ЛИТУРГИЯ ЗАУПОКОЙНАЯ    Когда литургия совершается специально для поминовения и когда на ней возносятся нарочитые моления об усопших, у нас обычно усваивается ей наименование ЛИТУРГИЯ ЗАУПОКОЙНАЯ.    Литургия — важнейшая из служб. Она завершение, венец круга суточного богослужения. На ней совершается величайшее таинство. Устав церковный, устанавливая чин и порядок литургии, имеет в виду прославить на ней, как службе всеобъемлющей и завершительной, еще раз все священные памяти данного дня, но сделать это с наибольшей краткостью, чтобы не задерживать надолго на этих воспоминаниях молящихся, чтобы не отвлекать его от важнейшего на литургии: «Твоя от Твоих» и «Святая святым».Поэтому на литургии, кроме чтений из Священного Писания, которых не может быть больше чем по два из апостола и Евангелия , и предваряющих их кратких стихов из Писания же (прокимнов и аллилуариев), употребляются лишь важнейшие и притом почти всегда сравнительно краткие песнопения — только тропари и кондаки, да в некоторые дни на блаженных краткие же или нарочитые стихи или тропари (иногда и ирмосы) канона. При указании того, что из изменяемых песнопений может быть допущено на литургии, Устав еще более точен и определенен, чем в других случаях. В частности это должно сказать о заупокойных песнопениях. Лишь в две вселенские субботы — мясопустную и Пятидесятницы — на блаженных полагаются все тропари заупокойные из канона триоди, и по входе поется в качестве тропаря и кондака «дне» тропарь «Глубиною мудрости»и кондак «Со святыми упокой»,заключаемые своим богородичным «Тебе и стену».В три другие поминальные субботы Великого поста, как не имеющие такого исключительного характера, равно как и вообще в субботы «егда поется аллилуйя» —блаженны уже не нарочито заупокойные, а субботние из октоиха рядового гласа, где всего один заупокойный тропарь из шести, и по входе поется тропарь «Помяни Господи»,а не «Глубиною мудрости»,ибо последний является тропарем «дне» только для двух вселенских суббот, и в других случаях ни на вечерне, ни на литургии не может быть употребляем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Чтение помянников самими богомольцами было бы удобно и полезно еще и в таком отношении: некоторые из богомольцев любят вносить в свои помянники очень многие имена, не только своих ближайших родственников, но и знакомых, и почитаемых подвижников благочестия. Такое стремление поминать по именам очень многих усопших само по себе весьма похвально и заслуживает всякого поощрения. Но когда в храме подается много помянников, и если все они будут иметь помногу имен, создается большое затруднение с чтением помянников, которое и времени много занимает и тем затеняет собою основное богослужение, да и для читающих физически тяжело. При этом многие имена, например почитаемых старцев, повторяются неоднократно: вот тут-то и могло бы быть полезно чтение помянников самими богомольцами. Каждый для гласного чтения священнослужителями подал бы краткий помянник самых близких усопших, а другой, более пространный и не ограниченный в объеме был бы прочитан, и может быть неоднократно, каждым богомольцем, а имена подвижников благочестия и чтимых всеми молящимися усопших были бы прочитаны один раз священнослужителями по церковному синодику гласно,— и каждым почитающим сих усопших богомольцев тайно. УСТАВ ОГРАНИЧИВАЕТ ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ НА ЛИТУРГИИ    Если при совершении панихид и других поминальных служб было бы соответственнее и назидательнее сократить гласное чтение священнослужителями помянников, заменив его поминовением вслух лишь немногих имен и общими формулами с одновременным тайным чтением своих помянников самими богомольцами,— то это особенно нужно считать желательным для литургии. Иногда чтение помянников на литургии занимает чуть ли не больше времени, чем вся остальная литургия. Получается впечатление, как будто самое главное — это перечитывание имен, а все остальное последование литургии — только между прочим, как некоторое дополнение, как нечто совсем второстепенное. Какое непонимание значения Святейшей Евхаристии!... ПЕНИЕ МОЛИТВОСЛОВИЙ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ПОМЯННИКОВ    Не желая расстаться с практикой чтения исключительно священнослужителями всех поданных поминаний, по местам, для поддержания молитвенного настроения богомольцев вводится во время чтения поминаний пение многократного Господи помилуй