Ангел же сказал им: " не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях " . Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других ангелов. Они славили Бога и пели: " слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение " . Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: " пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь " . Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их. После этого, пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели. На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Луки, гл. 2, 1-21. Поклонение волхвов Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы. Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение - на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем. Рахиль, плачущая о детях своих, – это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную церковь ) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа – от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они умерли, и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии). И далее мы читаем: Мф.2:19 . «По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте». Как известно: смерть грешников люта! Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов» . Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению: Мф.2:19–20 . «…се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих…» ( 1Тим.2:1–2 ) Конечно! Молитва – это доброе дело, но для нечестивых тиранов и эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Таким образом, наши молитвы, которые есть «благоухание Богу в спасаемых и в погибающих», то есть кающихся, для нераскаянных грешников – «запах смертоносный на смерть» ( 2Кор.2:17–16 ). Посему усилим наши молитвы за правителей и властей, при их благочестии эти молитвы принесут им благословение, равно как и при их злочестии принесут им смерть и проклятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог, Который был закутан пеленами, как ребенок. Хотя это кажется совершенно невероятным — и действительно невероятно! — но это было. Мы должны иметь именно такое христианское изумление перед великой истиной — перед явлением в мир Бога, Который был одновременно и Человеком. Таков смысл праздника Рождества Христова. Если бы это не было столь значимо, если бы это был просто какой-то обычай, ради чего собирались бы мы сейчас в храме, кому бы молились? Что обозначало бы тогда Причащение? Присутствуя сейчас в храме, мы должны помнить, ради Кого мы собрались и Кто нас собрал, чего мы желаем, ради чего молимся, каемся и причащаемся Тела и Крови Христовой. Все это потому, что мы знаем о действительности Рождества Христова, потому, что мы верим в вечную жизнь и признаем действительно ценной эту Великую Жертву Бога, пришедшего в мир и распятого за каждого из нас. Вот что нас собрало, вот чем мы все живем. Ради этого многие тысячи, сотни тысяч, миллионы людей отрекались от благ земных, а иногда даже от самой жизни. Не ради какой-то мечты, а ради вечности. Многие поколения ушли уже из этой жизни с того времени, когда явился в мир Господь наш Иисус Христос. Конечно, среди них были люди, чуждые Христа. Но было и много людей, которые жили только ради Христа, только Христом, только во Христе. Где же эти люди, неужели напрасен их подвиг? Неужели напрасно их терпение? Нет, они получили свою награду. И мы прославляем их, мы молимся им. Пусть не все праведники, не все люди, которые угодили Богу, известны нам по именам. Но мы составляем с ними единое целое — Православную Церковь, которая на земле является воинствующей, а на небесах торжествующей. И дай нам Бог приобрести такую веру в Господа Иисуса Христа, Воплощенного Сына Божия, чтобы эта вера заставила нас думать о том, о чем только и нужно думать, — о вечности. О том, что неминуемо, и о том, к чему мы приближаемся каждое мгновение, даже когда этого не хотим. Ибо действительно нас ради родился малый Отрок, Превечный Бог. Аминь. 7 января 1997 года О поклонении волхвов Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя, вот, волхвы с востока прибыли в Иерусалим и сказали: где родившийся Царь (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Богоматерь с младенцем на престоле, Поклонение волхвов VI в. Византия. 12.4 х 21.7 см. Британский музей, Лондон, Великобритания В Евангелии апостола Луки излагаются другие события, связанные с Рождеством: это рассказ о вертепе, яслях и поклонении пастухов и ангелов. Евангелие от Луки отличается особой точностью и строгой хронологической последовательностью. Его рассказ о Рождестве начинается с описания исторической обстановки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Аавидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова» ( Лк. 2:1–5 ). Действительно, упоминаемый эдикт о переписи вышел в 746 г. от основания Рима, а в Иудее перепись началась приблизительно в 750 г., в последние годы царствования Ирода. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, причем, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. Потому-то Дева Мария и Иосиф пришли в Вифлеем: их предок, царь Давид, родился именно там. Дата этого события, указываемая историками «от основания Рима», – неточная. В республиканском Риме чаще считали года по именам правивших консулов. Только в правление Октавиана Августа (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.), когда республиканская форма государственного устройства стала сменяться на имперскую, началось летоисчисление «ab urbe condita» – «от основания города». Традиционно считается, что Рим был основан в 753 году до н. э. Таким образом, 753 год ab urbe condita стал 1-ым годом от Рождества Христова, или новой эры. Вифлеем встретил путешественников неласково: им не нашлось места в гостинице, поэтому семейству пришлось устроиться на ночлег в пещере, куда в ненастье загоняли скот. " Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» ( Лк.2:6–7 ).Один из наиболее авторитетных толкователей Евангелия, блж.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Боттичелли очень рано познакомился с правящим домом Медичи, был представлен ко двору флорентийской элиты и впоследствии создал немало произведений по их заказам, в том числе для украшения виллы в Кастелло. После блестяще выполненного в 1475 году заказа для флорентийского богача Гаспаре дель Ламы, Сандро стал известен за пределами Флоренции. В заказанной картине «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Мария Новелла он не только изобразил евангельских персонажей, но также семейство Медичи и свой автопортрет. Молва о гениальном художнике и протекция Медичи принесла Ботиччелли новый заказ. В 1481 году папа Сикст IV npurлacuл художника руководить работами по росписи только что построенной папской часовни (Сикстинской капеллы). Здесь он работал вместе с Перуджино, Пинтуриччино, Гирландайо. Написал «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Абирона», «Исцеление прокажённого». Благая весть для больницы «Благовещение» (1489) Самое большое «Благовещение» кисти Ботиччелли было создано в 1481 году. Огромная фреска, достигающая в длину 55 метров, написана художником по случаю окончившейся в городе чумы. Надо сказать, что чума не раз посещала Флоренцию, унося десятки тысяч жизней. Сотнями заболевшие чумой поступали в госпиталь Сан Мартино делла Скала, который находился недалеко от дома Сандро Боттичелли. Когда эпидемия благополучно завершилась, благодарные Богу флорентийцы заказали художнику изобразить «Благовещение» на одной из стен больницы. Свое «Благовещение» Боттичелли писал тогда же, когда по заказу дома Медичи создавал «Весну»,  поэтому он так много придавал здесь внимания деталям и символам, грациозности линий и изгибов, которые создали неповторимую атмосферу света и музыки. Его работа экспрессивна. В ней много света и движения. Движения в развевающихся волосах архангела Гавриила, в кроткой позе Богоматери, которая стоит полузакрыв глаза, в лучах света, которые насквозь пронизывают пространство. А в дуновении ветра будто слышно, как Ангел говорит: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1:30-33).

http://foma.ru/bottichelli-ryiczar-bogom...

В восьмой день по рождении, по закону, Младенец был обрезан, и Ему дано имя Иисус; а в сороковой день Его принесли в храм иерусалимский. В это время жил в Иерусалиме благочестивый старец Симеон, которому обещано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. Симеон пришел в храм, взял к себе на руки Предвечного Младенца и сказал: «ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо очи мои видели спасение, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля!» От этого события Симеон получил название Богоприимца. Тут же находилась и престарелая 84-х летняя вдова, пророчица Анна, которая стала прославлять Господа, явившегося во плоти. Обрезание Господа празднуется 1 января, Сретение – 2 февраля, а память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы – 8 февраля. Поклонение волхвов Еще Иосиф и Мария оставались с новорожденным в Вифлееме, как в Иерусалим пришли с востока волхвы или мудрецы, которые, увидав на небе необыкновенную звезду, решили, что явление ее должно означать рождение Спасителя и пошли по пути, указанному движением звезды. Придя в Вифлеем, волхвы с радостью заметили, что звезда остановилась над одним домом. Они вошли в него, увидали Божественного Младенца, пали перед Ним на колена и с благоговением поднесли Ему дар: золото как Царю, ладан как Богу и смирну (растение, из которого приготовлялось драгоценное масло, миро) как человеку, который должен умереть за грехи всего мира. Избиение вифлеемских младенцев Ирод, правитель Иудеи, приказал волхвам, в бытность их в Иерусалиме, известить его, когда отыщут родившегося Мессию; но волхвы, по повелению Божию, отправились в свою страну иным путем. Тогда разгневанный Ирод, не зная, как отыскать Младенца-Христа, велел умертвить всех детей мужеского пола от двух лет и ниже, как в Вифлееме, так и в его окрестностях. В это время Иосиф, по повелению Ангела, явившегося ему во сне, бежал с семейством своим в Египет и пробыл там до конца жизни Ирода; возвратившись же в Иудею, поселился в своей родине Назарете. Иоанн Креститель

