976. Vol. 22. P. 110-113). При этом попытки выявить ритуальное Л. м. в дохрист. иудейской традиции или в языческих мистериальных культах результатов не принесли. Совр. исследователи, сопоставляя указанные места из Павловых Посланий с окончаниями др. новозаветных Посланий, полагают, что ап. Павел воспринимал Л. м. не как простое приветствие, а как особое духовное действие ( Phillips. 1996). Кроме того, поскольку раннехрист. общины были устроены как домашние церкви, Л. м. было знаком духовного родства ( Penn. 2005). В древней Церкви

http://pravenc.ru/text/2110636.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на Апостол. Руководство к изучению Архиепископ Аверкий (Таушев) (1906—1976) — епископ РПЦЗ; с 17 августа 1961 года — архиепископ Сиракузский и Троицкий. По утверждению его духовных чад, был выдающимся проповедником. Руководство к изучению книги Деяний и апостольских посланий — краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность заключается в опоре на святоотеческие толкования. Здесь отец Аверкий по порядку разбирает, проводит экзегезу (истолкование текста), и комментирует текст книги Деяний апостолов и их посланий. Архиепископ Аверкий был духовником первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), преподавал пастырское богословие, Новый Завет, литургику и гомилетику, читал лекции о духовной жизни, организовывал религиозно-просветительные собрания. Жил в России, Югославии, Австрии, Германии и США. Был членом Архиерейского Синода РПЦЗ, председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Архиепископ Аверкий (Таушев) КНИГА ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ Комментарии Часть первая Церковь Христова из иудеев (главы 1-12) Глава первая Предисловие к Книге Деяний (стихи 1-3). Наставления и обетования Господа пред вознесением и Вознесение его (стихи 4-11). Речь святого апостола Петра об избрании нового апостола на место Иуды и избрание Матфея (стихи 12-26). Предисловие к книге Деяний (1:1-3) В предисловии автор обращается к некоему Феофилу и при этом указывает на свою «первую книгу» в которой написал «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала». Совершенно очевидно, что здесь речь идет о третьем нашем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же «достопочтенного Феофила». Святой Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй книгой, которая должна служить как бы продолжением первой. О «всем», конечно, только относительно, ибо святой Иоанн считает даже невозможным описать всё (Ин 21:25). «Всё» здесь сказано в смысле: «все необходимое» для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Православие и неправославие Чтобы иметь возможность всем и каждому ясно различать свое вероисповедание от других, для сего предлагается краткий очерк православия и неправославия. А. Православие Господь наш Иисус Христос, в продолжение последних трех с половиною лет Своей земной жизни – от крещения до вознесения, – проповедывал Свое правое, Божественное учение устно, письмени же Сам Он ничего не предал... Св. Апостолы Его, от сошествия на них Св. Духа до конца дней своих, все также проповедывали слово Христово устно, и большая часть их не предали письмени ничего. Между тем, многие из первоначальных последователей Христовых начали было чинити и письменные повести о известных тогда вещах относительно дел и учения Господа Иисуса Христа. Но сами же св. Апостолы и ближайшие преемники их – церковные епископы, исследовав все эти первоначальные писания испытно, в канон Свящ. Богодухновенных книг Нового Завета приняли только следующие: четыре канонические Евангелия, книгу Деяний Апостольских, семь Соборных посланий Апостолов – Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, четырнадцать посланий Апостола Павла и Апокалипсис Иоанна Богослова. Сверх сего, Господь и Апостолы Его приняли и предали церкви Христовой книги Ветхого Завета. Все эти свящ. книги, как Ветхого, так и Нового Завета, в своей совокупности, составляют Св. Библию . Сию Св. Библию наша православная всероссийская Церковь приняла от древле-вселенской православной Церкви греко-восточной, вместе с крещением русского народа, и хранит ее до днесь неизменно, избегая всяких лукавых мудрований относительно сего первого источника нашей правой веры. Совокупность всего того, что проповедали Господь Иисус Христос и Его св. Апостолы, но что не записано в книгах Нового Завета, то есть – совокупность уставов относительно христианского священнодействия, таинств, обрядов, правил, относительно церковного благоустроения и вообще всех священноисторических событий, составляет сокровищницу свящ. Предания Церкви Христовой и Апостольской. Это предание, все в совокупности, хранится в писаниях мужей Апостольских и других древних отцов и учителей Церковных – в несомненно Апостольских Литургиях и других чинопоследованиях совершения таинств, – в несомненно Апостольских символах и канонических правилах, – в разных уставах, касающихся времен и обрядов Богослужения, постов, праздников и т.