Епархиальные и губ. власти с недоверием относились к деятельности миссии. Еп. Аарон (Нарциссов) , сменивший на Архангельской кафедре еп. Неофита (Докучаева-Платонова), инициатора учреждения миссии для ненцев, обвинял В. в отступлении от предписаний, в «лености и недеятельности». Архангельский генерал-губернатор С. И. Миницкий старался привлечь внимание начальства к «печальным, неудачным действиям миссии». В результате 1 мая 1830 г. миссия была закрыта, В. вернулся в Антониев Сийский мон-рь. Для ненцев были организованы 3 прихода, началось строительство церквей, 25 марта 1831 г. В. присутствовал при освящении Никольской ц. на р. Колве. Поскольку приходские священники за следующие 28 лет крестили лишь 177 ненцев, можно сделать вывод, что закрытие миссии оказалось преждевременным. С 16 июля 1830 г. В. являлся настоятелем Михаило-Архангельского мон-ря, благочинным мон-рей и соборов Архангельской епархии. В Михаило-Архангельском мон-ре были отремонтированы собор, колокольни, ризничный корпус, архив, б-ка, часовенная палатка, в 1831 г. при монастырской мельнице построили новую плотину. 14 дек. 1832 г. В. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, за чем обычно следовало поставление во епископы. Однако по окончании чреды в марте 1834 г. В. было объявлено монаршее благоволение, спустя нек-рое время он вернулся в Архангельск. 29 июня 1839 г. назначен настоятелем Кий-Островского Крестного мон-ря, энергично взялся за восстановление обветшавших монастырских зданий. Благодаря успешному сбору пожертвований настоятелю удалось не только сделать необходимый ремонт, но и приобрести для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. В. по предложению архангельского гражданского губернатора П. В. Степанова стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. В. страдал от ревматизма, приобретенного в тундре, и просил о перемещении его в более теплую местность. 26 июня 1847 г. переведен настоятелем в глуховский Петропавловский мон-рь в Черниговской губ. Погребен в склепе под соборной церковью мон-ря.

http://pravenc.ru/text/150317.html

В июле 1680 г. И. возглавил московское подворье Соловецкого мон-ря, одновременно в звании строителя управлял подмосковной Новосоловецкой Марчуговской пуст. , приписанной к Соловецкому мон-рю. Переехав в столицу, И. продолжил лит. деятельность. В это время, по мнению Богданова, И. перевел с латыни соч. «О различных литургиях, и о уставе, и о чине вечери» с приложением «Чина мши латинской, сиречь литургии» Г. Кассандра, написал обширный трактат «Генеалогиа явленной от сотворения мира фамилии несравненнаго древностию времени роду… Корсаков-Римских» (ГАРФ. Ф. 728. Собр. Зимнего дворца. Оп. 1. Кн. 1. 27). В этом труде автор, использовав свыше 70 сочинений греч., рим., итал. и польск. авторов, возводит свой род через мн. деятелей античности (в частности, через рим. род Фабиев) к царям о-ва Корсика, а от них, по рим. родословной легенде, к Юпитеру, затем к Ною и Адаму. Несмотря на фантастичность генеалогических выкладок, И., как показал Богданов, впервые в России применил методику написания научной монографии: сформулировал критерии оценки достоверности источников и принципы их истолкования, ввел требование точных ссылок на используемые тексты. В 1682 г. вместе с иподиак. патриарха Иоакима (Савёлова) Н. Георгиевым И. составил опись Свято-Никольской ц., «что в Посольской улице у красных колокол» («Красный звон»). В 1683 г. И. был назначен архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мон-ря , 7 сент. 1684 г.- архимандритом Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря . В 1686-1689 гг. артель костромских иконописцев во главе с Василием Козьминым, Василием Осиповым и Силой Савиным расписала в Новоспасском монастыре Спасо-Преображенский собор. Будучи архимандритом Новоспасского мон-ря, И. сблизился с патриархом Иоакимом, разделяя его грекофильские убеждения, выполнял различные поручения патриарха. В 1684-1686 гг. И. занимался составлением на основе многочисленных документов Сводного чиновника патриарших выходов и служб за 1667-1679 гг. (РГАДА. Саровское собр. 237. Л. 151-228). Выступая против постройки лютеран. церкви в Москве и в целом против политики веротерпимости В. В. Голицына, И. написал полемические «Слово на латин и люторов» и «Возобличение на лютеранский Катехизис». В 1685 г. вместе с иеродиак. Карионом (Истоминым) И. был назначен к следствию по делу Смоленского митр. Симеона , в 1689 г. участвовал в допросе диак. Иакова и в «увещании» Сильвестра (Медведева) , в 1690 г. вел расследование «ереси» Псковского митр. Маркелла. В 1687 г. И. и протопоп московского собора во имя Черниговских чудотворцев Иоанн Иоаннов ездили в Костромской и Кинешемский уезды для «обличения» старообрядцев, после чего И. написал «Известие о увещевании раскольников в уездах Костромском и Кинешемском».

