«Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея») наименее изучен; видимо, является, поздней компиляцией. Лит.: Budge E. A. W. The Contendings of the Apostles. L., 1901; Schermann T. Prophetarum vitae fabulosae indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicate. Lpz., 1907. S. 110; Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 127; Brownrigg R. The Twelve Apostles. N. Y., 1974; Leidig E. Natanael, ein Sohn des Tholomäus//Theologische Zeitschrift. 1980. Bd. 36. S. 374-375; Esbroeck M. , van. The Rise of St. Bartholomew " s Cult on Armenia//Medieval Armenian Culture. Chico (Calif.). 1984. P. 161-178; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 51-70; NTApo. Tüb., 1991-19926. Bd. 1. S. 424-440; Bd. 2. S. 404-408. Э. П. С., Э. П. А. Гимнография Служба 11 июня. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. память В. дана вместе с памятью ап. Варнавы, выписана служба на литургии (общая апостолам, Евангельское чтение - Лк 9. 1-10. 1. 16-21, причастен Пс 32.1). Согласно рукописи Hieros S. Crucis gr. 40, X в., на Пс 50 поется тропарь 3-го гласа «Απστολοι νδοξοι, πρεσβεσατε τ λεμονι Θε να πταισμτων [φεσιν παρσχ τας ψυχας μν]» (                      ) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 80; Mateos. Typicon. T. 1. P. 310, 312). По всем редакциям Студийского устава в день памяти В. и Варнавы совершается праздничная служба с «Бог Господь». В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 169 об.- 170) память апостолов отмечается отдыхом от трудов. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 459-460) и Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 157-158) отменяется вечерняя кафизма, кроме того, по Мессинскому Типикону кафизмы на утрене заменяются на особые праздничные антифоны. В богослужении по Иерусалимскому уставу происходило постепенное увеличение степени праздничности последования апостолам. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указано совершать шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); в Типиконе 1633 г. нет знака, служба описана кратко. По Чиновнику московского Успенского собора 1633 г. также не совершалась праздничная служба: «Вечер и утро благовест в лебед, звон в два колокола, поют по уставу» ( Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 56). В Типиконе 1695 г. служба с великим славословием, стихиры на стиховне и седальны апостолов. В совр. греч. Минее последование практически то же (только седальны после кафизм на утрени Октоиха). Согласно указу Свящ. Синода от 20 сент 1722 г., каждому апостолу от 12 должна совершаться полиелейная служба ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993р. [Т. 1.] С. 242), что было закреплено в последующих изданиях Типикона, включая использующееся ныне в РПЦ.

http://pravenc.ru/text/154389.html

Зазвонные колокольца Используемые в настоящее время на колокольнях православных храмов колокола делятся на несколько видов: 1. Праздничный (большой). 2 . Воскресный. 3. Полиелейный. 4 . Простодневный (будничный). 5 . Малый. 6 . Зазвонные колокольца разной величины. В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений, перед которыми этот звон совершается, различают несколько его видов: 1 . Благовест – это звон, при котором ритмично ударяют в один (обычно самый большой) колокол. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и к часам перед Литургией. 2 . Перезвон – поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. 3 . Трезвон – звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними. Трезвон бывает к Литургии. Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые «красный звон» и «звон в двои». «Красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение особого торжества. «Звон в двои» совершается перед малой вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после утрени и в других случаях. 4 . Перебор – погребальный звон. Производится по одному удару в каждый колокол от малого к большому, а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни. К торжественным богослужениям за благовестом сразу следует трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон, а за ним следует трезвон. На утрени бывает звон во многие колокола во время пения полиелея. Особые звоны выделяют важность совершаемой в данный момент части богослужения. После окончания праздничной и воскресной Литургии положен трезвон. Особыми трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. Звоны меняются в зависимости от того, какую службу в данный момент совершают в храме: одни звоны Великим постом, иные в прочие дни года, одни в праздники, другие в будни. Кроме того, существуют особые звоны к заупокойным службам. Часовни

