Для тех, кто выдумывает эти наветы, – для них документы не имеют значения. Военно-полевой суд карает по «внутреннему убеждению»!! И всё-таки я пишу. Чтобы моя совесть журналиста была спокойна: я сделал всё, что мог, чтобы защитить правое дело от несправедливости! Итак, начинаю – показывать документы. Начну с «древней истории». Вот что писала газета крупными буквами 11 декабря 1916 года – то есть за 2,5 месяца до революции: «Опять Руси нужен Минин, как тот, который однажды в смутное время устроил хозяйство её и дал возможность довести войну до победы! Гос. дума не смогла выдвинуть его. Должны выдвинуть общественные организации!! Общим избранником страны может быть лишь один князь Георгий Ев. Львов». Через 2,5 месяца кн. Львов стал во главе революционного правительства. «Контрреволюционная» «Мал. газета» была единственная газета в России, которая в эпоху страшной реакции посмела прямо и твёрдо назвать это имя. Алексей Суворин, подписавший своим именем эту статью, был первым выборщиком нынешнего премьера! Чего же удивительного, что у газеты хватило смелости так же прямо сказать, что кн. Львов оказался слишком слаб для ответственного поста главы революционного правительства и должен быть заменён Колчаком? 103 Таково было отношение к власти у «контрреволюционной» «Мал. газеты» до революции. Теперь смотрите дальше. 3 марта 1917 г. «Наша программа и ныне остаётся, как была: русский народ; ответственное правительство; маленькие люди и крестьянство. Мы и ныне, как были, остаёмся вне партий, сочувствуя лучшей части программы каждой из них. Мы свободные социалисты. Из нынешних политических партий нам сочувственнее всех партия социалистов-революционеров, ибо в боевой морали своей она была до сих пор прямее других, и великий вопрос о земле она ставит в главу угла всей своей программы». 6 марта. «Великий кн. Николай Николаевич продолжает быть Верховным главнокомандующим. He вдаваясь в оценку военных способностей, мы полагаем, что Николай Николаевич при данных условиях не может занимать этот пост». (Убрали!)

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Прошло Вербное воскресенье. Дождь разбавлялся снегом или, наоборот, снег дождем. Из церкви шли с букетиками верб. Я решил, что на Пасху пойду в храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Ночью разведрило, и такая радостная, ранняя, ядреная луна неслась с востока в зенит, что я утешился, я знал, что в полнолуние Саша непременно чувствует себя лучше, а тут тем более такое полнолуние — первое весеннее, после которого в воскресенье — Христово Воскресение. Хочешь не хочешь, а на работу еще раз надо было сходить. Там же бумаги мои, там в памяти компьютера какая-никакая, а диссертация. Пусть конспект, но не оставлять же врагам. К компьютеру меня допустили. «Суворов! — надпись огромными буквами. — Спиши слова!» Конечно, начальник мой, великий Эдуард, мыслитель современности, подписавший смертный приговор введению в Россию демократии и за это ею изгнанный. Думаю, что изгнание это смертного приговора не отменило. «Саша, — передавал он мне на прощанье, — мы — русские, какое счастье! Представь, если б было как-то иначе. Отчитываюсь тебе, аспирант, в знании древнерусского, это потруднее портового сленга англоязычных. „Мнози страсти губительны суть человеку, от них же он потопляется, яко камение, в воду метаемое: гортанобесие, сребролюбие, гордыня, тщеславие, осуждение, блудодейственные деяние пиянства, дымоглотства, взирания в иностранщину паки окаянны, зело и вельми премерзостны. Свинии скотски грязи на своея щетины столь не навлекают, как человек на душу свою сими грехми студными…“ Ну и так далее. Суворов! Если услышишь, что со мною несчастный случай, — не верь, понимаешь почему… Сообщаю также, что я бросил пить, курить и выражаться одновременно. Привет от Иулиании». Я нашел свою тему и дал компьютеру приказ стереть ее. В следующую секунду приказ был исполнен. Гоголю было труднее уничтожить свою рукопись, подумал я, пришлось сжигать. Потом я всегда силился вспомнить тот момент, который должен был почувствовать. После ночной пасхальной службы вышел вместе со всеми из церкви. Она была как корабль, идущий навстречу рассветному, играющему в небесах солнцу. «Христос воскресе!» — говорили мне незнакомые люди. «Воистину воскресе!» — отвечал я, и мы целовались. И одно только было — скорей к Саше, похристосоваться с нею. Батюшка дал мне пасхальное, сверкающее росписью яйцо. И еще какая-то женщина подарила, такое пестренькое. И еще нищенка у выхода. Я бережно нес их, думая, что лучше не ложиться спать, а сразу ехать. В поезде высплюсь. Позвоню, поздравлю и поеду.

