Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В сер. XVII в. появилась новая редакция службы на день преставления К.- бденная, самый ранний ее список: РНБ. Кир.-Бел. 771/1028, кон. 40-х гг. XVII в. Для малой вечерни были написаны 3 самогласных стихиры на «Господи воззвах» со славником и 3 стихиры на стиховне со славником. Текст на великой вечерне также подвергся значительному редактированию: была написана 3-я стихира на «Господи воззвах» 2-го гласа «Отче богоблаженне Кирилле, ты измлада вся возненавидел еси…», она заменила стихиру 1-го гласа «Преподобне отче Кирилле, любве ради учителя твоего…». Кроме того, добавлена, как и подобает бденной службе, стихира по 50-м псалме «Отче наш преблаженне Кирилле, в Красном острове вселился еси...». Обоим канонам предпосланы тексты якобы имеющихся в них краегранесий, хотя в действительности акростихи не читаются (перед 1-м каноном - «Песнь воспою и похвалу принесу преподобному Кирилу чюдотворцу», перед 2-м - «Песнь принесу милосердому Кирилу»). В 7-й песне 2-го канона не хватало тропаря, он был добавлен. Источники добавлений не удалось обнаружить. Редакторская правка осуществлена по всему тексту, что сделало службу более точной и понятной. Новая служба сразу же стала копироваться: 2 стихираря 40-х гг. XVII в. содержат распетые элементы бденной службы К. (РНБ. Солов. 690/767; РНБ. O.I.236). В XVII в. чаще переписывали полиелейную редакцию службы (сохр. 13 списков, из них 12 относятся к XVII в.). Бденная редакция получила широкое распространение в XVIII в. При этом копировался новый вариант бденной редакции, впервые представленный в Лицевом сборнике (РГБ. Муз. 4660),- служба в полиелейной редакции с добавлением песнопений на малой вечерне, но без учета редакторской правки по тексту. Вероятнее всего, до XVIII в. бденную службу использовали для местного почитания святого. Служба на день обретения мощей К., созданная в нач. XVIII в., распространялась в списках (сохр. 7 рукописей), опубликована в нач.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Весь народ собрался на молитву во Влахернский храм, посвященный Богоматери. Однажды, за всенощным бдением, находившийся в числе молящихся юродивый Андрей, подняв глаза, вдруг увидел на воздухе Царицу небесную, окруженную сонмом ангелов, пророков и апостолов. Она молилась за спасение мира и осеняла или покрывала своим омофором молящихся. Тоже видел и ученик Андрея Епифаний. Ободренные таким чудным явлением Богоматери, греки разбили сарацин. Память об этом событии и увековечена праздником Покрова пр. Богородицы. Подробно об этом в четь-минее под 1 октября. 3) Рождество Иоанна Предтечи (24 июня). и 4) Усекновение главы его (29 августа). 5) Праздник в честь ап. Петра и Павла (29 июня), Особенность богослужений во все эти праздники состоит в том, что им неизменно положено всенощное бдение и полиелей. Здесь необходимо объяснить слово полиелей, потому что это слово часто повторяется в церковных богослужениях. Полиелей, слово греческое, и объясняется двояким образом. Его производят или от поли-елеа, что, собственно, значит многомаслие. Этим могло означаться то, что на утреннем служении во дни праздничные, сейчас же по окончании кафизм, положено освещать всю церковь , для чего, понятно, требовалось много масла, которое в древние времена заменяло свечи, как и теперь заменяет их на афонской горе. Или производят от поли-елеос, что собственно значит многая милость. Такое название могло произойти оттого, что в праздничные дни после кафизм положено петь псалмы избранные (Хвалите имя Господне и т. д.; псалмы 134 и 135), из которых во втором (Исповедайтеся Господеви и т. д.) в каждом стихи повторяется яко в век милость его. В уставе церковном слову полиелей придано именно то значение, что на утреннем служении, когда положен полиелей, должны петься эти избранные псалмы. Церковный устав отличает службу бденную (когда положено всенощное бдение) от службы собственно полиелейной, так что может быть бдение без полиелея и полиелей без бдения, что увидим дальше. Лишь в торжественнейшие праздники соединяется то и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 23 мая 2024 года 10. Четверг 3-й седмицы по Пасхе. Апостола Симона Зилота. Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского. Прп. Симона Радонежского. Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (службу зри 4 ноября) . Перенесение мощей мч. Василия Мангазейского. Служба апостола Симона Зилота полиелейная, совершается вместе со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и апостола, глас 4-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Ревности тезоименит…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Приидоша на гроб…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На стиховне стихиры апостола, глас 1-й (со своими припевами) . «Слава» – апостола, глас 6-й: «Тварь, яко орел…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Возлияша мира…» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 2-й: «Уловив языки…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Мира, Спасе…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й: «Лучу, яко солнце правды…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира, Спасе…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Мрежею словес…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира, Спасе…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола…». Стихира апостола, глас 6-й: «Иже Божественнаго Духа…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Мне Господь привел узнать владыку сразу же, как он приехал к нам в Нижний Новгород после хиротонии. Он был высокого роста, худощавый, блондин, волосы носил очень длинные, никогда их не подстригал, борода рыжеватая, глаза ясные, голубые: Голос у него был сильный, с очень хорошей дикцией, так что когда он служил впоследствии в храме Христа Спасителя и говорил проповедь, во всем храме слышалось каждое его слово. Такой же голос, только еще сильнее, был еще только у архиепископа Илариона. Жил владыка в Нижнем Новгороде, как и его предшественники, в Печерском монастыре на берегу Волги. В древности Печерский монастырь был расположен верстах в двух от города, но произошел обвал, монастырь обрушился в Волгу, остался лишь один храм, и иноки поселились ближе к городу, в так называемых Ближних Печерах. В 1919 году Ближние Печеры насчитывали не менее трехсот лет со своего основания. Монастырь находился в упадке. Братия была малочисленна. Владыка привез с собой нескольких монахов. Сразу завел полную уставную службу. Служил во все большие и малые праздники, при этом во время всенощной всегда стоял сам в храме на настоятельском месте против чтимой иконы Печерской Божией Матери, часто сам читал шестопсалмие (особенно когда говел). Никакие певчие не могли выдержать такой продолжительной службы, и владыка привлек к службе народ. За правым клиросом стоял аналой, здесь находился управляющий службой его келейник брат Алексий, и все усердствовавшие пели и читали. В малые праздники всенощная продолжалась пять часов; по воскресеньям – шесть часов, а в двунадесятые – семь часов, то есть с пяти вечера до двенадцати ночи (владыка часто не успевал выпить чашку чаю после всенощной). Владыка служил неспешно, ясно и громко произнося каждое слово. Кадил по церкви неторопливо, так что успевали пропеть весь псалом (полиелейный). «Хвалите имя Господне» пел весь народ на два хора по афонскому распеву, полностью оба псалма. Во время первого часа и после Литургии владыка благословлял всегда весь народ. В будние дни, когда имел время, владыка служил раннюю Литургию сам в домовой церкви. Каждый праздник он говорил проповедь после Литургии; кроме того, завел в монастыре преподавание Закона Божия для детей. Учил он их сам. Дети так привязались к нему, что, бывало, так и стоят толпой у его крыльца, ждут, не пойдет ли он куда, и провожают его всей гурьбой. Владыка всегда им тут что-нибудь рассказывал, чаще из своей жизни, из детских воспоминаний. Иногда он совершал всенощную и на всю ночь. Помню, под Рождество всенощная началась в десять, вечера, а после нее сразу ранняя обедня, за которой, многие причащались Святых Таин. Несмотря на продолжительность службы и самое простое пение, церковь всегда была полна народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Богослужение в обители отправляется со всей точностью по церковному уставу. Утреня в будни начинается в три часа, в полиелейные дни – в два с половиной; на всенощное бдение ударяют в колокол в час 110 . Утренняя служба продолжается почти до шести часов; потом во храме Преподобных начинается ранняя литургия, которая оканчивается около восьми часов; в половине девятого ударяют к проскомидии в соборе; в девять часов звонят к поздней обедне; в будни она продолжается с небольшим полтора часа; в праздники более двух. В воскресные дни после литургии бывает всегда соборный молебен Пресвятой Богородице и преподобным отцам Сергию и Герману Валаамским чудотворцам, и тогда служение литургии и молебна продолжается около трех часов. Вечерня идет около двух часов. В будни и на праздники богородичные и святых на повечерии читается акафист Пресвятой Богородице, а на праздники господские и на воскресные