http://pravenc.ru/text/293471.html

По указу от 29 мая 1809 г. награжден набедренником. Во время Отечественной войны 1812 г. передал на нужды ополчения 300 р. серебром и серебряный лом на 300 р. В 1816 и в февр. 1817 г. по должности благочинного посещал Валаам, последняя поездка состоялась по благословению С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) . И. должен был прояснить суть нестроений, связанных с жалобой игум. Иннокентия (Моруева) на старцев прп. Феодора (Ползикова) и иером. прп. Леонида (Льва) (Наголкина) . Разбирательство с помощью опросов старцев и братии привело И. к убеждению в глубине веры подвижников и их непричастности к к.-л. ересям, что он и изложил в донесении. Возможно, с этого времени началось более тесное общение И. с обер-прокурором Синода, и. о. министра народного просвещения кн. А. Н. Голицыным , к-рый по тому же делу прислал на Валаам своего доверенного А. Н. Никольского. Др. высокопоставленный чиновник, обер-прокурор кн. П. С. Мещерский, в 1818 и 1821 гг. посещал Коневской монастырь и причащался на 1-й неделе Великого поста. С 26 по 29 июля 1819 г. И. принимал в монастыре митр. Новгородского и С.-Петербургского Михаила (Десницкого) . Трудами И. в 1821 г. была сооружена часовня на С.-Петербургском подворье мон-ря. Участок на Загородном проспекте 28 февр. 1820 г. пожертвовали с.-петербургские купцы в память о чудесах, происшедших от Коневской иконы в С.-Петербурге. Перед открытием часовни 17 авг. 1821 г. в Зимнем дворце И. беседовал с имп. Александром I, который поблагодарил его «за устроение монастыря и введенный порядок». При И. увеличилась братия монастыря (почти до 80 чел.). По его ходатайству еще 25 окт. 1816 г. имп. Александр I утвердил определение Синода о прибавке 6 монашествующих к монастырскому штату. По образцу Валаамского мон-ря сложились 3 формы монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынножительство. И. составил правила иноческой жизни и «Устав общежительного мон-ря, уставоположение для скита Коневского и устав Коневским уединенным пустынникам», к-рый стал образцовым и был принят Синодом для общежительных мон-рей. «Строить каменные стены, питать и одевать братию, хотя занимательно и беспокойно, но не столько трудно, как, показывая собою пример всякой добродетели, созидать братские души»,- писал И. (Краткие записки для себя… Л. 16 об.). С 1817 г. И. ходатайствовал о возведении Коневского мон-ря в 3-й класс с игуменским управлением, однако соответствующее решение было принято только в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/389185.html