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

М.С. Красовицкая Лекция 8. Воскресное богослужение Изучение воскресного богослужения составляет центр и смысл годичного курса литургики. Почему? С одной стороны, это связано с местом воскресной службы в богослужении вообще, а с другой – с местом воскресной службы в жизни каждого из нас. Если мы спросим себя, на какой службе мы бываем чаще всего (конечно, если мы не регенты и не певчие), то мы должны будем ответить, что на воскресной. И если человек понимает то, что слышит на воскресном богослужении, то это уже кое-что, а хорошо знать воскресную службу – это очень много. Воскресное богослужение, по мысли Устава, занимает исключительно важное место в церковной жизни. Что такое «мысль Устава»? Эта идея нигде в Типиконе прямо не выражена. Мысль Устава отливается в определенную форму, в определенную структуру, в определенные правила. Правила эти существуют не сами для себя, не как правила дорожного движения: надо договориться, правостороннее или левостороннее, чтобы не сталкиваться. Можно в одной стране ввести правостороннее, в другой левостороннее, это неважно. А вот богослужебные правила не являются самоцелью, они являются хранилищем смысла. Всякая глава Типикона представляет собой не просто какой-то запутанный текст или давно не выполняемое последование молитв и песнопений, она является нашим научением в вере и церковной жизни. Типикон создает определенную иерархию богослужений, и эта иерархия присутствует во всем. Есть иерархия внутри одной службы, есть иерархия внутри церковного дня, внутри седмицы, внутри церковного года. Эта иерархия выражается не в примитивном делении на первое, второе и третье место, а в многообразии оттенков церковного богослужения и в наиболее гармоничном, наиболее красочном их сочетании. Усваивая строение Устава во всей его полноте, человек начинает жить в одном ритме с ним, в одном ритме с Церковью, и постепенно вся церковная жизнь и все церковное учение входит в него самого, в его сердце. Постепенно он начинает чувствовать всю гамму красок православного богослужения, и тогда уже прекрасно понимает место Пасхи в церковном году, и как нужно праздновать Благовещенье, и каково место полиелейных святых, а какое отведено бденным, как соединить воскресенье с разными праздниками святых, а как с Богородичными праздниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь приводятся сначала прокимены, рядовые апостольские чтения, аллилуарии и причастны периода Цветной Триоди, а на подвижные Господские двунадесятые праздники приводится также текст антифонов. Затем даются чтения рядовые для всех воскресных и седмичных дней в году, за исключением среды и пятка сырной седмицы. Прокимены, аллилуарии и причастны для рядовых чтений находятся в отдельных приложениях. 2. «Последование Святыя Четыредесятницы, субботам и неделям святаго Великаго поста». Здесь указаны прокимены, рядовые апостольские чтения, аллилуарии и причастны для субботних и воскресных дней Великого поста, а для Недели ваий приводится еще и текст праздничных антифонов. 3. «Соборник двунадесяти месяцей» – чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются прокимены, апостольские чтения, аллилуарии и причастны праздников и святых на каждый день года. На Господские двунадесятые праздники приводится также текст антифонов. Так как начало церковного года приходится на сентябрь, то и месяцеслов начинается 1 сентября, а заканчивается 31 августа. Следует отметить, что в дни памяти некоторых малых святых в месяцеслове не указано ничего (10 сентября, 15 октября и др.). В этих случаях поются только дневные прокимен, аллилуарий и причастен и читается только рядовое чтение. 4. «Прокимени и аллилуиаре воскреснии, литургийнии, осми гласов». Здесь даются прокимены и аллилуарии воскресные 8 гласов, которые поются в течение года на воскресных литургиях в соответствии с гласом Октоиха. 5. «Прокимени, аллилуиаре и причастни дневнии». Прокимены, аллилуарии и причастны на каждый день седмицы, с понедельника по субботу, которые поются в дни памяти святых полиелейных, со славословием, шестеричных и малых, кроме периодов попразднства двунадесятых праздников и Цветной Триоди. 