Так каждый оказывается в храме сам по себе: ребенок отдельно от родителей – это создает клубок проблем. И в этом случае возможно лишь одно решение: научиться быть в храме вместе. Научиться реагировать на потребности ребенка, не бояться выйти с ребенком на улицу, на детскую площадку, в сложные и непонятные моменты службы. Например, во время длинного чтения поминальных записок, на Ектеньях, во время затянутых проповедей. «Понимаете, и Священное Писание на церковнославянском языке детям, как правило, недоступно. Поэтому мудрые родители могут заранее что-то прочитать и объяснить. И хорошо, когда родители с маленькими детьми приезжают ближе к причастию, – сказал священник.– Это самый правильный и самый хороший способ. Потому что ребенок не может быть спокойным в душном помещении среди ног». Уминский посетовал, что сегодня многие мужчины уверены: место перед алтарем принадлежит им, хотя оно должно принадлежать матерям с детьми и инвалидам. Вторым способом, который поможет избегнуть шума в храме, является, по мнению протоиерея Алексия Уминского, организация воскресных школ во время богослужения. Священник убежден, что это правильно и полезно, когда, жертвуя своим временем, своим присутствием на литургии, некоторые взрослые занимаются с детьми. «В храме ребенок должен быть либо с родителями, либо под присмотром взрослого, но не сам по себе», – сказал священник. Психолог Борис Братусь сравнил ощущения, которые испытывают большинство детей от посещения церковных служб, с походом в консерваторию, где важно высидеть. Это так же трудно и непонятно. Он убежден, что родителям важно понимать: Литургия для ребенка – это как послушать симфонический оркестр. «Но еще важнее знать, – сказал Братусь, – что „прямостояние“, осенение себя крестным знаменем не имеет прямого отношения к восприятию. Если ты работаешь бабушкой или дедушкой, если видишь, что ребенок мается в храме, возьми и выйди с ним на улицу. А потом расскажи родителям, как он себя прекрасно в церкви вел. Важно оставаться на уровне ребенка». Православные гимназии – это авторские проекты

http://pravmir.ru/kogda-rebenok-ishhet-s...

Все это с несомненностью говорит об интенсивности связей и между Церквами – галльскими и малоазийскими. А ее иначе трудно понять, как так, что Галлия была просвещена христианством именно из Малой Азии. 649 Вероятно, проповедники, прежде всего, появились в Массалии. Отсюда отправились к устьям Роны, поднялись вверх по ней. Заехали, можно думать, во Вьенну и окончательно поселились в Лионе, сделав ого центром своей деятельности. Выбор был удачным. Здесь жил, как мы уже говорили, императорский легат, управлявший провинцией. Город являлся фактически столицей для всей центральной Галлии (Лионская провинция обнимала земли, лежавшие между Луарой и Сеной). 650 Благодаря положению при слиянии двух рек и хорошо развитому здесь судоходству, сообщение его с выше и ниже лежавшими местностями было, очень удобным. Имена первых апостолов Галлии нельзя установить. Но не найдется, по-видимому, серьезных возражений к признанию одним из таковых Пофина. Он же был, вероятно, первым епископом Лиона. Его сменил св. Ириней. Что касается других городов Галлии, то вопрос о существовании здесь епископских кафедр вызывает большие разногласия. Большинство старых французских ученых, ревнуя о славе отечественной Церкви, исчисляло их в огромной цифре (для начала IV в., например, до нескольких сот). 651 Другие, наоборот, доводят число их для II в. до одной (в Лионе). 652 Третьи (Гарнак) стоят посередине, не считая возможным присоединиться к этим крайним точкам зрения. Второе мнение со времени выхода в свет труда Л. Дюшена – Fastes episcopaux de l’ancienne Gaule. Т. I-II. Paris, 1894–1900 653 приобрело особенную силу и значение. В древней Церкви был обычай, сохранившийся, собственно, и доныне: лиц, поминаемых на богослужении о здравии и упокоении, записывать в особые синодики (диптихи, наши «поминания» и т. п.); причем на одной стороне (обычно левой) писались имена живых, а на другой – умерших. В частности, в главных церквах существовали поминальные диптихи специально с именами епископов той местности. Эти-то епископские списки, сохранившиеся в разных местах Галлии, Дюшен собрал и подверг разработке в названном труде: определил степень достоверности и сохраненности каждого из них, 654 сравнил с другими историческими данными и т. п. В результате он пришел к выводу, что раньше второй половины III в. в Галлии не было епископов, кроме Лионского. Доводы и заключение его повторил В. В. Болотов в своих лекциях, 655 а также стоящий под влиянием В. В. Болотова Н. В. Малицкий. 