В ризнице Н. Ч. м. хранились 5 Евангелий, напечатанных при царе Михаиле Феодоровиче. В 1918 г. Н. Ч. м. был закрыт. С февр. 1918 по янв. 1920 г. все постройки и имущество мон-ря находились в ведении Николаевского уездного земельного отдела. В Никольском храме устроили зернохранилище. Постановлением Пугачёвского уездного исполкома от 11 февр. 1920 г. здания Н. Ч. м. были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования, в Никольской ц. размещен клуб. Трудоспособные монахини были мобилизованы на различные работы, часть сестер трудилась на молочной ферме. Монастырский фруктовый сад перешел в ведение райсобеса. В 1922 г. были муниципализированы помещения подворья в Самаре. В 1929 г. разобрали Покровский храм, из кирпича выстроили силосную башню для хранения зерна. С 1930 г. на территории Н. Ч. м. располагалась колхозная бригада. В одном из бывш. монастырских зданий был основан опорный пункт «Международная объединенная помощь революции». По первым буквам этих слов колхозное поселение получило название МОПР. В 2008 г. Саратовская областная дума приняла решение о переименовании пос. МОПР в пос. Монастырский. В 1997 г. прихожане Воскресенского храма г. Пугачёва начали восстановление Никольской ц. пос. МОПР. 26 нояб. 1998 г. Мин-вом юстиции Саратовской обл. был зарегистрирован приход. При храме, на территории бывш. мон-ря, образовалось сестричество. По благословению патриарха и Синода 28 дек. 2000 г. при Никольском храме был учрежден женский мон-рь, настоятельницей определена по представлению архиеп. Саратовского и Вольского Александра (Тимофеева) монахиня Севастиана (Власова; впосл. игумения). Восстановлены 2-этажный кирпичный келейный корпус (нач. XX в.), трапезная (нач. XX в.), ограда, построена баня. 20 сент. 2008 г. еп. Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) в сослужении игуменов Евфимия (Митрюкова) и Амвросия (Волкова) и др. совершил чин освящения Никольской ц. и первую Божественную литургию в ней. 17 апр. 2010 г. еп. Лонгин передал в храм частицу мощей прп. Сергия Радонежского. 22 нояб. 2014 г. еп. Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) совершил великое освящение небольшого храма-часовни в честь Покрова Пресв. Богородицы (2013-2014). 28 окт. 2016 г. наместник московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери ставропигиального мужского монастыря еп. Егорьевский Тихон (Шевкунов) передал в дар обители ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца. В мон-ре проживает ок. 15 насельниц.

http://pravenc.ru/text/2566164.html

В К. е. почитаются св. источники в с. Украинцеве Иссинского р-на, в с. Русский Камешкир Камешкирского р-на, в селах Анненково, Тарлаково 2-е, Тихменево Кузнецкого р-на, Параскевинский родник в г. Кузнецке, в селах Б. Вьяс, Белый Ключ, Ломовка, Ст. Степановка Лунинского р-на, в с. Серман и в урочище Чепурлейка Никольского р-на, в с. Русский Качим Сосновоборского р-на, родник и часовня в пос. Сосновоборске. Наиболее чтимые иконы: вмч. Пантелеимона в с. Уварове Иссинского р-на, Вьясская-Владимирская икона Божией Матери в с. Б. Вьяс Лунинского р-на, икона Божией Матери « Троеручица » в с. Ст. Степановка Лунинского р-на, Боголюбская икона Божией Матери в с. Маис Никольского р-на, икона свт. Николая Чудотворца в с. Русский Качим Сосновоборского р-на, икона Божией Матери « Скоропослушница » в с. Н. Аблязово Кузнецкого р-на. Архиереи Еп. Серафим I (Юшков; 8 окт. 1929 - 22 окт. 1935), еп. Павел (Чистяков; 22 окт. 1935 - февр. 1936), еп. Серафим II (Домнин; 12 сент.- 25 дек. 2013; до 18 мая 2014 временно управлял епархией), еп. Нестор (Люберанский; 18 мая 2014 - 9 июля 2019), митр. Серафим (Домнин; с 9 июля 2019, временно управляющий) Монастыри Действующие: Шиханский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (женский, близ с. Нов. Селя Никольского р-на, основан в 50-х гг. XIX в., закрыт в 1927, возрожден в 2013), Вьясская Владимирско-Богородицкая пуст. (мужская, в с. Б. Вьяс Лунинского р-на, основана на рубеже XVII и XVIII вв., закрыта в 1925, с 2002 функционирует как жен. пустынь в качестве архиерейского подворья, с 2009 идет процесс возрождения в качестве муж. мон-ря). Упраздненные: Иванырсовский Чудов мон-рь (мужской, близ совр. с. Иванырс Лунинского р-на, основан ранее 1677, перестал существовать ок. 1717), Ломовский Богородице-Казанский мон-рь (женский, в совр. с. Ломовка Лунинского р-на, основан в кон. XVII в., упразднен в 1764), Кутлинская Владимирская пуст. (мужская, в совр. с. Ст. Кутля Лунинского р-на, существовала в 10-х гг. XVIII в.), Липовский Казанский Иоанновский мон-рь (женский, близ совр. дер. В. Липовка Сосновоборского р-на, основан ок. 1901, закрыт в кон. 30-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2462197.html

