7 августа 1978 г., в связи с кончиной папы Павла VI (6 августа), от Московской патриархии на его погребение была направлена делегация, главой которой был митрополит Никодим. В субботу 12 августа он вместе с представителями других поместных Церквей присутствовал на отпевании папы Павла VI. Согласно определению Священного синода от 29 августа 1978 г., делегация Русской православной Церкви должна была присутствовать на интронизации нового Предстоятеля Римско-католической Церкви – папы Иоанна Павла I. Митрополит Никодим предполагал дождаться итога выборов нового папы, чтобы приветствовать его до возвращения на родину. Приезжая в Рим, митрополит Никодим предпочитал гостинице или Дому для клириков (Casa del Clero) Руссикум (Russicum), или иначе – Русский Колледж, расположенный вблизи Папского Восточного института. Он говорил, что Руссикум действительно русский, что там есть иконы и царит семейная атмосфера. «Я не называл этот дом, – пишет владыка Никодим, – латинским наименованием «Russicum», ибо это русский дом». Митрополит Никодим направлял сюда для обучения по различным специальностям в римских университетах российских священников Петра Раину, Владимира Рожкова, Льва Церпицкого (ныне – архиепископ Новгородский и Старорусский), протоиерея Стефана Дымшу, Николая Медведева, Илиана Вострякова, протоиерея Александра Ранне. На период работы конклава генерал Ордена иезуитов Педро Аррупе направил владыку Никодима на Виллу Кавалетти в горах около Рима с тем, чтобы спасти от невыносимой августовской жары. Накануне избрания папы Иоанна Павла I владыка Никодим вернулся с Виллы Кавалетти в Рим. В это время обычно воспитанники Руссикума находятся на каникулах, и кухня там не работает. Поэтому митрополит Никодим совершал трапезу в Папском Восточном институте. Обычно, приходя на завтрак, он приносил с собой маленький транзисторный радиоприёмник и слушал последние новости с конклава 696 . В Руссикуме владыка Никодим готовился к папской аудиенции, которая была назначена на 5 сентября 1978 г. Накануне в Риме прошла гроза, что обычно ухудшает самочувствие у сердечников. Но самый сильный удар постиг владыку утром, перед отбытием в Ватикан. Машина, взятая накануне в прокате, была угнана от «Руссикума», где накануне заночевали митрополит и его секретарь – о. Лев (Церпицкий). Поймать такси в Риме в час пик – дело сложное, и к Ватикану владыка прибыл чудом – минута в минуту. Быстрый подъем по лестнице, и сразу, не переводя дыхания, в зал Ватиканской библиотеки, где чинно прохаживаются почётные гости – представители разных Церквей. Тут не походишь взад-вперёд, чтобы отдышаться. А через минуту – начало аудиенции и речь, обращённая к новоизбранному папе. Тут и у здорового человека сердце начнёт пошаливать... Вот как описаны обстоятельства кончины митрополита Никодима в статье, опубликованной в газете «Радонеж».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Появление в 1801 году «Сборника советов» имело большое значение для успешной деятельности св. Никодима, св. Макария и других участников колливадского движения, стремившихся возродить идеи и практику исихастов XIY века, таких, как, например, величайший представитель исихазма того времени святитель Григорий Палама. В 1784 году митрополит Коринфский Макарий вновь приехал на Афон. Он встретился со св. Никодимом и попросил его подготовить к изданию писания преподобного Симеона Нового Богослова (949–1022), великого мистика Византии. Труды св. Симеона были разбросаны по разным библиотекам на Афоне. Необходимо было произвести всеобъемлющую редакторскую работу. Св. Никодим дал согласие приступить к работе. Желая сделать 92 беседы святого Симеона доступными для всех читающих на современном греческом языке, а не только для немногих знающих древний греческий, св. Никодим поручил сделать перевод этих бесед на современный греческий монаху Дионисию Загореосу, жившему на Пипери, маленьком острове к югу от Афона. Собрание бесед святого Симеона, вместе с 55–ю его гимнами, было опубликовано в монументальном томе в 1790 году . В качестве переводчика был указан Дионисий Загореос, имя св. Никодима в книге нигде не упоминалось. В своей книге «Святой Никодим Святогорец» отец Феоклит, из монастыря Дионисиу на Афоне, выражает мнение, что перевод бесед святого Симеона Нового Богослова на самом деле был сделан св. Никодимом, и что Дионисий Загореос лишь каллиграфически переписал этот перевод. Святой Никодим из чувства смирения попросил, чтобы Дионисий поставил свое имя в качестве переводчика. Это мнение, приведенное о. Феоклитом, подтверждается тем фактом, что не смотря на свои добавления к «Добротолюбию», «Евергетинису» и «О постоянном Причащении…», св. Никодим не оставил своего имени в этих книгах. С другой стороны, имя Загореоса приводится в книге как имя переводчика, но не редактора. Первые же биографы св. Никодима, Евфимий и Онуфрий, не говорят о том, что святой Никодим переводил писания святого Симеона. Евфимий просто говорит, что Никодим исправил и украсил книгу святого Симеона Нового богослова, а Онуфрий говорит, что Никодим исправил писание святого Симеона. Можно предположить, что св. Никодим отредактировал текст, который должен был быть переведен, и он же исправил и украсил перевод, сделанный Загореосом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

