Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ [греч. Ιγντιος] († кон. Х в.), прп. (пам. 27 сент.), 4-й игум. Глубокореченского мон-ря. Краткое Житие И. сохранилось в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.). И. происходил из Каппадокии, жил в царствование Никифора II Фоки (963-969) и Иоанна I Цимисхия (969-976). Однако упоминание в его Житии о мятеже Варды Склира (неизвестно, 1-го (976-979) или 2-го (987-989)) указывает на то, что святой жил и в правление Василия II Болгаробойцы . Согласно агиографической базе данных, составленной научно-исследовательским центром Дамбартон-Окс , кончина И. относится к 990 г. Родители решили посвятить ребенка Богу и отдали И. на воспитание его дяде Василию - игумену расположенного в М. Азии близ Триглии мон-ря Христа Спасителя, называемого Глубокореченским. Последовательно пройдя низшие церковные должности (чтеца, иподиакона и диакона) и стяжав монашеские добродетели, И. был рукоположен во иерея, а впосл. стал игуменом. И. ревностно заботился о своей обители. Им были воздвигнуты храмы св. Таксиархов (дословно Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила), прор. Илии и ц. св. Апостолов близ мон-ря, а также высокая ограда вокруг обители. Во время мятежа Варды Склира он удерживал свою паству от смятения и заблуждений. После прекращения мятежа И. отправился в К-поль, где по его заказу для монастыря были изготовлены церковная утварь, крест, иконы и Евангелие в серебряном окладе. Заразившись в столице дизентерией, он по пути в обитель скончался в г. Аморий и был там похоронен. Спустя год братия решила перенести его останки в свой монастырь. В гробнице были обнаружены нетленные и благоухающие мощи. Они были перезахоронены в нартексе собора Глубокореченского мон-ря. Прп. Никодим Святогорец считал игум. Василия (дядю И.) и прп. Василия основателя Глубокореченского монастыря одним лицом. В таком случае И. должен был являться не 4-м, а 2-м игуменом этой обители. Однако в Синаксаре К-польской ц. упоминаются преподобные Петр и Лука (пам. 7 сент.), называемые 2-м и 3-м игуменами Глубокореченского монастыря (SynCP. Col. 24-26). Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, попытался совместить обе версии: И. мог быть и племянником прп. Василия, и преемником прп. Луки, т. к. в его Житии не говорится, что он стал игуменом непосредственно после смерти Василия. Ист.: BHG, N 2183g; ActaSS. Sept. T. 7. P. 351; SynCP. Col. 84-86; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 228-229; ЖСв. Сент. С. 613-614. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 243-244; Ιγντιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 720-721; Aubert R. Ignace, abbé de Bathyrrhyacis//DHGE. T. 25. Col. 698; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 210. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293421.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПАТИЙ И АНДРЕЙ [греч. Υπτιος κα Ανδρας] (VIII в.), священномученики (пам. 21 сент.; пам. греч. 20 сент.; пам. зап. 29 авг.). Источник сведений об этих святых - синаксарное сказание (SynCP. Col. 62-64). И. и А. происходили из Лидии, получили образование в одной из обителей и с годами укрепились в решении посвятить себя Богу. И. принял иноческий постриг, А. стал клириком и был известен как проповедник. Им благоволил епископ Эфесский (в сказании по имени не назван), он рукоположил И. во епископа (кафедра неизв.), А.