Согласно описи 1669 г. Образной палаты царского дворца, там хранилась «кость» М., принесенная патриархом Паисием Александрийским в 7176 (1667/68) г. ( Успенский А. И. Церковно-археол. хранилище при Моск. дворце//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 1. С. 59). Возможно, к этой святыне восходит часть мощей в складне-мощевике работы московского серебряника А. А. Жданова (1720; ГММК), на котором квадрифолии-окошки для мощей сопровождаются «портретами» святых; среди них имеется изображение М. Мощи М. находятся в ковчеге-мощевике, который был создан для престола, посвященного этому святому, и с 1844 г. хранится в Благовещенской ц. пос. Лальск (Кировская обл.) вместе с еще одним ковчегом-мощевиком, в состав к-рого включены более 30 частиц мощей святых. Простой по декоративному оформлению, этот мощевик (1-я треть XVIII в.) заключает в себе святыни из Свияжска, Твери и Москвы; частицы мощей вселенских святых соседствуют с частицами мощей рус. святых, весь центральный ряд - это мощи св. князей, почитаемых в семье Романовых как в московский, так и в петербургский периоды: царевича Димитрия, князей Владимира Киевского, Александра Невского, Михаила Черниговского и Михаила Тверского. В кон. XX в. митр. Афанасий (Киккотис) привез частицу мощей М. из Киккского мон-ря на подворье Александрийского Патриархата в Москве. Древнейшее упоминание о храме, посвященном М., в Ст. Руссе относится к 1497/98 г. (видимо, построен в 10-х гг. XV в.). С этой церковью связана легенда: во время швед. нападения на Руссу воины Я. Делагарди на лошадях въехали в храм и тут же лишились зрения. Полководец, пораженный этим событием, послал всех ослепших в Швецию в доказательство чудес, совершающихся в правосл. рус. храмах. Лит.: Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. СПб., 1913. Т. 2. С. 17. Табл. V, 8; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. 40. С. 150; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. 158. С. 206; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Ставрографический сб. М., 2003. Вып. 2: Крест в Православии. С. 119, 120; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008. Кат. 5, 11, 175, 239. С. 263, 271, 446, 486.

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Преподобные Зосима Соловецкий, Елеазар Анзерский, блж. Иоанн Большой Колпак, прор. Илия. Икона. 2-я треть XVII в. (ГТГ) В сер.- 2-й пол. XVIII в. получил распространение извод «Прп. Елеазар Анзерский, с видом обители». Такая композиция появилась в резцовой гравюре и затем в литографии. Среди святых Соловецкого патерика только изображения преподобных Зосимы и Савватия, как правило, дополнялись панорамой монастыря. Наиболее ранняя икона относится к сер. XVIII в. и происходит из Троицкого скита на Анзерском о-ве (СГИАПМЗ). Е. представлен в рост, вполоборота влево, в молении Иисусу Христу на облаках, слева от фигуры святого - белая 3-главая церковь и клеймо «Преставление прп. Елеазара Анзерского». Изображение Троицкого храма с 3-лопастным перекрытием по закомарам встречается только на этой иконе. К кон. XVIII в. в гравюре сформировался иной облик храма, где колокольня и церковь завершались шпилями. В дальнейшем этот вариант стал образцом для иконописных произведений. Образы Е. писали в иконописной мастерской, впосл. в живописной палате Соловецкого мон-ря. В частности, известна большая икона 60-х - нач. 80-х гг. XIX в. (СГИАПМЗ), на к-рой святой представлен в рост, в правом повороте, обращенным к Спасителю, в куколе и схиме, в правой руке - раскрытая книга с текстом: «Молю васъ, бpamiя моя. Любовь имеите между собою, ибо любовь рождена есть от Бога и совершение имеет всего закона. Она не токмо любящаго любитъ, но и враждующаго. А без любве аще и горы имете преставляти, и во огни тело сожеши». Пейзажный и архитектурный фон с постройками Анзерского скита достаточно реалистичен: видна Троицкая губа, которая вдается в остров, на берегу - одноглавая церковь с колокольней, примыкающей трапезной и 2-этажными кельями (точно воспроизведен треугольный фронтон, порядок расположения окон в здании келий). Такой облик храма существовал до перестройки 1884 г. На подобной иконе кон. XIX в., выполненной в монастырской живописной мастерской (ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия на Соловецком подворье Архангельска), Троицкая ц. запечатлена уже после ее реконструкции.

