Порядок антифонового пения по уставу, бывшему в употреблении у Италийских греков, выяснил Тоскани в своем исследовании о южно-италийских типиках и обратил преимущественное внимание на его трехантифонный строй 4 . Отрывки из асматиков указаны и выписаны Высокопреосв. Макарием, в его истории русской церкви, по Нижегородскому кондакарю 5 . Из неизданных памятников этого рода мы пользуемся греческим евхологием (XI в.) из Савостьяновского собрания рукописей в Румянц. Музее. Здесь читается несколько молитв неизвестных по Гоарову изданию, или отмеченных у него только первыми словами. Несколько асматиков приведем по славянскому уставу с кондакарем в Типографской библиотеке (XI-XII в.), а некоторые молитвы – из рукописных служебников той же библиотеки. Другие источники будут показаны в своем месте. Мы сделаем характеристику песненного последования на основании этого материала и прежде всего ответим на вопрос: в чем состоит его отличительная особенность и может ли оно быть признано за самостоятельный строй службы, за особую систему отличную от той, которая принята в древних уставах и отчасти удержана до ныне? На этот счет мы приходим к положительному решению и замечаем целую группу признаков, которая выдерживается в составе отдельных служб „ σματικς κολ θας“ и дает каждой из них своеобразный отпечаток. Такими выдающимися признаками служат: 1) Трехантифонный строй, состоящий в том, что каждая служба начинается тремя псалмами, которые поются по стихам и замыкаются одним общим припевом. 2) Пять молитв, из которых три первых соответствуют трем антифонам псалмов, а две последние – при окончании службы – главопреклонения и отпускная ( κελοκλισας κα πολσεως). 3) Преобладание певческого исполнения, из которого исключаются только ектении, молитвы и возгласы. Все же остальное поется. 4) Прибавление молитв за оглашенных и верных на некоторых службах. 5) Отсутствие стихир, канонов, молитв и других подробностей, входящих в состав теперешней службы. Вообще в расположении и обработке литургического материала гораздо более простоты и однообразия, чем по теперешнему уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Система припевов для псалмовых антифонов песненного последования присутствует уже в Псалтирях IX-XI вв. (ГИМ. Хлуд. 129д; Ath. Pantokr. 61; Paris. Bibl. Nat. Ancien. gr. 20; Vat. Barber. 285), на верхних или на нижних полях которых указаны припевы к соответствующим псалмовым антифонам (в Хлудовской Псалтири также указаны И. к библейским песням - ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 149 об., 153, 154, 156, 157 об., 159 об.). Самое раннее описание припевов содержится в «Правиле антифонов Великой церкви», известном по рукописи XI в. Vat. gr. 342 (см. изд.: Pitra. Iuris ecclesiastici. 1868. Vol. 2. P. 209). Наиболее подробно система припевов к антифонам представлена в певч. Псалтирях фессалоникийского происхождения Athen. Bibl. Nat. 2061 (нач. XV в.) и 2062 (кон. XIV в.), в к-рых нотированы псалмовые стихи с припевами для 2-недельного будничного цикла к-польского соборного богослужения. Отдельные циклы нотированных антифонов для песненной вечерни суббот и праздников зафиксированы в др. рукописях этого же периода (Vindob. Theol. gr. 185, ок. 1385-1391; ibid. Phil. gr. 194, XV в.; Ath. Laur. Λ. 165, XV в.; Athen. Bibl. Nat. 899, XV в.; 2401, XV в.; Ath. Vatop. 1527, 1434 г., и др.). Для 1-го постоянного антифона вечерни (Пс 85) использовался припев «Слава Тебе, Боже». Припевы к Пс 140 менялись в зависимости от дня седмицы (см.: Арранц. 2003. С. 603). Для непостоянных антифонов использовались припевы «Аллилуия» (как правило, для нечетных антифонов) и краткие стихи - парафразы стихов Псалтири (для четных антифонов; всего 10): «Заступи мя, Господи», «Помяни мя, Господи», «Сохрани мя, Господи», «Услыши мя, Господи» (2 варианта: «Επκουσον…» и «Εισκουσον…»), «Ущедри мя, Господи», «Умилостивися ми, Господи», «Спаси нас, Господи», «Помози ми, Господи», «Помилуй мя, Господи» (транскрипцию данных припевов в 5-линейной нотации см. в изд.: Strunk. 1956. P. 185). О мелодическом стиле пения И., вероятно, можно судить по фразе «Вселенную. Аллилуия» (Τν οκουμνην: λληλοα), которой доместик предварял пение нечетных псалмовых антифонов. В каждом случае эта фраза совпадает по мелосу с каденционной формулой следующего за ней 1-го псалмового стиха антифона. Мелодический стиль фразы мелизматический, а в припев «Аллилуия» нередко вставлены слоги -νε-, -χε- (Athen. Bibl. Nat. 2061. Fol. 1v).

