Крупнейшими б-ками на территории епархии в XVII в. ( Кукушкина. 1977. С. 22-38) стали собрания Кириллова Белозерского мон-ря (1916 книг в 1664), Соловецкого мон-ря (1697 томов в кон. XVII в., из них 1154 рукописных и 543 печатных), Антониева Сийского мон-ря (168 рукописей и 13 печатных книг в кон. XVI в., 359 рукописей и 333 (387 в 1701) печатные книги в 1692), Никольского Корельского мон-ря (289 книг в кон. XVII в.), Красногорского мон-ря (267 книг, из них 141 рукописная по описи 1689 г.), Александрова Свирского мон-ря (114 рукописей в кон. XVII в.). Во время ссылки в Ферапонтов мон-рь патриарх Никон создал келейную б-ку, в к-рой по описи 1676 г. насчитывалось 43 печатных тома и 13 рукописных книг. Важными центрами иконописания в XVII в. выступали Новгородский архиерейский дом, тихвинский Большой Успенский, Александров Свирский, Антониев Сийский монастыри, а также Каргополье. В Новгороде иконописная школа размещалась на митрополичьем подворье на берегу р. Волхов ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 54). Крупная иконописная мастерская действовала в тихвинском Большом Успенском мон-ре, в 40-90-х гг. XVII в. ее возглавлял Родион Сергиев. И. А. Устинова Иов, митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравюра С началом Северной войны 1700-1721 гг. епархия долго оставалась прифронтовой. В 1704 г. вслед за основанием С.-Петербурга царь Петр I Алексеевич указал построить г. Нов. Ладога в устье р. Волхов, при этом находившийся там Николаевский Медведский мон-рь был закрыт, а его храмы стали соборами (летним и зимним) нового города. Митр. Иов , получая «достоверные ведомости» о победах над «зловерными шведскими немцами», рассылал их по епархии для прочтения в храмах «во градех и в монастырех», перед совершением молебнов. Созданные митрополитом благотворительные учреждения и госпитали для солдат и работных людей, «нищепиталища», «странноприятелище», приют для «зазорнорожденных младенцев» отвечали насущным потребностям военного времени. Их содержание обеспечивал сбор с венечных памятей, к-рый в др. епархиях поступал в казну. Более 20 лет (до 1727) финансами епархии заведовал назначенный митр. Иовом казначей Софийского дома иером. Феодосий (в 1727 определен архимандритом тихвинского Большого Успенского мон-ря, с 1743 на покое).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Описи зафиксировали изображения З. и С. вместе с др. Соловецкими чудотворцами на хоругвях. Самая ранняя из них - односторонняя, шитая золотом, серебром и шелком - исполнена в 1562 г., на ней изображено «Отечество» с предстоящими Богородицей, ап. Иоанном Богословом и припадающими З. и С. (вклад соловецкого старца устюжанина Шахова, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 131-133. Кат. 23). В XIX в. большинство хоругвей было написано на холсте масляными красками. В частности, по описи нач. XX в., в Преображенском соборе - «на хоругви… Святая Троица, а на другой стороне святитель Филипп, преподобные Зосима, Савватий и Герман»; в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в Савватьеве - «хоругвь полотняная раскрашенная с образами: на одной стороне Спасителя, а на другой святителя Николая и преподобных Зосимы и Савватия, писаны красками, хоругвь таковая же… Богородицы Смоленской, а на другой - святителя Филиппа и преподобных Савватия и Германа Соловецких»; в ц. во имя З. и С. на монастырском подворье в Архангельске - «хоругвь на холсте, раскрашена, на одной стороне образ Воскресения Христова, а на другой - собор святых угодников Соловецких и над ними Знамения Божией Матери» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 206, 336, 362-363, 516 об.). С кон. XVII в. в Соловецком мон-ре начали заказывать и печатать иконы-эстампы с изображениями местных чудотворцев (офорты, литографии, цинкографии). Отдельные изображения З. и С. в графике неизвестны, но их образы присутствуют среди предстоящих или припадающих святых на мн. гравюрах с видами Соловецкого мон-ря ( Вереш. 