С XVI в. в этой сфере церковной администрации большое значение получило выборное начало в лице поповских старост и десятских попов, избиравшихся самим окружным духовенством. Но иерархия видимо не доверяла этим выборным лицам, сделала их только ответственными сборщиками церковных пошлин и блюстителями церковного благочиния, а все судебные дела по округам поручала своим приказным органам, кроме того, самих поповских старост подчиняла надзору монашествующих властей, настоятелей важнейших в каждом округе монастырей. Такой порядок окружного епархиального управления неизменно хранился от времени Стоглава в течение всей древнерусской истории 740 . Каждая епархия разделялась обыкновенно на несколько десятин, во главе которых по суду и управлению духовными делами стояли духовные управители – архимандриты или игумены, а по гражданским делам епархиального ведомства – светские десятильники 741 ; десятины в свою очередь делились на меньшие округи, которые подведомы были, за исключением судных дел, поповским старостам и десятским. В юго-западной России непосредственными органами архиерея по окружному управлению были наместники тоже из монашествующих властей, которым были поручены целые округи с правом суда над монастырями и церквами; затем ближайшее управление приходским духовенством с XVII в. разделено было на протопопии, в которых главными правителями и судиями были подчиненные наместникам протопопы, соответствовавшие поповским старостам и имевшие своих собственных наместников или помощников, соответствовавших великорусским десятским попам; – и те и другие были выборные лица 742 . Это протопопское управление хранилось здесь почти до конца XVIII в., не испытывая никакого влияния от тех перемен, какие после реформы происходили в окружном управлении по епархиям Великороссии. Подчинение приходских причтов монастырским властям всего сильнее проявлялось в том случае, когда сюда примешивались еще вотчинные отношения. Старинная власть вотчинников простиралась на все, что находилось в вотчинном округе, и на самые церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

XL. Старостам поповским, которые выбраны будут, преосвященнаго митрополита сия уставныя статьи и судные вершеные и невершеные дела и всякие письма ежегодно велеть отдавать с роспискою, а что каких дел и писем отдана новому старосте поповскому будет, и то переписать в книги подлинно и имянно, и те книги закрепить обоим старостам поповским по листом (и) держать на домовом дворе впредь для ведома [и привозить по всякой год старосте поповскому, которой з достальною денежною казною будет]. XLI. А как [старосты поповские] ты монах всего году по книгам домовую (л. 73) казну соберешь, и тебе б ехать в Ростов и явитца преосвященному митрополиту в декабре в 1 числе и кончая в последних числах неокладными сборными денежными доходы, и тем деньгам с записными книгами [велеть ехать в Ростов и явитца преосвященному митрополиту в казенном приказе на указные сроки кончае всякаго сентября месяца в первых числах, а последнее октября в 25-м числе, потому что монахи старосты поповские за неприсылкою последняго платежа], а домовых зборных денег [(дают) в торг укорыстуютца] для своих корыстей никому не отдавать. (XLII). (А будет тот же староста, которой был старостою будет выбран вновь в старосты поповские, и тому старосте с последним платежем быть в Ростов на указные вышеписанные сроки). XLIII. [(А старосты поповские с последним) А будет тебе с тем платежем самому за каким случаем в Ростов быть будет с тем платежем на указные сроки невозможно (платежем на указные сроки сами в Ростов не будут) и те указныя деньги присылать тебе старостою поповским не... (и деньги присылать будут мимо себя и на тебе монах взято будет пени за невысылку старосты 10 рублей, а на старосте, как он будет в Ростове, за ослушание доправлено буден пени же 5 рублей]. XLIV. А кроме старост денег и книг ни с кем откуду не присылать, а выслать их старост поповских к преосвященному митрополиту (с) зборною казною домоваго двора (десятильнича двора) с подъячим и с проважатыми. XLV. А будеш ты, монах, на старосту поповскаго выбор возмешь не многих попов за руками, а у старосты за их выбором преосвященнаго митрополита казне учинитца против окладу в зборних их книгах не доплата или какая порха (л. 74) а будет (о том) на тебя (иеро)монаха от старост поповских или от закащиков или (от иных кого) (с кого взял) от кого нибудь (во взятках) с венечных памятей или во иных каких напрасных взятках преосвященному митрополиту будет челобитье, и то взятое по розыску и по их сказкам взято будет на тебе (в Ростове) вдвое, да сверх того доправлена (да на тебе ж взята будет) пеня большая (без отдачи) без пощады.