http://pravenc.ru/text/673775.html

Состав утреннего богослужения в известии язычника, которому, конечно, была чужда и совершенно непонятна христианская богослужебная терминология, и который переводил ее на обыкновенный язык, представляется в виде двух частей: carmen и какая-то клятва, sacramentum. Carmen обыкновенно значит – стих; этим словом обозначалось все написанное стихами: надписи, прорицания оракула, законы, молитвы, песни. Поэтому и здесь этим словом могли обниматься и молитвы и песни в честь Христа; оно указывает на то, что те и другие были кратки и имели стихотворную форму. Предметом этих стихов является Христос и прославление Его божества, – что может указывать на преобладание в песнях чисто христианского элемента и незначительность ветхозаветного (заключение, согласное с Еф.5:19 и памятником III в. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа», о чем ниже). Образ исполнения «стихов» обозначен словом «dicere», которое хотя может означать и пение (передается так Тертуллианом ), но указывает скорее на пение чередующееся с чтением или похожее на него, речитатив (указание на простоту первобытного христианского пения). Частнее образ этого чтения или пения «стиха» в честь Христа определяется как взаимный в собрании – secum invicem. Это выражение понимают так, что верующие поочередно пели каждый свою песнь, – практика, на которую указывает ап. Павел в 1Кор.14:26 («кийждо вас свой псалом имать») и существовавшая еще во времена Лаодикийского собора (который 59 правилом запретил эту импровизацию мирянами своих песней) 266 . Но прибавка к invicem еще и secum скорее указывает на общее взаимное пение, – антифонное, ипофонное (с подпеваниями последних слов всем собранием) или эпифонное (с присоединением к пению со стороны всего собрания особого припева 267 ). Свидетельства других памятников о существовании в то время этих родов пения делают наиболее вероятным такой смысл для данного выражения. То обстоятельство, что в кратком и официальном рапорте отмечается эта черта христианского пения, свидетельствует, что в богослужении антифонное пение начало уже завоевывать себе то видное место, которое оно получило позднее (в веке IV-VI) в так называемом песненном последовании с его трехъантифонным строем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Таким образом, в древности под «часами» разумелись все вообще суточные службы, вошедшие в состав «Часослова». Правда, с давних пор за некоторыми суточными службами утвердились особые названия, как например: вечерня, повечерие, полунощница, петлоглашение, утреня. Однако и эти названия в древности являлись точно такими же общепринятыми определениями суточного времени, как и часы, почему и заменялись иногда обычными часовыми указаниями; так, вечерня в некоторых памятниках относится к 10-му или 11-му часу, по церковному счету; повечерие в Син. 863 прямо называется службою «ες τν πρτην (ραν) ». А такие наименования, как «полунощница», «петлоглашение», и сами по себе служат достаточно ясными и точными определениями известных часов ночи. Общность названия суточных служб вполне оправдывается и единством их построения, определенно засвидетельствованным многочисленными памятниками, начиная с древнейших, соборно-песненных, и кончая более поздними, монастырскими. Так, уже паломница IV века (Сильвия Аквитанка) весьма определенно и с особенной настойчивостью указывает на однородность построения иерусалимского суточного богослужения ее времени. Сказавши предварительно о полночно-утреннем богослужении, она непосредственно продолжает: «в шестой час все подобным образом сходят в Воскресение, поют псалмы и антифоны, пока не известят епископа; он так же (similiter) сходит – – и затем так же прежде всего читаетъ молитву – –, все подобным же образом подходят к его руке. То же делается и на девятом часе. – – В десятый же час (что зовется здесь а мы называем вечерня) подобным же образом все собираются в Воскресение – – поются песни и антифоны – – произносит молитву епископ – – и