В 1666 г. патриарх Александрийский Паисий с собором духовенства в М. Г. м. возглавил отпевание Ксении, жены боярина И. Д. Милославского (ДАИ. Т. 5. 26. С. 142). Братия Иверского мон-ря попросила царя отпустить архим. Дионисия на Афон, поскольку без него невозможно было разобраться в целом ряде тяжб по поводу монастырских владений и долгов (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1667 г. Д. 11). Однако Дионисий оставался в М. Г. м. еще неск. лет; перед отъездом он подал царю челобитную, в к-рой перечислил свои заслуги и попросил вознаграждения (Там же. Оп. 1. 1669 г. Д. 13, 25). В ответ 19 мая 1669 г. царь Алексей Михайлович дал Иверскому мон-рю грамоту, в к-рой говорилось, что он жалует афонским монахам в Москве «Никольской монастырь за Иконным рядом, для отправления службы Божии владеть и в нем жить, а приезжать им в наше царского величества Российское царствие в четвертой год четырем человеком старцом да слушке» (СГГД. Т. 4. 68. С. 248-249; РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. Д. 56. Л. 1). Несмотря на оговоренный в грамоте срок в 4 года, в документах встречаются указания и иной периодичности перемены братии М. Г. м.- «в 7-й и в 8-й год» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. Д. 11. Л. 2, 9; Тимошина. 2015. С. 97-98). Монастырь поступил в ведомство Посольского приказа, из к-рого приезжавшей иверской братии выплачивалось кормовое жалованье. Афонским монахам запрещалось привозить для продажи иноземные товары, но иноки в то же время освобождались от уплаты казенных податей и сборов. В XVII - нач. XVIII в. в М. Г. м. регулярно останавливались греч. купцы, находившиеся в Москве по торговым делам, среди к-рых важную роль играли греки - жители Нежина. В 1739 г. по указу имп. Анны Иоанновны светским «бельцам» запрещалось проживать в обители или брать внаем монастырские постройки. Настойчивые ходатайства монастырских властей позволили братии добиться разрешения оставить в собственности М. Г. м. существовавшие вне его стен 3 лавки, а получаемый с них доход употреблять «на церковное строение». Несмотря на то что из Коллегии экономии «на пропитание» монахам выделялась ежегодная субсидия 500 р., эти меры привели к сокращению доходов М. Г. м., снижению статуса мон-ря как «подворья» и ограничению его деятельности ( Шахова. 2015. С. 339-340, 344-345).

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Лаконично внешнее оформление серебряного позолоченного потира кон. XVI в. По верху чаши идут в шахматном порядке в 2 ряда крупные гнезда с драгоценными камнями красного и зеленоватого цветов. Стройность расширяющегося книзу стояна подчеркнута рельефными витыми линиями. Объемное «яблоко» также украшено камнями, самые крупные из к-рых расположены посередине, поддон плоский, фигурный. Два выносных креста к-польской работы, резной деревянный 1676 г. и живописный 1679 г., сходны по форме (оправлены и закреплены на ручке) и, согласно надписям на ручках, являются вкладом патриарха К-польского Дионисия IV Серогланиса . На напрестольном резном деревянном кресте в золотой сканой с финифтью оправе (1707) изображены следующие сцены: в средокрестии представлено «Крещение Господне», в верхней части - «Благовещение», в нижней - «Преображение», в правом и левом крыльях - 2 пишущих евангелиста с персонификациями Премудрости Божией, в 13 медальонах в окладе по контуру креста - полуфигурные изображения Христа, Богоматери и святых. Резные части креста находят аналогии в подобных же работах афонских мастеров-резчиков XVI-XVII вв. (напр., кресты 1669 и 1671 гг. из мон-ря Ксиропотам). Оправа креста, как следует из вкладной надписи на внутренней стороне, была создана московскими мастерами тщанием Акакия из Галатисты, настоятеля иверского подворья - Никольского мон-ря в Москве. Еще один напрестольный крест, также резной в основе (с изображением «Рождества Христова» в центре, «Благовещения» вверху, евангелистов по сторонам), в сканой оправе с эмалями и цветными стеклами-вставками, согласно надписи, был создан для архиеп. Галактиона Элассонского мастером Иоанном Франге из Доменикона в Фессалии. Из России в И. м. был прислан серебряный подсвечник в виде прорастающего из сосуда с рельефными изображениями лимонного дерева в натуральную величину, с 30 позолоченными лимонами и 7 подставками для свечей (1819). В 1830 г. И. Каподистрия отказался принять эту реликвию на нужды гос-ва ввиду ее исторической ценности и возвратил обители.

