Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ, НЕОН, ЛЕОНТИЙ И ЛОНГИН [греч. Ευςσβιος, Νων, Λεντιος, Λογγνος] († 303) и др., мученики Никомидийские (пам. 24 апр.), пострадавшие при имп. Диоклетиане. В визант. синаксарях рассказывается, что после кончины великомученика Георгия Победоносца имп. Диоклетиан издал указ о преследовании христиан (SynCP. Col. 628; PG. 117. Col. 420-421). Е., Н., Л. и Лонгин были свидетелями чудес вмч. Георгия, уверовали во Христа и были брошены в темницу. Приведенные к правителю, они исповедали себя христианами и отказались принести жертвы языческим богам. Мучеников подвергали различным пыткам (бичеванию, подвешиванию на дыбе, строганию железными орудиями) до тех пор, пока не стали видны их внутренности. После этого их, оставшихся твердыми в вере, обезглавили. Известно, что вместе с Е., Н., Л. и Лонгином пострадали др. мученики. В визант. синаксарях семейства В по классификации И. Делеэ по имени назван только Е., остальные мученики фигурируют без уточнения и имен, и их числа (Ibidem). В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в ряде др. рукописей упомянуты также Христофор, Димитрий, Данав, Донат, Ферин, Нестав и Ника с дружиной. Делеэ обратил внимание на схожесть перечисленных святых с группой святых, память к-рых фигурирует в визант. календарях под 5, 6, 7 или 8 мая,- с мучениками Варваром, Димитрием, Донатом, Данактом, Месиром и Ферином (SynCP. Col. 1006). В Мартирологе блж. Иеронима под 28 апр. указывается память мц. и девы Ники, имя к-рой присоединено к дружине мучеников Африканских. Но, по мнению Делеэ, Ника - мц. Никомидийская (MartHieron. P. 216). Память мучеников Никомидийских была приурочена к следующему дню после праздника вмч. Георгия (23 апр.). В некоторых визант. синаксарях она указывается под 28 апр. (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г.), где названы также имена Зинона и Нестава из числа мучеников Газских (пам. греч. 21 сент.). На этом основании Г. Барди идентифицирует обе группы мучеников, считая, что Никомидийские мученики появились в результате искажений имен Газских святых.

http://pravenc.ru/text/187382.html

Возможно, под мучеником Маврикием, упоминаемым Феодоритом Кирским в Слове о славе мучеников, почитание к-рых заменило языческие празднования, следует понимать М. ( Theodoret. Graecorum affectionum curatio//PG. 83. Col. 1033). Несмотря на указание в Мученичестве на то, что святые пострадали летом в месяце панем, к-рый соответствует июлю, в визант. Синаксарях их память отмечена под 21 (SynCP. Col. 481) или под 22 февр. (напр., Paris. gr. 1582; XIV в.). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 26 июля упоминается некий св. Маврикий без сказания (PG. 117. Col. 561). В греч. печатных Минеях (Венеция, 1595) память М. обозначена под 27 дек. Под этим же числом сказание о мученике и пострадавших с ним было внесено в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. В слав. стишных Прологах XIV в. двустишье М. помещено под 1 июля ( Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 429). Под этим же числом память мученика без сказания отмечена в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 294 (2-я паг.)). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, поместил рассказ о М. и 70 воинах под 22 февр. На Западе почитание М. практически не получило распространения. Память М. и 70 воинов отмечена лишь в Мартирологе П. Галесина под 18 июля ( Galesini P. Martyrologium sanctae romanae ecclesiae. Venetiis, 1578. P. 101v, 135). Лат. перевод греч. Мученичества, выполненный Гентианом Герветом (Жантьеном Эрве) (1499-1584), вошел в сборник Алоизия Липомана (1500-1559) под 21 февр., а затем был издан Лаврентием Сурием (1522-1578) под 18 июля (ActaSS. Feb. T. 3. P. 238). В совр. редакции Римского Мартиролога память не зафиксирована. По мнению нек-рых исследователей, М. следует отождествлять с мч. Маврикием (пам. зап. 22 сент.), пострадавшим в Агауне (ныне Сен-Морис, Швейцария), вместе с др. воинами Фиванского легиона. Ист.: BHG, N 1230; De probatis Sanctorum historiis/Ed. L. Surius. Coloniae Agrippinae, 1573. T. 4. P. 244-249; ActaSS. Feb. T. 3. P. 237-242; PG. 115. Col. 356-372; SynCP. Col. 349-350, 481, 484; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 425-427; ЖСв. Февр. С. 391-400; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3: Янв.-февр. С. 768-770.

