Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРОН († кон. I в.?), сщмч., еп. Тамасский (пам. греч. 17 сент.). Упоминается вместе со сщмч. (свт.?) Ираклидием , 1-м еп. Тамасским, в Синаксаре К-польской ц. и в ряде визант. календарей (SynCP. Col. 54). Но в большинстве визант. памятников происхождение М. не уточняется, он просто упомянут перед Ираклидием (Ibid. Col. 51-52). Однако в стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.) Ираклидий и М. объединены общими двустишием и памятью, согласно к-рым они претерпели мученическую кончину в огне ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 167). Венецианские печатные Минеи называют обоих святых священномучениками. И. Делеэ отмечал, что в греч. Житии сщмч. Ираклидия из его учеников упомянуты только Мнасон , Родон и Феодор ( Delehaye. 1907. Р. 238). И в «Хронике» Леонтия Махераса (XV в.) среди епископов Тамаса, причисленных к лику святых, названы Ираклидий, Мнасон, Родон и Македоний ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30). Сомневаясь в существовании М., Ф. Алькен высказал предположение, что память Мирона , сщмч. Кизического, была ошибочно отмечена вместо 17 авг. 17 сент., а затем от Ираклидия к нему перешло прозвание Тамасского. В XIV в. стишной Синаксарь был переведен юж. славянами с названием «стишной Пролог», и в него вошли сведения про Ираклидия и М. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2008. Т. 1. С. 70), включенные затем в ВМЧ свт. Макария (ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1245). Ист.: Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286; H[alkin] F. S. Myron eveque de Tamasos en Chypre?//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 170; Τωμαδκης Ν. Β. Η Κυπριακ γιολογα κα μνογραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/86. Τ. 46. Σ. 205; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 168, 341; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 39-40; Γιγκου Θ. Χ. Ο κκλος τν ορταζομνων γων κα ο Κπριοι γιοι: Προσγγιση τς τσεως μ βση τος καννες κα τ Λεξιονρια//Εκκλησα Κπρου: 2000 χρνια χριστιανισμο. Λευκωσα, 2002. Σ. 247; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 1. 20112. Σ. 228. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/2563330.html

Ист.: SynCP. Col. 49-51; ActaSS. Sent. T. 5. Col. 29-30; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 157-159. Лит.: ЖСв. Сент. С. 318; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye H. Les Saints des Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 272-273; Sauget J.-M. Melitina, santa, martire a Marcianopoli di Tracia//BiblSS. Vol. 9. Col. 306-307; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 331-332; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 277. О. Н. А. Иконография Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Имя святой упомянуто среди имен 12 преподобных жен (все без описания) в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 178). Миниатюра со сценой мученичества М. предваряет ее Житие в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 42, 1-я четв. XI в.). На фоне пейзажа с живописными горками воин замахивается мечом, чтобы отсечь голову святой, к-рая изображена в падении от толчка палача. М. молода, голова не покрыта, 2 вьющиеся пряди длинных каштановых волос спадают на спину; облачена в лилового цвета платье. В отдалении справа изображено строение, 2-й ярус к-рого представляет собой киворий, в его пространстве видна поверженная фигура кумира, еще одна падает на землю на уровне 1-го яруса здания. Предположительно святая изображена в Минологии на сент., созданном во 2-й пол. XI в. в скриптории к-польского мон-ря апостолов Петра и Павла в Пане (Bodl. Barocci 230; под 16 сент.), и в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 9v, 1322-1340 гг.) - ростовой образ вмц. Евфимии Всехвальной фланкируют 2 полуфигуры дев, одна из них, очевидно, М. (в красном мафории, с крестом в руке), другая - мц. Севастиана (в коричневом мафории). В настенных минеях ряда храмов представлена сцена мучения М., напр. в росписи притворов: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18); ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия (ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/2562896.html

