1918. С. 83). Т. о., М. умер в 1609 г., перед Великим постом, к-рый начался 5 марта. Был похоронен после Пасхи, т. е. после 16 апр., в Копыстно. В 20-30-х гг. ХХ в. еще были заметны следы его могилы за селом, напротив церкви; на могиле стоял крест (ЦГИАЛ. Ф. 129. Оп. 3. Д. 273. Арк. 149). О могиле М. помнили и после второй мировой войны: на холме Горниско, в 200 м к западу от места двора Копыстенских, стоял металлический крест на каменном цоколе ( Sa adiak A. Pamiatki i zabytki kultury ukraiskiej w Polsce. Warsz., 1993. S. 205). Оценки деятельности М. имеют истоки в полемических произведениях кон. XVI - нач. XVII в. Правосл. авторы умалчивали о его «походе» в унию. Это характерно прежде всего для Иоанна (Вишенского) , земляка М., острое перо к-рого не пощадило практически ни одного современного ему западнорус. иерарха. В соч. «Зачапка мудраго латинника с глупым русином» (ок. 1608-1609) полемист высоко оценил деятельность М. В своем последнем произведении «Позорище мысленное» (1615/16) Иоанн восхваляет Перемышльскую епархию, которая в отличие от других твердо стояла в Православии. Иоанн завещал оригиналы своих произведений и даже собственное тело после смерти перемышльской церкви. Униат. и католич. авторы осуждали М. Ипатий Потей в «Антиризисе» представил М. и Гедеона (Балабана) отщепенцами, которые не только отказались от соглашения об унии, но и отреклись от Божией (т. е. Римской) Церкви и вступили в союз с еретиками, следов., по мнению Потея, по праву они были прокляты на униат. Брестском Соборе. Скарга также обвинял М. в измене. Утверждая правомочность униат. Собора, он писал: «Хтож им тот Собор зложил? Никифор, чили Балабан, чили Копыстенский? Ни один с тых. Зложил собор митрополит, по дозволением короля его милости». Полярность суждений о М. оказала влияние на дальнейшую историографию, к-рая отличалась конфессиональными пристрастиями. Ист.: АЗР. Т. 4. 29. С. 39; 33. С. 43; 111. С. 101, 169, 170, 173; Maciejowski W. A. Pimiennictwo Polskie, od czasów najdawniejszych a do roku 1830.

http://pravenc.ru/text/2563638.html

Но более всех позволяли себе власти по отношению к своим владыкам новгородцы. В 1212 г. они прогневались за что-то на архиепископа Митрофана и, не дав ему оправдаться, удалили его в Торопец, а себе избрали нового владыку, хутынского чернеца Антония. Через шесть лет Митрофан возвратился в Новгород, и новгородцы проводили его в Благовещенский монастырь, а в следующем (1219) году, когда Антоний поехал в Торжок, ввели Митрофана во двор владычний и посадили снова на кафедру, послав сказать Антонию: «Иди себе куда хочешь». Антоний, однако ж, пришел в Новгород и остановился в Спасском Нередицком монастыре. Не зная, что делать, новгородцы отправили обоих архиепископов на суд к митрополиту. Митрополит порешил тем, что Митрофана возвратил в Новгород, а Антонию дал Перемышльскую епархию. По смерти Митрофана (1223) новгородцы избрали себе владыкою хутынского чернеца Арсения, но через два года с радостию приняли прежнего своего архиепископа Антония, пришедшего из Перемышля, и Арсений должен был оставить свое место. Когда Антоний, лишившись употребления языка, добровольно отказался от кафедры (1228) и заключился в Хутынском монастыре, Арсению снова предоставлено было управление епархиею. Но вскоре по случаю беспрестанных дождей, опустошивших поля, народ восстал на Арсения и составил против него вече, говоря: «Это за то мы страждем, что он выпроводил Антония в Хутынь, а сам несправедливо занял владычний престол, подкупив князя». С шумом ворвались безрассудные в архиерейский дом, выгнали из него Арсения и едва не умертвили, так что он с трудом спасся в Софийском соборе. На другой день извлекли архиепископа Антония, больного и немого, из Хутыня монастыря и посадили на святительской кафедре, дав ему в помощники двух светских чиновников. Уже князь Михаил черниговский, прибывший (1229) управлять новгородцами, убедил их избрать нового владыку вместо больного и изнемогшего старца . Участие князей и народа обнаруживалось также в открытии новых епархий, например Рязанской, и иногда в установлении праздников, например 18 июля — в память явления Богоматери Андрею Боголюбскому и 1-го августа — по случаю победы его над болгарами, в избрании игуменов, перемещении их и удалении от должности .