http://pravenc.ru/text/189679.html

А. ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов - храмовый образ 1991 г. в канонической иконописной манере, являющийся одним из лучших совр. икон Д. А. (Н. Шелягин, прот. Вячеслав Савиных), в основе иконографии - роспись в Архангельском соборе Московского Кремля (в обратном переводе). В стенописи 1991 г. этого придела - Д. А. в княжеских одеждах, с развернутым свитком в руке (текст: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас») вместе со св. кн. Александром Невским и отроком Иоанном Калитой. В кон. XX в. для ковчега со св. мощами Д. А. в Троицком соборе Данилова монастыря иеродиак. Серафимом (Шемятовским) в традициях древнерус. иконописи создан образ погребения святого. Единоличное изображение Д. А. со свитком в правой руке (на 4 марта) и его образ с храмом в руке вместе с образом св. кн. Александра Невского (на 30 авг.) входит в состав прорисей для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 183, 328). В совр. иконописи одно из первых изображений Д. А. в княжеской одежде, с мечом в руке, в басменном окладе написано в 1996 г. (иконописец Е. С. Чиркова) для местного ряда нижней ц. в честь Преображения Господня храма Христа Спасителя. К 700-летию преставления Д. А. исполнен большой ростовой образ, участвовавший в крестных ходах (в наст. время в приделе Д. А. собора св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря),- прямоличное изображение святого князя с храмом на плате в правой руке и массивным мечом в левой. Тогда же создан цикл иллюстраций в визант. стиле к Житию св. князя (миниатюры, заставки, буквицы - художники К. Ю. Бондарь, В. В. Фёдоров, А. Н. Солдатов), включивший сюжеты истории XX в. (Св. блгв. кн. Даниил Московский, 1303-2003. С. 10-106). В иконостасе 2001-2006 гг. ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове (подворье Соловецкого монастыря) образ Д. А. включен в деисусный ряд напротив прп. Сергия Радонежского (бригада иконописцев под рук. С. В. Леванского, А. В. Масленникова). В 1997 г. на Даниловской пл.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Богатое книжное собрание И. В. м. привлекало внимание ученых. Строев активно использовал рукописи монастырской б-ки при составлении Библиологического словаря ( Строев. Словарь). К. Ф. Калайдович издал по волоколамской рукописи (РГБ. Вол. 433) Слово Иоанна Экзарха на Вознесение ( Калайдович К. Ф. Иоанн ексарх Болгарский. М., 1824). О. М. Бодянский опубликовал по волоколамскому списку «Паралипомен» Иоанна Зонары (ЧОИДР. 1847. 1. С. I-VIII, 1-119 (отд. паг.)). В 1857 г. в Казани И. Я. Порфирьев опубликовал рукопись «Просветителя» прп. Иосифа по соловецкому списку (РНБ. Солов. 326/346), к-рый в составе б-ки Соловецкого мон-ря в годы Крымской войны поступил в КазДА. Активное обращение к рукописям монастырской б-ки началось после ее передачи в МДА и епархиальную б-ку, а затем соответственно в РГБ и ГИМ. Документами И. В. м., хранившимися в Коллегии экономии, пользовались П. И. Иванов, Д. М. Мейчик, С. А. Шумаков, В. и Г. Холмогоровы, М. А. Дьяконов, Н. П. Лихачёв, Д. Ф. Кобеко, Н. Мятлев, П. А. Садиков. Неск. грамот из фонда Коллегии экономии отложилось в архивах И. Д. Беляева, П. А. Муханова, А. С. Уварова. Часть грамот была изъята из архива обители Строевым, который передал некоторые из них в Археографическую комиссию. Неск. грамот, вывезенных из обители Невоструевым, оказались в составе Патриаршего собрания ГИМ. В 1899 г. председатель Об-ва любителей древней письменности гр. С. Д. Шереметев посетил И. В. м. и опубликовал неск. грамот из монастырского архива ( Шереметев. 1899). А. И. Алексеев 1918-1989 гг. После 1918 г. у И. В. м. были отобраны Московские подворья, здания гостиницы, школы, приюта, большая часть монастырских земель, а также средства с банковского счета. В 1919 г. в обители разместились детские дома и школа - Детский городок им. III Интернационала. В июле 1919 г. поступил приказ о мобилизации монашествующих в возрасте до 40 лет, в монастыре оставалось ок. 30 чел. В янв. 1920 г. монастырские власти зарегистрировали в Волоколамском уездном земельном отделе и в наркомате земледелия Иосифовскую трудовую сельскохозяйственную артель, председателем к-рой стал казначей иером.

