Впрочем, излишне и говорить о том, какой вред принесло бы православной церкви признание правительством раскольнических архиереев и попов во всех архиерейских и священнических правах: дело, очевидно, само собою. Но, по крайней мере, не должны ли желать этого признания в своих интересах само гражданское правительство, и именно то ведомство, ведению которого стало бы подлежать (если бы только согласилось) признанное раскольническое духовенство? Напротив, – и это ведомство получило бы отсюда не пользу, а вред. Если оно и теперь затрудняется делами раскольников, которых совершенно несправедливо считает, главным образом со слов самих же раскольников, и их радетелей, более десятка миллионов, если ему надоели просьбы и ходатайства по этим делам раскольнических безотвязных и назойливых ходатаев, то с признанием раскольнического духовенства эти дела и эти просьбы только еще увеличились бы и сделались бы гораздо запутаннее и неудоборазрешимее. Начать с того: у каких собственно раскольников было бы признано их духовенство, – у поповцев только, или вместе и у беспоповцев всевозможных толков, потому что и у беспоповцев имеются старики, или так называемые отцы», отправляющие у них службу и некоторые требы, т. е. именно духовенство своего рода? И если только у одних поповцев, то какое собственно духовенство: беглопоповское, или белокриницкое, и здесь – окружническое, или противоокружническое, или еще какое? Делая исключение для которого-нибудь одного изо всех, как имеющего право на признание его законности, светское правительство именно приняло бы на себя решение совсем неподлежащего ему догматико-канонического вопроса о правильной, или законной иерархии в церкви Христовой, который притом никак не может быть решен в пользу какой бы то ни было раскольнической иерархии. Со всякой же иной точки зрения, например, руководясь началом равноправности всех религий, правительство не может иметь никакого основания к тому, чтобы цехового Андрея Ларивонова, самовольно служащего по-архиерейски, признать имеющим на то законное право, а такого же точно цехового, безо всяких священнических облачений (что даже извинительнее) отправляющего службы и требы у беспоповцев, не признать имеющим на то права, или Антония 1-го предпочесть поставленному Антонием 2-м противоокружнику Иосифу и всем подобным лже-епископам, какие явились уже и будут являться постоянно у поповцев, начиная каждый свою особую иерархию 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«В письме Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия к президенту Украины П.А. Порошенко описаны некоторые из имевших место на территории Донецко й епархии нападений вооруженных лиц на священнослужителей, включая случаи избиения и угрозы физической расправы, - напомнили в СИНФО. - Так, в Амвросиевском районе благочинного округа протоиерея Евгения Подгорного, связав, избивали прикладом автомата, силой сорвали с него священнический крест, стреляли поверх его головы; посадив священника в яму, угрожали убийством его сына. Подобные сообщения во множестве поступают и из других восточноукраинских епархий. Например, близ Славянска люди с автоматами заставили протоиерея Вадима Яблоновского рыть себе могилу, а протоиерея Виктора Стратовича в тот же день заковали в наручники и увезли с мешком на голове в лес, где поставили на колени и допрашивали в таком положении». «Призываем к незамедлительному расследованию указанных инцидентов как властными структурами Украины, так и компетентными международными правозащитными организациями, - заявили авторы обращения. - Особую тревогу вызывают попытки некоторых греко-католических священнослужителей и представителей раскольнических общин разменять поддержку определенных радикальных сил на право диктата и насилия в отношении приходов Украинской Православной Церкви, последовательно придерживающейся миротворческой позиции. Находятся греко-католические и раскольнические деятели, которые неприкрыто разжигают братоубийственную ненависть, одобряя применение насилия в отношении мирного населения, добиваясь преследования всех выступающих за мир и диалог, в том числе священников канонической Церкви». «Призываем государственные власти Украины поставить преграду на пути тех, кто желал бы перерастания гражданского конфликта в межконфессиональное противостояние, ибо подобное развитие событий в значительной степени отдалит долгожданный мир на украинской земле. Братоубийственная брань на Украине может быть преодолена только в опоре на единые для обеих сторон конфликта ценности, хранящиеся в православном духовном наследии боголюбивого украинского народа. Призываем всех, от кого зависит принятие решений на Украине, к поддержке Украинской Православной Церкви в ее объединительном, миротворческом делании на благо всего народа», - заключили в Синодальном информационном отделе Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/05/gr...