http://sedmitza.ru/lib/text/435843/

9 О послании против стригольников, приписываемом царьградскомы патриарху Антонию В сборнике Московской Синодальной библиотеки 268 (58) находится статья под заглавием «А сие списание от правила св. апостол и св. отец дал владыце Наугородцкому Алексею Стефан, владыка Перемыскый на стриголники». Оказывается, что статья эта, кроме начала, есть то самое послание, которое с именем Константинопольского патриарха Антония напечатано в Акт. ист. 1. 6 (228). Посему составители Описания рукописей Синод. библиотеки, изложив свои сомнения о том, чтобы послание могло принадлежать патриарху Антонию, выразили мысль, что «надписание статьи скорее дает право почитать сочинителем ее епископа Перемышльского Стефана, которого имя, доселе неизвестное в истории нашей иерархии, невольно напоминает собою современного ему просветителя Перми, святого Стефана, епископа Пермского» (Опис. Кн. 4. С. 303 (254)). А автор «Обзора русской духовной литературы» в своих дополнениях к нему простерся еще далее и решительно утверждает, что это «прекрасное послание надобно считать за сочинение пермского просветителя святого Стефана» (Прибавл. к Черниг. епархиал. ведом. 1863. С. 656 (417)). Но 1) по содержанию своему послание это отнюдь не может быть признано посланием одного епископа к другому. Ни в начале, ни в конце, ни в продолжении всего послания нет ни малейшего обращения от лица одного иерарха к другому, ни малейшего даже намека на то. Напротив, 2) из содержания послания видно, что оно писано прямо к стригольникам. Сочинитель постоянно обращается к ним: «Смотрите, стригольницы, наипаче же еретици... Рцете, еретици, где хощете попа взята себе... Како деремусте уничижити святителя... Вы, еретици, тако глаголите...» и прочее. И вообще опровергает разные части учения стригольников, как бы беседуя с ними лицом к лицу. Но написать послание прямо к стригольникам, жившим в Новгороде и особенно в Пскове, обличать и учить их непосредственно могли только или патриарх Цареградский, или Русский митрополит (которые действительно, как известно, и обращались с своими посланиями к стригольникам), или, наконец, Новгородский владыка, а из прочих епископов русских ни Перемышльский, ни Пермский и никакой другой не имел права и не мог посылать в чужую епархию такого послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Холмский собор стал главным храмом региона, а также местом захоронения местных князей и холмских епископов. Именно здесь помещена привезенная из Константинополя икона Божией Матери, названная позже Холмской. Княжеский период, когда эти земли входили состав русских княжеств, а Православная Церковь находилась под покровительством властителей, продолжался до половины XIV века. Вхождение надбужских земель в состав Польши и Литвы, а потом польско-литовского государства, изменило положение Православной Церкви. Православие становилось вероисповеданием второстепенным, свойственным меньшинству, на него распространялись различные юридические ограничения. Но приходская сеть Православной Церкви не уменьшалась, а наоборот – даже развивалась: строились новые церкви, монастыри, что свидетельствовало о стойкости местной русской православной общественности, не смотря на неблагоприятные политические условия. Это было значимым еще потому, что Владимирская и Холмская епархии были, наряду с Перемышльской, наиболее западными епархиями Киевской православной митрополии. В XVI-XVII веках значительную роль в церковной жизни играли церковные братства. Они действовали, в частности, в Замостье (1604 г.), Люблине (1586 г.), Красноставе (1589 г.). Символичным свидетельством связи этих земель с православным миром был визит в Замостье в 1589 г. Константинопольского Патриарха Иеремии, в юрисдикции которого находилась Православная Церковь Речи Посполитой. Конец XVI в. положил начало новому – тяжелому и трагическому – периоду в истории Православия на земле Холмской и Подляшской. Брестская уния (1596 г.) привела к лишению Православной Церкви ее прежних прав, фактически ставила ее вне закона. Хотя Холмский и Владимирский епископы приняли унию, большинство верующих и духовенства сохранили веру своих предков. Несколько следующих десятилетий XVI в. стали временем борьбы православных за свои права, временем преследований и мученичества за Православную Веру. Символом этого мученичества стал священномученик Афанасий Брестский. В течение этого столетия дважды (1620, 1651 гг.) возрождали Холмскую православную епархию, но давление и преследования со стороны униатов и государственных властей были такими сильными, что многие приходы и монастыри отходили от Православия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В конце войны в результате дипломатических переговоров между СССР и зап. державами Перемышль и Лемковщина были отданы Польше. Лемкам разрешили выбирать подданство, многие переселились в советскую Зап. Украину. Оставшихся в Польше ждала трагическая судьба - в Лемковщине хозяйничали польск. террористические банды, затем бандеровцы. После убийства ими ген. К. Сверчевского весной 1947 г. лемки были выселены польск. правительством в зап. польск. земли - В. Силезию (операция «Висла»). Лишь в последние годы потомки переселенцев получили возможность вернуться на родные земли, там действуют правосл. церкви и мон-ри, входящие в Перемышльско-Новосондецкую епархию ПАПЦ. После окончания второй мировой войны по обвинению в сотрудничестве с гитлеровцами были арестованы все униат. епископы в Галиции во главе с митр. Иосифом Слипым ; почти одновременно было разгромлено движение «русских галичан», обвиненных в «буржуазном национализме». В послевоенные годы власти проводили украинизацию Галиции, куда переселилось много выходцев из Вост. Украины. На Львовском Соборе 8-10 марта 1946 г., готовившемся с 1945 г. инициативной группой во главе с униат. прот. Гавриилом Костельником при активном участии советских властей, было принято решение об упразднении Брестской унии и о воссоединении греко-католич. духовенства и мирян с РПЦ. В февр. 1946 г. в Галиции были учреждены правосл. епархии - Станиславская (с 1962 Ивано-Франковская ) и Дрогобычская (21 окт. 1959 вошла в состав Львовской епархии). 20 сент. 1948 г. протопр. Гавриил Костельник был убит укр. националистами. После 1946 г. в Галиции официально существовали 2 христ. Церкви - православная, окормлявшая основную массу верующего населения, и католическая, к к-рой принадлежали преимущественно поляки, жившие во Львове и др. городах. Нелегально существовавшая униат. Церковь имела общины, мон-ри, даже семинарии. После посещения М. С. Горбачёвым папы Римского в дек. 1989 г. началась легализация униат. Церкви, в т. ч. на Зап. Украине. Однако еще ранее униаты приступили к насильственному захвату правосл. храмов, осуществлявшемуся обычно при поддержке местных органов власти и самоуправления; пик насилий пришелся на 1993 г.