Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 27, 215, 305), иконы 90-х гг. XX в. московского худож. В. В. Близнюка и др., находящиеся в Соловецком мон-ре, иконы из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве - подворья Соловецкого мон-ря (бригада иконописцев под рук. С. В. Леванского, А. В. Масленникова и др.). Образы З. и С. занимают центральное место в совр. композиции «Собор Соловецких чудотворцев» (см., напр.: Соловецкий мон-рь. 2000. С. 2 - З. в епитрахили в центре 1-го ряда, С. крайний справа), а также на иконе «Собор Карельских святых» (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске, см.: Правосл. Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2). На иконе «Соловецкие чудотворцы» (2005, ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове) святые предстоят Смоленской иконе Божией Матери и поклонному кресту, на 1-м плане вид обители, З. изображен в 1-м ряду 2-м справа с игуменским жезлом. Ист.: ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40; Ф. 878. Оп. 1. Д. 40, 41. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник; Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 305-307. 621-628; Кн. 3. С. 606-608. 1455-1460; Кн. 4. С. 491-494, 754-756. 621-629, 1455-1559; он же. Виды Соловецкого мон-ря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884; он же. Словарь граверов. Т. 1. С. 352-353; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. М., 1895. Вып. 1; Маясова Н. А. Памятник с Соловецких о-вов: Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия», 1575 г. [Л., 1970]; она же. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 161-162; Архит.-худож. памятники Соловецких о-вов: [Сб.]. М., 1980; Вереш С. В. Эволюция облика Соловецкого монастыря по его изображениям//Там же. С. 205-229; Древнерусское шитье XV - нач. XVIII в. в собр. ГРМ: Кат. выст./Сост., вступ. ст.: Л. Д. Лихачёва. Л., 1980. Кат. 90, 170-173; Скопин В. В., Щенникова Л.

http://pravenc.ru/text/200051.html

Оп. 1. Д. 49. Л. 45, 48-49; см.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Позднее деисусные иконы с образами обоих святых помещались над входом в монашеские кельи. В надписях святой, как правило, именуется «преподобным князем Игнатием». Ранние сохранившиеся изображения И. этого извода - вышитые для Спасо-Прилуцкого мон-ря хоругвь 40-х гг. XVII в. и пелена 1-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ), на к-рых И. представлен в молении (соответственно коленопреклоненно и в рост), в округлой схиме, с удлиненной темной бородой. Иконография пелены (фигура И. в правой части композиции, вполоборота влево, иногда со свитком в руке, в куколе в отличие от прп. Димитрия) повторяется на иконах сер.- 2-й пол. XVII в. из церквей Вологды и тех мест, где имелись монастырские вотчины и подворья (ВГИАХМЗ, АМИИ - из ризницы Соловецкого мон-ря, ГИМ, частное собрание Н. С. Паниткова). Ростовой образ И. в схиме выгравирован на дробнице XVII в., украшающей оплечье фелони (ВГИАХМЗ), в нижнем ряду, справа от центрального изображения свт. Василия Великого, с надписью: «преп. чудотворец князь Игнатий»; парный ему образ - прп. Димитрий Прилуцкий, вместе с прп. Алексием, человеком Божиим, со свт. Николаем Чудотворцем, с вмч. Феодором Стратилатом. Иконографию хоругви (И. припадает к Спасу Всемилостивому вместе с прп. Димитрием Прилуцким) повторяет икона XVIII в. из Илиинской ц. Вологды (ВГИАХМЗ), на которой святые изображены коленопреклоненными. Всемилостивый Спас с преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими в молении. Фреска фронтона крыльца Спасского собора Спасщ-Прилуцкого мон-ря. 1998 - ок. 2000 г. Мастер А. В. Алёшин Всемилостивый Спас с преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими в молении. Фреска фронтона крыльца Спасского собора Спасщ-Прилуцкого мон-ря. 1998 - ок. 2000 г. Мастер А. В. Алёшин На основе этой иконографии сложилась композиция икон Господа Вседержителя с Вологодскими чудотворцами, получившая распространение в Вологде в XVIII-XIX вв. По-видимому, одна из первых икон находилась в главном иконостасе собора Спасо-Прилуцкого монастыря (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/293415.html

