работы, в результате чего плита раскололась, после этого неск. реставраторов заболели и уехали. В наст. время остров посещают как паломники местные жители и приезжие из разных городов России. В 2009 г. кафедра лит-ры Карельской гос. педагогической академии организовала этнографическую экспедицию для исследования почитания К.: было опрошено ок. 60 чел., из них только трое могли сообщить что-либо о святом. Они рассказали, что К. приплыл на о-в Троица на большой гранитной плите, он посылает испытания паломникам и сурово наказывает за неблагочестивое поведение. Наталья из Беломорска рассказала, что по молитвам святому у нее после мн. лет бесплодия родилась дочь; женщина приезжает на остров каждый год вместе со своей семьей, чтобы помолиться К. и навести порядок в часовнях и в Никольской ц. Кемский Благовещенский во имя новомучеников и исповедников Российских мон-рь возрождает Муезерскую пуст., в Никольском храме раз в год священнослужители обители служат литургию. К. канонизирован в составе Собора Новгородских святых, возобновленном в 1981 г. (празднование Собору первоначально установлено в 1831). Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Соловецких святых, празднование которому было установлено в 1993 г. Совр. молитва К. восходит к молитвам прп. Ипатию Печерскому, целебнику, и прп. Агапиту, врачу безмездному , Печерскому. Изображения К. встречаются в совр. композиции «Собор Соловецких святых», напр. на иконе ок. 2005 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) - в верхнем ряду левой группы, с непокрытой головой (на др. совр. иконе из этого храма он упом. в надписи на правом поле). Арх.: Книга приписной к Соловецкому мон-рю Троицкой Муезерской пуст.: Списки с крепостей, вкладные, отводные, приходные, расходные и переписные книги//РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991 (1572-1699, 1654-1755 гг.); Описи Кемского у. за 1814 г.//ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 170. Л. 53-56; Духовные росписи Панозерского, Поньгомского, Маслозерского приходов Кемского у.

http://pravenc.ru/text/1681251.html

В окт. 1649 г. М. по царской грамоте «в соборной церкви, со всем освященным собором, и на посаде, и во всей своей архиепископии в городах и в уездах, и в монастырях, и по всем церквам, велел праздновать Пречистой Богородице, явлению чудотворной иконы Казанской» (ААЭ. Т. 4. С. 61. 40). Осенью 1654 г. до Вологды докатилась эпидемия чумы, уже охватившая другие регионы страны. 18 окт. 1654 г. жители Вологды «обыденно» (за один день) поставили деревянную ц. во имя Всемилостивого Спаса, «от того дни мор на Вологде престал бысть» (ПСРЛ. Т. 37. С. 177). Церковь освящал сам М. В память об этом событии установилась традиция совершения 18 окт. крестного хода из Софийского собора в Спасскую ц. ( Суворов. 1860. С. 35-40). В своей обетной грамоте М. предписал священнику и диакону Спасской ц. «давать из софейских и ис своих архиепископлих житных анбаров хлебную ругу» навечно (Старая Вологда. 2004. С. 136-137. 155). Иждивением М. в 1657-1658 гг. был построен 1-й каменный 2-этажный архиерейский дом с кладовыми и погребами. В 1654-1659 гг. М. занимался строительством новой 8-гранной шатровой каменной колокольни вологодского Софийского собора ( Суворов. 1863. С. 99, 127). В 1657 г. по челобитной М. был списан его долг в Костромской четверти (600 р.) в счет строительства новой крыши Софийского собора ( Черкасова. 2012. С. 361). Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, свт. Филипп, митр. Московский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев». Нач. XXI в. (подворье Соловецкого мон-ря в Москве) Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, свт. Филипп, митр. Московский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев». Нач. XXI в. (подворье Соловецкого мон-ря в Москве) В 1654 г. на пожертвованные царем Алексеем Михайловичем средства в вологодском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужском монастыре (Галактионова Знаменская пуст.) были построены каменные ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, колокольня и теплая трапезная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» над мощами прмч. Галактиона (взамен деревянной). В 1655 г. М. организовал крестный ход, впосл. ставший ежегодным, к мощам прмч. Галактиона с целью избавления города от затяжных дождей.

