С 1-го мая шел снег 2 дня «и выпало снегу в колено», а 3-го мая и «приморозило». Работы каменные были прерваны 546 . 24-го мая состоялись торги бить сваи и класть на сваи брусья – под фундамент соборной церкви, «в самой скорости». Работы были начаты 25-го мая, закончены 16-го июня 547 . 17-го июня 1722-го года была заложена соборная церковь 548 . 17-го июля на Александро-Невскую церковь поднят крест, поставленный на куполе на золотом яблоке 549 , а в конце августа укреплены на куполе и золоченые медные «штуки» (доски), числом 48 550 . Во вторую половину строительного сезона 1722-го года золотили деревянные наружные части церковной крыши; под крестом деревянный «каракштын», «да вокруг церкви под кровлею в 4-х зеркалах 4 штуки алебастровые» 551 . Вокруг верхнего малого купола поставлено было 8 разных деревянных вызолоченных «ангельских лиц» 552 . «Каменное здание от трапезы вторую линию палаты лицевую стену с уступом, что к Неве реке, до третьей линии» отмазывали и отбеливали известью, расписывали красками, ставили и укрепляли наличники и фигуры алебастровый, по данному образцу, «как сделана трапезная лицевая стена», ни в чем не делая разницы 553 . С июля 1722-го года писали на холсте, по заказу Швердфегера, картины из евангельской истории в купол, 8 картин 554 . В январе 1722-го года комиссарство строельных дел подрядило, при посредстве двух подрядчиков, крестьян Тихона Дмитриева и Степана Овчинникова, 150 каменщиков и 50 работников с 1-го июня до окончания строительного сезона для постройки соборной церкви: на готовых уже сваях бутить фундамент и выводить стены, по рисункам архитектора, разной толщины – по 15, 12, 7 и 3 фута. Рабочее обязывались, в случае требования, и «к прежнему зданию недоделанные в третьей линии 13 столпов доделать», как в первых двух линиях, а также доделать и на Васильевском острову палаты. 6-го июня подрядчики поставили к соборной церкви 191 человек и на Васильевский остров 20 человек. Но в виду недоразумений при расчетах почти тотчас же началось повальное бегство рабочих. Бежало в самое же первое время 58 человек. Оставшиеся 133 рабочих по 9-е июля работали все у соборной церкви, 9-го июля разделились на две артели и у церкви осталось 78 человек. 25-го августа все они, бросив работы, бежали. Остальные 55 человек оставались на работах – «у сводов и у тески плиты» – до окончания работ, 8-го сентября. На Васильевском острове все 20 рабочих оставались до роспуска 11-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

25-го Марта праздник Благовещения Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание возвещения Ангелом Пресв. Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя. (Ист.– Лук. 1, 24–38 .) Какой и в память кого установлен праздник 29-го Июня? 29-го Июня праздник С в. Апостолов Петра и Павла. Установлен в память сих Св. Апостолов. (Ист.– Избр. житие св.). Какой и в воспоминание чего установлен праздник 6-го Августа? Что приносится в храм в этот праздник для благословения? 6-го Августа праздник Преображения Господня. Установлен в воспоминание явления Господа Иисуса Христа трем апостолам Петру, Иакову и Иоанну на горе Фаворе в прославленном виде (Ист.– Матф. 17, 1–9 .) В этот праздник приносятся в храм поспевающие в это время на востоке виноград, у нас в России яблоки, для молитвы над ними, чтобы начать вкушение их с благословения Божьего. Какой и в воспоминание чего установлен праздник 15-го Августа? 15-го Августа праздник Успения Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание преставления Ея от земли на небо. (Ист.– Избр. жит. св.) Какой праздник 29-го Августа? 29-го Августа праздник Усекновеняя главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Ист. – Марк. 6, 14–30 .) Какой праздник 8-го Сентября? 