В период активного развития экономики в Российской империи, на рубеже XIX и XX вв., типы зданий, принадлежавших синодальным и церковным институтам, становятся более разнообразными: помимо епархиального или монастырского подворья оказываются востребованными дома причта, различные учреждения церковного образования. В М. на месте старинных владений различных церковных институтов (церквей, монастырских и епархиальных подворий) вырастают принадлежащие им доходные дома или торговые ряды. В Китай-городе с кон. XVIII в. корпуса Богоявленского мон-ря сдавали под лавки, в 70-х гг. XIX в. рядом со зданием Теплых торговых рядов (1864-1865, снесены в 2008) возводятся 2 корпуса Богоявленских торговых линий (южный снесен в 2000-х) в скупом варианте стиля эклектики, но с уподоблением фасадам итал. палаццо. Находящиеся на противоположных сторонах древней ул. Ильинки подворья Иосифова Волоколамского и Троице-Сергиева мон-рей были превращены в многоэтажные здания. В 1874-1876 гг. старинный дом Троицкого подворья, в к-ром располагались гостиница, трактир и лавки, был надстроен до 5 этажей, что сделало его на тот момент самым высоким из зданий подобного рода, а угол комплекса получил вид многоярусной башни. Подворье Иосифова мон-ря (1882, архит. Каминский) также стало комплексом зданий, включавшим доходный дом, и было декорировано в рус. стиле, где обрамления окон были решены как колоннады и аркады с килевидными или многопрофильными очертаниями. Богоявлениский собор в Дорогомилове. 1727–1874 гг., 1893–1910 гг. Архитекторы И. П. Миронов, Н. В. Никитин, В. Е. Сретенский. Фотография. Нач. XX в. Богоявлениский собор в Дорогомилове. 1727–1874 гг., 1893–1910 гг. Архитекторы И. П. Миронов, Н. В. Никитин, В. Е. Сретенский. Фотография. Нач. XX в. Торговые корпуса появились у Никольского Греческого монастыря на Никольской ул. (1893, 1895, архит. К. Ф. Буссе), а также был построен доходный дом с отделкой в визант. стиле (1901, архит. Кайзер), доминантой служила надвратная колокольня (завершение утрачено). Византийский стиль с оформлением окон в виде двойных или тройных аркад и колоннад, напоминающий визант. архитектуру, был одним из популярных видов декорации, напр., в оформлении торгового дома Заиконоспасского мон-ря на Никольской ул. (90-е гг. XIX в., архит. М. Т. Преображенский). Для зданий, принадлежавших церковным учреждениям, характерно использование различных господствовавших в гражданском строительстве архитектурных стилистических форм, напр. модерна - дом Иерусалимского Патриаршего подворья на Пречистенском бульваре (1905, архит. Г. П. Евланов), Московское подворье Макариева калязинского мон-ря на Лубянской пл. (1905, архит. Г. И. Макаев), форм рус. стиля, напоминающего памятники XVII в. в Ярославле: доходные дома на древних подворьях мон-рей и епархий в М.- напр., на древнем подворье Саввина Сторожевского мон-ря на Тверской ул. (1903-1904, архит. Кузнецов).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Мощи преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) Радонежских почивают под спудом в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове. Мощи прп. Андрея Рублёва покоятся в Андрониковом мон-ре (не обретены). Частица мощей иконописца прп. Алипия Киево-Печерского имеется в Петропавловской ц. в Лефортове. В Новодевичьем мон-ре в соборе в честь Смоленской иконы Божией Матери покоятся мощи прп. Елены (Девочкиной), 1-й его игумении, которая с 1999 г. почитается в лике местночтимых святых М. е. Мощи Христа ради юродивых св. Василия Блаженного и блж. Иоанна покоятся в