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Ликвидация ее в 1839 году народ объединила. Уния в Восточной Галиции украинский народ разъединяла. Это бесспорный исторический факт. Трагизм только в том, что выполнение задачи объединения народа совершено в путях насилия и при помощи безбожной власти, что компрометирует все дело. Ликвидация унии в Восточной Галиции имела место на церковном Соборе, который состоялся 8 марта 1946 года во Львове, в историческом храме Св. Юра. Перед этим, 24 февраля, в Воздвиженской церкви Киево-Печерской лавры была совершена хиротония униатских священников – о. А.Пельвецкого во епископы Станиславовские и о.Михаила Мельника во епископы Перемышльские, каковую епархию переименовали в Самборско-Дрогобицкую. Львовским епископом оставался епископ Макарий. На Соборе присутствовало 216 священников. Собор был открыт о. перед тем награжденным митрой. Это свидетельствовало о внутреннем распаде в самой униатской церкви. «Навсегда прискорбная по выражению папы Пия IX, «измена» митрополита Иосифа Семашко в 1839 году, когда уния была ликвидирована на Соборе в Полоцке, нанесла очень тяжелый удар Риму. В настоящее время, после насилий над православным народом в Польше в 1938 году, каковые насилия совершались не только при равнодушии католического духовенства, но до некоторой степени возбуждались последним, трудно Риму протестовать против насилий советской власти в Восточной Галиции в 1946 году. Трудно потому, что советская власть является врагом религии, а Польша утверждала и утверждает себя оплотом христианства на Востоке. Рим сам себя связывает в борьбе с властью враждебной религии. Поведение епископа д’Эрбиньи в Москве в 1925 году укрепило собою не христианство против безбожия, а советскую власть. Рим давно поставил крест на Галицийской унии как на средстве обращения православных в католичество. В результате иезуитами был создан «восточный обряд». Папа Пий XI так и не постиг глубокой пропасти между своими чистыми побуждениями и сомнительной практикой иезуитов, которые считали старую унию совершенно негодным средством для католической миссии в России. Вторая мировая война смела без остатка все, что было создано «восточным обрядом» в Польше. Перекроив географическую карту Европы, она ликвидировала унию в Восточной Галиции. Здесь опять оказалась налицо «прискорбная измена» высоко стоящих и видных представителей униатского духовенства. Без этой измены советская власть оказалась бы в большом затруднении. Эта потеря для Рима весьма значительна потому, что ликвидирован последний центр славянской унии в Европе. Будущее можно определить или как решительное столкновение католичества с советским безбожием, или как встречу католичества и Православия в освобожденной от безбожной советской власти России. Ни «восточного обряда», ни унии между Православием и католичеством в России в складывающейся исторической обстановке представить себе нельзя. Никогда не было так ясно, что соединение церквей должно быть осуществлено иными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Но здесь, к сожалению, с самого начала дела православных пошли неудачно . Первым кандидатом на эту епископию они избрали еще в 1633 г. какого-то Хлопецкого, и он получил уже привилегию от короля, но скоро скончался. В том же году местная шляхта избрала было другого кандидата, Ивана Романовича Попеля, но и этот скоро скончался. И только в 1636 г. православным удалось избрать такого кандидата, который и получил привилегию от короля и действительно был произведен во епископа Перемышльской епархии. То был один из волынских дворян, Симеон Гулевич-Воютинский, земский писарь луцкий, принявший в монашестве имя Сильвестра. Новый епископ отправился в свою епархию, сопровождаемый королевскими комиссарами, которые должны были передать ему назначенные ему