Владыка сказал, что сегодня, когда он молился у гроба скончавшегося протоиерея П.Н. Сахарова, одного из заслуженных московских пастырей старого закала, ему припомнились добрые старые времена, когда крепче хранились церковные предания, когда пастыри церкви тверже стояли на высоте своего призвания и своим примером благотворно влияли на окружающую среду. В доброе старое время пастыри не стремились переменять своих приходов, не льстили духу времени, не искали популярности у людей мира сего, а скорее последние приходили к ним за советами. Словом, в старое доброе время духовенство не уходило «на распутья мира сего». Какое сокровище для прихода такой батюшка! Далее митрополит изобразил всю силу влияния на прихожан истинного пастыря Церкви и выразил пожелание, чтобы не соблазняли нынешнее духовенство современные направления, чтобы оно старалось сохранять в чистоте церковные предания и стремилось быть неуязвимым среди современных условий жизни, чтобы оно и в бурю твердо стояло на церковных началах и было истинным ангелом-хранителем для современного общества. «Я буду счастлив, – закончил свою речь митрополит – если мое слово западет кому-либо в душу». После речи митрополита возобновились приветствия. Председатель столичного отделения Кирилло-Мефодиевского Братства выразил прощальное приветствие митрополиту от церковной школы, поблагодарил архипастыря за его заботы об упрочении школы и просил милостиво относиться к школьным ходатайствам на высшей чреде священноначалия. Высокопреосвященный Владимир посоветовал деятелю церковной школы изучать своих врагов и отражать во всеоружии ведомый ими натиск на церковную школу, пользуясь для этой цели Епархиальным домом, как сторожевой башней. Последнее прощальное приветствие сказал Е. В. Барсов . Затем все духовенство пропело: «Достойно есть» и «Исъ полла эти, деспота». Высокопреосвященный Владимир преподавал всем, каждому отдельно, свое архипастырское благословение, и, провожаемый редкими излияниями сердечных чувств и благопожеланий, отбыл из Епархиального дома, воочию узрев трогательную любовь к нему Московского духовенство, которое он обвевал своей особенной любовью почти 15 лет!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

Молитва освящает душу и возносит ее к Богу, «пост и молитва , говорят св. Отцы, это два крыла, которые возносят человека на небо». Поститесь же и молитесь, пост и молитва соделают вас не только верующими, но религиозными и благочестивыми. А вы знаете, что религиозное чувство и благочестие приводят ко спасению. Вот и я приехал помолиться с вами и напомнить об этом великом значении поста. Вы знаете сами это, но все-таки мое появление и слово мое напомнят вам о важности св. поста. Молитесь же и сопровождайте молитву постом. Это сделает вас религиозными и благочестивыми, и вы останетесь такими не только в училище, но и в жизни по выходе из училища. Аминь. XXVII. Речь, сказанная воспитанникам Харьковской Духовной Семинарии в Семинарском храме, по поводу самоубийства одного воспитанника 27 Мысли и чувства по поводу печального явления в жизни семинарии и архипастырские наставления и вразумления воспитанникам Хотя и по худому делу я приехал к вам, но все-таки призываю благословение Божие на вас всех (при этом Владыка благословил всех, а воспитанники ответили ему пением «ис полла эти, деспота»). Теперь вы сами сознаете, как был неудачен и несчастлив нынешний учебный год, сколько печальных событий совершилось у вас в течение его; тогда как прошлый учебный год, благодарение Господу Богу, прошел спокойно и благополучно. Еще не так давно я приезжал к вам для беседы и вразумления вас по поводу нанесённого одним из воспитанников грубого оскорбления вашему инспектору. А затем, в величайшие дни – на Страстной Седмице – случилось самоубийство семинариста... Как печально это событие для учебного, а тем более духовно-учебного заведения и как, думаю, жалко вам своего несчастного товарища! Особенно же жаль его бедных родителей, прилагавших столько забот и старания для воспитания своего детища! Но открывшиеся в связи с этим самоубийством обстоятельства послужили причиной еще более печальных событий... Но сведениям, получаемым мной от вашего начальства, и по собственным наблюдениям над жизнью и развитием семинаристов, я знаю, как неуравновешенны воспитанники первых классов, а воспитанники вторых классов и отчасти третьих прямо проявляют дурные задатки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

