О сём целая история. Выше было упомянуто, что в начале лета 1890 года выбыл из Калуги преосвященный Анастасий на Воронежскую епархию. На место его в Калугу назначен был Тамбовский преосвященный Виталий, который по обстоятельствам долго не являлся к месту своего назначения. Приехал он уже к осени, когда старец Амвросий имел свое пребывание в Шамординской женской общине. Перемещение владыки Виталия с Тамбовской на Калужскую епархию имело на него сильное удручающее влияние, как высказался он однажды настоятелю Перемышльского Троицкого монастыря игумену Феодосию. Но к этой скорби преосвященного Виталия прибавлялись здесь новые скорби. Ему хотелось, вскоре по приезде в Калужскую епархию, видеть известного всему почти православному миру Оптинского старца Амвросия, дабы утешиться его духовной беседой, но, узнав, что старец живет в женской обители, медлил ехать в Оптину пустынь, в ожидании, что он скоро воротится в свой скит. Между тем время шло, а старец не возвращался. И то еще для владыки было неприятно, что старец самовольно отлучился из своей обители в другой уезд 174 и очень долго живет на стороне, да притом еще в женской обители. Но последующие обстоятельства еще более стали огорчать преосвященного. «С зимы 1890 – 1891 года, – как говорит в своих записках г-жа N., поднимались недобрые слухи на старца. По случаю его пребывания в женской обители, недоброжелатели его распускали о нём самые безобразные нелепости. Помутили и нового владыку. Бывши там близко и невольно слыша всё это, я сильно тревожилась; беспокоить же старца еще не решалась, зная, что это – одно искушение, вражие восстание за его добродетельную жизнь, за его великую любовь к ближним. Носился слух, что в этом случае кто-то особенно повлиял на владыку. О недолжном якобы пребывании старца в женской обители писали будто бы даже в Петербург». Прибавим к сему еще то, что многочисленные посетители старца Амвросия развозили и разносили по разным местам разные слухи об оптинских и шамординских делах, часто совсем неверные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Обстоятельства и время назначения М. и его хиротонии хорошо известны. Королевская грамота М. на Перемышльское епископство была дана в Кракове 20 мая 1591 г. П. Н. Жукович обратил внимание на то, что в актах коронной метрики указана др. дата - 13 марта 1591 г. ( Жукович. 1901. С. 112). Вероятно, епископ был номинирован в марте, а в мае он получил подтвердительную грамоту. В судебном акте от 1 мая 1591 г. М. назван «нареченным епископом греческого обряда» (nominatus episcopus ritus greci - DSPO. P. 74-75). Патриарх Иеремия в письме от мая 1591 г. не одобрял кандидатуру «сыновца» умершего еп. Арсения (Брылинского), т. е. М., и не рекомендовал его рукополагать. По-видимому, М. был хиротонисан во епископа летом 1591 г. (30 авг. этого года он, будучи уже архиереем, дал грамоту об учреждении братства в Городке (ныне Львовской обл., Украина)). М. как кандидат на Перемышльскую епархию имел поддержку местной шляхты. Вероятно, о передаче кафедры своему женатому племяннику договорился еп. Арсений (Брылинский). Однако в процесс замещения кафедры вмешался Львовский еп. Гедеон (Балабан), попытавшийся возглавить Перемышльскую епархию. После смерти Арсения (Брылинского) Гедеон получил распоряжение митр. Михаила (Рагозы) посетить Перемышльскую епархию; визитация епархии Гедеоном в марте 1591 г. говорит о крайнем расстройстве дел в годы правления еп. Арсения. В послании духовенству Перемышльской епархии еп. Гедеон призвал клириков к повиновению (АЗР. Т. 4. 