С докладами также выступили: заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте России О.Ю.Васильева " Митрополит Никодим и власть. 1960-1970-е годы " ; профессор СПбДА протоиерей Богдан Сойко " Литургическое наследие митрополита Никодима " и профессор Санкт-Петербургского университета С.Л.Фирсов " Митрополит Никодим: православный архиерей в советскую эпоху. Штрихи к социально-психологическому портрету " . В рамках программы конференции также прошла презентация новых изданий: книги профессора СПбДА протоиерея Владимира Сорокина " Митрополит Никодим и всеправославное единство " (материалы Родосских совещаний) и книги, подготовленной Издательским отделом епархии - " Святой праведный Иоанн Русский " . Служба этому святому была составлена митрополитом Никодимом. Протоиерей Владимир Сорокин, презентуя свою книгу, спросил митрополита Кирилла, верил ли митрополит Никодим, что советскую власть можно " воцерковить " и " оправославить " . Митрополит Кирилл, отвечая на этот вопрос, заявил, что политические убеждения митрополита Никодима никому не известны. Он вспомнил, что когда-то прочитал статью иностранного журналиста, в которой утверждалось, что митрополит Никодим не тот, за кого себя выдает. Что на самом деле владыка является скрытым монархистом, желающим восстановить прежний порядок. Митрополит Кирилл отметил, что склоняется к тому, что владыка Никодим действительно был человеком монархических убеждений. В доказательство этого он вспомнил, как митрополит Никодим поведал ему о своем сне. Приснилось ему, что идет он по территории Александро-Невской Лавры, и навстречу к нему направляется Император Александр II, который, подойдя к владыке, поклонился и взял у него благословение. Хотя симпатии митрополита Никодима, по мнению владыки Кирилла, были на стороне монархии, тем не менее у него не было монархического проекта. По словам председателя ОВЦС МП, митрополит Никодим был прагматиком, который понимал невозможность восстановления " старой исторической " России. В целом, отметил митрополит Кирилл, у владыки Никодима не было конкретного политического проекта, по крайней мере, он никогда открыто не формулировал свои политические симпатии.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/09/05/mi...

РДМ во главе с архимандритом Никодимом старалась и дальше привлекать внимание иностранных представительств и израильский властей. 30 октября 1957 года начальник Русской духовной миссии игумен Никодим был приглашен в Кнессет на инаугурацию президента Израиля. 18 ноября 1957 г. в РДМ был устроен прием, где помимо советских дипломатов, были израильские чиновники, даже представители главных раввинов Израиля . Важные сведения о служении митрополита Никодима содержат дневники Патриарха Алексия (Сманского), которые в подлинниках хранятся в ЦНЦ ПЭ, а в машинописи — в библиотеке МДА. Записи Патриарха очень краткие и лаконичные, однако могут помочь в уточнении многих моментов биографии владыки. Первое упоминание об отце Никодиме содержится в записи от 25 июля 1958 г.: «Отец Никодим из Иерусалима..». 22 октября 1958 г. Патриарх Алексий записал в дневнике: «Архимандрит Никодим в шесть утра вылетал в Иерусалим» . С марта 1959 г. архимандрит Никодим был заведующим канцелярией Московской Патриархии, будучи параллельно с 4 июня того же года и заместителем председателя ОВЦС. 4 мая 1959 г., согласно записи Патриарха Алексия в дневнике, архимандрит Никодим служил в Крестовом храме Патриархии в среду Светлой Седмицы .   В октябре 1959 г. Патриарх записал о получении от него информации о главе Совета Г.Г. Карпове: «Отец Никодим сообщил, что Георгий Григорьевич вернулся из больницы» . В этот период архимандрит Никодим совершал визиты в другие Поместные Церкви, так 19 февраля 1960 г., согласно дневниковой записи Патриарха, он выезжал на выборы нового Патриарха Грузинской Церкви. 14 июня 1960 г. архимандрит Никодим вместе с архимандритом Филаретом (Денисенко) и игуменом Варфоломеем (Гондаровским) выехали в Лондон. 15 июня 1960 г. новый председатель Совета по делам Русской православной церкви В.А. Куроедов на встрече с Патриархом Алексием указывал на необходимость активизации внешней деятельности РПЦ. 21 июня 1960 г. митрополит Николай был лишен поста председателя ОВЦС. Председателем Отдела внешних сношений стал его тридцатилетний заместитель архимандрит Никодим (Ротов).