Покровском соборе на Рву. В 1698 г. при разборке старого Борисоглебского храма на ул. Варварке были обретены мощи еще одного московского юродивого - блж. Максима . По окончании строительства новый храм был освящен во имя блж. Максима Московского. После пожара 1737 г. уцелевшие части мощей в 1768 г. были собраны и переданы во вновь отстроенный храм. Ныне их местонахождение неизвестно. Мощи патриарха свт. Тихона почивают в Большом соборе Донского мон-ря. Архиеп. сщмч. Иларион (Троицкий) был погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего мон-ря в С.-Петербурге. С мая 1999 г. (канонизирован 10 мая 1999) рака с его мощами находилась во Владимирском соборе Сретенского мон-ря, а 25 мая 2017 г. торжественно перенесена в новый храм мон-ря - в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. На территории бывш. полигона НКВД КГБ «Бутово» (см. ст. Бутовский полигон ) было расстреляно ок. тысячи священнослужителей и мирян, мн. из к-рых прославлены в лике святых в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших. Их мощи погребены в безымянных могилах. На месте расстрела установлен поклонный крест и возведен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских. Мощи блж. Матроны Московской покоятся в Покровском мон-ре на Таганке; частицы ее мощей также доступны для поклонения в храме во имя свт. Мартина Исповедника и в Даниловом мон-ре. Мощи прав. Алексия Мечёва с 2001 г. почитаются в Никольской ц. в Клённиках. Обретенные летом 2004 г. мощи старца иеросхим. прп. Аристоклия Афонского, прославленного в лике местночтимых святых М. е., почивают в храме во имя вмч. Никиты за Яузой (Афонское подворье).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846, Оренбург - 24.08.1918, Москва), иеросхим, прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых). Из мещан, был женат, жена умерла в 1876 г. В этом же году Амвросиев прибыл на Афон и поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева) . 11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского, 2 дек. 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 дек.- во иеромонаха, 12 февр. 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем. Трудился в иконной мастерской. В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова мон-ря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38). 19 дек. 1889 г. награжден набедренником. В 1891-1894 гг. настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской ул. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым) , А. А. приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. А. А. способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке правосл. лит-ры. А. А. совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом мон-рях , храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. мон-ря Московского у., где на средства благотворительницы Афонского подворья А. А. Смирновой был построен больничный корпус с храмом. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 90-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г. В мае 1893 г. А. А. был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода. В 1895 г. А. А. вернулся на Афон и 20 дек. на большом соборе в Пантелеимоновом мон-ре был избран одним из казначеев. 15 апр. следующего года А. А. был отправлен в Москву в составе депутации от мон-ря для поздравления мч. имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В февр. 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. согласно уставу Пантелеимонова мон-ря назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.

