Уроки Льва Толстого Беседа со священником Георгием Орехановым 100-летие со дня смерти Льва Толстого – дата, которая не может остаться незамеченной. Сверхмасштабная личность писателя до сих пор оказывает колоссальное влияние на многих. Но Толстой не только автор основных произведений русской духовной культуры, но и иллюстрация того, как богоискательство оканчивается катастрофой. Об «уроках» Льва Толстого, их сегодняшней актуальности – беседа с проректором ПСТГУ священником Георгием Орехановым, доктором исторических наук, автором монографии «Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой: конфликт глазами современников». Священник Георгий Ореханов – 100-летие со дня смерти Л.Н. Толстого – это просто повод поговорить о нем, о проблемах его творчества и жизненного пути, а для кого-то и возможность отметиться в информационном пространстве? Или писатель по-прежнему остается очень актуальной фигурой? – Что касается повода поговорить о Толстом, то мотивация заняться этим у разных людей может быть различная. Тут налицо полный набор мотивов: для одних Толстой – это значимое явление русской культуры, для других – любимый писатель, для третьих – возможность поднять бурю в стакане воды, для четвертых – возможность пнуть Церковь. Присутствует все, но трудно судить, в каком соотношении. Если же отвечать на вопрос, насколько тема Толстого важна и актуальна вообще, то для меня тут присутствуют, прежде всего, два аспекта: русская культура и Русская Церковь. Что касается первого, то очень важно понимать: культура устроена таким образом, что помогает решать Церкви ее воспитательные задачи. Я не представляю себе обучение в современной школе без русской литературы или истории. Хотя сейчас иногда выходят такие учебники, где воспитательный аспект культуры игнорируется, а вместо этого дается абстрактный набор знаний или просто дети сознательно дезинформируются. А таким способом русского человека воспитать невозможно, поскольку для него должно быть обязательно что-то дорогое: традиции его семьи, родины и прочее. С этой точки зрения, и Л.Н. Толстой, и Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь и многие другие русские писатели всегда будут оставаться значимыми фигурами. Мы должны отдавать себе отчет в том, что наше поколение уйдет из жизни, а Толстого и Достоевского все равно будут читать. И обязательно будут люди, для которых мысли, заложенные в произведениях этих писателей, останутся значимыми, актуальными и дорогими. Поэтому, какими бы мотивами люди ни руководствовались, говоря о 100-летии кончины Толстого, этот разговор может получиться глубоким и серьезным.

http://pravoslavie.ru/42868.html

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине 20.03.2018 18.04.2023 ( 7  голосов:  5.0 из  5) Не так давно жиры называли главным врагом здорового питания. А сейчас на арене здорового образа жизни взорвалась новая бомба — диета без сахара — и, кажется, возглавила список задач “с понедельника” среди многих людей. Соблюдая диету без сахара, следует избегать употребления столового сахара (сахарозы), подсластителей, таких как мед и кленовый сироп, изделий из рафинированной муки, приправ, безалкогольных напитков, сладостей и некоторых фруктов, таких как бананы. Иногда  также рекомендуется исключить или ограничить потребление молочных продуктов. Сторонники этой диеты справедливо отмечают , что чрезмерное потребление сахара может привести к ожирению и, следовательно, увеличивает риск развития диабета второго типа, сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых видов рака. Недавней статистикой поделились австралийцы. Исследование показало, что они едят слишком много сладкого, причем 35% общего количества калорий в сутки для взрослого человека сейчас приходится на “ненужные продукты”, такие как леденцы, шоколадные конфеты и безалкогольные напитки. Анализ питания среднестатистического россиянина показывает схожую картину. Итак, 35% ненужного мусора в рационе.  Однако по замечаниям врачей, совсем необязательно полностью отказываться от сахара, чтобы улучшить питание. Полный отказ от сахара вряд ли укрепит здоровье, скорей этого можно добиться за счет сокращения количества полуфабрикатов в рационе, большего включения в диету овощей, приготовления пищи в домашних условиях и ограничения избыточного количества сахара в продуктах питания и напитках. Как замечают учёные, в лучшем случае, диета без сахара сбивает людей с толку и вводит произвольный набор правил без какой-либо серьёзной научной основы. В худшем случае, в результате такой ограничительной диеты может возникнуть «страх еды» или нездоровые отношения с едой. Диетическое мышление Диета без сахара имеет свод ограничений: продукты делятся на «разрешенные» (например, цельные злаки, черника и грейпфруты) и «запрещенные» (например,  белый хлеб, бананы и изюм). Это невольно провоцирует диетическое мышление, а приверженцев данной диеты заставляет беспокоиться о том, не съели ли они случайно «запрещенный» продукт.

http://azbyka.ru/zdorovie/ukrepit-li-zdo...

