Исчислим отдельные меры дисциплины исправительной. 1) Денежные взыскания. В уставе Ярослава есть несколько постановлений, имеющих непосредственное отношение к духовенству. Сюда относятся следующие статьи: 1) аже чернец или черница, или поп, или попадья, или проскурница впадут в блуд, тех судити епископу оприснь мирян, и во что их осудить волен; 2) аже поп или чернец упиются без времени, епископу в вине; 3) аже чернец или черница разстрижеться, епископу в вине, во что их обрядить, и наконец 4) общая статья: а что деется в домовных людях и в церковных и в монастырях, а не вступаются княжи волостели в то, а то ведают епископли волостели и т. д. Таким образом, во всех приведенных статьях об ответственности виновных говорится глухо: «епископу в вине, во что их обрядит». Но мы имеем основание думать, как это и было уже замечено выше, что под неопределенным выражением: «епископу в вине», должно быть понимаемо, преимущественно, денежное взыскание, которое не имело места, может быть, только в тех случаях, когда лицо виновное, по сознанию иерарха, вовсе не могло оставаться в клире, т. в. когда оно подлежало уже не исправительной, а очистительной дисциплине. Оправдываемое началами национального права, стремление к переводу по возможности всякой вины на деньги, можно проследить на статье о расстригающемся чернеце. Если в одних списках устава о чернеце говорится глухо: «епископу в вине», то в других уже коротко и ясно говорится: «аже чернец или черница расстрижется, епископу 40 гривен» 643 . В дальнейшей истории денежные взыскания практикуются, обыкновенно, против различных опущений, которые так или иначе сопряжены были с ущербом для архиерейских финансовых интересов, каковы напр. утайка венечной пошлины 644 , неплатеж новичных и перехожих гривен, почеревных и похоронных денег 645 , утайка дворов дворянских и крестьянских, или церковных пашенных всяких угодий 646 и т. п. По инструкции патриарха Адриана поповским старостам, денежный штраф является обыкновенным наказанием за различные преступления по должности со стороны поповских старост и заказчиков, а также за нетрезвую жизнь и за держание в домах попами и диаконами винной посуды и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Глава 15 предлагает наставления тем из священников, которые совершают божественные службы без церковных риз. Ответ на тот же вопрос. Глава 16 продолжает те же наставления; также отвечает о порядке в церковном пении – на 22-й вопрос; отвечает еще о благочинном стоянии мирян в храме – на вопрос 21-й. Глава 17 о крещении младенцев по уставу православной Церкви может быть отнесена – разве к 1-му вопросу; отдельного вопроса об этом предмете не видно. Следующие семь глав: 18–24, содержат определения о бракосочетании, о порядке венчания, о браке вдовых, о втором браке, о третьем и четвертом. Особенных вопросов об этом не было: можно отнести эти главы к 1-му вопросу. В 24-й главе между прочим запрещается употребление вина прежде обеда, особенно священнослужителям, – прежде совершения церковного правила. Глава 25 о летах возраста для вступления в священный сан, также о достаточном образовании лиц, принимаемых в этот сан. Ответ на 6-й и на 20-й вопрос. Глава 26 о заведении по городам духовных училищ, – на те же вопросы. Глава 27 об исправлении икон и книг богослужебных. Первою половиною относится к 3-му вопросу, последнею к 5-му. Глава 28 также на 5-й вопрос отвечает определением о книжных писцах, и о продаже церковных книг, с подчинением ее надзору духовных лиц. Глава 29 содержит правила о благочинии священнослужителей в храме и вне храма. Ответ на 17-й и 22-й вопросы. Глава 30 определяет, чтобы ружные священники были исправны по своим обязанностям; это на 30-й вопрос. Глава 31 о крестном знамении: как должно архиереям и иереям благословлять; и всем православным креститься. Ответ на 26-й вопрос. Глава 32 о грехе – небрежно и не по чину креститься. На тот же 26-й вопрос. Но в этой же главе повторяется о благочинии в духовенстве на 17-й вопрос и о наставлении всех мирян в благочестии. Глава 33 о грехе блудодеяния. На 29-й вопрос. Глава 34 повторяет о надзоре за благочинием в духовенстве посредством старост поповских. На 1-й вопрос. Глава 35 содержит указ тем же старостам, об исправлении крестных ходов между приходскими церквями, также из церквей соборных к церкви соборной. Можно и эту главу отнести