п., ведущих свое начало несомненно от самих святых Апостолов. Всю эту сокровищницу древнего Апостольского предания наша православная всероссийская церковь как приняла от православной греко-восточной церкви, так и хранит до ныне неизменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Разделы портала «Азбука веры» О каноне библейских книг. Но в особенности тебе надлежит знать и то, что не всякая книга заслуживает доверия, даже если она носит достоуважаемое имя Писания. Ведь бывают, бывают иногда лжеименные книги: одни из них, можно сказать, средние и они близки к слову истины, а другие – подложны и весьма опасны, как поддельные и фальшивые монеты, которые хотя имеют царскую надпись, но по составу своему подделаны. Поэтому назову тебе каждую из богодухновенных книг, а чтобы ты узнал все ясно, сначала назову книги Ветхого Завета. Пятикнижие включает в себя Творение, затем Исход, в середине книгу Левит, за ней Числа и потом Второзаконие. К ним прибавь книги Иисуса и Судей, затем Руфь, 4 книги Царств и 2 книги Паралипоменон, за ними Ездры 1ю и 2ю. Далее назову 5 книг стихотворных: книгу Иова, увенчанного за подвиги в многообразных страданиях, книгу Псалмов, благозвучное врачевство для души, 3 книги премудрого Соломона – Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. К ним прибавь 12 пророков: 1го – Осию, потом 2го – Амоса, Михея, Иоиля, Авдия и Иону, прообраз самого 3дневного Страдания; за ними Наума, Аввакума, потом 9го – Софонию, Аггея и Захарию, а также славного вестника Малахию. После них познавай 4х пророков: дерзновенно глаголавшего великого Исаию, сострадательного Иеремию и таинственного Иезекииля, последнего же – Даниила, мудрейшего и в слове и в деле. К этим книгам некоторые причисляют Есфирь. Пришло мне время назвать книги Нового Завета. Евангелистов принимай только 4х: Матфея, потом Марка, к ним причислив 3м Луку, Иоанна считай по времени 4м, но по высоте догматов 1м, ибо по достоинству называю его сыном грома: он больше всех восхвалил Бога Слово. Принимай и 2ю книгу Луки – книгу соборных Деяний апостолов. Еще приложи сосуд избранный, проповедника и апостола язычников – Павла, премудро написавшего Церквам 14 Посланий: 1римлянам, к которому надлежит прибавить 2 коринфянам, галатам, ефесянам, за ним к живущим в Филиппах, потом написанное колоссянам, фессалоникийцам 2 и Тимофею 2, а Титу и Филимону по 1му и евреям 1 (некоторые называют его подложным, но говорят неправильно, ибо в нем подлинная благодать). Что осталось? Одни говорят, что соборных Посланий следует принимать 7, другие – только 3: Иакова 1 , 1Петра и 1Иоанна, а некоторые принимают 3 Послания Иоанновых, сверх того 2 Петровых, а 7е – Иуды. Подобным образом и Апокалипсис Иоанна некоторые признают, но большинство называет подложным. Таков да будет неложнейший канон богодухновенных Писаний.

http://azbyka.ru/pravo/amfilohiya-ikonij...

Разделы портала «Азбука веры» Скачать в формате Microsoft Word В числе авторов Апостольских посланий – пять апостолов: Иаков, Петр, Иоанн, Иуда и Павел. Иакову и Иуде принадлежит по одному посланию, Петру – два, Иоанну – три, Павлу же – целых четырнадцать. Итого общим счетом двадцать одно. Семь посланий, принадлежащих первым четырём апостолам, составляют особый отдел и носят название соборных. Остальные 14 составляют другой отдел и известны под именем посланий апостола Павла. Соборные послания Иакова 1. Смысл скорбей (искушений) 2. Вера и дела 3. Бедность и богатство, отношение к миру 4. Проблема учителей. Два вида мудрости 5. О Таинстве Елеосвящения Петра 1е Развернуть таблицу 1. Христология 2. Учение о Церкви как новом Израиле и царственном священстве 3. О сошествии Господа во ад 4. Смысл страданий 5. Отношение христиан к властям Петра 2е 1. «Лествица» христианских добродетелей 2. Свидетельство о Преображении 3. Обличение лжеучителей 4. Эсхатология 5. Свидетельство о Посланиях ап. Павла Иоанна Богослова 1е Развернуть таблицу 1. Признаки истинного богообщения а) хождение во свете б) покаяние в) исполнение заповедей г) любовь к ближним д) вера в Сына Божия Эсхатология Учение об антихристе Comma Johanneum Иоанна Богослова 2е 1. Приветствие. О соблюдении заповеди о взаимной любви, которая состоит в исполнении заповедей Божиих Предостережение о приходе многих обольстителях и антихристах Приветствия Иоанна Богослова 3е 1. Мольба Богу и радость о странноприимстве Гайя Напоминание о недобром поведении Диотрефа и обещает прийти и обличить его в этом Просьба Гайю не подражать злу, похвала добродетели Димитрия. Приветствия Иуды 1. Примеры суда над лжеучителями Характеристика лжеучителей Наставления верующим Послания апостола Павла В Библии содержатся 14 Посланий апостола Павла по важности и обширности самих посланий и по сравнительному значению Церквей и лиц, к которым послания адресованы. За посланиями к семи Церквам следует послание к трем лицам, а Послание к евреям поставлено позади всех, потому что подлинность его признана позже всего.