http://pravenc.ru/text/75994.html

В 1892-1895 гг. в связи с расширением Никольской ул. территория, занимаемая М. Г. м., сократилась, и в кон. XIX в. он наряду с Заиконоспасским мон-рем стал самым маленьким по площади среди московских обителей. На рубеже XIX и ХХ вв., при деятельном архим. Герасиме (Папазафиропуло), в М. Г. м. разобрали все строения, стоявшие по периметру двора и выходившие на Никольскую ул., включая колокольню. В 1895-1901 гг. было сооружено огромное, увенчанное колоколенкой 3-этажное здание (по проекту архитекторов Г. А. Кайзера, К. Ф. Буссе) в русско-визант. стиле, в к-ром устроили часовню; часть помещений сдавали в аренду под торговые заведения (Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.): Иллюстр. биогр. слов. М., 1998. С. 43, 123). У китайгородской стены архит. Буссе был сооружен 3-этажный келейный корпус. К 1907 г. в М. Г. м. проживали архимандрит, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и послушник. В нач. 20-х гг. XX в. мон-рь был закрыт, все жилые и хозяйственные помещения заняты учреждениями и приспособлены под коммунальное жилье. Монастырский собор был действующим до 1932 г., служба в нем совершалась на греч. языке. Храм был закрыт по постановлению Моссовета в ответ на инициативу об-ва «Знания - массам», в 1934-1935 гг. разрушен. Приходская община перешла в храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, ранее принадлежавший К-польскому подворью. Ансамбль обители (каре зданий) уцелел и используется под офисы, магазины, учебные заведения. Через ранее закрытый монастырский двор в 20-30-х гг. XX в. был прорублен проход с Театральной пл. на ул. Никольскую. В 2004 г. приходу возрождавшегося Заиконоспасского мон-ря передали несколько помещений в бывшем монастырском корпусе по ул. Никольской. На сохранившейся звоннице корпуса установлен 8-конечный крест, в 2015 г. в этом здании открыто Подворье Заиконоспасского мон-ря в Китай-городе. Храмы и святыни Во время пожара 19 мая 1564 г. в М. Г. м. сгорели 2 деревянные церкви и 8 келий (РИБ. Т. 3. С. 224). Вскоре мон-рь был восстановлен, и к сер. 30-х гг. XVII в. каменный храм свт. Николая Чудотворца имел придел во имя святых Гурия, Самона и Авива. В книгах выдачи ладана из государевой казны мон-рь «Николы Старого что позади Иконного ряду» упомянут под 7128 г. дважды: в дек. (1619) и в авг. (1620) ( Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям Ладанных книг: (Опыт справ.-указ.)//Сакральная топография средневек. города/Ред.-сост.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. М., 1998. С. 159). Во 2-й пол. XVII в. в М. Г. м. находились также храм равноапостольных Константина и Елены и часовня свт. Николая Чудотворца. К 1661 г. мон-рь расширил свои владения за счет участка земли Заиконоспасского мон-ря, «что взята у них после пожару» и где были построены каменные кельи. Также для хозяйственных нужд и в качестве келий использовались 14 «печур» в каменной стене Китай-города. Собор святителя Николая Чудотворца

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Свято-Андреевский скит. Гравюра. XIX в. (РГБ) Рус. афонские иноки с нач. XVIII в. до 40-х гг. XIX в. не пользовались поддержкой России. По словам А. А. Дмитриевского, «русское правительство, духовное и светское, смотрело на выходцев из России, удалявшихся на Св. Гору ради подвигов благочестия, как на своевольников и дезертиров и дозволяло обратный въезд в Россию не иначе, как в том звании, в каком они выезжали из нее» (С. 376). Для сохранения сана на территории Российской империи для приезжавших с А. рус. иноков требовалось предварительное разрешение Святейшего Синода. Материальная помощь русским на А. осуществлялась в основном частными лицами из России. Посетивший Русик в 1835 г. иером. Аникита (Ширинский-Шихматов) намеревался по возвращении в С.-Петербург способствовать организации гос. поддержки Пантелеимоновой обители из России, но сопротивление греч. братии Русика и кончина самого иером. Аникиты помешали осуществлению этого плана. С 40-х гг. XIX в. по благословению иеросхим. Иеронима (Соломенцева) в Россию для сбора пожертвований приезжали насельники Пантелеимонова мон-ря. С 1862 г. со святынями обители (частицами Креста Господня, мощей вмч. Пантелеимона и др. святых) в России собирал пожертвования прп. Арсений (Минин). С 1867 г. святыни находились для поклонения в московском в честь Богоявления Господня мон-ре , впосл. были помещены в открывшейся при Богоявленском мон-ре часовне вмч. Пантелеимона. Были созданы подворья Пантелеимонова мон-ря в Одессе, С.-Петербурге, Москве, Таганроге, Новороссийске и Сухуми. Своими воззваниями и письмами о. Иероним привлек к А. благотворителей в России, причем пожертвования поступали как в Русик (от вятских купцов Г. Чернова и И. Стахеева, вологодского купца Е. Шучева, петербургского купца С. М. Комарова, тульских купцов Сушкиных и др.), так и в др. мон-ри (в 1846 Комаров пожертвовал серебряную ризу на икону Божией Матери «Предвозвестительница» в Зографский мон-рь, в 1857 гр. Д. Н. Шереметев - сребропозлащенные ризы на иконы собора Ватопедского мон-ря). В 1864 г. г-жа Бабарыкина завещала афонским мон-рям богатое пособие - 29 тыс. р. помимо церковной утвари. Для распределения этого вклада по просьбе митр. Исидора (Никольского) еп. Порфирий (Успенский) составил список нуждающихся в помощи обителей, указав 13 мон-рей и 11 скитов.