1980. С. 205-229). Первые гравюры были выполнены в XVII в. в технике ксилографии, иногда с раскраской («Господь Вседержитель с Соловецкими чудотворцами», см.: Ранняя рус. гравюра: 2-я пол. XVII - нач. XVIII в.: Новые открытия: [Кат.]. Л., 1979. С. 16). До 1688 г. датируется гравюра З. и С. с обителью в руках (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 144), к-рая, очевидно, использовалась иконописцами (гравюры этого извода существовали впосл. в неск. вариантах, РНБ). Позже мон-рь часто заказывал гравированные медные доски, некоторые из них, в частности гравюра круга Андреева 1686-1688 гг., стали образцами для иконописцев XVIII в., неоднократно повторявших данный извод ( Кузнецова О. Б. «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» из собр. ЯХМ: проблема датировки и атрибуции//Наследие Соловецкого мон-ря. 2007. С. 163). Медные доски (самые ранние - нач. XVIII в.) были обнаружены Д. А. Ровинским в 1876 г. в ризнице Соловецкого мон-ря, вывезены в С.-Петербург и изданы ( Ровинский. 1884). К тому времени на первоначальные доски были внесены поправки в соответствии с изменившимся к XIX в. архитектурным обликом мон-ря (нек-рые оригинальные доски хранятся в ГМЗК).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 424; Ч. 6. С. 178; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря и др. подведомых сей обители мон-рей, скитов, приходских церквей и подворьев... М., 1836; Иванчин-Писарев Н. Д. Прогулка по древнему Коломенскому у. М., 1843; Ратшин. Монастыри; Мелетий (Шергин), архим. Ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1881. С. 292-293; Зверинский. Т. 2. 1150. С. 310-311; История 1-кл. ставропигиального Соловецкого мон-ря. СПб., 1899; Скворцов Н. А. Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1911. Вып. 1; Александровский. Указ. моск. церквей; Виноградов Н. П., диак. Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Моск. губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915. С. 90-97; Грушевский С. Г. Приложения к соч. «Коломенский уезд по писцовым книгам XVI в.». К., 1916; Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII в.: (Опыт изуч. хозяйства и соц. отношений на крайнем рус. севере в Др. Руси). Пермь, 1927; Альтшуллер Б. Л. и др. Памятники архитектуры Московской обл. М., 1975. Т. 1. С. 57; Демидов С. В. Новые данные о памятниках с. Фаустово//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 238; Памятники архитектуры Московской обл.: Иллюстр. науч. кат. М., 1998. Вып. 1. С. 114-116; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких, XVI-XVIII вв. М., 2001. Т. 1; Подобедова О. И. Восп. об о. Александре Звереве. М., 2001; Дамаскин. Т. 7. С. 158-175; Мерзлютина Н. А. Архит. памятники с. Фаустово//Христ. зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 301-316; Соловьёв К. А. Забытая святыня Московской земли//Подмосковный летописец. 2007. С. 30-33; он же. Св.-Троицкая Зосимо-Савватиевская Ново-Соловецкая пуст.- уникальный архит. памятник Московского Царства//Рос. гуманит. ж. СПб., 2018. Т. 7. 1. С. 53-71; Панченко О. В. «Акафист Ангелу Хранителю» и его создатель соловецкий священноинок Иосиф Мясной//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 473-508; Суслов А. А. Очерки истории Воскресенского края. М., 2012. С. 268-281; Богданова А. В. Крестьяне Соловецкого мон-ря накануне секуляризации 1764 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. М., 2015. Вып. 1(62). С 35-51; она же. Секуляризация церк. имуществ 1764 г. и Соловецкий мон-рь: (Посл. треть XVIII в.). М., 2015; Поздеева И. В. Человек. Книга. История: Московская печать XVII в. М., 2016.