По окончании божественной службы Владыка вышел на амвон и обратился к студентам со следующими немногими милостивыми словами: «Благодарю вас за добрую память обо мне, которую, не смотря на мое не достоинство, вы выражаете теперь и выразили вчера, встретив меня в вечерний час и в неблагоприятную погоду. Лично каждому из вас я, конечно, не сделал ничего хорошего, но о благе студентов не только Московской академии, но и всех академий вообще всегда заботился, по мере своих сил, и в некоторых отношениях, по милости Божьей, заботы мои не остались бесплодными. Благословение Господне да будет со всеми вами!» – преподав затем благословение всем учащим и учащимся, каждому в отдельности, Владыка проследовал в квартиру о. ректора, где в продолжении двадцати минут беседовал с окружившею его академической корпорацией. Во время этой беседы Архипастырь пожелал, между прочим, получить объяснение, почему один из доцентов намеревался оставить службу при академии. В ответ на это, о. ректор указал на ограниченность материального обеспечения служащих в академии и на крайнюю трудность семейному человеку продолжать академическую службу, оставаясь много лет при младшем, доцентском окладе. Когда при этом о. ректор заметил, что для устранения чрезмерной медленности в служебных повышениях лиц преподавательского персонала желательны были-бы в существующем академическом порядке некоторые изменения, Владыка изволил подать надежду, что такие желательные и полезные изменения могут быть и будут произведены высшей властью, если совет академии возбудит о том ходатайство установленным порядком и если таковое ходатайство признано будет основательным. – Беседа в квартире о. ректора не могла быть продолжительною, так как Его Высокопреосвященство поспешал на поезд и потому простившись с корпорацией, сопровождаемый пением «из полла эти деспота» собравшихся на лестнице и у поезда студентов, выбыл из академии. Московская академия, встречая Высокопр. Владыку Киевского и беседуя с ним о потребности ходатайства перед высшей властью относительно своих нужд и желаний, ни на минуту не забывала и не могла забыть о том, кто составляет её естественную надежду и опору о Высокопреосвященнейщем Владыке Московском, своем от Бога данном ходатае, главе и покровителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Осенение и благословение повторяется, когда архиерей приблизится к царским вратам, и этим указывается на неиссякаемый источник благословения и благодатного просвещения, изливаемого на нас Господом Иисусом. Между тем немолчно во всем храме раздается: «достоин еси во вся времена нет быти гласы преподобными Сыне Божий, живот даяй»; это как бы неумолкаемое исповедание целого мира, искупленного страданиями и крестной смертью Единородного Сына Божия. Архиерей прикладываетя ко св. иконам, которые на царских вратах и к св. престолу, в ознаменование примирения искупленного человека с небожителями и с самим Богом; архиерей входит в алтарь в ознаменование того, что Господь наш Иисус Христос, по совершении нашего спасения, вознесся на небо, чтобы явиться о нас ходатаем пред лицом Отца Своего небесного ( Евр.9:24 ). Следующее за тем каждение и свет дикирия означают обилие благодати Духа Святого, изливаемого и на нас и на самых небожителей Господом Иисусом, и ипостасное соединение в лице Его Божеского и человеческого естества; а также чистоту и святость жизни возобновленного Господом человека, который должен ходить пред лицем Бога во свете Христовом, и благоухать святыней благодати Духа Святого. Между тем в алтаре невидимо для народа поют: «ис полла эти деспота! (На многая лета владыко)»; этим пением указывается на то, что и Ангелы небесные радостно сретают и воспевают Господа Иисуса, вознесшегося на небо, и исповедуют Его своим Владыкою и Господом. Таковы, братия мои, знаменательные действия входа при служении архиерейском. Они в образах и сенях указывают кающемуся христианину на обетованного Спасителя мира, на Его воплощение, на Его пребывание с нами на земле, на Его страдание и крестную смерть, на Его вознесение на небо. При простом священническом служении вход совершается не столь торжественно, как при архиерейском служении, хотя смысл священнодействий остается тот же самый. Та же тайна снисшествия на землю Единородного Сына Божия, Его воплощения, Его пребывания на земле, Его страдания и крестной смерти, и Его вознесения на небо по воскресении, раскрывается в этих действиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

