С. Девятова Скачать epub pdf Санкт–Петербургские подвижницы Блаженные старицы 20 столетия, жившие в Санкт – Петербурге и его окрестностях, подобно своим великим предшественницам, жившим в 18–19 веках, за свою подвижническую жизнь и великое терпение и смирение обрели дерзновение молитвенно предстоять за страждущих пред Господом. Приведем краткое жизнеописание наиболее известных Петербургских праведниц последних столетий. Ныне известная всему православному миру блаженная Ксения, потеряв в 26 лет любимого супруга, умершего без христианского приготовления, Андрея Феодоровича Петрова, (бывшего певчего придворного хора, служившего в звании полковника) начала подвиг юродства, чтобы умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Молодая вдова отказалась от всех благ мира, надев на себя одежду супруга, стала скитаться по улицам Петербурга, сообщая всем, знавшим ее: «Ксеньюшка моя скончалась, и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут». Долгие годы блаженная Ксения безропотно несла свой спасительный подвиг, непрестанно молясь, терпеливо переносила насмешки и побои, зной и стужу. За соё великое смирение и любовь к ближним, блаженная Ксения удостоилась великих даров Святого Духа: дара прозорливости и исцеления. По свидетельству современников – её предсказания сбывались, по её молитвам исцелялись больные люди, блаженная помогала в устройстве семейного быта бедных людей. Блаженная Ксения, подвизавшаяся 45 лет в подвиге юродства, отошла ко Господу в самом начале XIX века. Великая подвижница была погребена на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь . (Когда началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище блаженная тайно по ночам, поднимала кирпичи и складывала на лесах.) Чудеса исцелений по молитвам блаженной Ксении не прекратились и после ее смерти. В 1902 году над могилой блаженной Ксении была построена часовня с мраморным иконостасом и надгробием. В 1988 году блаженная Ксения была причислена к лику святых. (День памяти блаженной Ксении – 24 января/6 февраля)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Кировограде состоялась канонизация блаженного старца Даниила Елисаветградского 18 сентября, 2013. Новостная служба Кроме дара чудотворения, блаженный старец Даниил имел дар исцеления, а также изгонял из людей бесов и всегда призывал народ к покаянию, обучая горожан теплой искренней молитве. 18 сентября. ПРАВМИР. 17 сентября в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы Кировограда состоялось праздничное богослужение, за которым был канонизирован первый в истории города святой — блаженный старец Даниил Елисаветградский. Об этом сообщается на сайте Кировоградской епархии . На малом входе, после того, как хор духовенства Кафедрального собора в последний раз пропел старцу Даниилу заупокойные песнопения «Со святыми упокой» и «Вечная память», архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем зачитал решение Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 апреля 2013 г. о причислении к лику святых блаженного старца Даниила Елисаветградского, а епископ Александрийский и Светловодский Боголеп торжественно прочитал житие канонизируемого угодника Божьего. Справка Даниил родился в конце XVIII века. Желая послужить Господу, он всецело предал себя Его святой воле и принял монашеский постриг. В монашестве ему дали имя Даниил, что значит судья Божий. И он, по благословению Божию, воистинну был судьей всякого греха, ибо в подвиге юродства, принятом им ради Христа, он судил мир, лежащий во грехе и не понимающий такого подвига глумления над пустым и горделивым миром. Как некогда преподобный Симеон, Христа ради юродивый, оставил в пустыне своего духовного брата и спостника Иоанна и пошел в город юродствовать, так и блаженный Даниил, промыслом Божиим, пришел в г. Елисаветград. Поселился Даниил в землянке, которую сам выкопал возле кладбищенской церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Юродствуя, Даниил не себя одного, но и других спасал: многих грешников приводил к покаянию, наставляя словами и делами. И многие горожане постепенно привыкли к необычному высокому монаху, худощавого телосложения, с длинными волосами и большой бородой, в грубой власянице черного цвета, поверх которой был одет большой крест на крупной цепи. На голове блаженный носил черную шапочку, и все время ходил босиком.

http://pravmir.ru/v-kirovograde-sostoyal...

