Затем отец Николай вскочил и помог подняться архиереям. Все стали смеяться, хлопать друг друга по плечам, что-то говорить в радостном волнении. Говорили все разом, никто никого не слышал, но все были счастливы. Потом вместе пошли на сельское кладбище и отслужили литию на могиле матушки Ольги. Когда пришли в дом, там был накрыт ужин. К этому времени по распоряжению отца Николая на буксире притащили «УАЗик». За столом сидели долго, вспоминая былое и радуясь, что они теперь все вместе, как когда-то в студенческой юности. Трое друзей помолодели не только душой — глаза горели молодым блеском и морщины расправились. Спохватившись, отец Николай сказал: — Я ведь сегодня собирался служить службу полиелейную, завтра празднуем память равноапостольной княгини Ольги, матушкин день Ангела. Каждый год службу в этот день правлю, сегодня-то мало кто будет, а завтра к. литургии народу много придет и из соседних деревень. — Ну вот что, — сказал митрополит, — мы будем с тобой служить. — Архиерейских облачений у меня нет. — А мы с Палладием и иерейским чином послужим с удовольствием, две ризы-то у тебя еще найдутся? — Конечно, Владыка, как благословите, — и отец Николай мечтательно добавил: — Вот бы архиерейское богослужение! Народ здешний такого еще ни разу не видывал. — Будет тебе завтра архиерейская служба, — заверил Палладий. — Где у тебя тут телефон? Дозвонившись до секретаря, он распорядился: — Завтра к половине девятого утра с протодиаконом и иподиаконами — в деревню Благодатовку. Будем литургию служить. Да не забудьте и для митрополита облачение взять. Утром, еще не было восьми часов, а уж иподиаконы суетились в храме, расстилая ковры и раскладывая облачения. Слух о прибытии архиереев быстро разошелся по народу, и в храм пришли даже те, кто туда никогда не ходил. На малом входе архиепископ Палладий склонился к митрополиту и спросил: — Если я надену на отца Николая крест с каменьями, ты у Святейшего подпишешь ходатайство? — Не мелочись, я и митру подпишу. Палладий снял с себя крест, надел его на отца Николая, а митрополит снял свою митру и, провозгласив «аксиос», водрузил на голову совсем ошарашенного настоятеля.

http://azbyka.ru/fiction/pobeda-nad-smer...

По поводу совпадения с воскресными днями полиелейных праздников в честь Богородицы и святых тот же «устав о псалтири» говорит: «Аще ли будет Господьский праздник, или Богородице, или некии святый празднуемый в неделю, и тогда по псалмех „Хвалите имя Господне» и „Исповедайтеся Господеви», не пев „Слава, и ныне. Аллилуиа», поем празднику величание и псалом избранный, и по псалме – „Слава, и ныне», „Аллилуиа» трижды с величанием праздничным» 799 . Обиходники дополняют, нам это указание о порядке отправления полиелея святому на воскресном бдении. Так, например, на праздник Рождества Богородицы, совпадающий с воскресным днем, обиходник Кирилло-Белозерского монастыря дает следующее указание: «По дву каф[измах] чти Евангелие недели пред Воздвижением на двоя. Таже ка[физму] „Бла-жени непорочнии», и сед[альны] воскресны, и Бого[родичны] своими, понеж сей праз[дник] случис в неделю пред Воздвижением. По Непорочных ипакои воскр[есны]. Таж чти Евангелие толковое воскресное ряд[овое]. Таже „Хвалите имя Господне», и величане праз[дника] „Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем честных Ти родителей и всеславное славим рожество Твое», и сед[алны] вси три праз[дника], и чтение праз[днично] степенно воскресное. Прок[имен] праз[днику] „Помяну имя Твое во [всяком роде и роде], Евангелие праз[дника] от Луки 4 -е, „Воскресение Христово», единожды, „Слава», „Молитв ради, Богородица». Другой лик тоиж стих, стихира праз[дника]» 800 . Такую же практику подтверждает другой обиходник, излагая службу Покрову Божией Матери, при совпадении ее с воскресеньем, а также излагая службу великомученику Димитрию, 26 октября, тоже [при совпадении ее] с воскресеньем; в первом случае памятник говорит: «На утрени… по обоих каф[измах] сед[альны] воскресны, из Богоро[дичных], по Непорочных ипакои гласу, и чтения во Евангелии. По величании праздника] сед[альны] все Богородицы, степ[енны] гласу, прок[имен] и Евангелие воскресно и проче все. Аще ли храм Богородицы, стих[ира] праз[дника] Ея, прок[имен] и Евангелие храму Богородицы» 801 . В другом случае читаем: «По каф[измах] седальны воскресны и Богородичен их. По Непорочн[ых] ипакои гласу, по поли[еле]осе сед[альны] все святому и Богородч[ны] их, степ[енны] гласу, Еванг[елие