В древнерусских рукописях чина епископской хиротонии XV века уже сохранился чин интронизации новорукоположенного епископа (см.: АИ. Т. 1. 375. С. 472-473). Как и в описываемой блж. Симеоном Солунским византийской практике того времени (см. 1-ю часть настоящей статьи), епископа интронизировали уже не в кафедральном храме его города, но в том храме, где совершалась хиротония. Как и византийском чине XV века, епископа усаживали не на его собственный, а на предстоятельский трон (в данном случае — митрополичий), который переносился со своего обычного места к дверям жертвенника; непосредственными совершителями обряда интронизации, имевшей место сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и прочие священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от описанной блж. Симеоном Солунским практики — на каждое из троекратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и облачения его в «переманатку [параман] с источниками», «икону» (т. е. панагию) и мантию с источниками (см.: Никольский. 1885. С. 4; Неселовский. 1906. С. 281-285). Об объезде митрополичьего города верхом на коне, как в византийской традиции, древнерусские рукописи XV века не говорят, но в источниках XVI-XVII веков указано совершать после хиротонии аналогичный обряд шествия на осляти (или же объезда Москвы в карете). При этом до патриаршества Иоакима интронизация (настолование) новорукоположенных архиереев совершалась так же, как и в XV веке — изменения сводились к некоторым уточнениям: вместо двух старших священников, обряд интронизации было предписано совершать протопопу и протодиакону, а к перечню возлагаемых после интронизаций облачений добавилось указание о вручении новорукоположенному архиерейского жезла, что сопровождалось особой речью митрополита или Патриарха (см.: АИ. Т. 4. 1. С. 11-14. Никольский. 1885. С. 4-7, 29-32; Неселовский. 1906. С. 292-293).

http://patriarchia.ru/db/text/545862.htm...

Когда начнут петь Богородичен после «Господи, воззвах», царские врата отверзаются, и первенствующий архимандрит дает протодиакону святое Евангелие, а архиерей встает. И совершают вход из св. алтаря; впереди идут чтец с жезлом архиерейским и примикирий со свечею, потом следуют диаконы, держащие тремя перстами орари, потом другие диаконы с кадильницами, иподиаконы с трикирием и дикирием, чтецы с двумя подсвечниками. За ними протодиакон благоговейно несет св. Евангелие; потом идут архимандриты, игумены, протопресвитеры и священники, и становятся по чину с правой и с левой стороны перед архиереем. Архиерей и все сослужащие с ним преклоняют главы свои пред св. Евангелием в знак своего благоговения. Между тем протодиакон говорит: «Господу помолимся!» тихим гласом 49 . Архиерей же и все сослужащие с ним архимандриты и иереи читают тайно следующую молитву входа, «вечер и заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимтися Владыко всех, – исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою; и неуклони сердец наших в словеса или помышления лукавствия; но избави нас от всех ловящих души наша: яко к Тебе Господи очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш». После этой молитвы архиерей и сослужащие с ним воздвигают главы свои, – и протодиакон, держа орарь, указывает правою рукою своею на восток, и говорит тихим голосом: «благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход». Архиерей благословляет и говорит: «благословен вход святых Твоих». Потом архиерей сходит со своего места и целует св. Евангелие, а протодиакон зря на восток воздвизает несколько св. Евангелие крестообразно, и возглашает: «премудрость, прости». Между тем архиерей, взявши трикирий и дикирий, поет вместе с сослужащими архимандритами, протопресвитерами и иереями, косно и со сладкопением: «Свете тихий святыя славы...». И когда запоют: «видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Св. Духа Бога и проч.», тогда архиерей и все сослужащие с ним преклоняют благоговейно главы свои и допевают стих... А архиерей между тем благословляет обеими руками, держа трикирий и дикирий, к востоку, и к западу, и к полудню, и к северу. Затем косно и тихо идет архиерей, поддерживаемый двумя архимандритами, в алтарь, благословляет народ и на правую, и на левую сторону; а предъидущие пред ним диаконы кадят св. Евангелие. Вошедши во св. алтарь архиерей целует св. престол, и взявши кадильницу кадит с дикирием св. престол, жертвенник и весь алтарь; а певцы в алтаре и на клиросе поют: ис полла эти деспота! (на многая лета владыко). Потом исходит пред святые двери, и кадит образ Владыки Христа и Пресвятой Богородицы и народ; а по входе в алтарь, стоя пред св. престолом кадит тех, кто находится в алтаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДЕСПОТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Деспот (греч. δεσπτης - хозяин, владыка, господин, государь). Изначально обыкновенное греческое слово, оно вошло в обиход Православной Церкви и в разные языки в нескольких видах и смыслах. Церковное использование В церковно-славянском языке это слово было переведено как владыка и широко используется как титул и обращение к архиерею среди всех славянских народов, где у греков используется слово " деспот " . Его же, без перевода, в Русской Православной Церкви употребляют в традиционном архиерейском многолетии - " Ис полла эти деспота! " , что в переводе с греческого значит " Многая лета, владыка! " , " На многие лета, господин! " . Светский титул В Восточной Римской Империи - титул соправителя императора, наместников обширных частей империи. Со временем этот титул был преренят многими государствами в сфере Византийской цивилизации, особенно в средние века на Балканах . Так, в Сербии это звание было введено в 1346 году и присваивалось сербскими царями наместникам бывших византийских областей. Позднее этим титулом именовались и самостоятельные сербские правители; с 1402 года им пользовался сербский государь; а до 1537 года его носили сербские правители на территории южной Венгрии . Женская форма титула приводится в разных формах - деспотисса , а в славянском употреблении также деспотица , деспотина . Форма правления, нарицательное слово Слово " деспот " , без перевода, также употребляется как указание на форму правления ( деспотизм ) или как нарицательное слово, сходно со словом тиран , в смысле правителя с неограниченной властью. Нередко это слово также несет отрицательный оттенок, подразумевает правителя не принимающего советов, беспощадного, самодура. Использованные материалы Редакция текста от: 10.10.2008 17:13:26 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11475.html

Архиерей благословляет крестовидио с трисвещием и двоесвещием на все четыре стороны – к востоку, западу, к полудню и северу. Певцы поют: «Тон деспотии ке архиереа имон, кирие, филатте ис полла эти деспота». Архиерей, отдав дикирий и трикирий протодиакону и диакону, которые при сем целуют правую руку его, садится. Тогда держащий пастырский жезл и держащий лампаду поклоняются архиерею и отходят. Держащий жезл становится пред иконою Спасителя, а держащий лампаду –против него на левой стороне. Потом приносят архиерею кувшин с водой («лохань и рукоумывало»). Если бывает хиротония в иподиакона, то кувшин (лохань) подносит хиротонисуемый, облаченный в стихарь. И на плечи его полагается убрус (полотенце), чтобы вытереть архиерею руки. Архиерей, сидя, умывает руки. Обыкновенно, диакон читает псалом: «Умыю в неповинных руце мои». При окончании облачения архиерея иерей, совершивший проскомидию, и чтец выходят на средину храма и становятся между облачальным местом и солеей, иерей – на правой стороне, а чтец – на левой. Засим начинается чтение часов. Обыкновенно иерей, совершивший в алтаре проскомидию, выходит из алтаря южными дверями, а причетник северными, поклоняются архиерею и приемлют благословение к чтению. (Иерей в конце часов возглас, говорит таким образом: «Молитвами святого Владыки нашего, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас»), «Егда же глаголются часы, архиерей сидит; возстает же токмо на «Аллилуиа», и на «Трисвятое», и на «Честнейшую». «При совершении», при конце часов выходят из алтаря служащие архимандриты и иереи (В Чиновнике сказано: «Иереи же служащия в церкви при архиерее не стоят, но во алтари». Но обыкновенно и они выходят на средину церкви вместе с архимандритами, игуменами и протопресвитерами). «Архиерей, встав, поклоняется вместе с прочими, произнося: «Царю небесный», «Слава в вышних Богу» дважды, «Господи, устне мои отверзеши». Тоже действует и священник во алтари, «егда покрывает святая» (Чин.). Тогда протодиакон и диакон испрашивают благословения от архиерея подобно тому, как и при служении литургии священником, именно: протодиакон и диаконы приходят к архиерею и, преклонив главы, произносят: «Время сотворити Господеви, Владыко Преосвященнейший, благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Поставив