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эти постановления весьма сходны с соответствующими местами Стоглава (гл. 6-я, 35-я, 12-я, 13-я, 8-я, 5-я). Но в приговоре есть и более точные указания на соборное уложение 1551 года. Избранных в поповские старосты должно приводить к митрополиту, который «разсмотря их, доволне наказав, и придаст им закон божественных Писаний соборного уложения. … о церковном благочинии и о священническом духовном попечении» (А. А. Э., т. I, 232). По поводу этого приговора мы считаем не лишним сделать некоторые замечания. В одном рукописном сборнике XVII века, принадлежавшем покойному графу Уварову, проф. Павлов нашел 40 глав Стоглава, за которыми находится следующая приписка: «Лета 7059-го февраля в 17. Повелением благочестивого Царя и христолюбивого Великого Князя Ивана Васильевича, всея Русии Самодержца, и по благословению преосвященного Макария, митрополита всея Русии, и преосвященнейших архиепископов и епископов и всего священнаго собора русские митрополия, изобрали священницы и дияконы 7 старост в царствующем граде Москве». Затем помещаются сведения о семи избранных поповских старостах, о числе церквей в разных частях Москвы и о числе священников и дьяков в каждой части. Всех священников во всей Москве насчитывается 359, диаконов 208, а всего 567; церквей же 644. 258 Мы знаем, что заседания Стоглавого собора начались 23 февраля 1551 года, а приговор об учреждении в Москве поповских старост, по означенной приписке, состоялся 17-го февраля того же года, следовательно пред самым открытием Стоглавого собора. Этим обстоятельством, как нам кажется, можно объяснить, почему в 6-ой главе Стоглава о выборе поповских старост говорится таким образом: «и того ради церковного чина в царствующем граде Москве и по всем градом росийскаго царствия русския митрополии повелехом избрати протопопов в коемждо граде по царскому повелению и по благословению святительскому священников добрых, искусных и житием непорочных. В царствующем же граде Москве достоит быти седми старостам поповским и седми сбором по уложению царскому».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«И сей свой св. патриарха именной указ о милостях Булгакову» патриарх «указал в Дворцовом Приказе записать в книгу, чтобы ему судье Булгакову, будучи у того дела, и впредь надежно было к дому казать и прибыли искать» 301 . К прочим служащим в Приказах патр. Адриан (как неоднократно отмечается в документах Казенного Приказа) проявлял свое отеческое попечение увеличением окладов содержания, уменьшением работы с возложением части дел на новых дьяков и подьячих. «Сверх определенного содержания, – замечает И. Шимко, – служащие (напр. Казенного Приказа) пользовались многим от щедрот патриарха. Казначей имел даровой стол. В большие праздники начальным людям и старшим подъячим отпускались с п. двора пиво, мед и по кубку «ренского» 302 . Встречается и такой трогательный факт заботы патр. Адриана о служащем в его учреждении. Патр. Адриан приказал однажды заплатить 5 руб. (ок. 85 руб.) иноземцу лекарю Фохту «за лекарство и за работу его, что он лечил подъячего Казенного Приказа Вешнякова, внутреннюю его болезнь сердечную» 303 . Доходы патр.Адриана Благоустройство приказного управления при патр. Адриане сказывалось в результатах деятельности патриарших учреждений. Показателем могут служить цифровые данные финансовых отправлений патр. Казенного и Дворцового Приказов, стояния в тесной зависимости от того или иного порядка – и совершенства приказной системы управления. Точно определенные, равномерно справедливые цифры различных церковных даней, – поступление недоимок и отчасти умножение числа окладных храмов, увеличение – до 810 т. н. «оброчных статей» 304 , строгий контроль в Казенном Приказе и документальная отчетность на местах, как сборщиков церковных даней управителя и поповских старост, так и рядового духовенства, обязанного вести особые приходо–расходные книги и представлять на осмотр управителю, штрафы и другие наказания за утайку церковных даней, гарантия поступления сборов с духовенства в круговой поруке священнослужителей известного округа за избираемых ими поповских старост, «людей добрых и пожиточных», – все это доводило доход п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отправление правосудия над духовенством осуществляли