Речь идет, видимо, о победоносной кампании против персов 296-298 гг. ( Lact. De mort. persecut. IX). Мученическую кончину святые приняли уже после того, как император вернулся с войны и начались массовые гонения на христиан (т. е. после 303). Почитание Д. зафиксировано уже Сирийским мартирологом 411 г. Под 12 адара (марта) здесь значится имя Домна в искаженной форме «Ромна» (Романа) (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau//PO. T. 10. P. 14). В Мартирологе блж. Иеронима имя Домна появляется под тем же числом также в искаженном виде - «Доната». При этом И. в древних мартирологах не упоминается. В Римском мартирологе И., Д., Агапа (настоятельница общины, где скрывалась Д.) и Феофила упоминаются под 28 дек. В славянской традиции память И. и Д. также праздновалась 28 дек. Свт. Димитрий, митр. Ростовский, поместил память И. и Д. также под 3 сент. вместе с памятью сщмч. Анфима. На основании Четьих-Миней Димитрия Ростовского память мучеников под 3 сент. впервые появилась в христ. календаре, составленном архим. Аполлосом (Байбаковым) и изданном в 1784 г. в Москве. В визант. синаксарях Сказание об И. и о Д. помещается под 28 и 30 дек. Кроме того, под 30 сент. приводится память той же дружины Никомидийских мучеников без сказания; им была положена служба по уставу Великой церкви. По этому же уставу, а также по Евергетидскому, память И. и Д. и их дружины отмечена еще и 3 дек. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 121, 169). В стишном Прологе, равно как и в стишных греч. синаксарях, для И. и для Д. помещены разные стихи. Ист.: BHG, N 822z - 823a; BHO, N 457; SynCP. Col. 94, 349-352, 357-358; MartHieron. P. 24, 30-31, 117; MartHieron. Comment. P. 497-498; MartRom. Comment. P. 604; Martyrium SS. Martyrum Indae et Domnae//PG. 116. Col. 1037-1082; Martyrium S. Martyris Anthimi//PG. 115. Col. 173-174; Κοικυλδης Κ. Βοι τν παλαιστινν γων. Ιερουσαλμ, 1907. Σ. 60-82; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 428-431; ЖСв. Дек. С. 785-803. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. C. 619-620; Т. 2. C. 304, 375, 395, 398; Т. 3. C. 525; Gaiffier B., de. Palatins et eunuques dans quelques documents hagiographiques//AnBoll. 1957. Vol. 75. P. 36-40; Παπαδπουλος Σ. Γ. Ινδης//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 877-878; Sauget J. M. Indes, Domna//BiblSS. Vol. 7. Col. 792-794; Van Doren R. Domna//DHGE. T. 14. Col. 636; Aubert R. Indès//Ibid. T. 25. Col. 1052-1053; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118, 216. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/389573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων; лат. Zeno] († 303), мч. Никомидийский (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 28 дек.; пам. зап. 22 дек.). Сведения о З. содержатся в Мученичестве Индиса и Домны, составленном прп. Симеоном Метафрастом (X в.). Повествование о З. входит в него как составная часть и, возможно, ранее существовало как самостоятельное произведение. После сожжения христиан в никомидийской церкви (см. ст. Никомидийские мученики ) имп. Галерий (293-311) с войском совершал жертвоприношение в храме Деметры. Среди присутствовавших был воин-христианин З. (в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) он назван полководцем (στρατηγς), а не рядовым воином (στρατιτης)). Выступив вперед, З. обличил языческое заблуждение императора, за что Галерий приказал побить его камнями, вывезти за город и отрубить ему голову. Прп. Симеон Метафраст упоминает З. также в Мученичестве сщмч. Анфима Никомидийского (BHG, N 135). В Четьих-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского , под 3 сент. приводится то же сказание о З., что и под 28 дек., по этой причине в календаре РПЦ утвердилось 2 дня памяти З. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 27 апр. отмечена память еп. Зинона. По мнению болландистов, речь идет о З., к-рому ошибочно приписан епископский титул Анфима, поминаемого в тот же день (ActaSS. Nov. T. 2. Pars. 2. P. 212-213). В Римском мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) память З. отмечена 22 дек. Ист.: BHG, N 823; PG. 116. Col. 1073-1074 [Мученичество Индиса и Домны]; PG. 117. Col. 231-232 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 596-597; ЖСв. Дек. С. 799; SynCP. Col. 358; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 428. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 395; Т. 3. С. 525; Ζνων (6)//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1225; Sauget J.-M. Zenone//BiblSS. Vol. 12. Col. 1475-1476; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 163. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199869.html