http://azbyka.ru/fiction/nezakatnyj-svet...

У нас, так же как и в Греции, части мощей святых в дни празднований святым былиполагаемы на налое для лобызания 693 , и так же как в Греции были носимы в крестных ходах 694 . (В настоящее время целые мощи некоторых святых, вместе с раками или не быв вынимаемы из рак, обносятся в дни празднований святым вокруг монастырей или вокруг церквей, в которых они почивают. Так, обносятся – в Новгороде: мощи Антония Римлянина; в Твери и Тверской епархии: мощи вел. кн. Михаила Ярославича, Макария Колязинского, Нила Столбенского и Ефрема Новоторжского; в Вологодской губернии: мощи Феодосия Тотемского; в Воронежской губернии: мощи Тихона Задонского ; в Киеве: митр. Макарии). XXI. Ответ на возражения против слова: «канонизация» Когда в первый раз я печатал настоящее исследование, в Московских Ведомостях помещена была заметка, под заглавием: «О канонизации, – историческая справка» (1894 г. 315), в которой неизвестный кто-то (подписавшийся буквами: Г. Г.) заявил протест против употребления слова: канонизация. Заметка, дающая видеть в ее неизвестном авторе одного из тех, немалочисленных у нас в настоящее время, «своего рода» охранителей церкви и государства, которые все зло одной и другого видят в профессорах академий и университетов, быв адресована ко мне, как к профессору академии, написана не в весьма хорошем тоне. Но, оставляя в стороне ее не весьма хороший тон, мы ответим на нее по существу, ибо очень возможно, что возражения, которые делает автор заметки против слова: канонизация, признаются основательными или по крайней мере требующими ответа и со стороны иных людей, вовсе не относящихся с предубеждением к профессорам академий. Автор заметки делает два возражения против употребления слова: канонизация. Во-первых, что оно есть слово новое в русском языке, недавно кем-то в него введенное. Во-вторых, что оно далеко не выражает соответствующего ему древнерусского православного понятия «о прославлении» святых. Оба возражения автора заметки должны быть признаны возражениями несостоятельными.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Очевидно, ум плоти, против которого воюет дух, живет не в зараждающих только органах, но в целом организме. Скопец борьбы не избегает и мучится в самых падениях своих. В ряду доказательств, приводимых скопцами в оправдание своего учения о необходимости оскопления нельзя не отметить еще одного доказательства, заимствуемого ими из строя жизни церковной. Доказательство это имеет своею целию оправдать существование скопцов, как общества с известными целями и состоит в указании на аналогическое явление, существующее в православной Церкви, именно на институт монашеский. Скопцы говорят: „если признавать нарушителями начал общежития скопцов, то не падает ли доля обвинения в том же и на господствующее учреждение монахов, так как, продолжают они, цель тех и других одна и та же и как от первых ничего быть не может, так и от последних не должно быть по уставу Церкви“. Мысль о монашестве скопцов в первый раз выражена самим основателем скопческой секты, который прямо утверждал, что скопцы „получили монашеский чин“ 865 ; потом эта мысль косвенно была выражена Елянским, который, как известно, хотел всех скопцов сделать иеромонахами 866 ; он же, далее, указывал на существование в древней Церкви монастырей, которые, по его словам, „составлялись из одних убеленных людей“ 867 . Как тот, так и другой, выражая мысль о монашестве скопцов, не имели, однако, в виду защищать существование общества скопцов, как особого монашеского института. В первый раз эта последняя мысль ясно была выражена в 1868 году по поводу Плотицынского дела, хотя и осталась без всякого развития. Неизвестный автор письма к редактору „Современных Известий“, подписавшийся буквами „Ф. M.