29. С. 39). М. так писал о попытках Львовского архиерея вытеснить его из Перемышля: «Такожде маю на себе и на сию епископею лва велезубънаго, которыи завше извещает о мне, где бы ихал, хотящи мя убити телесне, а убивши, хощет, яко лев, позрящи сию епископию» (Monumenta Confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis. 1895. N 264. Р. 414). В 1592 г. при помощи Тырновского митр. Дионисия Ралли-Палеолога еп. Гедеон изготовил 2 фальшивые грамоты, будто бы написанные К-польским патриархом. В грамотах осуждалась деятельность Львовского Успенского братства и Киевского митр. Михаила (Рагозы). Последний обвинялся, в частности, в том, что он поставил М. «без пришествия и совету инших епископов» и вопреки воле патриарха (Ibid. N 255, ср. N 258 - «лист» с «отлучением» М. (1592)). От этих обвинений М. оправдывался в письме Львовскому братству от 22 дек. 1592 г. (АЗР. Т. 4. 42). М. имел в виду Гедеона, когда упоминал «дивныя, и неподобныя, и неслушныя речи, от людей злых так на мене, яко и на его милость митрополита, пастыря нашего, змышленныя», писал о том, что действия еп. Гедеона наносят ущебр церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/2563638.html

Трудно было, разумеется, двум оставшимся православным епископам проходить свое служение при таких обстоятельствах. Но они не унывали. Они смело и решительно боролись с униатами, дружно поддерживаемые своими пасомыми и ревнителями православия, подобными напр., князю Константину Острожскому. Опираясь на эту поддержку, они старались не допускать вторжения в свои епархии униатских митрополитов. Особенно Гедеон, епископ львовский, отличался силою духа, ревностью в борьбе с отступниками и заботами о всей православной западно-русской Церкви. На это он имел право по званию патриаршего экзарха, каковое звание дал ему вселенский патриарх. Он поставлял диаконов, священников, игуменов и архимандритов не только для своей епархии, но и для других западно-русских епархий, в которых епископами были униаты, не признававшиеся тамошними православными жителями. Безбоязненно он и сам посещал такие епархии, совершал в них освящение церквей, антиминсов и рукоположения в священные должности. За это на него страшно злобились латиняне и униаты. Особенно восставал против него такой ревнитель унии, как Ипатий Поцей, который вскоре сделан был униатским митрополитом. Он жаловался на Гедеона то королю, то папе, а по временам издавал грозные проклятия на него. Но все было напрасно. Гедеон твердо стоял на своем месте и устоял в своем долге до конца жизни. Как мудрый и ревностный архипастырь, Гедеон наставлял, утешал и укреплял в вере православных своей и других епархий своими окружными посланиями. Кроме того, отчасти по собственной ревности, отчасти по указаниям восточных патриархов, он устроил в своей епархии высшую школу для православных, завел книгопечатню, издавал церковные и учительные книги. Все это он делал для того, чтобы предохранить православных от совращения в унию. Когда в 1607 г. ревностный архипастырь скончался, то латиняне и униаты употребили все усилия к тому, чтобы отнять у православных львовскую епархию. Но это им не удалось. Православные отстояли свою епархию и избрали преемником Гедеону верного и благочестивого Иеремию Тиссаровского, который впоследствии, по смерти Михаила Копыстенского, епископа перемышльского, долгое время оставался единственным православным епископом на всю Западную Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

сгорела, и благословил вновь строить эту церковь; 23 генваря совершил литургию в Онуфриевском монастыре и рассмотрел привилегии братства на этот монастырь; 24-го издал грамоту, которою благословлял дидаскалов школы, Стефана и Кирилла, и способных спудеев (студентов) проповедовать не только в братской церкви, но и в других с дозволения местных настоятелей, а 25-го публично судил в церкви своего викария, епископа Гедеона, по жалобам на него братства и, признав Гедеона виновным, запретил ему угнетать братство под страхом лишения сана, что подтвердил потом и Вселенский патриарх грамотою от 4 марта . Несмотря, однако ж, на