http://bogoslov.ru/article/485916

Обретение мощей в истории Православной Церкви всегда воспринималось как событие чрезвычайного духовного значения, и относились к нему как к особенному проявлению Божественного Промысла об укреплении веры в народе. И личность Священномученика Никодима, и его стояние в Истине, и обретение его нетленных мощей для всех православных людей, а особенно для нас, белгородцев, яркий пример торжества Правды Божией, являемой через жизненный подвиг конкретной человеческой личности. Литература 1 . ГА РФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 168. 2 . Кобец О., прот., Крупенков А. Н., Крупенков Н. Ф. История Белгородской епархии. [Текст] – Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006. 3 . Никодим (Кононов), свят. Архангельский. Патерик. [Текст] – СПб.: 1901 (второе издание – М.: 2000). 4 . Никодим (Кононов), свят. Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. [Текст] – СПб.: 1901. 5 . Никодим (Кононов), свят. Свят. Иоасаф, святитель и чудотворец епископ Белгородский. Его жизнь, прославление и чудеса. [Текст] – Курск: 1914. 6 . Никодим (Кононов), свят. Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники. Исторические сведения о церковном их почитании. [Текст] – Петрозаводск: 1904. 7 . Никодим (Кононов), свят. Преподобный Трифон Печенгский чудотворец и его ученики. [Текст] – СПб.: 1901. 8 . Никодим (Кононов), свят. Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии XIV–XVII вв. [Текст] – СПб.: 1901. 9 . Никодим (Кононов), свят. Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв. [Текст] – СПб.: 1900. 10 . Никодим (Кононов), свят. Старец о. Наум Соловецкий – подвижник-карел. Биографический очерк. [Текст] – Петрозаводск, 1910. 11 . Польский М. , протопресв. Новые мученики российские. [Текст] – Джорданвиль: Свято-Троицкий монастырь, Типография преп. Иова Почаевского , 1957. 12 . Субботин П.Ю. Никодим (Кононов) – священномученик, епископ Белгородский [Электронный ресурс] – Режим доступа: Значение исторического выбора святого князя Владимира для современной России