656 Гарнак, однако, подвергших основательной критике в вышедшем вторым изданием в 1906 г. сочинении Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten (Bd. I- II. Leipzig), 657 выставив совершенно обратное в сравнении с Дюшеном и Болотовым положение, что еще в середине II в., вероятно, в Галлии было достаточное число епископских кафедр. – И мы думаем, что он более прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Таким образом, церковный Устав, назначая принесение колива в храм не только при поминовении усопших, но и в праздники Господние и святых, тем самым заставляет посмотреть на него несколько иначе. Прихожанка. Как же? Пресвитер. А так, что это, хотя и недорогое, но вкусное и вместе с тем питательное блюдо – одно из лучших блюд праздничной трапезы. Так как теперь трапеза отделилась от богослужения, особенно в приходских храмах, то в большие праздники Устав повелевает приносить в храм, к концу вечерни и Литургии хотя бы одно из праздничных блюд. Прихожанка. Исходя из сказанного, можно предположить, что помимо колива можно приносить и другие вкусности? Пресвитер. И не только продукты, но и напитки. Вследствие чего, благословение колива было хотя и малой, но полной трапезой с ястием и питием. В древности у греков вместе с кутьей приносилось и вино, как обычный на востоке напиток, а на Руси, за неимением своего виноградного вина, в таких случаях приносился местный национальный напиток – мед, который назывался еще «кануном». Прихожанка. Так назывался мед? Пресвитер. Этим словом в народе назывались вообще праздничные напитки (пиво, брага или мед), приносившиеся в храм вместе с коливом (кутьей) под большие праздники или пред поминальными днями, когда после вечерни торжественно пелся праздничный или заупокойный канон (канун), как основная часть молебна или панихиды. Отсюда и происходит название «канун» – день, предшествующий празднику или поминкам. Прихожанка. Никогда бы не догадалась, что слово «накануне» происходит от слова «канон»! Пресвитер. «Кануном» до сих пор называют столики в храме, куда складывают приносимые прихожанами продукты, которые по идее своей, как мы уже выяснили, предназначены для агап. Прихожанка. Батюшка, после всего услышанного, мне захотелось устроить, если не общую со всеми трапезу, то хотя бы с вами и вашей матушкой. Одним словом, я хочу пригласить вас к себе в гости ради такого светлого праздника. Пресвитер. С удовольствием приму ваше приглашение! До встречи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Накануне, в среду 7-й седмицы по Пасхе, в ближайшем к убогим домам храме после вечерни совершалась по усопшим панихида, а в четверток – литургия. Для совершения богослужения назначался кто-либо из церковных властей (архимандрит, игумен, протопоп) и поповские старосты (благочинные) с собором духовенства. Православные обряжали еще не погребенных покойников, полагали в гроб, приготовляли к погребению. По окончании литургии духовенство и все «всенародное множество» с крестным ходом исходили из храма на скудельницу, где и совершался чин погребения, на котором поминались по именам те, чьи имена известны. «А которым у божедомского приказчика в году умершим прибыльным имян в записке нет, и тех поминати по прочтении имян: помяни, Господи, души преставльшихся раб Своих, ихже имена Ты, Господи, Сам веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан, о них же поминание творим: о простити им всякое согрешение, и все до конца бывает погребение, все по обычаю. И по погребении божедомский приказчик покрывает умерших тела полотном, и по полотну игумен и священницы посыпают землю. Потом поставляют стол и на нем кутью и начинают панихиду 139 и на ектениях поминают умерших такожде, якоже и на погребении и прежних умерших ихже хощет и поют панихиду по уставу. И по отпетии панихиды творят поклонение по чину 140 , и по поклонах поминает игумен умерших кутьею, и по нем иереи и диаконы, и по них божедомский приказчик и вси боголюбивии мужие» 141 . Затем из снедей, принесенных православными, устроялась общая поминальная трапеза для духовенства и всех участников погребения, в особенности для неимущих и нищей братии. К сожалению, добрый обычай старины заботиться о погребении непогребенных и о поминовении оставшихся без церковного напутствия совсем забылся с уничтожением в конце XVIII века Божиих домов 142 . А между тем послужить в той или иной форме усопшим, не только близким, но