благословляет (оглашенных и) верных. – – И все начинают подходить к руке епископа» 269 . «В третий час (во дни 40-цы) – – совершается все, что во весь год совершается в шестой час» 270 . «Такая служба правится ежедневно в течение шести дней у Креста и в Воскресении» 271 . Воскресное ночное бдение (служба «петлоглашения») отличается от повседневных служб лишь чтением евангелия о воскресении Господнем и большей торжественностью обстановки. Даже литургия, заменяющая по воскресеньям службу часов, под конец переходит в богослужение обычного повседневного строя 272 . Об особой службе «повечерия» паломница вовсе не говорит, а полунощницу описывает как частную службу, совершавшуюся без епископа, при главном участии монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Таким образом в древности под «часами» разумелись все вообще суточные службы, вошедшие в состав «Часослова». Правда, с давних пор за некоторыми суточными службами утвердились особые названия, как например: вечерня, повечерие, полунощница, петлоглашение, утреня. Однако и эти названия в древности являлись точно такими же техническими определениями суточного времени, как и часы, почему и заменялись иногда определенными часовыми указаниями; так, вечерня в некоторых памятниках относится к 10-му или 11-му часу, по церковному счету: повечерие в Син. 863 прямо называется службою «ες τν πρτην (ραν) ψ». А такие наименования, как «полунощница», «петлоглашение», и сами по себе служат достаточно ясными и точными определениями известных часов ночи. Общность названия суточных служб вполне оправдывается и единством их построения, определенно засвидетельствованным многочисленными памятниками, начиная с древнейших, соборно-песненных, и кончая более поздними, монастырскими. Так, уже паломница IV века, Сильвия Аквитанка, весьма определенно и с особенной настойчивостью указывает на однородность построения иерусалимского суточного богослужения её времени. Сказавши предварительно о полночно-утреннем богослужении, она непосредственно продолжает: «в шестой час все подобным образом сходят в Воскресение, поют псалмы и антифоны, пока не известят епископа; он так же (similiter) сходит –– затем так же прежде всего читает молитву ––, все подобным же образом подходят к его руке. То же делается и на девятом часе. –– В десятый же час (что зовется здесь licinicon, а мы называем вечерня) подобным же образом все собираются в Воскресение –– поются песни и антифоны –– произносит молитву епископ –– и благословляет (оглашенных и) верных. –– И все начинают подходить к руке епископа». 5 «В третий час (во дни 40-цы) –– совершается все, что во весь год совершается в шестой час». 6 «Такая служба правится ежедневно в течении шести дней у Креста и в Воскресении». 7 Воскресное ночное бдение (служба «петлоглашения») отличается от повседневных служб лишь чтением евангелия о воскресении Господнем и большей торжественностью обстановки. Даже литургия, заменяющая по воскресениям службу часов, под конец переходит в богослужение обычного повседневного строя. 8 Об особой службе «повечерия» паломница вовсе не говорит, а полунощницу описывает, как частную службу, совершавшуюся без епископа, при главном участии монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Этот круг Барб. 336 со временем становится в более новых кодексах Евхология более сложным: вскоре появляется I Час пятью молитвами, «Паннухис» чаще встречается. Эта соборная суточная служба будет исчезать с ослаблением Песненного последования. Уже Ж. Гоар решает, что он может не включать в свой Е χολγιον sive Rituale Graecorum 265 молитв «Паннухис» и Полуночи, о которых он говорит в приложении к Утрени: «Так как службы τς Παννυχδοζ и M εσονυκτικν нет ни в каком печатном Евхологии, нет основания приводить сюда их молитвы, находящиеся в рукописях». Мы намерены, несмотря на «нет основания» Гоара, рассмотреть рукописи Евхологиев, которые нам известны (и которые мы представляли в случае Вечерни и Утрени), чтобы попытаться понять историю, структуру и, если