http://pravenc.ru/text/293365.html

С 1843 г. Е. м. в Москве принадлежало подворье близ Рогожской заставы на Николо-Ямской ул. В день празднования апостолов Петра и Павла за колокольней у монастырской стены проходила ярмарка. К нач. XX в. 29 июня и 15 авг. совершались крестные ходы вокруг мон-ря. Настоятели, подвижники, именитые посетители Первое известное имя настоятеля Е. м., иером. Варлаама, упоминается в документах 1690 г. С 1784 г. строителем Е. м. был чтимый братией игум. Мелхиседек († 1813), при поддержке митр. Московского Платона (Левшина) возродивший находившуюся в упадке пустынь. В 1802 г. он был переведен в Высоцкий серпуховской монастырь с возведением в сан архимандрита, но, согласно завещанию, похоронен в приделе во имя прп. Сергия Радонежского Екатерининского храма Е. м. Тело старца-архимандрита несли из Серпухова на руках именитые граждане в сопровождении чуть ли не половины жителей города. На чугунной плите, возложенной на его могиле, архим. Мелхиседек назван «обновителем» пустыни (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 139, 189-191; Оп. 744. Ед. хр. 2629). Строитель (1809-1822) иером. Дорофей, ученик известного старца архим. Макария (Брюшкова), настоятеля Пешношского Никольского мон-ря, был назначен настоятелем Е. м. с целью введения общежительного устава, переход к к-рому произошел в янв. 1810 г. при поддержке митр. Московского Платона (Левшина). Учеником строителя Дорофея был архим. Венедикт (Филлипов), настоятель Берлюковской во имя святителя Николая Чудотворца пустыни . В 1829-1855 гг. в обители подвизались казначей иером. Иаков († 1841/42) и иером. Нифонт (Флоров, † 1882), почитаемые братией и прихожанами. Строитель Е. м. (1823-1829) иером. Назарий (Бордоносов) был учеником старца прп. Льва (Наголкина) . С 1842 г. в Е. м. настоятельствовал постриженик Берлюковской пуст. иером. Мисаил († 1854), сочетавший талант администратора с подвижнической жизнью. Настоятель носил кирпич для строительства, песок или воду рабочим, ночи проводил в молитве. В обитель к о. Мисаилу стекалось множество паломников и благотворителей.

http://pravenc.ru/text/189639.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИСЕЙ (Фомкин Александр Евгеньевич; род. 8 мая 1963 г., Волгоград ), еп. Урюпинский и Новоаннинский. Из семьи служащих. В 1980 г. окончил среднюю школу. В 1981-1983 гг. служил в рядах Советской Армии. Затем работал слесарем, электромонтером, участвовал в геологоразведочных экспедициях на Крайнем Севере. В 1991-1992 гг. учился в Волгоградском ДУ. 2 авг. 1992 г. в Казанском кафедральном соборе Волгограда архиеп. Волгоградским Германом (Тимофеевым) рукоположен во диакона, 9 авг. — во иерея. С 8 авг. 1992 г. по фев. 1993 г. служил штатным священником в храме Живоначальной Троицы Волгоградского Свято-Духовского муж. мон-ря. В фев. 1992 г. назначен настоятелем волгоградского Никольского храма. В июле 1993 г. переведен настоятелем прихода во имя свт. Тихона, патриарха Московского в г. Волжском. В 1994-2000 гг. являлся духовником в Вознесенском жен. мон-ре г. Дубовки. 19 апр. 1995 г. архиеп. Волгоградским Германом в Волгоградском Казанском каф. соборе пострижен в монашество с именем в честь прор. Елисея. 10 авг. 1995 назначен настоятелем волгоградской церкви вмц. Параскевы и духовником Волгоградской епархии. 17 июня 1996 г. назначен настоятелем Волгоградского Иоанно-Кронштадтского прихода в с. Каменный Брод Ольховского р-на Волгоградской области - подворья Свято-Троицкого Белогорского муж. мон-ря. С 27 авг. 1996 г. исполял обязанности наместника Белогорского Свято-Троицкого монастыря. 