Стола (греч.) – в Древней Греции название всякой одежды – мужской и женской. Позднее у римлян – одежда матроны в виде белой туники, доходившей до лодыжек, с рука­ вами до локтей. Стола имела оборку снизу и пурпурную кайму вокруг шейного выреза, перевязывалась поясом выше талии. Считалась символом законного брака. Тетраевангелие (греч.) – канонический сборник из четырех евангелий, входящих в состав книг Нового Завета. Тетраморф (греч.) – символическое изображение четырех евангелистов в виде льва (Марк), орла (Иоанн), человека или ангела (Матфей) и тельца (Лука). Аллегория возникла на основе видения пророка Иезикиля, согласно которому престол Иеговы окружали именно эти четыре существа. В истории христианства известны различные толкования символов евангелистов, но общераспространенное принадлежит Августину. Триклиний (лат.) – название столовой у древних римлян. Собственно триклиний – это три кушетки по сторонам квадратного обеденного стола, на которых возлежали во время трапезы. Хитон (греч.) – в Древней Греции мужская или женская нижняя длинная сорочка из льняной ткани без рукавов. Хоры (греч.) – в христианском храме верхняя галерея или балкон, расположенные над западной частью храма и боковыми нефами. Хоры иногда доходят до алтарной части церкви. Список иллюстраций 1 . Базилика св. Петра. IV в. Рим. План. 2 . Церковь Успения в Никее. VII-haч. VIII в. Поперечный разрез. 3 . Десятинная церковь в Киеве. 989–996 гг. Реконструкция Н. В. Холостенко. 4 . Схема купольной композиции Оратория капеллы в Равенне. Между 494 и 519 гг. 5 . Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Владимиро­суздальская икона. Кон. XII – нач. XIII в. ГТГ. 6 . Апостол Петр. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. X V в. ГТГ. 7 . Архангел Михаил. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 8 . Богоматерь. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 9 . Иоанн Предтеча. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 10 . Архангел Гавриил. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Алленовым), в написании коллективной монографии «Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.» (СПб., 2004; совм. с В. Д. Сарабьяновым и Т. Ю. Царевской). Ему принадлежат концепции крупнейших выставочных проектов в ГТГ (Византия. Балканы. Русь: Иконы кон. XIII - сер. XV вв. Москва, 1991; «София Премудрость Божия» в рус. иконописи XIII - нач. XIX в.» Ватикан, 1999, и ГТГ, 2000). Л. выступает научным и ответственным редактором мн. трудов, выпущенных сотрудниками отдела древнерус. искусства ГИИ. Соч.: Икона «Донской Богоматери»//ДРИ. 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. С. 87-114; О мастерах снетогорской росписи//Там же. 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 106-125; Роспись Снетогорского мон-ря во Пскове 1313 г.: АКД. М., 1979; Собрание древнерус. иконописи ГТГ: Сложение коллекции, история изучения: [Введ. к кат.]//ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. С. 7-24; Заметки о соотношении техники и стиля в живописи сер. XI - нач. XII вв.//ДРИ. 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира: XII в. С. 322-343; Премудрость в рус. иконописи//ВВ. 2002. Т. 61(86). С. 138-150; Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV вв.: Становление местной худож. традиции. М., 2004; Иконографический извод: Шаблон или партитура//ДРИ. 2009. [Вып.:] Идея и образ. С. 367-382; Книга о Комече//Хранитель: А. Комеч и судьбы рус. архитектуры: (Сб. ст. А. Комеча и восп. о нем)/Сост.: Н. В. Самовер. М., 2009. С. 8-13; Пелена с «Распятием» и изображениями Христа, Богоматери Воплощение и апостолов на полях: О времени создания и иконогр. замысле памятника//Церковное шитье в Др. Руси: Сб. ст./Ред.: Э. С. Смирнова. М., 2010. С. 38-47. Лит.: Попов Г. В. Л. И. Лифшиц: К юбилею ученого//В созвездии Льва: Сб. ст. по древнерус. искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 4-21. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель

