Прп. Елисей Сумский. Икона. Кон. XX в. (Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск) († после 1478, с. Сума, ныне Сумский Посад Беломорского р-на Республики Карелии), прп. (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Сумский, Соловецкий. Сведения о Е. содержатся в «Чуде о некоем черньци Елесеи имянем» в Первоначальной редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. «Чудо…» входит в состав 18 посмертных чудес преподобных Зосимы и Савватия, описанных соловецким игум. Вассианом между 1514 и 1527 гг. В «Чуде...» рассказывается о том, как Е., мон. Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря , перед кончиной был пострижен в схиму благодаря чудесной помощи прп. Зосимы († 1478). Соловецкие монахи Даниил, Е., Савватий (от его имени ведется повествование), Филарет и с ними миряне собирались по повелению игумена ловить рыбу у порога Золотец на р. Выг. Когда рыболовы чинили ветхие сети, Даниил предсказал Е. скорую смерть: «Ктому убо не имаши рыб ловити, се бо ти смерть приближися». От этих слов объяла Е. «великая скорбь», потому что он не успел принять «великаго образа аггелскаго» - схимы. Поскольку рядом не было иеромонаха, по совету собратий Е. сам возложил на себя схиму. На следующее утро Е. не оказалось среди монастырских рыболовов. После недолгих поисков его нашли, и святой рассказал, что ночью его утащили бесы, сорвавшие с него схимнический покров. «От бесовских тех рук» Е. избавил прп. Зосима. Изнемогающего от болезни Е. братия положила в карбас, спустились вниз по р. Выг и добрались до монастырского пристанища у впадения р. Вирмы в Белое м. Путешествию иноков препятствовали стремительное течение р. Выг и сильная буря на море, но Е. укреплял монахов, напоминая о помощи прп. Зосимы. После мн. испытаний рыболовы достигли с. Сума на Онежской губе Белого м., где находилось подворье Соловецкого мон-ря и жил священник. Не успев принять схиму, Е. умер, но после молитв иноков, обращенных к прп. Зосиме, ожил и был пострижен в великую схиму. После Причащения Св. Таин Е. «пакы успе о Господе». Тело его было погребено за алтарем ц. свт. Николая в Суме.

http://pravenc.ru/text/189861.html

Во время гражданской войны Н. стал ближайшим помощником настоятеля Соловецкого мон-ря архим. прмч. Вениамина (Кононова) в трудах по сохранению наиболее чтимых святынь, а также тех ценностей из ризницы, к-рые имели богослужебное употребление. По указанию настоятеля мон-ря эти ценности были скрыты в стене и под папертью Спасо-Преображенского собора, а также над алтарем Никольской ц. С кон. апр. 1920 г. на Соловках началось разграбление монастырского имущества. В авг. того же года были обнаружены спрятанные монастырские ценности, после чего власти приступили к расследованию в отношении настоятеля и Н. Они были арестованы по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия. 14 сент. 1920 г. Архангельская губЧК приговорила архим. Вениамина и Н. к заключению в концлагерь до окончания гражданской войны. Они отбывали срок на лесозаготовках в Холмогорах. В кон. 1921 г. архим. Вениамин и Н. были освобождены. К тому времени монашескую общину уже выселили из Соловецкого мон-ря. Архим. Вениамин и Н. стали жить на Соловецком подворье в Архангельске, а после закрытия подворья - на квартире у архангелогородского фармацевта А. А. Левичева. Летом 1926 г. они по совету бывш. послушника Соловецкого мон-ря С. М. Антонова переехали в с. Часовенское Архангельской губ. к его сестре Анне, а чуть позже устроили себе келью в глухом лесу у оз. Волкозеро, в 40 верстах от ближайшего населенного пункта - дер. Коровкинской. Монахи выращивали овощи на огороде и ловили рыбу, также Н. шил на продажу сапоги. Часть продуктов им привозил дважды в год из Архангельска Антонов. Ночью во вторник Светлой седмицы 1928 г., после праздничного богослужения у себя в келье, они были ограблены и убиты коровкинским крестьянином С. Ярыгиным и лесным обходчиком В. М. Ивановым. Тяжело ранив иноков выстрелами через окно, грабители вытащили с чердака домашний скарб, после чего подожгли дом с еще живыми монахами. 9 июня 1928 г. Антонов приехал навестить пустынников, но обнаружил лишь обгоревшие кости мучеников. В том же году иером. Елисей (Дзюбин) совершил их отпевание.