к 1-му вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Марта в 28 день по книгам Вяцкие десятины збору десятильника Ивана Кокошилова да старост поповских: соборного богоявленского попа Михаила да вознесенского попа Степана неокладных денежных доходов венечных пошлин прошлого 1639/40 году генваря с 22-го числа да сентября по 1-е число нынешнего 1640/41 году с четырехсот девяноста отроков, со ста с сорока з дву двоеженцов, с дватцати осьми троеженцов шестьдесят один рубль двенатцать алтын четыре деньги, со ста с девяти похоронных, и перехожих, и новоявленных десять рублев тритцать алтын, явочных от обеден рубль осьмнатцать алтын четыре деньги, (Л. 683 об.) с девяти почеревых рубль два алтына четыре деньги. Да с тех же почеревых пенных денег девятнатцать рублев четыре алтына полшесты деньги. Да пенных же денег с попа восмь алтын две деньги за то, что он пил на кабаке многое время, да с духовных пошлин двенатцать рублев тритцать два алтына с деньгою, с судных дел пошлин, и пересудов, и правого десятка дватцать два рубли тритцать один алтын две деньги. И всего сто тритцать рублев семь алтын полтретьи деньги. Да нынешнего 1640/41 году сентября с 1-го числа да февраля по 28-е число нынешнего ж 1640/41 году с семисот с тритцати с осьми отроков, со ста с сорока с семи двоеженцов, с дватцати с осьми троеженцов восьмдесят рублев дватцать (Л. 686) один алтын пять денег, со штидесяти с одной похоронных и новоявленных шесть рублев три алтына две деньги, явочных от обеден рубль одиннатцать алтын четыре деньги, со шти почеревых дватцать четыре алтына. Да с тех же почеревых пенных денег двенатцать рублев дватцать пять алтын три деньги. Да пенных же денег с безмесного попа, что он венчал свадьбу без знамени. Да на вятчанине на Курбатке Короткове, что он жил с жонкою беззаконством, четыре рубли восмь алтын три деньги, с судных дел пошлин шеснатцать рублев дватцать семь алтын с деньгою. Да с духовных пошлин девять рублев дватцать один алтын четыре деньги. Всего сто тритцать два рубли десять алтын две деньги. И обоево прошлого (Л. 686 об.) 1639/40 году и нынешнего 1640/41 году неокладных доходов двесте шестьдесят два рубли семнатцать алтын четыре деньги взято. Платил деньги Иван Кокошилов.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Прежде по уложению Стоглавого Собора каждый архиерей в управлении своею епархиею действовал чрез своих наместников, поповских старост, десятильников и пр.; в управлении своими церковными имениями — чрез своего дворецкого, прикащиков, посельских и пр.; при кафедре каждого епархиального архиерея существовало два суда без особых названий: один по делам духовным для духовенства и мирян, где судил сам архиерей с архимандритами и другими духовными лицами; другой по делам недуховным также для духовенства и мирян, где судил архиерейский боярин или дворецкий с градскими старостами, целовальниками и дьяком, которых назначал сам государь, и с двумя или тремя поповскими старостами и десятскими, переменявшимися каждую неделю, по очереди,— не упоминаем о судах десятильничьих; казною же архиерейскою, в которую поступали пошлины по управлению и суду со всей епархии, заведовал один казначей. А если верить записке 1610–1613 гг. о царском дворе, то при патриаршей кафедре даже и по духовным делам судили одни светские судьи — патриарший боярин да дворецкий, да с ними два дьяка — и доносили дела пред патриарха, и все эти судьи давались от государя . Теперь при кафедре патриарха, бывшего вместе и государем, или соправителем своего сына, видим правительственные и судебные учреждения, которые по примеру царских такого же рода учреждений называются приказами. И именно уже с 1620 г. упоминаются патриаршие приказы: Дворцовый и Казенный; с 1622 г.— Судный приказ на патриаршем дворе и с 1628 г.— Патриарший разряд, или Разрядный приказ, хотя, разумеется, все они могли явиться и прежде . Патриаршие приказы имели каждый свое особое назначение, на что отчасти указывают и самые их названия, но некоторые из них вначале еще не довольно ясно были очерчены. В Дворцовом приказе сосредоточивалось высшее управление и суд над всеми вотчинами и крестьянами патриаршего дворца, равно над всякими приказными и дворцовыми людьми, служившими при патриаршем дворце или в патриарших вотчинах, и высшее заведование доходами с этих вотчин и выполнением ими государственных повинностей .