8-го Сентября праздник Рождества Пресв. Богородицы Девы Марии от праведн. Иоакима и Анны. (Ист.– Избр. жит. св.) Какой и в память чего установлен праздник 14-го Сентября? 14-го Сентября праздник Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Установлен в память обретения креста царицею Еленою. (Ист. – там же.) Какой и в воспоминание чего установлен праздник 1-го Октября? 1-го Октября праздник Покрова Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание видения св. Андреем юродивым в греческом храме Пресв. Богородицы, молящейся за христиан Ее Сыну, Господу И. Христу. (Ист.– там же.) Какой и для чего установлен праздник 22-го Октября? 22-го Октября праздник Казанской Чудотворной иконы Пресвят. Богородицы. Установлен в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от Поляков в 1612 году. (Ист.– там же.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

14) за отличие в Турецкую войну 1877–1878 гг. Священник 9-го гусарского Киевского полка о. Александр Можайский Священник 64-го пехотного Казанского полка о. Иаков Соловьев 18) Священник 55-го пехотного Тобольского полка о. Иоанн Козловский за отличное мужество при обороне Шипки в 1877 г. 177 19) за отличие в Турецкую войну 1877–1878 гг. Священник 1-го Невского Его Величества Короля Эллинов полка о. Александр Розанов Священник 138-го пехотного Болховского полка о. Григорий Лапшин Священник 4-го пехотного Копорского полка о. Иоанн Успенский Священник 140-го пехотного Зарайского полка о. Алексей Дьяконов Священник 149-го пехотного Черноморского полка о. Алексей Свинцов 32) Священник 16-го гренадерского Мингрельского полка о. Петр Рождественский за турецкую кампанию в составе войск Кавказской армии в главном отряде графа М.Т. Лорис-Меликова. При возвращении Мингрельского полка из похода в штаб-квартиру чрез Боржом-имение Великого Князя Михаила Николаевича Его Высочество лично благодарил о. Петра за его самоотверженную деятельность на поле битвы военных действий. Два месяца провел добрый пастырь в госпитале, ухаживая с истинно христианским самоотвержением за тифозными больными 186 . 33) за отличие в Турецкую кампанию 1977–1878 гг. Священник 34-го пехотного Севского полка о. Петр Кучинский Священник 33-го пехотного Елецкого полка протоиерей Павел Гапанович Священник Придворной Его Императорского Величества, Главнокомандующего действующей армией церкви о. Иосиф Страхович 202 Священник лейб-гвардии драгунского полка о. Алексей Никитин Священник лейб-гвардии 1-го стрелкового Его Величества батальона о. Виктор Зверев Священник 4-го гренадерского Несвижского полка о. Сергий Богоявленский Священник 5-го гренадерского Киевского полка о. Павел Соколов Священник 7-го гренадерского Самогитского полка о. Петр Троицкий Священник 8-го гренадерского Московского полка о. Анатолий Лебедев Священник 10-го гренадерского Малороссийского полка о. Евстафий Семенов за мужество, энергию и распорядительность при занятии китайской крепости Бейтан в 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

162 и далее), а из Барония некоторые другие подробности рассказа 277 . В Декабре: 3-го – сказание о чудесах преп. Саввы Сторожевского, «от Четии блаженного Макария митрополита Московского» (декабрь, л. 23 и далее), взяты 1,2, 3, 5, 7, 12 и 13 чудеса; 19-го – св. Григория Омиритского, ссылка та же (ВЧМ, декабрь, л. 348а, 414а), Святитель передал источник с значительными сокращениями; 23-го – св. Нифонта, еп. Констанции, града Кипра, «от Минеи Четьи митр. Макария Московского вкратце собранное» (ВЧМ, декабрь, л. 480а, 523а), где целая книга, о которой и упоминается в конце жития; Святитель выбрал из нее только некоторые рассказы. В Феврале: 4-го, житие преп. Николы игумена Студийского исповедника, «от великия Четьи-Минеи вкратце», в Прологе указаны Акты свв. (февраль, I, 538), где, по-видимому, латинский перевод той же редакции, Святителев рассказ ближе к славянскому переводу. В Марте: 5-го – св.