И. А. Устинова Иконография святителя складывалась в нач. XXI в. в связи с возобновлением его почитания после обретения в 2003 г. его св. мощей. Первая икона М. была написана в 2004 г. и в наст. время находится в ц. свт. Филиппа, митр. Московского, у ковчега с мощами М. Образ святителя на этой иконе стал основой для последующих его изображений. Если иметь в виду систему подобий, принятую в рус. иконописных подлинниках, облик М. напоминает образ сщмч. Власия Севастийского. Святитель представлен в преклонном возрасте, седым, длинные волосы лежат по плечам, узкая, клиновидная борода (на конце разделена на 3 прядки) опускается до середины груди. Облачен в крещатый саккос, с омофором, на голове митра. В левой руке - жезл (в виде посоха), правой благословляет. Поясная прямоличная фигура святителя показана на фоне бухты Благополучия и стоящего на ее берегу Соловецкого мон-ря, среди построек к-рого угадывается Спасо-Преображенский собор. Прямолично, по пояс, на сплошном золотом фоне святитель представлен на иконе, написанной в 2005 г. (Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря). Он облачен в крещатый саккос, с омофором, голова не покрыта; волосы, расчесанные на прямой пробор, спускаются волнистыми прядями на плечи. На иконах Собора Соловецких святых образ М. соотнесен с образом свт. Филиппа, митр. Московского (иконы нач. XXI в. в Соловецком мон-ре и на его подворьях в Москве, С.-Петербурге и др.). Так, напр., на иконе «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев» (подворье Соловецкого мон-ря в Москве) Соловецкие святые предстоят иконе Преображения Господня; М. показан в рост в левой группе святых в 1-м ряду, между преподобными Германом и Зосимой Соловецкими, симметрично образу свт. Филиппа, митр. Московского, изображенного между преподобными Савватием Соловецким и Елеазаром Анзерским. М.- в крещатом саккосе, с омофором, в митре, в руках держит Евангелие. Одежды М. совершенно идентичны одеждам свт. Филиппа, что делает фигуру М. зеркальным отображением фигуры святителя и, т. о., ставит М. в один ряд с ним. Др. композицию имеет находящаяся там же икона Собора Соловецких чудотворцев, предстоящих Божией Матери «Одигитрия» в небесном сегменте и перед поклонным крестом. М.- в левой группе святых, 1-й во 2-м ряду, диагонально к свт. Филиппу, который изображен в той же группе в 1-м ряду.

http://pravenc.ru/text/2562284.html

Келья И. находилась рядом со Святоозерскими воротами, возле юго-вост. угла алтарной части Успенского храма (в кон. XVIII в. на этом месте находились северные помещения просфорного корпуса; см.: Буров. История келейной застройки (в печ.)). В «Книге келий», составленной в нач. 40-х гг. XVII в. в Соловецком мон-ре, келья «бывшаго игумена Иринарха» указана под 28 «в порядке от озера» (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 455. Л. 84-84 об.). В келье находились Деисус в киоте, образ Воскресения Христова и др. иконы, среди к-рых были складни «Савина письма» (работы соловецкого иконописца нач. XVI в. Саввы - см.: Скопин. 1989. С. 286, 291, 307; Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 38). В б-ке И. имелись 4 книги «киевской печати»: Беседы свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла (1623; РНБ. ОР. XXII.1.15) и на Деяния апостолов (1624), Толкование на Апокалипсис прп. Андрея Кесарийского (1625), «Книга правил» («Номоканон»). (Почти все названные книги исчезли, по-видимому, сгорели во время пожара на Соловках в 1923. Уцелело издание Бесед свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла, поскольку книга была вывезена с Соловков в 1854.) Известны 2 принадлежавшие И. рукописи: Служебник (РНБ. Солов. 1031/1140) и сборник Житий преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (РГБ. Ф. 651. Собр. Усова. 13), который И. 27 сент. 1626 г. вложил в московскую Златоверхую Введенскую ц. (храм находился рядом с московским подворьем Соловецкого монастыря в Китай-городе). Рукописный «Богородичник» XV в. (РНБ. Колоб. 137) И. «положил вместе с братией» в Воскресенскую ц. Умбской вол. в 1618 г. И. был погребен у ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия, рядом с основателями обители (здесь же находилась часовня прп. Германа). После кончины бывшего игумена его книги, иконы и келейные вещи были переданы в монастырскую казну (Архив СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 236 об.- 237), некоторые из них были выкуплены учениками преподобного (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 227. Л. 67, 49, 147; Д. 43. Л. 2 об.). В 1634-1637 гг. в келье И. жил келарь Иоасаф Сороцкий, затем Савва (Старков), бывший келарь Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря . Оба они перед своим возвращением на Соловки просили царя разрешить им поселиться в келье своего учителя, и такое разрешение было им дано. В нач. 60-х гг. XVII в. деревянная келья И. была разобрана, на ее месте сооружена каменная.