6. Типология церковных расколов В зависимости от мотивации и исторических обстоятельств возникновения, можно выделить следующие типы расколов: – Отделение от полноты церковной в результате неканоничного провозглашения автокефалии частью Поместной Церкви с последующим частичным или полным отделением церковной области, притязающей на автокефальный статус. – Отделение от полноты церковной в результате политически мотивированного противостояния церковной области кириархальной Церкви. – Отделение от полноты церковной в результате этнополитического противостояния церковной области кириархальной Церкви. – Отделение от полноты церковной в результате разности позиций по вопросу отношения к государству или политическому строю (конформизм и нонконформизм). – Отделение от полноты церковной в результате инспирации церковного раскола со стороны политической партии/государства. – Отделение от полноты церковной в результате отделения от канонической Церкви по причине несогласия с общим курсом церковной политики и церковной жизни. – Отделение от полноты церковной в результате уклонения в раскол под предлогом «бегства от ереси». – Отделение от полноты церковной в результате уклонения в раскол по причине несогласия с церковными реформами. – Образование раскольнической группы в результате внутрицерковного конфликта. – Отделение от полноты церковной в результате отделения от канонической Церкви носителей прораскольнического религиозного сознания. – Искусственное образование новой неканоничной религиозной организации православного исповедания, невызванное отделением группы верующих или церковной области от канонической Церкви. При классификации церковных расколов необходимо учитывать то обстоятельство, что некоторые из них могут иметь смешанный тип, сочетая в себе характеристики двух или более вышеозначенных форм. 6.1. Неканоничное провозглашение автокефалии частью Поместной Церкви с последующим частичным или полным отделением церковной области, притязающей на автокефальный статус Наиболее масштабные церковные расколы возникают при неканоничном провозглашении автокефалии церковных областей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Парадоксальная ситуация: воля верующих, на протяжении почти трех десятилетий остающихся верными канонической Церкви перед лицом раскола, который открыто поддерживали и поддерживают украинские власти, игнорируется, тогда как упорствующие в раскольнических действиях получают награду в виде «признания» со стороны Константинопольского Патриархата и обещания автокефального статуса для создаваемой при их участии новой структуры.  При этом мы видим, что, несмотря на обещания власти никого не сгонять в эту структуру насильно, в Верховной Раде ожидают рассмотрения законопроекты, практически легализующие захваты храмов, а также предусматривающие лишение канонической Церкви ее исторического названия и иные дискриминационные меры. Кроме того, руководитель раскольнического «Киевского патриархата» открыто говорит о том, что древние православные святыни — Киево-Печерская и Почаевская лавры — должны быть переданы создаваемой новой структуре. Вот уже их именования включены на днях в его полный «патриарший титул». Понятно, что массовые попытки отъема храмов, передачи раскольникам великих святынь вызовут неприятие у множества верующих людей. Уже сейчас, даже вопреки имеющейся на сегодня законодательной базе, идут захваты церковных зданий при поддержке экстремистов. Что же будет, если такие «рейды» станут повсеместными?  — Насколько «украинская автокефалия» церковный, а насколько — политический вопрос? Спрашиваю Вас об этом, потому что поддержка украинской автокефалии была выражена целым рядом политических инстанций, начиная от президента Украины Петра Порошенко и кончая американским Госдепартаментом?  — Нет сомнений, что «создание единой автокефальной Украинской церкви» — не церковный, а политический проект. А потому действия для его реализации предпринимаются именно в политическом русле, вопреки мнению представляющей большинство православных верующих страны канонической Украинской Православной Церкви.  Нельзя не заметить, что главной действующей силой в реализации проекта «автокефалии» стал украинский президент Петр Порошенко, продвигающий его в рамках подготовки к выборам, которые предполагаются в будущем году. Кроме того, идея откалывания украинских православных от Русской Церкви находит горячую поддержку в определенных кругах американского истеблишмента, считающих Православие вызовом формирующемуся под их руководством миропорядку. 

http://patriarchia.ru/db/text/5298598.ht...