и чужим и незнаемым должно бы быть любимым делом каждого православного, потребностью братской любви. Служение усопшим свидетельствует о степени христианского братолюбия, и потому приносит великую пользу тем, кто ревнует о таком служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На гробницах и надгробиях в храме практически неудобно было ставить такие большие кресты, как на могилах вне холма, на кладбищах. Поэтому в храмах осмиконечный крест обычно высекался на верхней плите надгробия или вышивался на покровах, возлагавшихся на надгробия. В древней Руси в дни памяти усопших панихиды обычно совершались «туто, где кто лежит» 392 . При этом на самую могилу или надгробие ставились в кружке мед и на блюде кутия с крестом на ней из сладких овощей 393 . А так как крест всегда святыня, как бы и где бы он ни был изображен 394 , то и перед изображением его на кутии возжигается свеча. Когда предстояло совершить в храме панихиду по погребенным не в этом храме или вне храма, то для кутии и кануна и для свечи поставлялся особый стол, прилично украшенный 395 . На нем и поставлялись кутия, мед и возжженные светильники, как бы на самой могилке. А как погребенных вне храма больше, чем погребенных в храме, и значительно чаще приходилось служить панихиды не над могилами, то являлась необходимость иметь особый специальный стол для поставления кутии. Но большой стол 396 в наших малых храмах занимал бы много места. Поэтому для кутии стали поставлять небольшой четвероножец, квадратный столик на четырех ножках. Когда поминовение совершается на месте погребения, там некоторой святыней является самая могилка, на которой и свечи возжигаются, вокруг которой и каждение совершается, подобно тому как совершается оно окрест предстоящего гроба. При поминовении не на самой могилке, некоторой святыней, напоминающей гроб, становится кутия, устрояемая в виде небольшого холмика, напоминающего могильный холм и украшаемая сверху крестом, сложенным из сладких овощей и напоминающим надмогильные кресты или те кресты, которые в древности устроялись на верхних досках надгробий. В древней Руси кутия была обязательной неотъемлемой принадлежностью всякого заупокойного богослужения. С течением времени, с нашим охлаждением к уставу, с охлаждением к соблюдению древних отеческих традиций, кутия стала все реже приноситься на поминальные службы, хотя поминовение усопших русские люди любят совершать очень часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

За путь в Хеврон с ночлегом и обратно, с обязательством заехать в Вифлеем· на 1,5 часа, мы заплатили 40 франков – цена высокая! Но ввиду жарких часов и неблизкого пути, не пожалели мы об этой сумме. Слава Богу, что Он сподобил нас в Троицын и Духов день быть и в Иерусалиме, и у дуба Мамврийского, у которого богослужение бывает только раз в год и именно в этот день. От Иерусалима до Хеврона мы ехали 5 часов от второго часа пополудни до половины седьмого. Дорога, так называемая Вифлеемская, благоустроена до самого Хеврона, говорят при нынешнем губернаторе Реуфе-паше, человеке умном, от природы добром, справедливом 10 , образованном, миролюбивом и деятельном. Говорят, ни один еще губернатор в Иерусалиме так долго не управлял, как Реуф-паша, которого имя, кстати сказать, я 14-го числа встретил на одной из поминальных записок за божественной литургией у дуба Мамврийского. Дорога шоссейная, удобная для устройства, потому что щебенка приготовляется тут же, от окружающих ее скал. Эта щебенка насыпается на дорогу не тачками или лопатой, как у нас в России, а маленькими корзинками. Самая же дорога идет сколько возможно по отлогим ребрам скалистых гор, спуск с которых облегчается искусно приделанным у экипажей тормозом. Усевшись в свой четырёхместный фургон, мы пустились в путь. Запряжённая в него тройка состояла из кляч, таких же сухих, как Иерусалимские евреи; на козлах кучером и проводником был еврей, говорящий и по-немецки, грубый и, по обыкновению, яко Иуда сребролюбивый. Езда на этих тройках, и без того медленная, довольно часто задерживались еще то водопоем, то табакокурением кучера и его товарища, тоже кучера, на каруцце ехавшего сзади. Эта ленивая езда, с длинным хлыстиком, постоянно хлопавшим громко по воздуху, невольно переносила нашу мысль в родные края, где на тройке при шоссированной дороге лошадки несли бы путника легко, весело, по крайней мере 10 верст в час. Мы спустились от русских построек, оставив влево Яффские ворота, вдоль городской стены. При спуске, еще не проехавши всю стену, не