http://pravenc.ru/text/77102.html

2016. Вып. 245. Ч. 2. С. 131-149; они же. Романовы, Черкасские, Сицкие: Остатки некрополя в Знаменской церкви Новоспасского мон-ря//Средневек. личность в письм. и археол. источниках: Мат-лы науч. конф. М., 2016. С. 92-98; Беляев Л. А., И. И., Лазукин А. В. и др. Исследования на территории Моск. Новоспасского ставропиг. муж. мон-ря//Археол. открытия, 2014 г. М., 2016. C. 76-79; Давиденко Д. Г. Представители рода Ступишиных в церк. жизни России XVI в.//Рос. генеалогия: Науч. альм. М., 2016. Вып. 1. С. 9-55; Знаменский храм Ново-Спасского мон-ря как мемориал бояр Романовых и сродников их, пострадавших в правление царя Бориса Годунова. М., 2016; Медникова М. Б., Беляев Л. А., И. И. и др. Комплексное биоархеологическое исслед. жен. погребения в белокаменном склепе Новоспасского мон-ря//КСИА. 2016. Вып. 245. Ч. 2. С. 182-200; Медникова М. Б., И. И., Тарасова А. А. и др. Портрет «боярыни» XVI в. по данным биоархеологии//Средневек. личность в письм. и археол. источниках. М., 2016. С. 144-149; Новоспасский монастырь в 1812 г./Опубл.: Ф. А. Петров, Л. И. Смирнова//Рос. архив. М., 2016. Вып. 22. С. 110-113; Беляев Л. А., И. И., Рассказова А. В. и др. Комплексное исслед. саркофага 3 Знаменской ц. моск. Новоспасского мон-ря//Рос. Арх. 2017. 4. С. 90-105. Л. А. Беляев, Д. Г. Давиденко, А. П. П. Рубрики: Ключевые слова: ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " »)

http://pravenc.ru/text/2577885.html

грани юго-зап. столпа и на вост. грани сев.-вост. столпа). На поморских иконах «Собор русских святых» кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. иконописца П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Т. 1. С. 451), 1-й пол. XIX в. из с. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ), а также на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) Д. изображен в правой группе преподобных, в середине 1-го ряда, в молении, в надписи назван «Прилуцким». На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) - с благословляющей двуперстно десницей и свитком в покровенной мантией руке, в предпоследнем ряду слева, 2-м от центра, возле образа Св. Троицы Новозаветной, наименован «Вологоцким». Редкий вариант изображения Д. в схиме с островерхим куколем (в 3-м ряду 2-й слева) на иконе российских святых сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ). На иконе «Все святые, в земле Российской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ), на ее авторских и совр. повторениях Д. помещен в 1-м ряду справа среди Вологодских святых ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Произведения церковного искусства 2-й пол. XX - нач. XXI в., особенно созданные для Димитриева Прилуцкого мон-ря, воспроизводят иконографию Д. в среднике житийной иконы письма Дионисия (икона 1996 работы А. В. Нитецкого у мощей святого) и на ранних нагробных покровах (покров на гробницу 1998-2003). Образцы совр. иконографии Д.- рисунок для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 165); бронзовый рельеф 1997 г. на поклонном Кресте, установленном на месте алтаря Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков),- образ Д. помещен рядом с фигурой прп. Феодосия Тотемского; ростовое прямоличное изображение - на юж. алтарной двери 1999 г. (ц. Благовещения Богородицы Никольского мон-ря в Переславле-Залесском); роспись 1998-2000 гг. трапезной палаты ц. Покрова Богородицы на Козлене в Вологде; икона «Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с видом обители» 90-х гг. XX в. из местного ряда иконостаса нижней ц. во имя Д. в Спасском соборе Димитриева Прилуцкого мон-ря; образ 2003 г. из иконостаса собора Никольского мон-ря в Переславле-Залесском, икона 2007 г. из храма во имя Д. в Москве. Творчески переработанную иконографию образа святого и его житийного цикла представляет роспись 2004-2006 гг. часовни во имя Д. (подворье Никольского мон-ря) в с. Веслеве близ Переславля-Залесского.