возможно, пастырский смысл Малых Часов. Сначала мы собираемся предложить читателю сами молитвы в греческом тексте с русским переводом. Этот текст будет текстом из Барб. 336. сравниваемый с текстом, изданным Дмитриевским 266 по одному или другому из евхологиев Синая. Затем мы займемся рубриками, которые сопровождают молитвы в различных рукописях, пытаясь вывести из них структуру каждого из Малых Часов. Следует отметить, что Барб. 336 очень умерен в рубриках и что краткость в заглавии каждой молитвы не позволяет создать себе полное представление о службе, часть которой составляют молитвы. Молитвы следуют одна за другой без какого-либо общего заглавия, которое указывало бы на начало каждой службы. 1-АЯ ЧАСТЬ: МОЛИТВЫ ИЗ БАРБ. 336 267   I. – ПОЛНОЧЬ Молитва Полуночи 1-го антифона 268 р. 113 ЕУХН ΜЕ ΣΟΝYΚ ΝΗ ΑΝΤΙΦΩΝΟY А 43 – (нумерация молитв в кодексе) Κριε Θες μν , δι Πνεματος γιου τ Λαβιδ χορηγσας πρζ μιτραν ποτπωσιν ψλλειν κα ν τατ τ ρα κα λεγειν . 5 μεσονκτιον ξεγειρμην το ξομολογεσθα σοι π τ κρματα τς δικαιοσνης σου , κνοσον μς το ξομολογεσθα σοι ν λ καρδα μν , πσκεψαι ν λει κα οκτιρμος , τν ταπε νωσιν μν , πιστος p. 114 κα φρονμους οκονμους κα μ ς νδειξον ν τ φοβρ μρα τς ξετσες σου πρεσβεαις τς γιας Θεοτκου κα πντον τν 10 γον σου.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евхологий Барберини (Vat. Barber. gr. 336. Fol. 47v) Состав Б. Е.: литургия свт. Василия Великого (fol. 1-22v; утрачен значительный фрагмент анафоры (institutio, анамнесис, эпиклеза, бóльшая часть intercessio), находившийся в утраченной 8-й тетради, между листами 16 и 17 по совр. пагинации); литургия свт. Иоанна Златоуста (fol. 23-38); литургия Преждеосвященных Даров (fol. 38v - 43v); молитвы песненных вечерни, полунощницы, утрени, молитвы 1, 3, 6, 9-го часов, тритекти (fol. 44-84; см. Песненное последование ); молитвы наречения имени на 8-й и воцерковления на 40-й день по рождении ребенка (fol. 84-85v); молитва в начале оглашения (fol. 86-87v); экзорцизмы над оглашаемым (fol. 87v - 92); заключающий оглашение чин отречения от сатаны и сочетания со Христом (fol. 92v - 95); последование Крещения и Миропомазания , за к-рым совершается Евхаристия (fol. 95v - 106); молитва на омовение св. мира (fol. 106-106v); чин великого водоосвящения на Богоявление (fol. 106v - 118v); молитвы песненной паннихис (fol. 119-123v); последование освящения мира в Великий четверг (fol. 123v - 128); более торжественный вариант предкрещального чина отречения от сатаны и сочетания со Христом, совершаемый Патриархом в Великую пятницу (fol. 128-137); последования принятия в Церковь обращающихся от различных ересей (fol. 137v - 144v); молитва на основание храма (fol. 144v - 145); чинопоследование на освящение новосооруженного храма и чинопоследование положения в нем святых мощей (fol. 145-159; в более поздних рукописях и в печатных книгах оба чина объединены в один); последования хиротоний епископа, пресвитера, диакона и диакониссы (fol. 159-171v), а также поставлений иподиакона и чтеца или певца (fol. 172-173v), избрания игумена (fol. 173v - 176); молитва над мужчиной и молитва над женщиной, принимающими монашеский постриг (fol. 175-176v); чин поставления императора (fol. 176v - 179v); молитвы Патриарха о царе (fol. 179v - 183); чин поставления архонтов (fol. 183-184); разные молитвы (fol. 184-210v), в т. ч. молитвы чинопоследований таинств Брака (fol. 186-191), Елеосвящения (fol. 197-198), Покаяния (fol. 198-199); молитвы на раздаяние ваий в воскресенье Входа Господня в Иерусалим и на умовение ног в Великий четверг (fol. 210v - 215); коленопреклонные молитвы Пятидесятницы (fol. 215-222v); разные молитвы (fol. 222v - 231); чин пострижения в монахи и связанные с ним молитвы (fol. 231-241); экзорцизм (fol. 241-243); молитвы при пострижении в монахини (fol. 243-248); молитвы об усопших (fol. 248-251v); разные молитвы (fol. 251v - 253); 13 различных заамвонных молитв (fol. 253-260v); диаконские ектении на разные случаи (fol. 261-263). Как видно, Б. Е. весьма полон по составу.

