По дивеевским блаженным, Христа ради юродивым, мы пользовались «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной сщмч. Серафимом (Чичаговым) 17 , а также книгой «Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества» 18 , составленной на основе разных источников, в том числе и на основе «Летописи Серафимо- Дивеевского монастыря» сщмч. Серафима (Чичагова) . Следует заметить, что именно в описаниях, связанных с дивеевскими блаженными, мы имеем наиболее подробные сведения о содержании и особенностях протекания подвига юродства Христа ради у святых жён. По ряду святых, прославленных Русской Православной Церковью , мы пользовались информацией из сборников житий, посвященных группе святых, проживавших в одном городе или губернии, например, “Блаженные Санкт-Петербурга: от святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской” 19 , «Жития сибирских святых: Сибирский патерик» 20 , «Собор Московских святых: Сборник житий» 21 . Житие св. блж. Матроны Анемнясевской, с текстом которого мы работали, составлено свящ. Н. Правдолюбовым и В. Правдолюбовым 22 . В качестве дополнительных источников по агиографии мы использовали книги монахини Таисии – «Русские святые» 23 и «Русское православное женское монашество» 24 ; сборник развернутых житий святых, подвизавшихся в подвиге юродства Христа ради в период с XIX по ХХ вв. «Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.)» 25 , а также статьи по отдельным святым, размещенные на сайте «Православная энциклопедия» 26 (http://www.pravenc.ru). Из богослужебных текстов предметом анализа стали общая служба юродивым Христа ради по Общей минее; службы, составленные свв. Ксении Петербургской, Матроне Московской, по Дополнительной минее, а также тропари святым женам, Христа ради юродивым, извлеченные с сайта «Православие.ру» 27 . Структура работы. Аттестационная работа состоит из двух глав. В первой главе – «Общие сведения о подвиге святых жён, юродивых Христа ради» – рассмотрены вопросы, связанные с сущностью подвига юродства Христа ради, с временем и причинами появления женского юродства, спецификой протекания подвига в монастыре и в миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В первой главе были рассмотрены причины и время появления юродства сначала в Египте, а затем в Византии и на Руси. Основные причины появления юродства как особого вида аскетического делания связаны с обмирщением христианской жизни, обтттим падением нравов, с уходом в обрядоверие. Юродство задаёт отрицательный нравственный идеал. Юродство зародилось в монашеской среде. Примерно половина из шестнадцати святых жён, прославленных в чине блаженных и/или юродивых Христа ради, имели монашеский постриг или же подвизались в монастыре. О пяти святых юродивых жёнах известно, что они имели монашеский постриг. Отдельную категорию среди блаженных и/или юродивых Христа ради мирян составляют блаженные калеки, чьё христианское подвижничество и общественное служение протекало, как правило, в замкнутом пространстве в особых условиях. Обнаружено сходство подвига юродства, с одной стороны, с монашеством (аскетизм, полное отречение от мира, девство, нестяжательство, непрерывная молитва), а с другой стороны – со старчеством (в части общественного служения, духовного окормления). Кроме того, юродство приравнивается (а иногда поставляется даже выше по своей продолжительности) добровольному мученичеству за Христа. Основаниями для канонизации святых юродивых являются безукоризненное православие; совершение всех добродетелей; проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес, совершаемых по молитвам к святым. Обретены нетленными мощи многих святых жён, юродивых Христа ради. Выявлено, что, несмотря на множество парадоксальных поступков, нарушающих общественные установления, в жизнеописаниях святых юродивых жён находит отражение неизменное исповедание правой веры и подчинение собственной духовно-нравственной жизни этой вере. В иконографии сложились определённые правила изображения святой блаженной и/или Христа ради юродивой. Было обнаружено, что святые жены, подвизавшиеся в подвиге юродства Христа ради и имевшие монашеский чин, почти всегда изображаются на иконах в монашеском одеянии, даже если при жизни они не носили монашеской одежды. Глава 2. Женское юродство: особенности протекания подвига

