В воздвизальный крест из кремлевского Благовещенского собора (1552-1553) помимо др. святынь была вложена частица мощей вмч. Георгия Победоносца, о чем сказано в надписи на обороте пластины кон. XVII - нач. XVIII в. (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 63-165). В 1557 г. Кизический митр. Иоасаф привез от К-польского патриарха Дионисия II др. частицу мощей святого (ПСРЛ. Т. 13. С. 275). «Чиновник соборный», содержащий службы 10-20-х гг. XVIII в., предписывал 23 апр. выносить в Успенский собор эту святыню для поклонения. Частицы мощей и кровь св. Георгия упоминаются в описях Образной палаты (1669), Благовещенского (1680-1681) и Успенского (1701) соборов Московского Кремля ( Зверев А. С. К-польские и греч. реликвии на Руси//Христианские реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 114-115). В наст. время частицы мощей святого хранятся в Воскресенской ц. в Сокольниках, в ц. во имя вмч. Георгия на Поклонной горе (привезены из Лидды в 1998), в Никольской ц. в Покровском, в Петропавловской ц. в Лефортове. Белокаменный рельефный образ вмч. Георгия, созданный по византийскому образцу итальянским скульптором, в 1464 г. по повелению вел. кн. Иоанна III был помещен на Фроловских (Спасских) воротах Московского Кремля (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). Это изображение впоследствии стало гербом Москвы. В наст. время фрагменты образа хранятся в ГТГ и ГММК. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перед ракой с мощами свт. Алексия, митр. Московского, во время богослужения в Елоховском соборе. Фотография. 2007 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перед ракой с мощами свт. Алексия, митр. Московского, во время богослужения в Елоховском соборе. Фотография. 2007 г. Частицы мощей вмч. Феодора Стратилата находятся в храме Христа Спасителя. Частицы мощей вмч. Пантелеимона имеются в храмах во имя прор. Илии в Обыденском пер., во имя свт. Николая Чудотворца в Покровском, в Зачатьевском и Даниловом мон-рях, на подворье афонского Пантелеимонова мон-ря в Москве. Кроме того, чтимая икона вмч. Пантелеимона из бывш. Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот ныне доступна для поклонения в Воскресенской ц. в Сокольниках.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

29 нояб. 1909 г. А. А. вновь был назначен настоятелем московской Пантелеимоновской часовни и заведующим московским Афонским подворьем. В 1912 г. начал строительство нового комплекса зданий подворья на участке, соседствовавшем с усадьбой на Полянке, к-рый был ранее приобретен для Пантелеимонова мон-ря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом схиархим. Макария. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале к-рого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (освящена 30 сент. 1918 г. свт. Тихоном , Патриархом Московским и всея России), а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых мон-рем, и др. хозяйственные постройки. Главным в деятельности А. А. в этот период стало старчество . Несмотря на тяжелый недуг (большую часть жизни А. А. страдал водянкой и болезнью ног), он духовно окормлял множество людей, иногда принимая в день более тысячи чел. Особо почитали старца свт. Тихон и еп. Трифон (Туркестанов) . А. А. прославился дарами прозорливости (предвидел Октябрьскую революцию 1917 г. и Великую Отечественную войну), исцеления, изгнания бесов. В тяжелое революционное время по молитвам старца люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря А. А. мн. неверующие обратились к Богу. А. А. был погребен в усыпальнице, устроенной под храмом в подвале главного дома Афонского подворья; старца отпевали еп. Трифон, еп. Арсений (Жадановский) и Можайский архиеп. Иоасаф (Каллистов) , викарий Московской епархии. В нояб. 1922 г. домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии. В 1923 г. духовные дети А. А. и братия перезахоронили останки А. А. на Даниловском кладбище, близ Никольской часовни, как предсказал старец; по свидетельству очевидцев, тело его было нетленно.