такое отношение к Гедеону, митрополит, еще находясь в Галиции, поручил ему обозреть соседнюю Перемышльскую епархию, в которой скончался тогда епископ Арсений Брылинский. Гедеон нашел эту епархию в крайнем расстройстве. Священники не покорялись своему епископу, не ездили к нему на Соборы, не брали у него святого мира для таинства, совершали всякого рода беззаконные браки и венчали мужчин на похищенных ими девицах, беззаконно расторгали браки, а, что всего хуже, сами по смерти своих жен держали у себя наложниц и некоторые, будучи второженцами, священствовали. Вследствие чего и в народе господствовала полная распущенность: иные мало знали о Боге, не умели ни веровать, ни молиться и больше обращались к волхвам и чародеям, нежели к Богу. Гедеон издал грамоту (12 марта), в которой, изложив все эти недостатки, замеченные им в Перемышльской епархии, убеждал духовенство исправиться, угрожал ему неблагословением и клятвою от митрополита, которому обязан был донесть обо всем, а тех священников, которые не перестанут жить беззаконно и бесстыдно, поручал наместнику Перемышльского владыки отлучать от всякого священнослужения и в конце грамоты присовокупил: «Что же касается до листов, напечатанных и разосланных из Львова, чтобы на Воскресение Христово брашен в церковь не приносить и не освящать, то пусть те листы не соблазняют вас и всех православных людей, хотя и подписаны епископами, но пусть будут, по стародавнему христианскому обычаю, приносы в церковь и освящение брашен на Воскресение Христово, с несомненною верою и доброю совестию; лишь бы только не волхвовали над теми освященными брашнами и не творили чар, а, уделивши часть освященного брашна нищим, все остальное разом потребляли» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436065/

М., как и его предшественники начиная с XV в. имел титул «епископ Перемышльский и Самборский». Территория Перемышльской епархии, одной из древнейших и крупнейших в Киевской митрополии, в кон. XVI в. совпадала с Перемышльской и Санокской землями Русского воеводства Речи Посполитой, а также включала разрозненные зап. части Львовской земли, в т. ч. г. Городок. В епархию входили небольшие части Любачевского повета Белзского воеводства, Сондецкий и Бецкий поветы Краковского воеводства, юго-вост. земли Сандомирского воеводства. Почти совпадала с ее пределами одноименная римско-католич. епархия. Количество приходов и число православных в Перемышльской епархии в указанное время были значительными. М. Бендза насчитал на Перемышльской и Санокской землях 607 правосл. приходов и 234 620 верующих ( Bendza. 1982. S. 101). Периферийность епархии (крайняя зап. часть Киевской митрополии) обусловила слабую ее связь с митрополичьей кафедрой. Киевские митрополиты в XV-XVI вв. ни разу не посетили Перемышльскую епархию. Вступив на кафедру, М. приложил усилия к укреплению церковной жизни и защите владений кафедры. Состав имений Перемышльского и Самборского епископа определяется по более поздним источникам. В 1628 г. епархия владела селами: Владыче (ныне в черте Пшемысля), Смильница, Лавров, Спас, Страшевичи, Бусовиско, Микулинцы, Подзамче, Вильче и др.; земельными участками в Луках, Созани, Ниновичах, Шегинях, Хрушовице, Витошиньце под Перемышлем, вместе с резиденцией епископа в Валяве это составляло 11 сел и 6 земельных участков. Владения римско-католической Перемышльской кафедры были намного обширнее: г. Радымно, села Сполошев, Пникут (ныне Мостисского р-на Львовской обл.), а также 5 сельских наделов; на территории епархии были, кроме того, имения холмского капитула, отдельные села принадлежали приходам, крупными были владения католич. мон-рей (Rejestr poborowy ziemi Przemyskiej z 1628 r./Wyd. Z. Budzyski, K. Przybo//Polska poudniowo-wschodnia w epoce nowoytnej: Zróda dziejowe. Rzeszów, 1997. T. 1. Pt. 1. S. LIV-LVI).