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сложно говорить о типологии русского юродства, потому это настолько специфическое явление, что выделить его «национальные черты» очень сложно, разводят руками исследователи, каждый юродивый по-своему уникален. Кто-то, как Симеон Юродивый, бросался камнями во время богослужения, кто-то просто стоял на камне, молился и обличал словом, как Прокопий Устюжский. Кроме того, все агиографы пользовались как образцом одним и тем же византийским житием Симеона Юродивого и, объясняя духовный смысл подвига юродства, во многом повторяли друг друга. Назад в будущее? Русское юродство сконцентрировано в очень небольшом временном промежутке с XVI по XVII век. Подвиги современных юродивых все-таки ближе к житию «человека Божия», чем к классическому «буйству»: это и Ксения Петербуржская, и Матрона Анемнясевская, и Матрона Московская. «В их подвиге нет такой атаки, обличения, характерного для юродства, — отмечает Андрей Виноградов, — так как юродивый в классическом понимании может жить только в том обществе, ценности которого он призывает соблюдать». Андрей Виноградов размышляет об актуальности подвига юродства в современной России: «Известно, что многие старцы XX века — святитель Иоанн Шанхайский, протоиерей Николай Залитский — в некоторых ситуациях принимали модели поведения, свойственные юродивым, но, чтобы такой подвиг был постоянным, требуется определенное состояние общества. Возможно ли возрождение этого подвига в будущем? Судя по тем процессам, которые сейчас происходят, когда общество внешне воцерковляется, часто именно внешне, и в перспективе может быть создано новое традиционное общество, основанное на христианских ценностях, — появится и необходимость в новых юродивых, которые будут обличать общество, актуализировать для обывателей внутреннее содержание принятых норм поведения и христианских ценностей». Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svyatye-duraki/

40. Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно- психологическое, моральное и социальное исследование. – репринт., воспр. изд. 1913. (СПб) М.: Изд-во Моск. подворья Свято Троице-Сергиевой Лавры, 2000. С. 60. 41. Ковалевский И., свящ. Подвиг юродства. М.: Лепта, 2000. С. 7. 42. Великая Вечерня. Стихира на литии. 43. Беленсон Е. О подвиге юродства [Электронный ресурс]//Путь: Орган русской религиозной мысли. Париж, август 1927. С. 90. Библиотека «Руниверс: [web-caйm]. 44. Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагее Ивановне Серебрениковой//Серафимо- Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 258. 45. Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 107. 46. Лазарь (Абашидзе), архим. Мучение любви: Келейные записки. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2005. С. 124–125. 47. Никулина Е.Н. Агиология: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2012. С. 247. 48. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Книга 3. Киево-Печерская Лавра, 1764. С. 809 [Электронный ресурс]//DVD-дuck. СПб.: Аксион эстин, 2009. 49. Монахиня Таисия. Русские святые. СПб.: Азбука-классика, 2001. 50. Дамаскин (Орловский), иером. Блаженная Мария Ивановна//Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 158. 51. Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005. [Электронный ресурс]//Литературный портал «Предание.ру»: [web-caйm]. http://predanie.ru/lib/book/91934/(27.10.2013) 52. Цит. по: Иванов С.А. Блаженные похабы... 53. Никулина Е.Н. Агиология: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2012. С. 249. 54. Подвиг юродства ради Христа на Руси//История Церкви [Электронный ресурс]. Научный богословский портал «Богослов.ру»: [web-caйm]. http://www.mir- slovo.ru/text/11497.html (27.10.2013) 55. Иоанн (Кологривов), иером. Юродивые Христа ради [Электронный ресурс]//Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории Русской святости. – Брюссель, 1961. С. 241. Электронная библиотека Одинцовского благочиния: [web-caйm]. http://odinblago.ru/rus sviat/2#4 (28.10.2013)

http://predanie.ru/book/219453-zhenskoe-...