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь был основан в 1397 г. В годы расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и др. мастера. М. имел подворье в Московском Кремле, а также в ряде др. рус. городов. Размах хозяйственной деятельности М. был так велик, что он не раз помогал гос-ву денежными средствами и имуществом. М. стал центром монашеской жизни на землях Русского Севера. По инициативе настоятеля Кириллова Белозерского мон-ря архим. Иринарха в 1715 г. Петр I издал указ о возобновлении Валаамского мон-ря (см. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь ). С 1716 по 1736 г. обитель была приписана к Кириллову Белозерскому мон-рю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии. На протяжении неск. лет - с 1604 по 1612 г.- М. регулярно оказывали гос-ву денежную и военную помощь. С 1604 г. М. стали поставлять в царское войско ратников в полном обмундировании, а при отсутствии таковых платили по 15 р. за каждого солдата. В 1609 г. кн. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский испытывал острую нужду в воинах и денежных средствах, к-рые были необходимы для оплаты наемного швед. войска. Не имея выбора, Скопин-Шуйский описал бедственное положение своей армии, истощенной постоянными стычками с поляками, в письмах Соловецкому в честь Преображения Господня монастырю , Трифонову Печенгскому Свято-Троицкому монастырю, устюжскому во имя архангела Михаила , Спасо-Прилуцкому (см. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь ) М., которые незамедлительно снабдили его деньгами. Женские М. часто создавались как приписные к мужским. Таковы были Иоанновский Емецкий (примерно в 180 км от совр. Архангельска), который зависел от Антониева Сийского монастыря; Солотчинский Зачатейский (св. Анны) в 22,5 км от Рязани, основан в XIV в., по описи 1628 г., в нем было 7 келий и 8 черноризец, кормившихся от Большого Солотчинского мужского мон-ря; Успенский Богородицкий (упом. в 1561) - приписной к Троице-Сергиевому мон-рю; Николаевский на Валухе вблизи Спасо-Прилуцкого мон-ря, в 1623-1648 гг. зависел от муж. М., но имел свою игумению, в списках приказных дел 1666 г. указывается, что монахинь Николаевского мон-ря власти Спасо-Прилуцкого мон-ря поят и кормят и одевают, но при этом вклады женщин, желающих постричься, вносились в Спасо-Прилуцкий мон-рь ( Емченко. 2002. С. 257).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

События 1554 г. и вызванное ими активное почитание Н., по-видимому, в 50-60-е гг. XVI в. способствовали распространению образов Н., впрочем нечасто встречавшихся за пределами Новгорода. Единоличные иконы юродивого были редки. Одно из немногих упоминаний таких произведений содержится в описи Соловецкого мон-ря 1597 г. (Описи Соловецкого мон-ря XVI в./Сост.: З. В. Дмитриева и др. СПб., 2003. С. 121; в описи 1582 г. икона отсутствует). Находившийся в алтаре Преображенского собора «пядница образ Никола Кочанов, да на той же цки над главою Спасов образ» в серебряном, сканом с финифтью окладе и венце с 3 камнями, очевидно, был аналогичен по композиции более поздней иконе из НГОМЗ. Присутствие этого довольно богато украшенного произведения в Соловецком мон-ре может объясняться принадлежностью обители к Новгородской епархии и культурными связями с Новгородом. Еще один единоличный пядничный «образ Николы чюдотворца Кочанова новгородцкого», в золоченом басменном окладе, согласно описи Троице-Сергиева мон-ря 1641 г., находился в Богоявленском соборе подворья обители в Московском Кремле (РГБ. МДА. Доп. 225 (М 7397). Копия 1922 г. с подлинной рукописи Сергиево-Посадского музея-заповедника (инв. 289). С. 480). Др. сведения об изображениях Н. в Москве в XVI-XVII вв. не обнаружены. Показательно отсутствие образов святого среди икон рус. чудотворцев, подносившихся московским государям епархиальными и монастырскими властями из разных регионов и упомянутых в описи Образной палаты царя Алексея Михайловича (Церковно-археол. древлехранилище при Московском дворце в XVII в./Предисл.: А. И. Успенский//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-92). Это свидетельствует о малой известности Н. в столице, хотя еще в 50-60-х гг. XVI в. он был упомянут в «Слове на память всех святых новых чудотворцев российских» и в каноне службы всем рус. святым, составленных иноком Спасо-Евфимиева мон-ря Григорием, а в кон. 40-х гг. XVII в.