Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ I († февр. 686), свт. (пам. 18 авг.), патриарх К-польский (с нояб./дек. 679). О жизни Г. до избрания патриархом, а также после Вселенского VI Собора почти ничего не известно. Был пресвитером и скевофилаком храма Св. Софии, когда по указанию имп. Константина IV его возвели на К-польскую кафедру вместо отправленного в ссылку Феодора I (после смерти Г. он вновь занял Патриарший престол). Этот выбор был сделан императором для облегчения примирения с Римом после разрыва 672 г., связанного с ересью монофелитства . Вскоре после интронизации Г. по настоянию императора созвал в К-поле Вселенский Собор (7 нояб. 680 - 16 сент. 681). Он и патриарх Антиохийский Макарий I были призваны обосновать офиц. монофелитскую доктрину, принятую в Византии уже более 50 лет, выступив против обвинений рим. легатов. Защищая монофелитство, Г. и Макарий ссылались на учение 5 первых Вселенских Соборов, на авторитет К-польских патриархов Сергия I , Пирра I, Павла II и Петра, папы Римского Гонория I, на труды свт. Кирилла Александрийского и др. святоотеческие тексты. На 7-м заседании (13 февр. 681) легаты в присутствии императора потребовали от них ответить на письма папы Римского свт. Агафона относительно монофелитского спора. 7 марта на 8-м заседании Г. заявил о согласии с папой Агафоном. В диптихи К-польской Церкви было включено имя папы Римского Виталиана , что означало окончание церковного раскола Востока и Запада. На 16-м заседании Г. попросил легатов не настаивать на анафеме поддерживавших монофелитство К-польских патриархов Сергия, Пирра, Павла и Петра. Представители папы, поддержанные Собором, отказались пойти на такую уступку, и Г. был вынужден покориться. 16 сент. 681 г. на Соборе было принято правосл. исповедание веры, утверждавшее две воли и две энергии во Христе. Г. подписал его после рим. легатов. Им было также подписано соборное послание к папе Агафону. Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 655-656; Theoph. Chron. P. 362; Mansi. Т. 11. Col. 213B, 336D, 620E-521B, 640D, 688C; SynCP. Col. 908. Лит.: Γεδεν Μ. Πατριαρχικο πνακες. Κωνσταντινοπολις, 1890. Σ. 50 - 51; Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen. B., 1980. S. 110-111; Bundy D. Georges I, patriarche de Constantinople//DHGE. T. 20. Col. 614; Janin R. Giorgio I//BiblSS. Vol. 6. Col. 543-544. М . В . Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/164289.html

В визант. стишных синаксарях Е. приписывается кончина от меча ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 201). Нек-рые исследователи полагают, что наименование Е. мучеником или даже священномучеником, несмотря на указание в Житии о его мирной кончине, возникло из-за частичного или полного отождествления Е. с др. сщмч. Евтихием , еп. Мелитинским (Там же; cp.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 751). Память последнего отмечена под 28 мая, а сказание о Е. помещено в нек-рых греч. и слав. прологах под 30 мая. Причиной этого смешения мог послужить также текст канона сщмч. Евтихию Мелитинскому, где в 1-й и 6-й песнях говорится, что он был учеником апостолов и проповедовал вместе с ними (ActaSS. Mai. T. 6. P. 734-735). Е. причисляется к меньшим апостолам (ЖСв. Авг. С. 421), однако в апостольских списках Псевдо-Ипполита, Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.) он не упомянут. В Римском Мартирологе Е. назван святым. Ист.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 751-755; MartRom. Comment. P. 357; MartHieron. Comment. P. 283; PG. 117. Col. 601-604 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 715-717, 919, 921-922; Acta Ioannis//ActaAA. t. 1/2. P. 208-216; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 266; ЖСв. Авг. С. 420-422. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 256; Т. 3. С. 336-337; Ετυχς//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1106; Daniele I. Eutichio//BiblSS. Vol. 5. Col. 319-320; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 154-155; Lalleman P. J. The Acts of John: A Two-Stage Initiation into Johannine Gnosticism. Leuven, 1998. P. 1-69, 245-271. П. Ю. Лебедев Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля)

