Кроме него можно назвать еще не менее 9 различных вариантов М. этому царю, записанных, как обычно обозначено в рукописях, «большим демеством столповым» (РГБ. Ф. 37. 93. Л. 445-446 об.; 102. Л. 222-223; Ф. 228. 36. Л. 194-194 об.; Ф. 37. 138. Л. 151-153; 355. Л. 270 об.- 271; ГИМ. Син. певч. 99. Л. 301. РНБ. Грузд. 52. Л. 195-196 об.; Кир.-Бел. 639/896. Л. 190-192 об.; БАН. Тек. Пост. 280. Л. 56 об.- 57). Сопоставление данных списков показало, что они имеют единую текстовую и структурную основу, особенностью к-рой является наличие 2 аненаек, что все распевы соотносятся на уровне внутренней вариантности. То же наблюдается и в более ранних списках, напр., М. Лжедмитрию I (РГБ. Ф. 178. 875. Л. 218-220 об.), и в более поздних, напр., М. царю Алексею Михайловичу (РГБ. Ф. 272. 30. Л. 273-274; Ф. 354. 144. Л. 416-417; РГАДА. Ф. 381. 28. Л. 111-112). Очевидно, что на протяжении XVII в. существовал «типовой» большой демественный распев в записи знаменной нотацией. Сложный, торжественный, звучащий в «соборах и великих церквях», он, скорее всего, появился в среде придворных и патриарших певчих . Именно эти певчие исполняли М. в обрядах и церемониях гос. значения в присутствии царя и патриарха и должны были демонстрировать особую красоту и масштабность величественного распева. Можно предположить, что этот распев московского происхождения имел общероссийское значение. Однако в крупных муз. центрах из-за его необычайной сложности возникали и накапливались исполнительские особенности, не выходящие за рамки единой структуры муз. произведения (внутренняя вариантность). Эти особенности придавали распеву самобытные черты, отражая певч. практику и традиции определенного певч. центра. В традиции старообрядцев белокриницкого согласия употребляются различные распевы М., помещаемые в наст. время в книге «Обедница» (напр., 1909 г. Л. 93 об.- 94); при этом различаются М. епископу («Много лет ти, святый Владыко»), священнику («Много лет ти, честный отче») и без указания на чин («Многая лета»). Кроме того, на архиерейской литургии предполагается пение «Ис полла эти деспота» демеством (Там же.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

Уступчивость Филиппа можно объяснить, конечно, влиянием большинства иерархов, в которых скоромный соловецкий игумен должен был видеть голос русской церкви. Можно объяснять ее и уступчивость царя. Филипп отказался бороться против опричнины, как института, но не отказался бороться против ее злоупотреблений. Возвращенное церкви право печалования давало ему некоторую надежду на смягчение ужасов опричного режима. Так мы вправе истолковать его избирательную капитуляцию. Но, толкуя ее так, относясь с благоговением к чистоте одушевляющих его намерений, нельзя не остановиться перед этим фактом колебаний, уступок, — как бы некоторой слабости, проявленной святителем на пороге его нового служения. Июльские дни его жизни поразительно напоминают первые дни его игуменства в Соловках. Эти драгоценные черточки столь бледно вырисовывающегося его портрета, говорят все о том же: в природе Филиппа не было энергичной властности, уверенности в себе, твердого знания своих целей и средств… Его первое движение — бежать от тяжкого бремени. Но раз приняв его, он несет мужественно и верно. Его силы растут под тяжестью ноши, раскрываются новые, неподозреваемые нами стороны личности: Филипп — хозяин соловецкий кажется совсем другим человеком, чем Филипп — страдалец за всю русскую землю, но он все тот же. Сила Божия совершилась в немощах и благодать восполнила естественную скудость. Через четыре дня после подписания избирательной грамоты, 24 июля, состоялось официальное избрание Филиппа царем, со всем освященным собором. " И возведоша его того дня на митрополич. двор " . А еще через день, 25 июля, совершилось торжественное поставление нового митрополита в Успенском соборе. До нас дошел чин этого торжественного действия, как оно совершалось в Москве в XVI столетии. Заимствуем подробности в изложении митр. Макария: " В день, назначенный для поставления митрополита, ус-трояли в Успенском соборе впереди амвона особое возвышение и на нем ставили два седалища, с правой стороны для государя, а с левой для. архиепископа (Новгородского, старейшего в русской церкви. Г. Ф.) и по обе стороны, несколько пониже, ставили длинные седалища для епископов, а перед возвышением на полу начертывали большого орла с распростертыми крыльями. Перед литургией выводили нареченного из алтаря в полном облачении и ставили на орла. По окончании трисвятой песни, рукополагали его во епископа-митрополита, и он уже сам продолжал и оканчивал литургию… По окончании литургии, святители брали нового первосвятителя под руки, вели на возвышение среди церкви и там три раза сажали его на место, произнося: " ис полла эти, деспота " , — после чего митрополит разоблачался, и на него возлагали святители панагию, мантию с источниками и белый клобук и отводили его на его митрополичье место каменное. Тогда приближался к митрополиту государь и вручал ему архипастырский посох (принадлежавший некогда св. Петру Московскому. Г. Ф.), со словами:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2441...