http://pravenc.ru/text/2565464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780, Рига - 6.03.1845, Симонов Новый московский мон-рь), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря . Род. в купеческой семье. Обучался в Рижской градской гимназии. В 1796 г. приехал в Соловецкий мон-рь, через год определен в трудники обители. Нес послушание в звероловной тоне на Сосновой губе, где познакомился с буд. старцем Наумом ( 1853), к-рого обучил грамоте. В 1799 г. принял монашеский постриг, в сент. 1803 г. рукоположен во диакона, затем - во иерея. В янв. 1807 г. переведен в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь и назначен на должность казначея. В 1818-1819 гг. временно управлял мон-рем по смерти настоятеля архим. Аполлинария (Пуляшкина). В 1819 г. по собственному прошению переведен в Александро-Невскую лавру , служил помощником казначея по расчету и раздаче ежемесячного довольствия братии. В 1822 г. по ходатайству Адмиралтейств-коллегии исполнял обязанности благочинного над духовенством во время 4-месячного похода военной эскадры в Балтийском м. В апр. 1823 г. Д. был возведен в сан игумена Новгородским и С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) и назначен настоятелем новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря . С 1824 г. член Новгородской духовной консистории. Зимой 1826 г. по случаю перенесения тела имп. Александра I из Таганрога в С.-Петербург назначен духовным церемониймейстером (старшим распорядителем) при прохождении процессии через Новгородскую губ. 19 марта 1826 г. Д. был определен в настоятели Соловецкого мон-ря, 4 апр. того же года митр. Серафимом в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита. Настоятельство Д. (известного в истории мон-ря как Досифей II) ознаменовалось масштабными строительными и хозяйственными работами. В 1826-1833 гг. возобновлен Анзерский Голгофо-Распятский скит : стараниями настоятеля сооружена каменная ц. в честь Распятия Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы, трапезной палатой, 2-этажными кельями и колокольней, перенесен к подножию горы деревянный храм в честь Воскресения Христова, возведены необходимые хозяйственные постройки и жилые помещения. В 1827 г. сооружена морская дамба между о-вами Б. и М. Муксалма, спущены на воду построенные в соловецком доке 2 трехмачтовых большегрузных морских судна: «Николай Чудотворец» и «Преподобный Савватий», предназначенные для перевозки богомольцев. В 1827-1829 гг. по воле имп. Николая I в целях улучшения содержания заключенных была произведена реконструкция острога, к-рый затем отделили от мон-ря каменной стеной. В 1827-1831 гг. было расширено и отремонтировано подворье мон-ря в Архангельске, куплены новые здания и участки, утвержден генеральный план. В 1832 г. перестроена старая ризница, над ней возведена новая каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/180337.html

(Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550, с. Протасьево близ Ростова - 13.09.1626, Соловецкий мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, писатель. Происходил из древнего московского дворянского рода. Поступил на гос. службу при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном , служил воеводой в Коле и, возможно, в Холмогорах, «государевым посланником» на Русском Севере, дозорщиком Темниковского и Шацкого уездов, участвовал в отражении набегов крымских татар и наделении землей арзамасских служилых людей (1582-1587). В 1587 или 1588 г., при царе Феодоре Иоанновиче , подвергся опале (причина неизвестна), был сослан, не ранее 1597 г. принял монашество в Соловецком мон-ре. В 90-х гг. XVI в. управлял приписным к Троице-Сергиеву свияжским Богородичным монастырем , в 1601 г. управлял Троицким подворьем в Москве, в 1602 г. был соловецким келарем, в 1603 или 1604 г.- монастырским старцем, затем, возможно, управлял подворьем Соловецкого мон-ря в Каргополе. В 1607 или 1608 г. стал келарем Троице-Сергиева мон-ря. В период осады мон-ря тушинцами находился в Москве и оказывал помощь осажденным, но, по-видимому, поддерживал связи и с интервентами. В 1610 г. был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III , к-рому присягнул под Смоленском. После завершения посольской миссии изменил свою позицию и уже в 1611-1612 гг. вместе с архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и др. троицкими старцами участвовал в составлении патриотических посланий, призывавших народ к борьбе с интервентами. Во время освобождения Москвы склонял казаков кн. Д. Т. Трубецкого к поддержке ополчения К. Минина и кн. Д. М. Пожарского . Способствовал избранию Михаила Романова царем на Земском Соборе 1613 г. А. был в числе инициаторов предпринятой в Троицком мон-ре в 1616-1618 гг. правки Требника и др. богослужебных книг, из-за к-рой в июле 1618 г. были осуждены справщики архим. Дионисий, Иван Наседка и Арсений Глухой . В 1618 г. А. управлял Троице-Сергиевым мон-рем и руководил его обороной от польско-литов. войск королевича Владислава . После возвращения в 1619 г. из польск. плена Филарета (Романова), ставшего Патриархом, А. лишился влияния при дворе и, по-видимому, был сослан: в 1620 г., оставив должность, А. уехал на покой в Соловецкий мон-рь, где и умер.