Причем эти беззакония именуются в заявлении четырех афонских обителей «реализацией ряда канонических обязательств Вселенского Патриархата и актуализацией его определенных прав, как первопрестольной Церкви, на основании канонов и настоящего порядка Церкви, как это учреждено и существует в веках». В этих нескольких предложениях «прекрасно» всё. Во-первых, неприкрытое признание сугубо политического характера предоставления так называемой «автокефалии», которая дается не Украинской Православной Церкви (не желающей и ни о чем таком не просившей), а Украине, то есть государству. Это деяние, невиданное в истории как церковной, так и государственной, неслыханное в своем абсурде и беззаконности, описывается в заявлении от 28.02.19, повторимся, как нечто само собою разумеющееся. Во-вторых, «церковными действиями» объявляются профанация священной Литургии, сослужение с раскольниками, попрание святого мира, врученного в святотатственные руки самозванца, объявление «церковью» раскольнического сборища, что является богохульной и безумной попыткой соединить свет и тьму, Христа и велиара. В-третьих, действия Варфоломея по ложному «соединению» с Церковью раскольников без покаяния (на что не имели бы права и законные Предстоятели Украинской Церкви и Русской Церкви), посягательство на территорию другой Поместной Церкви и чужие епархии, иерархические деяния на их территории представителей Фанара, за что каноны Православной Церкви подвергают извержению из сана, - всё это, по мысли авторов заявления, оказывается реализацией неких «канонических обязательств» и актуализацией «определенных прав» Константинополя, причем на основании будто бы канонов существующего «в веках» церковного порядка! Представители четырех афонских обителей не просто солидаризируются с именно догматической, а именно, экклезиологической ересью восточного папизма, просто внешне выражаемой языком канонических, а лучше сказать, антиканонических действий. Они творчески развивают фанариотское лжеучение. «Всё это, - говорится в их заявлении, - касается канонической связи Вселенского Патриархата с народом Божиим и другими Православными юрисдикциями, а к вопросам веры не имеет никакого отношения».

http://radonezh.ru/2019/03/21/s-bolnoy-g...

Г.А. Косткевич в своих показаниях описал роль украинских епископов в борьбе с григорианами следующим образом: «Оценивая ВВЦС как группировку, взявшую курс на соглашение с соввластью, организация приложила все усилия и все свое влияние, дабы решить этот спор в пользу м[итрополита] Сергия. С этой целью всеукраинский центр в Харькове составил ряд обращений к м[итрополиту] Сергию, требуя от него решительной борьбы с ВВЦС, наложения на его участников церковных запрещений и выражая ему полную поддержку и доверие. Эти обращения, подписанные членами центра, епископами в Харькове, были затем привезены специальным курьером св[ященником] Пискановским в Полтаву, Киев и Житомир, в каковых городах Пискановский собирал подписи епископов под этим обращением. Затем он уехал в Москву и Нижний Новгород к м[итрополиту] Сергию. На обратном пути он же привозил информацию о ходе событий» . В результате активных действий российских и украинских православных епископов уже к апрелю 1926 г. григорианский раскол был локализован. За исключением ряда периферийных епархий его успехи оказались минимальными. Также и на Украине лубенский раскол практически не вышел за пределы Полтавской епархии. И григорианский, и лубенский расколы оказались лишенными исторической перспективы. Подводя итог, можно сделать из событий середины 1920-х гг. следующие выводы: 1. Идея «канонической автокефалии» Украинской Церкви эксплуатировалась преимущественно нездоровыми церковными силами, ищущими поддержки у враждебной Православной Церкви власти. 2. Столкнувшись с неприятием своей идеи в церковных кругах, сторонники «канонической автокефалии» не остановились и провозгласили автокефалию неканонически, пополнив тем самым ряды уже имевшихся раскольников-автокефалистов. 3. Не имея канонической опоры, новоявленные украинские раскольники обратились за поддержкой к политически близким им раскольникам в Москве, пытавшимся в то время захватить власть в Православной Российской Церкви. 4. Совместными усилиями православные российские и украинские иерархи, несмотря на поддержку расколов властью, объединили вокруг себя здоровые силы Церкви, вслед за чем произошла быстрая маргинализация раскольнических движений как на Украине, так и в России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

