Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время 1839–1889 годов Источник Содержание Введение Глава I. Епархиальное Управление Глава II. Белое духовенство Глава III. Материальный быт белого духовенства Глава IV. Монастыри и монашествующее духовенство Глава V. Религиозно-нравственное состояние паствы в Литовской Епархии Глава VI. Меры правительства в Литовской епархии для борьбы с враждебным влиянием католицизма Глава VII. Церкви Глава VIII. Богослужение Глава IX. Состояние церковной проповеди в Литовской епархии Заключение Приложение Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Используемая литература     Введение 25 марта 1889 исполнилось пятьдесят лет с того знаменательного события, когда 1,5 миллиона униатов бывшего Великого Княжества Литовского и Белоруссии, отторгнутые в 1596 году от православия к единению с Римом посредством насилия, коварства, лести и обмана, были приведены обратно к церкви православной. Событие это, должно было иметь весьма важное значение, как в церковном, так и политическом отношении, так как предполагалось, что через него должны были разрушиться вековые усилия поляков католиков совершенно уничтожить всякие следы православия в этих странах и порваться те связи, которые дотоле крепко соединяли западнорусский народ с польщизной и католицизмом. Как подготовлялось это воссоединение униатов с православною церковью и как оно совершилось в 1839 году, об этом было много говорено в речах 1 и писано в статьях, брошюрах и целых книгах, 2 которые были составлены по поводу пятидесятилетнего юбилея означенного события. В своем месте и мы скажем об этом, по лишь настолько подробно, насколько это отвечает цели нашего труда, которая состоит в том, чтобы, на основании фактических данных, показать, насколько преуспело за 50 лет дело православия и русской народности в Литовской епархии и, следовательно, насколько оправдались те надежды, которые возлагались на это воссоединение униатов как церковью, так и правительством. Настоящий наш труд является завершением всех появившихся в печати наших работ по истории православной церкви в Литовской епархии, каковы: «Краткий исторический очерк Виленского женского училища духовного ведомства», г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евангельская история о Боге Сыне Святитель Феофан считал, что Евангелие нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним. Плодом таких размышлений и явилась «Евангельская история о Боге Сыне». Святитель Феофан Затворник пользовался в основном святоотеческой экзегезой: Златоустом, Феодоритом. Но свт. Феофан не пренебрегал и новейшими западными комментариями (даже «самыми крутоголовыми», как он выражался), что должно послужить уроком тем, кто боится современной библеистики: главное сохранять святоотеческой дух, верность Благой Вести. Полное название творения свт. Феофана Затворника — «Евангельская история о Боге Сыне, Воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов». Святитель Феофан Затворник ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ О БОГЕ СЫНЕ ВОПЛОТИВШЕМСЯ НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ, В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ИЗЛОЖЕННАЯ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ЕВАНГЕЛИСТОВ «Евангельская история о Боге Сыне» — один из важнейших истолковательных трудов святителя Феофана Затворника, занимающий особое место в русской духовной литературе. В нем дается нам удивительный путеводитель по Святому Евангелию — главной Книге, ведущей человека ко спасению. Вся земная жизнь Спасителя нашего подробно изложена автором словами святых Евангелистов в хронологической последовательности. Читатель легко найдет описание интересующего его события Евангельской истории по заглавию частей и параграфов, обозначающему их содержание. Желающим узнать место какого–либо события в общем течении других сказаний Евангельской истории помогут алфавитный указатель и подробная хронологическая таблица. В обширном обращении к читателям святитель объясняет принципы и правила, принятые им для установления порядка евангельских событий, предлагает соответственный тому конспект Евангельской истории с обозначением главных ее частей и всех подразделений и подробное оглавление содержания Евангелий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЫЧКОВЫ рус. ученые, археографы, историки. Афанасий Федорович (15.12. 