Святой Русской православной Церкви, национальный герой русского народа, солнце земли Русской (слова митрополита Кирилла, современника Александра Невского) – таким сохраняется на все времена в народной памяти св. благ. князь Александр Невский. Он является плотью от плоти русского народа, и церковная песнь с большим патриотическим пафосом воспевает о нем: Не от Рима (давшего много святых) воссиял еси, ни от Сиона (матери всех Церквей) но в Россиистей земли явился еси чудотворец преславен. (стихира стиховная 3-я). Последним в историческом плане видом служения Родине является подвиг юродства. Юродство Христа ради является одной из форм любви к Распятому Спасителю. В юродстве проявляется героический, почти сверхчеловеческий аскетический подвиг, полный отказ от собственного человеческого эгоизма, самости, отвержение общепринятых норм поведения ради приобретения совершенной свободы человеческого духа. Юродство во Христе на Руси стало по преимуществу народным подвигом и было особенно любимо народом. Выйдя из среды простого народа, юродивые были единственными обличителями нечестия, голосом народной совести, утешителями и защитниками несчастных и угнетенных. Подвиг юродства иногда приравнивается к служению народу святых князей. «Юродивый становится преемником святого князя в социальном служении», – пишет современный богослов ( Г. П. Федотов . Святые древней Руси. стр. 205). Действительно, в XVI в, когда подвиг юродства на Руси достиг своего апогея, то Церковь признавала юродивых Христа ради в чине святых, наряду со святыми князьями, как борцов за торжество правды Христовой в общественной жизни. Вместе с христианством русские заимствовали у Восточной Церкви и подвижничество в его разнообразных формах. Благочестию древнерусского общества пришлось по душе особенность формы и чрезвычайность напряжения духовных сил в подвиге юродства. Юродивый – это подвижник, освободившийся от оков мирской жизни, от зависимости условиям и требованиям большинства людей, человек получивший духовную свободу, независимость. Его никто и ничто не связывает с миром, он вне законов и обычаев мирской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

И не только «всем и вообще» несут свою весть юродивые, но и «сильным мира сего», они во все времена не боятся обличить тирана, несправедливого управителя, немилосердного богача. Жизнь блаженной Ксении также была связана с государственной жизнью России. «Христа ради юродивые» существовали во все времена. Самого Господа книжники и фарисеи называли безумным, апостолы казались утонченному и развращенному римскому обществу безумцами; не понимали язычники и тех, кто шел на смерть ради Христа, их тоже называли безумцами. Но и когда христианство стало государственной религией и появился до сих пор существующий феномен расхождения между словом и делом — внешней формой и внутренним содержанием, — стали появляться «безумные Христа ради» — и в монастырях (блж. Исидора), и в столицах (блж. Салос). Особенно полюбился или привился этот род подвижничества на Руси. Только у нас юродивых стали называть «блаженненькими». Толькоу нас наблюдалось и наблюдается стремление к тому, чтобы обязательно встретиться с таким «блаженненьким» и «у него узнать» — выспросить о своей судьбе, получить совет. У этого явления есть и оборотная сторона — именно у нас рас-плодилась масса «лжеюродивых», «лжестарцев» и «лжестариц», которые искажают самую суть подвига юродства: одно являют наружно, а изнутри думают и чувствуют (а среди «ближних» и ведут себя) совершенно иначе. Но так было всегда. Самая главная уловка «князя-льстеца» — это мастерское изобретение всевозможных духовных подмен. Мы же будем говорить об истинно величайшей в подвиге юродства — нашей Ксеньюшке. Служение блаженной Ксении Обращаясь к известному каждому православному человеку житию святой, напомним о том особом служении «Ксеньюшки», которое свойственно именно ей — молиться о скончавшихся без исповеди и приобщения Святых Христовых Таин. Дан ей этот дар (об этом поется в акафисте) за то, что сама она испытала муку расставания с нераскаявшимся грешником. Муж ее, которого она, по свидетельству жития, очень любила, скоропостижно скончался на царском балу. Подвиг юродствования блаженной Ксении начался именно как подвиг принесения покаяния за трагически скончавшегося мужа. Она надела на себя его мундир и стала называться его именем — Андрей Федорович. И несла она подвиг молитвы и поругания за усопшего до тех пор, пока его одежда на ней не истлела. Недавно было сделано предположение, что в подвиге юродства поддерживал блаженную Ксению известный по-движник XVIII века — старец Феодор Ушаков.

http://azbyka.ru/fiction/blazhennaya-kse...