их у местных икон, оба встают на правый клирос и поют: «Господи, помилуй» и проч.; по конце ектений священник возглашает: «Яко милостив...» и проч.; диакон: «Премудрость». Священник: «Пресвятая Богородице...» и творит дневной отпуст; после сего подает крест Его Преосвященству и, поцеловав его десницу, встает на свое место; диакон же, встав за амвоном напротив левой половины Царских врат, возглашает три многолетия: одно – царской фамилии, краткое, после которого причетники поют: «Многая лета» девять раз; второе – Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Господину нашему Преосвященнейшему (имярек), епископу Оренбургскому и Уральскому, со всею богохранимою его паствою; причетники: «Многая лета» трижды и третье – всему освященному причту и всем православным христианам, а в Оренбургском и Уральском войсках: всему освященному причту, христолюбивому воинству и всем православным христианам; причетники: «Многая лета» трижды; по осенении Его Преосвященством народа священник принимает крест на блюдо и целует десницу владыки и южными дверями входит в алтарь вместе со всем причтом, здесь принимает от Его Преосвященства благословение и подает записку о состоянии своей церкви и прихода, после сего представляет к благословению диакона и причетников. По выходе Его Преосвященства из алтаря и осенении руками народа причетники поют: «Ис полла эти деспота»; народ допускается к принятию благословения у владыки. Священник провожает владыку без облачения. По выходе Его Преосвященства из церкви начинается трезвон, который продолжается до исчезновения экипажа из вида. В церквах двуштатных оба священника встречают Владыку в ризах, младший сначала стоит на правой стороне, а у амвона – напротив старшего. Где нет диакона, навстречу выходят только священник с крестом и причетники с подсвечниками; ектению и многолетие возглашает священник, держа крест на блюде. («Оренбургские епархиальные ведомости»). О дозволении священнослужителям ношения черных скуфей при исполнении ими священнослужительских обязанностей на открытом воздухе По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал справку из дел Святейшего Синода относительно ношения священнослужителями черных скуфей при исполнении ими священно-служительских обязанностей на открытом воздухе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

От св. же Потира подает сам Архиерей архимандритам, игуменам, протопресвитерам и иереем, ничего при этом не говоря. Диаконом же от Потира подаёт архимандрит, которому повелит Архиерей ничего при этом не говоря. По причащении Архиерей приняв анафору, умывает руки и уста, становится около св. престола и говорит молитву благодарения: «Благодарим Тя Спаса...» Диакон (которому будет указанно потреблять Св. Дары) в этот момент из Чаши не пьёт, а по заамвонной молитве, и по потреблении оставшихся частиц Св. Таин. Протодиакон же взяв св. дискос, поднимает его над св. Потиром, и отирает губою с великим вниманием, влагая Св. Тайны внутрь св. Потира, и поцеловав св. дискос, полагает около св. Потира. Затем взяв и покровец, покрывает св. Потир. На св. же дискос полагает звездицу и покровцы, и воздух, ничего не говоря и поклоняется трижды. И открываются царские врата. И взяв Архиерей св. Потир, и поцеловав его, отдает его протодиакону. Протодиакон приняв его обоими руками, целует руку Архиерею и выходит через царские врата, вознеся св. Потир и говорит: « Со страхом Божиим...» Певчие же поют: «Благословлю Господа...» Затем Архиерей выходит из царских врат, благословляет народ трикирием и дикирием. Говорит велегласно: «Спаси Боже люди Твоя...» Певцы: «Ис полла эти деспота» медленно и со сладкопением. И обращается опять ко Св. Трапезе, осеняет сослужащих, и отдает трикирий и дикирий. Потом берёт Св. Потир из рук протодиакона и поставляет его на Св. Трапезе, приняв кадильницу кадит только Святая (трижды) и сразу же отдает кадильницу, никого же кадя. Затем Архиерей принимает св. дискос и возлагает его на главу протодиакона. Протодиакон же, принимая его обоими руками, отходит в предложение, ничего не говоря, и ставит его там. Архиерей же приняв Святой Потир и поцеловав отдает его первому архимандриту или игумену, произнося тихо: «Благословен Бог наш». Архимандрит же принимая его обоими руками и поцеловав его и руку Архиерею обращается к царским вратам, лицом к народу, и говорит велегласно: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Далее следуют великая ектения и