http://pravenc.ru/text/673721.html

В соборном Троицком храме Антониева Сийского мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Антония, почивают под спудом мощи прп. Антония Сийского . В Артемиевом Веркольском мон-ре почивают под спудом мощи прав. Артемия Веркольского . 13 июня 1998 г. Краеведческий музей Сольвычегодска передал РПЦ власяницу и вериги прп. Лонгина Коряжемского , хранящиеся ныне в храме во имя преподобного в Коряжме, день передачи мощей празднуется как День города. В Илиинском кафедральном соборе Архангельска находится одна из наиболее почитаемых святынь епархии - икона арх. Михаила, небесного покровителя Архангельской земли (написана в сер. XVIII в. уроженцем Пинежского у. Григорием Поповым). На юж. стене Соломбальского храма во имя свт. Мартина Исповедника в Архангельске находится икона Божией Матери «Скоропослушница», чудесным образом обновляющаяся и источающая миро, перед иконой служат молебны и поют акафисты. 20 нояб. 2001 г. в Архангельск была доставлена житийная икона Патриарха Московского свт. Тихона с частицами его мощей, помещена для почитания в Илиинский кафедральный собор. В мест. Туровец недалеко от Котласа, на месте явления в XVI в. Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», существует источник, водой из к-рого на протяжении неск. веков и до наст. времени мн. люди вылечиваются от недугов. В. И. Суворов Мон-ри Подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. Подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. В 2001 г. в А. и Х. е. было 4 действующих мон-ря: Антониев Сийский (близ с. Сия Холмогорского р-на, муж., основан в 1520 прп. Антонием Сийским, закрыт в 1920, возобновлен в 1992); Артемиев Веркольский (близ с. Веркола Пинежского р-на, муж., основан в 1645, закрыт в 1919, возобновлен в 1991); Кожеезерский в честь Богоявления (на оз. Коже Онежского р-на, муж., основан ок. 1552, в 1764 преобразован в приход, в 1853 в целях борьбы с расколом возобновлен, закрыт в 1920-1922, возобновлен в 2000; с 9 мар. 2017 г. относится к Плесецкой епархии); Иоанно-Богословский (в с. Лявля, жен., учрежден в 1995). 15 марта 2001 г. еп. Архангельский Тихон благословил создание монашеской общины Александрова Ошевенского мужского монастыря (основан в 1452-1469, закрыт в 1919) и организацию восстановительных работ(с 9 мар. 2017 г. относится к Плесецкой епархии). На территории Архангельской обл. расположен ставропигиальный (с 1764) Соловецкий муж. мон-рь в честь Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/76432.html