“, имея в виду защитить скопцов, привел с этою целию несколько евангельских текстов, подходящих к цели и потом в заключении выразил уже приведенную нами мысль о равноправном положении скопцов и монахов 868 . Против этой мысли неизвестного автора, конечно, прежде всего должно возразить, что иное дело достигать девства путем нравственной борьбы и иное дело достигать того же путем физического уродства; первое есть нравственный подвиг, а второе – преступление. Если к этому присоединить, что скопцы нередко употребляют насилие над человеком, оскопляют, далее, детей, то преступление их еще более увеличивается и, очевидно, никак не может быть терпимо в обществе. Итак, приравнивать положение скопцов к положению монахов – нелепо и пропагандисты этой мысли, очевидно, не отличают того, что добро и что зло, что составляет добродетель и что составляет преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Устименко повторил. Но теперь он повторил машинально, думая при этом о том, как бы вел себя Лайонел сейчас с этим самым дядей Торпентоу, «служившим в Индии». И жесткий смех Лайонела еще звучал в его ушах, когда он опять повернулся к матери Лью, стараясь забыть о молодых людях с буквами “П”, которые тщательно, скромно и бойко записывали то, что он рассказал… — Да, доктор! — опять произнесла старуха. Она вся вытянулась вперед — эта высокая женщина, кажущаяся Володе маленькой, и ее седая с пробором голова мерно тряслась совсем близко от него. Не плача, она слушала жадно и страстно, взгляд ее из непонимающего и отсутствующего стал радостно-сосредоточенным, и казалось, что только Володиным рассказом живет она сейчас. И он рассказывал ей милые пустяки, дорогой ее сердцу вздор — как на пароходе Лайонела называли по-русски Леней и Леонидом, рассказывал про их игру в отгадывание музыки, про то, как он старался всем раздать свои лакомства и как он подружился в госпитале с русским летчиком, который даже назвал его «своим в доску»… — Мы вам очень благодарны за эти подробности, — вдруг властно и даже несколько неприязненно перебил Володю дядя Торпентоу. — Но мы бы хотели побольше услышать о последних днях пятого графа Невилла. Вы были близко от него, и, по всей вероятности, вы слышали некоторые его мысли, существенные именно сейчас… Устименко помолчал. И вновь ему привиделся Лайонел Невилл, и привиделась его блуждающая, ненавидящая и непрощающая улыбка. Вновь увидел он лицо страдающей девочки, старающейся быть мальчиком. И в который раз задал себе вопрос: только ли физические это были страдания? Журналисты в хаки неподвижно застыли со своими блокнотами и вечными ручками. Они ждали. Что бы им сказал сейчас Лайонел Невилл, если бы его не убила их традиционная политика? Какие бы он нашел слова для их печати этот только что родившийся человек? Еще раз Устименко взглянул на мать. Она тоже ждала. И один из убийц Лайонела, подписавший телеграмму-приговор, — дядя Торпентоу, у которого слишком много общего с нацистами для того, чтобы желать им поражения, тоже ждал.