5-6 сентября 2006 г. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви также утвердил и одобрил дополненную редакцию «Акта о каноническом общении», как и другие выработанные комиссиями материалы, поручил комиссии по переговорам с Московским Патриархатом согласовать время одновременной публикации «Акта о каноническом общении», разработать детали торжественного подписания этого документа и чинопоследования вступления в общение с Московским Патриархатом. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение успешным развитием переговорного процесса. 2. Поручить комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью разработать порядок подписания «Акта о каноническом общении», а также согласовать вопрос о публикации документов.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, об участии делегации Русской Православной Церкви в работе 2-го Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане (Казахстан) 12-13 сентября 2006 года. ПОСТАНОВИЛИ:  Доклад принять к сведению. Выразить удовлетворение результатами работы Съезда.    ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем от православной общины г. Страсбург (Франция) прошении о принятии её в лоно Русской Православной Церкви. Справка Приход святого Григория Паламы и преподобной Атталии в г. Страсбурге (Франция) был образован в составе «Православной Католической Церкви Франции», находившейся с 1972 г. по 1993 г. в юрисдикции Румынского Патриархата . Затем приход примкнул к раскольнической группе, образовавшейся из части приходов «Православной Католической Церкви Франции», после её упразднения решением Священного Синода Румынского Патриархата в 1993 году. В конце 2005 г. община прихода обратилась к Преосвященному архиепископу Корсунскому Иннокентию с прошением об их принятии в лоно Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/149541.htm...