духовные приказы, из личных же органов епархиальной власти, имели значение судьи архиерейских домов и духовные фискалы для наблюдения за благочинием в духовенстве. Но с закрытием фискального отделения при Св. Синоде уничтожена была и должность епархиальных фискалов (1727). Для надзора же за благочинием в духовенстве учреждена была должность духовных заказчиков, получивших впоследствии название «благочинных». Но наряду с ними существовала и прежняя должность поповских старост. Деятельность их заключалась в сборах различных епархиальных пошлин с духовенства и в наблюдении за его благочинием в тех местах, где не были учреждены духовные заказчики. Во второй половине 18 в. (1764) должность поповских старост была отменена, как лишняя, потому что отменены были разнообразные сборы с духовенства в пользу епархиальных властей и учреждений. Органом наблюдения за благочинием в духовенстве остались одни «благочинные». Права и обязанности их определены отчасти в уставе консисторий, а главным образом в инструкции благочинным, составленной (1775) митр. Платоном, исправленной и пополненной потом к 1857 г. Вместе с переменами в личных органах епархиального управления, произошла перемена и в епархиально-правительственных учреждениях. Св. Синод намеревался и подведомственным ему правительственным учреждением сообщить коллегиальное устройство, в 1723 г. Духовный приказ бывшей патриаршей епархии преобразован был в дикастерию (от греч. сужу); состав дикастерии определен был по новому коллегиальному порядку из определённого числа присутствующих членов с равным правом голоса и из канцелярий. И по типу дикастерии стали преобразовываться духовные приказы в епархиях. Указом Св. Синода 1744 Московская дикастерия переименована была в Московскую духовную консисторию с распространением такого названия на подобный учреждения и в епархиях. При посредстве епархиальных консисторий производилось управление епархией, суд над духовенством. Некоторую особенность в отношении к епархиальным учреждениям представляло в своем положении военное духовенство. История управления военным духовенством

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

В приведенном перечне заказов мы не видим многих старых казанских епархиальных городов, например Санчурска, Ядрина, Цивильска, Кокшайска, Спасска, Тетюга, Мензелинска, Шешминска, Новошешминска, Бирска, Заинска, Тиинска, Ерыклинска, Симбирских городов – Уреня, Тогая, Сызранского Кашпира и некоторых других, несомненно входивших в состав Казанской епархии как в начале XVIII в. так и после. 85 Это обстоятельство объясняется тем, что многие мелкие города, в качестве пригородов, входили в состав заказов ближайших больших городов, будучи в непосредственном владении поповских старост. Не только города, каков, например, Старошешминск, но и богатые села, как Благовещенское на Омаре имели своих поповских старост. Города Тетюши, Спасск, Ахтачинск могли принадлежать к Майнскому заказу, получившему свое название не от города, а от реки Майны, левого притока Волги, берущего свое начало в Спасском уезде, или даже к Симбирску с его обширным церковно-административным округом (122 цер.), находившимся в ведении Симбирского духовных дел судьи. Несомненно, что к Симбирскому округу принадлежали все новые города по Симбирской черте; все города и села, лежавшие ниже Симбирска, ближе к Самаре и Сызрани, входили в заказы двух последних городов. Главными пунктами епархиального управления в бассейне Средней Камы с её восточными притоками были гг. Елабуга и Уфа. К Елабужскому заказу принадлежали г. Сарапул (до 1707 г. дворцовое село) и Каракулино, при первом делении России на губернии, состоявшие в Казанской губернии. Таким образом, в начале XVIII в., вследствие передачи в ведение Казанского митрополита Кукарска с уездом, территория Казанской епархии на северо-западе достигла бассейна правого притока Вятки р. Пижмы, берущей свое начало в Ветлужском уезде. Постройка гор. Сергиевска отодвинула юго-восточную населенную окраину Казанской епархии до р. Сока, левого притока р. Волги. Но эти территориальные изменения слишком незначительны и мало отразились на изменении общей территории Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