http://pravenc.ru/text/2561150.html

В др. греческом синаксаре (Paris. gr. 1582; SynCP. Col. 70) память этой святой, названной Друсила,- под 22 сент. Сохранилось Похвальное слово свт. Иоанна Златоуста, посвященное мц. Д., из к-рого следует, что она была сожжена на костре за исповедание христ. веры, и ее память чтилась в селении близ Антиохии, где она, возможно, пострадала и где было произнесено Похвальное слово. О почитании Д. в Антиохии в VI в. свидетельствует слово Севира, патриарха Антиохийского (512-519), произнесенное в церкви, посвященной Д., возможно, той же, где было произнесено слово Иоанна Златоуста в IV в. Традиция почитания объединяет эту мученицу и Д., о к-рой сообщают греч. синаксари. Однако у свт. Иоанна Златоуста она не названа дочерью имп. Траяна, болландисты , издатели Мученичества Д. в Acta Sanctorum , придерживались той же т. зр. Сохранилось сир. Мученичество Д. и др., где Сирия указывается местом ее смерти при Траяне (BHO, N 265). Нек-рые исследователи (Р. ван Дорен, Ж. М. Соже) считают Д. одним лицом с мц. Дросидой (пам. 28 июля). Ист.: BHG, N 566; ActaSS. Sept. Vol. 6. Col. 300-302; PG. 50. Col. 683-694 [энкомий Иоанна Златоуста; рус. пер.: Похвала св. вмц. Дросиде, и о памятовании смерти//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 730-741]; SynCP. Col. 70, 553-554; MartHieron. P. 648; MartRom. P. 583; Giacomo di Edessa. The Hymns of Severus of Antioch and others/Ed., trad. E. W. Brooks. P., 1911. Col. 621-623. (PO. 7. Fasc. 5 (N 35); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 120-123; ЖСв. Апр. С. 429-432. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 113; Doren van R. Drosis//DHGE. T. 14. P. 815; Δρσις//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 225; Sauget J.-M. Droside//BiblSS. Vol. 4. Col. 840-841; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 121. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/180480.html

СПб., 2009. Вып. 2: Богословие Церкви эпохи Вселенских Соборов в трудах рус. ученых (CD-Rom). В визант. Синаксарях память И. З. помещена под 14 сент. (с указанием, что это день его кончины); имеется отсылка к основному празднованию - 13 нояб.: торжество было перенесено на это число из-за совпадения с праздником Воздвижения Честного Креста Господня (SynCP. Col. 46). Под 13 нояб. в Синаксаре К-польской ц. помещено краткое жизнеописание И. З., объяснение, почему память перемещена на эту дату, и иконографический подлинник (Ibid. Col. 218-219). В разных визант. Синаксарях сказания различаются по содержанию и степени подробности, но в целом все имеют общую основу: сведения древних церковных историков (Сократ, Созомен, Феодорит Кирский) и ранних агиографов (Палладий, Георгий Александрийский). В Типиконе Великой ц. под 13 нояб. помещено последование И. З.; в Синаксаре при Типиконе указано, что это день изгнания И. З. из К-поля (что расходится с датой, указанной Сократом - 20 июня: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 18). Следующая дата, указанная в Синаксаре К-польской ц. как день хиротонии И. З. во епископа К-польского,- 15 дек. (SynCP. Col. 312-313). 