и разных заупокойных песнопений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Он рассказал, как в недавние времена в Дахау строили православный храм — деревянный, как рядом с ним сажали березки. Там же построили храмы других христианских конфессий и синагогу. Воздвигли общий поминальный крест, у синагоги — менору-семисвечник. Потом, правда, крест пришлось убрать. Менора осталась… Наши батюшки консультировали его по вопросам, связанным с церковной жизнью заключенного духовенства: ведь в бараках надо было совершать богослужения, причащаться. Писались прошения, их рассматривало лагерное начальство, иногда разрешало, иногда отказывало. Если разрешало, выставлялись какие-то требования… И все это на бумагах — с подписями, печатями, резолюциями, с точным указанием времени. Немец рассказал, что и на расстрельных актах время указывалось в высшей степени пунктуально: выстрел произведен во столько-то часов столько-то минут — подпись офицера, смерть наступила через столько-то минут — подпись врача. Так же обстоятельно заполнялись в Дахау анкеты — был даже вопрос о вероисповедании. Скрывать что-либо не имело смысла — все одно смерть. Немецкий историк сказал, что через его руки прошли тысячи дел: подавляющее большинство заключенных — советские офицеры. Почти все они — православные, иногда — мусульмане, никаких других — не было. «Других — не было», — внятно повторил он, и между прочим заметил, что войну эту выиграло последнее поколение крещеных русских людей. Потом крестить практически перестали, и все последующие баталии заканчивались не столь впечатляюще. Тут мы и расстались: допив кофе, он снова пошел в архив — я почтительно уступил ему право на исторические документы. Неслучайность всего В жизни каждого взрослого человека легко отыщутся два-три случая, которые иначе как чудесными совпадениями не назовешь. Их может быть и более, но, конечно, не слишком много, дабы от избыточности впечатлений человек не потерял душевного равновесия и не лишился рассудка. Иногда нам удается истолковывать смысл, значение или предназначение таковых совпадений, чаще же они остаются загадкой, которая время от времени тревожит наше сознание, требуя ответа, но так и не получая его.

http://azbyka.ru/fiction/pervaya-molitva...

И разве что поминальная записка с просфорой и свеча оставляют еле заметный след в кошельке. В большинстве же протестантских общин существуют жестко определенные ежемесячные сборы – “церковная десятина”. Нередко “десятина” понимается буквально – как требование передачи 10 процентов всех доходов в распоряжение пасторов. В ряде протестантских стран введен “церковный налог”, который собирает государство (например, Германия и Скандинавские страны). Так что для обычного прихожанина быть православным менее “накладно”, чем быть протестантом. Еще говорят, что православные сами не молятся Богу: за них вычитывает молитвы священник, который и является посредником между Богом и прихожанами, в то время как в протестантизме каждый молится сам от себя. Если речь идет о молитвенных собраниях, а не о домашних и частных молитвах (где любой человек молится, конечно, вполне самостоятельно), то все выглядит ровно наоборот. Священники и чтецы в православных храмах сознательно читают молитвы бесстрастно, без эмоций – на одной ноте. Всем известна присказка “Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой”. Так вот, пономари так читают не потому, что им надоело сотый раз читать одни и те же молитвы, а потому, что их специально учат читать именно так – нараспев (то есть без “расстановки”), бесстрастно (то есть без “чувства”) и без подчеркнутой назидательности (то есть без “толка”). Дело в том, что в храм приходят разные люди, с разными нуждами и чувствами. Церковные молитвы (и прежде всего – библейские Псалмы) содержат в себе всю палитру человеческих чувств – от гнева до умиления, от славословия до покаяния. Каждое богослужение несет в себе и радостные, и скорбные слова. Одновременно и равно глубоко прочувствовать все их практически невозможно. Поэтому человек, пришедший в храм с радостью – будет соразмерять движения своего молящегося сердца с радостными и благодарственными словами службы. Тот же, в чьем сердце в этот час слышнее звучит покаянный вздох – будет в сердце своем слагать те слова покаяния, которые также рассыпаны по всей службе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