http://pravenc.ru/text/178017.html

После первой мировой войны храм действовал как приход. На сев. стене наоса церкви в этот период были выбиты имена 169 солдат, погибших в войнах с 1912 по 1918 г. В 1928-1930 гг. вместо деревянного притвора был построен каменный со звонницей. В 1972 г. заменен иконостас: от прежнего иконостаса XVIII в. остались царские врата, Распятие работы С. Лазовича и неск. напрестольных икон, приписываемых Д. Постниковичу и Н. Апостоловичу. В 1975 г. возрожден как монастырь. Вазнесене Вазнесене (серб. муж. мон-рь в честь Вознесения Господня, находится в глубине ущелья, на юж. склонах Овчара. По преданию, древний храм построен в XIV в. Впервые упоминается в 1525 г. под названием Дробняк. В 1570 г. игумен вместе с братией переписал Евангелие. Ок. 1690 г. обитель была полностью разрушена и в 1820 г. еще лежала в руинах. В 1937 г. возобновлена как жен. мон-рь свт. Николаем (Велимировичем), но в 1949 г. сестры покинули обитель и поселились в мон-ре Драгинац. Повторно освящен как муж. мон-рь в 1960 г. Илине Илине (серб. жен. мон-рь во имя прор. Илии, находится на Кабларе, над мон-рем Благовештене, подворьем к-рого является. Основан в 1939 г. монахами из Благовештене по благословению свт. Николая (Велимировича) на месте, где, по сообщению В. Караджича, находилась «башня для переписывания книг» (донжон), вероятно оставшаяся от древнего мон-ря. Храм был построен на фундаменте той башни по образцу ц. Петра и Павла мон-ря Жича . Кадженица Кадженица (серб. часовня, находится в пещере у вершины Овчара, к ней ведет высеченная в скале лестница. В 1814 г. здесь укрылись неск. сотен сербов, в основном старики, женщины и дети, бежавшие из Пожеги от турок после подавления восстания, но турки их обнаружили и сожгли. В 1932 г. экспертиза останков подтвердила, что среди погибших было много детей и людей преклонного возраста. 13 окт. 1940 г. свт. Николай (Велимирович) назвал погибших здесь мучениками и благословил устроить в пещере часовню. Николе Николе (серб. жен. монастырь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца. Находится в труднодоступном месте на левом берегу Зап. Моравы, у подножия Каблара, близ Овчар-Бани. Считается древнейшим мон-рем из О.-К. м. По архитектурным особенностям может быть отнесен к кон. XIV - нач. XV в. Впервые упоминается в тур. описи в 1476-1478 гг. В 1516 г. доходы обители составляли 675 акче. В 1628 г. в ней жили 3 монаха. В кон. XVI-XVII в. здесь действовал скрипторий, в к-ром в 1594 г. Исаия переписал Минею на нояб., а в 1595 г.- Минею на сент., в 1607 г. Тимофей - Типик, в 1616 г. Аверкий - Триодь, в 1618 г. Кириак - Патерик. В 1613 г. поп Мирчета здесь купил Евангелие, а в 1627-1629 гг. патриарх Печский Паисий (Яневац) взял Псалтирь. Более 10 рукописей, хранящихся в серб. архивах, в разные периоды принадлежали обители. Отсюда происходит пергаменное Никольское Евангелие (ныне в частном собрании в Великобритании), переписанное ок. 1404 г. известным писцом Хвалом.