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

В лице Иисуса Христа явился в мир Сын Божий, «воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечившийся». «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Ин. 1, 29–31 ). Евангелие обстоятельно повествует о событиях рождения Богомладенца и поклонении Ему пастырей и волхвов, а также о бегстве святого семейства в Египет, возвращении оттуда и поселении в Назарете. Но совсем ничего, кроме путешествия двенадцатилетнего Отрока с родителями в Иерусалим, не говорится о жизни Спасителя до начала Его общественного служения. Но и то, что сохранилось, весьма поучительно для пастыря. Евангелист Лука повествует: «Отроча растяще и крепляшеся духом, преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек» ( Лк. 2, 52 ). Христос, до Своего общественного служения, был сокрыт от народа. Находясь в захудалом городке Назарете, Он с кротостью повиновался своим родителям. Удаленный от широкого потока жизни, находясь как бы в уединении, вдали от средств и пособий к широкому и многостороннему образованию, Христос, однако, не пребывал в замкнутости. Под руководством Своей богомудрой Матери Он постоянно развивал Свои духовные силы и способности, «поучаясь в Законе Господнем день и ночь». Телесные силы Его развивались под воздействием участия в домашних трудах праведной семьи. Известно, что Иисус Христос в отроческие лета не посещал раввинских школ и не слушал учебных наставлений какого-либо достохвального ритора или ученого раввина. Кратко повествуя об отроческих годах земной жизни Иисуса Христа, Евангелисты только замечают, что Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» ( Лк. 2, 40 ). Жил Христос у Своего нареченного родителя по плоти – Иосифа, изредка совершая путешествия со Своими родителями в Иерусалимский храм. Следовательно, школою для Него был лишь дом родителей и храм Отца Его Небесного, благодать Которого заменяла Ему всяких учителей и наставников и исполняла Его такою премудростью, которой не мог дать или научить ни отдельный мудрец того времени, ни весь тогдашний, уже обветшалый и разлагавшийся мир. Таким образом, Иисус Христос не связан был никакими преданиями частных или общественных школ, никакими тенденциями или воззрениями учителей, что обыкновенно характеризует и приложимо бывает к каждому проповеднику или мудрецу-философу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

В первые времена Церкви, Святой Дух проявлялся в сообщении даров Своих верующим. Симон волхв, увидев это, пожелал иметь дар сообщать Его возложением рук и принес Апостолам деньги, говоря: «дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Святого Духа». Но Петр ответил: «серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в нем части и жребия; ибо сердце твое не право пред Богом. Итак покайся в этом грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды " … Симон устрашился и в боязни быть пораженным, как Анания, показав вид раскаяния, сказал: «помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Симон не обратился. Человек этот имевший незавидную участь дать имя свое святотатственной купле, которую называют симонией, видел в Апостолах только волхвов, более искусных нежели он сам, а христианство считал только средством усовершенствовать искусство свое, приобрести новые познания и узнать новые тайны. Еврей по рождению своему, и посвященный в некоторые догматы христианства, а также в философию восточную и Платонову, Симон пытался составить религию, в которой он сам занимал бы то место, которое видел что приписывали Иисусу в религии христианской; а потому, как утверждает св. Ириней, был он отцом всех ересей. 302 Из его-то системы, по сказанию того же отца Церкви, все гностики почерпали свои нечестивые учения. 303 На возвратном пути своем в Иерусалим, Петр и Иоанн проповедовали Евангелие во многих селениях самарийских. 304 Диакон Филипп вразумляет евнуха и крестит его В то время Ангел Господень 305 явился диакону Филиппу и сказал: «встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пустынна». 