http://pravenc.ru/text/2562284.html

Свт. Арсений Тверской. Хромолитография. 1893 г. Свт. Арсений Тверской. Хромолитография. 1893 г. Первое датированное чудо А. относится к 1556 г. Это чудо воскрешения из мертвых рыбака Терентия, к-рый, хотя и прибегал с верою в молитве к А., однако умер от чрезмерного винопития. Родители, сокрушаясь, упрекали святого в том, что он попустил Терентию умереть в обители, созданной святым. Услышав молитвы родных, А. «вложы в мертваго ч(е)л(о)в(е)ка д(у)шу» (РГБ. Унд. 286. Л. 22об.). Автор повествования о чуде, инок Феодосий (не тот, к-рый составил службу), говорит, что сам видел воскресшего и слышал от него рассказ о чуде. О воскрешении Терентия стало известно Тверскому еп. Акакию , к-рый совершил крестный ход в мон-ре и по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению митр. Московского Афанасия учредил в мон-ре архимандритию. Др. чудо совершилось в 1594 г.: с верою приложившись к раке святителя, излечился от паралича бывш. певчий Спасо-Преображенского собора Михаил Лаптев. В 1654 г., по сообщению одной из редакций пространного жития (ГА Тверской обл. Рук. Кол. Оп. 1. 1122), Святейший Патриарх Никон освидетельствовал мощи А. Обнаружив их нетленными, Патриарх благословил изготовить для них новое облачение и по просьбе архиеп. Лаврентия прислал деревянную раку, в к-рой из Соловецкого мон-ря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа II (Колычёва) . В 1655 г. мощи А. были перенесены из деревянной ц. святых Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в обновленный Успенский собор Жёлтикова мон-ря и положены в раку, присланную Патриархом Никоном. В 1655-1656 гг. была составлена служба на перенесение мощей, что можно считать установлением общецерковного почитания А. В Москве на Тверском подворье (совр. Кузнецкий мост, 11) с 1690 г. существовала ц. во имя Арсения. В 1734 г. мощи А. переложили в серебряную раку, деревянная была передана в Отроч мон-рь . В XIX - нач. XX в. в Жёлтикове мон-ре хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, святителем ( Димитрий (Самбикин) . С. 76). В нач. XX в. Вениамин (Федченков) , бывший тогда ректором Тверской ДС, осмотрев мощи А., подтвердил их нетленность. В 1904 г. по благословению Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) было установлено празднование Собору Тверских святых в 1-ю неделю после 29 июня, когда праздновалось перенесение мощей А., в этот день в Твери совершался крестный ход в Жёлтиков мон-рь; празднование Собору возобновилось в 1979 г. по благословению архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва) .