- в «Каноне всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» соловецкого книжника Сергия Шелонина ( Юхименко. 2013. С. 157-158, 160). В перечне новгородских чудотворцев, составленном в 1634 г. протопопом Максимом для царицы Евдокии Лукьяновны, упомянуты имя Н. и храм с его гробницей ( Забелин И. Е. Описание новгородской святыни в 1634 г.//ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Смесь. С. 53). В XVII в. память Н. фигурирует в чиновниках Успенского собора, но в качестве рядового празднования (Устав церк. обрядов, совершавшихся в Моск. Успенском соборе. Ок. 1634 г.//РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 90, 92, 95; Голубцов. Чиновники Московские. С. 66, 195, 197, 199).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Святители Иоанн и Никита. Фрагмент шитой пелены «Избранные Новгородские святые». Сер. XVII в. (НГОМЗ) Парные изображения Новгородских святителей И. и Никиты как наиболее чтимых святых - покровителей церкви и города служили излюбленным вариантом для создания «подносных» икон пядничного размера, писавшихся по заказу архиерейского дома уже в XVI в. Судя по описаниям в документах и сохранившимся произведениям, такие иконы имели различные изводы. Икона-пядница с образами «новгородских чудотворцов» Никиты и И. в XVIII в. находилась среди икон в алтаре собора; венцы на ней были сканые «с финифтью», на среднике - резной оклад, с серебряной басмой по полям (Описи Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 59 - опись 1749 г.; Там же. С. 122 - опись 1751 г.). Икона со святителями Никитой и И. была помещена над дверями «в придел к чудотворцу Никите» (в честь Рождества Пресв. Богородицы), на ней святые предстояли в молении образу Спасителя (над ними - 2 ангела); икона имела 5 венцов, фон и поля в басменном золоченом окладе (Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 517). Известна икона подобного извода 2-й пол. XVI в. (из собрания Г. Д. Костаки, ЦМиАР; см.: Сорокатый. 1994; Иконы Твери, Новгорода, Пскова. 2000. С. 190-196. 44), на которой И. изображен старцем с седой окладистой бородой, в архиерейской зеленовато-коричневой мантии со светлыми источниками и с голубыми скрижалями, в серовато-голубой ризе. Он стоит справа в молении, подняв «очи горе», к образу Божией Матери «Знамение». Икона похожего извода святителей Никиты и И., но храмового размера упоминается в иконостасе придела в честь Входа Господня в Иерусалим, по левую сторону царских дверей, на 2-м месте (Описи Софийского собора. 1993. Вып. 3. С. 29 - опись 1775 г.; Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 539. 176). Подобные иконы с фигурами святителей Никиты и И. и с образом Богоматери «Знамение» в верхней части изображения вкладывались в различные мон-ри, судя по сохранившимся описям. К ним относятся, напр., пядница из Преображенского собора Варлаамиева Хутынского мон-ря («...над ними вверху Знамение Пречистые Богородицы, по полям четыре святых…» - Макарий (Миролюбов). 1856. С. 29), на к-рой расположение и количество святых на полях повторяют иконографию чудотворной иконы из храма Спаса Преображения на Ильине ул.; икона из пядничного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря: «Никита епископ да Иван архиепископ Новгородцкие под окладом золочен, а во облаце Пречистые Воплощение» (Описи Соловецкого мон-ря. 2003. С. 93 - опись 1582 г.; Там же. С. 126 - опись 1597 г.). Пядница с изображением святителей Никиты и И. среди др. икон малого формата находилась в киоте в ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» на Буяне ул., подворье Варлаамиева Хутынского мон-ря в Новгороде (Там же. С. 148).