- во священника. Во время гонений на иконы при имп. Льве III Исавре (717-741) И. и А. убеждали свою паству не подчиняться имп. указу и не выбрасывать из храмов иконы. По приказу императора они были приведены в К-поль, где с ними полемизировали как император, так и принявшие его сторону богословы, но никто не смог переубедить святых. После заключения в темницу И. и А. подвергли бичеванию, затем обмазали бороды смолой и на их головах, откуда прежде срезали кожу, начали жечь иконы. После того как святые выдержали эти пытки, их отвели в квартал Ксиролоф, где казнили мечом. Тела их были брошены без погребения, но христиане с честью похоронили мучеников. В сказании имеется неск. неточностей, что позволяет предполагать его позднее происхождение или заимствование сведений об И. и А. из житий др. святых эпохи иконоборчества . Так, в источниках, повествующих о 1-м периоде иконоборчества, при Льве III, отсутствуют эпизоды гонений с изощренными пытками; подробности с обмазыванием смолой бород иконопочитателей часто фигурируют в описаниях гонений при имп. Константине V Копрониме (741-775). Кроме того, поскольку святые жили в Лидии, рукополагать их должен был епископ г. Сарды, где располагалась епископская кафедра Лидии, тогда как Эфес был столицей Асии. Ист.: SynCP. Col. 62-68; ActaSS. Aug. T. 6. P. 514; Sept. T. 6. P. 104; MartRom. P. 368. N 4; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 174; ЖСв. Сент. С. 398-399. Лит.: Sauget J.-M. Ipazio vescovo e Andreai//BiblSS. Vol. 7. Col. 862-863; Аивеге R. Hypatios//DHGE. T. 25. Col. 536; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 456. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая) ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/673755.html

Исследователи считают, что речь идет об одном и том же лице. О существовании утраченного пространного Жития И., использованного составителями Синаксарей, свидетельствует канон в честь этого святого, написанный прп. Иосифом Песнописцем . В каноне говорится об обеих пытках (раскаленном ложе и обжигании головы) и приводятся опущенные в Синаксарях детали - имя матери святого (Олимпиодора) и отсечение ей языка. Этот канон помещен в служебных Минеях под 12 сент.; И. назван в нем священником (AHG. Sept. P. 226-235). Первое Житие из стишных Синаксарей было включено в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и впосл. в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . Соответственно в качестве даты празднования утвердилась память 12 сент. В совр. календаре РПЦ И. упоминается дважды: 12 сент. как мученик с 40 сподвижниками и 13 сент. как священномученик и пресвитер. В Римском Мартирологе (XVI в.) под 13 сент. память И. объединена с памятью мч. Макровия (см. в ст. Макровий и Гордиан ) только на том основании, что Макровий также пострадал при Лицинии. Дж. Луккези и Р. Обер отдают предпочтение сведениям о кончине И. при имп. Лицинии ок. 320 г. Ист.: BHG, N 2211g; ActaSS. Sept. T. 4. P. 54-55; PG. 117. Col. 45-48; SynCP. Col. 37, 41-42; MartRom. Comment. P. 394; ЖСв. Сент. С. 268-269; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 128-130. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280-281; Т. 3. С. 372; Lucchesi G. Giuliano, santo, martire in Galazia//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1197-1198; Π[απαδπουλος] Γ. Σ. Ιουλιανς (12)//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 948; AHG. T. 1. Р. 436-437; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 219; Aubert R. Julien (20)//DHGE. T. 28. Col. 502. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует. По рукописям известны следующие песнопения И.: канон, составленный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом Ιουλιανν Αγκρας μλπω πθ. Εγ Ιωσφ (Иулиана Анкирского воспеваю ревностно. Я Иосиф), плагального 2-го (т. е. 6-го гласа), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ιχνηλατσας τ πθος το παθος (Последовав страсти бесстрастного) (AHG. T. 1. P. 227-235); канон, составленный прп. Феофаном Начертанным, без акростиха, плагального 2-го (т. е. 6-го гласа), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Λελαμπρυσμνος τ αγλ (Облистаемый сиянием) (Ταμεον. Σ. 41); анонимный канон 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Ολον κ νεαρς (Всего от юhocmu)(Ibid. Σ. 42).