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

Однако и в Смирнской митрополии табуляриат как будто лежал в основе нотариата. 732 Так, помимо уже упоминавшихся табуляриев, известны иерей, номик, сакеллиу митрополии и примикирий табуляриев Иоанн Кампанис, написавший и подписавший дарственную 1230 г. (акт подписали еще три мирянина – севаст, великий эконом митрополии Лев Лист и диакон, номик, протонотарий Феодор Астрагалин); 733 Георгий Алифин, который в качестве иерея и табулярия митрополии Смирны в 1242 г., «написав и свидетельствуя, подписал» дарственную, 734 а в 1257 г., став к тому же еще и ипомниматографом, поставил свою подпись пол другой дарственной наряду с другими свидетелями (среди них диакон, иеромнимон и табулярий митрополии Смирны Михаил Астрагал, уже упоминавшийся диакон, логофет и табулярий Иоанн Аргиропул, а также протэкдик и табулярий Иоанн Куналис). 735 В 1239 г. последний, будучи еще просто доместиком митрополии, уже занимался составлением актов, в частности, «свидетельствуя и написав, подписал» купчую; 736 в 1254 г. он действует аналогично, уже будучи протэкдиком и табулярием, 737 а в одном недатированном (1258?) акте он упомянут среди свидетелей как клирик митрополии, протэкдик, референдарий и табулярий. 738 Известны также иерей, клирик и табулярий Роман Калоидас, подписавший купчую 1256 г., писавший и подписавший купчую 1263 г., расписавшийся в числе свидетелей в купчей 1266 г.; 739 девтеревон диаконов, клирик и табулярий Георгий Хрисоверг, подписавшийся в числе свидетелей в купчей 1256 г. и в купчей 1263г.; 740 анагност и табулярий Георгий Воловондис – писец и нотарий дарственной 1267 г.; 741 сакеллиу митрополии и табулярий Алексей Маруллис, писавший, подписавший и еще раз скрепивший документ на обороте, на месте склейки, дарственную 1274 г.; 742 диакон и табулярий Поликарп, сын Дорофея, который, «свидетельствуя и написав, подписал» акт об обмене 1287 г. 743 Как видим, многие табулярии Смирнской митрополии занимались нотариальной деятельностью долгие годы, порою десятилетия, посвящая этой профессии всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвращаясь в собственно Византию, отметим, наконец, еще две митрополии, которые (от них сохранились интересующие нас частные документы) блистательно демонстрируют всякое отсутствие нотариата как особой профессии, – это митрополии Зихны и Трапезунда. Правда, от первой до нас дошло лишь несколько поздних (XIV в.) актов: так, купчая 1321 г. писана по поручению продавца рукой диакона и хартофилака Георгия Каломена и скреплена на обороте подписью епископа Кесарополя Мелетия; 787 далее эстафету принимает другой представитель семьи Каломенов – анагност и протонотарий митрополии Иоанн Каломен, известный по нескольким актам из Хиландарского монастыря: купчей 1329 г., писанной и подписанной им, но на обороте опять же скрепленной подписью епископа Кесарополя Мелетия (среди свидетелей фигурирует и Георгий Каломен); 788 купчей 1353 г., которую Иоанн Каломен написал и подписал, будучи уже в чине сакеллиу митрополии Зихны; 789 сборному подлинному документу из двух актов продажи 1355 г. крестьянами Зихны виноградника и других земель Хиландару («сакеллиу митрополии Зихны Иоанн Каломен, писец настоящего акта, подписал»); 790 другому такому же сборному – из двух купчих 1355 г. – документу. 791 Не исключено, конечно, что мы случайно имеем дело с актами, которые составлены непрофессионалами (есть в клаузулах некоторая путаница, как будто подтверждающая это), но в то же время кажется, что Каломены вряд ли случайно на протяжении десятилетий подвизались на поприще составления частноправовых актов, не нося, однако, звания табулярия, номика и т. д. Еще сложнее обстоит дело с Трапезундской митрополией. Ведь здесь мы имеем целый картулярий Вазелонского монастыря, в документах которого отразилась не только вся церковная табель о рангах, но и светская (скажем, очень важны сведения о распространении и в этой отдаленной митрополии института вселенских судей), и при этом ни одного упоминания табулярия, номика или какого-либо иного обозначения нотария! Во многих трапезундских (вазелонских) актах вообще не указаны даже писцы. Из указавших все же себя известны «слуга императора