В январе — все зыбко, неустойчиво. Единственная твердыня — сама наука. В апреле группа ученых обращается к партийному руководству с предложением своих услуг. Они еще не знают, как наверху отнесутся к их призыву, но убеждены: молчать дальше нельзя. «Пятилетний план, принятый конференцией, и тезисы, выдвинутые в докладе Михаила Ивановича Калинина, охватывают организационную (курсив мой. — М. П.) сторону проблем, — говорит от имени своих коллег академик Вавилов. — Мы пришли сегодня для того, чтобы обратить ваше внимание на другой сильный рычаг, который не должен быть забыт в грандиозной работе, открывающейся перед нами. Этот рычаг — агрономическая наука». Роль просителя не мешает Николаю Ивановичу откровенно сообщить партийным боссам, что огромные задания пятилетки — освоение новых земель, создание зерновых фабрик — застали науку неподготовленной. Предстоит многому поучиться за границей, многое постигать самим. Но прежде чем послужить стране, наука сама потребует крупных капиталовложений. Надо строить новые институты, расширять старые, разворачивать сеть опытных станций, особенно на Дальнем Востоке, в Казахстане, на Урале, на Севере. Свое краткое обращение Вавилов завершил словами: «Мы пришли заявить о полной готовности научных работников всемерно содействовать реконструкции сельского хозяйства на новых началах». Ему ответили аплодисментами. В верхах решили: от ученых может быть польза. Вавилов счастлив: какая она все-таки понятливая, эта советская власть. Доклад его в мае на съезде Советов носит уже совсем иной характер. На сцене Кремлевского Дворца вывешена большая, только что составленная карта земледелия СССР. Николай Иванович, вооружившись указкой, говорит о конкретных сортах и культурах, которые следовало бы ввести в обиход отечественного земледелия, о необходимости продвигать посевы на Север, укреплять пригородные хозяйства вокруг промышленных центров. Ученый деловит, он похож на учителя, ведущего очередной урок. Минувший месяц принес окончательное успокоение. И не только ему одному. Партийная конференция одобрила инициативу деятелей науки. Совнарком принял специальный декрет о всемерном расширении научно-агрономической работы в предстоящей пятилетке. И в довершение сам Михаил Иванович Калинин с трибуны съезда призвал ученых помогать стране строить социалистическое сельское хозяйство. Вавилов принял все эти резолюции и заверения с присущей ему искренней доверчивостью. Новая колхозная деревня должна резко увеличить свою «поглотительную способность» по отношению к науке. Об этом заявляют официальные документы правительства, это публично гарантирует всесоюзный староста М. И. Калинин. Приводным ремнем между селом и научно-исследовательским институтом становится сама советская власть с ее политикой коллективизации. Какие могут быть сомнения?

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

Напомним, по сообщениям СМИ, 4 мая в Германии в аэропорту Франкфурта полицией был задержан украинский министр внутренних дел Юрий Луценко. По утверждению немецких правоохранительных органов, рейс из Франкфурта на Сеул был задержан из-за присутствия на борту пассажиров в крайней степени опьянения. Из-за этого капитан судна отказался взлетать, в ответ на что пассажир, как пишет немецкая пресса, " обиделся, начал кричать и швыряться мобильным " . Капитан судна вызвал полицию, указав, что, по словам дебошира, он - министр внутренних дел Украины. Прибывшая полиция задержала подвыпивших пассажиров. При этом 19-летний сын министра Александр якобы оказал полиции сопротивление, за что был закован в наручники. Напомним также, что Юрий Луценко подал в отставку. Во вторник на заседании Согласительного совета Верховной Рады (ВР) спикер Владимир Литвин зачитал соответствующее заявление. По его словам, причиной отставки министра является инцидент с участием делегации МВД Украины в аэропорту Франкфурта-на-Майне. Как заявил спикер ВР Владимир Литвин, парламент рекомендует Кабмину в недельный срок провести служебное расследование инцидента с Юрием Луценко и на этот срок отстранить его от выполнения служебных обязанностей. Как отметил А.Ермолаев, " как бы ни звучали сейчас объяснения политиков украинской коалиции, мы имеем очевидный факт - это крупный информационный скандал в европейских СМИ, связанный с поведением украинского министра " . " Действительно, в ходе выборов и появлении информации об этой ситуации, конечно, возникают вопросы о правомерности поведения немецкой стороны. Есть по этому поводу вопросы, претензии, потому что в ситуации замешан не только украинский министр и его сын, но и представители министерства и дипломатических служб. Поэтому не все так просто " , - продолжил эксперт. " Но в любом случае первопричина скандала - это некорректное поведение украинских граждан, что собственно и стало " приводным ремнем " всей цепи событий. Проблему сейчас нужно разделить на две части. Первая это политическая оценка ситуации, возникшей с министром, что и дало повод к раскрутке этого скандала, который сейчас уже влияет на репутацию страны, подрывает имидж украинских политиков, украинской власти " , - отметил политолог.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/05/16/an...