Дети, т. е. мальчики, в церковных хорах – поскольку дело касается небольших приходских хоров без общежитий для мальчиков – обычно рекрутировались из народных, церковноприходских и городских училищ и часто происходили из беднейших семейств. Их певческий труд почти не оплачивался, они получали скудные вознаграждения «на орешки» (чаевые) от лиц, заказавших хор для частного богослужения. В архиерейских хорах было в обычае, чтобы архиерей после службы давал исполатчикам, певшим ему в алтаре при разоблачении «ис полла эти деспота», кое-что «на орешки»; но это делали далеко не все архиереи 965 . Вообще же положение певчих мальчиков в некоторых частных хорах было незавидным. Часто они оказывались совершенно беззащитными в руках содержателя хора 966 . Кроме больших и хорошо организованных частных хоров(как, например, хор Ф. А. Иванова в Москве, полковые хоры с мальчиками и др.), имелись, конечно, и такие хоры, в которых мальчики должны были петь все – и официальные, и частные службы; помещение их было плохим, содержатель хора одевал их и кормил плохо, их ничему не обучали – даже чтению нот. Нередко в маленьких провинциальных коммерческих церковных хорах регенты или предприниматели били мальчиков-певчих, даже о время богослужения в церкви, за какую-нибудь ошибку по голове камертоном или драли их за уши или «за вихры» 967 ,а когда они спадали с голоса, то их просто безжалостно выгоняли на улицу. Постепенно подобные явления становились все реже благодаря возникшему в начале XX в. движению среди регентов и певчих, направленному к решению некоторых проблем социального характера. На первый взгляд, эти проблемы не имеют отношения к церковному пению как таковому, но общественное положение певчих и их регентов известным образом влияло на развитие хорового ерковного пения: это был тот общественный фон, который создавал для такого развития то более, то менее благоприятные условия. Начало четвертого периода второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви отмечено особым оживлением в области социального положения управителей и членов церковно-хоровых коллективов. Это прежде всего касается профессиональных хоров, которые уже в начале XX в. стали очень многочисленны не только в С.-Петербурге и Москве, но и во всех крупных и даже мелких городах России, и даже в селах. Любительские хоры, которых возникло к тому времени немало, не были в такой степени задеты социальными и экономическими вопросами, как профессиональные хоры. В этих хорах наиболее всего в том или ином решении вопроса экономического характера бывал заинтересован регент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наступает долгожданный час еды и отдыха. Не тут-то было! Вдруг, как дьяволы, налетают арабы Приходится от них отбиваться. Стычка длится 10-15 минут, но все пропало: котел опрокинут Измученные люди сидят голодные, слышится отборная ругань на всех языках. Офицер командует: " По стакану рому! " Сразу настроение меняется - веселье, хохот, песни А тут же и смерть поджидает: вокруг бивуака выставляются дозоры, человек пять-шесть, с младшим офицером; арабы в своих белых бурнусах подползают неприметно, как змеи, и, случается, кривыми ножами вырезают всех дозорных Среди легионеров встречаются два типа людей. Одних трудная жизнь закаляет, делает несокрушимо выносливыми, сильными, до жестокости, людьми; других она губит, они спиваются, раздавленные тяжестью службы и существования. В числе легионеров этой категории мне довелось встретить в тот приезд житомирского певчего, который когда-то певал мне: " Ис полла эти деспота " Теперь это был спившийся человек. Я был свидетелем, как он набросился на откупоренную бутылку белого вина, которую приметил на окне у отца Варсонофия. Отцу Варсонофию приходилось воевать с москитами, и он травил их каким-то снадобьем из пульверизатора; множество москитов попадало в бутылку и испортило вино: пить его было невозможно. Певчий набросился на бутылку. " Можно? Можно выпить?.. " - и вмиг, прикрыв горлышко платком, осушил ее до дна " Русские легионеры сохраняли связь с православным храмом в Рабате. В церковной статистике есть сведения: под 1936 г. зафиксирована смерть легионера Павла Дерфановского, над которым совершен обряд отпевания Другое свидетельство говорит: " В бытность генерала Пешкова в Иностранном легионе в Марокко были поставлены кресты на могилах русских легионеров: Аркадьева, Коненко и Федорова " Некоторые легионеры, из числа русских отслужив положенный срок и выйдя в отставку, оставались в Марокко, обзаводились семьями, вливались в жизнь русской общины Другие - уезжали в Европу или продолжали искать обманчивое счастье где-то еще. По возможности легионеры старались участвовать в культурной жизни русской общины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