антифоны. Епископ стоит, окруженный сонмом священнослужителей. Сам епископ напоминает Спасителя, а священники Апостолов. Ко времени пения: «Единородный Сыне» все священнослужители уходят боковыми дверями в алтарь, епископ остается один среди храма. Затем совершается «малый вход». Весь сонм священнослужителей снова выходит из алтаря на середину храма с Евангелием, свечами, дикирием, трикирием и рипидами (см. рис. 216, л. 53). После лобызания епископом Евангелия все священнослужители медленно удаляются Царскими вратами в алтарь с пением величественным напевом: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу»… Епископ, войдя в алтарь и облобызавши престол, производит каждение алтаря, иконостаса и народа. Во время каждения из алтаря слышится, словно ангельское, пение трех детских голосов «Ис полла эти деспота» (Мальчики, поющие в алтаре эти слова, называются обыкновенно «исполлатчиками»). Далее следует пение тропарей и кондаков, причем после обычного возгласа диакона: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» – протодиаконом делается молитвенное возглашение с пожеланием многолетия Св. Синоду, Государю, Епископу, Военачальникам, Градоначальникам и Христолюбивому воинству. После этих выкличек священнослужители поют кондак дня и епископ делает первый свой возглас «Яко Свят еси, Боже наш» и начинается пение «Св. Боже». Трисвятое поется 6 1/2 раз: попеременно поют сначала священнослужители в алтаре, затем певчие на клиросе и исполлатчики на середине храма. Перед пением «Святый Боже» исполлатчиками Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа – «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди «и», его же насади десница Твоя» (см. рис. 226, л. 57). Далее Литургия следует обычным порядком (чтение Апостола и Евангелия 99 , сугубая ект. молитва за Государя, др. ектении) до Великого входа. За Великим входом обычное поминовение гражданского и духовного начальства, делаемое священником и диаконом, повторяется Архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Державной волей Монарха Вы призваны стать митрополитом Санкт-Петербургским и Первосвятителем Церкви Русской. Приветствуя Вас со вступлением на поприще нового служения, Московская духовная академия осмеливается выразить уверенность, что нравственная связь, образовавшаяся между ней и Вами, не ослабнет с оставлением Вами Московской епархии, и что академия, и каждый из ее членов по-старому будут находить в Вас ходатая и помощника в их нуждах. Академия знает и чтит Вас, как строгого ревнителя Православной богословской науки и истины. Все время Вашего служения Вы обращали усиленное внимание на борьбу со всякого рода учениями, противными православию, возникали ли эти учения в области науки или непосредственно в жизни. Корпорация Московской духовной академии, прощаясь с Вами, как с ее непосредственным начальником, считает себя нравственно обязанной выразить Вам чувства преданности и благодарности за сделанное Вами для академии. В течение Вашего свыше 14-летнего управления многочисленные и многообразные ходатайства академии никогда не были Вами отклоняемы. Вы шли навстречу нуждам и прошениям корпорации, совета и правления. Отдельные лица, искавшие у Вас помощи и поддержки, всегда находили ее. Вы оказывали поддержку и помощь разнообразными способами и непосредственно Вашей щедрой рукой. Вы находили и находите средства для поддержания академического журнала и, благодаря этому, профессора имеют возможность публиковать результаты своих научных работ. Никогда академия не забудет Вашего глубоко доброго и трогательно простого отношения к ее членам. Вы не давали чувствовать великой разницы в положении митрополита и скромного преподавателя академии. Вы поражали своей простотой в богослужении, в обращении, в беседе и Вы подавали ей всем глубоко-назидательный нравственный урок. При многочисленных и трудных обязанностях Вашего служения Вы находили время посетить умирающего профессора, отслужить первую панихиду по скончавшемся другом профессоре. Навстречу горю и скорби Вы спешили с Вашей святительской молитвой. Да продлит Господь Ваши дни на благо Российской Церкви. Исъ полла эти, деспота!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