6. «Прокимени, Апостоли, аллилуиаре, и причастни общи святым, имже егда творим службу» – прокимены, апостольские чтения, аллилуарии и причастны общие для каждого лика святых. Это приложение используется в тех же случаях, когда употребляется и книга Общая Минея: при совершении бденной или полиелейной службы святому, не имеющему знака в Уставе (например, в случае храмового праздника), или при совершении служб новопрославленным святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Какой евангельский столп вам следует использовать для поиска нужного Евангелия? Упражнение Используя приложение Октоиха, найдите воскресный эксапостиларий и воскресную утреннюю стихиру для всенощного бдения, на котором читается 2е воскресное утреннее Евангелие. Сравните содержание найденного эксапостилария и утренней стихиры с содержанием 2го воскресного утреннего Евангелия. Упражнение Используя приложения Октоиха, найдите седмичный эксапостиларий, читаемый на утрене четверга. Прочтя найденный эксапостиларий, скажите, чем определяется содержание седмичных эксапостилариев. Упражнение Найдите седальны по стихословиях и ипакои, которые должны петься на воскресной утрене 1го гласа. 8. Тема «Ирмологий. Минея» Упражнение Найдите богородичен к стихирам на «Господи, воззвах», если в Минее есть «Слава» 1го гласа, вечерня совершается накануне среды, а святой данного дня не имеет знака в уставе. При выполнении упражнения обратите внимание на то, что обычно используемое в подобном случае второе приложение Минеи не имеет богородичного для вечерни, совершаемой накануне среды и пятницы. Где следует искать нужный богородичен и как он называется? Упражнение Воспользовавшись Типиконом, найдите в Минее службу святому без знака и на основании стихир на «Господи, воззвах» докажите, что святой, которому посвящена эта служба, действительно не имеет уставного знака. Данное задание предполагает знание особенностей использования крестобогородичного. Упражнение Используя приложения Минеи, найдите Богородичен, который должен петься с вечерними стихирами на стиховне, имеющими «Славу» 2го гласа, если эта вечерня совершается накануне пятницы в память славословного святого. В каком приложении Минеи следует искать необходимый богородичен? Упражнение Воспользовавшись Типиконом, найдите в Минее вечерние службы шестеричного и полиелейного святого. Сравните их содержание. Каких изменяемых молитвословий нет в последовании вечерни шестеричного святого? Упражнение Воспользовавшись Типиконом, найдите в Минее вечерние службы славословного и шестеричного святого.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Старых мужей, а хотя и юных, призывать учением в монашество. Обещания благая проповедать и во всей своей области пасти душы человеческия. Аще возможно, дабы и не един человек отдался под область дияволю. И тако бережно пасти врученное от Бога ему словесное стадо. И запрещать, дабы отнюдь в церквах в два голоса не читали бы. И нотные тропари и стихеры велено по уставу роспевать с надписанным. Гласа отнюдь бы говорком не читали и службу церковную в крайней мудрости и вежестве производили неленосно. И приходских бы своих людей твердо в вере и заповеди содержали и послабы отнюдь же бы не давали. И непокорников в гражданские суды к наказанию бы отдавали и не таили бы их, а хотящих исправитися на путь жизни любезно принимали со обещанием им о Христе за покояние, оставление грехов и Царство небесное получить. Такого же бысть иерею свой дом добре правящу и образ себя в добродетелех пред всеми представлять, яко слуга Божий, и святые его таины. Во всей России в церквах причетником, певцем, четцем, вратарем, священноносцем по правилу быть во облачении во время полиелейного празника и в воскресные дни в службе ради церковной красоты. По свещенным (Л. ныне власти распосылают указы по монастырем, дабы в монахи не токмо простых людей, но и освященного чина постригать не велят. И сие весьма богопротивно и погрешительно. Святии отцы весь труд свой и до пролития крови полагали, дабы всякого человека к Богу привести, не токмо простых, но и самых царствующих, якоже Александру Невского благоверного князя. В монашество приведен, дабы все наследники были Царствию небесному. И ныне премного желают люди монашеского чина да не пострыгаютца того ради, видя в монастырех десятерицую, слабеи мирскаго жития живут. Да к тому же указом воспрещено. И монастыри монахами весьма оскудели. Иностранцы других вер и законов, аще слышут наших российских чюдотворцев нетленые мощи и желают принять веру кафалическую, да того ради опасаютца, видя в нашем российском государстве непостоянное житие и умножение неправд, и разорение, и лукавство татем, розбоев, грабительств, мздоимании. И суще с печалию удивляяся говорят, что истинно ни во окрестных государствах того не слышно, что в России пакости чинятца о прелести диявольской.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