дни – акафист Сладчайшему Господу Иисусу. Круглый год читается также на повечерии канон с припевами Христу Спасителю, Его Пренепорочной Матери и Ангелу–хранителю. Вечернее правило, состоящее из многих поклонов, помянника и молитв на сон грядущим оканчивает суточную церковную службу. Напев в монастыре знаменный, или так называемый «столповой» – старинный русский. Тоны сего напева величественны, протяжны, заунывны; они изображают стоны души кающейся, воздыхающей в стране своего временного изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого. Эти тоны на Валааме находятся в гармонии с дикой строгой природой, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами. Эти тоны то тянутся плачевно, тоскливо, как ветер пустынный, то постепенно исчезают как эхо среди скал и ущелий, то загремят внезапно. Знаток, может быть, найдет в пении Валаамском какой-либо недостаток в исполнении, но он же признает глубокое набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу. Особенно торжественно бывает служение в двунадесятые праздники, в праздники храмовые и высокоторжественные дни. Тогда служит настоятель со освященным собором, который составляют до 10 и 12 иеромонахов и до 4 и 5 иеродиаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14. Суббота. Ап. от 70-ти Акилы. Мчч. Кирика и Иулитты (с 15 июля) . Прп. Никодима Святогорца (службу зри 1 июля) . Прп. Стефана Махрищского. Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (с 15 июля) . На этот день с 15 июля переносится служба мчч. Кирика и Иулитты. Служба ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Никодима Святогорца (Б) . А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 1-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Приидите и узрите...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила...», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила...», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы...», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Трилетен Троицу проповедаше...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-27/

16. Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (службу зри 10 января) . Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Прп. Тихона Калужского. Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Прп. Моисея Оптинского . Совершается славословная служба отдания праздника Пятидесятницы (по Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой отдания праздника Пятидесятницы (по 1-й Марковой главе Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы... в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятьдесятницы») (Б) . Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «поем единаго напреди, а другаго в настоящий пяток, на повечерии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1-е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1-я и 2-я Маркова глава). А. На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й – 6 (см. в самый день праздника). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Приидите, людие...». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Языцы иногда...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...» (ирмосы 2-го канона праздника). По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-29/

26. Вторник. Прп. Давида Солунского. Тихвинской иконы Божией Матери. Обретение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского (службу зри 16 июня) . Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Тихвинской иконы Божией Матери в соединении со службой прп. Давида Солунского (без праздничного знака). На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 2-й и глас 5-й 5, и преподобного, глас 8-й 3. «Слава» преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» Богородицы, глас тот же: «Днесь радуется верных множество...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» Богородицы, глас тот же: «Приидите, вси вернии...». По Трисвятом тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й. На утрене на «Бог Господь» тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава» тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» тропарь Богородицы, глас 4-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 6-й. «Слава, и ныне» тот же седален. Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Днесь радуется верных множество...» (см. на «Господи, воззвах»). Каноны: Богородицы 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), 2-й на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни кондак и икос преподобного, глас 1-й; седален Богородицы, глас 4-й. «Слава» седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» седален Богородицы, глас 4-й. По 6-й песни кондак и икос Богородицы, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава» светилен преподобного, «И ныне» светилен Богородицы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-09/