Абитуриентам 2020 Псково-Печерский монастырь По всем интересующим вопросам абитуриенты могут связаться с Егором Юрьевичем Коротковым по телефону: +7(999)843-05-37. Объявляется набор студентов на заочное отделение Санкт-Петербургской духовной академии с обучением по программе очного отделения и c проживанием при Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. При Псково-Печерском монастыре возрождается семинария, которая исторически была при обители. В настоящее время абитуриенты поступают на заочное отделение Санкт-Петербургской духовной академии и становятся студентами этой духовной школы России. Студенты, желающие пройти полный курс стационарного дневного образования по курсу бакалавриата, будут проживать при Псково-Печерском монастыре и ежедневно посещать лекции и семинары, на которых получат такой же объем знаний, как и студенты очного отделения. Занятия будут проходить в специально открытом образовательном лектории при Псково-Печерском монастыре. Читать лекции будут преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии и вузов Санкт-Петербурга, а также ведущие специалисты духовных школ и вузов Москвы. Пастырские дисциплины, которым будет уделяться особое внимание во время учебного процесса в Псково-Печерском монастыре, будет преподавать духовенство обители, имеющее высшее духовное образование и большой пастырский опыт, основанный на традициях старцев и духовников этой древнейшей обители. Данная форма обучения объединяет возможности Санкт-Петербургской и Московской духовных школ, а также пастырский опыт духовников Псково-Печерского монастыря. Желающим поступить на заочное отделение Санкт-Петербургской духовной академии с проживанием при Псково-Печерском монастыре в 2020 году необходимо внимательно ознакомиться с информацией для абитуриентов на сайте Санкт-Петербургской духовной академии: http://spbda.ru/applicants-for-bachelor-external/ Согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 726 от 15.06.2020 года «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год», прием документов в этом году осуществляется только в дистанционной форме.

http://pravoslavie.ru/132388.html

В Петербурге прошли торжества, посвященные 290-летию перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского 12 сентября 2014 г. 18:11 12 сентября 2014 года, в день 290-летия перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил служение Божественной литургии в Троицком соборе Александро-Невской лавры . Его Высокопреосвященству сослужили наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий с братией, викарные епископы и духовенство епархии. После богослужения митрополит Варсонофий освятил главный  18-тонный колокол для звонницы Троицкого собора, с подъемом которого она обретет полный набор бронзовых благовестов. Затем ковчег с мощами небесного покровителя Петербурга был перенесен крестным ходом из лавры на площадь Александра Невского. Также на площадь прибыл и другой крестный ход от Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Литургию в главном храме северной столицы в этот день совершил ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий  в сослужении  епископа Царскосельского Маркелла  и духовенства епархии. Главными святынями крестного хода от Казанского собора стали чудотворные чтимые иконы Пресвятой Богородицы «Казанская» и «Всецарица», постоянно пребывающие в кафедральном соборе Петербурга. На площади Александра Невского был отслужен молебен, после которого митрополит Варсонофий обратился к многочисленным участникам торжеств с архипастырским словом: «Это событие имеет большое значение в жизни нашего города, оно находит отклик в сердце каждого из нас. Пройдя с иконами святого князя крестным ходом от Казанского собора до Александро-Невской лавры мы не только почтили память святого, показав свое отношение к выдающейся личности, мы выразили свою активную позицию, свою сопричастность с прошлым, без которого нельзя иметь правильный ориентир в будущем. Через участие в крестном ходе мы с вами преодолеваем разобщение, мы свидетельствуем перед всем миром о жизненной силе Православия. Молясь святому князю Александру Невскому, мы становимся солидарными с ним в исповедании своей веры в Бога, преданности Отечеству, любви и милосердии к окружающим нас людям, в единстве и согласии. Мы хотим, чтобы наша жизнь стала светлее и чище, чтобы в ней было больше добра, и это возможно, если мы будем иметь горячую веру, твердую волю и будем идти путем исполнения правды Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/3736981.ht...

