Русские епархии должны были иметь сходство не с византийскими, а с западно-католическими в том смысле, что, по своему пространству, они нуждались в образовании местных церковно-правительственных инстанций, которые бы посредствовали между епархиальным правительством и отдельными приходскими церквами. Таковой местной церковно-правительственной инстанцией были наместники и десятильники. Наместники, в отличие от тех наместников, которые могли состоять при самой кафедре епископа, в месте его резиденции, получали в свое заведование обширные местные отделы епархиальной территории 514 . Десятильники, установленные первоначально, по всей вероятности, для сбора десятины, поступавшей из княжеских доходов в пользу епископов, весьма рано сделались церковно-должностными органами 515 в местных округах не столь обширных, как наместничества 516 . С проникновением светского служилого элемента в епархиальное управление сделалось обычным назначение архиерейских бояр и боярских детей на должности наместников и десятильников. Судя по дошедшим до нас историческим свидетельствам из XVI и XVII вв. 517 должно думать, что и в древней Руси упомянутые церковно-должностные органы составляли местную административную и судебную инстанцию. В Пскове, который, несмотря на свое политическое значение вольного города, не мог добиться, при всех своих усилиях, учреждения особой самостоятельной псковской архиерейской кафедры и находился в церковном подчинении новгородскому владыке, злоупотребления десятильников последнего по сбору дани и пошлин с тяглого духовенства 518 повели к выделению финансовых функций из компетенции десятильников и к возникновению института поповских старост. Псковское духовенство образовало из себя соборы, т. е. соединилось в союзы, представлявшие собой совокупность духовных лиц нескольких церквей и имевшие для себя центр в каком-либо храме, который назывался соборным. За нормальное число, достаточное для образования собора, принималась сотня, но обыкновенно бывало и больше и меньше этой нормы. Духовенство, не вошедшее в состав собора (или «купы»), называлось «невкупными попами», и как скоро число его достигало нормального, составляло из себя новый собор. Духовенство каждого собора выбирало из своей среды поповского или соборского старосту для раскладки дани и пошлин, следовавших к поступлению в казну новгородского владыки, между отдельными плательщиками, и для наблюдения за правильным их взносом. А позднее к этой деятельности поповских старост присоединилась еще функция надзора за духовенством, именно за тем, чтобы качества духовных лиц соответствовали их сану, и чтобы все священники имели надлежащие грамоты 519 . С начала XVI в. обнаружилась и в других местах реакция против злоупотреблений светских наместников и десятильников, как это доказывается вышеупомянутым протестом ростовского священника Георгия Скрипицы. § 51. Организация местных подразделений епархии в XVI и XVII вв. 520