2 апр. 1997 г. назначен благочинным монастырей Волгоградской епархии. В 1997-2001 гг. заочно обучался в Санкт-Петербургской ДС. В 2001-2005 гг. обучался в СПб ДА. Окончил академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему " Монастыри Волгоградской епархии: история и современное положение. " 11 мая 2004 г. возведен в сан игумена. В составе делегации от Волгоградской епархии участвовал в Поместном Соборе 2009 г.. 5 окт. 2011 г. был назначен настоятелем Белогорского Троицкого монастыря. Решением Свящ. Синода от 15 марта 2012 г. избран епископом Урюпинским и Новоаннинским. 18 марта возведен в сан архимандрита. 29 марта наречён, 31 марта - хиротонисан во епископа Урюпинского и Новоаннинского. Хиротонию в Московском храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском возглавил патриарх Московский Кирилл (Гундяев) . Награжден орденом прп. Серафима Саровского 3-й ст (2006 г.). Лит.: Наречение и хиротония архим. Елисея (Фомкина) во епископа Урюпинского и Новоаннинского//ЖМП. 2012. 7. С. 30-32. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/1947651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888, с. Яковицы Житомирского у. Волынской губ.- 29.12.1937, полигон Бутово, Московская обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых), еп. Бежецкий, вик. Тверской епархии. Род. в семье священника, окончил Волынскую ДС, в 1910 г.- КДА. Назначен помощником епархиального миссионера, проявил себя энергичным и ревностным сотрудником. С юных лет стремился к монашеству, но родители желали видеть сына семейным священником, и он женился. В 1911 г. рукоположен во священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера, в 1914 г. назначен военным священником 408-го Кузнецкого пехотного полка. В 1917 г. в Житомире служил в храме прп. Серафима Саровского, затем в Николаевской ц. В годы гражданской войны по благословению Владимиро-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) организовал при храме Свято-Николаевское братство, к-рое помогало нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших родственников. Вместе с членами братства о. Аркадий предпринимал пешие паломничества к правосл. святыням. Побуждая паству к нищелюбию и милосердию, сам служил примером жертвенности и крайнего нестяжания. За вдохновенные проповеди современники называли его Златоустым. Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий В нач. 20-х гг. XX в. на Украине была организована раскольничья Украинская автокефальная Православная Церковь , к-рую поддерживали националисты-петлюровцы. Несмотря на давление петлюровских властей, принуждавших о. Аркадия к переходу в раскольничью организацию, он остался верен канонической Церкви. Весной 1922 г., после начала кампании по изъятию церковных ценностей , о. Аркадий огласил в храме послание свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, в к-ром предлагалось отдавать только то, что не имело непосредственного богослужебного употребления. Чтение послания в церкви стало причиной ареста свящ. Аркадия и его отца свящ. Иосифа Остальского, обвиненных властями в контрреволюционной деятельности. О. Иосиф скончался в тюрьме во время следствия, о. Аркадий был приговорен к расстрелу, но по ходатайству паствы расстрел был заменен 5 годами заключения в Житомирской тюрьме. В 1924 г. о. Аркадий был освобожден. Пока он находился в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной Армии, и о. Аркадий дал согласие на развод. В 1925 г. священномученик посетил Дивеевский мон-рь , затем Саровскую пуст. , где принял постриг в мантию с оставлением того же имени. Вскоре А. вернулся в Житомир, по церковным послушаниям часто посещал Киев и Москву. В Киеве служил в Никольском мон-ре, в Москве останавливался на подворье Валаамского мон-ря , служил в храме прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках, за каждым богослужением проповедовал.