«Добрана жевать», или О том, как дьявол искушает подменёнными «измами» 11.12.2021 11:34:12 Светлана Коппел-Ковтун Познай себя, - звучит с древних времён, ибо познавший себя познаёт немощь свою и смиряется в трезвении, вооружённый спасительными истинами. Современный человек идёт в обратном направлении - он всё меньше и меньше себя знает (познание теперь не для всех; всегда так было? но разве в такой мере? - технологий таких прежде не было) , и потому всё больше и больше себя теряет, причём себя и Бога одновременно, потому что если потерять себя, то Бога познавать некому. Так что ситуация не просто сложная, но крайне опасная. Её надо внимательно рассмотреть - под разными углами зрения, а затем суммировать разные картинки-представления, чтобы собрать полный пазл. Однако технологии оболванивания дёргают человека за самое чувствительное место - за самость, и внушают ему мысль, что его ограниченный набор пазлов - это вся картина целиком. Странно наблюдать, что люди слишком легко верят в свою собственную полноту, доверяют любой картинке в своей голове как Богу (несмотря на то, что картинку в голове подменить труда не составляет, и естественно, теряют Бога, истину и себя. Всё, чем я дорожил, Ждёт с ножом за углом. Ю. Шевчук. «Тень на стене» Характерная особенность нашего времени заключается в том, что люди в большинстве своём совершенно не понимают в каком мире, в каком времени и по каким правилам живут. Сознание человека не успевает адаптироваться к слишком быстрым изменениям, падающим откуда-то сверху, как дождь или камни на головы уставших от гонки обывателей. Отсюда полное несовпадение картинки реальности в голове, согласно которой человек взаимодействует с миром, и реальности, которая есть на самом деле. А если учесть, что реальность - понятие довольно сложное, а не линейное, т.е. она не укладывается в линию, а требует объёмного представления, то получается полная неразбериха в головах у людей. Не просто хаос, а хаос подмен - его бы заметить, осмыслить, но для этого надо остановиться, а остановиться не позволяют обстоятельства. Порой складывается впечатление, что сам навык мышления постепенно утрачивается, и он может «отвалиться» за ненадобностью - как рудимент. Загнанные технологиями в рамки примитивнейшего выбора люди слепнут среди слишком упрощённых лживых схем, теряют возможность понимать происходящее с ними и вокруг них, хотя вынуждены как-то реагировать, отвечать. Вынуждены действовать в социальном пространстве, и действуют по заранее просчитанным алгоритмам, которые предложены массам как единственно правильные.

http://radonezh.ru/2021/12/11/dobrana-zh...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ювенальщики» всерьёз формируют параллельную власть 08.12.2009 503 Время на чтение 9 минут «Паспорт здоровья ребёнка» , скорее всего - не что иное, как организованный сбор сведений для создаваемой «ювенальной системы». На фоне развернувшихся баталий вокруг протаскивания в России прозападными кругами так называемой «ювенальной системы» (особая более мягкая «ювенальная» юстиция, «уполномоченные по правам ребёнка» в каждой школе, собирающие доносы новых «Павликов Морозовых» на своих родителей и учителей, а также мощнейшая система «ювенальных судов», имеющая полномочия совершенно законно отбирать детей у родителей) как-то почти незаметно промелькнула инициатива чиновников о введении для детей обязательного «паспорта здоровья». Между тем, есть весьма серьёзные основания полагать, что эта очередная новация является важнейшей частью проектируемой «ювенальной системы», позволяющей сформировать «банк данных» на всех её потенциальных жертв. Предполагается, что паспорт будет заполняться ребёнком совместно с родителями, учителями, медицинскими работниками, психологами (которые со временем все будут работать на «ювенальные» структуры). Сведения - максимально полные. Во-первых - болезни, состояние здоровья, физические (спортивные) данные, вредные привычки, где и у каких врачей наблюдался. То есть, всесторонний сбор конфиденциальных сведений о здоровье ребёнка, в т.ч. - обычно составляющих врачебную тайну. Во-вторых, сведения о родителях и родственниках, проживающих вместе, их работе, вредных привычках, о конфликтности семейной обстановки (всегда полезно знать, у кого папа - банкир, сотрудник секретного НИИ, высокопоставленный чиновник, имеющий доступ к гостайнам, депутат, или офицер ФСБ, не говоря уж о его «вредных привычках» и «конфликтности в семье», через которые на него можно воздействовать.) В-третьих, полный набор сведений о личности самого ребёнка - психофихзиологические параметры, интеллект, обучаемость. Сфера личных интересов и круг общения (все друзья, контакты, вредные привычки берутся на учёт). Обычно подобное досье на конкретного человека собирают спецслужбы, а также многие секты, работающие на иностранные разведки. Но теперь его планируется легально собирать на всех(!) детей.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/09/...

