Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА» [греч. Ες πολλ τη, δσποτα - На многая лета, владыко], песнопение правосл. архиерейского богослужения , пожелание епископу мн. лет жизни (ср. Многолетие ). Восходит к жанру визант. аккламаций , к-рые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Наиболее ранние аккламации-многолетия с нотацией (посвященные визант. имп. Андронику III Палеологу ) сохранились в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144). «И. п. э. д.» поется на всех службах с участием епископа, в первую очередь в архиерейском чине Божественной литургии. В греч. рукописных нотированных Анфологиях кон. XVII-XIX в. «И. п. э. д.» фиксируется вместе с Трисвятым (CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 38-38v, 1680 г.; Lesb. Leim. 248. Fol. 229v, 1770-1790 гг.; Athen. Merlier. 6. Fol. 131v, 1790-1800 гг. (на 3-й глас); Ibid. 7. Fol. 197v - 198, 1805 г. (на 2-й и 3-й гласы)), отдельно (Athen. Paidousi. 2. Fol. 174, 1780-1800 гг. (2 напева на 2-й глас); Lesb. Leim. 341. Fol. 120, 1790-1793 гг. (3 напева на 2-й глас); Ibid. 375. Fol. 3v, 1819 г. (на 3-й глас); CPolit. Bibl. Patr. S. n. Fol. 523-524, 1816-1819 гг. (на разные гласы)), в качестве заключения песнопения «Τν δεσπτην...» (Athen. Merlier. 6. Fol. 122-122v (4 напева на 2-й глас)). Известны авторские распевы - лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 341. Fol. 125 (2 распева на 3-й глас)) и протопсалта Великой ц. Григория (Aegio. Taxiarh. 9. P. 480, 1820-1830 гг. (на 2-й глас)). Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεον Ανθολογας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского . Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεον Ανθολογας Απαντα τ μαθματα το σπερινο/Εκδ. π Γ. Προγκη. Νεπολις Κρτης, 1996. Σ. 5).

http://pravenc.ru/text/674111.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О потерянном рабстве и рыночной свободе 20.10.2016 4582 Время на чтение 15 минут Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) - это то, что мы разучились быть рабами. Христианство - это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология - это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина. Всё современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод. И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек - это бесправный раб Божий. Поэтому так неуютно себя чувствует современный «свободомыслящий» человек в православном храме, где всё проникнуто архаикой рабства. Как диссонирует для его уха обращение к священноначалию «Святый Владыко», «Ваше Высокопреосвященство», «Ваше Святейшество», «ис полла эти Деспота» (многолетие епископу), а тем более постоянное именование христианами себя в молитвах «рабами Божьими». Что стоит за понятием «рабство Божие», нам раскрывает Евангелие. Раб ничего не имеет своего. Он живет только милостью своего Господина, Который, «посчитавшись» с ним, находит его либо добрым рабом, исполняющим Его повеления и достойным еще большей милости от своего Владыки, либо лукавым и ленивым, достойным строгого взыскания. Рабство Божие лишает христиан даже привязанности к самым близким - мужу, жене, родителям, детям. Они не наши - они тоже рабы нашего Господа. И наш Хозяин требует быть привязанным только к Нему и быть готовым в любой момент без сожаления разлучиться не только с самыми дорогими людьми, но и с самой жизнью, которая принадлежит, не рабу, а всецело Богу. И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «раб Божий - значит ничей раб». Потому что в христианской Традиции раб Божий - значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского. Первоверховный апостол Петр так наставляет христиан «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