» 491 и проч. Следовательно, из патриаршего казённого приказа, в известное время, посылались в патриаршую епархию особые чиновники, которые делали подробную опись всех церковных земель и угодий, домов, земли и угодий причтов, переписывали всех прихожан церквей и затем, сообразно сделанной описи, производили раскладку податей; самые описи отсылались в казенный приказ, где они составляли особую книгу и хранились для нужных справок 492 . Для сбора окладных и неокладных пошлин, до 1675 г., посылались десятильники, избравшиеся из патриарших дворян или детей боярских, которые, два раза в год, объезжали свои десятины и сбирали требуемые пошлины, доставляемые ими в казенный приказ. Но так как десятильники дозволяли себе большие злоупотребления: «от них объявилося всякое безчиние, ко священному чину налоги и обругательство и убытки, сверх указных статей имели лишние сборы», то, по определению собора 1675 г., они были заменены поповскими старостами и закащиками 493 . Выбором поповских старост и закащиков заведовал казенный приказ; дело происходило, обыкновенно, таким образом: в начале сентября, собирались в город все священники, известного округа, и выбирали из своей среды, для сбора окладных и неокладных пошлин, «в старосты поповские попа добраго и пожиточнаго, которому-б в старостах поповских быть было за обычай, и в денежной казне верить было-б мочно»: в отдаленных от города местах, каждые десять церквей выбирали своего особого закащика, который и заменял собою поповского старосту; о выборе старост и закащиков, за собственноручною подписью избиравших лиц, сообщалось в казенный приказ. Выбранному поповскому старосте вручались, под росписку, «указныя всякия святейшаго патриарха грамоты и сии уставныя статьи (т. е. инструкция) и данным церквам и церковным землям окладныя книги и судныя вершеныя и невершеныя дела и всякия письма». С собранными деньгами и с записными книгами этих денег, поповские старосты, в сопровождении подьячего и провожатых, два раза в год, являлись в казенный приказ, где сдавали собранные деньги 494 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Дьячок, пономарь и все «крылошане» кроме просвирни по проекту судятся земскими судьями, по-видимому также несогласно со Стоглавом, который по подсудности не отделяет священнослужителей, священников и диаконов, от причетников. По соображению со следующей статьей проекта здесь речь идет о суде по делам клирошан с посторонними, «мирскими», людьми, где мы ожидали бы смесного суда и по Стоглаву, и по Судебнику, который говорит: «а будет простой человек с церковным, ино суд вопчей». Сами клирошане между собою судятся по проекту попом, с которым служат, а в суде у него сидят староста церковный да «верный» (присяжный) земский целовальник с волостными людьми, «коих оба полюбят», обе стороны выберут. И такого церковно-приходского суда не знает Стоглав. Статья оканчивается неясным положением: «судья их и дело приговорит» (произносит окончательный приговор). Трудно сказать, значит ли это, что приходский священник с своими ассистентами решал дела своих клирошан окончательно, без доклада, или здесь надобно разуметь какой-либо другой суд, составлявший докладную инстанцию. Едва ли в рассматриваемых статьях проекта можно видеть только предположения кодификатора, не имевшие никакой опоры в действовавшем церковно-судебном порядке. Несогласие их со Стоглавом ничего не говорит в пользу такого взгляда. Надобно иметь в виду, что многие постановления Стоглавого собора не удались или долго не удавались. Так, например, институт старост поповских и десятских в самой Москве не был устроен надлежащим образом до 1 июня 1594 года, когда царь, «поговоря со отцом своим патриархом Иовом и приговоря со своими государевыми бояры», велел в своем царствующем граде Москве «учинити старост поповских и десятских для церковного благочиния и всяких ради потреб церковных». Притом в год Стоглавого собора едва начинали вводить новое земское управление, а оно должно было во многом изменить предположенное этим собором сложное церковное судоустройство при той тесной связи, в какую Стоглав поставил епархиальный суд и управление с местным государственным управлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