м. Коиона Исаврийского, «от великия Минеи-Четьи собрано», здесь (6 марта, л. 48) мучение и чудотворения; 8-го – св.м. Феодорита, пресвитера Антиохийского, «от великия Минеи-Четьи и от прочих», из последних указаны Созомен (кн. 5, гл. 8) 278 и Иоанн Златоуст (слово на еллины), но главное содержание жития заимствовано из ВЧМ (март, л. 71) и по историкам лишь дополнено; 10-го – св.м. Кодрата Никомидийского, «от великия Минеи-Четьи сокращенно», в ВЧМ (март, 10-го, л. 93–98) пространное житие, Святитель его значительно сократил; 15-го – св.м. Александра, «из великия Минеи-Четьи вкратце», ВЧМ (март, 15-го, л. 379–384) 279 ; 18-го – преп. Анина монаха, ссылка та же, что и 15-го, см. ВЧМ (марта 18-го, л. 412–426) 280 , в Прологе есть ссылка на Акты (март, II, 431), но там краткое житие. В Апреле: 5-го – житие преп. Марка Афинского, «от великия Минеи-Четьи», там сказание об этом святом находится в майской книге (1-ое число, л. 75) 281 ; 13-го – св.м. Артемона, ссылка в Четиих-Минеях та же, что и 5-го числа; в Прологе: «в Четье – марта 24, л. 579»; 14-го – свв. мм. литовских Иоанна, Антония и Евстафия, «от великия Минеи-Четьи» (ВЧМ, апрель, 14 число, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

485 Эти каноны принадлежат одному празднеству, и в Уставе говорится так: «Воскресный с Богородичным», как бы они составляют один канон. 486 Канон недели поется прежде канона предпразднства – в неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, если она случится 24-го декабря. Тогда поется сперва канон недели Св. отец, вместо канона воскресного, а потом канон предпразднства (Тип., послед. 24-го декабря). Бывает и то, что канон святого поется прежде канона недели Триоди. Так, если в 1-ю и 3-ю недели Великого поста случится праздник великого святого, то поется сперва канон святого, потом канон Триоди (Тип., послед. 24-го февр., аще в 1-ю и 3-ю Неделю Велик. поста). 487 Посему, Богородичный канон не поется в те недели, в которые случится праздник храма Симеона Столпника (1-го сентября) (Тип., храма гл. 1), 26-го октября, 1-го января, 15-го августа, 1-го октября. Во все эти числа поются следующие каноны: 1-го сентября – Индикта (на 4-ре), 26-го октября – Труса (на 4-ре), 1-го января – Обрезания (на 4-ре), 1-го октября – Богородицы (на 6-ть). Каноны указанных праздников поются на 4-ре или на 6-ть, а канон святого при атом поется на 6-ть или на 4-ре (итак, на 10-ть). И с ними поется еще воскресный канон на 4-ре. 488 Именно канон Богородицы (Октоиха) не поется: 1) В Неделю Св. отец – 6-ю по Пасхе, когда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели Св. отец на 6-ть. 2) Канон Богородичный Октоиха не поется в Неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, случающуюся с 20-го по 23-ф число декабря. Тогда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели на 6-ть. Но в Неделю Св. отец, бывающую до 20-го числа декабря, когда нет предпразднства, и полагается лишь канон недели на 6-ть, – поется канон Богородицы на 2-ва и канон Крестовоскресен на 2-ва. 3) Не поется канон Богородичный Октоиха в Неделю Богоотец, если она случится в Собор Богородицы (26-го декабря) или в отдание Рождества (31-го декабря; ибо тогда поется канон праздника на 6-ть и канон недели на 4-ре. Должно заметить, что в Собор Богородицы поется сперва канон праздника Рождества Христова, а потом Богоотец, а в отдание Рождества Христова сперва поется канон Богоотец, а потом канон праздника (отдания).