По возрасту наиболее мальчиков было от 8 до 12 лет; в 1893 году один был трехлетний, в 1894 году – один семнадцатилетний. Девочек не было моложе пяти и старше четырнадцати лет. По званиям, мальчиков наиболее в приюте было из детей крестьян (20 в среднем за последние три года), затем мещан (9), солдат (7), чиновников (2) и почетных граждан (1). Девочек из детей солдат, мещан и крестьян было почти поровну. Незаконнорожденных, как и круглых сирот, мальчиков было около пятой части всего числа, девочек – около третьей. Доктор К. Ф. Вейдеман, больницы детская принца Ольденбургского и Александровская барачная в память Боткина по-прежнему предлагали братству свои услуги в случае заболеваний призреваемых братством детей и старух. С 1891 года Н. Н. Каретников ежегодно выдает 500 рублей на наем дачи для детей приюта; дача снималась сначала в Лобанове, в 40 верстах от Петербурга, потом близ Коломяг и в Никольском, в здоровой и сухой местности. Пароходовладелец А. П. Веляев бесплатно перевозил детей на дачу и обратно по Неве. Число призреваемых старух оставалось низменным: 24; наиболее из мещан, затем жены и дочери солдат, крестьян; было по одной вдове чиновника и купца. Бедным прихода единовременных и ежемесячных пособий было выдано: в 1893 году 202 рубля, в 1894 году 361 рубль и в 1895 году 486 рублей. Совет братства за последний год состоял из двадцати двух лиц. Членов в последнем списке перечислено 413. Средства братства наиболее твердые источники имели в членских взносах, процентах с капиталов, дохода с принадлежащих братству домов. Менее твердыми источниками были: кружечный сбор, единовременные пожертвования. Членских взносов было за последние три года немного выше полутора тысяч рублей в год; доход с домов в 1893 и 1894 годах был около 8 / 2 тысяч рублей, в 1895 году – 11,705 рублей (при расходе около 4,000 рублей в год), проценты с капитала были получены в размере до 1,800 рублей. Кружечный сбор только в 1893 году был ниже 900 рублей, в два последние года он перешел за полторы тысячи; всех кружек пять: в церкви подвижная и неподвижная, у братского дома, в мясных лавках купца Карпова и в церкви афонского Андреевского подворья. За последний год церковная кружка, обносимая за богослужением, дала 1,135 рублей, неподвижная 5 рублей, кружка у братского дома 178, в Афонском подворья 159, в лавках Карпова 40 рублей. Единовременных пожертвований в 1893 году было около пяти тысяч, в 1894 – три тысячи, в 1895 – свыше семи тысяч. На поминальные и заздравные обеды ежегодно поступает около четырехсот рублей. По 600 рублей, в среднем, поступает за содержание пансионеров. Общий доход братства за 1893 год был 18,050 рублей, за 1894 – 18,746, за 1895 год – 27,435 рублей. Расход оставлял ежегодный излишек, простиравшийся в 1893 году до трех тысяч, в 1894 – до полутора, в 1895 – свыше девяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   Свобода нелегка, а значит, в университете мы не обещаем легкой жизни ни себе, ни другим. Давайте почаще запоминать самый важный момент «Великого Освящения святых богоявлений». Крест брошен в воду. Иного пути к Преображению нет. Только покаяние, metanoia, полная перемена ума, а значит – путь созидающей крестной смерти.    Так, в общих чертах, выглядит христианское представление об образовании. Сущность школы как места, где учат удивлению, лаконичней и точнее всего выражена в приписываемых Христу словах апокрифического Евангелия от Фомы: «Пусть тот, кто ищет, не перестанет искать, пока не найдет; и когда он найдет, он будет потрясен, и если он будет потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем». А о школе, как месте, где учат свободе, лучше всего сказано в притче, вошедшей в «Хасидские предания» Мартина Бубера. Равви Шломо спросил: «Какое самое страшное зло может причинить нам дьявол?» И сам же ответил: «Заставить забыть о том, что мы – царские дети».    Этот текст изначально задумывался как проповедь на поминальном богослужении в колледже Всех Святых (Оксфорд, 6 ноября 1988 г. ) и в Мальвернском колледже (1 июля 1989 г. ). В первоначальном виде речь шла исключительно о христианском представлении об образовании, но поскольку в нем также говорится об Удивлении – главнейшем переживании наших молитв и богослужений, я позволил себе в несколько измененном виде включить его в книгу.    Полный текст Великого Освящения святых Богоявлений см. Минея праздничная. М, 1988, с. 268—74.    Там же, с. 268.    Там же, с. 239.    Платон. Теэтет 155D: ср. Аристотель. Метафизика 1. 2. 15 (982b12) Эти слова Платона также приводит Климент Александрийский Строматах, 2, 9.    Heken Gardner (ed. ) The Metaphysical Poets (Harmondworth: Penguin Books, 1957), 182.    N Berdiaev, Dream and reality: An Essay in Autobiography (London Geoffrey Bles, 2050), 47. Ср. с легендой о Великом Инквизиторе в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».    Евангелие от Фомы.//И. Свенцицкая. Апокрифические евангелия М., 1996, с. 93.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