http://pravenc.ru/text/62922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Карельской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г., отделена от Петрозаводской и Карельской епархии . Включила Костомукшский городской окр., Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Муезерский, Сегежский районы Карелии. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы в Костомукше. Правящий архиерей - еп. Борис (Баранов; с 25 авг. 2020). Разделена на 7 благочиннических округов в границах соответствующих районов Карелии. Епархия насчитывает 16 зарегистрированных приходов и мон-рь, на территории епархии открыт скит-подворье ставропигиального Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря . При ЕУ действуют отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, социальный, молодежный. После образования К. и К. е. в Сев. Карелии активизировалась миссионерско-катехизаторская работа. Освящены новые храмы: временная ц. прп. Серафима Саровского в с. Ругозеро Муезерского р-на (март 2014), часовня св. Георгия в пос. Кереть Лоухского р-на (июль 2014), церковь на месте подвижнической жизни прп. Варлаама Керетского. С территорией К. и К. е. связаны подвиги преподобных Елисея Сумского, Кассиана Муезерского, Варлаама Керетского , широко почитаемых в Карельском Поморье. В XVIII-XIX вв. в Сев. Карелии действовали многочисленные общины беспоповцев , преимущественно филипповцев . Не позднее сер. XVIII в. филипповцы заселили Топозерский мужской скит на Святом о-ве Топозера (совр. Лоухский р-н, известен с 1711-1714 как принадлежавший поморцам ), на др. острове был основан жен. Говин скит. В подчинении у Топозерского скита состояли многочисленные общины (на Ковдозере и Вожмозере в Сев. Карелии и на островах Белого м. Великая Луда, Полтам-Карга, Кильяки), Нюхчинские муж. и женский скиты близ с. Нюхча (ныне Беломорского р-на), Иваньковская пуст. (ныне Кемского р-на). С кон. XVIII в. известен основанный филипповцами и примкнувший впосл. к федосеевцам Пертозерский жен. скит (ныне Беломорского р-на). Монашеские общины были закрыты в 50-х гг. XIX в., к нач. ХХ в. старообрядчество в этом регионе пришло в упадок. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2458869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКЕЛЛ Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский. Икона. 2004 г. (ц. свт. Филиппа, митр. Московского, Соловецкого мон-ря) Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский. Икона. 2004 г. (ц. свт. Филиппа, митр. Московского, Соловецкого мон-ря) († 22.03.1663, Вологда), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский и Белозерский. Происхождение и мирское имя М. неизвестны. В нач. 30-х гг. XVII в. М. был иноком Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря . В 1634-1635 гг.- в вологодской службе мон-ря под началом старца Илариона, впосл. создавшего Сказание о чудесах игумена Соловецкого мон-ря прп. Иринарха . В Сказании со ссылкой на рассказ самого М. сообщается, что у него было видение, в котором прп. Иринарх взял посох у действующего соловецкого игум. Варфоломея и «даде ему (М.- И. У.)… и благослови его рукою» ( Панченко. 2010. С. 573). В 1640 г. М. стал игуменом Соловецкого мон-ря. Спустя 3 года, в мае 1643 г., прп. Иринарх явился монастырскому труднику Ивану. Преподобный велел сказать игумену, что «старцы живут неподобно и будет им Божие наказание» - сильный снегопад и мороз. М. сам расспросил о явлении очевидца и по наказу прп. Иринарха организовал крестный ход и молебны. В игуменство М. в Соловецком мон-ре была возведена каменная Портная палата («швальня») с 2 нижними жилыми этажами. В 1643 г. в Вологде М. построил (в т. ч. на личные вложения) 1-е каменное подворье мон-ря. М. активно участвовал в общецерковных и гос. делах. В 1642 г. он был на церковном Соборе, на к-ром избрали патриарха, там он в первый раз стал одним из кандидатов на Патриаршество. 16 янв. 1645 г. М. был поставлен архиепископом Вологодским и Великопермским, хиротонию возглавил патриарх Иосиф (Дворцовые разряды. СПб., 1851. Т. 2. Стб. 748). После учреждения Вятской епархии в 1657 г. к ней отошли Пермь и ряд др. городов, а к Вологодской кафедре - Белозерский и Чарондский уезды. В связи с этим М. стал именоваться архиепископом Вологодским и Белозерским.