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После него наместником был игумен Клопский Иона 3121 . В мае 1794-го года он обратился к митрополиту с просьбой вернуть его в Клопский Монастырь. Сн ссылался на то, что «по приезде в здешшй Монастырь» «повстречались» с ним «разные перемены» в его здоровье, чрез что он «ощущает не в силах понесть» наложенное на него послушание, «а притом Клопской Монастырь требует, чтоб иметь общую жизнь», которая заведена им в Монастыре и которая «без настоятеля хранима быть не может, ибо в приключающихся братиям в духовных нуждах должно всегдашнее преподавать наставление, а без оного скоро может последовать в братии расстройство». Резолюция митрополита последовала 10-го сентября 1794-го года: «снисходя на просьбу Невского Монастыря отца наместника Ионы, продолжаемую с мая месяца сего года поныне, от должности наместника увольняем, оставляя его по-прежнему в Клопском Монастыре игуменом» 3122 . Он был постриженник Симонова Монастыря. В Клопском Монастыре игумен Иона был с 1793-го года. В 1796-м году, 20-го апреля, он переведен в Соловецкий Монастырь и          посвящен был во архимандрита митрополитом Гавриилом. После 9-и-летнего настоятельства он здесь и скончался 28-го апреля 1805-го года. Погребен под соборной церковью 3123 . На следующий день по увольнении наместника, игумена Ионы, 11-го сентября 1794-го года митрополит подписал приказ: «Невского Монастыря наместником определяется эконом и Моденского Монастыря игумен, отец Герасим. Благочинным по-прежнему быть иеромонаху, отцу Филарету, экономом определенному в помощь эконома иеромонаху Мофодию, духовником иеромонаху Варлааму» 3124 . По «Спискам» Строева, игуменом Моденским показан Герасим (Князев). Он 19-го мая 1795-го года быль переведен в Тихвин Монастырь, отсюда в 1810-м году в Симонов, здесь в 1821-м году вышел на покой и скончался 6-го июня 1829-го года 3125 . Наместником после него назпачен был иеромонах Мелхиседек. Иеромонах Мелхиседск (Короткий), из ризничих Тихвинского Монастыря, был в 1791-м году вызван митрополитом Гавриилом в Александро-Невский Монастырь и здесь в феврале зачислен в братство и в августе определен ризничим. Вместе с назначением наместником, в 1795-м году произведен во игумена Моденского Николаевского Монастыря «из Александро-Невских иеромонахов». В 1797-м году 14-го июня произведен во архимандрита Ростовского Яковлевского Монастыря с поручением учредить в нем общежитие. В апреле 1806-го года уволен на покой, но в 1807-м году опять вернулся к управлению в Арзамасском Спасском Монастыре. В 1810-м году перешел в Спасо-Евфимиев, в 1818-м году снова ушел на покой и скончался 15-го апреля 1841-го года в Оптиной пустыни 3126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Отпись Рожественного монастыря стряпчего Корнила Харламова во взятье беглова крестьянина Васки з женою и з детьми 176-го году. Зделошная запись алатарца Михаила Осипова сына Ермолова человека ево Мишки Васильева 160-го году. Список с служилые кабалы Фирса Мелентьева сына Павлова 139-го году. Список з записи приказного Савы Ширяева, какову он дал стольнику Ивану Львову сыну Ермолаеву, 198-го году. Три поручные записи по соборных сторожах по Офоньке Водовозове, по Никитке Афонасьеве, по Ивашке Родионове 181-го году. Заемная кабала Суздальского уезду вотчины Богоявленского монастыря, что на Москве (Л. 60 об.) за Ветошным рядом, села Дубакина з деревнями старосты Ивашка Семенова и всех крестьян 189-го году. Росписка Угрешского монастыря деревни Сьяновой крестьянина Калинки Иванова с товарыщи 184-го году. Росписка Юрьева Польского соборной церкви протопопа Алексея з братьею во взятье риз и стихарей 185-го году. Запись гостя 138 Степана Иванова сына Горбова во взятье домовой церковной