http://pravenc.ru/text/1237795.html

В ВМЧ включены все 3 проложные версии Жития К. С.: под 13 сент. помещены тексты из нестишного Пролога пространной редакции и из стишного Пролога (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653, 670), под 20 окт.- из нестишного Пролога (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1571-1572). Из противоречивой информации о месте епископства К. С. и об обстоятельствах его кончины свт. Димитрий, митр. Ростовский, выбрал для своих Четьих-Миней следующее: в заглавии Жития, помещенного под 13 сент., К. С. назван священномучеником, несмотря на то что в тексте говорится о его мирной кончине; город, где святой проповедовал Христа, назван «Скипсеосейстем градом». В южнослав. рукописях с XV в. встречается пространное Житие К. С., написанное прп. Симеоном Метафрастом ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 202-203). Ист.: BHG, N 370y - 371; ActaSS. Febr. T. 1. P. 279-285; PG. 114. Col. 1293-1312 [ Симеон Метафраст. Мученичество Корнилия Сотника]; PG. 117. Col. 117 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 46; SynCP. Col. 37-40; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 131-134; ЖСв. Сент. С. 276-286; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653, 670; Halkin F. Un abrégé inédit de la vie ancienne et disparue de Corneille le Centurion//RSBN. N. S. 1964. Vol. 1. P. 31-39; Древний метафрастический сб./Сост.: Н. Гогуадзе. Тбилиси, 1986. (ПДГП; 8) (на груз. яз.); Георгий Мтацминдели, прп. Месяцеслов Георгия Святогорца: Сент./Сост.: Л. Джгамаия. Тбилиси, 2007. С. 188-192. (ПДГП; 9) (на груз. яз.); Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. T. 1. С. 186-188. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 281; Т. 3. С. 370; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 417, 460, 589, 591; Van Doren R. Κορνλιος//DHGE. T. 13. Col. 895; Halkin F. Une Passion inédite de Corneille le Centurion?: (BHG 370y)//AnBoll. 1963. T. 81. P. 28-31; Orbiso T. G., de. Cornelio//BiblSS. Vol. 4. Col. 189-192; ΘΗΕ. Τ. 7. Στ. 868-869; Conzelmann H. Acts of the Apostles. Phil., 1987; Gaventa B. R. Cornelius//ABD. 1992. Vol. 1. P. 1154-1155; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Στ. 257; Fitzmyer J. A. The Acts of the Apostles. N. Y., 1998; Левинская И. А. Деяния Апостолов на фоне евр. диаспоры. СПб., 2000; она же. Деяния Апостолов: Гл. 9-28: Ист.-филол. коммент. СПб., 2008; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 243; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 261; 2011. Т. 5. С. 399.

http://pravenc.ru/text/2458719.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН († нач. IV в. или ок. 320), сщмч. (мч.) Галатийский (пам. 12 и 13 сент.). В визант. Синаксарях сохранилось 2 версии мученической кончины И. Согласно Житию И., помещенному в стишных Синаксарях под 12 сент., он пострадал в царствование рим. императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (286-305, 307-308). Когда правителю Галатии (М. Азия) Антонину донесли, что в пещере в горах скрываются И. и 40 христиан, тот послал отряд воинов, но им удалось схватить только И. На допросе он не выдал сотоварищей, отказался принести жертвы и был положен на раскаленное ложе, но ангел Господень остудил пламя и сохранил мученика невредимым. Антонин приказал привести мать И. и велел ей склонить сына к идолопоклонству, угрожая отдать ее на поругание воинам, но та отказалась переубеждать сына. Правитель отпустил ее, а И. осудил на усечение мечом. Придя на место казни, мученик попросил у воинов времени для молитвы. В это время с небес раздался голос: «Христос отверз тебе врата Царствия Своего. Вниди в них, ибо ты законно подвизался за имя Его!» Этот глас услышали 40 христиан, скрывавшихся в пещере. Они пошли на место казни И., исповедали перед воинами христ. веру, были приведены к Антонину и обезглавлены по его приказу (Paris. gr. 1582. Fol. 17v - 18v, XIV в.). Сщмч. Иулиан Галатийский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Сщмч. Иулиан Галатийский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В Житии, включенном под 13 сент. в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), И. назван пресвитером из сел. Кринтеунт (Κριντεος, Κριντεοντος) близ Анкиры в Галатии, пострадавшим при имп. Лицинии (308-324), а вместо 40 сотоварищей указано 42. Кроме того, имеются разногласия относительно возраста И.: если в 1-м Житии мать И. названа «старицей» (γερντισσα), то в данном тексте о нем самом говорится как о «благочестивом старце, боящемся Бога». Сюжет Жития в основном сходен с предыдущим, но имеются и различия. Однажды, когда у скрывавшихся в горах христиан закончилась вода, И. вышел из пещеры и отправился к источнику, где был схвачен язычниками, пришедшими принести жертвы Гекате, храм к-рой находился неподалеку. Представ перед правителем, И. исповедал себя христианином и не выдал остальных. Ему на голову надели раскаленный шлем (о раскаленном ложе не упом.), а затем отсекли голову (SynCP. Col. 41; PG. 117. Col. 45-48). О кончине остальных мучеников не сообщается. В аналогичном Житии в Синаксаре Ambros. B. 104. Sup. (XII-XIII вв.) добавлено, что И. был похоронен близ источника (SynCP. Col. 41-42).