Ностальгия по девяностым? 90- е в моей памяти отпечатались, словно снятые на дешевую мутноватую видеопленку. 10 февраля, 2011 90- е в моей памяти отпечатались, словно снятые на дешевую мутноватую видеопленку. Однажды в такси я услышала запись песен 90-х. Там был полный набор: и «Два кусочека колбаски», и «Американ бой», и прочие радости. Эти «шлягеры» когда-то изливались на голову совсем недавно советских, а вот сейчас уже постсоветских граждан, причем зачастую против их воли: на улицах из кооперативных киосков, на рынках, в переходах, на вокзалах. В «нулевые» слушать их было неприятно не только из-за минусовой «художественной ценности»: все эти песни тесно сплелись с тем совсем недавним прошлым. Надо сказать, весьма мрачноватым. Но особого значения этому случаю я как-то не придала. Ну, у водителя такси просто такой вот странный вкус. Некоторые, например, триллеры любят смотреть. Только оказалось, что дело не в единичных вкусовых пристрастиях. «Хиты» 90-х стали звучать на разных радиостанциях с завидной периодичностью. А с телеэкранов серьезные дяди в деловых костюмах или в неформальных джинсах все чаще стали вести разговоры о свободе , которой, оказывается, мы дышали в 90-е годы. Москва, август 1991 90- е в моей памяти отпечатались, словно снятые на дешевую мутноватую видеопленку. Помните первые постперестроечные фильмы, полные безысходности (главного положительного героя если и не убивали в конце, то было понятно — скоро убьют), эротических сцен (то есть их так позиционировали, а на самом деле — неуклюжих и стыдных)? В 90-е я заканчивала школу, поступала в институт, училась. У меня был восторг юности, чуть ли не ежедневные открытия, которые в основном состояли из вновь прочитанных книг и музыки. Светлые влюбленности, дружба, поиски смысла жизни . То есть особый мир, который словно укутывает некой защитной оболочкой человека, только вступающего во взрослую жизнь. И при этом сегодня у меня ни на мгновение не возникает ностальгии по 90-м. Что же тогда испытывали взрослые люди, у которых вместо защитной силы юности было много «болевых точек», главная из которых — ответственность за своих близких?

http://pravmir.ru/nostalgiya-po-devyanos...

Подпишитесь на наш Телеграм А Гамлет не хочет мстить. Он получил образование и он христианин. Полный набор противоречий, вполне достаточных для психотравмы, вослед которой неизбежны посттравматическое стрессовое расстройство и реактивная депрессия. Дэвид Теннант в роли Гамлета в одноименном фильме Г. Дорана На днях довелось расшифровывать для библиотеки “Предания” лекцию профессора Я. В. Солдаткиной о религиозности пьес Шекспира и вообще о нем – в реалиях исторических и современных. Даже боюсь спрашивать заказчика Володю, насколько хорошо у меня это получилось. Нет, казалось, Шекспира я давно знаю и люблю. А вышло, что не совсем знаю и не очень-то люблю. Некоторые имена собственные довелось даже погуглить, чтобы не ошибиться в их написании, особенно когда речь шла о малоизвестных пьесах и – о ужас! – о современных сериалах, а в их сторону я не смотрю и вовсе. Когда у меня депресняк, я ограничиваю круг своих интересов, возможно, непреднамеренно. А вот что касается заученного когда-то давно и из чистой любви «Гамлета» – тут я бы профессору дерзновенно возразила, даже не являясь филологом. Эту заметку пишет не филолог, а гиперэмпат, или псих-ненормальный, поскольку любят у нас сегодня стигматизировать эту тему и навешивать ярлыки даже в благородном обществе, и с этим тоже приходится жить.  У меня в жизни, помимо рефлексии, есть еще другие насущные и довольно ответственные задачи, но сейчас не об этом, сейчас скажу про посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и обусловленную им депрессию, и каково это для верующего христианина. Итак, в лекции уважаемый профессор говорит о том, что Шекспир в своих трагедиях осторожно обходит тему болезненного и расколотого христианства и касается ее опосредованно и чуть ли не иносказательно, чтобы тогдашнюю раненную религиозными войнами публику не обидеть. Гамлет то ли христианин, то ли агностик, то ли язычник, то ли колеблется, скатываясь чуть ли не до атеизма. Я вижу абсолютно ясно Гамлета христианином, который испытывает адскую боль. Да еще и вижу логически выстроенную цепь нейронных связей. Переживание стресса – смерть отца и предательство матери. Усиление стресса до взрывоопасных величин – ну еще бы, когда непонятный неупокоенный призрак является и требует отмщения. Призрак грешил, и смерть его застала вне покаяния. Потому он и гнобит ближайшего живого родственника, пусть плохо будет не только мертвому. А месть – это не по-христиански. Но по-христиански – почитать отца и мать, какими бы они ни были.

http://blog.predanie.ru/article/byla-li-...