http://pravenc.ru/text/2110619.html

Его же кисти принадлежат акварели «Чтение митр. Палладием молитвы в Успенском соборе» и «Шествие из Успенского собора» (обе 1896, ГИМ). По заказу франц. правительства худож. Жерве написал картину «Коронация имп. Николая II» (1896-1898, Музей Орсе, Париж), на к-рой запечатлен момент возложения государем на себя короны. В 1900 г. художник послал это большое полотно во Францию на Всемирную Парижскую выставку; в 1901 г. картина Жерве экспонировалась в Конногвардейском манеже С.-Петербурга. В 1896 г. франц. художниками было написано много картин в связи с посещением имп. четой Франции. Присутствие императора и его супруги на офиц. мероприятиях отражено, напр., на акварели художника Ж. Б. Детай «Николай II, имп. Александра Феодоровна и президент Французской республики Феликс Фор на военном смотре в Шалоне 27 сент. 1896 г.», на картине маслом Беккера «Торжественная встреча Николая II в Париже» 1896-1897 гг. (обе в ГЭ). Рус. художник-акварелист Пясецкий, сопровождавший имп. чету в этой поездке, также выполнил неск. акварелей, среди них - «Королевский кортеж на дороге к бастиону Бетень» и «Визит императора Николая II во Францию» (обе в ГЭ). По случаю 2-го посещения Франции имп. четой в 1901 г. также были написаны картины, напр. «Визит русской императорской четы во Францию в 1901 г.» худож. А. П. Давана (ок. 1905, Музей Версаля), «Жены рыбаков дарят русскому имп. Николаю рыбу» художника Э. Б. Хиршфельда (1901, Музей изящных искусств в Дюнкерке, Франция). Среди изображений многочисленных торжественных церемоний с участием императора в России - «Вручение имп. Николаем II знамени 145-му пехотному Новочеркасскому полку» (худож. Н. Н. Бруни, 1900, ГЭ), «Николай II среди гусар в конном строю» (худож. Детай, 1900, ГМЗ «Павловск»), акварели Н. С. Матвеева «Шествие императорской фамилии из Успенского собора в Чудов монастырь» (1902) и «Шествие императорской фамилии из Большого Кремлевского дворца в Успенский собор» (1903, обе в ГИМ), «Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка 12 дек. 1905 г.» (худож. Кустодиев, 1905), «Бал в Петербургском дворянском собрании 23 февр. 1913 г.» (худож. Д. Н. Кардовский, 1913, две последние в ГЭ).

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

В этой же церкви в правом рукаве трансепта находится заалтарный образ К. А.: святая представлена фронтально в рост с крестом в левой руке в окружении 8 житийных сцен (по 4 с каждой стороны средника). Судя по надписи, икона была создана при папе Мартине IV (1281-1285). На этих образах, ставших основой иконографии католич. святой, К. А. изображена юной девой, с несколько вытянутым овалом лица, невысокого роста, с тонким станом. Св. Клара Ассизская. Роспись в базилике Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто Св. Клара Ассизская. Роспись в базилике Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто К. А. представлена обычно в монашеском облачении (темном или светлом) с платом на голове (напр., «Богоматерь с Младенцем на троне между св. Франциском и св. Кларой», худож. Дж. Б. Чима да Конельяно, ок. 1510, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), с лилией (среди 8 святых в бифокальных 3-лопастных стрельчатых арках на фреске в капелле св. Мартина Турского в нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи, худож. С. Мартини, 1318), с лилией и книгой - уставом ордена кларисс (фреска Т. Раньери ди Диоталлеви (д " Ассизи) в ц. Санта-Мария-дельи-Анджели в Ассизи, 1500), с книгой и крестом (в работах мастеров венецианской школы рубежа XV и XVI вв., напр. образ К. А. на створке алтаря, худож. А. Виварини, XV в., Галерея Академии, Венеция), с крестом (фрагмент триптиха Дз. ди Пьетро, XV в., Городской музей Риети). На алтарной створке т. н. рейнского мастера интернациональной готики К. А. впервые изображена с дароносицей в форме пиксиды (сер. XV в., Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн); этот тип изображения (форма дарохранительницы варьировалась) получил распространение во 2-й пол. XV - XVI в. и встречается в работах художественных школ Ломбардии (полиптих В. Фоппы из ц. Санта-Мария-делле-Грацие, 1500-1510, Пинакотека Брера, Милан) и Эмилии (фрагмент полиптиха, 2-я пол. XV в., Галерея Академии, Венеция), а также представлен на запрестольном образе худож. Моретто (А. Бонвичино) (ок. 1540, Национальная галерея, Лондон).

http://pravenc.ru/text/Франциска ...