Что мы видим ныне на праздники? Во входе принимают участие все священнослужители, которые наличествуют на данный момент в храме, хотя никакой литургической необходимости в этом нет. В 17 веке наши предки шли дальше: в обязательном порядке на праздники для участия в торжественных входах должно было являться духовенство окрестных церквей (скажем, в кафедральный собор или еще в какой-то значительный храм). Более того, на великом входе на Божественной литургии (особенно на патриарших службах) священники и диаконы выносили все святыни, которые только имелись в алтаре, все священные сосуды, а иногда даже соборные сокровища. Подобные торжественные входы совершались даже и на утрени, причем даже там, где сейчас никакого входа нет (после великого славословия), с изнесением Креста и Евангелия и с чтением Евангелия. Правда, с возникновением полиелея, который стал постепенно заменять на воскресной утрени более древнее пение «Непорочных», т. е. 17-й кафизмы, распространилась практика полиелейных входов с многочисленными участниками, и тогда входы после славословия прекратились. (Между прочим, согласно ныне действующей редакции Типикона, как, впрочем, и «Ока церковного», полиелей положен на утрени далеко не каждое воскресение, хотя в жизни мы наблюдаем иное). Интересно отметить, что некоторые следы входа по славословии можно наблюдать и ныне. Связано это вот с чем. К сожалению, нынешний Типикон стал в некотором смысле узок для разросшегося богослужения. Богослужение выросло, и старая одежка стала тесновата. В частности, в ближайшее воскресенье – память св. ап. еванг. Иоанна Богослова. Согласно уставу, полагается всенощное бдение, даже если бы не было воскресного дня. В этот же день отмечается память другого святого – небесного покровителя того учебного заведения, где нас Господь сподобил в сей вечер собраться, – свт. Тихона Московского. Два полиелейных, или два бденных святых. Нынешний Типикон не дает ответа на вопрос, как совершать им службу, потому что во времена, когда редактировался Типикон, такая проблема не возникала. Полиелейные службы были достаточно редки, и сочетание двух полиелеев в один день было просто невозможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если в воскресенье святой со славословием (знак такой же, как и y шестеричного, но красный), то служба отправляется фактически так же, как и при черном знаке, с двумя небольшими отличиями на великой вечерне: стиховные стихиры славословного святого поются на литии. Дело в том, что святой с черным знаком не имеет собственных стиховных стихир, а святой с красным знаком их обязательно имеет. Но стиховенное место занято – там обязательно поется воскресная стихира. Чтобы стиховенные стихиры славословного святого не пропали, их переносят на литию. Второе отличие – Часы. При черном знаке Часы отправляются точно так же, как и при малом святом, а при славословном святом Часы отправляются несколько иначе: там происходит чередование кондаков: тропарь воскресный «Слава» тропарь святого по «Отче наш» кондаки святого и воскресные чередуются (при малом и даже шестеричном святом на всех Часах шел воскресный кондак): на 1 Часе – святого, на 3 – воскресный (потому что по 6 песни канона был воскресный кондак – значит, на 1 Часе – другой), на 6 – кондак святого, на 9 – воскресный кондак. В остальном все богослужение отправляется так же, как в предыдущем случае. Конечно, нужно еще сказать, что эта ремарка должна быть на «Хвалитех», если святой имеет стихиры (святой со славословием обязательно имеет стихиры). Воскресная служба с бденным святым Здесь нам придется несколько нарушить иерархию знаков и рассмотреть сначала службу с бденным, а не с полиелейным святым. Малая вечерня. на «Господи, воззвах» стихиры воскресные (4) «Слава» – святому «И ныне» – малый догматик по гласу Октоиха на стиховне – воскресная стихира (1) и стихиры святого, писанные в Минее в качестве стиховенных стихир великой вечерни. На великой вечерне на стиховне будут воскресные стихиры, чтобы эти не пропали, их переносят на малую вечерню. «Слава» – святому «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» 1-го приложения (пропуск в записи) тропарь воскресный «Слава» – святому «И ныне» – Богородичен 3-го приложения по гласу тропаря святого, а не по гласу Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010