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Судная часть греко-восточного или так называемого византийского права состояла из трех видов церковного суда: 1) суда над духовными лицами, в кругу церковных дел, в которых они вполне подчинены были своему духовному начальству; 2) суда над теми же лицами, по делам их частным или гражданским, в которых они были судимы на основании общих законов, и лично могли подлежать суду столько же духовного, сколько и гражданского начальства, по положению: actor forum rei sequitur, 5) суда церковного над светскими лицами, подлежавшими этому суду по церковным делам, и тем мирским или гражданским, которые были ему предоставлены законами империи. Что касается до первой части церковного суда: то византийское право в этом отношении имело у нас полное действие. Все духовные лица, в духовных делах, т. е. касающихся звания и служения, были исключительно подчинены суду своего начальства, на основании древних церковных правил, и не подлежали судилищам светским. В уставах к. в. Владимира, Ярослава, Всеволода, Ростислава, выражается одно общее положение, – что «в дела церковных людей не вступаются ни князи, ни княжи волостели, а ведают их епископы, по правилам св. отец». В судебниках Uoahha III и IV также положительно определено: «попа, диакона, чернца и черницу судити святителю, или его судиам» 1 . – В Стоглаве этот предмет развит в подробности 2 . В соборном приговоре, от имени царя Иоанна Васильевича, о учреждении в Москве поповских старост (1551 г.), постановлено: «избранных старост приводить пред митрополита, и он, рассмотря их, и доволи наказав, придаст им закон божественных писаний, по правилам св. отец, и о церковном благочинии, и о священническом духовном попечении, – и они во всяких нужных делах рассужают по правилам св. отец» 3 . На соборе 1667 года: «быти духовному человеку, спречь архимандриту с другими искусными мужи, в патриаршем дому, в духовных делах судити и рассуждати духовные лица, священнического и монашеского чина, яко да не вовлекают священников и монахов в мирские судилища, ниже да судят мирские люди освященного чина и всякого церковного причта, якоже запрещают свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 января (4 февраля) Священномученик Иоанн Успенский Священномученик Иоанн родился 30 августа 1870 года в посаде Большие Соли Костромского уезда Костромской губернии в семье священника Алек­сандра Успенского. Иван Александрович окончил духовное учи­лище и в 1890 году был рукоположен в сан диакона, а уже в период начавшихся после большевистской революции гонений – в сан священника и служил в Введенской церкви в селе Введенском Кинешемского района Ивановской области. После начала в 1937 году беспощадных гонений власти аресто­вали почти всех священников, многих церковных старост, членов церковных двадцаток и наиболее активных мирян. 1 ноября 1937 года были арестованы и заключены в тюрьму в городе Кинешме священник Иоанн Успенский, трое мирян и священник из села Пешково; в силу того, что они были друг с другом знакомы, сотрудники НКВД решили объединить их дела в одно дело. В тот же день начались допросы, которые продолжались не­прерывно в течение нескольких дней. – Вы арестованы как участник контрреволюционной поповско-кулацкой группы, расскажите следствию о своей контрреволюционной деятельности, – потребовал следователь от отца Иоанна. – Участником контрреволюционной поповско-кулацкой группы я не являлся, контрреволюционной деятельности не вел, – ответил священник. – Следствию достоверно известно, что вы, будучи враждебно настроенным к существующему строю, среди своего окружения вели систематическую контрреволюционную агитацию, направ­ленную на срыв проводимых мероприятий партии и советской власти. Следствие требует дать правдивые показания. – Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил. – Вы показываете ложь, следствие имеет достаточно фактов, подтвержденных свидетельскими показаниями, о том, что вы про­водили активную антисоветскую агитацию. Показывайте правду! – Повторяю, что нигде и никогда антисоветской агитации я не вел. – Попа Николая Лебедева вы знаете? – Да, Лебедева я знаю хорошо, последний служит в Успенской церкви села Пешково.

http://fond.ru/kalendar/82/ioann/

Архангельско-Холмогорская епархия: 10 лет со дня возрождения 4 февраля 2006 г. 15:55 Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние — Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского — основаны в кон. XIV - кон. XV в.) Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезеня до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры), входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре. Проект образования отдельной епархии на севере России был утвержден на московском Соборе 1666-1667 гг. Холмогорская и Важская епархия учреждена постановлением Собора 1681-82 гг., в ее состав вошла сев.-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги до рр. Колва и Уса (притоки р. Печоры); в том числе гг. Холмогоры и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьяновскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским скитом. В кон. XVII в. на территории епархии находилось приблизительно 218 храмов. Структура органов управления епархии, созданных после ее учреждения, соответствовала системе, сложившейся в Русской Церкви после соборов 1667 и 1674-75 гг. Органами центрального управления были приказы: Судный (Духовных дел или Разряд) — высший административный и судебный орган епархии во главе с судьей духовных дел (духовное лицо), приказным (светским) и 2 дьяками; Казенный во главе с казначеем (монашествующим) и 1 дьяком. Органы местного управления: поповские старосты и десятские священники. Верховный надзор над духовенством десятин епархии осуществлялся протопопами соборов крупных городов. Особенностью епархии являлось ограничение фискальных полномочий поповских старост сбором неокладных пошлин и ежегодная посылка чиновников приказов (духовных и светских) для сбора церковной дани с наделением их судебными полномочиями.