– Курево есть? – Он дернулся назад и наступил кому-то на руку. Другой голос повелительно сказал: – Воды, скорее! – будто обладатель его думал, что, если новичка застать врасплох, он все даст. – Курево есть? – Нет. – Он тихо добавил: – У меня ничего нет, – и ему показалось, что враждебность поднимается снизу, как дым. Он снова двинулся. Кто-то сказал: – Осторожнее, там параша. – Вот откуда несло вонью. Он замер на месте, дожидаясь, когда к нему вернется зрение. Дождь на улице стихал, припуская лишь на минутку, и гром удалялся. Между вспышками молний и громовыми раскатами уже можно было сосчитать до сорока. На полпути к морю или на полпути к горам. Он стал нащупывать ногой, где бы опуститься на пол, но свободного места не было. При вспышке молнии он увидел гамаки в дальнем конце двора. – Поесть не найдется? – спросил чей-то голос и, не дождавшись ответа, повторил: – Поесть не найдется? – Нет. – Деньги есть? – спросил кто-то другой. Внезапно футах в пяти от него послышался тоненький визг – женский. Кто-то устало сказал: – Вы там… нельзя ли потише. – Осторожные движения и снова приглушенные, но не болезненные стоны. Он ужаснулся, поняв, что даже здесь, в тесноте и мраке, кто-то ищет наслаждения. И снова двинул ногой и дюйм за дюймом стал пробираться подальше от зарешеченной двери. Поверх людских голосов, ни на минуту не умолкая, слышался другой звук, точно шум работы маленького движка с приводным ремнем. Шум заполнял минуты тишины сильнее человеческого дыхания. Это были москиты. Священник отошел от решетки футов на шесть, и его глаза уже начали различать головы… Может быть, в небе стало светлее? Головы вырастали вокруг, точно тыквы. Кто-то спросил: – Ты кто? – Он не ответил, в страхе пробираясь вперед, и вдруг наткнулся на заднюю стену: ладонь уперлась в мокрые камни. Тюрьма была не больше двенадцати футов в глубину. Оказалось, что тут можно втиснуться и сесть, если подобрать под себя ноги. К нему привалился старик; он понял это по легчайшему весу его тела, по слабому, неровному дыханию. То ли старик на пороге смерти, то ли ребенок на пороге жизни – но ребенок вряд ли мог очутиться здесь. Старик вдруг сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Итог - крах и распад Советского Союза, депопуляция и деиндустриализация на территории новых государств. Приводным ремнем этого процесса были выпестованные Советской властью националисты и не только из Народных фронтов Союзных республик. В РСФСР в процессе распада активно участвовали «русские националисты» из общества «Память» и других подобных движений. Уже в современной России «русские националисты» продолжают ратовать за дальнейшее расчленение Российской Федерации, выступая за отделение Кавказа и прочих национальных образований. Республике Беларусь, после отстранения от власти националистов в 1994 году, во многом удалось избежать самых негативных последствий развала единой страны. После возвращения русскому языку статуса второго государственного, был приостановлен наметившийся выезд русскоговорящей технической и управленческой интеллигенции. И во многом, благодаря этому, экономика страны была быстро восстановлена. Но до сих пор в Беларуси остаётся одна из главных проблем - осмысление ключевых моментов белорусской истории, а от этого зависит выбор вектора интеграционных процессов и дальнейшая судьба страны. Белорусская идеология до сих пор не смогла отказаться от линии, оставшейся ей по наследству с советской поры, и ставшей гибельной для СССР . Следование ей также таит для Беларуси множество угроз. Основные идеологемы белорусских прозападных политиков повторяют и развивают исторические мифы, созданные их предшественниками из среды дореволюционных буржуазных националистов, и получившие развитие при советской власти. Ключевыми фигурами этих мифов являются польские повстанцы, боровшиеся против России, во главе с Константином Калиновским. На 2013 год парламенты Польши и Литвы объявили обширную программу празднования «150-летия восстания польского, литовского и белорусского народов против Российской империи». Упоминая белорусов, власти Польши и Литвы навязывают белорусам свое видение истории. В Беларуси с июня 2012 года работает оргкомитет во главе с Владимиром Некляевым и Александром Милинкевичем, готовящий торжественные мероприятия по всей Беларуси под знаменем Константина Калиновского и с девизом «Калиновский - апостол белорусской свободы и борьбы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Я верю в способность человека к совершенствованию. Способность к совершенствованию означает, что человек может достичь своей цели, но вовсе не означает, будто он должен ее достичь. Если индивид не делает выбора в пользу жизни, если он не растет, он неизбежно превратится в разрушителя, в живой труп. Греховность и утрата самости столь же реальны, как добродетель и жизненность. Они для человека вторичны, если выбор его заключается в том, чтобы не осуществлять первичные возможности. Я верю, что лишь в исключительных случаях человек рождается святым или преступником. Большинство из нас предрасположены и к добру, и к злу, хотя соответствующее влияние этих наклонностей у разных людей различно. Поэтому наша судьба в значительной мере определяется теми влияниями, которые формируют данные наклонности. Наиболее сильное влияние оказывает семья. Но семья, как правило, является агентом общества, приводным ремнем для тех ценностей и норм, которые общество хочет внушить своим членам. Поэтому наиболее важными факторами для развития индивида являются структура и ценности общества, в котором он родился. Я верю, что общество занимается как тем, чтобы содействовать человеку, так и тем, чтобы сдерживать его. Только в сотрудничестве с другими людьми в процессе труда развивает человек свои силы, только в историческом процессе создает он самого себя. Но в то же время большая часть общественных систем до сего дня служила целям меньшинства, желающего использовать большинство в своих интересах. Поэтому меньшинство пользовалось властью, чтобы дискредитировать большинство и запугивать его (а косвенно и себя), помешав тем самым всестороннему развитию его способностей. По этой причине общество всегда было не в ладах с человечностью, со всеобщими нормами, действительными для каждого человека. Только когда цели общества совпадут с целями человечества, общество перестанет уродовать человека и содействовать злу. Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Мы различаемся по уму, здоровью, способностям. Тем не менее мы все едины. Все мы и святые, и грешники, взрослые и дети, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером.