Особый период в истории обители начался в 1866 г., когда в Костромской епархии было учреждено Кинешемское вик-ство и Б.-И. м. стал резиденцией викарных епископов. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. настоятелями мон-ря были видные деятели РПЦ Кинешемские епископы Ионафан (Руднев ; 1866-1869), Никандр (Феноменов ; 1905-1908), Севастиан (Вести ; 1914-1919). По инициативе еп. Вениамина (Платонова) в 1888 г. при мон-ре открылась церковноприходская школа, разместившаяся в монастырской гостинице. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. число братии Б.-И. м. составляло ок. 30 чел., обители принадлежали 1716 дес. пахотной земли, сенокосных лугов и леса, мельница на р. Чёрной с маслобойным заводом при ней, подворье в Костроме. В 1919 г. Б.-И. м. был закрыт, его последний настоятель еп. Севастиан изгнан, в братском корпусе открылась школа. Братии удалось зарегистрироваться как приходской общине, и обитель фактически просуществовала еще 9 лет. В 1928 г. Б.-И. м. был окончательно упразднен. Никольский храм, действовавший как приходской, был закрыт в 1932 г. (находившуюся в нем Смоленскую икону Божией Матери перенесли в Воскресенскую ц. соседнего с. Любовникова). В 1931 г. вблизи Песочной слободы были устроены Песоченские военные лагеря, в ведение к-рых перешли монастырские постройки. Бывш. монастырскую трапезную отдали под свинарник, Смоленский собор - под коровник. В 1933 г. разобрали часовню над святым источником, в следующем году для нужд лагерей был взорван собор Смоленской иконы Божией Матери, в 1936 г.- собор Рождества Христова, осенью 1941 г. начался снос Никольской ц. К нач. 60-х гг. из монастырских построек оставался только увенчанный колокольней братский корпус, в к-ром находилась школа. В 1962 г. под предлогом того, что колокольня «отрицательно влияет» на учащихся, 2 ее верхних яруса были разрушены. В нач. 70-х гг. школу из корпуса вывели. В наст. время из строений Б.-И. м. сохранился только двухэтажный братский корпус в руинах и встроенный в него нижний ярус колокольни. Арх.: Явление пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Одигитрия, иже на Костроме, в новой пустыне, на реце Песочне. 1665 г.- ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371; Там же. Ф. 706 [Ф. Богородицко-Игрицкого мон-ря]; Диев М. Я. Описание Богородицкого Игрицкого мон-ря - РНБ ОР. Тит. 775.