http://pravenc.ru/text/76028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИНЦОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Клинцовской и Трубчевской епархии Брянской митрополии), г. Клинцы Брянской обл. Открыт решением Синода РПЦ от 27 дек. 2005 г. Расположен на высоком берегу р. Московка. Первоначально на месте К. м. находился старообрядческий деревянный храм в честь Вознесения Господня (1778-1780), возведенный выходцами из Стародубья. В 1850 г. при входе на Вознесенское кладбище была построена деревянная часовня для почитаемого прихожанами образа свт. Николая Чудотворца. На кладбище погребены первые поселенцы, родоначальники города, купцы, основатели первых типографий и фабрик, священнослужители, почетные граждане Д. О. Зубов, П. М. Поляков, Ф. М. Синельников, А. Н. Барышникова и др. В 1845-1847 гг. Вознесенский приход стал единоверческим. Вместо обветшавшей деревянной была построена 2-этажная каменная часовня; 1 авг. 1913 г. «поставлен крест на новой св. Николы часовне при Вознесенской церкви» (ГАБО. Ф. 251. Оп. 1. Д. 92). В 1930 г. храм был закрыт, впосл. приходские здания разрушены. С 1934 г. Никольская часовня использовалась под производственные нужды. 29 сент. 1972 г., после пожара в единственном правосл. приходе г. Клинцы, местные власти передали верующим здание часовни. Ее переоборудовали под храм, 1-м настоятелем к-рого стал свящ. Андрей Жамойтин (1929-1995). К основной, бесстолпной части храма (с узкими окнами, 8-скатной кровлей и луковичной главой на цилиндрическом световом барабане), выдержанной в формах новгородско-псковской архитектуры XIV-XV вв., с разных сторон примыкают деревянный входной тамбур с главкой, прямоугольная апсида и боковые пристройки, одна из которых имеет отдельный вход с крыльцом и лестницу на хоры. С 1994 по 2005 г. Никольский храм являлся подворьем Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 7 сент. 2005 г. по благословению Брянского еп. Феофилакта (Моисеева) была образована жен. община. Решением Синода от 27 дек. 2005 г. подворье было преобразовано в жен. обитель во имя свт. Николая Чудотворца, настоятельницей назначена мон. Зосима (Полковник), ранее проживавшая в Одрине во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ре . Лит.: СПАМИР: Брянская обл. М., 1998; Перекрестов Р. И. Прошлое и настоящее Свято-Никольской ц. в Клинцах//Труд (Клинцы). 2001. 16 авг.; Кровко В. Клинцам - 300 лет: Ист.-краевед. очерк. Клинцы, 2004. Иером. Диомид (Кузьмин) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841433.html

Прмч. Вениамин (Кононов). Фотография. 10-е гг. XX в. (Архив ПСТБИ) Прмч. Вениамин (Кононов). Фотография. 10-е гг. XX в. (Архив ПСТБИ) В нач. 1918 г., после принятия декрета «Об отделении церкви от государства», по к-рому Церковь лишалась прав юридического лица, а все ее имущество объявлялось национализированным, братия обители приняла меры к сохранению наиболее чтимых святынь, а также тех ценностей из ризницы, к-рые имели богослужебное употребление. По указанию В. эти ценности были скрыты в стене и под папертью Спасо-Преображенского собора, а также над алтарем Никольской ц. Тайные хранилища для продовольственных запасов начали строиться на Амбарном оз. и озерных каналах. Ближайшим помощником настоятеля в этих работах стал прмч. иером. Никифор (Кучин) . 21 февр. 1920 г. Красная Армия вошла в Архангельск, 29 апр. на Соловки прибыла особая комиссия Губревкома, и с островов стали вывозить запасы продовольствия. 20 июня В. обратился в кемский продовольственный комитет с просьбой сохранить в мон-ре хотя бы небольшой запас продуктов, но власти просьбу проигнорировали. Благодаря указаниям монахов, ранее выступавших против архим. Иоанникия, власти нашли мн. спрятанные церковные ценности. В авг. началось следствие по выявлению «виновных в сокрытии», а в мон-ре возобновилась смута, теперь уже против В., на к-рого стали поступать доносы от монахов в органы власти. В кон. 1920 г. В. и иером. Никифор были арестованы, обвинены в сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия и отправлены на принудительные работы в Холмогоры. В 1922 г., после окончания срока заключения, В. и иером. Никифор поселились на Соловецком подворье в Архангельске, после закрытия подворья - на частной квартире. Стремясь к уединению, летом 1926 г. иноки переехали в с. Часовенское Архангельской губ. Вскоре они соорудили себе небольшую келью в глухом лесу на берегу Волкозера, в 40 км от дер. Коровкинской. Питались овощами со своего огорода и рыбой, к-рую ловили в Волкозере. 2 раза в год их навещал бывш. послушник Соловецкого мон-ря С. Антонов, привозивший пустынникам необходимые вещи из Архангельска.