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Важные дела, которые без синода не могли быть разрешены, дикастерия должна была препровождать к нему и поступать в подобных случаях сообразно с его резолюциями 244 . О всех делах, производившихся в дикастерии, следовало репортовать в синод и о получении от него указов ответствовать 245 . Дикастерии подведомы были приказы духовный и казенный и инквизиторские дела синодальной области 246 . Нельзя не заметить, что инструкция эта составлена наскоро, слишком обща и неопределенна. Эти недостатки ее были сознаны Леонидом и в 1723 г., 22-го марта, он представил в синод 24 вопросных пункта, на которые не находил ответа в инструкции. Св. синод на каждый пункт дал ответ 247 . Дикастерии предоставлено было право снятия духовного сана с лиц, замешанных в важных преступлениях 248 , а также производство бракоразводных дел; затем предоставлено было „жен, отрешенных от мужей их за правильные вины, в монашество не постригать, но по винам их, которыя явятся половины наказанию или ссылке, на прядильный двор отсылать их, по состоявшемуся о том именному его императорскаго величества указу, в юстиц-коллегию; а о мужьях, иного бракосочетания требующих, чинить по правилам“ 249 . По болезни дикастерия не могла разводить без разрешения синода. В подобных случаях она должна была обязательно исследовать „и освидетельствовать болезни докторами“ и результаты своих исследований прислать в синод, от которого ждать резолюции 250 . Кроме того, она совершала разводы: за прелюбодеяние 251 , по неспособности к сожитию 252 , за долговременною отлучкою 253 , по многобрачию, в случае сумасшествия одного из супругов 254 . На обязанности дикастерии лежала выдача венечных памятей на вступление в брак православных с иноверцами 255 , разумеется, только в пределах синодальной области. С упразднением приказа церковных дел некоторые из дел этого приказа переданы были дикастерии, между прочим: 1) собирание у московских попов книг о исповедающихся и о неисповедающихся людях, о которых такие книги по указу 716 года собирать повелено; 2) наряды в крестные хождения московских шти сороков священнослужителей; 3) надсмотр в Москве благочиния церковного; 4) отправление похоронных памятей, о погребении скоропостижно умирающих; 5) выборы повсегодных в сороках поповских старост и для посылок десяцких и к слушанию благовеста (который прежде соборного бывает) десяцких же;.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Понятно, что Никон в действительности восставал против Монастырского приказа не потому собственно, что в нем судили мирские судьи, а единственно потому, что Монастырский приказ был строго государственным учреждением, от патриарха ни в чем независимым, а значит, по убеждению Никона, и не имевшим права судить духовных лиц, повинных суду только патриарха и архиерея, хотя бы последние и судили духовенство чрез мирских только лиц. В каком ужасном, невозможном положении находилось при Никоне управление громадной патриаршей областью, что в ней творили его доверенные светские чиновники, которые ведали всем епархиальным управлением и судом, что приходилось от них терпеть и выносить особенно бедному сельскому забитому и беззащитному духовенству, это прекрасно видно из челобитной, написанной для государя, в которой яркими чертами изображаются порядки, царившие при Никоне в патриархии. Челобитчики пишут государю: «Никон прежния пошлины с духовенства за рукоположение брать не велел, только новый порядок установил: ставленникам велел привозить отписки от десятильников и от поповских старост, где кто в какой десятине живет; за такою отпискою пройдет недели по две и по четыре, да харчу станет рубль и два; приедет с отпискою к Москве и живет здесь недель по 15 и по 30, и становится поповство рублей по пяти и по шести, кроме своего харчу, дают посулы архидиакону и дьякам; иные волочатся в Москве недель 10 и больше, да отошлет ставиться в Казань. Иные ставленники пропадают и безвестно живот свой мучат в Москве, к слушанью ходят, да насилу недели в две дождутся слушанья, ждут часу до пятого и до шестого ночи, зимнею норою побредет иной ночью к себе на подворье да и пропадет без вести, а нигде на патриархове дворе пускать не велено. При прежних патриархах, кроме Иосифа, ставленники все ночевали в хлебне, а при Иоасафе патриархе ставленники зимнею порою все дожидались в крестовой, а ночевали в хлебне безденежно; а ныне и в сенях не велят стоять, зимою мучатся на крыльце. При прежних святителях до