Св.Лаврентий Калужский ЖМП 8 август 2015 /  28 августа 2015 г. Небесный покровитель Калужской земли У Калужской земли есть несколько небесных покровителей. Один из них — праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, названный калужским чудотворцем за чудеса спасения и исцеления, явленные им не только при жизни, но и после праведной кончины. Он упокоился 10/23 августа 1515 года.  В это же время была основана обитель его имени. Нынешним летом Калуга вспоминает не только этого местночтимого святого, но и отмечает 500-летие Свято-Лаврентьева монастыря, который сейчас восстанавливается. «Журнал Московской Патриархии» предлагает обзор исторических источников, рассказывающих о калужском чудотворце. «Не бойтеся!» Пожалуй, самый ранний из найденных автором этой статьи источников, в которых упоминается о святом Лаврентии, — переизданный в 1862 году «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» Д.А. Эристова. В нем сказано, что «блаженный Христа ради юродивый» Лаврентий Калужский «преставился» 10 августа 1515 года. К сожалению, в «Словаре…» не указано происхождение святого, поскольку «в летописях (Свято-Лаврентьева. — Прим. авт.) монастыря не находится достовернаго сведения». Однако приводится весьма любопытное замечание о том, что в «книге Синодика рода Хитровых, находящейся в Лютиковском Троицком Перемышльском монастыре, возобновленном Боярами Хитровыми, упомянут в поколении Григорья Симеоновича Хитрово, в голове всех имен, Лаврентий чудотворец, юродивый инок; и потому можно заключить, что он принадлежал точно к роду Хитровых». О монастыре, названном в честь святого Лаврентиевским, сказано, что он основан «около половины XVI века, но кем, неизвестно» и что в нем сохранилась записка о подвиге праведника: «В лето 1512 нападоша на град (Калугу) Агаряне, противу которых вышел он (князь Симеон Иоаннович Калужский) с своими гражданы; праведный Лаврентий, в дому его бывший, внезапу возопи гласом велиим: дадите мне мою секиру острую; нападоша псы на князя Симеона, да обороню от псов его! и взем отъиде; князю же Симеону, в то время бившуся с Агаряны с насада (род судна водоходнаго) на Оке; Агаряном же, во множестве обступившим князя, внезапу обретеся на насаде прав. Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив рекши: не бойтеся! — и в тот час победи князь и прогна их, а праведный Лаврентий обретеся паки в дому княжеском, аки юродствуя, и говоря: оборонив от псов князя Симеона. Князь возвратився от брани, поведа бывшее, како явися праведный, и его укреплением и помощию победил врагов, нашедших на город Калугу»1. Праведный Лаврентий появился на насаде, каким-то чудесным образом покинув дом князя: «взем отъиде». О том, как именно это могло произойти, речь пойдет далее.

http://e-vestnik.ru/history/lavrentiy_ka...