http://predanie.ru/book/220207-po-tu-sto...

Процессы, о которых мы говорим, потенциально содержат много опасностей и вызовов. С другой стороны, современная глобализация, порожденная техническим прогрессом, не имеет альтернативы. Поэтому наш долг как христиан состоит в том, чтобы, не закрывая глаза на то положительное, что принесли человеческому обществу процессы интеграции, духовно противостоять сопутствующим им душепагубным явлениям. В советское время существовала отчетливая граница между верующими и неверующими. Атеистическая идеология противостояла вере в Бога. Мы обращались к человеческим сердцам, к внутреннему миру людей и к изначально заложенной в их природу идее Бога. Атеисты делали то же самое, апеллируя к логике и разуму человека. Веру и неверие тогда разделяла линия фронта. Ныне между ними нет ни фронта, ни пропасти. Границы и здесь оказались размытыми, зыбкими. Значит ли это, что неверие как феномен исчезло? Или неприятие и отвержение Христа Спасителя стали достоянием истории? Вовсе нет. Изменились лишь формы борьбы против Бога и Его Церкви. Если раньше штатные атеисты безапелляционно утверждали, что Бога нет, и «это медицинский факт», то сегодня нам говорят: «Да, Бог, конечно, существует. Но вот Церковь наша очень уж плоха, и архиереи никуда не годятся, и духовенство не соответствует. Поэтому самое насущное — заняться очищением церковного организма». Чаще всего это говорят те, кто еще вчера были штатными богоборцами партии. Недавно в Москве образовалось общество атеистов с вполне материалистическим названием «АТОМ». Это интересное, хотя и вполне атавистическое явление в сегодняшней России. Как бы то ни было, гонители Церкви с советским стажем как-то определились и сбились в свой атеистический кружок. И слава Богу. Там, где есть граница, явление видится отчетливо. Опасно, когда вместо границы пролегает так называемая «серая зона», в которой свет смешивается с мраком. Ныне идеология больше не является приводным ремнем государственного механизма борьбы против Христа и Церкви. Среди молодежи и населения в целом не ведется атеистическая пропаганда и антицерковная агитация. Противники христианства ныне обращаются не к сознанию, а к инстинктам человека. Они вложены в нашу природу Творцом. Если бы не было инстинктов, то человек не выжил бы в материальном мире. Мы умерли бы от голода и от жажды, не сумели бы спастись от грозящей опасности, на свет не рождались бы дети и так далее. Человеческие инстинкты в своей совокупности образуют систему самосохранения жизни. Но точно такой же системой обладают и животные. Разница заключается в том, что животное безусловно подчиняется голосу инстинкта, а человек способен управлять своим инстинктом, основываясь на нравственности и убеждениях.

http://pravmir.ru/byt-religioznym-chelov...