http://pravenc.ru/text/75994.html

Под рук. И. в библиотеке обители были собраны богатые рукописные и книжные фонды. Открыты иконописная школа, 1-я на Афоне типография, литографическая и фотографическая мастерские. Сооружены различные хозяйственные корпуса, цеха, мастерские. Территория мон-ря увеличилась более чем в 2 раза, а братия, трудясь на различных послушаниях, во многом стала обеспечивать себя предметами первой необходимости. Попечением И. в Старом Русике была возобновлена монашеская жизнь, построен братский корпус с 3 малыми храмами (1871, 1872, 1878), кладбищенская ц. в честь Почаевской иконы Божией Матери (1883), начато строительство Пантелеимоновского собора вместо несохранившегося древнего. Возрожден, засажен виноградниками и садами монастырский метох Крумица, где были выстроены помещения для братии и различных служб, храм во имя прп. Платона Студийского и мц. Татианы (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в.), храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1880, освящен в 1882), кладбищенский храм в честь икон Божией Матери Иерусалимской и Смоленской (1886), на землях метоха восстановлены и построены 5 пустынных келлий. За пределами Афона, на близлежащих территориях, возрождены метохи каламарийский (близ Фессалоники), касандрийский (на п-ове Касандра) и сикийский (на п-ове (Ситония (Сикья)), вместе с Крумицей снабжавшие мон-рь продуктами питания. Под рук. И. рус. братией Пантелеимонова монастыря в Сухумском отделе Закавказского края был основан Новоафонский во имя святого апостола Симона Кананита мужской монастырь (1875). На подворьях в К-поле и Одессе (учреждены в 70-80-х гг. XIX в.) получали бесплатный приют паломники. Также были открыты хозяйственные подворья в Таганроге и Ростове-на-Дону. Письмо иеросхим. Иеронима (Соломенцова) схим. Венедикту (Кекел. Q-151 а. Л. 1, 2 об.) Письмо иеросхим. Иеронима (Соломенцова) схим. Венедикту (Кекел. Q-151 а. Л. 1, 2 об.) В Москве была поставлена часовня во имя вмч. Пантелеимона, сначала при московском в честь Богоявления мужском монастыре (1873), затем в отдельном 5-этажном здании (с 1883) на Никольской ул.; устроено подворье (1879) с приютом для увечных воинов - участников русско-тур.