http://pravenc.ru/text/673965.html

К всероссийскому прославлению И. в 2000 г. написаны новые образы преподобного, в частности на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Н. В. Масюкова) из храма Христа Спасителя в Москве. Фигура И. с одноглавым белокаменным храмом в руках помещена в правой части композиции, у святого длинная, немного раздвоенная борода и волосы на прямой пробор с небольшой проседью. Иконы И. вместе с др. Соловецкими чудотворцами созданы для Соловецкого мон-ря, напр. «Преподобные Елеазар и Иов Анзерские чудотворцы» кон. XX в.- святые представлены стоящими на скалистом острове, фронтально, с храмами в руках (Соловецкий правосл. церк. календарь, 2000/Изд. Соловецкой обители. [Б. м.], 1999. Вкл.). Образ И. включен в состав совр. композиции «Собор Соловецких святых», напр. 2005 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) - в 1-м ряду крайний слева, в куколе, с храмом в руке. В 90-х гг. XX в. созданы графические листы с иллюстрациями к Житию святого (Там же. С. 56. Вкл.). Лит.: Ровинский Д. А. Виды Соловецкого монастыря, отпеч. с досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп.

http://pravenc.ru/text/578146.html

в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Традиция почитания И. и Л. сохранялась на Севере вплоть до вскрытия их мощей в 1923 г. По составленному тогда акту, «на левой стороне церкви под балдахином рака Лонгина… Рака медная покрыта серебром, сверху пелена. Под пеленой на крышке изображение Лонгина, по бокам надписи о времени смерти послушников и перенесении мощей. Внутри… цветы и картинка с изображением Иоанна и Лонгина… На ящике надпись о том, что он сделан неким Терентьевым, по словам старожилов, 40-50 лет тому назад… (Д. Д. Терентьев - архангельский иконостасный мастер, работавший в кон. XIX - нач. ХХ в.- Авт.). Приступил к осмотру раки Иоанна, находящейся на правой стороне под балдахином. Рака деревянная, крашенная «под золото», сверху покрыта пеленой. Под ней вторая пелена с изображением Иоанна «с тропарем» по бокам» (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 10. Д. 13. Л. 5). В иконописи XX в. Яренгские святые включены в группу Архангельских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. письма мон. Иулиании (Соколовой) (И.- в голубой, Л.- в розовой рубахе) и на авторских повторениях 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также в подобных композициях кон. XX - нач. XXI в. (работы иконописной мастерской МДА и др.). Изображения И. и Л. присутствуют на совр. иконах, выполненных для Соловецкой обители, как, напр., образ «Соловецкие чудотворцы» 2005 г. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Ендове (подворье Соловецкого мон-ря в Москве). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 286-287, 398-399, 460-461, 618-619; Т. 2. С. 128-129, 156; Кольцова Т. М. Икона «Иоанн и Логгин Яренгские, с житием» 1695 г. из собр. Северодвинского гор. краевед. музея//Святые и святыни северорус. земель: По мат-лам науч. регион. конф. Каргополь, 2002. С. 245-251; она же. Икона с надписями: св. прав. Иоанн и Логгин Яренгские, 1695 г.//Рус. искусство. М., 2007. 4(16). С. 46-49; она же. Искусство Холмогор XVI-XVIII вв. М., 2009. С. 131-140. Ил. 567-580; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. Архангельск, 2006. С. 59-61, 130. Кат. 81, 86, 221.