В эпоху Тертуллиана годовщина смерти отмечалась евхаристическим богослужением 1217 . Катакомбные живопись и скульптура изображают совместную трапезу, видимо, символически сближающую обряд крещения, таинство причащения, поминальную трапезу и райское блаженство. Там же встречаются изображения рыбы, буквы греческого названия которой являются первыми буквами имени Христа 1218 . Этот знак служил одновременно символом крещения, евхаристии и таинства бессмертия. Как и язычники, христиане устраивали благотворительные трапезы в честь умерших. Они назывались «refrigeria » и отличались от «трапез любви», о которых мы уже говорили и которые имели исключительно евангелическую природу. Эти поминальные трапезы никогда не бывали столь обильными, как случается в наши дни. Христиане изменили само значение таких поминок, придав им социальный характер и приглашая на них бедных, вдов и прочих лиц, нуждавшихся в помощи 1219 . Катакомбная живопись сохранила для нас картины таких поминальных трапез. Очевидно, с ними же связаны изображения хлебниц, наполненных хлебом, на фресках, а также на рельефах саркофагов 1220 . Культ мучеников родился из культа умерших. «Их поминание является памятью о тех, кто умер, сошел с арены повседневной жизни» 1221 . Воздававшиеся им почести первое время не отличались от тех, которыми была окружена память других умерших 1222 . Тем не менее свидетельство о вере, принесенное ими своей жертвой, сделало привилегированными членами общины тех, на кого возлагалась обязанность по сохранению их бренных останков и по уходу за их могилой. Мало-помалу христиане стали отмечать годовщину смерти своего мученика, а не день его рождения, как делали язычники. Первое свидетельство об этом мы имеем в описании страстей Поликарпа: «Мы поместили его останки в надлежащее место. По мере возможности мы там собираемся в радости и веселье. Да позволит нам Господь праздновать годовщину своего мученика ради прославления памяти тех, кто уже завершил свою борьбу, ради собирания и подготовки для них смены» 1223 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Всеведущий знает все имена, Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, 739 как поминовение каждого в отдельности. В благоустроенных обителях братия сами читают во время проскомидии свои монастырские помянники, не входя в алтарь, каждый стоя на своем месте. «Поминовение родственников, – пишет Святитель Игнатий (Брянчанинов) , – одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь. Богу приятнее будет молитва твоя из церкви, когда по причине благоговения к Нему ты устраняешься входа в алтарь, нежели когда ты вошел в него без должного благоговения, нарушив преподанное тебе правило» 740 . Чтение помянников самими богомольцами было бы удобно и полезно еще и в таком отношении: некоторые из богомольцев любят вносить в свои помянники очень многие имена, не только своих ближайших родственников, но и знакомых, и почитаемых подвижников благочестия. Такое стремление поминать по именам очень многих усопших само по себе весьма похвально и заслуживает всякого поощрения. Но когда в храме подается много помянников, и если все они будут иметь помногу имен, создается большое затруднение с чтением помянников, которое и времени много занимает и тем затеняет собою основное богослужение, да и для читающих физически тяжело. При этом многие имена, например почитаемых старцев, повторяются неоднократно: вот тут-то и могло бы быть полезно чтение помянников самими богомольцами. Каждый для гласного чтения священнослужителями подал бы краткий помянник самых близких усопших 741 , а другой, более пространный и не ограниченный в объеме был бы прочитан, и может быть неоднократно, каждым богомольцем, а имена подвижников благочестия и чтимых всеми молящимися усопших были бы прочитаны один раз священнослужителями по церковному синодику гласно, – и каждым почитающим сих усопших богомольцев