1818, Фридрихсгам Выборгской губ., ныне Хамина, Финляндия - 2.04.1899, С.-Петербург). Из старинного дворянского рода Ярославской губ. Род. в семье офицера, детство провел в Финляндии. В 1833 г. определен в пансион при ярославской гимназии, в нач. 1834 г. зачислен в 5-й класс гимназии. После окончания гимназии в 1836 г. поступил в Московский ун-т на медицинский фак-т, в том же году перешел на 1-е отд-ние философского фак-та (впосл. переименован в историко-филологический фак-т), избрал предметом своих занятий рус. историю. Часто посещал квартиру М. П. Погодина , где работал со старинными рукописями. К студенческим годам относятся первые научные и лит. опыты А. Ф.- «Указатель к сочинению Н. С. Арцыбашева «Повествование о России»» (1838) и «О влиянии внешней природы на народ и государство» (в 1837 сочинение удостоено серебряной медали). В 1840 г., после окончания ун-та, поступил на службу в Археографическую комиссию, с к-рой был связан до конца жизни (с 7 окт. 1840 чиновник, с 1854 член комиссии, в 1854-1873 главный редактор издания ПСРЛ, в 1865-1873 правитель дел, с дек. 1891 председатель комиссии). В 1856-1889 гг. под редакцией А. Ф. вышли 6 томов ПСРЛ (7-10, 15, 16), новые издания Лаврентьевской летописи, А. Ф. совместно с Н. П. Барсуковым составил подробный указатель личных имен к ПСРЛ (на буквы А-К), переиздал опубликованную Я. И. Березниковым в неполном виде 2-ю и 3-ю Новгородские летописи. В 1841-1850 гг. одновременно преподавал рус. словесность в дворянском полку. 15 марта 1844 г. стал хранителем Отд-ния рукописей и старопечатных церковнослав. книг Публичной б-ки. В течение неск. лет создал инвентарный каталог, указатель рукописей. В 1848-1862 гг. заведовал Отд-нием рукописей и старопечатных церковнослав. книг и Отд-нием рус. печатных книг и периодики; в Отд-нии печатных книг под его руководством составлен алфавитный каталог, значительно пополнено собрание редких книг. По заключению, составленному А. Ф., было принято решение о покупке казной Древлехранилища Погодина, книги и рукописи к-рого в 1852 г. были переданы императором в б-ку; А. Ф. составил их описание. С 1850 г. в «Отчетах» б-ки регулярно публиковал сведения о поступивших в б-ку рукописях и книгах на церковнослав. и рус. языках.

http://pravenc.ru/text/153749.html

II. О народности в древнерусской литературе и искусстве (По поводу новых сочинений и изданий епископов Филарета и Макария, гг. Пыпина, Равинского, Сухомлинова и Ундольского). I. В последнее время появилось несколько замечательных сочинений по истории русской словесности. Филарет, епископ Харьковский, издал в ученых записках Академии наук (кн. 3-я, 1857 г.) Обзор русской духовной литературы от 862 по 1720 г. В той же части академических записок помещено сочинение профессора Сухомлинова О древней русской летописи, как памятнике литературном 145 . Макарий, епископ Виницкий, в своей Истории русской церкви (три части, 1857 г.), посвящает несколько глав подробной характеристике литературных произведений до XIII века, до которого доведена им история церкви в этих трех частях. Г. Пыпин, которому русская литература обязана открытием превосходного древнерусского стихотворения о Горе Злочастии, издал Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских (1857). Это сочинение обнимает нашу повествовательную литературу от XV и даже от XIV века до начала XVIII. Сверх того, между новейшими изданиями русских литературных памятников, почитаем обязанностью обратить внимание читателей на изданное г. Ундольским