http://pravenc.ru/text/471222.html

в лицевые святцы рус. святых, созданные мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание). Известно неск. изображений Д. кон. XX - нач. XXI в., напр. на иконах «Собор Соловецких святых» в Соловецком мон-ре и в ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) - в правой части во 2-м ряду с края, на иконе «Собор Карельских святых» в соборе блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске (в центральной части), в часовне близ дер. Куганаволок на Водлозере. В качестве иконографического образца использованы изображения, опубликованные в изданиях: Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Др. Руси. М., 1993. С. 196-197. Ил.; Таисия (Карцева), мон. Рус. святые. СПб., 2000. С. 702. Арх.: ГИМ. Син. 802; БАН. Арханг. Д. 260, 33. 15. 21; РГАДА. Ф. 196. Собр. Мазурина. 1069 [Первоначальная редакция Жития]; ИРЛИ. Верхнепечорское собр. 2. Перетц. 223; Отд. пост. Оп. 24. 18; РГБ. Овчин. 269; ГИМ. Муз. собр. 4306 [Распространенная редакция Жития]; РГБ. Овчин. 721 [Краткая редакция Жития]. Ист.: Олонецкие ГВ. 1849. 4; 1851. 1 [писцовые книги 1628 г.]; Васильев А. Прп. Диодор//Архангельские ГВ. 1851. 31. С. 240-244 [грамота царя Михаила Феодоровича]; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри Крайнего Севера//ХЧ. 1885. 5/6. С. 774-794 [Сокращенная редакция Жития по несохранившемуся списку]; Описание о российских святых. С. 178-179; Петренко Н. А. Соловецкий патерик и повести о соловецких пустынножителях//КЦДР: Соловецкий монастырь. 2001. С. 497-502. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 829; Филарет (Гумилевский). РСв. Нояб. С. 470-474; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 144-145; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 96-97; Зверинский. Т. 2. С. 379-380; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 174-175; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании: Агиологические очерки. СПб., 1900; он же.

http://pravenc.ru/text/168756.html

шитье, история и современность/Изд. златошвейной мастерской при Успенском подворье Оптиной пуст. СПб., 2007. Вып. 7. С. 68-75). Е. западноевроп. работы с изображениями апостолов и святителей принадлежала патриарху Московскому Никону (2-я четв. XVII в., ИАХМНИ). После XV в. центральный образ Христа на иордани часто исключают. Единственным новым типом иконографии в XVI в. стало изображение на Е. Акафиста Богородице, впрочем не получившее впосл. распространения. Епитрахиль. 1913-1914 гг. (ГММК) Епитрахиль. 1913-1914 гг. (ГММК) В позднем средневековье, как это было и прежде, художественный облик Е. согласовывался с др. богослужебными одеждами. В XVII в. лицевые Е. были поднесены в комплекте облачений Г. Д. Строгановым в дар митр. Ростовскому Ионе (Сысоевичу), вложены им в Софийский собор Вологды ( Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 75). В Новое время предпочитали изготовлять комплекты церковных одежд, единые по материалу украшения,- Е. из «жемчужной ризницы» Троице-Сергиевой лавры ( Зарицкая О. И. «Жемчужная ризница» 1767-1771 гг. из ТСЛ//СПГИАХМЗ: Сообщ. ТСЛ, 2000. М., 2000. С. 301-328); из тканей одного типа - Е. в составе дара Соловецкому мон-рю имп. Александра II (1859; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. Кат. 230. С. 133). Фрагменты декорации обветшавших облачений переносили на новую основу: в описи Коломны 1577 г. среди риз из Бобренёва в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря указана Е. из камки с золотым шитьем, с 4 жемчужными крестами на серебряных цатах, 5-й крест «с жемчуги на ожерелье. А та потрахель ветха, и те кресты сняты, положены на новую потрахель» (Города России. 2002. С. 63). Таковы и Е. посл. четв. XVII в. (СПГИАХМЗ) с дробницами новгородской работы кон. XIV - нач. XV в.; Е. 1700 г., украшенная перенесенными с др. предметов поясными фигурами апостолов Петра и Павла кон. XVI в. в верхней части и ростовыми образами святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа на полотнищах (ГММК).