27 янв. значится как день перенесения мощей И. З. (Ibid. Col. 425). Эта дата праздновалась в К-поле с не меньшей торжественностью, чем 13 нояб. В Типиконе Великой ц. под 27 янв. указан собор (синаксис) И. З. с крестным ходом от Великой ц. к ц. ап. Фомы в квартале Амантия (ν τος Αμαντου) и далее к ц. св. Апостолов ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 213-215). Служба 13 нояб. тождественна службе 27 янв., но маршрут крестного хода 13 нояб. указан другой: от Великой ц. до Форума и далее к ц. св. Апостолов (Ibid. P. 99-101). День памяти Трех святителей: И. З., Василия Великого и Григория Богослова (30 янв.) - был установлен в 1084 г. (имеется т. зр., что это произошло в сер. XI в.), во 2-й пол. XI в. Евхаитский митр. Иоанн Мавропод составил на этот праздник 2 канона (о датировках см.: Никифорова А. Ю. К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника//КВНФ. 2000. Вып. 1. С. 81-88). Имп. Мануил I Комнин в сер. XII в. постановил считать 13 нояб. праздничным днем, предписав воздерживаться в этот день от всех занятий (ActaSS. Sept. T. 4. P. 691).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Мученики Евдоксий, Зинон и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 г. (Vat. gr. 1613. Р.18) Мученики Евдоксий, Зинон и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 г. (Vat. gr. 1613. Р.18) В Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) сообщается, что Е. был комитом при имп. Траяне. Он находился в Галлии вместе с 11 тыс. солдат. Препозит Ромил советовал принудить воинов-христиан во главе с Е. принести жертвы языческим богам. За отказ выполнить приказ солдат сослали в Мелитину. Ромил раскаялся, уверовал во Христа и был усечен мечом. После этого стал править имп. Максимиан , к-рый приказал убивать христиан. Правитель Мелитины подверг жестоким мучениям, а затем приказал обезглавить Е. и воинов, находившихся с ним. В этом кратком сказании З. и М. не упоминаются. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), служба Ромилу, Е., З. и М. совершалась 6 сент. в приделе св. Прокопия, в ц. мч. Мины в К-поле. В К-поле в честь святых Филимона и Е. префектом Евдоксием при имп. равноап. Константине I Великом был построен храм. Возможно, церковь была посвящена только Филимону, а имя Е. было присоединено ошибочно, по аналогии с упоминаемым префектом Евдоксием, основателем храма. Поскольку в др. источниках не содержится никаких сведений об этой церкви, существование ее вызывает сомнения ( Janin. P. 115-116). Свт. Димитрий Ростовский разделил Мученичества Ромила и Е., З. и М., поместив их под одной датой - 6 сент. В календаре РПЦ время мученической кончины Е., З. и М. указано между 311 и 312 гг., что не согласуется с их Мученичеством, где сказано, что они пострадали при имп. Диоклетиане. Цезарь Бароний относил кончину Е., З. и М. к 311 г., день их памяти в Римском Мартирологе находится под 5 сент. Ист.: BHG, N 1603x, 1604; ActaSS. Sept. T. 2. P. 512-517; SynCP. Col. 20-21; PG. 115. Col. 617-634 [Мученичество, сост. Симеоном Метафрастом]; PG. 117. Col. 33-36 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 93-95; ЖСв. Сент. С. 146-153. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 273; Т. 3. С. 360-361; Εδξιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1024; Astruc C. Un fragment palimpseste d " une Passion prémétaphrastique inconnue de S. Eudoxius et de ses compagnons//AnBoll. 1959. Vol. 77. P. 42-54; Janin. Églises et monastères. P. 443-444; idem. Eudoxe//DHGE. T. 15. Col. 1337; Spadafora F. Eudossio, Zenone, Macario//BiblSS. Vol. 5. Col. 153; Gordini G. D. Romolo//Ibid. Vol. 11. Col. 349-350; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 143.