М.И. Вострышев Восстановление патриаршества Мечта о русском патриаршестве возникла в середине XVI века как осознание Русской Церковью перехода к ней от павшего Царырада Вселенской миссии православия. 26 января 1589 года среди древних патриарших кафедр появилась новая – Московская, что стало доказательством духовного авторитета Русской Церкви и силы Русского государства. Царь Федор Иоаннович, с благословения константинопольского патриарха Иеремии, на торжественной церемонии выбрал из трех кандидатов достойнейшего – митрополита Московского Иова и вручил ему символ патриаршей власти – посох святого митрополита Петра. В Успенском соборе Московского Кремля после Божественной литургии владыку Иова трижды посадили на патриаршее место с пением «Ис полла эти, деспота!» 13 . Царь поднес первому русскому патриарху золотую панагию с драгоценными камнями «да клобук вязан бел с камением, с яхонты и с жемчуги, наверху площ золот чеканен, а на нем крест; по клобуку ж дробницы золоты чеканены». Деяния первых патриархов совпали со Смутным временем, с попыткой поляков уничтожить русскую государственность. Святитель Иов, не признавший Лжедмитрия, стал первым в череде русских патриархов – мучеников. Сторонниками самозванца он был схвачен в церкви во время молитвы, жестоко избит и заключен в Старицкий монастырь, где через два года умер. В то поистине Смутное время патриарх Иов показал силу своей воли, непоколебимую твердость и великую любовь к Отечеству. Продолживший борьбу с иноземцами патриарх Ермоген был заточен в темницу, где и скончался от голода и жажды, но перед смертью успел послать с верными людьми проклятие изменникам, «а вам всем благословение и разрешение в этом веке и в будущем за то, что стоите за веру непоколебимо, а я должен за вас Бога молить». Не единожды Русская Церковь во главе со своими святителями, жертвуя телом, но не духом, возглавляла спасение Родины от порабощения. Но только земля успокаивалась от пролитой крови, как Церковь , чуждаясь политики, становилась мирным богомольцем, привносящим в народ духовные заповеди, нравственные законы, миропонимание, красоту, память о прошлом, об обычаях и устоях.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

ЦВ 3 (400) февраль 2009 /  12 февраля 2009 г. Интронизация митрополитов и Патриархов всея Руси. История и современная практика Древнерусские митрополиты, будучи архиереями Константинопольского Патриархата, вступали на свою Киевскую кафедру с совершением того же чина интронизации, что и другие епископы Вселенской Церкви. Чин получил имя настолования, или посажения на стол. «На стол» сажали не только митрополита, но и епископов других русских городов. Настолование епископов Чин интронизации епископа сохранился в рукописях XV века. Как и в византийской практике того времени, епископа интронизировали не в кафедральном храме его города, но в том храме, где совершалась хиротония. Епископа усаживали не на его собственный, а на предстоятельский трон (в данном случае — митрополичий), который переносился со своего обычного места к дверям жертвенника. Непосредственными совершителями обряда интронизации, происходившей сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и прочие священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от византийской практики — на каждое из троекратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и облачения его в «переманатку [параман] с источниками», «икону» (т. е. панагию) и мантию с источниками. Об объезде митрополичьего города верхом на коне, как в византийской традиции, древнерусские рукописи XV века не говорят, но в источниках XVI–XVII веков указано совершать после хиротонии аналогичный обряд шествия на осляти (или же объезда Москвы в карете). При этом до патриаршества Иоакима интронизация (настолование) новорукоположенных архиереев совершалась так же, как и в XV веке, лишь с некоторыми уточнениями. В 1677 г., при патриархе Иоакиме, обряд объезда Москвы новорукоположенными епископами был запрещен и сохранен лишь для новопоставленных Московских патриархов. Тогда же из чина архиерейской хиротонии была исключена и церемония усаживания архиереев на кафедру; тем не менее, в чине сохранились слова о возведении новорукоположенного протоиереем и протодиаконом на «уготованный Феатр» и вручении ему пастырского жезла с чтением особого поучения. Обычай торжественного вручения архипастырского жезла новорукоположенным епископам, с чтением торжественных слов, сохраняется в русской богослужебной практике до настоящего времени, но связь этого обряда с чином интронизации совершенно не ощущается.

http://e-vestnik.ru/church/intronizatsiy...