Ист.: ActaSS. Sept. T. 4. P. 9-10; SynCP. Col. 38; PG. 117. Col. 44-45 [Минологий Василия II]; ЖСв. Сент. С. 267-268. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 368-369; Sauget J.-M. Cornuto//BiblSS. Vol. 4. Col. 197; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 259; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 127. О. Н. А. Иконография Ранние изображения К. связаны с его почитанием как епископа Икония и встречаются в росписи ряда каппадокийских храмов, чаще всего в апсиде: в ц. св. Варвары в Соганлы (нач. или 1-я четв. XI в.) и во 2-м слое росписи апсиды Карабаш-килисе в Соганлы (XIII в.), причем образ К. включен в ряд К-польских святителей, а также в поперечном проходе в восточной части Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (50-е или 60-е гг. X в.). Он изображен седовласым старцем в одеждах, подобающих сану,- фелони, с омофором. Этот тип иконографии сохранялся и в последующих памятниках, гл. обр. минейного типа, однако они немногочисленны, поскольку для календарных циклов предпочтительным стало изображение сщмч. Автонома, еп. Италийского, чья память приходится также на 12 сент. Сохранившиеся изображения К. представляют святого не единолично, а в сценах мучения. Так, на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 31, 1-я четв. XI в.) и в настенных минеях в росписи притвора ц. св. Апостолов в Пече (1561) изображено усекновение главы К.: святой простерт на земле, над ним палач, вынимающий меч из ножен (во 2-м случае - заносящий меч над головой святого). На миниатюре К. облачен в темную фелонь, которая покрывает сложенные в молении руки; на фреске он также в фелони, но с омофором. Еще одна сцена мученичества сохранилась в уникальном по составу изображений и по расположению минейном цикле в росписи нартекса ц. Св. Троицы монастыря Козия (между 1390 и 1391) - святого без одежд тянут за связанные тонким прутом ноги. Рассказ об этом истязании содержится в Житии К., что дает основание идентифицировать изображенного здесь мученика как К., несмотря на то что фрагментарно сохранившаяся надпись: «(  ) (...)  ()» - может быть реконструирована как имя сщмч. Автонома, еп. Италийского (пам. 11 сент.).

http://pravenc.ru/text/2458721.html

В К-поле на берегу бухты Золотой Рог имп. Юстиниан I построил храм во имя А. (Прокопий О постройках. I 6), имп. Лев I построил в честь А. храм около Ксирокерка. В Минологии Василия II говорится, что глава А. находилась в Никомидии, где на ней не переставали расти волосы и от нее происходило множество чудес. Память А. отмечена 3 сент. в большинстве греч. календарей. По Типикону Великой ц . IX-X вв. служба его совершается в храме сщмч. Анфима на берегу Золотого Рога (Mateos. Typicon. P. 12). Согласно редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 14-15) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259-260) - на утрене 3 сент. полагалось читать житие А., написанное Симеоном Метафрастом. Служба А. включена в Иерусалимский устав , начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 29). Краткое житие А. помещено в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 25) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 9). Память и стих А. указываются в Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 327) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 93). Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси являются упоминания его в рукописях кон. XI в. Память А. отмечена в месяцеслове Архангельского Евангелия 1092 г. (Л. 124 об.), служба святого содержится в Минее 1095-1096 гг. (РГАДА. Син. тип. 84.- Ягич. Служебные Минеи. С. 022). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный в нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещено пространное житие А. (BHG, N 134y) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 10 (1-я паг.)). Ист.: BHG, N 134-135; Евсевий. Церк. ист. VIII 6. 6; 13. 1; ActaSS. Apr. T. 3. P. 487-491; PG. 115. Col. 172-184; ЖСв. Сент. С. 61-72. Лит.: Janin R. Anthime (6)//DHGE. T. 3. Col. 530; Mara M. G. Contributo allo studio della «Passio Anthimi». R., 1964; Janin. Églises et monastères. P. 33-34; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 770; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 42.