759 Указание на великие поклоны смотри в Типиконе, в послед. 24-го февр., аще случится в понедельник 2-й, З-й и 4-й Недели Велик. пост. и в Тип., в послед. 25-го марта, и в особой книге на среду 1-й седм. Вел. поста. 760 После пения: «Да исправится» и после перенесения Св. Даров на престол, при совершении трех великих поклонов, произносить по обычаю молитву: «Господи и Владыко живота моего». Но находят, что это по предписано Уставом, что великие поклоны указываются довершать и без этой молитвы, что в Типиконе, а главное в отдельно напечатанных службах 1-й и страстной седмиц Великого поста, где от слова и до слова печатаются вполне молитвы, даже по несколько раз на одной и той же странице, там нет указания, чтобы по «Да исправится» и по перенесении Св. Даров, читалась молитва: «Господи и Владыко живота моего» (Литовок. Епарх. Ведом. 1874 г., 12–24 марта). С этим можно согласиться. (См. выше). 761 В Типиконе, изданном в Москве 1848 г., в последовании 24 февраля в понедельник 2-й седмицы Великого поста и в храмовых главах 34, 35 указано, что малые ектении не глаголем. В том же Типиконе 1848 г. назначена 9 марта малая ектения. В Литовских Епархиальных Ведомостях (1874 г. 12, стр. 90) признано это указание ошибочным. 762 При архиерейском служении, когда чтец сказывает прокимен, архиерей идет на ее место и отдает омофор диаконам и садится на ем месте. Один же из диаконов, разоблачавших архиерея, держит омофор обеими руками. При пении Аллилуиа бывает каждение. По чтении же Евангелия архиерей сходит с его места, будучи поддерживаем под руки двумя архимандритами и игуменами и лровождаем до Царских врат и, благословив их рукою, выходит в Царские двери, берет трикирий и дикирий и благословляет народ. Певцы поют: «Ис полла эти деспота» (Если присутствует при литургии Государь император, то протодиакон, по прочтении Евангелия, несет Ему Евангелие для целования). Потом архиерей осеняет находящихся в алтаре, отдает трикирий и дикирий, целует св. Евангелие и говорит: «Мир ти, благовествующему». Протодиакон же целует правую руку его. Архиерей, взяв святое Евангелие из рук протодиакона, ставит Евангелие на престоле, на ей стороне его, выше антиминса. Прочие сослужащие в то время Евангелия не целуют (Чиновн., лит. преждеосв. Даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Когда поют «и припадем ко Христу», архиерей и все священно– и церковнослужащие благоговейно преклоняют головы, архиерей благословляет трикирием и дикирием на восток, запад, юг и север и спокойно, косно и тихо восходит на солею, поддерживаемый первенствующими двумя священниками. Во время этого входа протодиакон вносит святое Евангелие через царские врата и полагает на престоле, все остальные церковнослужители входят в алтарь через северную и южную двери, а священники остаются внизу солеи. На солее опять архиерей, обратившись к народу, благословляет трикирием и дикирием на правую и левую стороны, а певцы в это время, независимо от продолжающих петь священнослужителей, поют: «Спаси ны, Сыне Божий...», как на правом, так и на левом клиросе. После этого архиерей оборачивается к царским вратам, отдает встречающему его протодиакону трикирий, целует царские двери направо и налево и тихо читает молитву «Вниду в дом Твой...» Архиерей входит в алтарь, и все священники целуют царские двери только в своей стороне, становятся на своих местах; вшедши же в алтарь, целует святой престол и поет со служащими: «Спаси ны, Сыне Божий...» и, приняв от диакона кадильницу, кадит вокруг престол, жертвенник, весь алтарь, предстоящих, царские двери, иконостас, оба клироса и народ и потом, входя в алтарь, опять сослужащих направо и налево и протодиакона. Когда в алтаре окончат пение «Спаси ны, Сыне Божий...», исполатчики в алтаре тихо и сладкозвучно поют «Ис полла эти деспота», после чего певчие на клиросе поют обычные тропари и кондаки по чину и по дню, последний же кондак оставляют. По окончании пения на клиросе тропарей и кондаков протодиакон, выйдя из алтаря, произносит: «Господи, спаси благочестивыя», и певцы поют: «Господи, спаси благочестивыя»; протодиакон: «И услыши ны», и певцы повторяют то же. «Похвалы» После этого протодиакон возглашает «похвалы» 48 служащему архиерею, затем митрополитам, архиепископам и епископам и всем православным христианам «на многая лета». Певцы поют на клиросе (все «похвалы»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Се прикоснуся. И целовав св. потир, отходит. Сице творят вси до конца. 