http://pravenc.ru/text/190057.html

В 1902 г. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе была отпечатана бумажная икона И. (опубл.: Галёв Н. А. Время и судьбы: Очерки истории Лешуконья. Архангельск, 2004. С. 49; в 1911 издан повторный тираж эстампа с текстом об И. на обороте (оттиск в собрании Церковно-археол. кабинета Соловецкого монастыря)). В XX в. образ И. (в куколе, борода средней величины с проседью, надпись: «п iobъ ущ») встречается в группе Архангелогородских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на повторениях этого извода кон. XX - нач. XXI в. (работы иконописной мастерской МДА и др.). Изображение И. включено в композицию «Собор Соловецких святых». Так, на иконе 2005 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) он показан в предпоследнем ряду левой группы, с непокрытой головой, в руке - крест. Примером совр. интерпретации образа святого является книжная иллюстрация с изображением мученической кончины И. (худож. А. К. Петров-Довбиев; см.: Русский, псевд. [Гунькин] Г. П. Клейма к иконам северорус. святых/Храм Казанской иконы Божией Матери. [М.,] 2002. С. 61). Лит.: Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких. СПб., 1900; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 130-131. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам.

http://pravenc.ru/text/578160.html

В академическом пособии для иконописцев 1910 г., составленном В. Д. Фартусовым , З. предстает как «старец русскаго типа, новгородский урожденец, лицом худощавый от поста, волосы на голове просты, с сединой, борода более средней величины, также с проседью, одежды монашеския, и как у пресвитера, епитрахиль, на плечах схима», С.- как «глубокий старец русскаго типа, очень худой лицом, с большой седой бородой, в убогой ряске, мантии и куколе на голове», приводятся варианты текстов изречений на свитках ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 252, 27). При игум. св. Филиппе (Колычеве) в Соловецком мон-ре сложились изводы с изображением Соловецких чудотворцев в молении Спасителю или Богоматери. Согласно описи нач. XX в., в ц. в честь иконы Божией Матери Одигитрии в Савватиевском скиту был чтимый Смоленский образ Богородицы в серебряном окладе «длиною 51/2, шириною 43/4 вершка, а с полями длиною 91/4, шириною 8 вершков; на полях написаны: вверху Святая Троица, по сторонам: апостол Филипп (небесный покровитель свт. Филиппа.- Авт.), святитель Николай и преподобные Зосима и Савватий, а внизу подпись: «В 1543 году сей образ Пресвятыя Богородицы обретен игуменом Филиппом и привезен первый на остров Савватием Чудотворцем»». В часовне «Чудо о просфоре» на сев. стене стоял образ «Пресвятыя Богородицы, пред Нею преподобные Зосима и Савватий с ликом монахов в молении и вокруг с чудесами, длиною 48, шириною 31 вершок. Икона сия писана 7053 при игумене Филиппе» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 331, 362-363). При нем же в обитель поступил воздвизальный крест, вложенный старцами Исааком Шаховым и Даниилом Жданьским в 1560/61 г., на обороте к-рого вырезаны фигуры З. и С., припадающих к стопам Спасителя (Сохраненные святыни. 2001. С. 150-153. Кат. 40). «Древние» образы преподобных, без уточнения времени их создания, упомянуты в монастырских документах. Такие иконы, поясные и прямоличные, стояли на Соловецком подворье в Архангельске и около рак З. и С. в Троицком соборе мон-ря (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 216, 454). Ранними примерами единоличной иконографии святых являются парные ростовые иконы-пядницы в окладах из алтаря Преображенского собора обители, кон. XVI в. (ГММК) - святые представлены с разведенными руками, с развернутыми свитками в левой руке (текст у С.: «Владыко человеколюбче Господи Иисусе Христе, сподоби мя одесную Тебе стати…», у З.: «Не скорбите братие…»), различен рисунок благословляющей десницы, борода З. немного короче (Сохраненные святыни. 2001. С. 90-93. Кат. 21, 22).

http://pravenc.ru/text/200051.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010