http://pravenc.ru/text/187555.html

Существует также краткое синаксарное сказание о П. М., приводимое в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 20 янв. (SynCP. Col. 408), к-рое в сокращенном виде воспроизводит повесть, но имеет отличия в деталях: указывается, что описываемые события происходили во времена имп. св. Юстиниана I , что П. М. носил высокий титул патрикия и ему «было вверено управление всей Африкой» (источники эти данные не подтверждают). В этой версии повествования не сообщается, что человек, купивший праведника, жил именно в Иерусалиме; вместо этого в сказании говорится о том, что П. М., не желая быть узнанным, бежал от своего господина в Иерусалим, откуда отправился в К-поль, где и скончался и был погребен «в собственном доме», находившемся в районе форума Быка. Это сказание было воспроизведено при переводе с греч. языка в славяно-рус. стишном Прологе ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 5. С. 53-54) под 20 янв. Прп. Никодим Святогорец также сохраняет эту дату памяти П. М. Версии Пролога, создававшиеся на Руси, обыкновенно приводят сказание о П. М. («Слово святого Иоанна Милостивого о Петре Мытаре») под 22 сент. и с нек-рыми расхождениями (так, очевидно в результате ошибки, местом жизни П. М. названа несуществовавшая «Африкия Фригийская»); эта версия сказания содержится, напр., в рукописных Прологах 2-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. 247. Л. 28 об.- 29 об.; 244. Л. 31 об.- 32) и ВМЧ свт. Макария (Иосиф , архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 50). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)), митр. Ростовский, в «Книге житий святых» воспроизводит пространную повесть о П. М., но под 22 сент; под этим же днем память святого с кратким сказанием помещена в рус. переводе «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита, в отличие от оригинала, сохраняющего обыкновенную для греч. традиции память - под 20 янв. Под 22 сент. память П. М. входит в совр. календарь РПЦ. Несмотря на то что отдельного литургического почитания П. М. в зап. традиции не сложилось, благодаря лат. переводу Жития свт. Иоанна Милостивого, выполненному Анастасием Библиотекарем ( Leontius Neapolis Cypriorum. Vita S. Ioanni Eleemosynarii//PL. 73. Col. 337-392), повесть была известна на лат. Западе и приобрела нек-рую популярность. Так, П. М. упоминается в лат. сборниках «exempla» (поучительные тексты и занимательные истории, предназначенные для украшения проповеди) среди святых, ставших примером смирения; повесть о нем при этом воспроизводится целиком или частично (см.: Resende A., de. Sententiae et exempla. Lugduni, 1557. T. 2. P. 488; Ioannes Maior. Magnum speculum exemplorum. Coloniae, 1618. P. 348-350). Также в нач. XVII в. преподаватель иезуитского коллегиума в Регенсбурге Вольфганг Шенследер написал школьную дидактическую драму «Петр Мытарь»; она была поставлена, и показ состоялся 15 февр. 1608 г., перед началом Великого поста ( R ä dle F. Jesuit Theatre in Germany, Austria and Switzerland//Neo-Latin Drama and Theatre in Early Modern Europe/Ed. J. Bloemendal, H. Norland. Leiden; Boston, 2013. P. 271-272).