Е. Путевые заметки и наброски о рус. искусстве. СПб., 1914. Вып. 1: Белозерский край; Редин Е. К. Христианская топография Козмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Корнилович К. З. Об окладе «Христофорова Евангелия»//ДРИ. М., 1963. [Вып.:] XV - нач. XVI в. С. 173-183; Вздорнов Г. И. Книгописание и худож. оформление рукописей в московских и подмосковных мон-рях до кон. 1-й трети XV в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 119-143; он же. Искусство книги в Др. Руси. М., 1980; Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских б-к XV и XVI вв. (Кирилло-Белозерского, Волоколамского монастырей и Троице-Сергиевой лавры)//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 146-150; Розов Н. Н. О генеалогии рус. лицевых Псалтирей XIV-XVI вв.//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. С. 226-257; он же. Об одной современной частной коллекции рукописей, недавно приобретенной ГПБ//Там же. 1983. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 3. С. 277-280; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971; она же. Древнерус. лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 203-224; Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1979; Лихачева Л. Д. Древнерус. шитье XV - нач. XVIII вв. в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1980; она же. О хоругви Евфросинии Старицкой 1566 г.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 225-231; она же. Шитые произведения из собр. Кирилло-Белозерского монастыря, связанные с родом Голицыных//Древнерус. худож. шитье. М., 1995. С. 103-114. (ГММК «Моск. Кремль»: Мат-лы и исслед.; 10); Хлебникова Н. А. Новооткрытые произведения мастерской лицевого шитья кн. Старицких//ПКНО, 1980. Л., 1981. С. 443-454; она же. Древнерус. лицевое шитье XV-XVII вв. в коллекциях музеев Вологодской обл.: АКД. М., 1982; Соловьева И. Д. Худож. оформление рукописей 1-й четв. XV ст. из Кирилло-Белозерского мон-ря в собр. Рус. музея//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 220-232; она же. Иконы столпников из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.//ИХМ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Портрет вел. кн. Александра Павловича. Нач. XIX в. Худож. Н. И. Катин (ВГИАХМЗ) Портрет вел. кн. Александра Павловича. Нач. XIX в. Худож. Н. И. Катин (ВГИАХМЗ) В 1850 г. К. вошел в комиссию по приему и освидетельствованию качества поновления стенной живописи, осуществленного ярославским худож. А. М. Колчиным с артелью в Софийском соборе Вологды (Там же. Ф. 528. Оп. 1. Д. 68. Л. 82 об., 113; Петрова Т. Г. Вологодский Софийский собор: Путев./ВГИАХМЗ. Вологда, 2011. С. 38). По сведениям Н. Титова, в иконостасе Преображенской ц. Спасо-Каменного мон-ря отдельные образы были написаны К. ( Титов. 1847). С. П. Шевырёв упомянул плащаницу письма К. в вологодской ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Рощенье, сохраняемую прот. П. В. Васильевским как реликвия ( Шевырев. 1850). В наст. время иконы с подписью К. неизвестны. Портрет архиеп. Иринея (Нестеровича). Ок. 1848 г. Худож. Н. И. Катин. Вологда ВОКМ Портрет архиеп. Иринея (Нестеровича). Ок. 1848 г. Худож. Н. И. Катин. Вологда ВОКМ Сын К. Александр (1815-1874) с 10 лет обучался в АХ сначала на живописном, затем на архитектурном отд-нии, жил в С.-Петербурге. В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре работал родственник К. худож. П. С. Лопотов ( Даен М. Е. Живописная школа Вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (в печати)). Дом К. находился в приходе ц. свт. Леонтия Ростовского на Иеремеевом ручью в Вологде. В именном списке владельцев недвижимой собственности Вологды за 1860-1865 гг. этот дом числится за титулярным советником К. (ГАВО. Ф. 476. Оп. 2. Д. 55. Л. 117 об.). Судя по низкой оценке стоимости дома (175 р.), в последние годы К. жил в бедности. После 1865 г. его имя не упоминается в исповедных ведомостях Леонтиевского храма (Там же. Ф. 1063. Оп. 20. Д. 24, 1866-1875 гг.). В метрических книгах церкви запись о смерти К. не обнаружена: вероятно, он умер не в Вологде. К. писал парадные царские портреты: в 1824 г.- имп. Александра I для Вологодской губ. гимназии (находился в вестибюле здания), в 1828 г.- имп.

http://pravenc.ru/text/1683899.html

Самой значительной работой в области монументальной живописи являются фрески Владимирского собора в Киеве, созданные художником по приглашению А. В. Прахова вместе с др. мастерами в 1885-1896 гг. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл. эскизом для росписи апсиды алтаря Владимирского собора, в 1901 г. по его рисунку была исполнена плащаница для той же церкви. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. ц. св. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С.-Петербурге (1883-1901; эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ). В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус. монументальной живописи, воссоздавая духовную историю России в многочисленных образах святых и рус. подвижников благочестия: кн. Владимира, кнг. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Андрея Боголюбского, кн. Александра Невского, прп. Алипия, иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. Росписи органично связаны с архитектурой, крупные фигуры помещены в неглубоком пространстве с низкой линией горизонта. Важную декоративную роль играют надписи слав. вязью. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. В. М. также написал неск. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Владимира» и «Крещение Руси». В. М. расписал в соборе центральный неф и апсиду, купол, столпы и иконы для главного иконостаса. В течение многолетней работы художником было создано ок. 400 эскизов и картонов. Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. искусства в России в кон. XIX - нач. XX в. Произведения мастера несли в себе черты стиля модерн, к-рые получили распространение в иконописи, сменив барокко и академизм. Стилизация визант., новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложненность формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность - все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиц. центров иконописания, напр. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы.