http://pravenc.ru/text/293706.html

В кон. 50-х гг. в качестве самостоятельной управленческой единицы сформировалась канцелярия К. е. (аналог епархиального управления), в 1959-1960 гг. ею заведовал викарий К. е. В 60-х гг. канцелярию К. е. объединили с канцелярией Украинского Экзархата. В окт. 1960 г. был уволен с должности управляющего делами Украинского Экзархата прот. Николай Скоропостижный. Уполномоченный Совета по делам РПЦ Пинчук обвинил его в «непринятии должных мер» против духовенства, к-рое нарушает законодательство о культах (Скоропостижный не готовил экзарху документы на запрещение в священнослужении мн. клириков, которых снимал с регистрации уполномоченный), в неуважении к уполномоченным и т. п. С окт. 1960 по май 1961 г. управляющим делами Украинского Экзархата являлся архим. Филарет (см. Денисенко М. А.), в 1961 г. переведенный на должность настоятеля подворья РПЦ в Александрии (Египет). По инициативе архим. Филарета в нач. 1961 г. прот. Н. Скоропостижный был уволен с прихода и отправлен за штат, Уманский еп. Нестор (Тугай), вик. К. е., 17 марта 1961 г. был освобожден от должности наместника Киево-Печерской лавры и переведен на Харьковскую и Богодуховскую кафедру. Престарелый митр. Иоанн фактически был лишен сотрудников, к-рые помогали ему осуществлять управление К. е. В 1958-1964 гг. шло ускоренное закрытие храмов во всех районах Киевской и Черкасской областей. Особое рвение проявлял уполномоченный по Черкасской обл. Ф. Матюха. 15 авг. 1960 г. Совет по делам РПЦ осудил рекомендацию, данную Матюхой областным советским органам власти, о сжигании всей культовой утвари снятых с регистрации религ. общин (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1744. Л. 126-130). В Киевской обл. в 1959 г. было снято с регистрации 45 церквей (ГА Киевской обл. Ф. 4828. Оп. 1. Д. 51. Л. 1-2). В 1959 г. в Киеве закрылись Вознесенский храм в Китаево, Троицкий в предместье Мышеловка. 13 июля 1960 г. власти приняли решение о закрытии Киевского Введенского жен. мон-ря (Там же. Д. 13. Л. 188), прекратилось богослужение в киевских храмах: Покровском на Подоле, Набережно-Никольском, Притиско-Никольском, Рождество-Богородичном в предместье Чапаевка.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Известно несколько совр. изображений святого. Первая икона была написана в 1998 г. иконописцем С. Кудрявцевым по просьбе правосл. общины на о-ве Ягры в Северодвинске. В обращении 1998 г. к еп. Архангельскому и Холмогорскому Тихону (Степанову) за благословением на создание иконописного образа сказано, что должна быть изображена «ростовая фигура преп. Евфимия Корельского на фоне Николо-Корельского монастыря. Чуть сбоку, в заливе у стен монастыря, преподобные братья в виде двух отроческих фигур в лодке». Речь идет о праведных Антонии и Феликсе Корельских, утонувших в устье Сев. Двины, над могилами к-рых в Николо-Корельском мон-ре была построена часовня. В наст. время икона «Святые Евфимий, Антоний и Феликс Корельские» находится в соборе во имя свт. Николая Чудотворца в Северодвинске, куда она передана из Воскресенского храма ( Климов А. И., Лизунов П. В. Небесные покровители города: К 60-летию Северодвинска. Архангельск, 1998. Цв. вкл.). Др. иконографический извод, созданный иконописцем Кудрявцевым, представлен на иконе «Святые Евфимий, Антоний и Феликс Корельские, с видом Николо-Корельского монастыря» 1999-2000 гг., стоящей в местном ряду иконостаса Воскресенской ц. на о-ве Ягры в Северодвинске, справа от юж. врат. На ней 3 святых изображены в рост, фронтально, фигура Е. в центре, крупнее по масштабу. Преподобный имеет клиновидную бороду, облачен в бордовую мантию, в голубую схиму с куколем на голове, десницей благословляет двуперстно, в левой руке держит свиток. Внизу изображение обители за деревянной оградой - попытка реконструкции ее облика в XVII в. Фотокопия этой иконы помещена в местном ряду иконостаса придела во имя Е., праведных Антония и Феликса Никольского собора в Северодвинске. Аналогичная по рисунку икона была написана в 2000 г. архангельским иконописцем И. Лапиным для Никольской ц. в Архангельске (бывш. подворье Николо-Корельского мон-ря). Е. включен в композицию «Собор Карельских святых» на иконе кон. XX - нач. XXI в. из собора блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске - слева во 2-м ряду, в куколе, с крестом в деснице, с округлой бородой средней величины.