и] проч[ее] воскресное» 802 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Во-первых, может изменяться способ исполнения того или иного текста. Текст остается, он тот же самый, но звучит другим образом. Самый простой пример – чтение или пение. Например, на будничной службе 103-й псалом, предначинательный, читается, а на бдении поется, причем поется с припевами. Это изменение способа исполнения текста, конечно, влияет на службу, влияет на степень торжественности текста, на его восприятие. Другой пример: на будничной службе кафизма на вечерне читается, а на службах праздничных, при полиелейной и бденной службе, на месте кафизмы стоит другой текст, который тоже взят из Псалтири, это первый антифон 1-й кафизмы Блажен муж – он не читается, а поется. Таким образом, отдельные моменты службы изменяются по способу исполнения текста. Это преображает службу. Богослужебные тексты могут менять свое место. Например, ектеньи. На будничной вечерне сначала идет просительная ектенья, а в конце – сугубая, а вот на великой вечерне ектеньи идут в другом порядке: сначала сугубая, полная, а потом просительная, то есть набор ектений остался тот же, но изменен порядок. Может читаться или петься другой вариант текста. Например, в схеме много раз встречается указание: «И ныне. Богородичен». На будничной службе употребляются будничные Богородичны, а на праздничной службе употребляются праздничные, по-другому они называются воскресными, то есть те, которые взяты из воскресной службы. Они находятся в приложениях Минеи, там есть четыре приложения: два – будничных и два – праздничных. На праздничной службе будет тоже взят Богородичен, но другой вариант текста – праздничный. Или, например, сугубая ектенья. На будничной вечерне она идет в кратком варианте, со слов «Помилуй нас, Боже...», а хор три раза поет Господи, помилуй. А на праздничной вечерне она будет идти в полном своем виде и начинаться со слов: «Рцем вси...». Могут добавляться новые тексты, которых не было на будничной службе. Например, паримии. Это ветхозаветные чтения о событиях, явившихся прообразом событий новозаветных. Но бывают и новозаветные паримии: на праздники апп. Петра и Павла и Иоанна Богослова на месте паримии читаются отрывки из Посланий апостольских. Внешне это отличается так: ветхозаветные паримии читаются с закрытыми Царскими вратами, а новозаветные – с открытыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рождество Христово имеет 5 дней предпраздненства, Богоявление – 4 дня, остальные праздники – по 1 дню. Пятидесятница предпраздненства не имеет. Количество дней попраздненства разное, от 1 до 8 дней, оно зависит от близости следующих праздников или постов. В дни предпраздненств и попраздненств Октоих не поется. Последний день попраздненства называется отдание праздника. От остальных дней попраздненства он отличается более торжественной службой и тем, что этот день поется большая часть песнопений, звучавших в самый день праздника. Но служба не имеет той степени торжественности, какая присуща самому празднику (например, не положено Всенощного бдения, на вечерне нет вечернего входа и паремий, на утрене – нет полиелея, не читается и праздничное Евангелие и пр.) (7, с. 29–30). В число великих праздников входят также три праздника в честь святых: И еще два праздника, посвященных Господу и Пресвятой Богородице: Средние праздники Знаком в Типиконе отмечено сравнительно немного праздников. В эти праздники служится Всенощное бдение. Оно отличается от Всенощного бдения великих праздников тем, что на утрене перед праздничным каноном положено читать канон Пресвятой Богородице. Кроме этих праздников в Минее находится много бденных служб разным святым. Они указаны для тех случаев, когда святому посвящен храм или в данном храме покоятся его св. мощи. Иногда бденная служба указана праздникам, отмеченным полиелейным знаком – (крестом). Это на тот случай, «аще восхощет настоятель совершити бдение». При замене полиелейной службы Всенощным бдением (то есть при удлинении службы) Устав напоминает о необходимости считаться с силами людей. Настоятель может заменить службу, «аще зрит своя церковники бодростно о спасении своих тщащихся» (гл.6) (7, с. 14). Знаком отмечены праздники, в которые Всенощное бдение не служится, положена великая вечерня и утреня с полиелеем, поэтому они называются полиелейными. Отличие от бденной службы заключается в том, что при полиелейных праздниках вечерня и утреня служатся раздельно, поэтому между ними положено совершать повечерие и полунощницу. А когда служится Всенощное бдение, эти службы опускают, ведь вечерня и утреня в этом случае слиты в единую службу и для полунощницы и повечерия между ними нет места.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