Возвращаясь собственно к чину интронизации Московских Патриархов, следует вновь повторить, что до Патриарха Никона включительно он имел тот же порядок, что и поставлении Московских митрополитов: после литургии Патриарха возводили на архиерейский амвон два митрополита (вместо прежних архиепископа и епископа) и трижды усаживали на поставленный там трон, с пением «Ис полла эти, деспота». Следовало переоблачение из литургических облачений во внебогослужебные одежды Патриарха, вручение жезла царем (при поставлении Патриарха Филарета жезл вручал ему не царь, приходившийся Филарету сыном, а находившийся в тот момент в Москве Иерусалимский Патриарх; см. подробный «Чин наречения и поставления на Патриаршеский Российский престол Преосвященнаго Филарета Никитича [Романова], Ростовскаго митрополита»: ДРВ. Ч. 6. С. 125-162) и пение многолетий, посещение царя в его палатах, шествие на осляти по Москве (Никольский. 1885. С. 7-8, 23-25). Интронизация Московских Патриархов Иоасафа II, Питирима, Иоакима и Адриана С упразднением неканонического обычая пере-рукоположения Патриарха при его поставлении в Русской Церкви была оставлена и традиция совершения обряда настолования — усаживания Патриарха на его трон («престол») — по окончании Божественной литургии. Можно предположить, что в ходе более общего процесса приведения русской практики того времени в соответствие греческой была пересмотрена и церемония Патриаршей интронизации, которая начала совершаться, как и у греков, после литургийного Трисвятого и стала представлять собой просто троекратное — место обычного единократного — восседание на горнем месте. Впрочем, в описаниях поставлений последних русских Патриархов XVII века этот момент литургии обойден молчанием; возможно, что обряд настолования был и вовсе отменен. От старой традиции остались лишь обряды переоблачения Патриарха из обычных архиерейских облачений в патриаршие и вручения Патриарху царем первосвятительского жезла — но и эти обряды стали совершаться не после литургии, а до нее, так что патриаршие мантию, клобук и панагию заменили литургийные одежды: саккос и проч. (см.: ДРВ. Ч. 6. С. 254-255; Никольский. 1885. С. 8-14). Пелись многолетия и совершалась литургия. После литургии Патриарх навещал царя, а затем объезжал город — но не на осляти, как раньше, а на санях или в карете (см. Никольский. 1885. С. 26-29). С упразднением Патриаршества совершение чина интронизации Предстоятеля Русской Церкви, естественно, и вовсе прекратилось.

http://patriarchia.ru/db/text/545862.htm...

Литургия 239 (при служении священником) I. Литургия оглашенных Малая ектения. Яко Твоя держава... Слава, и ныне: Единородный Сыне... Малая ектения. Яко ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати… Стихиры на Господи, воззвах... Малый вход Господу помолимся. Господи, помилуй. Молитва входа (тайно или тихо). Благословение входа 248 . Премудрость, прости Свете тихий... То же, но только в дни памяти великих святых и храмовых праздников Сугубая ектения: Рцем вси… Яко милостив... (Ектения о усопших. Боже духов...). Ектения об оглашенных 260 Да и тии с нами славят... Елицы оглашенный изыдите... II. Литургия верных ...Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Премудрость. Яко подобает... Паки и паки... Премудрость... Яко да под державою… Иже херувимы… Великий вход Вся святыя помянувши... Исполним вечернюю... И сподоби нас, Владыко 264 Отче наш... Яко Твое есть Царство... Мир всем. И духови твоему. Главы ваша... Тебе Господи. Благодатию и щедротами… Вонмем Святая святым Преждеосвященная святая святым После того как Св. Дары потреблены и все в алтаре прибрано, священник (у нас архиерей), одевшись в свою священническую одежду, выходит в двери святого алтаря и поклоняется святым иконам трижды, говоря: Боже, милостив буди мне, грешному. И поворотившись к народу, благословляет, громко говоря: Да сохранит Христос Бог вся вы Своею Божественною благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков. Весь народ, наклонив голову, отвечает: По молитвам святых отцов (при архиерейском служении должны тихим голосом петь «Ис полла эти деспота»), и мирно все расходятся по домам 268 1 Подлинник, как всегда, передает мысль ярче. «Разумно» – «мас е кил» – part. Hit. (причастие соверш. вида в породе хитпиэль. – Составитель) от глагола. В инфинитивной форме этот глагол значит «созерцать», «проникать умом», «вникать» во что-нибудь. Следовательно, псалмопевец приглашает петь не просто разумно, а напрягая всю свою мысль в уразумение поемого, самым внимательным и тщательным образом выискивая для своей души в содержании духовных песнопений назидание и поучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010