http://pravenc.ru/text/76186.html

На рейде у Кий-острова была стоянка и осуществлялась погрузка судов с лесоматериалами. Англ. купец У. Гом в юго-вост. части острова выстроил лесную биржу. Остров стал местом временного хранения лесоматериалов. За период навигации корабли совершали до 70 рейсов к острову. Лес доставляли на корабли, стоящие на рейде, на плоскодонных лодках ( Пошман. 1866. С. 144; Максимов. 1890. С. 68-70). В нач. XIX в. на содержание К.-О. м. из казны ежегодно выделялось 1684 р. 66 к. Монастырю были оставлены более 193 дес. земли с лесными угодьями на материке, из к-рых 150 дес. занимали леса. Земли сдавались в аренду, от чего К.-О. м. получал небольшой доход. Подворья Во 2-й пол. XVII в. К.-О. м. вел строительство подворья в Архангельске, в Устьянской вол. (Усть-Онеге), имел «дворы» в Москве, Каргополе и Турчасове, фактории на Терском берегу Белого м.- на реках Поной и Лахта и в зал. Мурман. Фактории были предназначены для продажи или обмена монастырских товаров на товары, привозимые иностранными судами. Дольше всех просуществовало подворье в Онеге, сгоревшее в 1886 г. На его месте был построен флигель, а в 1888 г.- часовня Успения Пресв. Богородицы. «Назначение сей часовни собственно для приходящих богомольцев, следующих в Соловецкий монастырь». Сохранился ее чертеж (ГААО. Ф. 29. Оп. 3. Т. 3. Д. 3489. Л. 18; Оп. 4. Т. 3. Д. 708, 892; [Легатов]. 1890. С. 19). Монастырская тюрьма Подобно Соловецкому и другим мон-рям, К.-О. м. был местом ссылки и заточения. В 1721 г. в К.-О. м. был сослан запрещенный в служении иеродиак. Иоасаф «за оскопление себя» и побег из с.-петербургского Александро-Невского мон-ря (ОДДС. Т. 1. С. 428), в 1722 г.- насельник Козеручьевского Спасского мон-ря Архангельской губ. иером. Виталий. В 1730 г. в К.-О. м. на 12 лет сослали лишенного сана Воронежского еп. Льва (Юрлова) , в 1770 г.- насельника Мгарского в честь Преображения Господня мон-ря иером. Вениамина († 1771). В XIX в. в К.-О. м. ссылали раскольников. В 1825-1843 гг. здесь пребывал раскольник Исаия Алексеев, сосланный по повелению императора.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Согласно Столбовскому мирному договору со Швецией от 27 февр. 1617 г., Швеция признала русским монархом Михаила Феодоровича и вернула России Новгород. При освобождении Новгорода И. совершил крестный ход, молебном встретил прибывших из Столбова русских послов. Царь отправил в Новгород грамоту, в которой благодарил новгородцев за верность, хвалил за стойкость в период «немецкого плена», прощал временное отступничество. В грамоте давалась высокая оценка архипастырской деятельности И., его ожидали в Москве. В марте 1617 г. в Новгород приехал назначенный из Москвы воевода кн. И. А. Хованский, к-рого И. встретил с почестями. Составленная после освобождения Новгорода опись показывает грандиозные масштабы разграбления города и опустошения святынь. После освобождения Новгорода оставшиеся в городе швед. пленники сохранили вероисповедание и не подвергались перекрещиванию (в отличие от пленников в Пскове). По-видимому, И. просил Михаила Феодоровича отпустить его на покой в Соловецкий мон-рь. В 1619 г. митрополит был вызван в Москву, возможно, в связи с приездом в Россию Иерусалимского патриарха Феофана IV ; И. получил подарки от матери царя инокини Марфы (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 202. 1616. Л. 125 об.). Вскоре И. скончался на подворье Соловецкого мон-ря в Москве, похоронен в соответствии с его волей в новгородском Софийском соборе, в Корсунском притворе. И. был одним из наиболее начитанных людей своего времени, имел обширную б-ку, многие книги которой сохранились (см.: Кукушкина. 1972; Крушельницкая. 2006). В составе Соловецкого собрания (РНБ) известны рукописи с владельческими записями И., созданные, очевидно, по его заказу: Лествица прп. Иоанна Синайского, толковая 282/302); Устав прп. Иосифа Волоцкого с прибавлениями 330/350); Круг миротворный с прибавлениями 479/498); Житие свт. Иоанна Златоуста с прибавлениями 715/823); Жития святителей Иоанна, Евфимия и Ионы Новгородских 991/1100); чин венчания на царство Бориса Годунова 1184/1294); сборник патристический 668/726); сборник энциклопедического содержания с наставлениями монашествующим и с повествованием о мон-рях Сев.-Зап. Руси 860/970); 2 Требника (РНБ. Солов. 1089/1198 и Соф. 1071); 2 Евангелия; 3 Триоди; Стихирарь, а также печатные книги, в частности первопечатный Апостол ( Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964. С. 271, 276).