http://pravenc.ru/text/187108.html

Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. В Синаксаре К-польской Церкви (архетип X в.) (SynCP. Col. 170-171), Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) и нек-рых греч. стишных синаксарях (напр.: ГИМ. Син. греч. 353, 1-я пол. XIV в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 523) краткое сказание о К. помещено под 28 окт.; в Минее РНБ. Греч. 227, XII в., память святого указывается под 31 марта, в одном из ранних списков Типикона Великой ц. (Patm. 266, кон. IX - нач. X в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 64) - под 14 апр. В груз. календаре из рукописи Sinait. iber. 34 (X в.), отражающем древнюю богослужебную традицию Иерусалимского Патриархата, память К. указана под 31 марта и 16 сент. ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 188, 332). По мнению Ж. Гаритта, упоминание К. под 16 сент. связано с Крестовоздвижением. Внизу, на полях рукописи, под 16 сент. отмечается, что К. участвовал в постройке и освящении храма Гроба Господня на Голгофе. Данная запись повторяется в груз. Минеях из рукописей Sinait. iber. 59 и 65 (X в.; см.: Марр Н. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 101, 143) под 16 и 17 сент. соответственно. Также сведения о К. сохранились под 14 апр. в груз. «Великом Синаксаре», составленном в XI в. прп. Георгием Святогорцем (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211, Hieros. Patr. georg. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30, все XI в.). Поминовение К. (или Иуды-К.) включено в ряд лат. церковных календарей, начиная с Иеронимова Мартиролога (V-VI вв.), где память святого указана 1 мая (MartHieron. P. 222). Под этой же датой память К. значится в Мартирологе Рабана Мавра (ум. в 856; PL. 110. Col. 1142), но в др. каролингских мартирологах ( Адона Вьеннского и Узуарда) она перемещена под 4 мая, в т. ч. в связи с тем, что 3 мая совершалось празднование обретения св. Креста, и указана дата мученичества - 362 г. (PL. 123. Col. 260; PL. 124. Col. 19-20). Кард. Цезарь Бароний в Римском Мартирологе (XVI в.) отметил поминовение святого 4 мая (MartRom. P. 170). В совр. редакции Римского Мартиролога (2001) память К. отсутствует.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Согласно др. традиции, представленной в Синаксаре К-польской ц. под 22 сент., К. был мудрым и ученым мужем, проповедовавшим христ. веру сначала в Афинах, затем в Магнесии (возможно, здесь речь идет о г. Магнесия в Фессалии). В Афинах его истязали, в т. ч. подвергли побиванию камнями. Он принял мученическую кончину при имп. Адриане (117-138), что позволяет относить деятельность этого К. ко времени проповеди апостолов. Во 2-м сказании о епископстве К. не упоминается. Именно это сказание приводит в «Синаксаристе» прп. Никодим Святогорец. Болландисты , поместившие сведения о К. в «Acta Sanctorum» , считали, что К. Афинский не мог быть Кодратом, еп. Магнесийским. Вторая традиция представляет собой смешение сказания об ап. К. и апологете по имени Кодрат , о котором известно из «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской ( Euseb. Hist. eccl. IV, XXIII). Дошедшие до нас синаксарные традиции позволяют сделать вывод о существовании епископа Магнесийского по имени Кодрат, вероятно, принявшего мученический венец. Почитание К., еп. Магнесийского, в К-поле на протяжении последующих веков засвидетельствовано в Синаксаре К-польской ц. под 22 сент., где сказано, что память К. совершалась в ц. Св. Софии, там же хранилась и его глава. В каноне Иосифа (IX в.) К. тоже называется апостолом, говорится также, что его чудотворные мощи находились в Магнесии, и есть фраза о том, что он своей мудростью победил эллинских мудрецов. Последнее сообщение архиеп. Сергий (Спасский) рассматривал как указание на афинское происхождение К. и не разделял К., еп. Магнесийского, и К. Афинского, как предлагали болландисты. В ВМЧ сказание об ап. К., еп. Магнесийском, пострадавшем при Деции и Валериане, и о его дружине содержится под 21 сент. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 49). К. значится как апостол от 70 в совр. календаре РПЦ. Ист.: ActaSS. Sept. Vol. 1. P. 181-182; SynCP. Col. 65-66, 67-68; PG. 117. Col. 64 [Минологий Василия II]; ЖСв. Сент. С. 396-397. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 388; Sauget J.-M. Quadrato//BiblSS. Vol. 10. Col. 1269-1270; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 253-254; Νικδημος. Συναξαριστς. τ. 1. Σ. 178.