«Царство Мое не от мира сего». Эти слова Христа определили путь в истории и всей Церкви, и каждой христианской души. Церковь живет в мире, не уходит из мира, спасает мир, но живет, и действует, и спасает не «общечеловечески», но своей особой, только ей данной жизнью и благодатными, то есть сверхчеловеческими средствами, которые она получила как Богочеловеческий организм. И отдельный человек, если он хочет быть христианином, – не выходя из мира, выходит в той или иной своей мере из понятий законов и тяготений этого тленного естества в естество нетленное, из своего чисто человеческого мира в мир богочеловеческий. Все христианство – в том, что, с одной стороны, Бог сошел на землю, а с другой – человек идет к Небу, навстречу своему Богу, выходя из своих измерений в безмерность Божественного сыновства. В личной жизни это совершается в подвиге, когда человек если не достигает, то хотя бы постоянно стремится к тому, чтобы «жить в мире премирно». Эта устремленность к преображению естества – и души и тела – не может не отразиться на всем действовании человека, в том числе и на его действовании в искусстве. Христианское искусство, когда оно осознает себя как христианское, не может не выходить за нормы и границы искусства общечеловеческого. Это нам теперь совершенно ясно в области живописи. Икона «неотмирна» не потому, что она презирает плоть, но именно потому, что она утверждает вечность святого тела, благодатно постигаемого ею в линиях и красках. Не только будущее, но уже начавшееся преображение естества человека – и души и тела его – она созерцает и пытается выговорить своими художественными средствами. Но можно ли выговорить неиз¬глаголанное? И вот не по неискусности, не по незнанию законов линий и форм, но по дерзновению входа в иной мир икона сочетает свое мастерство с каким-то живописным юродством, проповедующим «мудрость не века сего… но… премудрость Божию, тайную, сокровенную». В этом благодатная сила иконы. Ей, как сказано о праведнике, «закон (мирского искусства) не писан», потому что она ищет в искусстве не искусства, а входа в Божественный мир. «Икона есть образ будущего века». Предмет иконы не этот мир, но «Богозданный мир, в его надмирной красоте» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН САВВАИТ [греч. Ιωννης Σαββατης] († 614), прп. (пам. в субботу сырную). Подвизался в обителях М. Азии (возможно, в Келливарской лавре на Латрской горе), в лавре прп. Саввы Освященного, а затем близ Екатерины великомученицы монастыря на Синае в пустыне Гудда и в пустыне Арселайской. Предположение, что И. С. был непосредственным учеником прп. Саввы Освященного († 532) (Подвижники благочестия. 1994. С. 112), не находит подтверждения в источниках. И. С. был старшим современником и собеседником прп. Иоанна Лествичника († 649), записавшего с его слов 2 рассказа и поместившего их в «Лествице»: об Акакии Синайском и о молодом подвижнике Антиохе ( Ioan. Climacus. Scala. IV 110, 111). Антиох имел наставником старца, к-рый «почитал и покоил его». Желая суровых иноческих подвигов, он удалился в один из общежительных мон-рей в Понте. В 1-ю ночь после поступления в обитель ему во сне явились неск. мужей, требующих уплаты долга в 100 литр золота. Прожив 3 года в этом монастыре, беспрекословно исполняя все послушания и будучи уничижаем как чужестранец, Антиох увидел сон, что им выплачено 10 литр золота. Поняв, что ему нужно пройти более серьезные испытания, Антиох начал юродствовать, продолжая с усердием исполнять свои послушания. Ему были поручены все самые тяжелые работы в мон-ре. Прожив 13 лет в подвиге терпения, Антиох увидел во сне тех же мужей, к-рые объявили ему об уплате всего долга. По мнению прп. Иоанна Лествичника, И. С. рассказывал о самом себе, называя себя из скромности Антиохом. В «Лествице» также приводится рассказ о 3 юных иноках, желавших стать учениками И. С., подвизавшегося тогда в лавре прп. Саввы Освященного (Ibid. IV 112). В сочинениях прп. Анастасия Синаита «О Синайских отцах» (CPG, N 7758) содержится 4 рассказа об И. С. В одном из них повествуется о том, как авва Мартирий после пострижения в монахи прп. Иоанна Лествичника (которому было тогда 16 лет, т. е. ок. 591 г.) отправился с ним к И. С. в пустыню Гудда. И. С. омыл ноги и поцеловал руку прп. Иоанна Лествичника. Увидев смущение своего ученика Стефана Каппадокийца, И. С. объяснил ему, что воздал почести будущему игумену Синайской горы ( Nau. 1902. S. 63-64).

http://pravenc.ru/text/471489.html

(Стрыгин, в монашестве Агапит; 1810 г., г. Козельск Калужской губ.- 9.02.1878, Гефсиманский скит), иеросхим., затворник. Родители А. Г., из казаков, были благочестивыми людьми, мечтавшими, чтобы их сын стал монахом. Семья была небогатой, и юноше пришлось работать в питейном заведении, к-рое содержал его дядя, где, как вспоминал впосл. А. Г., он «пустился во вся злая». Затем последовала служба поверенным, женитьба, рождение сына. Спустя 4 года А. Г. овдовел, после чего жил в миру еще 2 года, затем окончательно решил уйти в мон-рь. В 1838 г. был принят в число братии Оптиной пуст. под руководство старца иеросхим. Льва (Наголкина), удержавшего его от намерения юродствовать. В течение 3 лет А. Г. нес послушание на кухне, затем был произведен в пономари. В 1843 г. перешел в Черноостровский мон-рь свт. Николая в г. Малоярославце Калужской губ., где прожил более 5 лет и был пострижен в монашество с именем Агапит. В 1849 г. Агапит, видя нерасположение к нему братии мон-ря, подал прошение о переходе в харьковский архиерейский дом, куда и был принят. Там он был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха и назначен экономом. Эта должность оказалась слишком суетной для Агапита, стремившегося к уединенной жизни. Через 2 года он подал прошение об отпуске на богомолье и отправился в недавно созданный близ ТСЛ Гефсиманский скит , куда и поступил вскоре вместе со своим отцом по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова). Там Агапит построил на свои средства келью на пчельнике, по примеру затворника Задонского Георгия (Машурина), чтобы проводить жизнь в подвиге безмолвия. Митр. Филарет не сразу благословил Агапита вступить в совершенное безмолвие, и нек-рое время он продолжал священнослужение. В 1858 г. вместе с неск. старцами он переселился в глубь леса, за 5 верст от скита, где они построили часовню и кельи. Через нек-рое время на деньги благотворителя, московского купца Королева, там была выстроена ц. во имя Св. Духа Параклита с приделом во имя св. Иоанна Крестителя. В день Введения во храм Пресв. Богородицы в Успенской ц. Гефсиманского скита Агапит принял постриг в схиму с именем Александр. В 1861 г. по просьбе наместника ТСЛ архим. Антония , своего духовного отца, А. Г. переселился обратно в скит для духовного окормления молодых насельников.