Епископ Одесский и Таврический Агафангел Пашковский 811 , являвшийся российским иерархом РПЦЗ, заявил о нежелательности восстановления канонического единства между РПЦ МП и РПЦЗ по той причине, что якобы Московский Патриархат ещё не освободился от пленения ересями «сергианства» и «экуменизма». Комментируя свои действия, Агафангел пояснил, что его отделение от Русской Зарубежной Церкви, восстановившей своё единство с Московским Патриархатом, носит не административный, а сугубо вероисповедный характер. Более того, Агафангел провозгласил создание так называемого «Временного высшего церковного управления русской православной церкви заграницей» (ВВЦУ РПЦЗ), куда вошли «приходы», т. е. местные группки, отказавшиеся от канонического общения с Московским Патриархатом. Претендуя на легитимность своего правопреемства от РПЦЗ, данное раскольническое образование основными векторами своей деятельности избрало: 1 . Консолидацию всех приходов и монастырей, отказавшихся от призания Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ; 2 . Восстановление церковного общения с «Синодом противостоящих» церкви ИПХ Греции, Румынской православной старостильной церковью и Болгарской православной старостильной церковью; 3 . Рукоположение епископата ВВЦУ РПЦЗ; 4 . Проведение «Пятого Всезарубежного Собора РПЦЗ» с целью окончательного административного и канонического оформления «Временного высшего церковного управления РПЦЗ» 812 . Реализуя намеченную программу установления богослужебного общения со старостильными раскольническими группировками Греции, Румынии и Болгарии, Агафангел Пашковский начал интенсивные переговоры с «Синодом противостоящих» церкви ИПХ Греции. Посетив Грецию, он принял участие в экстренном заседании иерархов «Синода противостоящих», проходившем 16 ноября 2007 года. В работе данного заседания приняли участие заместитель председателя «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции епископ Орейский Киприан (Гиулес), секретарь синода епископ Гардикийский Климент (Пападопулос), епископ Аланский Георгий (Пухатэ), епископ Христиану польский Хризостом (Марласес) и епископ Мефонский Амвросий (Байрд), В ходе состоявшегося собеседования было констатировано идеологическое единство между обеими схизматическими образованиями и подписаны так называемые «Памятные начала сотрудничества греческих и русских антиэкуменистов» («Μνημνιον ρχν Συνεργασας λλνων κα Ρσων ντι–οικουμενιστν») 813 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5-6 сентября 2006 года Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви также утвердил и одобрил дополненную редакцию «Акта о каноническом общении», как и другие выработанные комиссиями материалы, поручил комиссии по переговорам с Московским Патриархатом согласовать время одновременной публикации «Акта о каноническом общении», разработать детали торжественного подписания этого документа и чинопоследования вступления в общение с Московским Патриархатом. Постановили : 1. Выразить удовлетворение успешным развитием переговорного процесса. 2. Поручить комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью разработать порядок подписания «Акта о каноническом общении», а также согласовать вопрос о публикации документов. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха Слушали : Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, об участии делегации Русской Православной Церкви в работе 2-го Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане (Казахстан) 12-13 сентября 2006 года. Постановили : Доклад принять к сведению. Выразить удовлетворение результатами работы Съезда. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха Слушали : Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем от православной общины в городе Страсбурге (Франция) прошении о принятии её в лоно Русской Православной Церкви. Справка Приход святого Григория Паламы и преподобной Атталии в городе Страсбурге (Франция) был образован в составе «Православной Католической Церкви Франции», находившейся с 1972 по 1993 год в юрисдикции Румынского Патриархата. Затем приход примкнул к раскольнической группе, образовавшейся из части приходов «Православной Католической Церкви Франции» после её упразднения решением Священного Синода Румынского Патриархата в 1993 году. В конце 2005 года община прихода обратилась к Преосвященному архиепископу Корсунскому Иннокентию с прошением об их принятии в лоно Православной Церкви.

http://mospat.ru/archive/86323-zhurnaly-...

Митрополит Иларион: Госсекретарь США продемонстрировал, что «ПЦУ» — политический проект 24.05.2021 13:46:32 МОСКВА Единственным представителем религиозной структуры, с которым встретился в ходе своего посещения Украины госсекретарь США Энтони Блинкен, стал глава раскольнической «ПЦУ» Епифаний Думенко. Причем, по заявлениям раскольников, особое внимание во время встречи было уделено вопросу перевода общин канонической Украинской Православной Церкви в «ПЦУ». Вскоре после визита высокопоставленного представителя американской администрации по Украине прокатилась новая волна попыток захватить храмы канонической Церкви. По мнению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, данная последовательность событий не является случайным совпадением. «И, разумеется, тот факт, что госсекретарь США встретился с руководителем раскола, но не встретился ни с главой канонической Церкви, ни с мусульманскими или иудейскими религиозными лидерами, свидетельствует в очередной раз о том, что " ПЦУ " — это проект США, политический проект от начала до конца», — сказал иерарх. Владыка Иларион подчеркнул, что «ПЦУ» была создана американцами «для того, чтобы в очередной раз воплотить принцип " разделяй и властвуй " , которым они руководствуются». «Так разделение, которое уже случилось на политическом уровне, произошло и на уровне церковном, а человеком, который осуществил этот американский план, был Патриарх Константинопольский Варфоломей. Его зависимость от Америки совершенно очевидна, всем известна — она, собственно, никем и не скрывается», — констатировал митрополит Иларион. _____________________ Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/05/24/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010