http://pravenc.ru/text/2578165.html

Епархиальные и губ. власти с недоверием относились к деятельности миссии. Еп. Аарон (Нарциссов) , сменивший на Архангельской кафедре еп. Неофита (Докучаева-Платонова), инициатора учреждения миссии для ненцев, обвинял В. в отступлении от предписаний, в «лености и недеятельности». Архангельский генерал-губернатор С. И. Миницкий старался привлечь внимание начальства к «печальным, неудачным действиям миссии». В результате 1 мая 1830 г. миссия была закрыта, В. вернулся в Антониев Сийский мон-рь. Для ненцев были организованы 3 прихода, началось строительство церквей, 25 марта 1831 г. В. присутствовал при освящении Никольской ц. на р. Колве. Поскольку приходские священники за следующие 28 лет крестили лишь 177 ненцев, можно сделать вывод, что закрытие миссии оказалось преждевременным. С 16 июля 1830 г. В. являлся настоятелем Михаило-Архангельского мон-ря, благочинным мон-рей и соборов Архангельской епархии. В Михаило-Архангельском мон-ре были отремонтированы собор, колокольни, ризничный корпус, архив, б-ка, часовенная палатка, в 1831 г. при монастырской мельнице построили новую плотину. 14 дек. 1832 г. В. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, за чем обычно следовало поставление во епископы. Однако по окончании чреды в марте 1834 г. В. было объявлено монаршее благоволение, спустя нек-рое время он вернулся в Архангельск. 29 июня 1839 г. назначен настоятелем Кий-Островского Крестного мон-ря, энергично взялся за восстановление обветшавших монастырских зданий. Благодаря успешному сбору пожертвований настоятелю удалось не только сделать необходимый ремонт, но и приобрести для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. В. по предложению архангельского гражданского губернатора П. В. Степанова стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. В. страдал от ревматизма, приобретенного в тундре, и просил о перемещении его в более теплую местность. 26 июня 1847 г. переведен настоятелем в глуховский Петропавловский мон-рь в Черниговской губ. Погребен в склепе под соборной церковью мон-ря.

http://pravenc.ru/text/150317.html

М., 2008. 2 т.; она же. 2009. Драгоценные оклады чудотворной Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери костромского Ипатьевского мон-ря//Светоч: Альм. Кострома, 2009. 5. С. 188-195; Куколевская О. С., Трехсвятская Т. П., Чугунов Е. А. Ипатьевский мон-рь: Альбом. М., 2003; Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский мон-рь: Ист. очерк. М., 2003; Кабатов С. А., Лебедев А. А. Захаб Св. ворот Ипатьевского мон-ря: (По итогам археол. исследований)//Рос. провинция в динамике ист. развития: Взгляд из XXI в.: Сб. ст. XI межрегион. науч. конф. Кострома, 2004. Ч. 2. С. 25-34; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 467-469, 472-479, 481-486, 497-499, 510-512, 523, 541; Кузьмин А. В. Фамилии, потерявшие княжеский титул в XIV - 1-й трети XV в.//ГДРЛ. 2004. Вып. 11. С. 701-783; Сапрыгина Е. В. Ипатьевская летопись в Костроме// Она же. Стражи времени. Кострома, 2005. С. 374-378; Мусин А. Е. Вопиющие камни: Рус. Церковь и культурное наследие России на рубеже тысячелетий. СПб., 2006. С. 211-232; Зонтиков Н. А. Когда и кем был основан Ипатиевский мон-рь?//Костромская земля: Краевед. альм. Кострома, 2007. Вып. 6. С. 7-19; Антыпко М. И. Врата с золотой наводкой из Троицкого собора Ипатьева мон-ря и древнерус. традиция оформления храмовых врат//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 251-266. (Тр. ЦМиАР; 3); Иванов Е., свящ. Воссоздание монастырского храма//Костромские ЕВ. 2008. 5. С. 14-21; Ходанов М., прот., Бугаевский А. В. Колыбель Дома Романовых: Церк.-ист. очерк о Св.-Троицком Ипатьевском мон-ре. М., 2008; Виноградова С. Г. Образ Троицы в Ипатьевском мон-ре: (К вопросу о Годуновских вкладах)//Светоч: Альм. 2009. 5. С. 204-211. Н. А. Зонтиков, Д. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " »)

http://pravenc.ru/text/673737.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010