http://pravenc.ru/text/64346.html

6 февраля Русская Православная Церковь празднует памяти святой блаженной Ксении Петербургской . История женщины, которая ради служения Богу и людям отреклась от всего, удивляет и заставляет задумываться до сих пор. О личности, истории канонизации и духовном подвиге блаженной Ксении Петербургской, а также о том, кто такие юродивые и есть ли они в наше время, мы спросили настоятеля храма во имя Смоленской иконы Божией Матери и часовни блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге протоиерея Виктора Московского . протоиерей Виктор Московский 1. Отец Виктор, за что конкретно, за какие духовные подвиги канонизировали Ксению Петербургскую? - Церковь канонизировала блаженную Ксению, прежде всего, за ее любовь к народу Божию, за ее терпение, за ее молитвы. Она совершала свой молитвенный подвиг и в холод, и в зной – молилась за весь город Санкт-Петербург, за всю страну. За добрые дела, которые она творила буквально всем, особенно обиженным и страдающим. Если блаженная Ксения гладила ребенка, то это было счастьем для родителей, если она с кем-нибудь проезжала на повозке – это считали за хороший знак. Поэтому любовь, милосердие, духовная чистота, служение Богу и людям с полной отдачей – все это послужило основой для канонизации Ксении Петербургской. Здесь можно отметить и тот факт, что народное почитание блаженной Ксении началось задолго до ее канонизации, а это тоже о многом свидетельствует. 2. Как в целом относиться к чину юродивых, ведь известно, что одно время юродство у нас в стране было запрещено? - Юродство – это особый и редкий дар, это духовный подвиг, который дается человеку свыше. При этом этот дар дается далеко не каждому. И здесь стоит вспомнить, что когда начиналась канонизация блаженной Ксении, некоторые люди пытались подражать ей, пытались даже копировать ее образ жизни, ходили босиком. Однако спустя один - два месяца эти люди или попадали в больницу, или переставали это делать, потому что это было им не дано. Повторюсь, юродство – это дар свыше, дар от Бога.

http://pravoslavie.ru/51437.html

Архив Пн А. Ю. Виноградов: Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 448 с. 12 мая 2006 г. 14:26 Новое, второе издание книги Сергея Аркадьевича Иванова о византийском и древнерусском юродстве, по словам самого автора, весьма сильно переработано и дополнено по сравнению с первым, вышедшим десять лет назад. Неизменным, однако, осталось само отношение автора к теме его исследования, вызвавшее в свое время множество критических отзывов, которые практически не учтены в новом варианте работы. Юродивый для Иванова — это симулянт, мошенник, реальный сумасшедший (с. 374) — кто угодно, только не добровольный подвижник «Христа ради». Такое отношение, заявленное автором в самом начале книги (с. 20–21), создает сразу же несколько важных проблем (что сам Иванов, впрочем, отлично понимает и в чем старается оправдаться). Во-первых, чисто «внерелигиозный» подход так же субъективен, как и его противоположность, ибо пренебрегает религиозными мотивами действий членов Церкви, сводя их к материалистическим причинам — в результате такой «метод» неправомерно исключает всякие мотивировки поведения, кроме понятных атеисту. Во-вторых, данная концепция на практике приводит к пренебрежению другими подходами к феномену юродства, которые она склонна уподоблять «научному коммунизму» (с. 21). И, наконец, нежелание считаться с представлением Церкви о юродстве, как о добровольном и сознательном подвиге внешнего безумия ради спасения себя и других, обедняет внутренний мир самих юродивых, для которых, по крайней мере, начиная со средневизантийской эпохи, такое учение было важным мотивом. Мало изменилось и отношение Иванова к своим источникам. Несомненна ценность его книги как максимально полного на нынешний день каталога упоминаний о юродстве — количество их, действительно, огромно. Однако посмотрим, как обходится с ними автор: его задача — как можно больше из них опровергнуть, чтобы, в результате, избежать их анализа. Особенно сильно эта тенденция чувствуется в древнерусской части, где, между тем, проблема исследована учеными обширнее, чем в византийском ареале.