Подвиг юродства не получает значительного распространения в Византии или, во всяком случае, лишь в редких случаях удостаивается признание в форме санкционированного Церковью почитания. Ряд святых прибегают к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая, однако, большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях преп. Василия Нового (X в.), преп. Симеона Студита , учителя Симеона Нового Богослова , святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (+ 1186/1187) и др. В византийских источниках, однако, содержатся многочисленные рассказы о “божиих людях”, принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Иоанн Цец (XII в.) говорит, например, в своих письмах о знатных константинопольских дамах, которые в своих домашних церквях вешают не иконы, а вериги юродивых, заполнивших столицу и почитаемых более, чем апостолы и мученики; Иоанн Цец пишет, однако, о них с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы. Такого рода осуждение было, видимо, характерно для церковных властей этой эпохи и связано со стремлением утвердить общежительное монашество, живущее по уставу и не практикующее нерегламентированные формы аскезы. При этих условиях, естественно, почитание юродивых как святых официальной санкции не получало. Юродивые в России Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV веке - четыре почитаемых русских юродивых, в XV - одиннадцать, в XVI - четырнадцать, в XVII - семь. Первым русским юродивым следует считать Исаакия Печерского (+ 1090 г.), о котором рассказывается в Киево-Печерском патерике . Далее сведения о юродивых отсутствуют вплоть до XIV в., на XV – первую половину XVII в. приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Русские юродивые ориентировались прежде всего на образец Андрея , юродивого цареградского, житие которого получило исключительно широкое распространение в России и вызвало многочисленные подражания . К числу почитаемых русских юродивых относятся Авраамий Смоленский , Прокопий Устюжский , Василий Блаженный Московский, Максим Московский , Николай Псковский , Михаил Клопский и др. В их аскетическом подвиге отчетливо опознаются те черты, которые характерны и для византийской традиции юродства: внешнее безумие, дар прорицания, соблазн как принцип поведения (перевернутое благочестие), обличение грешников и т.д.

http://drevo-info.ru/articles/5642.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 5 вопросов о святой блаженной Ксении Петербургской 5 мин., 06.06.2017 Русская Православная Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской дважды в году: 6 февраля и 6 июня. История женщины, которая ради служения Богу и людям отреклась от всего, удивляет и заставляет задумываться до сих пор. О личности, истории канонизации и духовном подвиге блаженной Ксении Петербургской, а также о том, кто такие юродивые и есть ли они в наше время, мы расспросили в 2017 году настоятеля храма во имя Смоленской иконы Божией Матери и часовни блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге протоиерея Виктора Московского (1949-2020 гг.). 1. Отец Виктор, за что конкретно, за какие духовные подвиги канонизировали Ксению Петербургскую? Церковь канонизировала блаженную Ксению, прежде всего, за ее любовь к народу Божию, за ее терпение, за ее молитвы. Она совершала свой молитвенный подвиг и в холод, и в зной – молилась за весь город Санкт-Петербург, за всю страну. За добрые дела, которые она творила буквально всем, особенно обиженным и страдающим. Если блаженная Ксения гладила ребенка, то это было счастьем для родителей, если она с кем-нибудь проезжала на повозке – это считали за хороший знак. Поэтому любовь, милосердие,  духовная чистота, служение Богу и людям с полной отдачей – все это послужило основой для канонизации Ксении Петербургской. Здесь можно отметить и тот факт, что народное почитание блаженной Ксении началось задолго до ее канонизации, а это тоже о многом свидетельствует. 2. Как в целом относиться к чину юродивых, ведь известно, что одно время юродство у нас в стране было запрещено? Юродство – это особый и редкий дар, это духовный подвиг, который дается человеку свыше. При этом этот дар дается далеко не каждому. И здесь стоит вспомнить, что когда начиналась канонизация блаженной Ксении, некоторые люди пытались подражать ей, пытались даже копировать ее образ жизни, ходили босиком. Однако спустя один-два месяца эти люди или попадали в больницу, или переставали это делать, потому что это было им не дано. Повторюсь, юродство – это дар свыше, дар от Бога.

http://foma.ru/5-voprosov-o-svyatoj-blaz...