355 Диаконы же причащает от св. потира 1-й. Тогда убо Архиерей прием анафору, умывает руки и устне 356 , и став мало ко стране св. престола, глаголет молитву благодарения: Благодарим Тя. 1-й же д. взем св. дискос, и надносит верху св. потира, и отирает св. губою, с великим вниманием, влагая честное тело, и вся частицы внутрь св. потира. И целовав св. дискос, полагает близ св. потира. Таже взем и покровец покрывает св. потир, на св. же дискос полагает звездицу, и покровцы, и аер, глаголя: Воскресение Христово. И т.д. (см. 798 стр. печатного оригинала). И поклоняется (1-й д.) трижды. И отверзаются царские двери. И взем Архиерей святый потир, и целовав его, отдает 1-му д. И приим обема рукама, целует руку Архиереову, и приходит во св. двери, и вознося св. потир, глаголет: Со страхом Божиим. Лик: Аминь. Благословен грядый. Архиерей изшед из царских врат благословляет народ со трикирием и дикирием 357 , глаголя: Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое. Певцы: Ис полла эти деспота. Косно и со сладкопением. И обращается паки ко св. трапезе, и осеняет сослужащие и отдает трикирий и дикирий. И прием Архиерей св. потир, от рук 1-го д., поставляет на св. трапезе. Таже прием (от 1-го д.) кадильницу, кадит точию святая, 3-ды, глаголя тихим гласом: Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя. И абие отдает кадильницу никогоже кадя. И поют вне певцы: Видехом свет истинный. Таже прием Архиерей св. дискос, возлагает на главу 1-го д. 1-й д. приемлет обема руками, и отходит в предложение ничтоже глаголя, и поставляет и (его) тамо. Святый же потир прием, и целовав Архиерей отдает 1-му, глаголя: Благословен Бог наш, тихо. И приемлет 1-й обема руками и целовав и (его), и Архиереову руку, обращается ко св. дверем, зря к народу, и глаголет велегласно: Всегда, ныне… и во веки веков. И отходит ко св. предложению, и поставляет и (его) тамо. 358 Лик: Аминь. Да исполнятся уста. Таже 1-й д. исходит, северными дверьми, и став на обычном месте, глаголет:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В иных местах полагается только один орлец на амвоне, а пред указанными иконами орлецы не полагаются. 291 По окончании входных молитв, Архиерей, обратившись к народу, благословляет его обеими руками, держа пастырский жезл. Певцы поют: «Тон деспотин ке Архиереа имон, кирие филатте», и затем поют трижды: «ис полла эти деспота». После сего Архиерей идёт на облачальное место, причем два старейшие из сослужащих поддерживают его, при схождении с амвона. За Архиереем следуют все сослужащии, по двое, в порядке старшинства, а за ними иподиаконы и посошник. Прийдя на облачальное место, Архиерей, как сказано в Чиновнике, садится (или, как это встречается в современной практике, стоит), держа посох в левой руке; сослужащие, стоя по чину (в два ряда, одни с правой стороны, а другие с левой) у облачального места, покланяются Ариерею, затем целуют его правую руку, и, отойдя, снова покланяются ему; Архиерей же седя (или стоя) осеняет их рукой крестовидно, после Чего они уходят для облачения в алтарь северной и южной дверью, смотря по тому, кто на какой стране стоял у облачального места. – Ко времени облачения Архиерея книгодержец выносит блюдо, а один из рипидоносцев (в иных местах – второй диакон или ставленник) – Архиерейское облачение. Иподиаконы для облачения Архиерея входят на облачальное место и становятся по правую и левую сторону Архиерея. Протодиакон и первый диакон, выйдя из алтаря с кадильницами на средину храма, становятся против Архиерея. Архиерей пред началом облачения отдаёт посох посошнику, который и держит его, «обема рукама мало подъем» (для того, чтобы не иметь возможности опираться на него), стоя сзади Архиерея. Когда певцы начинают петь: «Свыше пророцы» (или «Царю небесный» или «ино что дне или праздника»), иподиаконы снимают с Архиерея клобук, мантию, панагию, рясу и полагают на блюдо, держимое книгодержцем, который после этого, поклонившись Архиерею, уносит блюдо чрез южные двери в алтаре. Беря по порядку облачения от принесшего их, иподиаконы возлагают их на Архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После речи Блаженнейший