монастыри, и желал поселиться именно в Спасском. Но, узнав, что там находится сам униатский епископ Крупецкий с целию не уступать монастыря схизматику, решился, как это обыкновенно водилось тогда в польских владениях, отнять владение у своего противника силою. И вот 10 июня огромная толпа православных дворян, мещан и поселян числом, если верить униатскому сказанию, до 20 000 внезапно напала на Спасский монастырь, разрушила ограду и завладела кельями, житницами и всем хозяйством монастыря. Слуги и знакомые Крупецкого спаслись на укрепленную башню и оттуда защищались около десяти дней, а сам Крупецкий, совершавший тогда литургию, услышав необычайный шум, велел заключить церковные двери и поспешил окончить службу. Но двери были выбиты, и вторгнувшиеся в церковь вместе с Гулевичем бросились на Крупецкого и хотели его застрелить или убить. Гулевич, однако ж, своим криком остановил их; прикрыл Крупецкого архиерейскою мантиею, отвел его в ризницу и запер в ней, а в полночь тайно вывел его оттуда и дал ему возможность безопасно скрыться из монастыря. Несмотря на это, Крупецкий тотчас принес жалобу на Гулевича, обвиняя его в том, что он с своими сообщниками сделал разбойническое нападение на Спасский монастырь, бил его самого, Крупецкого, заушал и заключил в темницу, ранил брата его Януша, иных даже убил, попирал ногами Святые Дары, похитил привилегии монастыря и причинил ему убытков на 700 тысяч.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Крупецкий Александр; ок. 1570 - нач. мая 1652), униатский (см. Греко-католики ) еп. Перемышльский и Самборский. Из знатной католич. семьи, владевшей имениями на Волыни и в Мстиславском воеводстве; служил писарем, затем ведал в королевской канцелярии делами, относившимися к «русским» землям Польского королевства. После смерти правосл. Перемышльского еп. Михаила (Копыстенского) 15 сент. 1609 г. королевским указом А. Крупецкий был назначен на Перемышльскую кафедру. Принял монашество с именем А. в василианском ордене (см. Василиане ) и 20 июня 1610 г. в Бресте был хиротонисан во епископа униатским митр. Ипатием (Потеем) . Назначение А. вызвало решительный протест со стороны православных. Перемышльские клирики и шляхта не пустили его в епархию и обратились к королю с письмом об отстранении А. и возведении на кафедру правосл. епископа. 24 июля 1612 г. после многочисленных судебных разбирательств и постановлений королевского суда, пригрозившего в случае неповиновения изгнать из епархии правосл. духовенство и шляхту, А. вступил в управление кафедрой. Однако епархиальное духовенство отказалось подчиниться ему, и дело вновь было передано в суд, постановивший заставить клириков признать униатского епископа; выполнение решения было возложено на перемышльского старосту А. Стадницкого. Но и после этого А. принуждал духовенство к повиновению, зачастую не останавливаясь перед насилием. По просьбе гр. Дьёрдя III Другета А. отправился в Венгерское королевство, в Закарпатскую Украину, для обращения православных в унию. Торжественное введение унии в имениях Другета было запланировано на день Сошествия Св. Духа 1614 г., во время праздника в Краснобродском мон-ре. Православные, узнав о намерениях А., организовали восстание; А. едва не был убит, его спас гр. Другет с войском. Возвратясь в Перемышль, А. продолжил борьбу за власть и имущество епископии, ведя против православных многочисленные судебные процессы, перераставшие в столкновения. Его действия вызывали сопротивление православных, публичные выступления против него и даже неоднократные покушения на его жизнь.