http://pravenc.ru/text/1841648.html

Вассы Эдесской и ее сыновей Феогния, Агапия и Писта. Храм, посвященный И., сгорел в 1908 г. В наст. время ее честная глава хранится в соборе прп. Антония Нового Веррийского в Веррии ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 196). На фресках и иконах И. представлена в монашеском одеянии с атрибутом мученичества - крестом в правой руке. Древнейшее сохранившееся изображение И. с 3 детьми находится в нартексе ц. св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.). Секенд и Секендик помещены по сторонам И., Кегор - перед матерью. Секендик изображен безбородым юношей, Кегор - ребенком, фигура Секенда сильно повреждена. На вост. стороне зап. столпа Ст. Митрополии в Веррии (1215/16-1224/25) представлены предстоящие Христу И. с одним из сыновей и апостолы Петр и Павел, к-рым посвящен кафедральный собор. Нижняя часть фрески утрачена. Древнейшая икона И., относящаяся к 3-й четв. XIV в., происходит из Веррии и в наст. время хранится в Византийском музее в Афинах. Ее иконография повторяет фреску в Кастории, но двое старших сыновей И. изображены с бородами. К поствизант. периоду относятся фрески с изображением И. в веррийских церквах свт. Николая Чудотворца (1617), св. Андрея (1720), Пресв. Богородицы Палеофоритиссы (1730). В ц. свт. Николая Чудотворца сыновья И. изображены как отроки, в ц. св. Андрея И. представлена с младшим из сыновей, в ц. Пресв. Богородицы Палеофоритиссы - одна. День памяти И. 4 сент. не встречается в визант. синаксарях. Возможно, одноименная святая, упоминаемая в греч. календарях под 25 или 26 июля, является одним лицом с И. В Синаксаре 1172 г. (Lipsiensis. R. II. 25) имеется приписка о праздновании памяти И. 9 авг. (SynCP. Col. 877). Ист.: BHG, N 2183, 2183 b; SynCP. Col. 843, 845, 877; Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Βροιας κα Ναοσης. Η σκτρια τς Βροιας σιομρτυς Ιερουσαλμ: Αϒιολοϒικ κα μνοϒραφικ κεμενα. Βροια, 1997. Σ. 37-145 [тексты]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 115. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224-225; Т. 3. С. 286; Παπαζτος Θ. Η Βροια κα ο ναο της (11ος - 18ος α.). Αθνα, 1994. Σ. 162-163, 168, 193-196, 207-208; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 213; Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Βροιας κα Ναοσης. Η σκτρια τς Βροιας σιομρτυς Ιερουσαλμ: Αϒιολοϒικ κα μνοϒραφικ κεμενα. Βροια, 1997. Σ. 1-36 [исследование]; Χαρλαμπος (Βασιλπουλος), ρχιμ. Η Αϒα Ιερουσαλμ ν Βρροια. Αθναι, 20045. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/293778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНИЙ, ФЕОДУЛ И ТАТИАН (Тациан) [греч. Μακεδνιος, Θεδουλος και Τατιανς] (сер. IV в.), мученики (пам. греч. 12 сент.). Пострадали при имп. Юлиане Отступнике (361-363), пытавшемся возобновить языческий культ в империи после утверждения христианства имп. Константином I Великим и начавшем новые преследования христиан. Сведения о М., Ф. и Т. сохранились у 2 историков Церкви V в.- Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 15) и Созомена ( Sozom. Hist. eccl. V 11), к-рые передают рассказ о мучениях святых почти слово в слово, за одним исключением: Т. у Созомена назван Грацианом. В г. Мер (Фригия, М. Азия) правитель Амахий по распоряжению Юлиана Отступника открыл языческий храм, находившийся в запустении, и собирался начать там языческие церемонии. Три отважных христианина из местной общины, желая воспрепятствовать возрождению идолопоклонства, ночью проникли в капище и сокрушили статуи богов. Произведенное Амахием расследование этой вылазки не выявило тех, кто были к ней причастны. Тогда