http://pravenc.ru/text/2001546.html

К. м. имел подворья в Коле, Холмогорах и Вологде - с жилыми постройками, амбарами, банями. Монастырю принадлежали 2 мореходных судна - «лодь и корелки». Новые промышленные и государственно-экономические условия на Крайнем Севере в кон. XVII в. привели к упадку традиц. форм деятельности братии: сев. соль «морянка» была вытеснена материковой «пермянкой», рыбный промысел монахов не выдерживал конкуренции с уловом крупных рыболовецких артелей. В результате, как писал игум. Иоаким, «хлебной неотдачи, соляных и морских рыбных промыслишков отбыли, великими долгами обдолжали и в конец погибли» (РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 16. Л. 1). Разорения XVI-XVII вв. и закрытие монастыря в XVIII в. Местность, примыкавшая к Кандалакше, соседствовала с Вост. и Сев. Ботнией - землей, населенной «каянскими немцами», или финнами, подданными швед. короны. К 1589 г. швед. кор. Юхан III разработал «восточную программу» - план захвата рус. побережья Мурманского и Белого морей. Срок перемирия России со Швецией истекал в дек. 1589 г., до этого времени регулярные войска шведов боевых действий не предпринимали. Однако разбойные формирования «каянских немцев» под предводительством Пекки Весайнена уже 26 мая 1589 г. атаковали Кандалакшу. Соловецкая летопись сообщает, что «того же году на Петрово заговейно в ночи приходили немецкие люди к морю в Кандалашскую волость и на монастырь на Кандалашской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь и волость пожгли и животы поимали все, а людей побили 450 человек» ( Тихомиров. 1951. С. 229). Смута нач. XVII в. затронула и Кандалакшу. Грабительские шайки, потерпев поражение в центре страны, устремились на север. Согласно Соловецкой летописи, зимой 1612/13 г. «приходили до Кандалакши черкасы и русские изменники под именем литовских людей и Поморие воевали». В результате этого набега серьезно пострадала прилегавшая к К. м. «Кандалакшская волостишка»: было разорено 25 крестьянских дворов, жители были «посечены и дворы пожжены» (РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 231. Л. 343). Через 2 года обитель подверглась особо жестокому разорению. В челобитной царю Михаилу Феодоровичу Романову игум. Сильвестр с братией писали: «Во 123 году приходили к нам литовские и немецкие люди и русские воры, и монастырь выграбили и государевы жалованью грамоты и всякие крепости сожгли». Однако в конце этого злополучного года («о Рождестве Христове») уцелевший монастырский старец Тихон писал царю, что «приходили в Поморе войною литовские люди и черкасы, и монастырь весь до основания разорили и выжгли, соляные промыслы с солью выжгли, и игумена и старцов и слуг мучили и посекли, и казну монастырскую всю пограбили, и хлебные запасы конями вытравили» ( Веселовский. 1908). По челобитной братии правительство подтвердило прежние привилегии и льготы мон-ря, «чтобы то украйное богомолье не запустело».

http://pravenc.ru/text/1470189.html

Прп. Елисей Сумский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове в Москве) Прп. Елисей Сумский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове в Москве) В ранних изданиях Соловецкого патерика (СПб., 1873. М., 18952) статья о Е. не содержит изображения святого. Цветная литография была заказана в качестве иллюстрации к следующему изданию патерика в типографии Веферс в С.-Петербурге; на нижнем поле подпись: «Дозволено С. П. Б. Духовной ценз. 15-го Апреля 1898 г.». Образец для печати, очевидно, был выполнен в живописной палате Соловецкого мон-ря. Е. изображен в мантии и куколе, в рост, вполоборота влево, на фоне морского пейзажа с лодкой, десницей указывает на одноглавую часовню (Соловецкий патерик. СПб., 1906). В 1904 г. в Одессе были отпечатаны бумажные иконы святого. В 1929 г. после вскрытия мощей Е. 4 иконы с его изображением были переданы вместе с мощами в КГКМ. В наст. время местонахождение икон неизвестно. В описи музея за 1937 г. сохранилось описание одной из них: «Икона святого Елисея Сумского, холст, краски. Работа русская 4-й четверти XVIII столетия. На холсте изображен Елисей Сумский стоящий. Руки сложены на груди, правая с четками выше левой, в левой руке свиток. Монашеская мантия, головное одеяние, подрясник и епитрахиль серебряные набивные. На епитрахили изображен вверху 8-конечный крест с копьем и тростью по бокам... В конце епитрахили изображены 3 ступени с пальмовыми листьями на них. Фон иконы (1/3 длины) - темно-зеленый, изображающий лес, остальные 2/3 покрашены бронзой. Вверху над головой изображение Иисуса Христа в цветном одеянии в лучах солнца, на облаках... Преобладают цвета: темно-коричневый, темно-зеленый, золотистые. С левой стороны ризы внизу вытиснуты 2 цифры - «84» и «1846». Размеры: 61,2×87,8 см» (КГКМ-59-9/900, см.: КГКМ. Оп. довоенных поступлений. Список 59. Л. 2). Судя по клеймам, оклад к иконе был изготовлен в 1846 г. Иконы Е. кон. XX - нач. XXI в. находятся в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска (над ракой с мощами преподобного), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Беломорске, в ц. Покрова Пресв. Богородицы в Сумском Посаде, в храме Кондопоги и в др. церквах Петрозаводской и Карельской епархии. Е. изображен на совр. иконе «Собор Карельских святых» в соборе блгв. вел. кн. Александра Невского в Петрозаводске (Правосл. Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2) - в 1-м ряду, в куколе, с раскрытой ладонью десницы и крестом в левой руке; также на иконах «Собор Соловецких святых», напр. в 2005 г. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Яндове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря).