Речь новоизбранного митрополита всея Америки и Канады Ионы на банкете 12 ноября 2008 18 ноября, 2008. Редакция " Правмира " Нас ждет много работы. Нам нужно решиться жить так, чтобы наша православная вера определяла всю жизнь, все слова и дела, и это должно стать первой и главной задачей. Все будет зависеть от нашей веры. И я думаю, если у нас это получится, жизнь преобразится. Преобразится и личная жизнь, и жизнь нашего церковного сообщества. Источник: Сайт Свято-Филаретовского института/Официальный сайт ПЦА Священник: Это особый день в моей жизни и в моем священническом служении. Братья и сестры во Христе, мне выпала огромная честь и радость приветствовать и представить вам нашего нового предстоятеля, Его Блаженство митрополита Иону ! Ис полла эти деспота! Митр. Иона: Слава Иисусу Христу! Аудитория: Слава во веки веков! Митр. Иона: Слава Иисусу Христу! Аудитория: Слава во веки веков! Митр. Иона: Я не слышу вас! Слава Иисусу Христу! Аудитория (громко): Слава во веки веков! Митр. Иона: Теперь лучше. Я должен сказать, что я глубоко тронут. За последние 24 часа вся моя жизнь опрокинулась с ног на голову и вывернулась наизнанку. Я-то думал, что у меня весь следующий месяц спланирован до минуты. А теперь оказывается, что мне придется его провести в совершенно других концах и на других берегах страны. И я так благодарен Богу за эту возможность послужить вам. Быть главой значит быть слугой. Как любит говорить владыка Вениамин(1), епископ – не хозяин дома, он главный слуга. А я главный слуга главных слуг. Но вся ответственность лежит на мне. Нас ждет много работы. Нам нужно решиться жить так, чтобы наша православная вера определяла всю жизнь, все слова и дела, и это должно стать первой и главной задачей.  Все будет зависеть от нашей веры. И я думаю, если у нас это получится, жизнь преобразится. Преобразится и личная жизнь, и жизнь нашего церковного сообщества. Мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми мыслями, моим видением будущего на нескольких конкретных примерах. Куда нам идти? Я думаю, что первое и главное, что нам нужно сделать, это попробовать по-новому взглянуть на самих себя. Нам надо обратить внимание на дисциплину нашей духовной жизни. На молитву и пост. Нам стоит задуматься, часто ли мы по-настоящему входим в живой опыт Причастия. Нам нужно чаще исповедоваться. Нам нужно всерьез рассмотреть всю нашу духовную практику – то, что создаёт контекст, определяет устройство жизни, поддерживает её и даёт силы жить по-христиански.

http://pravmir.ru/rech-novoizbrannogo-mi...

В Великую Среду после «Буди имя Господне...» три великие поклона (с молитвою св. Ефрема Сирина ). Почти повсеместно и на всех преждеосвященных литургиях после «Буди имя Господне...» говорится молитва «Господи и Владыко живота моего...» – с поклонами 102 , и произносится отпуст, на котором священник поминает святого следующего дня. Особенности архиерейского служения литургии преждеосвященных Даров Встреча архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как нами описано в чине полной (архиерейской) литургии. При облачении архиерея, как и при облачении иерея, не читаются молитвы, положенные при совершении полной литургии, протодиакон только говорит: «Господу помолимся». По открытии царских врат, протодиакон произносит: «Благослови, владыко», а первый архимандрит (или старший иерей), стоя пред престолом, возглашает: «Благословенно Царство». Затем, по закрытии царских врат, вечерня совершается обычным порядком до пения последней стихиры на «Господи, воззвах», с тем лишь отличием, что, во-первых, светильничные молитвы читает первый архимандрит в алтаре, а во-вторых, на время произнесения великой и малых ектений (только на это время) открываются царские врата. При пении при открытых царских вратах последней стихиры на «Господи, воззвах» совершается вечерний вход с Евангелием в том же порядке, как и на полной литургии, с тем лишь отличием, что по произнесении протодиаконом «Премудрость, прости», архиерей и сослужащие ему поют «Свете тихий» (а не «Приидите поклонимся»), при словах «Видевше свет вечерний» архиерей преклоняет голову и затем благословляет народ дикирием и трикирием к востоку, западу, югу и северу и потом идет в алтарь. Во время совершаемого далее каждения певчие (исполатчики) поют в алтаре «Ис полла эти деспота» трижды, и потом на клиросе (хор) -однажды. Далее до конца вечерня совершается обычным порядком, причем возгласы и священнодействия, совершаемые священником, совершаются архиереем (при словах «Свет Христов...» архиерей осеняет народ, имея в руках кадило и трикирий).