В. Путина Соловецкий мон-рь совместно с Издательским отделом МП осуществил окончательное редактирование акафиста Соловецким преподобным и издал текст в кон. 2000 г. впервые с посвящением 3 соловецким первоначальникам. Лит.: Акафист. М., 1861, 18622, 19003; Служба и акафист. М., 1869; Служба с акафистом на пренесение честных и многоцелебных мощей преподобных и богоносных отец наших Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. М., 1876, 18962, 19143; Никодим (Кононов), иером. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям», и ист. сведения о церковном их почитании: Агиологические очерки. СПб., 1900. С. 98; Попов А. В. Православные рус. акафисты, изданные с благословения Свят. Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Каз., 1903. С. 206-211. Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко Иконография Образы З. и С. тесно связаны, их иконография развивалась параллельно, как и традиция изображения преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Иоанна и Логгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских и др. На Соловецких о-вах сохранилось много мест, связанных с З. и С., где находились их иконы. На берегу моря (в 2 км от мон-ря) была поставлена часовня в память о первоначальном месте жительства З. К северу от церкви Савватиевского скита существовала часовня в память о 1-м поселении С. на о-ве. В Преображенском соборе Соловецкого мон-ря был устроен придел во имя З. и С., в подклети собора - усыпальницы преподобных, в Архангельске - посвященная им церковь на Соловецком подворье. Чудотворцы почитались повсеместно, но самое большое число храмов, освященных во имя преподобных, было на Рус. Севере, и особенно в Поморье: в Кеми, Вирме, Варзуге, Керети, Лямце и др. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1806-1811 гг. Худож. Г. И. Угрюмов (ГМИР) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1806-1811 гг. Худож. Г. И. Угрюмов (ГМИР) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1866 г. Мастерская В. М. Пешехонова (ГМИР) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1866 г. Мастерская В. М. Пешехонова (ГМИР) В монастыре хранилось неск. реликвий преподобных: в Троицком соборе - 4-конечный келейный крест С. из белого камня (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 172), в ризнице - каменный колокол «строения» З., а также принадлежавшие ему, по преданию, деревянные потир, дискос и тарель (Виды Соловецкого монастыря. Ризница. Альбом литографий, отпечатанных в Архангельске в литографии В. А. Черепанова в кон. XIX в., АОКМ).

http://pravenc.ru/text/200051.html

В 1944-1995 гг. территория Архангельской епархии находилась в границах Архангельской и Мурманской областей и Коми АССР. К весне 1944 г. в епархии действовали 35 храмов, в 1955-м - 31 (в Архангельской обл.- 26, в Мурманской обл.- 4, в Коми АССР - 1), в 1987-м - 21 (в Архангельской обл.- 15, в Мурманской обл.- 2, в Коми АССР - 4), в 1995 г.- 114 храмов. В 1955 г. в клире епархии состоял 41 священник, 5 диаконов, в 1987-м - 30 священников, 8 диаконов, в 1995 г.- 93 священнослужителя. В 60-70-х гг. XX в., несмотря на активную антирелиг. политику властей (в Мурманской обл. в 1960 было закрыто 2 храма из 4, власти запретили крестить детей), процент правосл. населения оставался высоким. В 1961 г. в Котласском р-не Крещение в правосл. храмах приняли 51,5% новорожденных, в Сольвычегодске за 1964 г. количество Крещений возросло на 30%, за 1970 г. в Архангельской обл. число треб возросло в городских храмах на 2%, в сельских - на 24%. А. и Х. е. в 90-х гг. XX - нач. XXI в. Храм ап. Иоанна Богослова в Плесецке. Фотография. 1999 г. Храм ап. Иоанна Богослова в Плесецке. Фотография. 1999 г. Активное возрождение церковной жизни в епархии началось в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. Трудами еп. Исидора (Кириченко) , а затем его преемника еп. Пантелеимона (Долганова) были созданы правосл. общины в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе, Коряжме, Вельске, Красноборске, Сольвычегодске, Онеге, Каргополе, Шенкурске, Няндоме, Плесецке, Коноше, на Соловецких о-вах и во мн. поселках. В 1988 г. в епархии прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. В 1991 г. возобновлено издание газ. «Архангельский епархиальный вестник». Постепенно возрождается жизнь мон-рей: в 1991 г. открыт Артемиев Веркольский муж. мон-рь, в 1992 г.- Антониев Сийский, в 1995 г. - Иоанно-Богословский женский монастырь , в 2000 г.- Кожеезерский в честь Богоявления Господня мужской монастырь . В 1998 г. еп. Тихон освятил архангельское подворье Соловецкого мон-ря. 10-15 окт. 1994 г. работал епархиальный семинар «Введение в православную педагогику». В 1995 г. в Архангельске был открыт заочный филиал ПСТБИ, в 2000 г. на 3 фак-тах филиала (богословско-пастырском, катехизаторском и педагогическом) обучалось более 30 чел. С 1995 г. епархиальным управлением совместно с Управлением образования администрации Архангельской обл., Отделом религ. образования и катехизации Московского Патриархата и Поморским международным ун-том им. М. В. Ломоносова проводятся Иоанновские образовательные чтения, посвященные памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского. В чтениях участвует духовенство епархии, руководители администрации области, профессора и преподаватели МДА и СПбДА, педагоги, светские ученые.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