Моя бабушка, будучи комсомолкой, но родом из крестьянской семьи, умирая, приняла от меня крестик, но просила, чтобы не было никаких " попов " . И она оставила мне свое собственное завещание, заключающееся в очень простых словах – никогда не думай, что есть кто-то, кто хуже тебя. Я поразилась – это ведь основополагающая часть христианского мировоззрения, которое исходит из универсальности человеческой природы. Это тот самый принцип, который признает в другом человеке Бога. Это принцип, который не допускает Освенцим. Это принцип, который возник только в христианстве, его не было в античности. Вторую идею мне передал мой дед, который тоже не был религиозным человеком. И он сказал – ты не думай, что государство это кто-то другой, кто-то над тобой. Это твое государство, это ты, ты часть этого. Удивительно, как у этих людей, живших в условиях тоталитарного режима, сохранилось христианское и гражданское мировоззрение. Я думаю, что то, что мы сейчас переживаем, это, конечно, кризис. Исчезли, практически исчезли крестьянские традиции, сохранявшие народную целостность. Сейчас мы больше напоминаем римский мир времен упадка, когда не было веры, когда не работали социальные институты. Кругом – тьма неверия друг другу, неверия в то, что каждый из нас имеет ценность просто потому, что он человек. Нет духовных опор внутри нас, нет институтов, по – настоящему обеспечивающих эти духовные опоры вовне. Церковь не может быть " приводным ремнем " государства, но и над обществом возвышается только малая, малая ее часть, а не вся она целиком. РЖ: Какое-то время назад казалось, что мы отказались от большевистской идеологии и теперь все само собой наладится. А.Г.: Нет, не наладится. Сейчас такая ситуация в России, это и хорошо и плохо одновременно, когда нет другого пути, кроме как создавать механизмы общественного саморегулирования. Это обусловлено выживанием и биологическим, и политическим, и социальным, и экономическим. Мне кажется, что поиск внутренней нравственности, готовность нести самому ответственность за себя, свою жизнь, за своих близких и дальних – вот трудный вызов, который стоит перед каждым из нас в России.