правитель взял в заложники невиновных людей из числа местных христиан, угрожая казнить их, после чего М., Ф. и Т. сами пришли к правителю и признались в содеянном. За отказ принести жертву идолам их по приказу Амахия подвергли пыткам. Затем мучеников положили на раскаленную решетку, однако мужество не покинуло М., Ф. и Т., и они говорили, что если палачи хотят как следует их поджарить, то нужно перевернуть тела на другой бок, потому что непрожаренное мясо невкусно. После жестоких мучений угодники Христовы предали свои души Господу. Похожие обстоятельства кончины приводятся в Мученичестве сщмч. архидиак. Лаврентия Римского († 258 (?); пам. 10 авг.; см. в ст. Лаврентий , мч. (пам. зап. 10 авг.)); святой также был положен на раскаленную решетку и предлагал палачам перевернуть его на другой бок, т. к. с одной стороны тело его уже испеклось. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память М., Ф. и Т. есть под 12 и под 13 сент., сказание о мучениках помещено под 13 сент. (SynCP. Col. 38, 40, 42). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ошибочно сказано, что М., Ф. и Т. были усечены мечом ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 130). Ист.: MartRom. Comment. P. 392-393. Лит.: Janin R. Macedonio, Theodoulo, Taziano//BiblSS. 1963. Vol. 8. Col. 445-446; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 285; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий (Симонопетрский). М., 2011. Т. 1: Сент.-Окт. С. 180-181. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561506.html

Исп. Мартин I, папа Римский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 40) Исп. Мартин I, папа Римский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 40) Поминовение М. на Западе и на Востоке совершалось в разные дни. Согласно «Воспоминаниям», понтифик скончался 16 сент., в день св. Евфимии (Ibid. P. 218-220), согласно греч. Житию - 13 апр. (см.: Peeters. 1933. P. 249-250). В Liber Pontificalis указано, что М. был похоронен 17 сент. (LP. T. 1. P. 338). С этим указанием связаны дни памяти святого - 18 авг. в рукописях Иеронимова мартиролога VIII-IX вв. (MartHieron. Comment. P. 450) и 16 сент. в мартирологах Флора Лионского и Вандальберта Прюмского. Краткое сказание о М., приведенное Флором, основано на Liber Pontificalis и на Хронике Беды Достопочтенного (см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 323-324). Архиеп. Адон Вьеннский и вслед за ним мон. Узуард указали поминовение М. под 10 нояб., в вигилию праздника св. Мартина Турского (в мартирологе Адона память святого помещена также под 18 авг.). Впосл. поминовение М. было перенесено на 12 нояб.; в Риме это произошло в XII в. ( Jounel. 1977. P. 179, 204). Под 12 нояб. память М., папы Римского и мученика, была внесена в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 513-514). В Византии поминовение М. совершалось 13 апр. и 16 сент.; реже встречаются другие дни памяти, напр. 13 авг. (вместе с прп. Максимом Исповедником) (SynCP. Col. 47-50, 63-64, 598-602; PG. 117. Col. 51-52; MartRom. Comment. P. 514). В Римско-католической Церкви с 1969 г. поминовение святого совершается 13 апр., в день его кончины (MartRom. (Vat.). P. 220) (см. также: Jounel. 1977; Der karolingische Reichskalender/Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 1298, 1300; Tl. 3. S. 1482, 1484, 1488-1489. (MGH. Mem.; 2); Neil. Seventh-Century Popes. 2006. P. 117-120). Согласно «Повествованиям...» и «Памятной записке», М. был похоронен в ц. Влахернской Богоматери, находившейся недалеко от городской стены Херсона.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010