в «Русской Беседе» (1856 г. 2), по рукописи XV века, знаменитое в нашей древней литературе Слово или Моление Даниила Заточника. Обнародованный г. Ундольским памятник бросает совершенно новый свет на это древнее произведение. Епископ Филарет имел в виду, на основании всех новейших исследований и открытий, составить руководство вроде известного Словаря о бывших в России писателях духовного чина; потому что, как справедливо замечает он, этот Словарь «в настоящее время оказывается очень недостаточным». Желая соединить удобство словаря с систематическим обозрением, автор распределил писателей по векам, присоединив в конце алфавитные указатели сочинителей и литературных произведений. «Решаясь обозреть русскую духовную литературу, говорит он во введении к своему почтенному труду, мы не принимаем на себя писать подробную историю ее. Для такого сочинения в настоящее время не достает еще многих данных; а писать историю по предположениям, по соображениям, не основанным ни на чем – дело не умное». Обращая внимание читателей на это вполне справедливое мнение, не можем не порадоваться, что для разработки русской литературы наступила наконец пора строгого, положительного изучения, фактического знакомства с нашей стариной, когда уже становятся совершенно невозможными все мечтания и гадания, основанные на одних досужих предположениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Анзерский-Троиц., Арх. г., II, 1257. Аникеевская, Волог. г., II, 715. Антониева-Введен., Волог. г., II, 1042. Антониев-Дымский, Новг. г., I, 15. Антониев-Ивицкий, Новг. г., II, 906. Антониев-Леохнов, Новг. г., II, 906. Антониев-Любечс., Черниг. г., II, 616. Антониев-Краснохолмский, I, 16. Антониев-Римлянина-Новгор., II, 617. Антониев-Сийский, Архан. г., II, 618. в Арамазке Лихоткин., Вят. г., II, 1321. в Арбазове-Благовещ., Новг. г., II, 636. Ардынская-Богород., Смол. г., II, 1028. Арзамасский-Алексеев., I, 9. Арзамасский-Николаев.-Новые Прощи, II, 970. Арзамасский-Спасский или Спасо-Преображ., II, 1184. Аркадиевская, Харьк. г., II, 619. Аркадиевский или Аркаж – Богород. Успен., Новг. г., I, 17. Арсениева-на-Масляне, Волог. г., II, 620. Арсениев-Комельс., Волог. г., II, 621. Архангел. под Болотом, Волог. г., II, 622. Архангел.-Боровенс.-Гордеева, Новг. г., II, 678. Архангел.-Василь., Нижег. г., II, 625. Архангел. на Всполье-Твер., II, 627. Архангел.-Княгининский, II, 626. Архангел.-Корельс., Архан. г., II, 629. Архангел.-Лальский, I, 19. Архангел.-Михаилов.-Псков., II, 1354. Архангел.-Михаил. – Чудов-Московск., II, 1357. Архангел.-Телегов, Волог. г., II, 1258. Арханг.-Устьвымс., Волог. г., II, 1330. Архангел.-Устюжский, II, 623. Архангел.-Юрьевский, II, 628. Архангел.-Ядринский, II, 624. Астраханский-Благовещ., I, 29. Астраханский-Иоанно-Предтеч. или Ивановский, II, 842. Астраханский – Спасо – Преображен. или Спасский, I, 449. Астрахан.-Троиц.-Николаев., II, 1275. Афанасиевский-Лихвинский, I, 20. Афанасиевский-Мещевский, II, 1044. Афанасиевский-Моложский, I, 22. Афанасиевский-Ярославский, I, 21. Ахтырский-Троиц.-Благовещ., I, 24. Б Бабаевский, Костр. г., II, 630. Бабозерская, Волог. г., II, 951. Балахнинский-Покров., II, 1061. Балахнинский-Христорожд., II, 1344. на Балбаше Керженский, Нижег. г., II, 1315. Батуринский-Крупиц.-Николаев., Черниг. г., II, 900. на Бережках Новинский-Московский, II, 1015. Березовского Борку, Влад. г., II, 1293. Берендеевский – Пятниц.-Николаевский, Моск. г., II, 1104.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. П. Барсуков. Акварель. Худож. П. Шереметев. 1892 г. (ГИМ) Николай Платонович (8.11.1838, Липецк - 23.11.1906, С.-Петербург), историк, археограф, библиограф. Из старинного дворянского рода. Учился в Воронежском кадетском корпусе (1850-1856), затем Константиновском военном уч-ще в С.