Патриарх преподал благословение всем ученикам и преподавателям с их семьями и прошел в квартиру ректора, где уже собрались преподаватели и где был устроен чай. «Здесь, в оживленной и полной простоты и сердечности беседе, Патриарх знакомил присутствующих со своей свитой, говорил об устройстве своей Бейрутской семинарии, ректором которой состоит вышеназванный архимандрит Игнатий, и неоднократно высказывал свое удовольствие по случаю посещения им Русской Вифании». В конце беседы Патриарх оставил по-арабски «письменную памятку о своем посещении»: «Мы не можем жить для Бога, если не умрем для мира – и Вифания, лучшее место в Сирии, научает нас этому через праведного Лазаря, а Вифания в России учит нас этому через свою духовную семинарию, воздвизающую питомцев ее из гроба неведения к благой, духовной жизни. Да будет всегда благоустроена семинария и Господь да споспешествует всечестным отцу Ректору и отцу Инспектору, отцам и господам преподавателям в их добром, духовном научении и благовоспитании, а ученикам – в послушании, разумении и принятии доброго учения, чтобы таланты всех принесли плод свой». Затем Патриарх, преподав каждому из присутствующих свое благословение и целование, под пение преподавателями «ис полла эти, деспота» и «многая лета» воспитанниками, отбыл на вокзал. «Доводя до сведения Вашего Преосвященства все вышеизложенное, долгом почитаю свидетельствовать о высоком духовном и религиозном воодушевлении как учащих, так и учащихся, которое было вызвано высоким посещением Вифанской духовной семинарии Его Блаженством, Блаженнейшим Патриархом Антиохии и всего Востока Григорием», – добавил в заключение архимандрит Герман 33 . Семинарские будни были более спокойными, чем в Пскове, но и здесь не обходилось без взысканий: пьянство наказывалось отправкой на несколько недель «в домы родителей», карточная игра на уроках и в спальнях, грубость со старшими – снижением балла по поведению. В 1914 году произошел из ряда вон выходящий случай: инспектор иеромонах Симеон (Нарбеков) доложил педагогическому собранию, «что в день роспуска воспитанников на каникулы учениками первого класса разбито много стекол в спальных помещениях своего класса, отломаны дверки у всех почти тумб и испачканы чернилами стены и полы в классе» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для ознакомления читателей с обрядами малого входа и пения Трисвятого в константинопольском патриаршем богослужении эпохи распространения устава патриарха Филофея автор использует «Диатаксис патриаршей литургии, как она совершается в Великой церкви», изложенный в евхологионе библиотеки лавры преп. Саввы Освященного 352(607) XIV века (ныне патриаршей Иерусалимской библиотеки) 413 . Согласно этому памятнику, патриарх приходит и становится на обычном месте с правой стороны от Царских врат (имеются в виду не Святые Врата, а центральные из притвора в храм). Иерей, совершивший проскомидию, дает возглас «Благословено Царство». Диакон [говорит] «Миром Господу помолимся» и проч., патриарх же читает молитвы трех антифонов. То же делают и сослужащие ему архиереи, стоя на своих местах. Иерей же, совершавший проскомидию, дает возгласы антифонов. Диакон идет в алтарь, берет из рук иерея Евангелие; и совершают вход медленно, впереди идущих из нарфикса. Диакон передает Евангелие второму из диаконов, совершавший же проскомидию иерей кланяется патриарху, принимает от него благословение и становится слева от патриарха, среди прочих иереев, по чину. Все наклоняют головы. Вторствующий диакон, держа орарь поднятым, говорит: «Господу помолимся». Патрйарх и все архиереи и иереи тайно читают молитву входа. Диакон, показывая орарем к востоку, говорит: «Благослови, владыко, святый вход». Патриарх, начертав крест к востоку, говорит: «Благословен вход святых Твоих», – и целует Евангелие. Диакон же, встав на средине против амвона и воздев Евангелие, возглашает: «Премудрость, прости». И совершается вход. Епископиане (?) возглашают: «Ис полла эти, деспота». В продолжение входа они «потоком» ( ρχομνης δε της εισδου κατ ενα ποταμ ν), т. е. непрерывно, возглашают «Ис полла эти, деспота». Тогда встают.архиереи, и иереи, и диаконы, и сам патриарх. Когда же они идут близ святых икон и кланяются им, певцы обоих хоров начинают «вперекличку» ( εις καθ εις) «Ис полла эти, деспота», пока не пройдут по солее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010