Особенности совершения богослужения (литургии) священником в присутствии архиерея Литургия. Фото сайта Казанской епархии Если архиерей, прибыв, остановился в данном приходе и будет присутствовать на богослужении, то настоятель прихода с вечера должен испросить благословения у архиерея на служение литургии и получить указание о времени благовеста и начала службы. (При этом архиерей дает указание, должна ли быть встреча ему в храме.) Если встречи не бывает, то архиерей проходит прямо в алтарь южными дверями. Если же бывает встреча (см. ниже, гл. 17), то при входе архиерея в храм, по обычаю, должны быть открыты царские врата. Когда архиерей, благословив с амвона предстоящих в храме (певчие поют: «Ис полла эти, деспота»), войдет чрез царские врата в алтарь и, приложившись к престолу, станет на свое место, царские врата закрываются и служащие священник, диакон и члены причта подходят к преосвященному для принятия от него благословения. Священник выходит на встречу архиерея в соответствующем облачении, т. е. в епитрахили и фелони пред всенощным бдением и в полном облачении пред литургией. Примечание. Если случится, что архиерей посетит храм во время совершения богослужения, то служба не прерывается; в подобных случаях, войдя в храм, архиерей направляется прямо в алтарь южной дверью, пономарь же должен постлать для него ковер в алтаре на правой стороне царских врат, а священник только кланяется в пояс архиерею. Если архиерей будет присутствовать при чтении часов, то чтец пред окончательными молитвами 3-го и 6-го часа должен произносить: «Именем Господним, владыко, благослови», а священник произносит: «Молитвами святых отец наших». При этом необходимо помнить, что при окончании возгласов священник, осенив себя крестным знамением и поклонившись Богу (к престолу), каждый раз кланяется архиерею. Пред каждым каждением (на литургии и на других службах) священник испрашивает благословения у архиерея: приподняв кадило, он подходит к архиерею со словами: «Благослови, преосвященнейший владыко, кадило». Но диакон, сослужащий священнику, испрашивает благословение пред каждением не от архиерея, а от священника, который, благословляя кадило, произносит соответствующую молитву. (По местной практике некоторых епархий, и диакон берет благословение на каждение у архиерея.) В положенные моменты диакон кадит сначала архиерею, а затем священнику. В начале каждения (после окаждения алтаря) архиерею полагается кадить трижды по трижды, а по совершении каждения — только трижды. После этого диакон или священник, сделав молитвенное поклонение к горнему месту, кланяется архиерею и отходит на свое место.

http://pravoslavie.ru/2337.html

При Вашем искусном водительстве активно развивается миссионерское и социальное служение, особое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, города и веси исторической Руси украшаются новыми храмами и монастырями, издается богословская и просветительская литература, расширяется церковное присутствие в медиапространстве, что позволяет каждому желающему узнать о Боге, воспринять красоту православной веры и откликнуться на призыв Христа: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Дух Святой, почивающий на Вас, поддерживает в Вашем сердце неослабное горение огня веры и любви, которое видят люди не только православные, но и ходящие во тьме, — и обретают путь, ведущий к Истине. Этот пламенеющий огнь, радостнотворный для всех верных чад Русской Церкви, страшен для вопрошателей лукавого века сего, получающих от Ваших Первосвятительских уст достойное обличение, соединенное с исповеданием отеческой веры, излагаемым, как заповедал Первоверховный апостол, «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Светом Христовым Вы просвещаете всех и благоухание познания о Боге распространяете во всяком месте (2 Кор. 2:14), стремясь во всем показывать образец добрых дел, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого (Тит. 2:7-8). Мы непрестанно возносим молитвы Вседержителю, испрашивая Вам у Бога щедрых и богатых милостей, всемерно желая, дабы Он ниспослал Вашему Святейшеству доброе здравие, бодрость духа и Свою неоскудевающую помощь в дальнейшем Патриаршем служении. Ис полла эти деспота. 1 февраля 2018 г. У дев " яту Кирила в Христа Спасителя звершено Божественну за темою Вийшов у номер «Журналу за 2024 Первосвятителя: звершення виклики [Стаття] Вийшов у другий номер «Журналу за 2024 Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле [Стаття] ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» [Документи] У Священного Синоду Церкви з ключовими словами Кирила – Священний Синод РПЦ   та звернення Президента О.Г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5139940...

Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Троицкий собор Свято-Данилова монастыря 26 мая 2010 г. 11:37 26 мая 2010 года, по завершении встречи с руководством, преподавателями и учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей с сопровождающей его делегацией посетили Троицкий собор московского ставропигиального Свято-Данилова монастыря . Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Святейшего Патриарха Варфоломея с букетом цветов встречал наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) . Святейший Патриарх прошел в алтарь Троицкого собора, под сводами которого прозвучали песнопения на церковнославянском и греческом языках. Наместник обители обратился к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви со словом приветствия: «Ваше Святейшество! Братия и отцы обители святого благоверного князя Даниила приветствуют Вас в эти дни Святой Троицы здесь, в Троицком соборе, когда благодать Духа Святого изливается на всех верных чад Церкви. Мы благодарим Вас за благословение, которое Вы принесли обители и народу Божию; благодарим за молитвы, которые Вы возносили и возносите на Русской земле за Русскую Церковь. Мы желаем Вам благоденственного и мирного жития, процветания слова Божия по всей вселенной. Благодарим за ту проповедь, которой Вы просвещаете Божий народ, и испрашиваем Ваших святых молитв и благословения. Ис полла эти, Деспота! » В ответном слове Святейший Патриарх Варфоломей сказал: «Спасибо Вам, отец наместник, за Ваши добрые слова и щедрые подарки. Я с большой радостью нахожусь сегодня здесь спустя много лет после последнего моего посещения этого исторического монастыря. Когда этот монастырь был возвращен Церкви в 1980-х годах, это возвращение ознаменовало собой те изменения, которые постепенно происходили в Российской земле.

http://patriarchia.ru/db/text/1166657.ht...

Отец Сергий летел в Москву из Абакана. 6 часов вместо положенных четырех. «Сказали, что сильный встречный ветер был», — рассказал о.Сергий по дороге на встречу. Встречи ждали — ждали читатели правмира, ждали читатели жж о.Сергия — с нетерпением. Что-то нового привез с собой батюшка из Минусинска в этот раз? Отец Сергий летел в Москву из Абакана. 6 часов вместо положенных четырех. «Сказали, что сильный встречный ветер был», — рассказал о.Сергий по дороге на встречу. Встречи ждали — ждали читатели правмира, ждали читатели жж о.Сергия — с нетерпением. Что-то нового привез с собой батюшка из Минусинска в этот раз? ЕПИСКОП БЕЗ ЕПИСКОПА НЕТ ЦЕРКВИ Ржавою осенью На улицах кафедрального города ты показывался в ландо: Ведь твой сан должен быть почитаем. Но за городом шел ты пешком В вороньих полях, прикладывал коричневые ладони К рваным ранам епархии сирой. Когда прибыл я к тебе на прием, то в приемной Пусто было, гулко; со стен глядели Одутловатые лики работы школы Ушакова; Пахло валерианой, мышами. Ты первый, владыка Поднялся мне навстречу, Серебряной ложкой накладывал, угощая, На хрустальные архиерейские блюда две мойвы, репу; И ты улыбался: улыбка твоя – велия милость, А нестяжательность – Кровавая драка в подворотнях мира: Кастеты свищут, панагия сияет. Ты оставил меня ночевать. Вслух тебе читал я Канон вечерний (Тебе девяносто два, глаза уже видят сквозь буквы, А под бархатной златошитой рясой не гнутся Твои колени, перебитые пулеметом в последней войне), — Я произносил слова нараспев, ты наполнял их Молитвой. Ис полла Эти деспота. О ты истинно владыка, ведь ты – раб неключимый! А равно и наш отец, ведь ты – истинно сын Своего Отца! И на Покров измученную землю снег укрывает, — ведь ты, владыка, Благословляешь двумя руками. СВЯЩЕННИЧЕСКОЕ АТЕИСТ ПРОСТАМОЛ Ольге Бакушинской в ночи российской современности атеист мучается не спит чувствует острое щемление в области прав входит в свое сердце включает жолтый свет включает и выключает и включает снова тужится, но не может выдавить ни капли смысла