пустоши Харкины в оброк на пять лет 180-го году, а под тою записью черная отпись. Поступная запись на дворовое строение Ивана, да Евфима, да Григорья Алексеевых детей Суздальцовых 194-го году да под тою поступною купчая подьячего Федора Иванова. Служилая кабала Обросимка Савельева 189-го году. Отпускная Суздаля Кремли-города успенского (Л. 61) попа Михаила на работницу ево девку Марьицу Юрьеву дочь 189-го году. Росписка Осипова человека Васильева сына Воронова Оброски Полиектова во взятье крестьянина ис села Хорятина 189-го году. Заемная память стряпчего Никиты Иванова сына Рогановского в заемном овсе 189-го году. Отпускная Логина Дмитриева сына Бурдукова 199-го году. Подрядная запись Шуйского уезду Николы Шартомского монастыря вотчины села Пупка пахотных крестьян Митьки Федорова да Проньки Васильева в подряде стрелецкого хлеба ржи и овса за кохомских крестьян 207-го году. Подрядная запись на коломлечан посацких людей Дмитрея да Осипа Прокофьевых детей Шилиных, да на Семена Иванова сына Старцова в подряде стрелецкого хлеба ржаной муки з домовых вотчин 1700-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Иеромонах Исаия (Германовский) был родом Малороссиянин, принял монашество в Черниговском Борисо-Глебском Монастыре в 1753-м году и был в Черниговской Семинарии учителем. В 1759-м году вызван в Александро-Невскую Семинарию и определен учителем Риторики, а потом и Философии. В 1765-м году, 28-го ноября, произведен во архимандрита Староладожского Николаевского Монастыря, с оставлением в Семинарии. В 1770-м году назначен настоятелем Нежинского, Назарет именуемого, Монастыря, отсюда в 1775-м году переведен в Киево-Михайловский, в списках коего и показывается до 1777-го года 3631 . Ректора, архимандрита Исаию сменил префект, иеромонах Вениамин, произведенный в том же 1770-м году во архимандрита и ректора. Новый ректор известен с тремя фамилиями: Кастровский, Краснопевков и Румовский. В архимандрита Стародадожского Монастыря он произведен 19-го ноября 1770-го года, а 2-го декабря, за упразднением обители, вмест с братией, переведен в Зеленецкий Монастырь. Отсюда 16-го января 1774-го года переведен в Петергофскую Сергиеву Пустынь. 13-го июля 1774-го года он был хиротонисан во епископа Олонецкого, викария Новгородской епархии, в 1798-м году в Нижний Новгород, где и скончался 16-го марта 1811-го года, будучи с 1804-го года архиепископом 3632 . 20-го июля 1774-го года назначен ректором учитель Философии, иеромонах Иоанникий (Орловский), назначенный учителем 2-го марта 1774-го года из ректоров Рязанской Семинарии. 8-го сентября он был произведен во архимандрита Зеленецкого Монастыря. Он заканчивал свой класс Философии и в класс Богословии перешел только чрез 2 года. В 1782-м году, «за долговременные в ректорском звании труды», он был назначен архимандритом, «по неимению других вакансий», «на первый случай, во второклассный Солотчинский Монастырь», Рязанской епархии, причем был обнадежен Святейшим Синодом, что будет определен «на настоятельскую вакансию высшей степени». Но он не дождался определения на высшую степень и скончался в 1788-м году 3633 . Затем ректоры уже следовали без перерыва.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Uep. V, 734 ). Константин, в монашестве Кассиан, князь Мавнукский (Манкупский, что в Крыму), основатель упразднённого Кассианова (по его имени) Учемского монастыря, который находился в Угличском уезде, скончавшийся 2-го или —10— 4-го Октября (в которые в оба празднуется ему) 1504-го года. Севастиан Сохотский, основатель упразднённого Преображенско-Сохотского монастыря, который находился в Пошехонском уезде, скончавшийся в 1542-м году (празднование ему 26-го Февраля, 17-го и 18-го Декабря. Cfr