Великого Комнина» ( δολος το γου μν αθντου κα βασιλως το Μεγλου Κομνηνο) Никита Пафлагон, который подписался под купчей 1264 г. (текст документа не сохранился), назвав себя к тому же «писец и свидетель»; 792 как писец он указан в клаузуле корроборации еще одной купчей 1264 г., хотя подпись его отсутствует; 793 иеромонах Феоктист Маврон, написавший и подписавший несколько необычную по формуляру купчую в 1349 г.; 794 Константин Мурму, написавший и подписавший дарственную (XIII в.?), 795 бывший, очевидно, мирянином; иеромонах Косьма Лалатцис, «писец текста» двух купчих (1273 и 1275 гг.), которые он, «свидетельствуя, подписал»; 796 иерей Константин Диплоит, написавший и подписавший дарственную (второй половины XIII в.) и купчую этого же времени; 797 монах Лазарь, написавший и подписавший дарственную в 1397 г., 798 – скудные сведения, на основании которых трудно сделать какое-либо заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известен ряд нотариев, трудившихся в митрополии Серры. В конце XIII в. здесь действовал протонотарий, анагност и примикирий табуляриев Феодор, писавший и подписавший купчую 1287 г., по которой Мануил Комнин Пелиарг продал монастырю το Λατμου землю около Серр; 677 на рубеже XIVI-XIV вв. – анагност и табулярий Иоанн Фалакр, который в 1301 г. писал и подписывал акт о продаже Мануилом Лигарасом иеромонаху Исааку Кидонису дома близ Опсаромеси (при этом Иоанн Фалакр работал «в паре» с примикирием табуляриев Феодором Калигопулом, взявшим на себя труд разъяснения контрагентам текста документа), 678 а в 1305 г. – купчую о продаже Петром Карасой и его дочерью Ириной Косьме Панкалосу виноградника близ Серр (в клаузуле корроборации сказано, что акт писан «одним из табуляриев» митрополии Серр анагностом Иоанном Фалакром). 679 Несколько позднее «в паре» работали диакон и табулярий Алексей Лизик, писавший купчую 1308/09 г. на продажу Феодосиной родового дома Акиндину Филоматису, и примикирий табуляриев Георгий Триволис, подписавший ее наряду с писцом и другими четырьмя сановниками Серрской митрополии. 680 Примикирий табуляриев Феодор Калигопул, работавший совместно c Иоанном Фалакром (но, может быть, он тождествен еще и примикирию Феодору купчей 1287 г. из архива Кутлумушского монастыря?), обнаруживается продолжающим свою деятельность (если только речь идет об одном лице) еще в 1323 г., когда он – «почтеннейший ( ντιμτατος) логофет и примикирий табуляриев» – по-прежнему выступает в роли «герменевта-объяснителя» контрагентам текста купчей, которую писал на сей раз анагност и табулярий Серрской митрополии Феодор Логариаст (интересно, что, «растолковав текст», Феодор Калигопул ни в случае с Иоанном Фалакром, ни в данном случае не расписался сам под актом). 681 Далее эстафету принимает его помощник, анагност и табулярий Феодор Логариаст, который с 1323 по 1326 г. самостоятельно, без какого-либо сотрудничества с другими нотариями, составляет и пишет серию актов продажи. 682 Завершает этот ряд известных нам табуляриев Серрской митрополии протэкдик и табулярий, диакон Михаил Калорризос, подписавший дарственную 1336 г. (данных о писце нет) из архива Хиландарского монастыря. 683

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор, восхваленный Марком Ефесским во второй речи его против латин за строгость и святость жития 227 . Исидор, современник византийского историка Францы (1445–1450гг.) 228 . В 1456г. завоеватель Константинополя Магомет II покорил своей власти Аттику и столицу этой области Афины. Тогда турки обратили в мечети христианские храмы в Парфеноне, Ерехфионе, Фисионе и в других местах. Но Православие в Афинах уцелело. Митрополиты сего города под турецким игом известны следующие: Софроний, подписавший вместе с другими митрополитами устранение Вселенского патриарха Иосифа в 1564г. 229 . Никанор, писавший письмо к протонотарию Великой церкви Константинопольской Феодосию Зигомале (1580–1582гг.) и подписавший оное так: θηνν Νικνωρ, κα σς κατ πντα – афинский Никанор и твой во всем. В письме же своем он благодарил Зигомалу за присылку какого-то подарка и обещался отблагодарить его доставкой надобной ему шкатулки, когда минут неблагоприятные обстоятельства и когда уродятся маслины 230 . Феофан в 1594г. с