-Петербурге, после окончания к-рого в 1859 г. подал в отставку по состоянию здоровья. В 1859-1862 гг. в качестве вольнослушателя посещал занятия на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та. С 1863 г. являлся сотрудником (с 1870 - членом) Археографической комиссии. С 1868 г. помощник начальника б-ки и архива Святейшего Синода, в 1883-1906 гг. начальник архива Мин-ва народного просвещения. Чл.-кор. ОЛДП (с 1877, с 1900 почетный член), член-сотрудник РАО (с 1879), член ОИДР (с 1881), Киевского церковно-археологического об-ва (с 1900), ОЛРС (с 1901). Научная деятельность Б. во многом связана с архивной и библиографической работой. В 60-х гг. XIX в. он исследовал ряд личных архивов (Д. Б. Голицына, К. С. Сербиновича, П. В. Киреевского и др.). С 1866 г. печатался в журналах «Русский архив» , «Вестник Европы» и «Русская старина». В «Русском архиве» опубликовал «Заметки о Пушкине», материалы о Н. М. Карамзине и др. Составил библиографический указатель за первые 5 лет издания «Русского архива» и алфавитные указатели к этому журналу за 60-70-е гг. XIX в. Среди многочисленных публикаций Б. в «Вестнике Европы» особо следует отметить подробный «Библиографический обзор епархиальных губернских ведомостей за 1865 г.», многочисленные материалы о М. П. Погодине . С сер. 60-х гг. XIX в. Б. сотрудничал в газетах «Русский» и «Московские ведомости». В 70-х гг. сблизился с семьей Вяземских, в 1872-1878 гг. разбирал архив кн. П. А. Вяземского и фактически был редактором его Собрания сочинений (СПб., 1878-1896. 12 т.). В 1897-1905 гг. в сб. «Старина и новизна» Б. опубликовал мн. документы из Остафьевского архива князей Вяземских. Им составлены систематические указатели к сб. П. И. Бартенева «Осмнадцатый век» (1868-1869) и ж. «Русский архив» за 1863-1875 гг., совместно с А. Ф. Бычковым - «Указатель к 8 томам ПСРЛ» (СПб., 1868).

http://pravenc.ru/text/77616.html

прот. Иоанн Чижевский 2 Полное Собрание Законов имеется только в немногих высших приличных местах и в дух. консисториях. С 1859 г. все Высочайшие повеления и указы Св. Синода печатались в «Церковной Летописи», при журнале «Духовная беседа», который не был обязательным к выписке для церквей; с 1876 г. печатались в журнале, тоже не обязательном для получен церквами, «Церковный Вестник», а с 1888 г. в журнале «Церковные Ведомости», получение которого обязательно для всех церквей, указы же и распоряжения епарх. начальств печатаются в «Епархиальных Ведомостях», а потому только с 1888 г., во всех архивах церквей, можно найти и постановления и распоряжения Правительства. 3 Доказательством этому служит то, что в журналах: «Церковные Ведомости» и «Церковный Вестник» в каждом почти выпуске помещаются вопросы духовенства и ответы на оные, по разным случаям церковно-гражданской практики, нередко даже по самым простым. 4 «Церковное Письмоводство» в 1893 г. напечатано третьим изданием, в том же году напечатана вторым изданием «Инструкция Церковным Старостам», а в 1896 г. вторым изданием «Об епарх. Попечительствах». Содержание брошюры «Божия Свеча» напечатано отдельно, на большом листе для рам. Под моею же редакцией напечатано первое издание «Руководства к производству, дознаний и следствий по проступкам духовенства» составленное Пермским Протоиереем А. Луканиным. 5 Так напр. Маврицким в 1878 г. «Указы Св. Синода с 1721–1876 г.» и им же в 1883 г. «Церковное Благоустройство»; в 1878 г, протоиереем Луканиным «Хронологический указатель узаконений по духовному ведомству», а в 1889 г., им же, вторым изданием «Руководство к производству дознаний и следствий по проступкам духовенства», Ивановскими в 1883 г. «Обозрение церковно-гражданских узаконений», Нечаевым в 1884 г., а в 1894 г. четвертым изданием: «Практическое руководство для священнослужителей», Забелиным в 1882 г. «Права и обязанности пресвитеров»; Барсовым «О действующих и руководствующих церковных и церковно-гражданских постановлениях по ведомству православного исповедания»; Булгаковым в 1892 г. «Настольная книга для священнослужителей»; Григоровским в 1894 г. «О родстве и свойстве» а в 1896 г. «О браке и