http://pravenc.ru/text/150271.html

работы, в результате чего плита раскололась, после этого неск. реставраторов заболели и уехали. В наст. время остров посещают как паломники местные жители и приезжие из разных городов России. В 2009 г. кафедра лит-ры Карельской гос. педагогической академии организовала этнографическую экспедицию для исследования почитания К.: было опрошено ок. 60 чел., из них только трое могли сообщить что-либо о святом. Они рассказали, что К. приплыл на о-в Троица на большой гранитной плите, он посылает испытания паломникам и сурово наказывает за неблагочестивое поведение. Наталья из Беломорска рассказала, что по молитвам святому у нее после мн. лет бесплодия родилась дочь; женщина приезжает на остров каждый год вместе со своей семьей, чтобы помолиться К. и навести порядок в часовнях и в Никольской ц. Кемский Благовещенский во имя новомучеников и исповедников Российских мон-рь возрождает Муезерскую пуст., в Никольском храме раз в год священнослужители обители служат литургию. К. канонизирован в составе Собора Новгородских святых, возобновленном в 1981 г. (празднование Собору первоначально установлено в 1831). Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Соловецких святых, празднование которому было установлено в 1993 г. Совр. молитва К. восходит к молитвам прп. Ипатию Печерскому, целебнику, и прп. Агапиту, врачу безмездному , Печерскому. Изображения К. встречаются в совр. композиции «Собор Соловецких святых», напр. на иконе ок. 2005 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) - в верхнем ряду левой группы, с непокрытой головой (на др. совр. иконе из этого храма он упом. в надписи на правом поле). Арх.: Книга приписной к Соловецкому мон-рю Троицкой Муезерской пуст.: Списки с крепостей, вкладные, отводные, приходные, расходные и переписные книги//РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991 (1572-1699, 1654-1755 гг.); Описи Кемского у. за 1814 г.//ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 170. Л. 53-56; Духовные росписи Панозерского, Поньгомского, Маслозерского приходов Кемского у.

http://pravenc.ru/text/1681251.html

Скалина, с церквами) и 122 деревни с 710 дворами, в которых проживали 1798 крестьян. Никольский комплекс с церквами свт. Николая Чудотворца и Рождества Пресв. Богородицы включил в себя и древнейшее ядро вотчин обители - Вантиево, Зыбалово, Кебас, Половоз. «Формирование 2 соседних вотчинных комплексов обители - Никольского и Фроловского - отразило последовательные этапы земледельческого освоения юго-востока Вологодчины (первый - более ранний, приречный, второй - чуть более поздний (40-е гг. XVI в.), со слабее выраженной привязкой к рекам) и преодоление населением водораздела Волги и Северной Двины... Остальная же масса имений Павло-Обнорского монастыря, расположенных на Вологодско-Пошехонском и Вологодско-Ярославском рубеже, подчинялась Ростовской митрополии» и сформировалась за счет целостных родовых комплексов различных ветвей белозерско-пошехонских князей в Пошехонском и Ярославском уездах (Переписные книги. 2011). Хозяйство П. О. м. включало 275 лошадей, 425 голов скота, 3 мельницы на р. Нурме, подворья находились в Вологде (в Новинках и на Мостовой ул. (ныне Рубцова)) и Москве (в Печатниках, у Сретенских ворот (приобретено в 1656)). К обители оставалась приписана Макариева Писемская пуст. Из переписных книг П. О. м. XVII в. известны отписная книга 1632/33 г., описи 15 апр. 1654 г.