http://pravenc.ru/text/149843.html

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

XIII - нач. XIV в., ГТГ) - на нижнем поле, в центре (оплечно - в омофоре), между изображениями мучеников Флора и Лавра; новгородская икона-трехрядница «Избранные святые» (2-я пол. XIV в., ГТГ) - В. в 1-м верхнем ряду (в рост), где также представлены свт. Николай, Богоматерь Великая Панагия, Иоанн Милостивый, архидиак. Стефан и прп. Варлаам; крест запрестольный с изображениями избранных святых (Новгород, кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) - на обороте (на перекладине) креста в медальоне поясной образ В.; «Крещение с Деисусом и избранными святыми» (Новгород, кон. XIV в., ГТГ) - в клейме (по пояс) вместе со свт. Григорием Богословом; «Свт. Николай с избранными святыми» (XV в., Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева) - вверху В., целители Косма и Дамиан, архидиак. Стефан, по сторонам от нимба свт. Николая - мученики Флор и Лавр; «Свт. Николай с Деисусом и избранными святыми» (Вологда, XV в., ГТГ) - на полях поясное изображение В. в числе др. святых; на резной раскрашенной иконе «Чудо Георгия о змие с Деисусом и избранными святыми» (Новгород, нач. XVI в., ГММК) - поясные изображения 8 святых в нижнем ряду слева, между свт. Василием Великим и вмч. Димитрием. Исследователи (см.: Иконы Пскова. Кат. 22) отмечали редкий для псковской иконописи состав святых на иконе «Избранные святые в предстоянии Богоматери «Знамение»», 1-я пол. XVI в. (ПИАМ),- в центре в рост фронтально изображены прор. Илия, святители Николай и Василий Великий, вмч. Георгий, вверху справа и слева - святые Флор и Лавр, Параскева и Анастасия. Объяснение выбора святых намерением заказчика представить небесных покровителей, соименных членам его семьи, затруднило идентификацию святителя в центре слева, названного Василием Великим. Возможность же связать эту икону с желанием собрать на ней святых - покровителей земледелия и скотоводства позволяет не только уточнить прочтение написания имени святого (Ba[]Ac[EI]) как «Власий», но и связать ее с рядом подобных икон новгородского происхождения. Образ В. на этой иконе стилистически сходен с изображением святого на др.

http://pravenc.ru/text/155013.html

90 . Вознесение. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 91 . Вознесение. Новгородская икона. 1543 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 92 . Сошествие Св. Духа. Миниатюра греческого евангелия XII в. из монастыря св. Пантелеймона. Афон. 93 . Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра армянского евангелия. Сер. XIII в. Ереван, Матенадаран. 94 . Сошествие Св. Духа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 95 . Успение. Новгородская (?) икона. Кон. XII – нач. XIII в. ГТГ. 96 . Успение Богоматери. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 97 . Штамп для просфоры с изображением рыбы. Египет. VII в. Москва, ГМ VI им. А. С. Пушкина. 98 . Орел, держащий крест в клюве. Рельеф на стелле. Египет. XV-XVII вв. Москва, ГМ VI им. А. С. Пушкина. 99 . Блюдо с гравированным изображением Христа в окружении трех голубей. Херсонес. V в. Петербург, Государственный Эрмитаж. 100 . «Добрый пастырь». Статуя из Вифании (Малая Азия). V в. (?). Петербург, Государственный Эрмитаж. 101 . Спас Нерукотворный. Лицевая сторона двусторонней выносной иконы. Новгород. Кон. XII – нач. XIII в. 102 . Спас в силах. Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире. XV в. ГТГ. 103 . Христос Пантократор. Мозаика. Ок. 1180–1194 гг. Монреале, собор. 104 . «Предста царица». Новгородская икона. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 105 . Отечество и избранные святые. Новгородская икона. Кон. XIV в. ГТГ. 106 . Богоматерь Одигитрия. Суздальская икона. XV в. Загорский историко-художественный музей-заповедник. 107 . Богоматерь с младенцем и ангелы. Мозаика. 3-е десятилетие VI в. Равенна, базилика Сан Аполлинарио Нуово. 108 . Богоматерь с Младенцем. Фреска. Ок. 1040 г. Охрид, собор св. Софии. 109 . Богоматерь с Младенцем между императорами Юстинианом и Константином. Мозаика. 2-я пол. X в. Константинополь, собор св. Софии. 110 . Богоматерь с Младенцем. Миниатюра. Эчмиадзинское евангелие. 989 г. Ереван, Матенадаран.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010