306 Филипп немедленно встал и пошел. Он встретил мужа Ефиоплянина, евнуха, вельможу Кандакии царицы ефиопской, хранителя всех сокровищ её, приезжавшего в Иерусалим для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В поле, невдалеке от того места, где родился Иисус, пастухи стерегли стада; ночью им явился во свете Славы Господней Ангел Божий и сказал: «Возвещаю вам великую радость, которая будет радостью для всех людей: ныне родился вам Спаситель, Христос Господь, в городе Давидовом. И вот вам знамение: вы найдете Младенца в пеленах, лежащаго в яслях». Едва только Ангел произнес эти слова, как вокруг него явилось множество небесных сил, которые хвалили Бога и восклицали: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» После сей хвалы Богу пастухи в ту же ночь поспешили в Вифлеем и, нашедши там все так, как сказал им Ангел, рассказали Иосифу и Марии, равно как и многим другим, что видели и слышали в поле. Все внимавшие им удивлялись, Мария же глубоко затаила слова их в сердце Своем. В восьмой день по рождении Младенец был обрезан и Ему дано было имя Иисус. В сороковой же день Младенца Иисуса принесли во храм иерусалимский, чтобы, как предписано в законе Моисеевом, представить Его Господу. Тогда в Иерусалиме жил один благочестивый старец по имени Симеон, которому обещано было Духом Божиим, что он не умрет, пока не увидит Мессию. В этот именно день, по внушению Святаго Духа, Симеон пришел во храм и, увидев Младенца Иисуса на руках родителей, взял Его к себе и сказал: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое!» Марии же сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многим в Израиле и в предмет противоречий, а Тебе самой пройдет меч душу!» Тут приступила также и престарелая пророчица Анна, которая стала прославлять Господа и говорила о Нем всем ожидавшим спасения через Мессию. 4. Поклонение волхвов Еще Иосиф и Мария оставались с новорожденным Младенцем в Вифлееме, как в Иерусалим пришли с востока волхвы (мудрецы) и спрашивали о Мессии: «Где новорожденный Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Уже лет четыреста иудеи с нетерпением ожидали пришествия Мессии, но вот, когда разнеслась весть, что он родился, весь Иерусалим, вместо того чтобы обрадоваться этому, смутился.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В течение этого же самого времени, или 1260 дней, будут проповедовать людям покаяние и отвращать их от обольщения антихриста «два свидетеля Божии», под которыми все св. отцы и учители Церкви, почти единодушно, понимали взятых на небо живыми ветхозаветных праведников Еноха и Илию. Во время своей проповеднической деятельности, обладая могуществом и властью над стихиями для наказания и вразумления нечестивых, сами они будут неуязвимы. И только по окончании их миссии, по истечении трех с половиною лет, «зверю, выходящему из бездны», то есть антихристу, будет попущено Богом убить проповедников, и трупы их будут брошены на улицах великого города, «который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» ( Откр. 11:8 ), то есть, по-видимому, города Иерусалима, где антихрист обоснует свое царство, выдавая себя за Мессию, предсказанного пророками. Обольщенные ложными чудесами антихриста, который при содействии диавола будет славнейшим из всех волхвов и обольстителей, не позволят предать погребению тела св. пророков и будут радоваться их смерти. «Потому что два пророка сии мучили живущих на земле» ( Откр. 11:10 ), пробуждая их совесть. Злорадство нечестивых не будет продолжительным. Через три с половиною дня св. пророки будут оживлены Богом и восхищены на небо. При этом произойдет великое землетрясение, разрушится десятая часть города и погибнет семь тысяч человек, а остальные, объятые страхом, воздадут славу Богу небесному. Таким образом, делу антихриста будет нанесен решительный удар ( Откр. 11:3–13 ). Вслед за тем седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе радостные восклицания: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего Иисуса Христа, и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11:15 ), и двадцать четыре старца, пав на лица свои, воздали поклонение Богу, вознося Ему благодарение и хвалу за начало праведного суда Его над человеческим родом. «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град» ( Откр. 11:19 ) – чрез это, по толкованию св. Андрея, указывается на откровение уготованных Святым благ, которые, по Апостолу, «все сокрыты во Христе, в Коем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:3, 9 ). Откроются же они тогда, когда на беззаконных и нечестивых посланы будут страшные гласы, молнии, громы и град, переменой настоящего в землетрясении принося геенские мучения ( Откр. 11:14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010