самых крестовых сеней и к казначею, и к ризничему, и в казенный приказ, рано и поздно, ходить было невозбранно; а ныне у святителя устроено подобно адову подписанию, страшно приблизиться и ко вратам, потому что одни ворота и те постоянно заперты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Каждому новому десятиннику все городские попы и дьяконы обязаны показывать свои жалованные, ставленные, благословенные и отпускные грамоты перед поповскими и земскими старостами и целовальниками, которые у десятинников в суде сидят, причем пошлин с этих грамот не дают; у которых попов и дьяконов таких грамот не будет, тех отсылают к святителям за порукою. У сельских попов и дьяконов смотрят грамоты десятские священники и старосты земские. Для большего утверждения все святители посылают к духовенстау и ко всем православным христианам, по всем городам и селам соборных священников, добрых, искусных, чтобы церковные чины и божественное пение совершалось по уставу. Святители также должны посылать грамоты к архимандритам, игуменам и протопопам, чтоб они наблюдали за поведением поповский старост и десятских и всего духовенства. Относительно наблюдения за исполнением соборных предписаний мы имеем выпись, данную в 1552 году Берсеневу и Тютину, в которой говорится: «Не велено священническому и иноческому чину по священным правилам и соборному уложению в корчмы входить, упиваться, празднословить, браниться; и которые священники, дьяконы и монахи станут по корчмам ходить, упиваться, по дворам и улицам скитаться пьяные, сквернословить, непристойными словами браниться, драться: таких бесчинников хватать и заповедь на них царскую брать, по земскому обычаю, как с простых людей бражников берется, и отсылать чернецов в монастыри к архимандритам и игуменам, и те их смиряют по монастырскому чину; а попов и дьяконов отсылать к поповским старостам, которые объявляют о них святителям, и святители исправляют их по священным правилам; на котором чернеце нельзя заповеди доправить, то взять заповедь на том, кто его напоил. Велеть по торгам кликать: чтоб православные христиане от мала и до велика именем божиим во лжу не клялись, на кривь креста не целовали, непристойными словами не бранились. отцом и матерью скверными речами друг друга не упрекали, бород не брили и не стригли, усов не подстригали, к волхвам, чародеям и звездочетцам не ходили и у поля (судебного поединка) чародеи не были бы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Таким образом, меры, предпринятые Первосвятителем, были направлены на укрепление духовного и дисциплинарного состояния священнослужителей, на улучшение их нравственности и поддержание в храмах благочиния. О трудности осуществления этого мероприятия говорит хотя бы тот факт, что еще за сорок лет до этого, на Стоглавом Соборе 1551 г., обсуждался вопрос о повышении нравственности духовенства , но, к сожалению, попытки изменить положение низшего духовенства не привели к заметным результатам. Беспорядки среди этого сословия так укоренились, что даже серьезные меры Патриарха Иова порой подвергались той же участи, что и распоряжения Стоглавого Собора. Так, например, в одном из донесений патриаршего тиуна, датированном 1 октября 1604 года, сообщается, что «поповские старосты и десятские в избу не приходят и попов и дьяконов от безчинства не унимают; безместные попы и диаконы в поповскую избу не ходят и пред литургиею правила не правят, а садятся у Флоровского моста и чинят великая безчинства, заводят игры, бранятся и борются между собою и тут же нанимаются служить литургию; приезжие попы нанимаются служить без разрешения, и ему, тиуну, ставленных своих грамот не кажут, его не слушают, бранят и позорят» . Патриарх вынужден был созвать всех поповских старост. Он напомнил им о их обязанностях, призвал быть исполнительными в отношении к своему долгу и приказал выдать им письменный наказ, в котором наряду с прежними наставлениями были прибавлены новые указания: священнослужителям бедных прихов обязательно служить в своих храмах по субботам, воскресеньям и праздничным дням (в остальные дни им разрешалось наниматься в другие приходы), не служить литургий рано, до солнечного восхода, а только в третьем часу дня, т. е. в 9 часу по богослужебному кругу (в те дни, когда в соборе бывали молебны и крестные ходы, разрешалось служить литургию раньше); безместным священникам возбранялось служить без разрешения патриаршего тиуна,, причем тиуну позволялось взимать с них только «по деньге» за обедню, не больше .