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

Вид Старопигиального Новоспасского Монастыря в настоящее время Изображенная здесь старинная церковь во имя Усекновения честные главы Святого Иоанна Предтечи до 1812 года была соборною Ивановского девичьего монастыря в старых садех, под бором, что на кулишках, против того холма, где еще в начале XVI века, соорудил Алевиз церковь Св. Владимира. Место это, удобное для монашеского жития, по средине города, кажется отделенным от него по своему положению. Обитель сия замечательна сколько древностию своей, столько и достопамятными в ней событиями. По штату, она была второклассная – ружная. До учреждения штатов, за нею состояло 813 душ по ревизии 1744 года: в уезде Переславля – Рязанского полусело Путятино на речке Ворше и Шацкого уезда, Залесского стану село Архангельское, Две Сестреницы тож, на реке Хопре. Основание ее приписывается преданием: то великому князю Иоанну III, то матери царя Иоанна Васильевича, великой княгине Елене Глинской; сооружением церкви в память Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи она, вероятно, желала ознаменовать день тезоименитства своего сына. Так свидетельствует предание, впрочем не подтверждаемое историческими данными! В описи Ивановского девичья монастыря 1763 г., читаем следующее: «А когда оный монастырь построен, при котором государе и по какой государской грамоте, и в котором году, о том в означенном монастыре точного известия нет» 1 . Из летописей же открывается нам, что в начале XV столетия, существовал мужеский Иоанно – Предтечевский монастырь под бором за Москвою рекой, там, где ныне приходская церковь Сретения Черниговских чудотворцев 2 . Вероятно, что с упразднением этого монастыря, под Замоскворецким бором, основан соименный ему под Кулижским бором, о коем упоминает ниже приведенная надпись на Евангелии. В исторических актах Ивановский монастырь встречается в 1604 году. Так в патриаршество Иова священник Ивановского монастыря (только неизвестно мужеского, или женского) был в числе старост поповских, как значится в извете боярского сына Ивана Чортова, 1604 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В февральской книжке «Русской Старины» проф. А. С. Лебедевым напечатана статья под заглавием: «Применение наказаний в среде духовенства и мирян в XVIII веке». Почтенный профессор давно уже занимается этим вопросом и более интересные результаты своих поисков, по консисторским и другим церковно-юридическим документам, публикует для общего сведения в своих сообщениях. В данном случае, читателю дается ряд фактов применения духовным начальством телесных наказаний «телесного боя» и «телесного смирения» – по выражению документов того времени. В особенности, распространено было употребление телесного боя в монастырях; здесь за личное преступление и проступок били плетьми и розгами, и сажали в цепь. Битье чем попало практиковалось и просто, как мера нападения или началованья отцом своего послушника-сына; плетьми наказывали не только монахов и послушников, но и монахинь и послушниц. – «Не было изобижено по части телесных наказаний и приходское духовенство» по сравнению с монашествующими. Ряд фактов, сюда относящихся в названной статье, производит в особенности тяжелое впечатление. Право архиерея назначать «нещадное наказание плетьми в консистории или духовном правлении» было до того общепризнано, что против него никто не протестовал, даже никто не жаловался за истязание и жестокость, с коими оно применялось. Случаи жалоб – и не редкие – относились к жестокости «поповских старост» (нынешних благочинных). Даже и эти органы епархиального начальства иногда пускали в дело плети, «устремляясь с бичами и ударами на тела» – выражаясь языком канонов своих собратьев священников; что же касается сажанья в цепь на своем поповском дворе, то на оное мероприятие, они прямо уполномочивались. Особенно тяжело слышать, что жестокое телесное наказание назначалось священником иногда не за проступки, а просто за дела поведения или неблагоразумия в священнической практике. Напр., преосвященный Иоасаф (Горленко), усмотрев в селе Изюмце, у священника в доме в углу нечто в роде рукоумывальницы, в которой в зимнее время священник детей крестил, определил: «наказать попа в духовном правлении плетьми, чтобы он вымыслов не чинил, а содержал бы место к тому потребное по правилам в церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Церковническая, или епаршеская школа, положившая начало