Ист. Uep. VI, 190 fin.). Леонид Пошехонский, ученик и сподвижник преп. Адриана Пошехонского, скончавшийся в 1549-м году (память 5-го Марта). Игнатий Ломовский, основатель упразднённого Спасо-Ломовского монастыря, который находился в Пошехонском уезде, скончавшийся 28-го Декабря 1591-го года. Анастасия, игуменья Угличского Богоявленского монастыря, потерпевшая смерть вместе с 35-ю монахинями своего монастыря от Литовцев 10-го Апреля около (sic) 1609-го года. Иринарх, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря, скончавшийся 13-го Января 1616-го года. Дорофей Югский, основатель Дорофеевой Югской или Южской пустыни, которая находится в Рыбинском уезде, в 15-ти верстах от Рыбинска, скончавшийся в 1622-м году (празднование 5-го Июня). Иоанн Никифорович Чеполосов, младенец, страстотерпец Угличский, скончавшийся 25-го Июня 1663-го года 1780 . Алексей Стефанович, юродивый Борисоглебский Ростовский, скончавшийся в 1781-м году (празднование 12-го Февраля) 1781 . —11— К сказанному о службах св. Димитрию Ростовскому имеем сделать небольшое добавление. В том же 1758-м году, в котором Арсений Мацеевич послал в Синод две службы, составленные архимандритом Бонифацием, напечатана в Москве служба св. Димитрию, которая усвояется Арсению Мацеевичу , но которая, вероятно, представляет собой одну из служб Бонифация, см. Очерк Славяно-русской библиографии Ундольского, 227 5. Так как Устав повелевает отправлять службу святителю Димитрию по общей минеи, то должно думать что наша служба (как и последующие службы других составителей, см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сщетной список Васильевского монастыря архимандрита Феодосия, да Спасова Кукоцкого монастыря игумена Саввы, да приказного Савы Ширяева, да дьяка Семена Щукоцкого, за руками, что сщитали домо[во]го казначея старца Иринарха Печерского со 188-го году по 193-й год. (Л. 49) Выпись с книг Суздальского уезду, что писали и межевали ис Поместного приказу, за приписью дьяка Ивана Владычкина, 156-го году Юрьева Польского писцов князь Григорья Шехонского да подьячего Петра Васильева на село Хорятино. Выпись с володимерских книг Юрьевские приписи Польского писма и меры князь Григорья Шехонского да подьячих Петра Васильева да Родиона Бекетова на село Добрынское 153-го и 154-го годов. Выпись с переписных книг Суздальского уезду переписи стольника князь Тимофея Шаховского да подьячего Ивана Векентьева на село Туртинское 186-го году. Выпись с межевых книг Суздальского уезду межеванья Ильи Симанова на сенные покосы по старой речке Тумке 182-го году, за приписью дьяка Анисима Невежина. Выпись с книг писма и межеванья Александра Теприцкого да подьячего Ивана Небогатого на деревню Поповское с пустошьми 194-го году. (Л. 49 об.) Выпись с книг Московского уезду писма и меры Федора Пушкина да дьяка Андрея Строева на село Шубино 135-го и 136-го годов , за приписью дьяка Автамона Иванова. Отказные книги Суздаля губных старост Григорья Ершовского да Никиты Козынского на село Рожестъвенное Кохму з деревнями и с пустошьми, за их руками, 140-го году. Выпись сь юрьевских писцовых книг Федора Скрябина да подьячего Леонтья Лазорева 139-го году, за приписью дьяка Григорья Посникова, на церковные земли, в тетратех. Выпись сь юрьевских книг Юрьевского уезду Польского писма и меры князь Григорья Шехонского да подьячих Петра Васильева да Родиона Бекетова на церковные земли 153-го, и 154-го, и 155-го годов, за приписью дьяка Анисима Невежина. Выпись с суздальских писцовых книг Якова Кондырева да подьячего Ивана (Л. 50) Чернцова 140-го и 141-го годов на церковные земли слоботки Решемской и иных церквей, за приписью дьяка Григорья Посникова, в тетратех.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010