Катавасия только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни, тот же ирмос (по 3-й песни – 2-й ирмос). По 3-й песни По 3-й песни седальны Триоди. Сразу после седальнов Сразу после седальнов – 2-я половина жития преподобной Марии Египетской. На 4-й, 8-й и 9-й песни На 4-й, 8-й и 9-й песни добавляются трипеснцы. Они читаются перед песнью Великого канона. Ирмосы трипеснцев опускаются, сразу читаются тропари со стихом «Святии апостоли, молите Бога о нас». Перед Богородичными читаем стих «Пресвятая Богородице, спаси нас», перед Троичным 2-го трипеснца – «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (согласно замечанию Типикона, у трипеснцев «Слава, и ныне» не глаголем). По 6-й песни По 6-й песни кондак «Душе моя...» (обычно поётся, и в храме народ преклоняет колени) и икос. Сразу после икоса поются «Блаженны» с тропарями 417 . Наличие «Блаженн» – весьма знаменательная особенность утрени четверга 5-й седмицы, ибо «Блаженны» на утрене поются только два раза в году: в этот день и в Великую Пятницу. На 9-й песни На 9-й песни поётся «Честнейшую». По 9-й песни По 9-й песни «Достойно есть» на практике не поётся (хотя Устав прямых указаний насчёт этого не содержит). Светильны великопостные гласа. Окончание утрени по великопостному чину. Молитва преподобного Ефрема Сирина произносится с 3 поклонами. Вопрос о количестве поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина в службе Великого канона является спорным. Конечно, вариант полной отмены поклонов не стоит рассматривать всерьёз (хотя некоторые литургисты, в том числе В. Розанов 418 , высказывали такое мнение) 419 , потому остаётся два варианта: или все 16 поклонов по полному чину, или 3 поклона. В пользу 16 поклонов говорит отсутствие прямых указаний в Уставе о сокращении количества поклонов; именно этот аргумент приводит протоиерей К. Никольский 420 . Эта практика отражена в современном пособии «Великий покаянный канон» 421 ; также вариант с 16 поклонами поддерживали составители «Богослужебных указаний» 1949–1957 годов. Основным же доводом в пользу сокращения количества поклонов до 3 (эта практика отражена в современных «Богослужебных указаниях» и «Настольной книге священнослужителя» 422 ) является расширительное толкование краткого предписания Типикона: «Всю службу поём поскоро, труда ради бденнаго». Хотя понятие «поскоро» весьма абстрактно, его сопоставляют с аналогичным замечанием, касающимся чтения «Блаженн» на изобразительных в случае Благовещения или полиелейного праздника в седмичный день поста. Но и в том и в другом случае термин «поскоро» сочетается с ясными предписаниями совершать по 3 поклона и заменять на часах и изобразительных пение чтением. Потому и в службе Великого канона характеристика «поскоро» может подразумевать следующие особенности: 1) в конце каждой службы совершаются 3 поклона с молитвой преподобного Ефрема Сирина ; 2) те молитвословия, которые обычно поются, на этой службе читаются и поклоны, если они полагаются во время их пения, при прочтении отменяются (тропари часа, «Блаженны»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обычай петь Великое славословие в церквах псковских и новгородских явился несомненно под влиянием утвердившегося вполне в практике этих церквей Иерусалимского устава, который указывал петь Великое славословие не только в дни дванадесятых праздников, особенно чтимых святых, воскресные, но и во все дни, когда положено по уставу править полиелейную службу. Относительно чтений из нравственно-назидательных книг во время совершения утрени и относительно литии, положенной по уставу в конце утрени пред первым часом, мы находим следующие постановления. «Заутрени воскресныя и праздничныя и дневныя пели бы по уставу, и божественныя книги почитали: Евангелие толковое и Златоуст и жития святых и Пролог и прочия святыя душеполезныя книги на поучение и на просвещение, и на истинное покаяние и на добрыя дела всем православным христианом в душевную пользу» 422 . А «отпев утреню со всяким благочинием и со страхом Божиим, да по заутрени пели бы молебны о многолетном здравии и спасении благороднаго и христолюбиваго и боговенчаннаго царя-государя и великаго князя Ив[ана] Васильевича, всея Руси самодержца и его благоверной и христолюбивой царицы Анастасии, чтобы им Господь Бог умножил лет