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В алтаре священник после диаконов приобщает святых Таин новопосвященного в стихарь иподиакона, если таковые есть. Отверзаются царские врата, архиерей в митре, но без омофора, отдает протодиакону святой потир. Протодиакон, поцеловав руку архиерея, берет потир и, ставши в царских вратах, возглашает народу: «Со страхом Божиим и верою приступите». Правый клирос: «Аминь», «Благословен грядый...» Если есть причащающиеся из мирян, то архиерей выходит на солею и, приняв из рук протодиакона святой потир, причащает святых Таин, при чем на обоих клиросах певчие попеременно поют: «Тело Христово...» После причащения архиерей ставит святой потир на престол, а сам обращается к народу, берет от иподиаконов трикирий с дикирием, благословляет народ единожды, возглашая: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Певчие на правом клиросе поют медленно и со сладкопением «Ис полла эти деспота» и «Видехом Свет...» Как только архиерей поставит святой потир на престол, протодиакон берет дискос, губою сметает частицы в потир, читая положенные молитвословия. Второй диакон с левой стороны престола возлагает на дискос большой воздух, лежавший на горней стороне престола, звездицу и покрывает покровцем. Третий диакон приносит кадильницу и подает ее архиерею с правой стороны престола. Архиерей кадит святые Дары, произнося трижды: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», потом отдает кадильницу протодиакону и возлагает на голову протодиакона приготовленный вторым диаконом дискос, который протодиакон относит на жертвенник. Архиерей подает первенствующему священнику святой потир, произнося тихо: «Благословен Бог наш». Священник целует руку архиерея и, взяв святой потир обеими руками, возносит его перед народом в царских вратах и возглашает: «Всегда, ныне...» Левый клирос: «Аминь», «Да исполнятся уста наша...» Священник относит святой потир на жертвенник, берет у протодиакона кадильницу, кадит трижды святой потир, отдает кадильницу второму диакону и возвращается на свое место.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Приобщение Протодиакон: «Раздроби, владыко, святый Агнец». Архиерей раздробляет святой Агнец на четыре части, произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий». Протодиакон, указывая орарем на святой потир: «Исполни, владыко, святый потир». Архиерей опускает частицу «Иисус» в потир, произнося: «Исполнение Духа Святаго». Протодиакон: «Аминь», и, поднося теплоту: «Благослови, владыко, теплоту». Архиерей благословляет: «Благословена теплота...» Протодиакон: «Аминь», и, вливая теплоту во святой потир крестовидно, произносит: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго, аминь». Архиерей раздробляет частицу «Христос» на такое количество частей, сколько причащается священнослужителей. Протодиакон и диаконы становятся в это время между горним местом и престолом, целуют друг друга в правое плечо, при чем старший произносит: «Христос посреде нас», а младший отвечает: «И есть, и будет». Архиерей, воздев руки, молится, а с ним все священники и диаконы тайно: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша» и проч., все совершают поклон земной и испрашивают прощения у архиерея: «Прости нас, преосвященнейший владыко, и благослови». Архиерей благословляет всех обеими руками и делает земной поклон пред престолом, произнося: «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу». Потом берет одну из частиц правою рукою и, полагая на ладонь левой руки, произносит: «Честное и Всесвятое...» Потом наклоняется над святым престолом и молится: «Верую, Господи, и исповедую», и проч. После молитвы причащается Святого Тела и вытирает руку губою над дискосом, целует губу и полагает на место. Потом обеими руками берет святой потир через платок, для того приготовленный, произносит: «Честныя и Святыя...», и причащается трижды. Протодиакон в это время трижды произносит: «Ис полла эти деспота». Архиерей отирает платом уста и край потира, целует потир и произносит: «Се прикоснуся...», «Слава Тебе, Боже», трижды. Протодиакон возлагает на архиерея митру и возглашает: «Архимандрита, игумени, протоиереи, иереи и диакони, приступите».