http://pravenc.ru/text/76900.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Грамота Владислава IV, дарованная православным Речи Посполитой при избрании на польский королевский престол (1632 г. 1 ноября) Перевод с польского Текст приводится по изданию: Уния в документах. Минск, 1997. 54. С. 200-203 Во-первых, древнее свободное исповедание веры и святых таинств совершение, церквей починка и новых, по согласию е. кор. вел. строение, также заведение богаделен, семинарий, школ и типографий, и свободное не приступившим к унии занятие городских должностей во всех Речи Посполитой городах и местечках. Братства церковный все вообще, который до сего были у неуниатов, также и те, которые после от них будут учреждены, с их церквами, должны остаться при них в спокойном их владении и беспрепятственном употреблении. Митрополит Киевский, в унии состоящий, и его преемники должны иметь ненарушимое право и титул над всею Русью, унию принявшею; а вотчины, к митрополии принадлежащие, с Выдубицким монастырем должны остаться у нынешнего митрополита. По смерти же его, вотчины в воеводстве Киевском, принадлежащие к Софийскому монастырю, должны быть возвращены во оный монастырь, или по просьбе даны от е. кор. вел. и Речи Посполитой; и оная св. Софии Киевская Церковь с ее подданными должна оставаться при неуниатах и митрополите, посвященном от Константинопольского патриарха; митрополит по древним правам и обыкновению должен быть избираем от Русского дворянства и духовенства, также от обывателей Коронных и великого княжества Аитовского, в Греческой вере не в унии находящихся, и от е. кор. вел. на то получить привилегию. И сие самое разумеется о Львовском, Луцком, Перемышльском и Мстиславском архиереях, также о Печерском и Уневском архимандритах. Епископство Перемышльское и Львовское со всеми маетностями и древними их принадлежностями должны оставаться навсегда при неуниатах: но только до кончины теперешнего епископа Афанасия Крупецкого, или перемещения его в другую епархию, в котором случае тамошние обыватели должны избрать на его место другого из неуниатов, коему от будущего короля на коронационном сейме дастся привилегия с полною властью и правом над всеми неуниатами; при том для пребывания его дастся ему с нынешнего времени монастырь Спасской Св.

http://sedmitza.ru/lib/text/443958/

В 1669 г. по ходатайству митр. Гавриила Коленды кор. Михаил Корибут-Вишневецкий даровал Ж. грамоту на поставление епископом Витебским, викарием Полоцкого архиепископа. В ожидании разрешения Римского папы на епископское рукоположение в 1670 г. митр. Г. Коленда назначил Ж. администратором Перемышльской епархии. Епископское рукоположение Ж., к-рое возглавил митр. Гавриил, состоялось 15 марта 1671 г. в Вильно. В 1673 г. стараниями митр. Г. Коленды, желавшего видеть Ж. своим преемником, Рим утвердил его коадъютором с правом наследования униат. Киевской митрополии. После смерти митр. Г. Коленды 18 февр. 1674 г. Ж. вступил в управление Полоцким архиеп-ством и в качестве униат. Киевского митрополита - униатской Церковью в Речи Посполитой. Поставление Ж. совпало по времени с проведением конвокационного сейма, избравшего польск. королем Яна III Собеского . Ж. добился на сейме подтверждения прав и привилеев униат. Церкви, в т. ч. прав на Перемышльское епископство и Лещинский мон-рь. На сейме 1677 г. король обещал Ж., что после смерти Киевского митр. Антония (Винницкого) , а также Луцкого епископа эти кафедры будут переданы униатам. В то же время возникли разногласия между Ж. и папским нунцием, требовавшим от сейма аннулировать привилеи, выданные в 1671 г. православным. Ж. настаивал на пересмотре привилеев посеймовым королевским судом, где он добился отмены привилея, выданного еп. Феодосию (Василевичу) на Могилёвскую епархию. Во время сейма 7 марта Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) в присутствии Ж. тайно произнес католич. исповедание веры, о чем тот направил извещение папе Римскому Иннокентию XI , в к-ром объяснял намерение Шумлянского сохранить присоединение к католицизму в тайне стремлением избежать волнений и возможной потери им Львовской кафедры. 11 сент. 1677 г. папа выразил одобрение по поводу перехода еп. Иосифа в унию, но призвал его публично объявить об этом. Однако Шумлянский по договоренности с Ж. на протяжении более 20 лет держал в тайне обращение в унию, объединяя вокруг себя ее наиболее активных приверженцев. Ж. оказывал Шумлянскому содействие (в т. ч. материальное) в деле привлечения к унии видных представителей правосл. Церкви в Речи Посполитой, напр., Иннокентия (Винницкого), занявшего при помощи Шумлянского Перемышльскую кафедру, а также архимандритов Варлаама (Шептицкого) и Сильвестра (Творовского).

http://pravenc.ru/text/182341.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010