http://pravenc.ru/text/1237795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН, ПЕТР, АНТОНИН (АНТОНИЙ) И АНДРЕЙ [греч. Ιωννης, Πτρος, Αντωννος (Αντνιος) κα Ανδρας] († кон. IX в.), мученики Сиракузские (Африканские) (пам. 23 сент.). Сказание об И., П. и Антонине содержится в греческих Синаксарях кон. X - нач. XIV в. (напр., SynCP. Col. 72-73; Paris. gr. 1583, XIII в.; ГИМ. Син. греч. 369(353) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 518). После того как в 878 г. мусульм. правитель Сев. Африки Ибрахим II захватил Сиракузы (митрополию Сицилии) И. с сыновьями П. и Антонином был уведен в плен в Африку. Правитель приказал обучить детей араб. языку и наукам; когда они возмужали, он приблизил их ко двору и назначил на важные гос. должности. Внешне П. и Антонин придерживались мусульм. обычаев, но тайно сохраняли христ. веру. Узнав об этом, Ибрахим приказал заковать их ноги в деревянные колодки и бить палками. Затем Антонина посадили на осла, привязав к седлу, и возили по городу на всеобщее обозрение. Братьев заключили в темницу, после чего правитель вновь подверг их ужасным пыткам: руки и ноги П. и Антонина были расчленены и раздавлены под тяжестью бревен, их жгли раскаленным железом и заставляли есть собственную плоть. Когда П. и Антонин скончались, Ибрахим призвал к себе И. и вонзил ему в горло меч. Тела мучеников И., П. и Антонина сожгли. В том же синаксарном сказании повествуется об Андрее. Он был весьма преклонного возраста и долгое время находился в темнице, где терпел голод, жажду и др. мучения. Из-за того что Андрей не желал подчиниться правителю, Ибрахим дважды пронзил копьем его грудь и спину, а когда мученик упал на землю, отрубил ему голову. Кард. Цезарь Бароний поместил день памяти И., П., А. и А. в Римском Мартирологе (XVI в.) под тем же числом, что и в греческих Синаксарях. На основе синаксарного сказания болландисты сделали предположение, что мученики пострадали ок. 900 г.; в «Религиозной и нравственной энциклопедии» в качестве даты кончины Андрея указан 901 г. (ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 670). Ист.: ActaSS. Sept. T. 6. P. 650-651; MartRom. P. 412-413; SynCP. Col. 72-76; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 189-191; ЖСв. Сент. С. 460-461. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 296; Ανδρας//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 670; Ιωννης//Ibid. Τ. 6. Σ. 1237; Morabito G. Andrea, Giovanni, Pietro e Antonio//BiblSS. Vol. 1. Col. 1169-1170; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 38, 227. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/471434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНА [греч. Ζηνς, Ζνων; лат. Zenas, Zeno], ап. от 70 (пам. 27 сент., 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов), еп. Диоспольский (Лиддский), ученик ап. Павла. Имя Зина является сокращенным вариантом греч. имени Ζηνδωρος - дар Зевса. З. упоминается в Послании ап. Павла к Титу: «Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка» (Тит 3. 13). В святоотеческой экзегезе этот стих рассматривается в качестве наглядного примера братской любви и заботы в ранней Церкви ( Ioan. Chrysost. De laudibus sancti Pauli apostoli. III 8). Вероятно, З. и Аполлос , будучи учениками ап. Павла, находились при нем на о-ве Крит во время написания Послания к Титу и могли принимать участие в передаче Послания адресату. Согласно свт. Иоанну Златоусту ( Idem. In Tit. 6. 1), г. Никополь, куда Павел просил отправить З. и Аполлоса, находился во Фракии (по мнению болландистов , имелся в виду Никополь в Эпире - ActaSS. P. 390). З. в Свящ. Писании назван законником (νομικς). Возможно, это свидетельствует о том, что З. был евр. законоучителем ( Ioan. Chrysost. In Tit. 6. 1). Однако ряд совр. комментаторов, основываясь на античном употреблении этого термина (см., напр.: Plut. Vitae. Sulla. 36. 3), придерживаются иной т. зр. Они считают, что З. был сведущим в рим. праве гражданином (ср., напр., др. ап. от 70 - Ераст (Рим 16. 23), к-рый обладал юридическими знаниями и помогал ап. Павлу в его служении (см., напр.: Gillman J. Zenas//ABD. Vol. 6. P. 1074)). В апокрифических «Деяниях ап. Павла и Феклы» (кон. II в.) (гл. 3, ст. 2) З. назван сыном Онисифора, христианина из Эфеса (2 Тим 1. 16-18). В апостольских списках Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.) З. именуется епископом Диосполя (пров. Палестина Первая), в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) в Соборе апостолов под 30 июня - епископом Библа (пров. Финикия Первая) (SynCP. Col. 787). В сказании об ап. Тите из этого Синаксаря (25 авг.) сообщается, что З. записал его житие (SynCP. Col. 921). В греч. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.; ГИМ. Син. греч. 369(353). Л. 88 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 519) и печатной Минее (Венеция, 1592) имя З. передается как Зинон (Ζνων), его память отмечена 27 сент. и 27 апр. вместе с памятями апостолов Марка и Аристарха.