http://pravenc.ru/text/114104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПА Мч. Папа Ларандский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia Мч. Папа Ларандский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia [Греч. Ππας] (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.). Источником сведений о П. служат синаксарные сказания, вероятно основанные на несохранившемся Мученичестве. Происходил, возможно, из г. Ларанда (ныне Караман) в Ликаонии. Проповедовал христ. веру и многих обратил ко Христу. При имп. Максимиане (286-305), соправителе имп. Диоклетиана, был схвачен и по приказу правителя Магна подвергнут пыткам. П. жестоко бичевали, сломали ему кости лица, строгали тело железными орудиями, затем приказали надеть обувь с гвоздями и бежать за лошадьми Магна из Ликаонии в Исаврию: сначала в г. Диокесарию (в нек-рых источниках Неокесария), затем в Селевкию, главный город Исаврии. Во время этих истязаний мученика привязали к сухой смоковнице и стали наносить побои, после к-рых он предал душу Господу, а дерево вскоре стало обильно плодоносить. Честные мощи П. были перенесены в Ликаонию. Под 18 окт. в Синаксаре К-польской ц. есть память сщмч. Папы без сказания (SynCP. Col. 148); вероятно, это др. святой, т. к. сведений о том, что П. был священником или диаконом, нет. В древних зап. Мартирологах память П. не указана. Кард. Ц. Бароний внес ее в Римский Мартиролог под 16 марта. Архиеп. Сергий (Спасский) предполагает, что первоначальным днем памяти П. было 14 сент., т. е. тот же день, когда Церковь отмечает Воздвижение Честного Креста Господня, по этой причине память П. перенесли на 16 марта. Также архиеп. Сергий не согласен с т. зр. прп. Никодима Святогорца, к-рый считал, что под 14 сент. и под 16 марта почитаются 2 разных святых по имени Папа, т. к. в визант. стишных Синаксарях им посвящены разные двустишия. В Синаксаре Макария Симонопетрита мученичество П. отнесено ко времени правления имп. Максимиана Галерия (293-311) ( Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 184).

http://pravenc.ru/text/2578907.html

Как следует из вступления к Похвальной беседе свт. Иоанна Златоуста, память И. и М. совершалась вскоре после памяти сщмч. Вавилы, еп. Антиохийского . По мнению исследователей, речь идет о празднике в честь этого святого, к-рый зафиксирован 24 янв. в древнейших календарях, начиная с Сирийского Мартиролога 411 г. В пользу этого предположения свидетельствует упоминание И. и М. под 29 янв. в сир. календаре VII в. из мон-ря Кеннешре недалеко от Эдессы и в одном из яковитских календарей Х в., а также 25 янв. в Моланском и Римских Мартирологах. В Синаксаре К-польской ц. краткое Житие И. и М. помещено под 9 окт. Под этой же датой их память указывается в большинстве греч. календарей, но в греч. печатной Минее и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца она перенесена на 12 окт. Свт. Димитрий Ростовский поместил сведения об этих мучениках в составленных им Четьих-Минеях под 5 сент., исходя из того, что память сщмч. Вавилы в более поздних календарях стала отмечаться 4 сент. Ист.: BHG, N 975; ActaSS. 1643. Ian. T. 2. P. 618-621; 17342. Ian. T. 2. P. 232-235; Ioan. Chrysost. In homiliam in SS. martyres Juventinum et Maximinum//PG. 50. Col. 571-578 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвальная беседа о св. мучениках Иувентине и Максимине//Творения. М., 1994р. Т. 2. Кн. 2. С. 619-623); MenolGraec//PG. 117. Col. 97; SynCP. Col. 121-122; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Ed., trad. F. Nau. P., 1915. P. 12, 37-38. (PO; T. 10. Facs. 1); MartRom. Comment. P. 35; Theodoret. Hist. eccl. III 15; ЖСв. Сент. С. 126; Окт. С. 211; Νικδημος. Συναξαριστς. 19933. Τ. 1. Σ. 336-337. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 272, 313; Т. 3. С. 359; Franchi de " Cavalieri P. Dei santi Gioventino e Massimino//Note agiografische. R., 1902. T. 1. P. 59-63; 1915. T. 5. P. 46, 51; 1953. T. 9. P. 169-200; Peeters P. La date de la fête des SS Juventin et Maximin//AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 77-82; Delehaye. Origines. P. 196; Παπαδοπολου Σ. Γ. Ιουβεντνος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 920-921; Sauget J.-M. Gioventino у Massimino//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1070-1073; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 217; Aubert R. Juventinus et Maximinus//DHGE. 2003. T. 28. Col. 700-701.