разводе»; Завяловым «Указы Св. Синода с 1867–1896 г.»; Калашниковым в 1891 г. «Духовные и гражданские законы по делам брачным и о законности рождений», им же в 1893 г. «Алфавитный указатель действующих и руководственные канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Св. Синода с 1721–1893 г.» и то же самое издано во многом дополненное в 1896 г. вторым изданием. – Это последнее издание, справедливо может назваться единственным, подробным справочным сводом в алфавитном порядке церковно-гражданских узаконений, и потому, вполне заслуживает внимания духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. Александр Мозговой Источники по трудам св.Николая Японского и истории Японской Церкви Скачать epub pdf Содержание Записки современников святителя Николая Важные научные работы Диссертации     ДНЕВНИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО : в 5-ти т./Сост.К.Накамура. СПб.: Гиперион, 2004. Т.1. (1870–1880). – 464 с.; Т.2 (1881–1893). – 880 с.; Т.3 (1893–1899). – 896 с.; Т.4 (1899–1904). – 976 с.; (1905–1912) – 960 с. Тираж 500 экземпляров. Издание сразу стало библиографической редкостью. Текст Дневников сделан с машинописной копии, содержащей многочисленные ошибки, о чем издательство «Гиперион» честно предупреждает читателей (см. Т.1., стр.332). Отсутствуют переводы японских слов Дневников, что иной раз приводит к полной непонятности текста («…просит там коогисё основать. У инославных там главные – гакудзюсу, а не ученье; у православия цели другие – учение внушать,– итак, там нужно нам коогидзё и денкёосё.»; Т.2., стр.408). Тем не менее именно это издание представляет в настоящее время особую ценность, поскольку содержит полный текст Дневников и легко доступно в электронной форме (http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/). В 2018–2021 гг. из печати вышли первые пять томов трудов святителя . СОБРАНИЕ ТРУДОВ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО В 10 ТОМАХ. Т.1: ОФИЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА (1860–1883). – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА», 2018. 497 с. – карты; Т.2: ОФИЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА (1884–1912). – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА», 2018. 584 с. – карты.; Т.3: ПИСЬМА (1860–1911). – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА», 2019. 756 с.; Т.4: ДНЕВНИКИ (1870–1888). – М.: Николо-Угрешская духовная семинария, 2020. – 780 с. – карта.; Т.5: ДНЕВНИКИ (1889–1895), – М.: Николо-Угрешская духовная семинария, 2021. – 932 с. – карта. Тираж – 1000 экз. Для широкого читателя книги малодоступны. В электронном виде отсутствуют. Издание содержит богатый комментарий, есть переводы японских слов, алфавитные и справочные указатели. Достаточно подробные карты. Фотографий мало, качество печати их весьма среднее. В томах 1 и 2 (официальные документы) исключительно интересны ранее не публиковавшиеся официальные отчеты (рапорты) Японской Миссии в Россию. К сожалению, отсутствует большая часть приходно-расходных отчетов и даже часть обзорных годовых отчетов. Отсутствует и большинство приложенных св.Николаем к отчетам фотографий (поскольку св.Николай высылал отчеты в двух экземплярах – в Московское Миссионерское Общество и в Синод – обнаружение их в будущем вполне возможно). Третий том – частные письма разным лицам – составляет уцелевшую малую часть эпистолярного наследия святителя (часть писем святителя считалась уничтоженной еще в 1914 году году, см. ниже статью Д.Карпука). 4 и 5 тома содержат Дневники св.