http://pravenc.ru/text/187659.html

Феодосий (Олтаржевский). В 30-х гг. XIX в. митр. Евгений (Болховитинов) поощрял духовенство к организации приходских школ грамоты. Первые полные школы грамоты в правобережной части К. е. были созданы усилиями помещиков и священников в 30-х гг. XIX в. в мест. Кагарлык Киевского у., мест. Корсунь Каневского у., мест. Кошевата (ныне Ковшеватая) Таращанского у., с. Соловьёвка Радомысльского у., с. Ступично Звенигородского у. и др. К нач. 1846 г. насчитывалось: 34 школы в Уманском у., 21 школа - в Липовецком у., 8 школ - в Васильковском у. В 1846-1847 гг. большинство школ было закрыто из-за нехватки средств. В Киеве на Печерске на средства Пустынно-Николаевского муж. монастыря в нач. 30-х гг. было образовано «монастырское Аскольдовское церковное училище грамоты» (ЦГИАК. Ф. 131. Оп. 16. Д. 29). Оно существовало в здании рядом с ц. свт. Николая на Аскольдовой могиле и входило в состав скита Пустынно-Николаевского мон-ря - Аскольдово-Никольского подворья. Несколько лучше организация церковных школ была поставлена в имениях казенного ведомства, где к 1843 г. насчитывалось 109 церковных школ грамоты с 1269 учащимися. В 1858 г. при поддержке гос-ва открылись большие церковные школы в мест. Торговица и в мест. Ольховец. Свящ. Петр Лебединцев. Портрет. Кон. XIX в. (Национальный заповедник «София киевская») Свящ. Петр Лебединцев. Портрет. Кон. XIX в. (Национальный заповедник «София киевская») В 1859 г. Киевский митр. Исидор (Никольский) первым в Российской империи выдвинул идею «распространения церковно-народных школ во всех местечках и селах», которая позже была принята и в др. епархиях РПЦ. Он же предложил открывать разные типы церковных школ. Благочинный церквей Белоцерковского у. свящ. Петр Лебединцев в 1859 г. приступил к организации начального образования для детей. При содействии митр. Исидора и владельца имений в мест. Белая Церковь и окрестностях гр. В. Г. Браницкого о. Петр открыл в Белой Церкви 4 школы, к-рые послужили примером при организации школ на Правобережной Украине.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Увеличение числа паломников в Церковщину требовало постройки большого собора. Храм был заложен в июле 1907 г. Киевским митр. Флавианом (Городецким) в сослужении еп. Платона (Рождественского). Первый вариант проекта (1908) предполагал сделать опору зап. части сооружения на постройку с «пещерником» и часовней (к-рые становились «цоколем»), а восточной - на искусственную террасу склона. В 1908 г. был окончен и накрыт временной кровлей 1-й этаж храма; внутри устроена часовня для чтения Псалтири и молитв об усопших. Посвящение нижнего придела свт. Николаю Чудотворцу обусловлено тем, что святитель являлся игум. Мануилу в детстве во сне. Предполагалась надстройка 2-го этажа с приделами во имя прп. Антония Печерского и прп. Серафима Саровского. В 1915 г. был опубликован 2-й вариант проекта храма, предполагавший завершение верхнего этажа массивным «луковичным» пятиглавием вместо шатра с маковками; на иллюстрации изображен примыкающий с севера к 1-му этажу храма 2-этажный корпус (Дополнительный краткий очерк. 1914; ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 874. Д. 79. Л. 8 об.). Но строительство Никольского храма было приостановлено. С 1906 г. скит осуществлял попечительство над памятником Крещения Руси на берегу Днепра, известным также как «Колонна магдебургского права» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1057. Д. 733; Ф. 168. Оп. 2. Д. 147. Л. 29-29 об.). К 1908 г. в скиту были устроены ремесленные и иконописная мастерские, неск. жилых и хозяйственных построек, сад, огород, скотный двор, проложен водопровод. С 1907 г. по поручению Киевского епархиального управления скит руководил устроением Георгия Победоносца вмч. мон-ря . Эта обитель состояла из 2 отд-ний: Георгиевского скита в урочище Углярки (или Левада) около с. Кочержинцы Уманского у. и Пантелеимоновско-Богородичного подворья с 2-престольным храмом во имя вмч. Пантелеимона и иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (1911-1913) около железнодорожного вокзала г. Умань. К нач. 1919 г. в Кочержинско-Уманском Георгиевском скиту проживали игум. Сильвестр, 2 иеромонаха, 4 иеродиакона, 3 штатных послушника и 80 «бельцов». Решением президиума Уманского ОИК от 1 сент. 1927 г. обители в Умани и Кочержинцах были закрыты, в скитских корпусах разместился приют для беспризорников. В том же году большая часть Кочержинско-Уманских монастырских построек сгорела.