http://pravenc.ru/text/189861.html

Мирское имя И. С. неизвестно. В написанной им в конце жизни, ок. 1621 г., уникальной для его эпохи автобиографии (летописце), очевидно созданной на основе дневниковых записей, приведены сведения o датах «рождения плоти» и «наименования» (20 и 27 нояб. 1561), o начале «учения книжного» (1 дек. 1568), o начале службы в дек. 1572 г. нотарием (секретарем) у Новгородского архиеп. Леонида , бывш. архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила монастыря , к-рый при поставлении на Новгородскую кафедру (хиротонисан 4 дек. 1571), вероятно, взял с собой И. С. как наиболее способного ученика чудовской книгописной школы (именно там И. С. могли научить характерной для его почерка грецизированной скорописи). После опалы и смерти архиеп. Леонида (20 окт. 1575) И. С. в 1580 г. принял монашеский постриг в Соловецком мон-ре, через 7 лет покинул обитель. Уехав с Соловков 4 июня 1587 г., он за месяц добрался до Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря . В дек. 1593 г. уехал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где оставался год, затем провел месяц в Ферапонтовом в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . 19 янв. 1595 г. И. С. отправился в Москву. Проведя почти 7 месяцев в Троице-Сергиевом мон-ре, 26 авг. И. С. поселился в Чудовом мон-ре, бывшем в это время центром рус. книжности и образованности, через 3 месяца И. С. перешел на подворье Кириллова Белозерского мон-ря, также располагавшееся в Кремле. 17 янв. 1596 г. он уехал из Москвы и вернулся на Белое оз., где провел в разных монастырях (Кирилловом, Ворбозомском, Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ) неск. следующих лет. В 1599-1604 гг. находился на Валааме, в Тихвине и Вел. Новгороде (полгода жил в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре ), в 1604-1606 гг.- в Ниловом скиту, Спасо-Каменном и Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рях. В мае 1606 г. И. С. вновь прибыл в Соловецкий монастырь и жил там безвыездно до сент. 1609 г., когда он покинул обитель. Проведя больше года в Поморье (в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре , в Яреньге, Сырье), он вернулся весной 1611 г. в Кириллов Белозерский мон-рь. Последнее сообщение в его автобиографическом сочинении посвящено переезду из Подольного мон-ря, в к-рый И. С. сделал вклад, в Нилов скит 1 марта 1621 г. И. С. переезжал из мон-ря в мон-рь часто вместе со странствующими хорами, при которых он мог выполнять функции нотария. Труды в области книжности