http://pravenc.ru/text/2563638.html

Уступая настойчивым требованиям Шептицкого, Масцюх 1 марта 1936 г. учредил первый на Лемковщине мон-рь студитов при Николаевском храме в с. Флоринка. После кончины Масцюха и. о. администратора в марте-июле 1936 г. был канцлер и референт Л. а. а. свящ. Иоанн Полянский, один из инициаторов русинского движения на Лемковщине, настоятель церкви в с. Врублик-Крулевски. 13 июля 1936 г. главой Л. а. а. был назначен свящ. Иаков Медвецкий, бывш. сотрудник Станиславовского епархиального капитула. Он усилил борьбу с распространением Православия на Лемковщине. В 1937 г. были созданы мон-ри василиан в селах Врублик-Крулевски и Беско. В 1937 г. Медвецкий запретил клирикам Л. а. а. распространять в приходах укр. светские периодические издания (в первую очередь издававшиеся Коциловским в Перемышле газ. «Украинский Бескид» и ж. «Наш лемко», в к-рых Медвецкого обвиняли в чрезмерной зависимости от польск. властей). Медвецкий усилил борьбу с политизацией церковной жизни, при нем клирикам Лемковщины фактически было запрещено заниматься политической деятельностью. Распоряжения Медвецкого были встречены протестами общин в селах Карликув и Плонна, к-рые в 1936-1937 гг. неоднократно вступали в конфликт с руководством Л. а. а. и обращались к Коциловскому с просьбами о переводе их в Перемышльскую епархию. В 1936-1937 гг. санокское отд-ние Украинского национально-демократического объединения обвинило Медвецкого в подрыве единства Галицкой униат. митрополии и в «церковном сепаратизме». (Возможно, основанием для этого послужили идеи преобразования Л. а. а. в самостоятельную епархию и рукоположения Медвецкого во епископа, распространявшиеся в 1937-1938 генеральным наместником ордена иезуитов Влодзимежем Ледуховским.) Под давлением польск. властей в 1936 г. Лемковщину покинул главный деятель укр. движения среди духовенства - свящ. Иоанн Качмар, в знак протеста против деятельности Медвецкого из края уехали свящ. Дмитрий Ступак, Антоний Новосад и др. В 1938-1939 гг. на Лемковщине имели место репрессивные меры польск. властей против клириков, связанных с различными укр. орг-циями, в ходе которых в польский концлагерь в г. Береза-Картуска (ныне Берёза, Белоруссия) были заключены священники Павел Шуфлят, Владимир Гайдукевич, Иван Булат, Иван Юрчинский, Иван Фенич, Павел Вах и др.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

По смерти Короля Сигизмунда III , который был великий Благочестивые Веры гонитель, в рассуждении введенной Унии делались в народе возмущения, а от Запорожских Козаков последовали неоднократно войны: почему в 1632 году, на Сейме избирательном, последовало некоторое примирение между Благочестивыми и Униятами, чрез посредство Королевского сына Владислава IV, бывшего тогда Короля Шведского и избранного на том же Сейме Королем Польским. Оного примирения пунктами определено: быть двум Митрополитам, Униятскому и Неуниятскому, т. е. Благочестивого закона Греческого, а потому и в Полоцкой Епархии также двум, Архиепископу Полоцкому Унияту, и Епископу Могилевскому Неунияту, коему Мстиславским и Оршанским именоваться. Сие-то есть первоначальное основание особливой Могилевской Православной Епархии. Определено также было и Епархиям Перемышльской, Львовской и Луцкой быть за Благочестивыми, и из них на оные Епископов избирать; а о Епархиях Владимирской, Хелмской и Пинской ничего не упомянуто, может быть, для того, что оные были тогда уже подвластны Униятам, а по сему в ведомстве их и оставлены. Пункты сии изображены в книжице: Права Религии или закона Грековосточного, напечатанной в Варшаве 1767 года, на стр. 33 . После того, в 1650 и 1659 годах, когда Поляки Казацкою войною крайне были притеснены; то еще и Хелмскую Епархию определено было возвратить Благочестивым, а наконец и всю Унию истребить