http://pravenc.ru/text/2580414.html

Точное время жизни Е. неизвестно. Предположение, что он подвизался в IX в., основано на том, что в древнерус. Прологе, заимствовавшем сведения из Жития прп. Власия Аморийского, игумен ошибочно отождествлен с прп. Власием. Древнейшая рукопись, содержащая сведения о Е., датируется X в. (Paris. gr. 1491). Более вероятно предположение, что Е. был земляком прп. Власия. Проложный рассказ о Е. был использован Новгородским архиеп. Василием Каликой († 1352) при написании послания о рае к свт. Феодору II Доброму , еп. Тверскому, к-рое помещено под 1347 г. в ряде летописей, в т. ч. в Софийской I и Воскресенской (ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. Стб. 424). В южнослав. традиции XIII-XIV вв. вне Пролога известно краткое («вскоре» или «вкратце», но не проложное) Житие Е. (нач.: «Сей во святых отец наш Ефросин в веси некоторой родився от верну родителю...») - напр., в серб. сборнике XIII в. (РНБ. Синай. Слав. 14/N. Л. 29-34), в серб. сборнике посл. трети XIV в. (Сербия. Б-ка Дечанского мон-ря. 103. Л. 195-199). В наст. время Е. почитается в Греции и на Кипре как покровитель поваров. Ист.: BHG, N 628-628d; ActaSS. Sept. T. 3. P. 744; SynCP. Col. 34-36; Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. Власия Мниха: Памятник словено-болгарской письменности IX в. СПб., 1887. C. 3-6. (ПДПИ; 65); Vita S. Blasii/Ed. H. Delehaye//ActaSS. Nov. T. 4. App. P. 658-659; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 121-124; ЖСв. Сент. С. 257-260. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 54, 279; Т. 3. С. 368; Grégoire H. La vie de St. Blaise d " Amorium//Byz. 1929/1930. Vol. 5. P. 412; Εφρσυνος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 117; Lucchesi G. Eufrosino, cuoco//BiblSS. Vol. 5. Col. 176; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 158. Э. П. А. Иконография В визант. и древнерус. искусстве Е. изображается как аскет со впалыми щеками, в монашеской рясе, его темные волосы обычно взлохмачены, борода редкая, в правой руке - ветвь с райскими плодами, к-рые он в соответствии с текстом Жития вручил игумену. Одно из первых изображений находится в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 67. К-поль, 976-1025) на 25 сент. С покрытой головой, в синей шапочке и синем мафории, святой представлен на фреске ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Такой тип характерен только для ранних изображений. Полагают, что образ Е. присутствовал в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Сохранились его изображения в ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208/09 или 1235), и в ц. прор. Илии в Фессалонике (XIV в.).

http://pravenc.ru/text/187843.html

двери открылись, и все узники смогли беспрепятственно уйти, приняв крещение от К. Агриппин бросил К. и Агафангела на растерзание диким зверям, но те их не тронули. Во время публичной казни К. и Агафангела народ стал забрасывать Агриппина камнями, ему пришлось отпустить исповедников. Но позже воины нашли их, зашили в кожаные мешки и бросили в море с горы. Однако они вышли на берег невредимыми. Удивляясь всему происходившему, Максимиан велел отправить их обратно в Анкиру. Там их вновь подвергли мучениям. По ночам к узникам приходила приемная мать К. София и залечивала их раны. Из Анкиры было решено отправить мучеников в Амис. Мн. сироты, собранные К. в юности, к-рых также воспитывала София, отправились их провожать и были убиты воинами. В Амисе мучеников бросили в негашеную известь. Охраняющие их воины Фенгон и Евкарпий, будучи свидетелями чудес и мужества мучеников, уверовали во Христа. Они были усечены мечом в этот же день (суббота, 7 сент.). На следующий день мученики вновь оказались невредимыми. По пути из Амиса в Тарс (ныне Тарсус), куда отправили исповедников, по молитве К. забил источник, из к-рого смогли напиться все, включая страдающих от жажды конвоиров. Находясь в заключении и претерпевая пытки, К. просил у Господа еще послать ему мучений за веру, и голос с небес объявил, что время его подвига составит 28 лет (согласно болландистам,- 18 лет и неск. месяцев). В Тарсе святые просидели 4 года в заключении и после жестоких пыток были вновь отправлены в Анкиру, где 5 нояб. (вероятно, именно этот мч. Агафангел указан под 5 сент. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 198)) Агафангел был обезглавлен, похоронила его София. К. провел в заключении еще нек-рое время, пока на праздник Богоявления за ним в тюрьму не пришли верующие. Они отвели его в церковь, где он отслужил литургию. После службы К. предрек свою кончину и близкий конец гонений. Через 12 дней, к-рые он провел среди христиан, в воскресенье, 23 янв., во время совершения евхаристии в храм вошли воины во главе с префектом Александром и обезглавили К.