http://pravenc.ru/text/149535.html

1 февр. 1860 г. он был назначен чиновником особых поручений при Мин-ве народного просвещения по делам Варшавского учебного окр. и вскоре вышел в отставку в чине действительного статского советника. Е. также состоял на службе в имп. Человеколюбивом об-ве в должности члена-ревизора, являлся членом попечительного комитета о бедных, совета Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви, был приближен к известной благотворительнице Т. Б. Потёмкиной . В разное время совершал паломничества, в частности на правосл. Восток, посещал Нов. Иерусалим. К кон. 50-х гг. у Е. появилось желание покинуть мир и принять постриг, о чем свидетельствует его переписка со свт. Феофаном Затворником (к нему Е. «постоянно обращался за советом и руководством в деле спасения» (Письма еп. Феофана. 1897. 42. С. 827)) и валаамским игум. Дамаскином (Кононовым) , однако он проявил себя в др. качестве: Е. стал основателем Короцкого жен. мон-ря во имя свт. Тихона Задонского близ Валдая. Испытывая особое почтение к памяти преосв. Тихона, Е. стал одним из инициаторов его прославления в лике святых. Вскоре после канонизации, с 1862 г., по благословению митр. Исидора (Никольского) Е. занялся привлечением средств на устройство обители в Валдайском у. Новгородской губ., поблизости от родины святителя и места погребения его родителей. Собрав поначалу 16 тыс. р., Е. и с ним валдайские жители обратились к имп. Александру II Николаевичу с прошением об открытии мон-ря. В 1864 г. было получено Высочайшее повеление об основании общины с уч-щем для девиц и лечебницей. Комитет по устройству общины возглавил наставник и сподвижник Е., настоятель Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря архим. Лаврентий (Макаров). Привлекая жертвователей лично и через печатные объявления, Е. собрал крупную сумму - ок. 150 тыс. р. и сам пожертвовал дачу и 9963 р. При участии Е. община получила в дар в С.-Петербурге на М. Охте деревянный дом, где впосл. возникло монастырское подворье. Е. пожертвовал в мон-рь икону Христа Спасителя с волосками Христовыми, полученную им в 1864 г. от патриарха К-польского Софрония III и отмеченную знамениями в Костромской и С.-Петербургской губерниях. Вместе с архим. Лаврентием он передал мон-рю листок с собственноручной надписью свт. Тихона. Е. подолгу жил в основанной им обители, наблюдая за строительными работами. После достройки и освящения келейного корпуса с храмом (1871) строительная комиссия прекратила существование, однако до конца своих дней Е. продолжал нести попечение о Короцком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/189667.html

К сер. XVIII в. Российская духовная миссия при Сретенской ц. во главе с архимандритом уже существовала на правах мон-ря. Но осенью 1759 г. император «приказал... запереть российский монастырь, в котором жили российские миссионеры» (Там же. 1887. 8. С. 448). Однако в документах 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. обитель при Сретенской ц.- т. н. Южное подворье - называлась Сретенским российским монастырем, а община при Успенской (Никольской) церкви - Северным подворьем или мон-рем (Православие на Дальнем Востоке. 1993. С. 25). При Сретенской ц. имелись кельи и «12 монастырских домов», а при Никольской (Успенской) ц. - «двор, в котором в воротах по обеим сторонам - по одной избе… два покоя для приезду; между ними сени проходные вокруг всего сего дома»; постройки ограждала каменная стена ( Николай (Адоратский). 1887. 10. С. 198, 205). В нач. XIX в. пристав Е. Ф. Тимковский в дневнике писал: «У монастырских ворот новую миссию встретили иеромонахи прежней миссии Серафим и Аркадий... Мы пошли в монастырскую церковь; потом в настоятельские покои, где О. Архимандрит Иакинф ожидал и принял новоприбывших гостей» ( Тимковский Е. Ф. Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 гг. СПб., 1824. Ч. 1. С. 383-384). В 1822 г. было опубликовано «Описание Российского монастыря в Пекине» (Сибирский вестник. 1822. Ч. 19. С. 192-196). Согласно др. описанию П. м., составленному в янв. 1821 г., при обветшавшей к тому времени Успенской (Никольской) ц. имелись неск. «казенных домиков... Вообще здешний угол есть жилище людей бедных, исключая одного княжеского дворца... лежащего от церкви на юго-запад. Из живущих в сей стороне потомков албазинцев никто к нам не явился, впрочем большая часть их помещается теперь в восточной стороне города. От россиян они весьма отдалились духом, хотя и обретается их до человек (зачеркнуто.- В. Д.)] 22 душ, принявших святое крещение, но и сии образом жизни и обрядами религии более сблизились с манчжурами и китайцами» (ГА Красноярского края. Ф. 805. Оп. 1. Д. 102. Л. 148-148 об.).