http://pravenc.ru/text/2562284.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593, с. Турчасово Каргопольского у.- 27.11.1633, Каргополь), прп. (пам. 20 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Юрьегорский, Каргопольский, основатель Троицкого Юрьегорского мон-ря в Каргопольском крае (совр. Пудожский р-н Карелии). Сведения о Д. содержатся в его Житии, составленном в сер. XVII в., а также в посвященном Д. рассказе в «Повестях о соловецких пустынножителях» (кон. XVII в.). Выделяют 4 редакции Жития Д.: Первоначальную, Распространенную, Сокращенную и Краткую. Первоначальная редакция была составлена предположительно в 1641-1648 гг., ее авторами могли быть Александр (Булатников) и прп. Елеазар Анзерский. Повествование о пребывании Д. на Соловках в Житии вторично, оно восходит к «Повестям о соловецких пустынножителях». Д. родился в благочестивой семье Иерофея и Марии. В родном селе святого с 1559 г. существовало подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . К концу жизни отец Д. принял постриг в Соловецкой обители, там же принял монашество и неизвестный по имени родной брат Д. В возрасте ок. 15 лет с благословения родителей Диомид стал послушником в Соловецком мон-ре, по свидетельству Жития, трудился «в келарских и прочих службах и послушание имея неразсудне, и любим всеми бысть». В 19 лет юноша принял постриг с именем Дамиан от игум. Соловецкого мон-ря Антония (это произошло между 1605 и 1612, когда игум. Антоний возглавлял обитель). Духовным наставником Д. стал опытный старец иером. Иосиф, выходец из Новгорода. Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Услышав от иером. Иосифа рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей, Д. решил последовать их примеру и тайно ушел из мон-ря в глубь Б. Соловецкого о-ва. Инок пробыл в пустыне 40 дней в поисках подходящего места для пещеры. Д. также хотел встретить отшельника, к-рый благословил бы его на пустынническое житие. Инок изнемог от голода, питаясь травой и водой. Соловецкие монахи обнаружили Д. лежащим под деревом и решили, что он мертв. На носилках инока принесли на монастырское подворье, где он пришел в себя.

http://pravenc.ru/text/168756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНАКТ (Калашников Дометиан Ианнуариевич; 10.01.1882, с. Самгородок Черкасского у. Киевской губ.- 15.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), иером. Из крестьянской семьи. В 1903 г. поступил в братию Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне, где пребывал на различных послушаниях. Был пострижен в мантию с именем Данакт. С 1914 г. нес послушания на Афонском подворье в Москве. Прмч. Данакт (Калашников). Тюрьма ОГПУ. Фотография. 1929 г. Прмч. Данакт (Калашников). Тюрьма ОГПУ. Фотография. 1929 г. С 1923 г. подвизался в московском в честь Рождества Пресвятой Богородицы жен. мон-ре . В 1927 г. рукоположен во диакона. 14 авг. 1929 г. арестован по обвинению в агитации против советской власти. На допросах виновным себя не признал. 16 авг. был переведен в тюрьму ОГПУ. Его обвинили в том, что он поминал за богослужением «невинно убиенных и заточенных в тюрьму». 14 окт. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам заключения в Соловецком ИТЛ, что было заменено ссылкой в Коми (Зырян) АО на тот же срок. 16 дек. 1932 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобожден с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года. Вернувшись из ссылки в 1933 г., поселился во Владимире, где был рукоположен во иерея к Рождественской ц. В 1934 г. назначен настоятелем Иоанно-Златоустовской ц. с. Златоустовское Поле (Златоустово) Березовского р-на Одесской обл. В 1935 г. переведен на вакансию псаломщика Троицкой ц. с. Елизарова Шаховского р-на Московской обл. В том же году направлен служить в Михаило-Архангельский храм с. Архангельского Шаховского р-на Московской обл. В нояб. 1937 г. председатель сельсовета с. Архангельского по требованию сотрудников НКВД составил характеристику на Д., написав, что тот «настроен враждебно, ведет активную агитацию за веру в бога». Также поступили доносы на то, что Д. якобы отказывается платить налоги и подписываться на займ обороны страны.