http://pravenc.ru/text/1237741.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИН Мученичество св. Домнина. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 79) Мученичество св. Домнина. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 79) (292-311), мч. (пам. 1, 28 окт., пам. зап. 30 марта), пострадал в Фессалонике при имп. Галерии . Сказание о страдании Д. находится в составе большинства визант. синаксарей. Уроженец Фессалоники, Д. был христианином с детства и, возмужав, стал проповедовать Христа согражданам. Когда император прибыл в Фессалонику, намереваясь устроить здесь резиденцию, и начал строительство дворца, ему донесли о Д. Галерий призвал его к себе и предложил выбор между принесением жертвы богам и смертью. Святой исповедовал себя христианином, отказавшись исполнить требование властителя. Видя твердость Д., император велел вывести мученика из города в пустынное место и, перебив кости и отрубив ноги, бросить там. В страшных мучениях Д. прожил еще 7 дней, не принимая пищи, и отошел ко Господу. Еще одна версия мученичества Д. из Минология имп. Василия II стала основой для слав. проложного сказания, где имя мученика изменено (на Домник), местом страдания названа Селевкия. В такой редакции это сказание помещено в ВМЧ. В XVII в. при подготовке слав. печатного Пролога имя было исправлено на Д. В ряде греч. синаксарей содержится краткая редакция сказания о мученичестве Д. под 28 окт. Какой из дней памяти Д. связан с днем кончины, а какой с перенесением мощей - неясно, но именно 28 окт. по синаксарным указаниям, а также типикону Великой ц. полагалось торжественное празднество в честь Д. в ц. св. арх. Михаила в Лифостроте. Заметки о мученичестве Д., как правило, с различными искажениями и неточностями присутствуют также в ряде зап. мартирологов: Иеронима, Римском, Узуарда, в каролингских версиях. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 727-729; SynCP. Col. 93, 169; PG. 117. Col. 81-82; MartHieron. P. 24; MartRom. Comment. P. 118, 429; MartHieron. Comment. P. 167; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 305; ВМЧ. Окт., день 1. Стб. 3-4; Mateos. Typicon. P. 88-89. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.)

http://pravenc.ru/text/178883.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ, ЕВАНФИЯ, ДИМИТРИАН [греч. Δημτριος, Εανθα, Δημητριανς] († I в.), мученики (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 и 13 сент.). Сведения о Д., Е. и Димитриане, обращенных к вере сщмч. Корнилием Сотником , содержатся в житиях этого святого. Согласно краткому рассказу, помещенному в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), Корнилий жил в апостольское время и был одним из первых язычников, уверовавших во Христа. Ап. Петр крестил Корнилия и направил его в г. Скепсис в М. Азии проповедовать Евангелие. В этом городе жил некий философ Д., вероятно правитель Скепсиса и яростный противник христ. веры. Корнилий не подчинился его приказу принести жертву языческим богам. По молитве Корнилия произошло землетрясение, разрушившее храм и находившихся в нем идолов. Когда Д. узнал, что его жена Е. и сын Димитриан оказались под обломками стен обрушившегося храма и оттуда взывали к христ. Богу и Его служителю Корнилию, он побежал в темницу, где был заключен святой, и увидел его освобожденным от оков ангелом. Припав к ногам Корнилия, Д. обещал креститься со всем своим домом, если по молитве святого он вновь увидит жену и сына живыми. Тотчас Е. и Димитриан вышли из-под развалин невредимыми. Д. исполнил обещание и вместе с женой, сыном и всеми подвластными ему людьми обратился ко Христу. В этом синаксарном сказании не указаны время, место и обстоятельства мученической кончины Д., Е. и Димитриана. В пространном Житии Корнилия Сотника, написанном прп. Симеоном Метафрастом (X в.), содержатся дополнительные сведения: Д. назван не только философом, но эпархом Скепсиса. Кроме того, автор Жития сообщает, что после освобождения Е. и Димитриана из-под обломков стен разрушенного храма вместе с правителем и его семейством крещение приняли 207 жителей города. Корнилий прожил в Скепсисе до глубокой старости, проповедуя Евангелие язычникам, наставляя их в истинной вере и крестя новообращенных. После смерти Корнилия Д., Е., Димитриан и др. верующие с честью похоронили его. В этом житии не содержится сведений относительно мученической кончины Д., Е. и Димитриана. Однако в стишных синаксарях говорится, что они были заморены голодом (Paris. gr. 1582, XIV в., и др.). В Минее Paris. gr. 1583 (XIII в.) Д. упоминается как священномученик. Ист.: PG. 114. Col. 1293-1312 [ Симеон Метафраст. Житие Корнилия Сотника]; SynCP. Col. 33-34, 37-40 [краткое житие]; ЖСв. Сент. С. 276-286; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 125. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 367; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1062; De Orbiso T. G. Cornelio//BiblSS. Vol. 4. Col. 189-192; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 109. А . Н . Крюкова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178201.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010