95 Сравн. соборный приговор о запрещении духовенству приобретать отчины (Акт. Эксп. I, 227) – с главами Стоглава 5 (вопр. 31) и 75; соборные приговоры по жалобницам новгородских священников (там же 229) – с глав. 41 (отв. на вопрос 14), 44–48; окружный царский наказ об обязанностях поповских старост (– 231) и соборный приговор об учреждении и обязанностях московских поповских старост (там же 232) – с главами 6–8, 29 и 68. Оказывается, например, что в последнем соборном приговоре: а) просвирнями повелено быть вдовам не менее 50 лет, тогда как в Стоглаве – не менее 40 лет (гл. 8); б) великое славословие повелено петь, а не речью говорить, в праздничные дни, тогда как в Стоглаве хотя вопрос об этом изложен (33-й из первых), но ответа нет, и проч. 99 В одном из наших академических списков Стоглава 284) этими словами начинается вторая глава; а в другом 277) – оканчивается первая, также и в моем собственном списке 38). 100 Например, о сложении перстов для крестного знамения, по поводу тому, что Царь в одном из вопросов своих (гл.5, вопр.26) обратил внимание Отцов на небрежность, с какой многие у нас тогда полагали на себе крестное знамение; о сугубой аллилуии, потому, что на соборе предложен был вопрос (гл.41, вопр.5), как праздновать преп. Евфросину псковскому чудотворцу, в житии которого, незадолго пред тем составленном, так восхваляется сугубая аллилуия… 101 См. в Акт. Эксп. I, стр. 219, примечание издателей об акте Стогл. Рум. Муз. 426, в Опис. Восток. стр. 656. Так и в одном из наших Акад. списков 277), и в списке моей библ. 38); только в обоих к упомянутому соборному приговору присовокуплены еще несколько кратких правил, по предмету своему вовсе не относящихся к приговору. В другом же нашем Акад. списке 284), вместо этого приговора, помещены вслед за сотою главою два соборных приговора по жалобницам новгор. священников», изд. июня 26 и июля 15-го 1551 г. (снес. Акт. Эксп. I, стр. 223). 103 Правило это читается: «аще кто или сам приобидети начнет, или суды восхощет церковные и оправдание, ила привлачит насилием епископа, или попа, или диакона, или всякого, просто рещи, священного чина..., да будет проклят». Подобное, хотя также подложное, правило встречается в Кормчих XVI века, но только под именем не пятого, а седьмого вселенского Собора (см. выше примеч. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

19) принимать доношения по делам инквизиторов, согласно инструкции протоинквизитора, и производить по ним расследования и постановлять решение в присутствии протоинквизитора; 20) разрешать производить из церковных сумм уплату, по оценке, женам и детям умерших священнослужителей за их дворовое и хоромное всякое строение и в том случае, если на места умерших будут определены из обучавшихся в школах. 225 Приведенными постановлениями исчерпывался и определялся круг действий Московской духовной дикастерии на первых порах деятельности этого учреждения. С течением времени круг этого ведомства еще более определился по особым синодальным распоряжениям. 226 Особенно же ведомство Московской духовной дикастерии расширялось в тех случаях, когда дела других существовавших в Москве синодальных учреждений, при закрытии их, переходили в дикастерию. Так, при упразднении, в 1724 году 20 мая, приказа церковных дел в духовную дикастерию поступили: 1) сбор от причтов книг о неисповедывавшихся и исповедовавшихся; 2) наряд Московских шести сороков священнослужителей в крестные ходы; 3) смотрение за церковным благочестием в Москве; 4) отправление похоронных памятей о погребении скоропостижно умерших; 5) выборы погодных в сороках поповских старост и для посылок десятских к слушанию благовеста (который прежде соборного бывает) десятских же, т. е. для наблюдения, чтобы не начинали звона в Москве прежде соборного, и 6) сбор ведомостей от поповских старост о родившихся и умерших. 227 Своего рода расширение круга дикастерского ведомства последовало и при упразднении розыскной раскольнических дел канцелярии через передачу, 7 февраля 1727 г., в дикастерию сбора штрафных с неисповедывавшихся денег по священническим ведомостям в Синодальной области. Собираемые штрафные деньги с неисповедывавшихся дикастерия, вместе с табелями из священнических ведомостей, обязана была представлять в Св. Синод по прошествии каждого года безотлагательно. 228 При закрытии Московской Синодального правления канцелярии, 26 июня 1727, Св. Синод сделал общее распоряжение, чтобы, оставив одну духовную дикастерию, передать в нее все дела по описи – вершенные и действом исполненные для хранения в архиве, а невершенные – для решения по указам и генеральному регламенту без продолжения времени с тех, чтобы о сомнительных представлять Св. Синоду обстоятельные доношения со мнением; 229 дикастерии же было представлено Синодом составить окончательные предположения и о распределении оставшихся после закрытия Московской синодального правления канцелярии сторожей солдат и проч. 230 С закрытием канцелярии дикастерия заняла центральное положение относительно заведывания делами Синодальной области.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010