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

В марте 1650 г. в Новгороде началось городское восстание, поводом к к-рому послужил рост цен на хлеб. Во время восстания Н. спрятал в своих покоях воеводу кн. Ф. А. Хилкова Молодого. 17 марта в Софийском соборе он предал анафеме И. П. Жеглова (бывш. митрополичьего дворецкого) и др. предводителей восстания. 19 марта толпа ворвалась на митрополичий двор. Как впосл. Н. писал царю, он вышел и «почал разговаривати», но убедить народ ему не удалось: «Оне меня ухватили со всяким безчинием… бранили… и ослопом в грудь… ударили, и грудь розшибли, и по бокам камением... били». «Чая себе скорой смерти», Н. соборовался ( Лобачёв. 2003. С. 91). 27 и 29 марта Н. созывал поповских старост и обращался к ним с увещеванием о прекращении восстания. В апр. в город вошли царские войска во главе с кн. И. Н. Хованским. Началось следствие по «новгородскому делу», руководство которым царь поручил Н. В нояб. 1650 г. Н. отправился в Москву, где получил от царя «велию милость» за помощь в прекращении восстания: ему пожаловали сукно, а для новгородского Софийского собора был отлит 150-пудовый колокол. В 1650 г. Н. во Пскове активно участвовал в борьбе с восставшими из-за роста цен на хлеб, сообщал царю о положении дел в Новгороде и Пскове. Авторитет Н. при дворе и его влияние на царя возросли. Царской грамотой от 6 февр. 1651 г. вопреки Соборному уложению Н. был передан суд над духовенством Новгородской епархии по всем вопросам, кроме «татинных, убивственных и разбойных дел» (НИИА. СПб ИИ РАН. Ф. 171. Пер. 2. Л. 83-85). 9 февр. 1651 г. Н. присутствовал на церковном Соборе, утвердившем «единогласие». По возвращении в Новгород он начал борьбу с «многогласием» в храмах своей епархии, ввел пение греческим и киевским распевами вместо «хомового» пения (в «хомовом» пении знаки редуцированных гласных Ъ и Ь в слабой позиции пропеваются как О и Е соответственно; см. Истинноречие ). В эти годы Н. показал себя строгим пастырем, часто применял к провинившимся телесные наказания, тюремное заключение. Последовательно и жестко Н. боролся с пьянством среди духовенства, с нарушениями монастырского устава, стремился поднять престиж духовенства в обществе (Там же. Колл. 27. Оп. 2. 59).

http://pravenc.ru/text/2566254.html

осуждались прежние жестокие приемы суда и повелевалось при взысканиях сообразоваться с человеческими немощами; белому духовенству предоставлено было право представительства в духовных консисториях (ук. 1768 г.); уничтожались незаконные поборы с духовенства (ук. 1765 г.). Руководясь гуманным расположением правительства, лучшие из русских иерархов старались пробудить в духовенстве сознание личного достоинства. Известно напр., что Платон Московский, с целью возвысить духовенство своей епархии, предписывал начальствующим лицам обращаться с подчиненным им духовенством без унижения последнего; на место прежней системы застращиваний старался ввести наказания более исправительного и мягкого характера. Но отдельные указы правительства и гуманное настроение лучших иерархов не в состоянии были радикально изменить существовавший строй епархиальной администрации. В общем она осталась тою же и после реформы, что была и прежде. С некоторыми изменениями она продолжала существовать и в настоящем столетии. Духовенство по-прежнему чувствовало себя приниженным и забитым пред епархиальными властями, и лишено было самостоятельного участия в епархиальном управлении. Самое естественное по-видимому право выбирать самому кандидатов на низшие епархиальные должности постоянно было оспариваемо у него. С отменой института поповских старост выборное начало начинает падать. Характерен в этом отношении указ Св. Синода 1805 г., которым он разрешает духовенству Киевской епархии ввести выборной порядок в назначении благочинных. Подобное дозволение является, очевидно, только исключением из общего порядка назначения благочинных. При Александре Павловиче снова вспомнили о выборном начале. По поводу одного несчастного случая (в Москве в 1825 году опился один дьякон), Св Синод поручил Киевскому митрополиту Евгению составить подробные правила для воздержания духовенства «от неприличных случаев». В своих правилах Киевский митрополит для предотвращения зазорного поведения духовенства проектировал усилить благочиннический надзор и ввести выборной порядок в назначении благочинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010