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИССА Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) [греч. Βασλισσα] († 309), мц. Никомидийская (пам. 3 сент.). пострадала во время гонений имп. Диоклетиана при его соправителе имп. Галерии . В. было 9 лет, когда по доносу она предстала перед судом никомидийского префекта Александра. Отроковица отказалась поклоняться идолам, и правитель приказал бить ее по лицу и сечь розгами до тех пор, пока ее тело не стало одной сплошной раной. Но В. оставалась тверда в своей вере, несмотря на все мучения. Тогда Александр велел бросить ее в печь. В., сотворив крестное знамение, вошла в огонь и вышла из печи невредимой. Мучитель приказал напустить на нее 2 голодных львов, но звери не тронули святую. Такие чудеса заставили префекта раскаяться в своих злодеяниях и уверовать во Христа. Вскоре после принятия св. Крещения префект умер. После его погребения по христ. обряду В. покинула Никомидию. Недалеко от города по ее молитве из камня забил источник. Здесь В. преставилась и была погребена еп. Антонием. Сохранились 2 греч. жития В.: анонимное и составленное Никифором Григорой (XIV в.). Ист.: BHG, N 2058-2059; ActaSS. Sept. T. 1. P. 609-610; SynCP. Col. 9-10; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 59-60; ЖСв. Сент. С. 73-75. Лит.: Janin R. Basilissa (4)//DHGE. T. 6. Col. 1241-1242; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 733; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 77-78. Л . А . Бугаевская Гимнография Ее память указывается в ряде литургических памятников, напр.: в Типиконе Великой ц. IX - XI вСвв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 12) говорится, что служба ей совершается в мон-ре Марии около стены Влахернов; в слав. Минее XII в. (ГИМ. Син. 159) есть ее память, но без службы ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 4). Известен канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа по греч. ркп. XI в. с акростихом «Β ις πφυκας, Βασλισσα, παρφνων. Ιωσφ» (Основание вырастила, Василисса, девам. Иосиф), ирмос: «Αισμα ναπμψωμεν, λαο» (      ), нач.: «Βσει ρετν περιφανς τς βσεις σου ρεσασα» (На ступени добрых ясно шаги твои основала) (Ταμεον. Σ. 33). Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/149801.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРИПСАВ [греч. Βαριψαββς, Βαρυψαββς, Βαρυψαβς или Βαρυζαβς] (I-II вв.?), мч. (пам. 10 сент.), пустынник, хранитель Крови Христовой. По преданию, некий праведник по имени Иаков, присутствовавший при распятии Спасителя, собрал в сосуд, сделанный из тыквы, Кровь и воду, к-рые истекли из ребра Господа. Чтобы скрыть святыню от нечестивых, Иаков сверху наполнил сосуд маслом; от его содержимого происходили исцеления и чудеса. После смерти Иакова сосуд перешел к 2 отшельникам. Один из них перед своей кончиной передал святыню В., возможно сирийцу, позже подвизавшемуся в местности Каттара Сухрейская (греч. Σουχρεν), предположительно расположенной в Персии. Перед смертью В. вручил сосуд своему ученику. Автор жития В., опубликованного в Acta Sanctorum (BHG, N 238), неизвестен. Сказание о хранителях Крови Спасителя помещено в Минологий Василия II (X в.), где рассказывается также о мученичестве В. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от скрытой в сосуде Крови Христовой, решили завладеть святыней, чтобы использовать ее в корыстных целях. Напав ночью на В., они убили его, однако не нашли в сосуде то, что искали. Согласно Никодиму Святогорцу , в сосуде, хранителем к-рого был В., содержались кровь и вода, к-рые истекли из иконы Спасителя, находившейся в Берите (совр. Бейрут), когда иудеи пронзили на ней Его ребро. Сказание о «Чуде в Берите» (BHG, N 780) приписывается Афанасию I Великому , Патриарху Александрийскому, однако, согласно Римскому Мартирологу, это чудо произошло в 765 г.; кровь от иконы Спасителя в Берите была перенесена в К-поль в X в. визант. имп. Иоанном I Цимисхием . Церковь, посвященная В. и построенная в VIII или XII в., находилась в зап. части К-поля недалеко от Ксиролофа. Ист.: BHG, N 238; ActaSS. Sept. T. 3. P. 494-501; PG. 117. Col. 40; SynCP. Col. 32-33. Лит.: Bardy G. Barypsabas//DHGE. T. 4. Col. 1057-1058; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 656; Janin. Églises et monastères. P. 57-58; ЖСв. Сент. С. 234; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 365-366, 421-422; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 73. О. Н. Заец Гимнография Память В. указывается в ряде визант. и слав. календарей, обычно без богослужебных указаний ( Типикон Великой церкви , IX-XI вв., Охридский Апостол , кон. XII в., и др.). В греч. рукописях встречается канон В. с акростихом: «Τν σν παιν, παμμκαρ, θεαν χριν. Ιωσφ» (Твою хвалю, всеблаженный, божественную благодать. Иосиф), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξηρν» (        ), нач.: «Τν σν παινοντες χαρμονικς, θεσοφε, χριν» (Твою хваля радостно, богомудре, благодать) (AHG. T. 1. P. 178-184). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154143.html