Костромской духовной семинарии, основана в 1747 году, Костромским Преосвященным Сильвестром Кулябкою. Задумав основать в Костроме школу, для образования духовного юношества, Преосвященный Сильвестр прежде всего должен был позаботиться о содержании будущих воспитанников школы. Для этой цели, в силу следующего правила духовного регламента: «от знатнейших в епархии монастырей брать всякого хлеба 20-ю долю, да от земель церковных, где суть, «всякого же хлеба брать 30-ю долю» (ч. 2 отд. 1 § 11), он в 1746 году потребовал, чтобы из всех монастырей Костромской епархии высланы были приходорасходные книги за 174 4 / 5 годы и чтобы в консистории были составлены перечневые ведомости главным статьям монастырских доходов. В указе консистории, в Галичскую духовную контору, от 12 июля 1746 г, прямо говорится, что хлеб требуется на содержание школы, учреждаемой для обучения детей духовенства Костромской епархии. Но такое благодетельное распоряжение архипастыря встретило сильное противодействие в тогдашнем невежественном духовенстве. Особенную беспечность в этом случае показала Галичская духовная контора. В протоколе Костромской духовной консистории, от 27 марта 1747 г., говорится, что из Костромской провинции собраны от монастырей, пустынь и церквей сведения об урожайном хлебе за 1746 год, а из Галичской духовной конторы, не смотря на указы, посланные туда 12 июля 1746 г., 3 февраля и 10 марта 1747 г., таких сведений не было прислано. Вследствие чего консисторией определено: с присутствующих этой конторы за весьма слабое исправление и нерадетельное попечение, взят штрафа, на расходы епаршеской школы, десять рублей. Не смотря однако же на требования и указы консистории, угрозы штрафом, ссылки на указанную нами статью регламента, в исходе 1717 года из многих мест не только не был прислан хлеб, но не доставлено и самых ведомостей. Посему 2 сентября 1747 г. положено вытребовать недоимочный за 1746 год хлеб, а за 1747 г. ведомости через поповских старост, которым накрепко смотреть, чтобы оные священно и церковнослужители о том урожайном хлебе показывали самую сущую правду, по священству своему, а церковники, по заповеди св. евангелия, не тая ничего, и чтоб самый хлеб был привезен в октябре, а всеконечно в ноябре месяце не отменно; иначе церковнослужителям угрожали штрафом, но вине преступления. Это было последнее распоряжение о сборе хлеба в 1747 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лубонос. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1756. Адрес: Рязанская область, Шиловский район, с.Лубонос Координаты: 54.55345, 41.3735 Проезд: От г. Рязани, двигаемся по трассе М5 в сторону Самары, приблизительно 90 км, далее по указателю, поворачиваем на Шилово, и выезжаем на трассу Шилово-Касимов. Двигаемся до указателя д.Салаур. Поворачиваем направо и продолжаем путь до деревни Занино-Починки. В центре села, сразу же после промтоварного ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От г. Рязани, двигаемся по трассе М5 в сторону Самары, приблизительно 90 км, далее по указателю, поворачиваем на Шилово, и выезжаем на трассу Шилово-Касимов. Двигаемся до указателя д.Салаур. Поворачиваем направо и продолжаем путь до деревни Занино-Починки. В центре села, сразу же после промтоварного магазина поворачиваем направо. Двигаемся прямо. Пересекаем ж/д перезд со станцией Починки и продолжаем путь по щебеночно-насыпной дороге до с.Лубонос Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Лубонос в 48 верстах от уездного города Спасска. Лубонос, значащийся в писцовых книгах 1628 – 29 гг. пустошью, что была деревня, показанный в 1676 г. деревнею, принадлежавшею к с. Заниным Починкам, в конце XVII столетия делается селом с церковью Живоначальной Троицы, на что находим прямое указание в окладной Касимовской книге, где сказано: « В нынешнем 1685 г. августа в 7 день по отписке Касимова города старост поповских Николаевского попа Филиппа, да Касимовского уезду села Тырновские Слободы Покровского попа Василия и по сказке Касимовского уезду села Лубоноса, что была деревня, Троицкого попа Ивана, обложена в казенном приказе церковь Живоначальные Троицы». У той церкви двор попа Ивана и в приходе 35 дворов крестьянских, церковной земли 5 четвертей в поле, сенных покосов и никаких угодий нет. А та новопостроенная церковь в вотчине великих государей духовника Меркурия Гавриловича, а поп Иван поставлен в то село преосвященным Павлом, митрополитом Рязанским и Муромским в 1684 г. в январе месяце.