782 Полиелейные псалмы, величание, ектения и седален не указаны в 16 мр. гл., но они вводятся в состав утреннего богослужения в Вел. пяток при празднике Благовещения. 783 О песнопениях: Слава, Молитвами Богородицы... И ныне, Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... 16 мр. гл. умалчивает, как умалчивает 12, 13, 14, 15 и 17 главы; но опускать их нет основания. Все эти песнопения опускаются и не заменяются никаким другим только в том случае, если Благовещение будет в 1 день Пасхи; в прочие же дни Пасхи опускается только Помилуй мя, Боже... О песнопении Помилуй мя, Боже... чит. еще подстрочное примечание в 3 ч., гл. 7. 784 В 16 мр. гл. сказано так: „Ектения: Исполним утреннюю молитву, и возглас. Посем евангелие 11-е“. Это можно понять и так, что отдел: Мир всем и т. д. до: И о сподобитися... следует опустить; но в моск. изд. служб на каждый день Страстн. седм., л. 38, он введен в состав богослужения. 789 Отменяется именно в субботу; но в пяток, в самый праздник, „поем всю службу праздника с Триодию, якоже прежде указася на ряду“. Нельзя, впрочем, при этом не заметить, что стихиры на Господи, воззвах на вечерне пятка нельзя петь буквально так, как показано на ряду, потому что на ряду назначены Триоди самогласен дне 2, подобны Триоди 3, праздника 3 и архангела 3; но в последованиях Триоди Постной в пяток вечера подобного нет. Вследствие этого число стихир праздника должно увеличиться; можно именно петь самогласен дне 2, праздника Благовещения 5 и архангела 3. Благовещения больше, чем архангела, накануне 26 марта назначается на вечернях, во первых, той, которая 25 марта поется, „аще великия ради нужды несть литургии“; во вторых, той, с которой начинается всенощное бдение пред понедельником, если в сей последний бывает отдание. 791 Хотя на пяток 4 седм., как и на среду, назначается служба кресту; однако, Типикон нигде не говорит о том, чтобы в этот пяток службу отдания петь так, как в среду, а не так, как показано в основной благовещ. главе. 792 Ha этом основании 25 ч., накунуне Лазар. субб., на вечерне, предшедств. литургии Злат., состав стихир на Господи, воззвах должен быть иной, чем показанный в основной благов. гл. Какой именно он должен быть, Типикон этого не разъясняет; но в нем можно найти основание для того, чтобы петь самогласен дня 2, праздника 3 и Лазаря 5 (см. 10 мр. благ. гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Другая служба св. Марку Ефесскому принадлежит Иоанну Евгенику и имеет заглавие: «Месяца июниа в 23-й день, иже во Святых Отца нашего Марка Архиепископа Ефесского и Нового Богослова. Творение брата его Иоанна Номофилакса». Служба эта является полной и содержит 6 стихир на Господи воззвах и стихиру на Слава, затем – все стихиры и Славу на стиховне; тропарь, канон, кондак и пространный икос, эксапостиларий и все стихиры на Хвалитех со Славой. Отдельно имеется канон св. Марку, написанный тем же автором. И то и другое было напечатано в греческом оригинале Mgr. Louis Petit в “Studi Bizantini” т. 2. Рим 1927 г., стр. 201 и дал. Большая служба была воспроизведена согласно одной Афонской рукописи, а второе – отдельный канон, согласно Парижской рукописи 1925. Обе имеющияся службы были опубликованы исключительно в греческом оригинале, без сопровождения каким-либо переводом. Имея в виду чисто-литургический интерес, т. е. желая дать возможность Отцам священнослужителям совершать службу этому великому Исповеднику Церкви, мы соединили обе службы в одно (сохраняя имена их авторов), составив одну полиелейную службу св. Марку, имеющую два канона на утрени. Перевод мы делали непосредственно с греческого на славянский, при этом следуя традиции, старались, по возможности, соблюсти стиль оригинала. Из текста канонизации святого Марка Ефесского Синодом Константинопольской Церкви в 1734 г «Священный Марк, именуемый Евгеник, бывший предстоятель и пастырь и архиерей Ефесской Церкви, общепризнанно является святым в нашей Христовой Восточной Церкви и приемлется и почитается несомненно как священный отец Церкви. Наша Святая Христова Восточная Церковь священного сего Марка Ефесского , Евгеника, и знает и почитает и радостно приемлет святого сего мужа и богоносного и преподобного и пламенного ревнителя Благочестия и наших Священных Догматов и правого мышления, Православия поборника и доблестнейшего защитника и прежде поборствовавших в древния времена священных богословов и воевод Церкви подражателя и соревнителя». Послание XV преподобного Максима Исповедника, в котором находится рассуждение о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или ипостаси)