афиномитрополичьей кафедры возведен был на патриарший престол в Константинополе, но святительствовал здесь не более 6–7 месяцев и скончался 231 . Неофит, митрополит афинский, дважды был патриархом Вселенским, сперва в 1600г. и во второй раз с 1608 по 1614г. 232 . Даниил в 1638г. присутствовал в Святейшем синоде Вселенского патриарха Кирилла Кондариса, осудившем еретические мнения патриарха Кирилла Лукариса 233 . Софроний в патриаршество Парфения Старшего в октябре 1639г. подписал синодальное решение о рукоположении кассандрийского архиерея Лаврентия 234 . Анфим подписал ответ Вселенского патриарха Дионисия (1672г.) касательно заблуждений кальвинистов. Его видели в Афинах английские путешественники Спон и Велер в 1676г. и оповестили, что он тогда отживал уже 24-й год своего святительства 235 , следовательно, рукоположен был в 1652 или 1653 году, а родом был из Пелопоннеса и отличался ученостью и добрым нравом 236 . Преемником Анфима был Иаков и после него непосредственно святительствовали Кирилл и Мелетий, по прозванию Митрос 237 . Он управлял афинской епархией с 1710 по 1714г. Потом святительствовали, сколько знаю,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  Передача И. м. грекам Решающую роль в истории И. м. сыграли 2 акта К-польского патриарха Каллиста I (1350-1353, 1355-1363). В акте 1351 г. (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 92) в соответствии с хрисовулом имп. Иоанна VI Кантакузина, выданным в 1351 г. (Ibid. N 91), были подтверждены права И. м. на все его имущество. В 1353 г. (ранее апр.) прот Арсений прибыл по просьбе греч. монахов в И. м., чтобы выяснить, есть ли у груз. стороны реальная возможность управлять мон-рем. Прот передал управление и все должности греч. монахам, однако грузины этому не подчинились, аргументировав свою позицию тем, что название мон-ря - Иверский, т. е. Грузинский (Lefort. 1995. Vol. 4. P. 6). Когда И. м. посетил прот Феодосий, стороны достигли следующего компромисса: представители греч. насельников занимают должности настоятеля И. м. и экклисиарха, грузинские насельники - все остальные (Ibidem). Это положение было закреплено сигиллием патриарха Каллиста 1355/56 г. (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 93). Полагают, что на решение повлияла и личность Каллиста. В 30-х гг. XIV в. он подвизался в скиту Магула вблизи И. м. и безуспешно пытался устроить иером. Григория Акиндина в Великую Лавру, мон-ри Филофея, Симонопетра и в И. м. (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 5). В 1342-1350 гг. Каллист был насельником И. м. и, вероятно, знал об антигрузинских настроениях братии обители. Сигиллием 1355/56 г. ввиду малочисленности груз. братии и «их невежества и незнания дела управления монастырем» греческим насельникам, «по числу и по духовным достоинствам превосходящим иверийцев», было дано право на владение кафоликоном (Ibid. P. 6), с чем груз. сторона была категорически не согласна, мотивируя это тем, что в течение 5 веков И. м. под управлением грузин процветал, имения монастыря увеличивались и его доходы возрастали (Ibid. Примеч. 5). Во владении грузин была оставлена ц. Пресв. Богородицы Портаитиссы. Тогда же Каллист упразднил название мон-ря Иверский как «никчемное и суетное». Тем не менее вплоть до 90-х гг. XV в. игуменами в И. м. были как греки, так и грузины. Первый известный груз. игумен И. м. этого периода - Иоанн, подписавший в апр. 1363 г. по-грузински один из актов мон-ря вмч. Пантелеимона (Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. Vol. 1. N 13; Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 4). В 1392-1394 гг. должность игумена занимал митр. Макарий, по-грузински подписавший акт мон-ря Пантократор (Actes du Pantocrator. 1991. Vol. 1. N 14). В 1404 г. из-за волнений, возникших в мон-ре, он покинул обитель (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 4). Настоятель-грузин Евфимий упоминался в 1423 г. (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 95). На основании этого и согласно источникам связи И. м. с Грузией в это время не прерывались (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 5).

http://isihazm.ru/?id=748

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010