http://pravenc.ru/text/1684573.html

И. продолжал преподавательскую и адм. деятельность в МДА, где с окт. 1917 г. являлся инспектором. 1 апр. 1918 г. еп. Орловский и Севский сщмч. Серафим (Остроумов) обратился в Свящ. Синод с просьбой об организации Брянского вик-ства и предложил кандидатуру И. в качестве викарного епископа. Однако вик-ство не было создано и архиерейское назначение И. тогда не состоялось. С 1919 г. он проживал в основном в Москве, совершал богослужения, проповедовал, читал публичные лекции в противовес антирелиг. пропаганде. 23 марта 1919 г. был арестован на ст. Пушкино Московской губ. после вечернего богослужения в храме при Вознесенской мануфактуре по обвинению в «произнесении антисоветской проповеди». Был помещен в Бутырскую тюрьму. 7 июня того же года освобожден, т. к. следствие не обнаружило факта «оскорбления советской власти». 3 авг. 1919 г. назначен Миссионерским отделом при Свящ. Синоде лектором по Новому Завету на организуемых курсах. С осени 1919 г. участвовал как проректор в организации перенесенных в Москву занятий с учащимися МДА. 24 мая 1920 г. наречен епископом Верейским, викарием Московской епархии. Хиротонию 25 мая в крестовом Сергиевском храме Московского подворья ТСЛ возглавил Патриарх Тихон. Назначен наместником московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией матери мужского монастыря . Поскольку помещения мон-ря были национализированы и оттуда шло выселение монахов, жил в д. 29 по ул. Сретенке на квартире свящ. Владимира Страхова, своего товарища по академии. Из-за болезни управляющего Московской епархией Крутицкого митр. Евсевия (Никольского) И. взял на себя значительную часть обязанностей по управлению Московской епархией: объезжал приходы, включая отдаленные, за год отслужил 142 литургии, более 142 всенощных, произнес 330 проповедей. Продолжал читать лекции студентам МДА. Осенью 1921 г. привлекался к следствию по делу коллегии Главмузея за то, что он просил выдать Владимирскую икону Божией Матери для богослужения; был оправдан судом. Архим. сщмч. Иларион (Троицкий) на заседании Поместного Собора 1917-1918 гг. Рисунок худож. В. Богдановича (ОР РГБ. Ф. 257. П, 10-11)

http://pravenc.ru/text/389143.html

31 июля 1926 г. был арестован весь состав ВПЦР, помещение на Владимирском подворье Софийского мон-ря в Киеве опечатано. Поводом к арестам стала панихида по Петлюре, отслуженная автокефалистами 30 мая 1926 г. тайно, под видом панихиды по случаю приходившегося на эту дату юбилея смерти писателя И. Я. Франко. Реальной же причиной стала реализация решения политбюро ЦК КП(б)У, к-рое на закрытом заседании 25 февр. 1926 г. одобрило предложения Комиссии по церковным делам «о репрессиях в отношении руководителей (Потиенко, Ярещенко, Шараевского) автокефальной церкви» и поручило Антирелигиозной комиссии «вести дальнейшую работу по разложению автокефалистов». Впрочем, через месяц всех арестованных отпустили на условиях нормализации отношений с гос-вом и «чистки от нецерковных элементов». В результате председатель ВПЦР Потиенко был смещен с должности (10 февр. 1928 написал во Всеукраинский отдел культов заявление о выходе из состава духовенства УАПЦ и снятии сана), членам ВПЦР запрещена любая деятельность. В рамках выполнения поставленных условий состоявшееся 1-3 сент. 1926 г. в Киеве Совещание епископов и представителей УАПЦ «признало достойными порицания» Василия Липковского, Александра Ярещенко, Василия Потиенко, а также всего состава бывш. Президиума ВПЦР за «политические и антисоветские выступления». Это же совещание решило создать «Временную комиссию по унормированию жизни УАПЦ», состав которой одобрило Большое Никольское собрание в мае 1927 г. Главой ВПЦР Большим Покровским собранием 25-30 окт. 1926 г. избран «епископ» Петр Ромоданов, противник Липковского. Также Большое Покровское собрание зафиксировало разделение этой церкви на 20 церковных округов в соответствии с адм. реформой 1925 г., из них в Киевской губ.: Бердичевский, Белоцерковский, Киевский (городской), Киевский (сельский), Уманский, Черкасский округа. 10 дек. 1926 г. власть утвердила «Устав Всеукраинского объединения религиозных общин УАПЦ», тем самым легализовав центральный орган управления автокефалистов. До 1927 г. в качестве руководящих органов Киевского городского и сельского округов УАПЦ упоминаются не первоиерархи УАПЦ с титулом «митрополиты Киевские», а Киевская городская церковная рада (впервые Киевская уездно-городская рада упоминается в актах I Всеукраинского собора (окт. 1921); уполномоченными представителями этой рады на соборе и членами ВПЦР были киевский диак. Л. Клепатский и заместитель председателя Киевской уездно-городской церковной рады В. Мартыненко, также киевлянин; с окт. 1921 г. приходами Киева управлял «митрополит» В. Липковский, а «епископом Киевского уезда» был Г. Стороженко).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