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Поместный Собор указал и на то, что следует объяснить так называемое умолчание Типикона. Дело в том, что Типикон – это та скрипка, на которой нужно научиться играть. Многое в нем не расписывается подробно, потому что редакторы и составители его многое полагали само собой разумеющимся. Но то, что было само собой разумеющимся в те времена, сегодня утрачено. Зачастую Типикон говорит, что что-то совершается «якоже есть обычай». А каков этот обычай, сегодня уже никто не помнит. На практике же он разный в разных местах. Но если говорить о каких-то более частных вещах, то необходимо восполнить некоторые уставные указания. Во-первых, о том, как соединять службу двум полиелейным святым, о чем мы сегодня говорили. Не вполне вразумительно Типикон говорит о священнодействиях с Плащаницей Спасителя в Великий Пяток и Великую Субботу. Например, в Типиконе ничего не говорится о выносе Плащаницы за вечерней в Великую Пятницу. Тем не менее обычай этот сейчас настолько распространен, что его никто не дерзает игнорировать. Особенно непонятно, как поступать с Плащаницей при совпадении Благовещения с Великим Пятком и Великой Субботой. Некоторые такие специальные вопросы Собор предполагал разработать. Работа над новой редакцией Типикона продолжается вплоть до настоящего времени в духовных академиях русской Церкви, но историческая обстановка после поместного Собора 1917–1918 годов поставила Церковь в совершенно иные условия, и на первый план вышли проблемы отнюдь не литургического характера. Здесь важно было заниматься не каким-то украшением богослужения, наведением лоска на службу и на устав а важно было просто-напросто сохранить само богослужение, не дать угаснуть свече Православия на русской земле. Ныне милостию Божией обстановка изменилась и пришло время вспомнить о тех пожеланиях, которые сделал поместный Собор 1917–1918 годов. Каково отношение русской Церкви к старым богослужебным обрядам (дореформенным)? Позволительно ли по ним служить? Последнее слово Церкви на этот счет было высказано на поместном Соборе 1971 года, когда на патриаршество был возведен ныне почивший Патриарх Пимен. Исследовав многие документы и по надлежащем рассуждении поместный Собор (а я напомню, что он является высшим авторитетом Церкви) вынес такое суждение: клятвы так называемого Большого Московского Собора 1666–1667 годов на употребляющих сарые русские богослужебные обряды и на сами эти обряды объявлены необоснованными и «вменяются яко не бывшие». Также и все порицательные высказывания о старых русских богослужебных обрядах, кем бы и когда бы они ни произносились, также вменяются яко не бывшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

См. 9 сентября. Тропарь, гл. 4 . Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя обители; умоли у престола Царя славы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими. Кондак, гл. 4. Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней питая словесныя твоя овцы, и приял еси от Христа Спаса целебный дар целити от немощи душевныя и телесныя всякаго с верою приходящего к целебным твоим мощем; моли, святе, о призывающих имя твое, от наветов вражиих спастися душам нашим. Парем. (и Утр. Ев. см. 12 февр.). На литургии служба вся обща святителю. Служба святителю Феодосию издана (Москов. Синод. Типографией) в 1901 г. особой книжкой; по ней совершается бдение св. Феодосию (где мощи или храм его), и она заключает в секбе последования малой и великой вечерен и утрени. Случится ли это празднование святителю Феодосию в отдание Сретения Господня, или вне отдания, «поем всю службу, якоже изобразися (в Мес. Минее) в службе св. вел. князю Георгию, Владимирскому чудотворцу 4-го февраля». – В Московском Успенском соборе 5 февр. и 9 сент. принято отправлять пр. Феодосию полиелейную службу. Муч. Она пострадала за Христа, в гонение Диоклетиана, в г. Аназарве (в Малой Азии), от Киликийского воеводы Пелагия, жестокого гонителя христиан. Страшные мучения, которым была она подвергнута, сопровождались чудесными знамениями и многие язычники обратились ко Христу. Св. Феодулия скончалась после мучений в огне, будучи брошена в раскаленную печь (ок. 304 г., 25 янв.). 