За исключением сообщения в Синаксаре К-польской ц. (Х в.) о епископстве Л. в Тарсе (в день празднования Собору 70 апостолов под 30 июня - SynCP. Col. 788), информация о том, что Л. занимал Лаодикийскую кафедру, закрепилась в визант. стишных Синаксарях. В них апостол также назван Лукой, его память вместе с памятью апостолов Апеллия (Апеллеса) и Климента указывается под 22 апр. и 10 сент. Синаксарная заметка от 22 апр. не приводит никаких дополнительных сведений о Л. (SynCP. Col. 621-622), а в заметке от 10 сент. лишь уточняется, что он является не евангелистом Лукой, а одним из последователей ап. Павла, о котором тот «свидетельствует в Послании к Тимофею» (имеется в виду 2 Тим 4. 10, хотя в этом отрывке речь как раз идет о евангелисте Луке), и что, «хорошо исполнив свой пастырский долг, он отошел ко Господу» (SynCP. Col. 33-34). Эта информация из синаксарей вошла в сентябрьский и апрельский тома греч. печатной Минеи (Венеция, 1592 и 1603), однако в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца апостолы упоминаются только под 10 сент. ( Νικδημος. Συναξαριστς. 19933. Τ. 1. Σ. 118), а в славянских стишных Синаксарях - под 22 апр. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 8. С. 55). В ВМЧ память Л. не включена (ВМЧ. Сент., дни 1-13. Стб. 619-632; Апр., дни 22-30. Стб. 640-852). Свт. Димитрий Ростовский под 10 сент. указывает имена апостолов Аполлоса и Лукия без к.-л. сведений о них и дает ссылку на Собор 70 апостолов 4 янв. (Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 61 об.). Под этой датой поясняется, что Л. был епископом Лаодикийским и упоминался в Послании к Римлянам (Там же. Кн. 2. Л. 165). Эта же информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под 4 янв. и 10 сент., но только в них приводится 2 имени апостола - Л. (Лукий) и Лука (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 164; Сент. С. 235). В совр. календарях РПЦ и Греческих Церквей память Л. указывается 10 сент. и 4 янв. ( Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2005. Τ. 5: Ιανουριος. Σ. 58; 2011. Τ. 1: Σεπτμβριος. Σ. 149 - c именем Лука; Лукий - ПЦК, 2015. С. 15, 208).