http://pravenc.ru/text/168794.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Малышев Иван Васильевич; 24.03.1811, дер. Шишкино Даниловского у. Ярославской губ.- 15.05.1897, Троице-Сергиева пуст.), архим., настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. , церковно-общественный деятель, худож. Род. в крестьянской семье, получил домашнее образование. С 1824 г. работал в С.-Петербурге при доме купца 1-й гильдии П. В. Лесникова вместе со старшим братом Макарием. В 19 лет стал приказчиком. Регулярно посещал богослужения, особенно в Казанском, Преображенском соборах, Пантелеимоновской ц., много читал, пробовал писать духовные стихи. В дек. 1833 г., узнав от Лесниковых о прибытии на столичное Троице-Сергиевское подворье архим. св. Игнатия (Брянчанинова) , встретился с ним и решил поступить в янв. 1834 г. в Троице-Сергиеву пуст. Прибыл в обитель 5 янв. того же года вместе со свт. Игнатием и его духовным другом схим. Михаилом (Чихачёвым) и стал келейником настоятеля. «Ванюшка Шишкинский», как называл его свт. Игнатий, принимал со смирением достаточно суровое обхождение архимандрита, нес послушания свечника, кружечного, просфорника. Поддерживал дружеские отношения с буд. архим. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря Феофаном (Комаровским). В связи с ремонтом настоятельского корпуса Иван долгое время проживал вместе со свт. Игнатием в инвалидном доме памяти гр. В. А. Зубова. Архим. Игнатий (Малышев). Фотография. 1899 г. (ГПИБ) Архим. Игнатий (Малышев). Фотография. 1899 г. (ГПИБ) Архим. Игнатий обратил внимание на художественный талант Малышева и направил его в АХ. За время обучения Малышев занимался в классах у К. П. Брюллова , А. Г. Варнека, А. Е. Егорова, М. И. Скотти, общался и дискутировал о монашестве с гравером А. Г. Ухтомским . Проживал в монастырской квартире на Лиговской ул. За недостатком средств Малышев в 1840 г. оставил АХ и возвратился в пустынь, где поселился в келье. Продолжал заниматься иконописанием, во время ремонта Троицкого собора создал ок. 70 образов для нового 3-ярусного иконостаса. В 1881 г. был удостоен звания почетного вольного общника АХ.

http://pravenc.ru/text/293461.html

Образцы совр. иконографии Е.- рисунок для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 129); иконы 90-х гг. XX в. московского худож. В. В. Близнюка и др., находящиеся в Соловецком мон-ре. Образ Е. включен в состав совр. композиции «Собор Соловецких святых», напр., в ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря), а также в число изображенных на совр. иконе «Собор Карельских святых» из собора блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске (крайний слева во 2-м ряду). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 307-308; Кн. 4. С. 493-494, 754; он же. Виды Соловецкого мон-ря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884; Никольский В. П. Иконогр. собрание Соловецкого музея-заповедника//Мат-лы Соловецкого отд-ния Архангельского об-ва краеведения. Соловки, 19272. Вып. 1. С. 65; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Вереш С. В. Эволюция облика Соловецкого мон-ря по его изображениям//Архит.-худож. памятники Соловецких островов/Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980. С. 205-229; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Белоброва О. А. Елеазар Анзерский в рус. гравюре нач. XIX в.// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 97-102; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 47, 60, 70, 95-97, 99-100, 104, 129. Кат. 64, 82, 111, 132, 135, 140-141, 155, 219. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап.

http://pravenc.ru/text/189679.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010