196. Оп. 1. 1710 [Синодик, кормовая и вкладная книги коломенского Голутвина мон-ря, нач. XVIII в.]; РГБ. Ф. 178. 8299 [Вкладные, кормовые книги и синодик лихвинского Анастасова мон-ря, 1558 г. XVII в.]; 8298. [Вкладные книги белёвского Спасо-Преображенского мон-ря, нач. XVIII в.]; 8539 [Вкладная книга и синодик Водожской пуст., XVIII в.]; 7174 [Кормовая книга и записи вкладов Коряжемского во имя свт. Николая мон-ря, XVII-XVIII вв.]; 10933 [Вкладные 1668/69-1702 (без начала), приходо-расходные (1628-1745 гг.) и описные (посл. треть XVII в.) книги Белогостицкого мон-ря, XVII-XVIII вв.]; Ф. 256. 387 [Выписи из синодиков, вкладных книг и описей церковного имущества древнерусских мон-рей, 1815 г.]; РГБ. Ф. 304/I. 40-42 [Синодики и вкладные записи Троице-Сергиева мон-ря, 1575 г.- кон. XVI в.]; 821 [Вкладная и кормовая книги Троице-Сергиева мон-ря, 1591/92 г.]; Ф. 200. 18 [Денежная вкладная книга 1860-1865 гг. и синодик Нилово-Столобенской пуст.]; РГБ. Ф. 711. 31 [Вкладная книга и синодик Махрищского мон-ря, XVI-XVII вв.]; ЮПКМ. 2394 [Вкладная и кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском, кон. XVI-XVII в.]; СИХМ. 1673 [Вкладная книга серпуховского Высоцкого мон-ря, 1648]; РИАМЗ. КП-8835 [Вкладная книга Солотчинского Рождество-Богородицкого мон-ря, XVII в.]. Публ.: Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. М., 1995. Т. 5. С. 262-263. Примеч. 122 [Вкладные и кормовые книги московского Симонова мон-ря]; Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 46-139; Выписки из рукописной вкладной книги Александро-Свирского мон-ря 1566-1743 гг.//Олонецкие ГВ. 1853. 10-27; Вкладная книга Владимирского Рождественского мон-ря/Сообщ. К. Н. Тихонравов//Тр. Владимирского губ. стат. ком. Владимир, 1864. Вып. 3. Стб. 338-369; Горский А. В. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. Ч. 2: Прил. архим. Леонида. VI. С. 45-64; Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-38; он же. Вкладная книга Моск.

http://pravenc.ru/text/158928.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010