http://pravmir.ru/o-sergij/

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Илии (Казанцеву), епископу Бирскому и Белорецкому 21 августа 2017 г. 16:13 21 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Троицком соборе Соловецкого монастыря и возглавил хиротонию архимандрита Илии (Казанцева) во епископа Бирского и Белорецкого. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Илию на служение. Преосвященный епископ Илия! Днесь благодать Святаго Духа нас собра (стихира на вечерни в Неделю ваий), и мы вкупе с небесными силами совершили Божественную литургию, во время которой Церковь наша пополнилась новым епископом. Ныне в Таинстве хиротонии ты рожден для архипастырских трудов на ниве Христовой. Теперь ты часто будешь слышать слова, обращенные к тебе: Благословен грядый во имя Господне. Ис полла эти, Деспота. На многая лета, Владыка . Куда и с чем ты должен идти, чтобы должным образом исполнить возложенное на тебя послушание? Гряди к клиру и пастве вручаемой тебе новоучрежденной Бирской епархии, входящей в состав Башкортостанской митрополии. Гряди с именем Божиим на устах и с горячей любовью в сердце. Гряди со светильником веры и елеем радости (Ис. 61:3). Гряди с миром и пламенным словом евангельской истины. Гряди с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6:7). Знай, тебя ждет нелегкий путь. Но есть цель, ради достижения которой стоит неленостно трудиться и много молиться. Эта цель — спасение вверенных твоему попечению людей. Гряди к этой высокой цели и веди за собой пасомых. Тебе ли не знать, что от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12)? Направляй свои усилия на всестороннее развитие церковной жизни. Твой архипастырский долг состоит не только в том, чтобы регулярно священнодействовать, учительствовать и управлять. На тебе также лежит ответственность за надлежащее служение клириков, за их подготовку, за обучение кадров, за системную работу по всем направлениям церковной деятельности, за привлечение активных мирян к совместным духовным трудам, а это и работа с молодежью, и катехизация, и образование, и просвещение, и волонтерство, и социальное служение, и благотворительность, и попечение о военнослужащих, и многое другое.

http://patriarchia.ru/db/text/4989015.ht...

Речь новоизбранного митрополита всея Америки и Канады Ионы на банкете 12 ноября 2008 18 ноября, 2008. Редакция " Правмира " Нас ждет много работы. Нам нужно решиться жить так, чтобы наша православная вера определяла всю жизнь, все слова и дела, и это должно стать первой и главной задачей. Все будет зависеть от нашей веры. И я думаю, если у нас это получится, жизнь преобразится. Преобразится и личная жизнь, и жизнь нашего церковного сообщества. Источник: Сайт Свято-Филаретовского института/Официальный сайт ПЦА Священник: Это особый день в моей жизни и в моем священническом служении. Братья и сестры во Христе, мне выпала огромная честь и радость приветствовать и представить вам нашего нового предстоятеля, Его Блаженство митрополита Иону ! Ис полла эти деспота! Митр. Иона: Слава Иисусу Христу! Аудитория: Слава во веки веков! Митр. Иона : Слава Иисусу Христу! Аудитория: Слава во веки веков! Митр. Иона: Я не слышу вас! Слава Иисусу Христу! Аудитория (громко): Слава во веки веков! Митр. Иона: Теперь лучше. Я должен сказать, что я глубоко тронут. За последние 24 часа вся моя жизнь опрокинулась с ног на голову и вывернулась наизнанку. Я-то думал, что у меня весь следующий месяц спланирован до минуты. А теперь оказывается, что мне придется его провести в совершенно других концах и на других берегах страны. И я так благодарен Богу за эту возможность послужить вам. Быть главой значит быть слугой. Как любит говорить владыка Вениамин(1), епископ – не хозяин дома, он главный слуга. А я главный слуга главных слуг. Но вся ответственность лежит на мне. Нас ждет много работы. Нам нужно решиться жить так, чтобы наша православная вера определяла всю жизнь, все слова и дела, и это должно стать первой и главной задачей.  Все будет зависеть от нашей веры. И я думаю, если у нас это получится, жизнь преобразится. Преобразится и личная жизнь, и жизнь нашего церковного сообщества. Мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми мыслями, моим видением будущего на нескольких конкретных примерах. Куда нам идти? Я думаю, что первое и главное, что нам нужно сделать, это попробовать по-новому взглянуть на самих себя. Нам надо обратить внимание на дисциплину нашей духовной жизни. На молитву и пост. Нам стоит задуматься, часто ли мы по-настоящему входим в живой опыт Причастия. Нам нужно чаще исповедоваться. Нам нужно всерьез рассмотреть всю нашу духовную практику – то, что создаёт контекст, определяет устройство жизни, поддерживает её и даёт силы жить по-христиански.

http://pravmir.ru/rech-novoizbrannogo-mi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010