http://sobory.ru/article/?object=21935

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОЧИННИЧЕСКИЙ ОКРУГ часть территории епархии во главе с благочинным . В России до сер. XVIII в. местный надзор над духовенством по отдельным округам, на к-рые делилась епархия, осуществляли наместники , заказчики, десятильники , протопопы и поповские старосты. С эпохи имп. Елизаветы Петровны прежние заказчики стали, как правило, именоваться благочинными. После упразднения должности поповских старост в 1764 г. священники, управляющие частями епархии, именуются только благочинными. Соответственно сами части епархии называются Б. о., или благочиниями. В Б. о. в синодальную эпоху входило 10-15, иногда до 30 приходов, так что на уезд приходилось по неск. Б. о. В то же время территория Б. о. включала в себя обычно неск. волостей. В губ. (епархиальных) и др. больших городах могло быть по неск. Б. о. Если приходов в округе было больше 15, помимо благочинного назначался его помощник. Управление приходами в пределах Б. о. осуществлялось на основании «Духовного Регламента» (1721), «Устава духовных консисторий» (1841), а также составленной в 1775 г. архиеп. Московским Платоном (Левшиным ; впосл. митрополит) для своей епархии «Инструкции благочинным приходских церквей», к-рую позже Святейший Синод объявил обязательной для всех епархий. До реформ 60-х гг. XIX в. Б. о. повсеместно управлялись благочинными единолично. В эпоху реформ в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы . В эти же годы кандидатов на должность благочинных стало избирать духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного правящим архиереем. Выборность благочинных была отменена указом Святейшего Синода от 1881 г. Надзор за мон-рями осуществляли благочинные мон-рей. Если архиерей назначал неск. монастырских благочинных, то мон-ри епархии распределялись по монастырским Б. о. Надзор за жен. мон-рями поручался благочинному муж. мон-рей, в отдельных случаях - смотрительницам благочиния из числа игумений.

http://pravenc.ru/text/149341.html

Щёкино. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Преображения Господня на Щекине упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Щекинская Спасо-Преображенская церковь построена в 1794-1807 г.г. вместо двух ветхих деревянных церквей. Каменная, двухэтажная. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, Благовещения Пресвятой Богородицы. Местоположение: на 1755 год - на Щекине, в Южской трети Устюжского уезда; на 1859 год - село казённое Щекино, в 1-м стане Устюжского уезда, при Спасском ключе; сейчас - д. Щекино, Трегубовское с/п. В 1788 г. при церкви числилось 956 человек, в 1868 г. - 1824. Источник: В «Книге церковной дани», датированной 1625 годом, имеется припись: «144 году генваря в 20 день, митрополичь сын боярьской Максим Горяинов да поповской староста, вознесенской поп Иван, и десяцкие обложили вново храм Устюга Великого соборныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы в домовой вотчине деревни Щекина, церковь благолепнаго Преображения оброком 5 алтын». Спасская церковь и в 80-е годы XVII века находилась в разряде «оброчных» церквей (кроме нее оброчной являлась еще Косковская Георгиевская), тогда как остальные платили «белочный оклад», куда больший, чем щекинская. До 1764 года Щекино принадлежало Успенскому собору, было его «домовой вотчиной». Именно благодаря клиру главного устюжского храма и возникла первая церковь на щекинском погосте. Соборяне снабжали храм утварью и книгами, хотя и не всегда бескорыстно – так, за 1644-63 годы в приходной книге собора помечено: «Того же году продана старая книга печатная месяц август Минея на Щекино, взято рубль 17 алтын 2 денги». Старост довольно длительное время назначали по указу. К примеру, в 1677 году половнику из д. Шустово Гавриле Михееву Старковскому – Плескуньину велели быть в церковных старостах «для всякого присмотру» за церковью. Он исполнял обязанности до 1693 года, затем «Щекинского погоста Спасо-Преображенской церкви прихоцкие люди … и все того приходу крестьяне» выбрали в старосты «Ванку Петрова Пермитиновых» и «Куземку Аврамова Токмаковых», о чем и поставили в известность соборные власти.

http://sobory.ru/article/?object=10269

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010