Николая с 1870 по 1895 год. Высоким достоинством текста этих томов является выверка Дневников непосредственно по оригиналам, включение переводов японских оборотов текста и достаточно подробный к ним комментарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Вышла в свет книга об истории Православия на Белорусской земле Москва, 17 февраля 2006 г . В серии " Материалы по истории Церкви " , выпускаемой Издательством Крутицкого подворья и Обществом любителей церковной истории с 1991 г ., вышла в свет очередная (38-я) книга. Читателям предложено исследование молодого белорусского церковного историка, клирика Гомельской епархии священника Димитрия Шиленка (род. в 1977 г .) " Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922 - 1939 гг.) " . Подобные исследования по " региональной церковной истории " уже выходили в рамках серии " Материалы по истории Церкви " и не прошли незамеченными читателями. Здесь следует назвать книгу митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка) " Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине " , труд покойного митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона (Докукина) " История Христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России " , сборник " Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии " . Главной темой очередной книги серии стала история " обновленческого " раскола на Белорусской земле и борьба Патриаршей Церкви за церковное единство. Автор подробно рассказывает о возникновении и распространении раскола в епархиях, расположенных на территории Белоруссии. История раскола представлена о. Димитрием без приукрашения, на основе подлинных документов эпохи. В ходе работы над книгой о. Димитрий просмотрел большое количество архивных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. В книге даны биографии главных белорусских раскольнических деятелей, отражено влияние богоборческой власти на возникновение раскола, рассказывается о закате " обновленческого " движения, совпавшего в Белоруссии с волной репрессий середины 1930-х годов. Надо заметить, что исследование о. Димитрия является не только первым шагом на пути изучения драматической истории раскола в Белоруссии, но и одной из первых научных монографий по новейшей истории Православной Церкви в Белоруссии. Книга снабжена ценными фотографиями того времени, в приложении помещен список обновленческих кафедр и их архиереев, источников и литературы, использованных при написании работы, алфавитный указатель личных имен.

http://pravoslavie.ru/16323.html

Епископ Арсений (в миру Антоний Ильич Иващенко; 1831–1903) — церковный писатель, агиограф, историк, византинист, епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Главный труд епископа Арсения по церковной истории — «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные», — от Рождества Христова до 1879 года». В ней погодно обозреваются факты церковной истории. Эта книга выдержала четыре издания, а в 1900 году, в пятом издании, доведенная до 1898 года. Видно, что автор, придерживаясь провиденциального взгляда на церковную историю, вместе с тем предлагает и чисто научное объективное ее исследование. События описываются кратко, излагается самая сущность. Книга ценна тем, что в ней можно найти точные данные о событиях из государственной и церковной областей жизни. Автор должен был очень много потрудиться, чтобы дать хотя и кратко исторические сведения за девятнадцать веков. Ценным и облегчающим труд нахождения нужной темы является »Алфавитный указатель имен, лиц, названий мест и других предметов, встречающихся в Летописи», помещенный в конце книги. Летопись епископа Арсения имеет для историков не меньшую ценность, чем известные труды Барония, которые он дополняет, так как здесь более подробно и тщательно описываются судьбы Восточной Церкви, тогда как Бароний после разделения Церквей говорит только об истории Западной Церкви, совершенно умалчивая о Восточной. Для всех интересующихся историей Церкви. Данный труд епископа Арсения (Иващенко) пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf . Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова до 1879 года/[Соч.] Архим. Арсения. - Новое изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Славян. печ. (И.В. Вернадского), 1880. - 854, XVIII, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010