http://patriarchia.ru/db/text/111501.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что нас отличает от блаженной Ксении Петербургской? 06.02.2019 686 Время на чтение 12 минут О самой сути подвига юродства на примере святой Ксении Петербургской , чью память ныне отмечаем, рассуждает духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич). «Как себя» Блаженная Ксения Петербургская. Художник: Александр Простев Сегодня, 24 января/6 февраля, мы отмечаем память святой блаженной Ксении Петербургской, пользующейся в нашем церковном народе сугубым почитанием. И, тем не менее, только недавно, уже в самом конце 70-летнего господства богоборческого режима, блаженная Ксения была прославлена в лике святых. Блаженной Ксении, которая приняла на себя подвиг юродства Христа ради, то есть подвиг, в котором наиболее полно и бескомпромиссно выражена неотмирность христианства, когда решительно отвергается какая бы то ни было привязанность к вещам мира сего. Подвиг, в котором человек стремится всецело сосредоточиться на заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, помышлением, всею крепостию» (Мф. 22: 37). И еще - на второй, подобной ей: «и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). И блаженная Ксения именно, как себя, возлюбила своего умершего близкого. И показала как бы образец этой любви, как себя, - она как бы даже отождествилась с ним, надела его платье и велела называть себя его именем. Вглядимся же внимательнее в сущность этого своеобразного христианского подвига - юродства Христа ради, - который берет начало в седой древности, зародившись в среде египетского иночества. А в последующие времена особенно прижился на почве русского Православия. Контраст с нами Они желают знать только волю Божию и Премудрость Его, бесконечно превосходящую ум человека Неотмирность христианства особенно ярко и бескомпромиссно заявляет о себе именно в этом подвиге. Именно у юродивых мы не находим никакой причастности к интересам мира сего; завет Господа - «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) - в наиболее полной и бескомпромиссной мере исполняют именно Христа ради юродивые. Они именно отлагают всякое житейское попечение: не заботятся ни о пище, ни об одежде, ни о жилище, ни о том, как они выглядят в глазах окружающих. Для них характерно кроме целомудрия также полнейшее отсутствие человекоугодия; их странные поступки навлекают на них насмешки, обиды, оскорбления, а они пользуются этим как возможностью упражняться в незлобии и молитве за своих обидчиков.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/06/ch...

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга рязанского писателя И.В. Евсина «По кому палка плачет? Рассказы о рязанских юродивых» . Эта книга — не жизнеописания рязанских юродивых. Однако написана она по реальным фактам их жизни и деяний. Автор надеется, что книга будет не только интересной, но и душеполезной для читателей, ведь «нет ничего более таинственного, непостижимого и вместе с тем прекрасного, чем святая человеческая душа», как пишет о книге протоиерей Артемий Владимиров. Богата была наша земля праведниками, высок подвиг юродства Христа ради и чисты души юродивых.      Вступительное слово Как солнечный свет являет себя в семицветье радуги, так и Божественная благодать, опочив в сердцах избранников Христовых, обнаруживает свое присутствие в просвещенной мудрости юродивых праведников. Предвидение будущего, вещее и меткое слово, умение не унывать в самых сложных обстоятельствах, сохранять бодрость духа и живость сердца среди всеобщей апатии и ободрять унывающих, сострадать ближнему, смиряться перед Богом вплоть до желания оскорблений, гонений и даже побоев Христа ради — вот далеко не полный перечень духовных достоинств, которыми блистают души героев книги Игоря Евсина «По кому палка плачет?». Юродство Христа ради имеет свои степени, градации, полутона, и в разных людях оно проявляется по-разному. Но есть что-то общее в подвиге юродства. Что же объединяет этих необычных подвижников, обретших нравственное совершенство после упорной, изнурительной борьбы со своими страстями? Борьбы, в которой иногда бывали и поражения, но которая в конечном счете заканчивалась победой христианского духа над бренным телом и страстными помыслами. Прежде всего юродивых объединяет то, что они подобны благородным рыцарям. Юродство — лишь доспехи, оберегающие их сердца от раскаленных стрел лукавого, от дурных влияний мира сего, во зле лежащего. А кроме того, юродство — это ладонь, бережно прикрывающая свечу сердечной молитвы, дабы ее огонек не погас от вмешательства страстного мира, как от порыва буйного ветра.

http://pravoslavie.ru/93380.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010