http://religare.ru/2_90680.html

И те штрафы на оных и впредь на таковых же прилучившихся людях править ли, понеже они оные штрафы подписывают из своей воли. Многие люди, живущие в Москве, в Калуге, в Вязниках и в уездах, как записные раскольники, так и незаписные, новопечатную присягу по указу исполнить и святого причащения сподобитися желают, и означенные в той присяге их раскольнические прелести, кроме двуперстного сложения, проклинают, а оное двуперстное сложение не проклинают, и со оными что чинить и до святого причащения их допускать ли или не допускать, и иметь их за сущих раскольников и обложить двойным окладом против прочих таковых. Со оных раскольщиков, как с записных, так и с незаписных, которые бывают в приводе, по наказам приводные деньги иманы у нас против прочих Приказов по четыре алтына по две деньги с человека, а ныне в канцелярии ведомства господина полковника и Надворного Суда судии Ивана Никифоровича Плещеева те приводные деньги с таковых людей имаются против оного вдвое, и нам с тех людей против того имать или по прежнему. А для сыску помянутых потаённых раскольников посылаются от нас и из канцелярии ведомства означенного господина полковника Плещеева в другие города и уезды, а прогоны оным посланным до сего числа выдавались из Приказу Церковных Дел, из сборных денег с записных раскольников, а впредь оных денег без указу Святейшего Правительствующего Синода в расход употреблять не смею, а других никаких неокладных сборов у нас нет; а которые и есть: помянутые приводные деньги також сбираются с платежа штрафных денег за неисповедь и с помянутых записных раскольников на приказные расходы по три деньги на рубль, и то малое число, но и те употребляются в расход на жалованье определённым в Приказ Церковных Дел из Губернской Канцелярии для всяких неминутых посылок двадцати человекам солдатам. В нынешнем же 721-м году приведён в Приказ Церковных Дел пойманный от Москвы в тридцати верстах с раскольническими Керженскими старицами трудник Василий Михайлов, который вёз их за рубеж на Ветку, а в Нижнем записались они в раскол под двойной платёж и, не хотя того платежа платить, бежали; и оные старицы обратились ко Святой Церкви и посланы под начал в монастыри, такоже и оный трудник ко Святой Церкви обратился же, и присягу по указу исполнил, и Святых Таин сподобился, токмо и доднесь содержится под караулом в Приказе Церковных Дел, и о том в Святейший Правительствующий Синод писал я в доношении своём Марта 15-го числа сего 721 года, куда оного трудника сослать под начал ли или его учинить свободна, и на оное решения и доднесь я не получил, и о том требую указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дело 8 1713 г. В приказе Земских дел. Указ 1 февраля 1700 года толковался, как видно, так ; что после него освобожденные люди должны были давать на себя ссудные записи, либо кабалы; – а без кабал по жилым записям держать не велено. Отпускные выдавались из приказа либо по просьбе самого человека, либо по просьбе господина, который не хотел его держать у себя. Так в этом деле человек, отпущенный из кабального холопства, в 1710 году дал на себя жилую запись недорослю Ивану Спицыну, что жить ему у него в доме 5 лет; а в 1713 году отец того Ивана просит дать ему из приказу отпускную, – прекратить договор, почитая его незаконным. Дело 9 До сих пор дворовые люди, жившие во дворе помещика, все, как видно, из холопов, а не из крестьян. Дело 10 Когда по иску о проживательстве приводного человека являлся в приказ ответчик, то прежде всего должен был дать сказку, – есть ли ему до приводного человека дело? Ответом тотчас определялось, есть ли в деле спор о праве собственности на человека. В раздельной записи 1673 г. делят отцовских дворовых полонных людей, да старинных людей, (старинных задворных людей;) делят только движимость, о земле не упоминается, а между тем на часть одного идет крестьянин. 1707 г. Авдотья Цепина поступилась за долговые деньги крепостную свою крестьянку дочь девку, что ныне женка, «что отец ее, Авдотьин (девкин), отказал мужу моему по прожиточном жеребью моем». Дело 11 1713 г. март. В приказе Земских дел. Стольник Ильин привел человека, который бил к нему челом с отпускною во крестьянство и дает ссудную запись; просит записать за ним человека. В расспросе человек сказал: он был крестьянин помещика Кропина, был взят во двор, потом был сослан в ссылку; и тому лет с 20 дана ему из крестьянского Холопья Суда отпускная. Был отослан в Преображенский приказ на смотр и потом велено записать по указу. Дело 12 1713 г. В приказе Земских дел. Отец по смерти сына дает отпускную его человеку Ермилу с сыном Семеном. Отпуская за рукоприкладством без свидетельства. В 206 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Гагарина; женился у него на крепостной его, а по смерти его просил отпускную. Вдова Гагарина сказала, что муж велел при смерти отпустить его на волю. Дело 8 1712 г. В приказе Земских дел о беглом человеке. Помещик Кутузов привел пойманного своего беглого крестьянина Ивана Анкудинова и просил допросить, где жил. По допросу оказалось, что он жил между прочим долго у крестьянина помещика Щенина, в Москве, – у Савелья Живова. Поставлен был к допросу Живой. Он был крестьянин помещика Щенина, тоже бегал от него, пойман, прощен и с позволения помещика купил в Москве двор, где и занимался крашенинным мастерством. У него жил и работал точно Иван Анкудинов, сказываясь монастырским крестьянином. Кутузов просил взыскать пожилые деньги с Живова. Помета: 1712 г. июня 9... на ответчике Сав. Живом пожилым деньги на те годы, месяцы и числа, про которые он, Савелий, в допросе своем про житье у себя Ивана не заперся, – сказал именно, что он пошел из Костромской вотчины деревни Княжово того приводного Ивана... и держал у себя и учил мастерству, то стало быть явно его, Савельев, подговор... доправить. А в спорных годах и во всем, в чем учинился между ним Савельем и тем приводным спорь, дать им очную ставку в застенке; если с очной ставки учинится в чем спор, с подлинника разыскивать накрепко. А что он, Савелий, бьет челом, чтоб тому приводному учинить вторичной расспрос, и то его челобитье отставить, для того что о всем им расспрос с подлинным вопросом учинен будет у розыску в застенке. Вот розыск. Однако когда Савелий содержался в приказе, то для розыску требовалось и челобитье истца; когда пять месяцев не было челобитья, то Савелья освободили на расписку в статье. Так и не было розыску. Дело 9 1712 г. в марте в приказе Земских дел князь Владимир Долгорукой представил приводного беглого человека Якова Плеханова и просил допросить. Человек оказался солдатом. Он показал, что, быв прежде крестьянином Долгорукова, был отправлен с приказом в другую его деревню; на дороге схватил его староста села Ключищ стольника Толстова и, обстригши и обривши, привел в город к солдатскому наборщику и сдал в рекруты вместо своего крестьянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010