- переписная отписная («отводная») книга имущества, казны и вотчин, составленная архиерейским дьяком И. Свищовым для нового игумена, Иосифа (Там же. С. 272-299), переписная отписная («отводная») книга имущества и вотчин, составленная в 1682 г. сыном боярским Вологодского архиеп. Симона А. Ф. Головковым при передаче мон-ря новому игумену, Ефрему (1679-1683) (ГАВО. Ф. 521. Оп. 1. Кн. 2), переписная книга мон-ря на игум. Пахомия 1682/83 г. (7191), переписная отписная книга, составленная по приказу преосв. Гавриила сыном боярским Сергеем Скоровым 9 апр. 1687 г. на игум. Иосифа (Там же. Кн. 3) и в 1692/93 г. по приказу казначея Макария на игум. Герасима. Указная грамота царя Феодора Алексеевича (янв.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Церковь Вознесения Господня над св. вратами Свияжского Успенского мон-ря. 1-я пол. XVIII в. Фотография. Нач. ХХ в. В XVIII в. архитектурная ситуация в К. и Т. е. объяснялась преобладанием купеческого (в городе) и помещичьего (в окрестностях) заказа. По образцу Петропавловской ц. в 20-30-х гг. возникли многочисленные (сравнимые по количеству с Москвой или В. Устюгом) церкви типа восьмерик на четверике, имевшие сильно вытянутые по вертикали пропорции. В Казани они, как правило, были украшены скромным петровским декором, напр. Ильинская ц. Никольского монастыря (1736, не сохр.) или ц. Московских чудотворцев на подворье Раифского мон-ря (1739). Эти храмы имели ярусные колокольни, напр. по-провинциальному громоздкая Успенская ц., возведенная среди руин древнего Болгара (1732-1734), имела шатровую колокольню. Многочисленные церкви Свияжска сохраняли очень качественный рельефный нарышкинский декор, замечательные образцы к-рого были представлены на Никольской ц. «в Жильцех» (1734, не сохр.). Немало было возведено храмов, в уменьшенном виде повторявщих формы Петропавловской ц. и совершенно скупых по внешнему убранству. Это особенно характерно для построек, возведенных на средства И. А. Михляева и его вдовы Е. И. Михляевой: ц. Параскевы Пятницы на месте деревянного храма сер. XVI в. (1728), предназначенная для рабочих суконной фабрики Михляева; ц. прмц. Евдокии (по приделу, главный престол - Нерукотворного образа Спасителя, 1734) с одноярусной колокольней, упрощенными наличниками окон и 8-гранным окном на сев. и юж. фасадах (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 27, 71; Фролов. 2005. С. 36-39). К тому же типу храмов относятся ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1731, в Ст. Татарской слободе, ныне - центр крещено-татарских приходов); ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Суконной слободе (освящена в 1738), возведенная на средства Е. И. Михляевой, в виде бесстолпного четверика с высокой полусферической кровлей, поставленного на подклет; ц. Смоленской иконы Божией Матери с приделом во имя прп. Варлаама Хутынского (ок. 1726, не сохр.) (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 59, 70; Фролов. 2005. С. 39-40, 61, 67-68). В новых формах перестраивались старинные и строились новые храмы в Свияжске: в 1-й пол. XVIII в. появился грушевидной формы купол на барабане свияжского Успенского монастырского собора, пощипцовое покрытие заменено, а на фасадах поставлены декоративные аттики сложной формы, призванные скрыть неровности новой кровли; выстроен из кирпича надвратный храм в честь Воскресения Господня на месте Борисоглебской ц. ок. 1600 г. ( Яблоков. 1906. С. 39). Из кирпича возвели церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1735, с 1740 - во имя Софии Премудрости Божией, не сохр.) и Благовещения (1755, не сохр.; Остроумов, Чумаков. 1971. С. 56).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010