Предстоятель Русской Православной Церкви освятил последний колокол звонницы Спасо-Преображенского собора на Валааме 10 июля 2006 г. 12:04 10 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, пребывающий с Первосвятительским визитом на Валааме, совершил освящение колокола «Святитель Николай» для Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Накануне Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил участвующих в восстановлении монастыря благотворителей, в частности, представителей Уральской горно-металлургической компании. Святейший Патриарх отметил, что теперь, после освящения колокола «Святитель Николай» восстановление монастырской звонницы полностью завершено. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение верхней Воскресенской церкви храма в Воскресенском скиту , столетие которого отмечается в этом году. Нижний храм во имя апостола Андрея Первозванного был освящен Святейшим Патриархом во время предыдущего посещения Валаама. Полиелейный колокол «Святитель Николай» завершает полный набор колоколов звонницы Спасо-Преображенского собора. Отныне над островом будут звучать настоящие уникальные Валаамские звоны. Вес нового колокола 5,7 тонн, высота — около двух метров и примерно такая же ширина. Вес «языка» — около 180 кг. Тон — нота «фа» малой октавы. Колокол отлит на Колокололитейном заводе Анисимова в Воронеже в полном соответствии с ансамблевым звучанием уже имеющейся на соборе звонницы. Колокол назван Святителем Николаем в память о покровителе всех путешествующих. На Валааме к этому святому особое отношение. Ладога отнюдь не самое спокойное место для судоходства, а святитель Николай, как известно, считается особым заступником путешествующих по водам. Колокол украшают изображения Небесных Сил Бесплотных и четыре рельефа — образы святых Марии Египетской, Ирины Мученицы, Святителя Николая и Александра Свирского, исполненные в стиле Валаамской школы иконописи. В верхнем поясе расположен текст: «Отче священноначальниче Николае моли Христа Бога спастися душам нашим». По валу — вкладная надпись: «Отлит колокол сей ко святой обители во имя Преображения Господня и святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев при настоятеле епископе Панкратии. Лит колокол на колокололитейном заводе Анисимова жертвованием Андрея Козицына во имя Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца в лето 2006».

http://patriarchia.ru/db/text/124966.htm...

Разделы портала «Азбука веры» 4 Мар 2024 Согласно новому исследованию, опубликованному в научном журнале Lancet, по состоянию на 2022 год ожирением страдали более миллиарда человек, или каждый восьмой житель планеты. С 1990 года глобальные показатели по ожирению среди взрослых увеличились более чем в два раза, а среди детей и подростков (в возрасте от 5 до 19 лет) – в четыре раза. Также по данным журнала Lancet, в 2022 году избыточный вес имели 43 процента взрослых людей в мире. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) участвовала в сборе и анализе информации для исследования. Полный набор данных доступен на портале ВОЗ «Глобальная обсерватория здравоохранения». Ожирение и недоедание Исследование показывает, что, несмотря на сокращение масштабов недоедания, оно по-прежнему остается серьезной проблемой среди многих групп населения, особенно в Юго-Восточной Азии и Африке к югу от Сахары. По данным ВОЗ, недоедание является причиной половины всех случаев смерти детей в возрасте до 5 лет. В свою очередь, ожирение может вести к неинфекционным заболеваниям, например болезням сердечно-сосудистой системы, диабету и некоторым видам рака, отмечают в организации. Самые высокие совокупные показатели недостаточной массы тела и ожирения в 2022 году были зафиксированы в островных государствах Тихого океана и Карибского бассейна, а также в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Профилактика и лечение избыточного веса «Новое исследование подчеркивает важное значение, которое играют профилактика и лечение ожирения как в раннем, так и во взрослом возрасте с помощью режима питания, физической активности и надлежащей медицинской помощи, если она необходима», — отметил Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус. По его словам, для достижения глобальных целей по борьбе с ожирением потребуются научно обоснованные меры и коллективные усилия правительств, общества и учреждений общественного здравоохранения при поддержке ВОЗ. Гебрейесус подчеркнул, что также необходимо сотрудничество частного сектора, который несет ответственность за воздействие своей продукции на здоровье потребителей.

http://azbyka.ru/news/voz-bolee-milliard...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010