6 . Д. Пр. отца нашего Вкола, епископа Смирнского. Св. Вукол был учеником апостола Иоанна Богослова и им был поставлен первым епископом Смирнской церкви. «Священства светом сияя», он, при помощи благодати Божьей, многих язычников обратил ко Христу и скончался в мире, около 100 г. Муч. Он происходил из финикийского г. Емесы и был врачом. Его прощание с веденными на казнь епископом Силваном, диаконом Лукой и чтецом Мокием (см. 29 янв.) обнаружило, что он христианин. Он был взят на мучение, и после истязаний скончался в 312 г., будучи заключен в тесное ущелье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

124 Прор. Илии молятся во время засухи о ниспослании дождя. – В виду библейских сказаний народ верит, что св. Илия есть непосредственный распорядитель грозных и благодетельных сил природы: бездождие и ведро, урожай, гром и молнии – в его власти; по народному представлению, прор. Илия будто бы ездит на своей огненной колеснице по небу и производит гром; в Ильин день народ всегда ждет бури и грозы. Предки с глубокой древности особенно благоговели пред этим угодником и еще в дохристианское время в Киеве была церковь во имя св. прор. Илии. Ильин день народ относит к числу праздничных и работы в этот день, особенно в поле, считает опасными, как влекущие за собой наказание Божье за непочтение праздника в честь св. прор. Илии (сн. ниже, о Праздниках). 125 По разъяснению Ц. Вед., 24 июля следует отправлять полиелейную службу свв. Борису и Глебу, а службу муч. Христине перенести на повечерие (как указано 21 дек.) или на следующий день (Ц. Вед. 1896, 6). 126 Первоначально он назывался Пантолеоном, а впоследствии, за свое добросердечие, был переименован в Пантелеимона. Пантолеон значит – лев по всему, а Пантелеимон значит всемилостивый. Сей святой призывается у нас в молитвах при таинстве Елеосвящения. Его называют целителем, что вполне согласно с его житием. 127 По другим известиям, царевна Анна получила от своего отца список с этой св. иконы, а св. икона, написанная самим св. еванг. Лукой, оставалась в Константинополе, была там при вступлении в него, по изгнании крестоносцев, имп. Михаила Палеолога в 1261 г., там же находилась в XIV и XV в. до взятия Царьграда Турками в 1453 г., после чего местонахождение ее стало неизвестным. Католики думают, что подлинная св. икона Одигитрии находится у них в Риме, в церкви блаж. Августина; но, когда и как она перенесена туда, – этого они доказательно и ясно не указывают (см. подр. Мсяц. Вост., т. II, Зам., 290 стр.). 128 По одним сказаниям, Смоленская св. икона была перенесена в Москву князем Юрием Святославичем, удаленным из Смоленска Витовтом в 1404 г.; по другим известиям, эту св. икону получила вел. княгиня София (супруга вел. князя Василия Димитриевича) в благословение от своего отца Витовта, при свидании с ним в Смоленске, во время нашествия на южные пределы России Тамерлана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

12. Суббота. Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (со 2-й Недели по Пятидесятнице). Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского. Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (службу зри 3 июля). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (службу зри 5 июня). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Служба прп. Онуфрия Великого и прп. Петра Афонского шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). На этот день (со 2-й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена полиелейная служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) (Б). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Онуфрия, глас 8-й – 3, и прп. Петра, глас тот же – 3. «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Преподобнии отцы…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Мученицы Господни…», 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й: «Аще кая добродетель…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) . «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Еже по образу…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон прп. Онуфрия со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Петра на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-25/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010