доезжая до Сионского кладбища, направо, в глубоком, довольно длинном овраге мы увидели по всему почти оврагу разостланную кругообразно по каменной площади солому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, писал: «Продолжая считать и усопших такими же членами своими, как и живых, и признавая молитву об усопших… всегдашним и неотменным долгом живых, святая Церковь, как все вообще в поведении христианина, заботливо упорядочивает и поминовение усопших… Не опуская ни одного случая, где и когда можно совершить поминовение усопших, Церковь вводит его в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву» . Кроме этого, в нашей Церкви несколько раз в году установлены дни особенного поминовения усопших – родительские субботы. Эти поминальные дни идут почти подряд Великим постом – на второй, третьей и четвертой седмице. Есть и другие поминальные субботы и даже не субботы – Радоница, которая бывает по вторникам на второй седмице после Пасхи. Кроме этого есть еще две вселенские родительские субботы – Мясопустная (за неделю до начала Великого поста) и Троицкая, в которые – «память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». В храме в такие поминальные дни совершаются особые богослужения, особые молитвы об усопших – и накануне вечером, на всенощной, и в сам день поминовения, на литургии, после которой бывают литии и панихиды, в храме и на кладбище. И вот вопросы: зачем говорить с ребенком о поминовении усопших? Как можно встроить эти вроде бы не совсем детские темы в жизнь семьи? Как провести поминальные дни вместе с детьми? Попробуем разобраться. Память о предках, память о прошлом Когда мы вместе с детьми поминаем предков, это как минимум значит, что мы вообще о них помним. Так формируется «культура памяти». Так мы воспитываем человека, который осознает себя звеном в цепи своего рода, воспитываем ребенка, «помнящего родство», в отличие от «Ивана, родства не помнящего». Так воспитываем человека, «вписанного в исторический контекст», укорененного в «большом» роде – народе. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик АН СССР Об образовательном значении этой «культуры памяти» много и хорошо писал культуролог, искусствовед, филолог, академик АН СССР Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих замечательных «Письмах о добром»:

http://pravoslavie.ru/159564.html

В кон. II в. появляются упоминания о новом виде А.- поминальных А. Первоначально они совершались на гробницах мучеников. В «Деяниях Павла и Феклы» описывается «обильная Агапа» (γπη πολλ), совершавшаяся Павлом и его последователями «при гробницах» (Гл. 25). Подобная трапеза описана и в Деяниях ап. Иоанна. Климент Александрийский называл «похоронное пиршество» (вероятно, языческое) «трапезой, демонам посвященной» (Педагог. II 1), однако в толковании на Книгу Иова, приписываемом преемнику Климента на посту главы огласительного александрийского уч-ща Оригену, поминальные А. описываются с одобрением: «Мы совершаем память святых и родителей наших, также чествуем память друзей, умирающих в вере… мы призываем благочестивых… и наравне с клиром… питаем неимущих… чтобы празднество наше служило в воспоминание и упокоение души» (Гл. 3). Поминальные А. были в то же время и благотворительными; более того, благотворительность совершалась в память об усопших (ср. с совр. обычаями приносить в храм еду, в память об усопших устраивать поминки ). В IV в. поминовение усопших, сопровождавшееся А., совершалось на 3, 9, 40-й дни после их смерти (Апостольские постановления. VIII 42). Из рассказа блж. Августина Иппонского видно, что поминальные А. заключались во вкушении вина и нек-рого количества пищи на могилах усопших, бóльшая часть пищи раздавалась неимущим (Исповедь. VI 2). Именно из поминальных А. выросли 2 вида христ. богослужения, отвергнутые впосл. протестантами: богослужение в память святых (согласно первоначальному обычаю, все христиане, в т. ч. и мученики, поминались одинаково, т. е. поминальные А. нередко имели характер не моления об усопшем, а праздника в честь святого) и заупокойное богослужение . В III в. возникли частные благотворительные А. (Каноны Ипполита. 174-175; Апостольское Предание. 30 и др.), устраивавшиеся состоятельными христианами для пропитания бедных членов общины, в первую очередь вдов. Участие в благотворительной А. самого устроителя было необязательным, более того, богатые христиане нередко старались уклониться от этого.

http://pravenc.ru/text/63076.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010