данными Казакам привилегиями обещано: но те обещания и определения, как скоро война к окончанию приходила, остались на всегда без действия. Ибо не видно нигде никаких следов, чтоб Хелмская Епархия была когда-либо возвращена Благочестивым. А в Перемышльской, Львовской и Луцкой Епархиях, по силе тех определений, хотя и были благочестивые Епископы поставлены: однако не получив от Униятов лучших своих монастырей и церквей, и вотчин Епископам принадлежавших, и находясь во всегдашнем от них озлоблении, наконец совсем перевелись: ибо Перемышльский Епископ Иннокентий Винницкий, еще до трактата о вечном мире, с Россиею постановленного в 1686 году, Унию принял. Львовский же Епископ Иосиф Шумлянский, и Епископ Луцкий Мелетий (или как Несецкий его называет, Дионисий) Жабокрицкий вскоре после оного трактата – хотя оным и были предоставлены Епархии Луцкая, Галицкая, Львовская, Перемышльская и Белорусская для Благочестивых – тоже учинили. Был еще в 1711 году поставлен в Луцкую Епархию Благочестивый Епископ Кирилл Шумлянский: но он приехав из Киева в Луцк, того же года оттуда изгнан, и окончил остальные дни жизни своей в Малой России, будучи Епископом Переяславским. VII.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Потом паки повелено быти архиепископии Коломенской». Туда переведен епископ Звенигородский Никита (Созерцание Краткое, 35). Обе епархии – Сарская и Коломенская остались в прежнем составе и с прежними территориальными границами. В 186 (1678 г.) Сарайскую или Крутицкую епархию составляли города: Вязьма, Козельск, Лихвин, Болхов, Одоев, Мценск, Воротынск, Серпейск, Ливен, Перемышль, Чернавск, Чернь и Новосиль (Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос. 1896 г. кн. III, «Сарская и Крутицкая епархия»). В помещенных здесь росписях полоняничных денег с церковных причтов названы села Сарской епархии. Напр., Перемышльского уезда названы села: Желохова, Вышние Подгоричи, Нижние Подгоричи, с. Слободка, Боросищево, Синятино, Варваренки, Пятницкое, Никольское, Богородицкое, Тарбеево, Михайловское, Клыково, Озереск, Ослопово, Покровское и Рыченки; Воротынского уезда села: Бобынино, Маково, Богоявленское, Рождественское, Пятницкое и др. Те же города и уезды состояли в Крутицкой епархии в 1699 г. (Арх. Мин. Юст. – По арх. монаст. Прик. кн. 15, лл. 4–10). Коломенскую епархию в 1706 г. составляли города: Коломна, Кашира, Тула, Крапивна, Ефремов, Орел, Венев, Кромы и Дедилов. (Там же кн. 68. Ср. кн. но арх. Патр. каз. приказа л.л. 272–331. Сн. Акт. Археог. Эксп. IV, 204). 812 Раньше замечено, что проект об открытии новых епархий с разделением их на митрополичьи округи и переимернованием митрополитов стоял в параллели с проектом об учреждении наместничеств и о боярских степенях по служебному старшинству. Есть даже основания думать, что оба проекта находятся в самой тесной связи и невыполнение одного повлекло за собою невыполнение другого. Конечно, неслучайно административные степени наместничеств и митрополий находятся почти в полном соответствии; исключением является только Ростовское наместничество и митрополия. Порядок старейших наместничеств таков: Московское, Киевское, Владимирское, Новгородское, Казанское, Астраханское, Сибирское, Псковское, Смоленское, Тверское, Пермское, Вятское, Новгорода Низовые земли, Рязанское, Ростовское, Ярославское, Белоозерское.