http://pravenc.ru/text/468947.html

По царскому заказу был построен Троицкий собор Клопского мон-ря (видимо, 1569) - 4-столпный 3-апсидный 3-главый храм, имевший сложные композицию и объемно-пространственное решение. К основному четверику с 3 сторон примыкали пристройки: с запада - паперть, с севера и юга - сдвоенные приделы, с юго-запада - колокольня с шатровым приделом. Образцом для композиционного решения Троицкого собора, вероятно, послужила новгородская ц. вмч. Никиты. Соборы Сыркова и Клопского монастырей, ц. вмч. Никиты могут быть рассмотрены в контексте московского зодчества этой эпохи, они мало связаны с новгородской традицией. Общим для этих памятников является ряд конструктивных и декоративных черт: палаточное покрытие, килевидные формы завершения арочек и ниш, 8-угольные ниши на фасадах, аркатура на апсидах и др. В сер.- 2-й пол. XVI в. в Новгороде и на Новгородской земле были построены трапезные палаты с каменными храмами: Троицкая ц. Духова мон-ря (вероятно, 1557), Воскресенская (Никольская) ц. Воскресенского мон-ря на Красном поле (сер. XVI в.), ц. прп. Варлаама Хутынского в Хутынском мон-ре (1550-1552). Это сложные по плану и объемно-пространственному решению многоэтажные постройки, в к-рых крупная трапезная палата, часто имевшая дополнительные пристройки (келарскую палату, сени), была соединена с отдельным церковным объемом. В сер. XVI в., вероятно, была основательно перестроена звонница Софийского собора, возведенная, видимо, в 1439 г. (здание сохр., но было реконструировано в кон. XVII в.). На подворьях мон-рей и в частных усадьбах в Новгороде были возведены неск. каменных палат, они не сохранились и археологически не изучены. В эти годы возводили церкви и на Новгородской земле, о чем свидетельствует ряд сохранившихся или исследованных археологами построек (ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в урочище Каменные Поляны 50-60-х гг. XVI в., собор Рождества Пресв. Богородицы Коневского мон-ря 3-й четв. XVI в. и др.). Особый интерес представляет строительство в Соловецкой обители; мастера из круга новгородских зодчих в 1552-1557 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010). В иконописи XX в. образ И. (с небольшой бородой с проседью, в куколе) представлен в группе Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их совр. повторениях (в храме Христа Спасителя, в московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках и др.). Новая единоличная икона И. в традиц. иконописной стилистике была создана для возрожденного Соловецкого мон-ря в кон. 90-х гг. XX в. (хранится в ризнице обители). На ней преподобный написан по пояс, фронтально, в мантии и схиме, куколь на плечах, в надписи именуется «игуменом Соловецким». У И. седые волосы и округлая борода средней длины, правой рукой именословно благословляет, в левой держит игуменский жезл. Образ преподобного включен также в состав композиции «Собор Соловецких чудотворцев», напр., на иконе (ок. 2005) в ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове (подворье Соловецкого мон-ря в Москве) И. возглавляет 2-й ряд правой группы святых, на его голове схимнический куколь. Лит.: Никодим (Кононов), иером. Верное и кр. исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, к-рые известны по описаниям, и ист. сведения о церк. их почитании: Агиологические очерки. СПб., 1900; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453; Т. 2. С. 134-135; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 95-97, 99-100, 104. Кат. 132, 135, 140, 141, 155. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн.