живота их и даровал бы им сыны и наследники царствия их и возвысил бы Господь Бог царскую десницу его надо всеми его недруги и враги и устроил бы царство его мирно и вечно в род и род на веки. Такоже молити Бога о брате его благоверном князе Георгии и о княгини его и о всех благоверных князех и болярех и о пособлении и укреплении христолюбиваго царя, воинства и о тишине и здравии и о спасении всего православнаго христианства» 423 . Нельзя не видеть в этом постановлении Стоглавого Собора перифраза ектений, произносимых на литии, которая здесь почему-то названа молебном. Касательно песни «На реках Вавилонских» царь Ив[ан] Вас[ильевич] спрашивал отцов Собора: «Да во уставе же написано пети по неделям от Воздвиженьева дня Честнаго Креста до сырныя Недели “Хвалите имя Господне” и “Исповедайтеся Господеви”, и третий псалом “На реце вавилонстей” пети трижды в году – в Неделю блуднаго и мясопустную и сыропустную. Коея ради вины здеся (т.е. в Москве) того не поют?» 424 Отцы Собора, справ[ив]шись с уставом, категорически ответили: «По всем святым соборным церквам пети все три псалма неотложно по божественному уставу» 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

15. Среда. Прор. Амоса. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского (службу зри 30 сентября) . Аллилуия. Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского. Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских. Свт. Ефрема, патриарха Сербского. Вмч. блгв. кн. Лазаря Сербского. Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (службу зри 22 апреля) . По Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Амоса) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Амоса не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (В) , порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца, в соединении со службой прор. Амоса (без праздничного знака) (Г) и порядок совершения полиелейной службы свт. Михаила, первого митр. Киевского (Д) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и пророка, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда Нескверная Агница...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Болезни претерпевши...». По Трисвятом – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и пророка на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-28/

Е. В. Романенко, Я. Э. З. Гимнографические и агиографические труды Н. Как заметил Ковалевский, Н. «при подвигах духовных отличался и просвещением духовным, был весьма начитан, хорошо владел пером, имел дар учительный, любил составлять молитвословия и песнопения церковные». В 1827 г. он составил бденную службу Иерусалимской иконе Божией Матери и записал на нотном стане кондак иконе (РНБ. Ф. 1271. 19). Согласно собственноручно составленному списку Н. создал следующие службы: святым и праведным Богоотцам Иоакиму и Анне (бденную), преподобным Паисию Великому (бденную), Василию Новому (полиелейную), Никону Печерскому (Сухому) полиелейную)), святителям Димитрию Ростовскому (бденную), Нифонту (полиелейную), а также стихиры и кондаки прп. Иоанну Дамаскину. Кроме того, он был автором акафистов празднику Рождества Христова, праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, Иосифу Обручнику, прп. Паисию Великому, святителям Иоанну Златоусту, Димитрию Ростовскому. Подвижник написал 2 канона Пресв. Богородице и канон празднику Успения Пресв. Богородицы, «Молитвы Пресвятой Богородице на всяк день седмицы, умилительныя», «Молитвы ко Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице о испрошении молитвы», «Молитву Богоотцем Иоакиму и Анне», «Молитву ко Господу Иисусу Христу, благодарение повседневное» (Там же. 35. Л. 65). Н. составил сборник молитв и акафистов (Там же. 36). В рукописи РНБ. Ф. 1271. 9, 1846 г. его рукой написаны стихи. Служба прп. Антонию Дымскому из собрания Кирилловского музея. 4 написана или переписана Н. (атрибуция: Шевченко. 2005. С. 755-756). Н. написал акафист и службу прп. Нилу Сорскому (канон имеет акростих: «Гршный Никон Нилу богоносному пснь поетъ усердно»; опубл. по рукописи РНБ. Ф. 1271. 19: Шевченко. 2004. С. 169-174). Служба прп. Нилу Сорскому была отредактирована архим. Кириллова Белозерского мон-ря Варлаамом. В письме архим. Иакову (Поспелову) от 15 июля 1857 г. Н. сообщает о написании им акафиста прп. Кириллу Белозерскому. Он просил настоятеля исправить «погрешения» в тексте (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 57).

http://pravenc.ru/text/2577629.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010