http://azbyka.ru/shemy/kratkoe-soderzhan...

Скачать epub pdf Раздел II. АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ Общее понятие об апостольских посланиях, обстоятельства их происхождения и их число Послания святых апостолов – это письма, написанные ими к целым обществам христианским или к частным лицам и содержащие в себе Богооткровенные истины христианского благочиния. Происхождение апостольских посланий объясняется теми обстоятельствами, в которых находилась Церковь во времена апостолов. Распространяя учение Христово и основывая Церкви, апостолы постоянно переходили с одного места на другое, побуждаемые к тому то внушениями Святого Духа (Деян.13и далее), то внешними гонениями ( Деян.8:4 ). Начатое ими дело утверждения в вере предоставлялось ученикам апостольским. Между тем, в отсутствие апостолов, иногда же и в виду их самих, в новоустроенных обществах христианских нередко появлялись лжеучители, которые пользовали малоопытностью юных членов Церкви и, прикрываясь авторитетом уважаемых лиц, покушались сеять на ниве Христовой семена иудейских и языческих предрассудков и суеверий или собственных своих заблуждений; а для большего успеха своего злого дела старались унизить в глазах верующих значение и чистоту проповеданного апостолами учения. Узнав об угрожающей их стаду опасности, апостолы, если не лично сами, то через свои послания, спешили рассеять возникавшие сомнения и искоренить вкравшиеся заблуждения (послания Иоанна, Иуды, к Солунянам, Ефесянам, Колоссянам и др.), старались поддержать своих учеников в борьбе с лжеучением (послание к Тимофею), защитить в их глазах свое собственное достоинство от наследия лжеучителей (к Коринфянам, Галатам), или подтвердить своим авторитетом истину учения других лиц (2 Послание Петра). Когда же верующие подвергались каким-нибудь бедствиям или гонениям со стороны врагов Церкви (послания Иакова, 1-е Петра) или же, увлекаемые соблазнами мира и старыми привычками, неразумно предавались порокам (к Коринфянам), в таких случаях апостолы обращались к ним со словом утешения, увещания и обличения. Наконец, и сами апостолы иногда чувствовали нужду в духовном общении со своими учениками, побуждаемые то благодарностью за их заботы о их нуждах (к Филиппийцам), то желанием письменно предупредить верующих в своем личном приходе (2-е и 3-е Иоанна, к Римлянам). Таковы были ближайшие и, так сказать, внешние причины происхождения апостольской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ Вслед за обрядом входа с Евангелием, оканчивающегося пением Трисвятого, совершается чтение новозаветных книг Священного Писания: Апостола и Евангелия. В богослужебном употреблении Апостолом называется соединение в одной книге Деяний Святых Апостолов, семи Соборных посланий (Иакова, двух Петра, трех Иоанна и Иуды) и четырнадцати посланий апостола Павла, а Евангелием – книга четырех евангелистов. В первые века христианской Церкви на литургии были читаемы не только одни новозаветные книги, но и ветхозаветные. С течением времени, около V века, по причине снисхождения к немощи слушателей, утомлявшихся продолжительными чтениями, на что в свое время жаловался еще святой Иоанн Златоуст , установлено читать на литургии только из новозаветных книг – Апостола и Евангелия; чтения же из ветхозаветных книг отнесены к вечерне, а Великим постом, накануне праздников Рождества и Богоявления, – также и к часам; на литургии же предлагаются только тогда, когда она соединяется с вечерней. Книги Нового Завета – Апостол и Евангелие – обыкновенно делятся на главы и стихи; но для употребления в церковном богослужении они, помимо этого, делятся еще на так называемые зачала , подобно тому как ветхозаветные книги для чтения в синагогах делились на части (параши). Книга Апостол имеет один общий счет зачал; в книге же Евангелия каждое из четырех Евангелий имеет свой особый счет зачал. Одни из зачал распределены на все дни года (за исключением дней, когда не положена полная литургия), без применения к особенностям седмичной или праздничной службы, и читаются подряд, сперва из одного Евангелия и послания, потом из другого, так чтоб можно было прочесть в церковный год все Евангелие и весь Апостол. Такое чтение называется рядовым, дневным, Евангелием по ряду, Евангелием дне, Апостолом дне 38 . Кроме рядовых зачал есть еще особые чтения или зачала из Апостола и Евангелия, приспособленные к особым воспоминаниям, усвоенным тому или иному дню. Сюда принадлежат: а) Апостолы и Евангелия для некоторых субботних и воскресных дней в году (например, перед Рождеством Христовым, перед Воздвижением); б) Апостолы и Евангелия для праздников в честь Господа, Богородицы и некоторых святых; в) Апостолы и Евангелия общие известному лику святых, которым не положено особых зачал. Иногда на литургии к рядовому зачалу присовокупляется евангельское и апостольское заупокойное чтение, о болящих, о путешествующих и на другие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1 Проф. Н.