http://pravenc.ru/text/673965.html

Наибольшее количество изображений Г. в связи с особым почитанием было сосредоточено в Соловецком мон-ре. Первое упоминание о его изображении содержится в описи мон-ря 1582 г.: на серебряной крышке Евангелия вместе с преподобными Зосимой и Савватием - «писаны чернилы» (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 109). Судя по монастырским документам, иконы с образом Г. хранились и в ризнице обители (нек-рые под серебряными окладами), и во мн. соловецких храмах. Единоличные иконы преподобного встречаются редко; к ним относятся, напр., пядница сер. XVII в. из соловецкой ризницы (ГММК); икона 1-й пол. XVIII в. (ГМЗК), Г.- в схиме и монашеской мантии с «золотопробельным» письмом складок, с непокрытой головой, волнистыми волосами и окладистой бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. В местном ряду соловецкой ц. свт. Филиппа, митр. Московского, стоял образ Г. и прп. Елеазара Анзерского на одной доске, над ними - Св. Троица. Вместе 4 Соловецких святых - Зосима, Савватий, Г. и Филипп, митр. Московский,- были изображены на иконах местного ряда в храмах Савватиевского скита, Филипповской пуст., Вознесенского скита на Секирной горе; существовали также хоругви с таким изводом. Сохранившимися образцами иконографии являются иконы 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора мон-ря (ГММК), 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва, впосл. в музее КДА (НКПИКЗ), а также сев. резьба по кости кон. XVIII в. (Елецкий краеведческий музей) - добавлен вид обители и образ «Восстание Иисуса Христа из гроба». Образы 3 соловецких преподобных представлены на иконах-пядницах 2-й трети XIX в. (ЦМиАР; Г. написан в центре), 2-й пол. XIX в. с частицами мощей (к-рая в 80-х гг. XX в. передана архим. Германом (Красильниковым) в Данилов муж. мон-рь в Москве, в 1992 временно находилась в Соловецком мон-ре, затем до 1995 на Соловецком подворье - в ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве, где был выполнен список с образа - Первый на Москве Московский Данилов мон-рь. М., 2000. С. 161, 171, 249). В молении образу Спасителя вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Елеазаром Анзерским Г. изображен на поморской иконе нач. XIX в. (СГИАПМЗ) в полном соответствии с указанием большинства иконописных подлинников. 5 Соловецких святых со свт. Стефаном Сурожским помещены на сев. иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР), Г.- слева во 2-м ряду, со сложенными в молитве ладонями.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Паисием с братиею, Москва, 1815 г.; изд. 3-ье под заглавием: “Летописец Соловецкий на 4 столетия, от основания Соловец. мон. до настоящего времени, т. е. с 1429 по 1833 г. изд. третие, вновь исправленное и дополненное из архив. монастыр. дел и старин. документов, трудами настоятеля сего мон., архим. Досифея», Москва, 1833 г.; Архим. Макарий, “Опис. ставропиг. первокласс. Соловец. мон., почерпнутое из достоверн. источников, соображенное с топограф., истор. и хронолог. оного монастыря описанием, имеющимся в опис. Арханг. губ. 1813 г., издан. в СПб., с “Ист. Росс. Иер.», напечатан. в Москве 1807, 1810, 1811 и 1815 г., также с “Летописцем Соловец. 1815 г.», в Москве напечатан., и по наличности предметов частно и настоящему монастыря состоянию вообще поверенное и дополнен.», Москва, 1824 г.; Архим. Досифей, “Географ., истор. и статист. опис. став- ропиг. первокл. Соловец. мон. и других подведомых сей обители монаст., скитов, приход. церквей и подворьев, с присовокуплением многих царских, патриарших и других знаменит. граждан. и духовных лиц грамот, относящихся к истории сего монастыря», Москва, 1836 г., в 3 частях; Озерецковский, “Плавание по Белому м. и Соловецкий мон.», СПб., 1836 г.; “Житие преп. Отцов Зосимы и Савватия Соловец. чудотв.», изд. 3-ье, 1853 г.; Муравьев, “Подвиги Соловецкой обители», СПб., 1855 г.; “Руководитель для поклонников по Соловец. остр., с указанием путей к Соловец. мон.», СПб., 1864 г.; Преосв. Игнатий, “Истина св. Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой Соловецкой, о Вере», взд. 2-ое, пополненное, СПб., 1847 г.; “Двукратн. посещение Госуд. Петром Великим Солов. м-ря», СПб., 1872 г., перепечатано из журн. “Радуга», 1865 – 66 г., кн. 8-ая; “Соловецкий м-рь и опис. бомбардирования его англичанами 7 июля 1854 г., с портретом архим. Александра, с видами нападения англичан на м-рь и с изображением молебного служения пред пораненою иконою Божией Мат.»; Н. Соколов, “Расказы о Соловец. м-ре, изд. Общ. распростр. полезн. книг», Москва, 1874 г.; Архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010