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопрос. Расскажите, какие политзадачи ставила себе в основу к/р организация «Истинно-Православная Церковь », возглавляемая митрополитом Иосифом в Ленинграде? Ответ. О политических задачах, [которые] стави[ла] перед собой к/р организация так называемая «Истинно­Православная Церковь », возглавляемая митрополитом Иосифом в Ленинграде, я совершенно не знаю, т. к. я в этой организации не состоял и осведомлен о ней совершенно не был. Вопрос. Вы следствию даете неправдивые показания (ложные). Следствием установлено, что Вы состоите членом к/р организации «Истинно-Православная Церковь ». Следствие предлагает Вам правдиво рассказать об этом. Ответ. К к/р организации «Истинно-Православная Церковь », возглавляемой митрополитом Иосифом в Ленинграде, я не принадлежал и членом ее никогда не состоял. В период создания этой организации с митрополитом Иосифом я не встречался. В Ленинград в этот период я не ездил и не мог выехать, потому что находился в ссылке в г. Меленки 150 . 1 июля допрос проводился уже в другом тоне: Вопрос: В своих предыдущих показаниях Вы от следствия скрыли вашу принадлежность к к-р. организации так называемой «Истинно-Православной Церкви», возглавленною митрополитом Иосифом в г. Ленинграде. Следствие требует от вас правдиво рассказать об этом. Ответ: Мои предыдущие показания являются совершенно правдивыми. Я и сейчас следствию еще раз заявляю, что я к к-р. организации «Истино-Православной Церкви», возглавляемой митрополитом Иосифом, не принадлежал. Вопрос: Вы следствию лжете, даете неправдивые показания. Следствием установлено, что Вы, будучи активным членом к-р. организации «Истино-Православной Церкви», занимали там руководящую роль, за что и были судимы в 1932 году. Будете ли Вы еще следствию лгать? Ответ: Свою принадлежность к к-р. организации «Истинно-Православной Церкви» я категорически отрицаю. Дать ясную четкую формулировку, за что я был судим в 1932 году я не могу, как не получивший юридического образования. Прошу внести поправку, в данный ответ добавить «юридическую формулировку».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Из учения Иоанна Крестителя фарисеи знали, что крещение водой означало моральное и телесное очищение и возрождение «крещение покаяния», – но они не понимали, что значит рождение от Духа. И Христос упрекнул в этом Никодима, «...ты учитель израилев, и этого не знаешь?» И далее открыл ему истину о Богосыновстве, что Он не только посланный от Бога Учитель, но Сын Божий, сошедший с небес, пришедший в мир, чтобы пострадать за спасение рода человеческого, ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Главное дело жизни, это вера в Сына Божия. Вера или неверие определяет вечную судьбу человека, его гибель или его спасение. Где вера, там свет, где неверие – там тьма. С поникшей головой слушал Никодим слова Иисуса Христа, а сам задавал мало вопросов. Может быть он думал о том, что лучше было бы ему отказаться от своего почетного звания члена Синедриона и учителя израилева и открыто присоединиться к скромным слушателям Истины Христовой, к простым рыбакам галилейским. Как трудно оставаясь в стане врагов Христа, быть тайным его учеником! Но Никодим не решался... Между тем беседа со Христом затянулась. Приближался рассвет. Надо было пользоваться темнотой, чтобы незаметно уйти. И в этой боязни чужого мнения сказалась нерешительность Никодима. Уходя от Иисуса, Никодим услышал последние Его слова: «Свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму, нежели свет. ... Поступающий по правде идет в свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны...». Никодим ушел. Но истина Христова стала для него очевидной. Оставаясь в среде фарисеев и правителей, он уже душой принадлежал Христу, он стал тайным учеником Его и защищал Христа от клеветы и преследований, где только мог. Так, на празднике кущей, когда были посланы служители Синедриона чтобы схватить Иисуса, Никодим поставил перед фарисеями вопрос: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает» ( Ин. 7:51 ). Окончательную свою верность Никодим засвидетельствовал служением распятому Христу. Вместе с Иосифом Аримафейским он снимал тело Иисусово со креста. Принеся состав из смирны и алоэ, пропитал ими погребальные пелены, в которые было завернуто тело Иисусово для погребения. И глядя на истерзанное и пробитое гвоздями тело Христа, Никодим не мог не вспомнить первую свою встречу со Христом и Его пророческие слова о кресте:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г. Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Haч.XV в. Москва Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Палехская икона. Cepeд.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех Икона. Koh.XVIII — haч.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция Палехская икона. Haч.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб. Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 февраля, 2024 21 января, 2024 3 ноября, 2023 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