http://pravenc.ru/text/199805.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКИЯ И ГЕМИНИАН [Греч. Λουκα κα Γεμινιανς] († ок. 303), мученики (пам. визант. 16 и 17 сент.; пам. греч. 17 сент.; пам. зап. 16 сент.). Источники Мученичество Лукии и Геминиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 45) Мученичество Лукии и Геминиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 45) Пространное греч. Мученичество Л. и Г. издано Ф. Алькеном по рукописи Vat. gr. 866, XI-XII вв. Сохранился также лат. перевод этого Мученичества (BHL, N 4985), который имеет неск. редакций Х в. (BHL, N 4986-4988). На его основе составлено Житие Л. и Г. для Мартиролога Адона 2-й пол. IX в. (PL. 123. Col. 358-359). Кратко история Л. и Г. изложена в Мартирологе Беды, 1-я пол. VIII в. (PL. 94. Col. 1046-1047), в соч. Флодоарда Реймсского «О триумфе Христа в Италии», ок. 940 г. (PL. 135. Col. 717-718), во Флорилегии из мон-ря Монте-Кассино (Bibliotheca Casinensis. Monte Casino, 1877. T. 3. P. 270-271) и в др. более поздних памятниках. Краткие Жития этих святых содержатся также в составе визант. синаксарей (напр., в Синаксаре К-польской ц., архетип кон. Х в.). Пространные греч. и лат. Мученичества датируют кончину Л. и Г. 16 сент., а в визант. синаксарях Жития этих святых помещены под 17 сент. (SynCP. Col. 53-54; PG. 117. Col. 56 и др.). В лат. Мартирологах сведения о Л. и Г. также указаны под 16 сент.: Мартиролог Адона (PL. 123. Col. 358), малый Римский Мартиролог сер. IX в. (Ibid. Col. 170) и др. Мученичество Христианка Л. была знатной и богатой жительницей Рима. Когда императоры Диоклетиан и Максимиан начали гонение на христиан, ей было 75 лет, из к-рых 36 она прожила во вдовстве. Л. призвала своего сына Евпрепия (в Синаксарях - Евтропий) открыто исповедать христ. веру, но тот отказался и донес на мать императору. Диоклетиан велел члену имп. совета Гевалу отправиться за Л. Когда ее доставили на допрос к императору, Л.

http://pravenc.ru/text/2110873.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАКИЙ [Агафангел] († 251), свт., исп. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта), еп. Мелитинский [Антиохийский?]. Согласно житию, А. ревностно проповедовал христианство среди язычников, за что был схвачен в гонение имп. Деция . Представ в оковах перед проконсулом Маркианом, он исповедал Христа, рассказал об истинном Боге и обличил идолопоклонство проконсула. Тот приказал предать А. пыткам и бросить в тюрьму, сообщив о случившемся императору; в ответ он получил повеление отпустить епископа. Выйдя из тюрьмы, святитель мирно почил спустя нек-рое время. Ссылаясь на лат. мартирологи (в частности, Адона Вьеннского ), исследователи Т. Рюинар и А. Гарнак считали А. епископом Антиохии Писидийской, в то время как греч. синаксари называют его епископом г. Мелитины в М. Армении, иногда смешивая его с одноименным святым V в. (пам. 17 апр.). Гимнография Память А. и обретения его мощей зафиксирована в визант. агиографических и литургических памятниках VIII-XIII вв. под 15 сент. и в последние дни марта. На слав. язык память обретения мощей А. переведена в составе Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в.; в XVI в. она внесена под 15 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40). В Типиконе Великой ц. (IX–X в.) указаны эти памяти 30 марта и 15 сент. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 34-35; 260-261). Студийский устав имеет одну память - 29 марта. В греч. печатной афинской Минее содержатся Стишные Прологи по 6-й песне канона утрени на память мученической кончины святого (31 марта) и обретения его мощей (15 сент.). В слав. печатной служебной Минее издания МП указаны обе памяти (мучения и обретения мощей) под теми же числами, что и в греч. Минее. Служба А. неизвестна. Иконография Изображение А. под 15 сент. имеется в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 252v. 3-я четв. XI в.). Ист.: BHG, N 2005-2006; Ruinart. Acta. P. 199-202; ActaSS. Mart. 1736. T. 3. Col. 903 sq.; Laty š ev. Menol. С. 298-300; SynCP. P. 564-566. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 409, 429, 433, 452; Т. 2. С. 92, 93, 283; Т. 3. С. 144-145; Weber J. De actis S. Acacii. Lipsiae, 1913. P. 52-54; AnBoll. 1914. T. 33. P. 346 sq.; EC. T. 1. P. 157; Halkin F. Un ménologe de Patmos (Ms. 254) et ses légendes inédites//AnBoll. 1954. T. 72. P. 27; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 19; DHGE. T. 1. Col. 236-237. Иконогр.: Менолог. С. 194. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/63784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЛИСТА, ЕВОД И ЕРМОГЕН [греч. Καλλστη, Εοδος κα Ερμογνης] († нач. IV в.), мученики (пам. 1 сент.). Краткие сведения об этих святых сохранились в греч. Синаксарях, где указано, что это родные сестра и братья, уверовавшие во Христа во время апостольской проповеди, принявшие св. крещение и казненные по приказу местного правителя (усечены мечом). Во многих рукописях к их именам прибавлено имя мц. Агафоклии, в нек-рых списках память мучеников помещена под 2 или 11 сент. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца местом их кончины названа Никомидия. В лат. Мартирологах под 25 апр. указывается память братьев Е., Ер. и Каллиста (вместо Каллисты), пострадавших в Сиракузах (в нек-рых списках - в Кесарии). В составленном в 80-х гг. XVI в. кард. Цезарем Баронием Римском Мартирологе память К., Е. и Ер. под влиянием греч. календарей отмечена под 2 сент. и сопровождается пояснением, что они были германцами. Высказывалось предположение о тождестве этих мучеников с 3 сыновьями мц. Феодотии (пам. 22 дек.), пострадавшими вместе с матерью в Никее, старшего из которых звали Евод (см. ст. Феодотия, Евод и Евтихиан ). Однако Феодотия и ее сыновья были сожжены, а не обезглавлены; кроме того, явно ошибочное превращение жен. имени Каллиста в муж. имя Каллист ставит под сомнение возможность отождествления К., Е. и Ер. с никейскими мучениками. Р. Пирри считал наиболее вероятным временем их мученического подвига 309 г., а Ф. Феррариус - период гонений имп. Диоклетиана . В Типиконе К-польского патриарха Алексия Студита (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 68; РГБ. Соф. 1136. Л. 49, XII в.) говорится, что мощи этих святых хранились в Студийском мон-ре . Ист.: Pirri R. Sicilia sacra. Palermo, 1733, 1987r. T. 1. P. 601; ActaSS. Apr. T. 3. P. 359-360; ActaSS. Sept. T. 1. P. 3, 336; SynCP. Col. 4-5; MartHieron. Comment. P. 413, 481; MartRom. Comment. P. 376; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 54-55; ЖСв. Сент. С. 44. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 267, 269; Т. 3. С. 350-351; Mongelli J. Evodio, Ermogene e Callista//BiblSS. Vol. 5. Col. 397-398; Van Doren R. Calliste (6)//DHGE. T. 11. Col. 421; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 148. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба К., Е. и Ер. отсутствует, однако в рукописях сохранились посвященные этим святым песнопения: общий канон К., Е. и Ер. и прп. Симеону Столпнику, составленный Феофаном Начертанным, без акростиха плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Βοηθς κα σκεπαστς (      ), нач.: Ως τν χρνων ποιητς (Яко времен Творец) (AHG. T. 1. P. 40-51); общий канон всем святым, чья память отмечается 1 сент., спорного авторства (Германа или Андрея) без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αισομα σοι Κριε (    ), нач.: Δσποτα κα κτστα (Владыка и Творец) (Ταμεον. Σ. 31). Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1320117.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010