27 Православный календарь [Электронный ресурс]//Православие.ру: [web-caйm]. http://days.pravoslavie.ru/(21.10.2013) 28 Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 30 Цит. по: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. Репринт., воспр. изд. 1913. (СПб) М.: Изд-во Моск. подворья Свято Троице-Сергиевой Лавры, 2000. С. 90. 38 Ирзабеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М.: Даниловский благовестник, 2010. С. 143. 39 См. например: Животворящая тайна русского слова. 5 вечеров с Василием Ирзабековым [Электронный ресурс]//2 DVD-дucka. Бдение, 2010. 40 Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно- психологическое, моральное и социальное исследование. – репринт., воспр. изд. 1913. (СПб) М.: Изд-во Моск. подворья Свято Троице-Сергиевой Лавры, 2000. С. 60. 43 Беленсон Е. О подвиге юродства [Электронный ресурс]//Путь: Орган русской религиозной мысли. Париж, август 1927. С. 90. Библиотека «Руниверс: [web-caйm]. 44 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагее Ивановне Серебрениковой//Серафимо- Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 258. 45 Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 107. 50 Дамаскин (Орловский), иером. Блаженная Мария Ивановна//Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 158. 51 Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005. [Электронный ресурс]//Литературный портал «Предание.ру»: [web-caйm]. http://predanie.ru/lib/book/91934/(27.10.2013) 54 Подвиг юродства ради Христа на Руси//История Церкви [Электронный ресурс]. Научный богословский портал «Богослов.ру»: [web-caйm]. http://www.mir- slovo.ru/text/11497.html (27.10.2013)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но блаженный Стефан, часто беседуя с молодым послушником, прозрел в нем избранный сосуд Божий, предназначенный к другого рода духовной деятельности и довольно поучив его от божественных писаний, благословил его безмолствовать и дал ему совет принять на себя иго юродства Христа ради. Послушный юноша последовал совету настоятеля и сделался юродом. Как бы лишенный рассудка, он зимою и летом стал ходить босой, в одежде ветхой и раздранной, которая едва прикрывала его тело, пищею его были только хлеб и вода и то в таком малом количестве, чтобы только быть живу и не умереть с голоду. Каждый год он обходил окрестные города и обители для поклонения святыне и опять возвращался в Воскресенский монастырь, но где бы он ни находился, в монастыре или в пути – в сердце и на устах его была непрестанная молитва и сладчайшее имя Иисусово. Игумен Стефан часто наедине беседовал с ним, наставляя и укрепляя его в трудном подвиге юродства, он убеждал его с любовью и терпением переносить случавшиеся скорби и обиды, и наставления опытного старца много пользовали подвижника. По преставлении игумена Стефана, когда Андрея уже ничто не привязывало к монастырю, а между тем некоторые из братии и граждан стали догадываться о его богоугодной жизни, он, избегая славы человеческой, оставил Галич и, перешедши в Тотьму, поселился на берегу реки Сухоны у церкви Воскресения Христова. Здесь незнаемый никем он думал с большим удобством тайно служил Господу, продолжая свой подвиг юродства. Днем он ходил и бегал по городу то там, то здесь как юродидивый, а ночи проводил в молитве; если добрые люди давали ему милостыню как странному и нищему, то он тайно раздавал ее другим нищим. Постоянно пребывая в посте и молитве, с любовью перенося все наносимые ему оскороления и обиды, блаженный Андрей благодушно терпел мороз и перемены погоды, так как его раздранное, ветхое рубище едва прикрывало его наготу, обуви же он совершенно не имел. Идя таким тесным, прискорбным путем, он достиг высокого нравственного совершенства и исполнился таких духовных дарований, что еще при жизни обнаружил в себе благодать Божию, многим являлся во сне и подавал исцеления больным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010