Ветхозаветные цари Д. и Соломон, предсказавшие сошествие Христа во ад, всегда присутствуют в сцене «Сошествие во ад» (напр., на иконе 1494-1504 гг., ГРМ). Их руки в этой композиции часто скрыты складками одежд. В составе пророческого чина высокого иконостаса Д. занимает место справа от Богоматери (главный иконостас и иконостас придела арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в.) или в центре ряда (иконостас Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГТГ)). Д. представлен в композиции «Похвала Богородицы» (роспись свода Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля (1481), икона «Похвала Богородицы, с Акафистом», сер. XVI в., ГРМ), на иконах «Богородица с Младенцем и избранными святыми на полях» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), «Богородица с Младенцем, двумя ангелами и пророками» (1-я пол. XV в., Галерея Академии во Флоренции); реже - среди праведников в композициях «Страшный Суд» (икона новгородской школы, 2-я пол. XVI в., ГИМ - Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 381. С. 36-37), «Достойно есть» (икона моск. школы, 2-я пол. XVI в., ГТГ - Там же. Т. 2. 477. С. 97-98), «О Тебе радуется» (икона круга Дионисия, нач. XV в., ГТГ). Образ Д. как пророка, предвозвестившего Воплощение Христа, встречается на царских вратах: полуфигура с развернутым вверх свитком над фигурой Богоматери (врата: 2-я пол. XVI в., Нац. исторический музей Софии; капелла монастыря Хиландар на Афоне (1773); часовня св. Архангелов в Рильском мон-ре (1786) и др. болг. памятники XVII-XVIII вв.). Образ Д.-царя, из рода к-рого происходит Спаситель, включается в композицию «Древо Иессеево» (роспись сев.-зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля, 60-е гг. XVI в.). Образ Д. присутствует в рельефной декорации храмов Владимиро-Суздальской Руси. Если в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском это ростовая фигура с развернутым свитком в руке, то в ц. Покрова на Нерли (1165-1166) и Димитриевском соборе во Владимире - Д.-псалмопевец, сидящий с гуслями - в руках. В последнем из перечисленных памятников фигура Д. занимает ведущее положение на всех 3 фасадах. Д. с гуслями как часть самостоятельного сюжета в различных композициях: в росписи ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1346), иллюстрирующей 3 последних псалма, в частности Пс 149, а также в клейме на сюжет притчи о богатом и бедном Лазаре на иконе «Спас Смоленский, с притчами» (XVI в., ГММК). Образ Д. присутствует в неск. композициях юж. и зап. т. н. Золотых врат Рождественского собора Суздаля 30-х гг. XIII в.: «Пророк Нафан обличает царя Давида», «Царь Давид перед битвой» и «Воскресение».

http://pravenc.ru/text/168470.html

Г. Б., председательствовавший на II Вселенском Соборе, изображается в числе его участников: один из ранних примеров - миниатюра из списка слов Г. Б. (Parisin. gr. 510. Fol. 355) - в группе слева (?); в росписи 2-й пол. XIII-XIV в. нартекса целого ряда балканских храмов; в рус. памятниках - в росписи нач. XVI-XVII в. наоса и с кон. XVII - галереи (примеры см. в ст. Вселенский Собор , разд. «Иконография»//ПЭ. Т. 9. С. 570-571). Образ Г. Б. входит в состав расширенного деисусного чина, напр., иконы из иконостасов Успенского собора во Владимире (1408, ГТГ), Рождественского собора Ферапонтова мон-ря (Дионисий и мастерская, 90-е гг. XV в. (?) или 1502-1503, ГРМ) - везде одесную Христа за свт. Василием Великим. Нередко изображается в декорации столбиков царских врат: Новгород, сер. XV в. (ГТГ; на парном - свт. Николай); сер. XVII в., из Благовещенского мон-ря в Муроме (МИХМ). Довольно широко распространены единоличные изображения Г. Б. на иконах разного времени: XV в., Македония (ЦАК МДА) - в крещатой ризе; рус. икона из ц. Похвалы Богородицы пос. Орёл Усольского р-на Пермской обл., иконописец Семен Хромой, до 1616 г. (ПГХГ). Изображение святителя устойчиво встречается в минейных циклах на январь: в миниатюрах Минологиев (имп. Василия II - Vat. gr. 1613. Fol. 395, 976-1025 г; Baltim. 521. Fol. 234v, XI в.; из Гроттаферратского мон-ря - Cryptoferat. D a V. Fol. 131v, XI в.); в настенных минологиях ряда средневек. серб. храмов (в ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (Македония), 1317,- единолично и сцена перенесения мощей; в юж. части ц. Успения мон-ря Трескавец (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия), 1335-1350 гг.); в рус. иконных минологиях, с XVI в.- дважды: в день памяти святого 25 янв. и Трех святителей - 30 янв. (икона кон. XVI в. (ЧерМО), Минея годовая, нач. XIX в. (УКМ), и др.). Нередко изображается среди избранных святых: на створке триптиха «Апостолы Петр и Павел, святые Георгий, Николай, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», сер. XII в., мастерская крестоносцев в Иерусалиме (Музей КДА, утрачена) - в фелони, с омофором, с раскрытым Евангелием; «Крещение с Деисусом и избранными святыми», Новгород, кон. XIV в. (ГТГ); «Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий», Псков, XIV в. (ГТГ), и др.

http://pravenc.ru/text/166811.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010