http://pravenc.ru/text/578350.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР († 10.04.1619, Москва), митр. Новгородский и Великолуцкий. Наиболее ранние сведения об И. относятся ко времени его пребывания в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре , где буд. иерарх, по всей видимости, принял постриг. В 1578/79 г. И. впервые упоминается как клирошанин, «послушаник» старца Исаака клирошанина (Исаак и И. были отправлены в вол. Вирму в помощь детям боярским, по-видимому, для набора стрельцов из местных крестьян). В 1579-1582 гг. монастырские власти неоднократно посылали старца И. в Новгород «за монастырскими делы». В 1582 г. он впервые назван соборным старцем, участвовал в описи имущества Соловецкого монастыря при вступлении в должность нового игумена - св. Иакова ; известна заверительная подпись И. 1582 г. (СПбИИ РАН. Колл. 2. 124. Л. 21, 22, 23, 24). В 1584-1585 гг. И. вместе с 2 иноками оказался на московском подворье Соловецкого мон-ря, в 1585 г. служил в приказе в Умбе, в 1586 г. снова был на «новгородской службе», в 1587 г. отправился на московское подворье. В 1590/91 г. И. был послан в Холмогоры, где, видимо, возглавил холмогорскую службу: в его обязанности входили раздача денег по промыслам, закупка ржи, наем судов. В последний раз в соловецкой учетной документации соборный старец И. фигурирует 18 янв. 1591 г.: в записи о «счете» возглавлявшего вологодскую службу старца Кириака И. назван на 4-м месте, вслед за игуменом, келарем и казначеем. По предположению Е. Б. Французовой, в 1591-1592 гг. И. непродолжительное время был игуменом Александрова Свирского в честь Св. Троицы мон-ря ( Французова. 2010. С. 260-261). В 1593 г. в числе 10 соловецких монахов И. был переведен в Троице-Сергиев мон-рь и назначен келарем. По гипотезе О. В. Панченко, перемещение соловчан было связано с валовой переписью троицких вотчин и проверкой владельческих прав, предпринятой боярином Борисом Феодоровичем Годуновым (впосл. царь) в 1592-1594 гг.; целью перевода было усиление контроля над вотчинами крупнейшего землевладельца страны при помощи управленцев, не связанных с Троицкой обителью. Соловецкие монахи были выбраны неслучайно. Во время русско-швед. войны в 1590-1593 гг. Соловецкому мон-рю - важнейшему форпосту на северо-западе страны - отводилась первостепенная роль на беломорском театре военных действий, правительство и воеводы постоянно находились в контакте с соловецкими властями. Возможно, тогда И. познакомился с Годуновым и по распоряжению боярина стал келарем Троице-Сергиева монастыря. По сообщению Авраамия (Палицына) , И. первым из соловецких монахов был назначен на должность келаря в Троице-Сергиевом монастыре. И. занимал эту должность в 1593-1596 гг. В качестве келаря И. назван, в частности, в документах о вкладе А. П. Крёкшиным имения в Троице-Сергиев монастырь (РГБ. Ф. 303. 539. Л. 77; Шумаков С. А. Тверские акты. Тверь, 1896. Вып. 1. С. 111).

http://pravenc.ru/text/2001546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зосима (Давыдов), еп. Якутский и Ленский. Фотография. 2008 г. (Давыдов Игорь Васильевич; 12.09.1963, Красноярск - 09.05.2010, Якутск), еп. Якутский и Ленский. В 1968 г. переехал с родителями в Москву. В 1980 г. поступил в Московское художественное уч-ще. Одновременно исполнял послушание чтеца и пономаря в храме вмч. Феодора Стратилата на Антиохийском подворье. В 1985-1987 гг. служил в Советской Армии. С 1987 г. принимал участие в восстановлении Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря . В 1988 г. поступил в Московскую ДС, по окончании к-рой продолжил обучение в МДА. В нояб. 1990 г. зачислен в братию ТСЛ. 16 дек. 1991 г. наместником лавры архим. Феогностом (Гузиковым ; ныне епископ Сергиево-Посадский) был пострижен в монашество с наречением имени Зосима, в честь прп. Зосимы Соловецкого (см. ст. Зосима и Савватий ). В апр. 1992 г. рукоположен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во диакона. С июня того же года переведен в братию Данилова мон-ря, где проходил послушание зав. канцелярией и главного редактора изд-ва «Даниловский благовестник». 13 дек. 1992 г. рукоположен Патриархом Алексием II во иерея. С авг. 1998 по окт. 2000 г. З. был командирован на пастырское послушание в Рус. духовную миссию в Иерусалиме, где принял участие в подготовке и проведении празднования 2000-летия Рождества Христова. После возвращения в Данилов мон-рь исполнял послушание зав. монастырскими художественными мастерскими, а с авг. 2001 г.- ризничего мон-ря. 12 сент. 2003 г. Истринским архиеп. Арсением (Епифановым) возведен в сан игумена. 28 авг. 2004 г. Святейшим Патриархом возведен в сан архимандрита. 27 сент. 2004 г. хиротонисан во епископа Якутского и Ленского. Хиротонию в Христа Спасителя храме в Москве возглавил Святейший Патриарх Алексий II. При З. в епархии продолжилось строительство храмов и часовен, к 2007 г. их было соответственно 26 (12 каменных и 14 деревянных) и 17.

http://pravenc.ru/text/200035.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010