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вскоре за сим (1590 г.) скончался Мелетий, а по смерти епархия его сделалась первым гнездом отступничества от православия. Терлецкий при всей своей хитрости и умышлении не мог один произвести сего пагубного переворота; ибо был человек не ученый и не имел доверенности в народе. Но он сыскал и к сему приготовил способного ученого и давно уже к измене преклоняемого себе сотрудника в Брестском кастеллане Адаме Поцее, которого тогда же уговорил он к монашеству, сам постриг его во Владимире, переименовал Ипатием, посвятил в иеромонаха и в том же 1590 году убедил слабого и недальновидного митрополита Рагозу посвятить его в епископа на праздную Владимирскую епархию . Вместе с сим началом своего умысла он старался внушить православным епископам неприязненные мысли против патриарха Иеремии, которого суда за бесчинства свои он боялся, и описывал его не яко отца православной Церкви, но яко грабителя, мятежника и не на устроение, но на распри в Русь приходившего; вменял ему даже в вину и обесчестение митрополита Онисифора, по правам королевства Польского уже утвержденного королевской привилегией. Наипаче твердейших в то время защитников благочестия, Гедеона епископа Львовского и Михаила Перемышльского, тщился он раздражить против патриарха, внушая первому, что патриарх уставил и у него во Львове братства и свою ставропигию для того де, чтобы овцы наши нас не слушали и нам не повиновались, а второму, что патриарх в бытность свою напрасно объявил ему за какой-то случай свое неблаговоление, и соплетая де на нас вины, умышляет только из нас кого-нибудь обесчестить с намерением получить от нас деньги, так как и от митрополита требует уже уплаты за свои протории. А потому если де мы не примем предосторожности, то он еще больше произведет между нами смущения и мятежа и проч. Но все сие было еще только приготовлением к роковому перевороту. Униатские историки пишут, что Ипатий Поцей начал оный с самого первого года своего вступления на Владимирскую епархию, то есть в 1590 году созванием митрополита и епископов на собор в епархиальный свой город Брест к 24 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАКОВСКАЯ, ЛЕМКОВСКАЯ И ЛЬВОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Польской Православной Церкви, существовала в 1940-1946 гг., создана на оккупированной Германией территории Польши и Украинской ССР, в 1940-1941 гг. имела название Краковская и Лемковская. Православие на Лемковщине Историческая обл. Лемковщина (Лемковская Русь, Прикарпатская Русь; юго-вост. повяты совр. Польши в составе Малопольского и Подкарпатского воеводств, отдельные соседние районы совр. Украины и Словакии) до кон. XVII в. входила в правосл. Перемышльскую епархию . После перехода в 1691 г. Перемышльского еп. Иннокентия (Винницкого) в греко-католич. Церковь в регионе началось распространение униатства, вскоре ставшего господствующим. После 3-го раздела Польши (1795) регион вошел в Габсбургскую монархию, среди населения усиливались проукраинские и русофильские настроения, симпатии в отношении к Православию (см. в ст. Галицкая Русь ). Появление правосл. общин на Лемковщине связано с деятельностью свящ. сщмч. Максима Сандовича , под влиянием к-рого в 1911 г. в Православие вернулся приход в с. Граб (ныне Подкарпатского воеводства, Польша). Такое же решение приняли верующие в соседних селах Длуге, Радоцына и Незнаёва. Архиеп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) принимал в Волынскую ДС выходцев из Галиции, рукополагал их в священный сан, и они уезжали на родину. 6 сент. 1914 г. нек-рые активные церковные деятели, включая свящ. М. Сандовича, были расстреляны по обвинению в шпионаже в пользу Российской империи. Мн. лемки-русофилы прошли через концлагеря Терезин (Чехия) и Талергоф (Австрия). К кон. 1914 г. в результате занятия рус. войсками приграничных территорий и благодаря активной миссионерской деятельности архиеп. Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) в Галиции насчитывалось ок. 80 правосл. общин. Их число резко уменьшилось после контрнаступления австро-венг. войск в следующем году: новосозданные приходы в составе целых сел эвакуировались в тыл Российской империи.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010