http://pravenc.ru/text/2579900.html

В 1472 г., во время пожара в Кремле, в обители укрывался митр. Московский и всея Руси Филипп I . В 1522 г., когда на Москву напали татары, некая слепая инокиня рассказала настоятелю М. Г. м. игум. Давиду о чудесном видении - предстательстве «Собора святительска» и др. рус. святых, защитивших город (Там же. Т. 13. Стб. 39-41). До 1531 г. в келье-мастерской М. Г. м. работал известный книгописец и каллиграф М. Я. Медоварцев . Согласно Житию митр. Московского и всея Руси свт. Филиппа II (Колычева) , в 1568 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича он был заточен «во обитель святаго Николы, нарицаемаго Старого». В 1556 г. грамотой царя Иоанна IV Васильевича М. Г. м. был предоставлен для временного проживания монахам афонского мон-ря Хиландар (Россия и греч. мир. 2004. С. 199-203). Нек-рые исследователи ошибочно полагали, что мон-рь не только служил Хиландарским подворьем, но и был основан в год передачи хиландарским монахам ( Шахова. 2005. С. 96). В 1652 г. прибывший в Россию из афонского Иверского монастыря архим. Климентий (Клим) привез патриарху Московскому и всея Руси Никону икону Божией Матери «Одигитрия» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 2). Архим. Климентий просил царя Алексея Михайловича пожаловать приезжающих с Афона монахов «на Москве монастырем на прибег моления греческих властей и прочих мирских людей». Исследователи относили передачу М. Г. м. ивиритам к 1653 г. ( Каптерев. 1914. С. 385) или к 1654 г. ( Шахова. 2015. С. 336-337). По-видимому, расхождение в датировке произошло из-за разного истолкования даты, указанной в челобитной архим. Дионисия Грека 1669 г., в которой он писал: «В прошлом, государь, во 162-м году (т. е. в 1653/54. Авт.) пожаловал ты, великий государь, нас, богомольцов своих, Никольской монастырь быть нашим, Иверского монастыря, в подворье и держать нам в церковь службу Божию на греческой язык ради приезжих архиере[ев] и протчих греческих властей, и по се время нам, богомольцам твоим, твоей, великого государя, жалованной грамоты не дано» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. Д. 13. Л. 1). Однако не исключено, что уже в кон. 1652 г. повелением царя мон-рь свт. Николая Чудотворца «Большая Глава» был передан в качестве подворья Иверскому монастырю (Там же. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 18, 20; Фонкич. 2004. С. 8). Впрочем, в это время статус М. Г. м. оставался неясным, а греч. насельники были немногочисленны ( Фонкич. 2004. С. 8; Ченцова. 2010. С. 246-247). В 1654 г. в мон-ре было разрешено служить иверскому архимандриту с братией (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Д. 13. Л. 2-4).

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Лит.: Молчанов К. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 107-110; Ратшин А. Полн. собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 10; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 113; Макарий (Миролюбов), еп. Христианство в пределах Архангельской епархии//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. Отд. паг. С. 52-53; он же. Историко-стат. описание Николаевского Корельского мон-ря//ЧОИДР. 1879. Кн. 1. Отд. паг. С. 1-49; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 79-82; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Григоревский М. С. Николаевский Корельский 3-кл. мон-рь: Ист. очерк//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 281-320; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 127-129; он же. Древнейшие архангельские святые и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 5-12, 39, 43-58, 75; Голубинский. Канонизация святых. С. 324, 355, 573; Климов А. И., Лизунов П. В. Небесные покровители города: К 60-летию Северодвинска. Архангельск, 1998. С. 7-25. Е. Н. и Н. А. Андрущенко Иконография Икон Е. не зафиксировала ни одна монастырская опись вплоть до нач. ХХ в. В 1871 г. у юж. столба Никольского собора Николо-Корельского монастыря, а также на монастырском подворье в Архангельске стояли образы «Всех Архангелогородских чудотворцев» (ГААО. ф. 191. Оп. 4. Д. 179. Л. 11, 81 об.; иконы не сохр.). Можно предположить, что среди них был образ Е. как преподобного из Собора Архангельских святых. В «Архангельском патерике» в качестве иллюстрации к статье о Е. помещено изображение прп. Евфимия Архангелогородского, поскольку этих святых часто отождествляли ( Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 128). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), Е. представлен в 2 группах подвижников XV в.: вместе с преподобными Антонием и Феликсом и под 1435 г.

http://pravenc.ru/text/187659.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010