http://pravenc.ru/text/2110916.html

Сведения о том, что Л. после ап. Петра был провозглашен епископом «великого Рима», приводятся в визант. Синаксарях (SynCP. Col. 194), где его память отмечается 4 нояб. вместе с другими апостолами от 70: Патровом, Ермой, Гаием и Филологом. Память Л. включена в Собор 70 апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 786). Кроме того, память Л. под 5 нояб. отмечена в стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.,- SynCP. Col. 195) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1596 - SynCP. Col. 198). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память Л. совершается 5 нояб. вместе с теми же апостолами; Л. посвящено двустишие: «Иисус, забросив вервь льняную (λνον) божественного ведения, уловил тебя, Лине, и освободил от жизни этой» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 43). Помимо этого сведения о Л. содержатся в сказаниях, относящихся к дням памяти других святых: Л. явился во сне мц. Пелагии Тарсийской (пам. 8 окт.) и сподвиг ее к принятию крещения (SynCP. Col. 119), крестил мч. Назария (пам. 14 окт.- SynCP. Col. 138). При переводе византийских Синаксарей память Л. под 5 нояб. и двустишие были включены в славяно-русские стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Пловдив, 2009. Т. 3. С. 23), память под 4 нояб.- в нестишные (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 302). Поскольку при составлении ВМЧ использовались и стишные и нестишные Прологи, то в них память Л. присутствует дважды - под 4 нояб. с кратким сказанием и с двустишием (ВМЧ. Нояб., дни 4-5. Стб. 99, 178). Память Л. и апостолов Патрова, Ерма, Гаия и Филолога под 5 нояб. закрепилась и в слав. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 344). В соч. «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» память Л. отмечена только под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; о нем сказано, что он упомянут ап. Павлом в 2 Тим 4. 21 и назван епископом Рима после ап. Петра (Жития святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 265). В дополненном издании Житий святых свт. Димитрия Ростовского память Л. отмечена под 5 нояб. в том же составе апостолов, как и в визант. источниках, и под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70 (ЖСв. Нояб. С. 111; Янв. Ч. 1. С. 164). В совр. календаре РПЦ его память как апостола от 70 и папы Римского упоминается под 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, хотя в указателе он указан и как священномученик; в совр. русской богослужебной традиции его память отмечается только 4 янв. вместе с др. апостолами от 70 (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 111, 128).

http://pravenc.ru/text/2110513.html

Под 13 марта их память указывается в календарях к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 248), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 534), предписывающих совершать им поминовение в Петрии, и в др. рукописных синаксарях (напр., Paris. 1587, XII в.), а также в греч. печатной Минее (Венеция, 1596), к-рая ошибочно упоминает о поминовении в Павлопетрии. Под 5 апр. память Африканских мучеников зафиксирована в ряде календарей к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. IX- X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 262), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 588) и в нек-рых греч. синаксарях (Paris. Coisl. 223, 1301 г.). Под 28 окт. житие мучеников встречается в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 169-170), в поздних списках Типикона Великой ц. 1063 и 1323 гг. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 81), в отдельных синаксарях (напр., Paris. 1587, XII в.) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1592). О почитании Африканских мучеников на Руси свидетельствует их упоминание в рукописях кон. XI - нач. XII в.: память под 10 апр. в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 263) и последование с каноном в служебной Минее (РГАДА. Тип. 110. Л. 33-36об.). По наблюдению еп. Нафанаила (Львова), это единственные африкан. святые, к-рым есть служба в рус. Минеях. Слав. перевод пространного жития, приписываемого Симеону Метафрасту, выполнен не позднее XI в. Он включен под 20 марта в состав старослав. Супрасльской Четьи Минеи XI в. (Супрасълски, или Ретков сборник. Л. 174-185) и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 36 (2-я паг.)). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, включающего под 10 апр. краткое житие мучеников (РГАДА. Тип. 177. Л. 45-45об., нач. XIV в.), под 28 окт.- их память (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 164)). В нестишном Прологе 2-й редакции, составленной на Руси не позднее кон. XII в. (один из ранних списков - ГИМ. Син. 245, 2-я пол. XIV в.), и в Стишном Прологе, переведенном юж. славянами в 1-й пол. XIV в. (РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), краткое житие мучеников помещено под 21 марта.

http://pravenc.ru/text/77120.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010