тайно. УСТАВ ОГРАНИЧИВАЕТ ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ НА ЛИТУРГИИ Если при совершении панихид и других поминальных служб было бы соответственнее и назидательнее сократить гласное чтение священнослужителями помянников, заменив его поминовением вслух лишь немногих имен и общими формулами с одновременным тайным чтением своих помянников самими богомольцами, – то это особенно нужно считать желательным для литургии. Иногда чтение помянников на литургии занимает чуть ли не больше времени, чем вся остальная литургия. Получается впечатление, как будто самое главное – это перечитывание имен, а все остальное последование литургии – только между прочим, как некоторое дополнение, как нечто совсем второстепенное. Какое непонимание значения Святейшей Евхаристии!... ПЕНИЕ МОЛИТВОСЛОВИЙ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ПОМЯННИКОВ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Новости Несколько католических священников были арестованы в разных станах мира за совершение воскресной мессы 31.03.2020 20:16 Священник Деограциус Кииби Катерегга. Общественное достояние Кампала – Дели, 31 марта, CNA/Благовест-инфо. Не менее трех католических священников были арестованы в разных странах мира за публичное совершение воскресной мессы вопреки санитарным запретам. В Уганде 29 марта был арестован популярный священник Деограциус Кииби Катерегга – он совершал мессу в приходе св. Иосифа в городе Мпиги. На богослужении присутствовали не менее 15 верующих. Священник получил широкую известность в стране после того, как в 2018 году он совершил поминальную мессу по угандийскому музыканту Моузею Радио, погибшего в драке в баре. Как сообщили местные источники, о. Деограциус вместе с семью прихожанами был помещен под стражу в полицейский участок в Мпиги. «Его застали за проповедью в церкви, что противоречит директивам президента», – заявил начальник полиции округа Мпиги Герберт Нувагаба. «Мы хотим, чтобы он рассказал нам, почему так поступил», – добавил сотрудник службы внутренней безопасности Мпиги Годфри Матову. После того как прихожане собрались на акцию протеста у полицейского участка, священника отпустили. 18 марта президент Уганды Йовери Мусевени запретил все религиозные и культурные собрания в стране минимум на 32 дня в рамках мер по противодействию эпидемии коронавируса. На 31 марта в Уганде было зафиксировано 33 случая заболевания COVID-19. Пока что летальных исходов в этой восточноафриканской стране не отмечалось. В тот же воскресный день, 29 марта, в индийском штате Керала власти задержали двух священников, двух семинаристов и трех монахинь, обвинив их в нарушении правительственных предписаний, направленных на борьбу с COVID-19. Все семеро участвовали в мессе в капелле начальной семинарии в округе Вайянад. Вскоре после ареста их отпустили, сделав предупреждение о недопустимости впредь подобных действий. По словам представителя местной епархии священника Маноджа Какконала, арест стал следствием недоразумения, поскольку месса совершалась внутри семинарской капеллы. И священники, и семинаристы постоянно живут в этом здании.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

17 февраля. ПРАВМИР. Коптские епископы и священники почтили на литургии память коптов, убитых год назад в Ливии террористами из ДАИШ. Основным центром богослужения стала епархия Самалот в провинции Эль-Минья, откуда были родом большинство новомучеников . Кроме богослужений прошли также собрания, участники которых рассуждали о подвиге своих соотечественников, сообщает Fides. Ливийских мучеников вспоминают и в других концах земли – так, 10 февраля состоялась поминальная молитва в Вестминстерском дворце Лондона, на которой присутствовали члены обеих палат британского парламента. 21 коптский мигрант был похищен террористами в начале января 2015 года в Ливии. 15 сентября джихадисты выложили в сети видеоролик, на котором было запечатлен их обезглавливание. Через неделю после этого варварского убийства коптский Патриарх Тавадрос причислил мучеников к лику святых. День памяти Ливийских мучеников будет отмечаться 15 февраля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 апреля, 2015 2 апреля, 2015 30 марта, 2015 22 февраля, 2015 18 февраля, 2015 18 февраля, 2015 18 февраля, 2015 18 февраля, 2015 18 февраля, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-egipte-vpervyie-otme...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010