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Демественное пение (демество) Демественный распев стоит в стороне от всех других древних русских распевов, потому что он не подчиняется системе осмогласия. Он применялся к тем богослужебным текстам, у которых не указывалось пение на какой-либо глас (тон). Применение к текстам с указанным гласом было возможно, но являлось исключением только для особенно торжественных случаев. Демественное пение упоминается с середины XV века, но, скорее всего, оно существовало и гораздо раньше. Демественный распев, как и путевой, имеет свою собственную безлинейную систему знаков (невмов). Название распева произошло от слова доместик — руководитель певческого коллектива. Демественное пение могло исполняться и монодически, и многоголосно на четыре голоса (особенно в XVII и XVIII веках). Так же, как и путевое пение , оно малоисследовано. В первом издании синодальных певческих книг в печатном виде (1772 год) приведено очень мало демественных мелодий, а те, которые есть, относятся только к архиерейскому богослужению. У Ивана Алексеевича есть только три гармонизации демественного распева – «Милость мира…» на Литургии св. ап. Иакова и два женских трио для архиерейского служения: «Святый Боже…» и «Ис полла эти деспота…» На этом основные группы древних распевов, использованных Гарднером для своих гармонизаций, заканчиваются. Есть ещё несколько распевов, которые являются разновидностью уже указанных и поэтому нами рассматриваться здесь не будут. Музыкальные произведения (гармонизации и сочинения) И. А. Гарднера для Литургии апостола Иакова В заключение обзора музыкальных произведений И. А. Гарднера необходимо сказать ещё об одной группе песнопений — это цикл произведений, написанных Иваном Алексеевичем специально для Литургии апостола Иакова, перевод которой с греческого языка на церковнославянский он сделал самостоятельно (первое издание — 1937 г., журнал «Святая земля»). Все они написаны в период с 13 июля 1965 по 15 января 1966 года. Два из них — это оригинальные сочинения: «Да молчит всякая плоть…» и «Дух Святый найдет на тя…». Остальные шесть — авторские обработки и гармонизации различных распевов: «Возлюблю Тя, Господи…», «Дух Святый найдет на тя…», «Милость мира…», «Смерть Твою, Господи, возвещаем…», «Ослаби, остави…», «Един Свят, Един Господ…», «Благословен грядый…» Все произведения предназначены для исполнения смешанным хором и объединены родственными тональностями и музыкальной фактурой.

http://bogoslov.ru/article/6173170

И Архиерей сходит с горнего места, держим под руки двема архимандриты или игумены, провождаемь до царских врат, и благословляет я рукою: и изшед пред святыя двери, приемлет трикирий и дикирий, и благословляет народ по обычаю. Певцы поют косно: Ис полла эти деспота. [Аще присутствует Благочестивейший Император, тогда по прочтении св. евангелия, несёт ко Благочестивейшему Императору, 1-й д., св. евангелие: и Благочестивейший Император целует е]. Таже идёт Архиерей в алтарь, осеняя сущия в алтаре 326 и отдав трикирий и дикирий 327 , целует св. евангелие, и глаголет ко 1-му д.: Мир ти благовествующему. 1-й д. целует десницу его. И приим Архиерей св. евангелие из рук 1-го д., полагает на учинённом месте св. трапезы, на горней стране выше антиминса, прочии же сослужащии в то время евангелия не целуют. И изшед из северных дверей вторствуяй, или ин диакон, станет на обычнем месте амвона, и глаголет ектенью: Рцем вси . 328 И т.д. (см. 883 стр.; действует Архиерей и 2-й д.). 3-й д.: Помолитеся оглашеннии. Молитва: Господи Боже наш. 1-й возглашает: Да и тии. Внегда глаголется сей возглас, простирают антиминсий, сослужащии, касается же и Архиерей десною рукою: и приемлет мусу, сиречь губу, и творит ею крест на антиминсии, и целовав полагает в десном краи антиминсиа горе. Таже 1-й д. внутрь сый св. алтаря глаголет: Елицы оглашеннии изыдите. Ин диакон вне сый отвещает глаголя: Оглашеннии изыдите. Внутрь паки глаголет ин диакон: Елицы оглашеннии . 329 Вне паки: Да никто от оглашенных. И т.д. (см. 883 стр.; только возгласы произносят: Яко подобает – 2-й, Яко да под державою – Архиерей). Архиерей мало приклонив главу, глаголет молитву тайно: Никто же достоин. Таже приносят 330 иподиакони Архиерею пред царские двери лохань с рукоумывалом: и Архиерей, умывая руки, молитву глаголет: Господи Боже наш. И совершившу Архиерею молитву, приносит 1-й д. омофорий, и полагает на рамех архиерейских (кисти же да будут в левой стране), и поклоняется Архиерей пред св. трапезой глаголя: Иже херувимы, 3-ды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010