http://pravenc.ru/text/77532.html

Литургия оглашенных, иначе общая, открытая для всех, – имеет некоторое сходство с вечерней. Так, из некоторых древних чинов вечерни, именно из чина так называемого песненного последования , – α ματικη ακολουθια, – вечернего и утреннего, который изложен у Симеона Солунскаго , – видно, что вечерня начиналась возгласом священника: Благословенно Царство, как в литургии, а не – Благословен Бог наш. Затем следовали: 1) великая ектения; 2) три антифона, соответствующие трем антифонам на литургии, следующим и за великой ектенией. Вечерние антифоны сопровождались теми же припевами, которые имеют место на литургии. Так, припевом к первому вечернему антифону был стих: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас , – тот самый, который и ныне поется при первом антифоне на литургии. K стихам второго антифона был присовокупляем припев, поемый на литургии: молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас , и в заключение того же антифона пелась песнь: Единородный Сыне ; 3) после третьего антифона следовало Трисвятое, как и ныне на литургии. В некоторые дни на вечерне полагались молитвы об оглашенных, как и на литургии 22 . Молитвы об оглашенных также входили в состав вечерни и утрени, изложенных в апостольских Постановлениях. На литургии положен вход с Евангелием: и на вечерне иногда положен вход тоже с Евангелием. На литургии читается Апостол и Евангелие: и на вечерне в навечерия Рождества и Богоявления, также в Великий Пяток положено чтение из Апостола и Евангелия. На основании этого сходства двух богослужений, когда вечерня соединяется с литургией, часть литургии – литургия оглашенных – удобно заменяется вечерней. Существенная разница между двумя богослужениями лишь в том, что некоторые части вечерни (например, Сподоби Господи в вечер сей ; Ныне отпущаеши ), примененные к вечернему времени, на литургии оглашенных опускаются. И вообще ее содержание – более общее, и если многие видят в ней изображение земной жизни Спасителя со времени крещения во Иордане до страданий, то это уже будет не прямой ее смысл, а отдаленный, который прямо не вытекает из ее текста и имеет лишь духовно-поучительное значение и который при ее объяснении полезно, но не особенно необходимо иметь в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

При пользовании предлагаемыми здесь чинопоследованиями следует помнить, что важным является не столько количество прочитанных за день служб, а соответствие их времени суток. Если не получилось прочитать какое-либо последование в определённое для него время, то оно и не читается вовсе, ибо каждому времени должно соответствовать своё богослужение. И не только времени, но и каждому человеку требуется своё богослужение. Поэтому мы представляем на выбор шесть вариантов Часослова, богослужения которых не только отличаются друг от друга, но и видоизменяются в соответствии с различными временами церковного года. Естественно, что в зависимости от потребности и обстоятельств может использоваться любой из вариантов, ибо и по ныне действующему уставу дозволяется употреблять последования и соборно-песненные, именуемые у нас приходскими, и монастырские, которые наиболее распространены сегодня, и смешанного типа, к которым относятся домашние и келейно-скитские виды служб. По какому принципу составлены эти Часословы и как ими пользоваться, подробно разбирается на YouTube- или Telegram-kahaлax под названием «Домашняя Церковь», а также в одноимённом сообществе ВКонтакте . Свои недоумения вы можете разрешить в разделе «Ответы на вопросы» . См. также цикл видеоуроков Домашняя церковь . иерей Вадим Коржевский В личном кабинете вы можете настроить свой Помянник , имена из Помянника будут отображаться непосредственно в текстах молитв. Выбрать вариант вашего Часослова , ваш пол в текстах молитв, язык Библии , настроить ваш часовой пояс . Возможности личного кабинета постоянно развиваются. Зарегистрируйтесь , чтобы получить доступ к личному кабинету. Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь воскресный, глас 3 Да веселятся Небесная,/да радуются земная,/яко сотвори державу/мышцею Своею Господь,/попра смертию смерть,/первенец мертвых бысть;/из чрева адова избави нас,//и подаде мирови велию милость. Кондак воскресный, глас 3 Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,/и нас возвел еси от врат смертных;/днесь Адам ликует, и радуется Ева,/вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно/Божественную державу власти Твоея. Благовещению Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/chaso-slov/

«Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) «Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) Та же практика бытовала и в К-поле, свт. Иоанн Златоуст († 407) упоминает усиленные моления во время проливных дождей ( Ioan. Chrysost. Contra ludos et theatra. 1//PG. 56. Col. 265) и совершение сопровождавшихся шествиями «панихид» (греч. παννυχς - Всенощная) во время землетрясения ( Ioan. Chrysost. De terrae motu//PG. 50. Col. 713-716). Чин к-польской παννυχς времен свт. Иоанна Златоуста нам неизвестен; в памятниках VIII-XII вв. он состоит из 3 антифонных псалмов (Пс 119, 120 и 121), перемежающихся иерейскими молитвами и малыми ектениями, и заключается молитвой отпуста с ектенией и молитвой главопреклонения (см. Панихида , Песненное последование ). Основанный на παννυχς чин шествия встречается в слав. рукописях вплоть до XVI в. (под названиями «Чин, бываемый в литию, хотящии великыя церкви исходити» или «Чин, бываемый такожде в литиу, понеже возвратитися святителю»: ГИМ. Син. 268. Л. 124-126, кон. XV в.; 675. Л. 21, кон. XIV - нач. XV в., и др.). Однако уже с XI в. в визант. богослужебной практике получает развитие особый тип молебной «панихиды», со временем превратившийся в молебен (ср.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 372, 411, 527, 627, 636, 765; Goar. P. 673-679; Arranz. Typicon. P. XLIX, 210-211, 223-224, 428-429). Слав. старопечатные Требники XVII в. (М., 1623. Л. 442-455; 1625. Л. 114; 1633 и 1636. Л. 432; 1639. Л. 114; Львов, 1645. Л. 240 и др.) используют чинопоследование общего молебна в качестве основы для молебнов во время Б. с. В древности существовала практика внесения в календари памятей наиболее разрушительных катастроф (напр., пам. 14 сент. землетрясения в Антиохии 457/58 указана в «сирофиникийской» Праздничной Минее IX в., изданной В. В. Болотовым (ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 185), пам. землетрясения в Александрии при Юлиане Отступнике ( Созомен. Церк. ист. VI 2. 15)). Множество памятей разного рода Б. с. содержалось в к-польском Типиконе Великой ц. (25 сент., 7 и 26 окт., 6 нояб., 6 и 14 дек., 25 и 26 янв., 17 марта, 19 июня, 16 авг.). На 6 нояб. приходилась т. н. «память праха» (κνεως μνμη), т. е. воспоминание выпадения пепла в К-поле от извержения Везувия, случившегося при имп. Льве I Великом, в Хронике Марцеллина Комита указано под 472 г., в Минологии Василия II - под 474 г.; в Евангелиях могли быть даже указаны особые чтения «недель (т. е. воскресений) перед прахом» и «после праха» (напр., греч. Евангелие ГИМ. Син. греч. 43, 1055 г.; в слав. Остромировом и Мстиславовом Евангелиях на этот день указано чтение о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31), в наст. время это чтение 22-й недели по Пятидесятнице, 6-й по Воздвижении). Уже в V-VI вв. для таких дней составлялись особые песнопения и кондаки. Известен кондак прп. Романа Сладкопевца «на всякое землетрясение и пожар» (Гимн 54, на среду 3-й седмицы Великого поста - SC. 283. P. 470); в к-польской практике кондаки исполнялись после παννυχς.

http://pravenc.ru/text/77782.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010