1888. Т. 2. С. 72-73). В сборнике проповедей и речей Л. опубликованы 8 Слов на этот праздник, произнесенных преимущественно в семинарской церкви Каменец-Подольска,- более, чем на к.-л. др. торжество. 11 сент. 1892 г., незадолго до кончины, Л. вместе с митр. Иоанникием (Рудневым) возглавил в Троицком соборе Александро-Невской лавры чин отпевания митр. Исидора (Никольского). 17 нояб. 1891 г. именным указом имп. Александра III Л. был назначен на Московскую кафедру c возведением в сан митрополита. «С одной стороны, рад я, что еду в православную Москву. Вся жизнь моя прошла на чужбине, среди иноверцев,- признавался Л.,- с другой - чувствую, что я еду сюда уже умирать» ( Корсунский. 1893. С. 407). 1 дек. 1892 г. в варшавском соборе в присутствии главного начальника Привислинского края ген.-адъютанта Гурко прошло прощание Л. с холмско-варшавской паствой. 17 дек. того же года, в день памяти митр. Московского свт. Петра, Л. совершил торжественное «вшествие» в Успенский собор Московского Кремля, а 9 янв. 1892 г.- 1-е богослужение в Троице-Сергиевой лавре, где он пребывал с 8 по 12 янв. и произнес Слова о значении монашества и прп. Сергия Радонежского. По инициативе митрополита в МДА был расширен и 20 сент. 1892 г. освящен академический храм (см.: Слово. 1892. С. I-IV). 25 сент. того же года Л. принимал участие в праздновании 500-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского, составил программу торжеств, организовал крестный ход из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. На средства Л. были опубликованы том Трудов МДА, посвященный прп. Сергию, и фототипическое издание рукописи НЗ (XIV в.), приписываемой свт. Алексию , митр. Московскому (см.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа: Труд свт. Алексия, митр. Московского и всея Руси: Фототип. изд. Леонтия, митр. Московского. М., 1892). Также Л. пожертвовал значительную сумму Братству прп. Сергия при МДА. За непродолжительный период управления Московской епархией Л. восстановил издание в Москве «Миссионерского журнала», в 1892 г. распорядился о том, чтобы диаконы без священников не совершали церковных служб. О служении Л. на Московской кафедре нелицеприятно высказывался митр. Евлогий (Георгиевский) . Считалось, что Л. был назначен на Московскую кафедру по инициативе обер-прокурора Победоносцева. 25 дек. 1892 г. Л. заболел, иногда продолжал совершать богослужения. Проживал в архиерейском доме (1866-1870) в Черкизове (подворье московского Чудова мон-ря), 31 июля 1893 г. исповедовался, соборовался, причастился Св. Таин. Завещал похоронить себя в облачении, подаренном имп. Марией Александровной в 1860 г. к архиерейской хиротонии. 2 авг. на митрополичьей даче в Черкизове еп. Дмитровский Александр (Светлаков), еп. Можайский сщмч. Тихон (Никаноров) и др. совершили 1-ю заупокойную литургию с панихидой, на к-рой молился и московский ген.-губернатор вел. кн. Сергей Александрович. В тот же день в академической Покровской ц. Троице-Сергиевой лавры панихиду отслужил прав. Иоанн Кронштадтский.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010