Н.Глубоковский прямо именует второго брата Господня «Иосифом» и не считает нужным входить ни в какое объяснение («Послание Павла к Галатам». СПб., 1902. С.65). Предупредительнее к своим читателям эрлангенский проф.Цан, который в своем научном труде: Forschungen zur Gesch. d. neutesam. Kanons (Leipz., 1900. Bd.VI. S.334), перечисляет как евангельские рукописи, так и указывает древних писателей, где и у которых имя Иосий заменяется именем «Иосиф». 2 Этот же рассказ повторяется и у Луки, но у него нет ни одной новой черты в сравнении с двумя первыми евангелистами (Лк.8:19—21). 3 Толкование на Евангелие от Иоанна. Казань, 1899. С.176. 4 Собрание творений св.Иоанна Златоуста. T.VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна. СПб., 1902. С.318. 5 De viris illustribus. Или в русском переводе: «Книга о знаменитых мужах», гл.2. 6 Филологические основания см. у Zahn " a в его вышеуказ. сочинении. Bd.VI. S.333. 7 В русском переводе рассматриваемого места переводчиками к слову «женщинами» прибавлено: «некоторыми», но прибавка эта не нужна. 8 Кстати сказать: в русском переводе писаний св.Луки, в одном списке апостолов (в Евангелии) Иуда правильно назван «Иаковлевым», а в другом списке (в Деяниях) неточно назван «братом Иакова». Последнее название взято из послания Иуды (1:1) и наперед предрешает, кто этот Иуда, чего переводчикам ни в каком случае делать не следует. 9 Этот последний перевод признает более правильным проф. Н.Н.Глубоковский (из вышеупомянутой книги которого мы и взяли оба эти перевода). С.64. 10 Слова Мария Викторина. Приведены в вышеуказанном сочинении Zahn " a . S.281. 11 Zahn . Forschungen zur Gesch. des neutestamentlichen Kanons u.s.w. Bd.VI. S.306—307. 12 Zahn . Op.cit. S.314. 13 Св.Епифаний . «О ересях»: ереси 30-ая (гл.14) и 51-ая (гл.10). 14 Проф.Н.Н.Глубоковский говорит, что слово: τν πρωττοκον — первородного (первенца), «вероятно, не подлинно», т.е. его не находилось в оригинале у Матфея (Обзор «Послания ап.Павла к Галатам». СПб., 1902. С.67), но на чем основано такое мнение, нам неизвестно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2640...

2. Формальные источники церковного права 5. Священное писание как источник церковного права 5.1. Канон Священных книг Первоисточником церковного права является Божественная воля. Заповеди Господни составляют основание церковного устройства. Руководствуясь ими, Церковь исполняет в мире свою спасительную миссию. Эти заповеди содержатся в Священном Писании. В 85-м апостольском правиле, 60-м правиле Лаодикийского Собора, 33(24)-м правиле Карфагенского Собора и в 39-м каноническом послании свт. Афанасия, в канонах свт. Григория Богослова и Амфилохия Иконийского приведены списки Священных книг Ветхого и Нового Заветов. Эти перечни не вполне совпадают. В 85-м апостольском правиле, кроме канонических ветхозаветных книг, названы и неканонические: три книги Маккавеев, книга Иисуса, сына Сирахова, а между новозаветными книгами – два послания Климента Римского и восемь книг «Апостольских постановлений», но не упомянут Апокалипсис. Нет упоминания об Апокалипсисе в 60-м правиле Лаодикийского Собора и в стихотворном каталоге Священных книг свт. Григория Богослова . Афанасий Великий так говорил об Апокалипсисе: «Откровение же Иоанново ныне причисляют к Священным книгам, а многие называют неподлинным». В перечне канонических ветхозаветных книг у св. Афанасия не упомянуто Есфири, которую он наряду с Премудростью Соломона, Премудростью Иисуса, сына Сирахова, Иудифью и книгой Товита, а также «Пастырем Ермой» и «Учением апостольским» причисляет к книгам, «назначенным отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия». В 33(24)-м правиле Карфагенского Собора предлагается следующий список канонических библейских книг: «Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, Пророческих книг дванадесять, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездр две книги. Нового Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010