Chalcedonians and Monophysites after Chalcedon Доклад, прочитанный на Первом неофициальном совещании между богословами Православной Церкви и Восточных Православных Церквей 11–15 августа 1964 г. в г. Орхусе, Дания, и последовавшая за ним дискуссия (12 августа, утренняя сессия). Опубл. в: GOTR. 1964/1965. Vol. 10. 2: Unofficial Consultation between Theologians of Eastern Orthodox and Oriental Orthodox Churches, August 11–15, 1964. Papers and Minutes/ed. J. S. Romanides, P. Verghese, N. A. Nissiotis. P. 16–30. Дискуссия (Concerning the Paper of Father Meyendorff): Ibid. P. 12–13; 30–36. Впервые на рус. яз. текст доклада (без дискуссии): Халкидониты и монофизиты после Халкидона//ВЭ. 1965. 52. С. 223–236. Другой рус. пер. доклада и дискуссии: Халкидониты и монофизиты после Халкидонского собора//Свидетель Истины. С. 32–45, 53. Публикуется по этому изданию с некоторыми поправками. Пер. А. В. Левитского. 508 Lebon J. Le monophysitisme sévérien: Étude historique, littéraire et théologique sur la résistance monophysite au concile de Chalcédoine jusqu’à la constitution de l’église jacobite. Louvain, 1909. P. XXI. 510 См.: Richard M. L’introducton du mot «hypostase» dans la théologie de l’incarnation//Mélanges de science religieuse. T. 2. 1945. Lille, P. 5–32; 243–270. 511 Cp.: GaltierP. L’unio secundum hypostasim chez saint Cyrille//Gregorianum. Vol. 33. Roma, 1952. P. 351–398. 513 Gregorius Nazianzenus. Poemata dogmatica, IIÏ De Spiritu Sancto, 74//PG 37, col. 414a, In. 3; Oratio 39,11//PG 36, col. 345d, In. 2–3. 514 О христологии Леонтия см.: Θεοδρου . Χριστολογικ ορολογα κα διδασκαλα Λεοντου του Βυζαντου// Θεολογα. Τ. 26.1955. Σ. 212–222, 421–435, 584–592; Τ. 27. 1956. Σ. 32–44; Verkhovskoy S. Some Theological Reflections on Chalcedon//SVTQ. 1958. Vol. 2. 1. P. 2–12. 519 Современные западные богословы нередко считают «недопустимым» употребление «теопасхистских» формул (см., напр.: Moeller Ch. Le chalcédonisme et le néo-chalcédonisme en Orient de 451 à la fin du Vie siècle//Konzil von Chalkedon. Bd. 1. S. 637–720). Православные богословы считают их само собой разумеющимися (см., напр.: ОксиюкМ. Теопасхистские споры//ТКДА. 1913. T. 1. Кн. 4. С. 529–559 [переизд.: БС. 1999.Вып. 2. С. 18–40]; Флоровский Г. Византийские отцы V-VIII вв. С. 129). Однако более свежее и многообещающее понимание этого спорного вопроса обнаруживается в ряде работ Г. Дипена, посвященных Кирилловой христологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Hemmer Н. Les Pères Apostoliques, t. 2. Oxford, 19091; Paris, 19262. Knopf R. Die Apostolischen Väter. – Handbuch zum NT, Erg.-Bd. Tübingen, 1929, 151–184 (перевод и комментарий). LHH 103–127 (с англ. пер.). Переводы Неполные (без гл. 13–20) [Анонимный:] ХЧ 1842, ч. 2, 43–55. П.А. Преображенского: ПМА1, 169–180. Переизд.: ПМА2; Брюсс. Антон., 85–92 и Настол. кн., 791–796. Перевод лакуны по Иерусалимской рукописи (гл. 13–20) Барсов Н.И. История первобытный христианской проповеди (до IV века). СПб., 1885, 162–165 (перевод гл. 12–20). Исследования Скворцов К. Когда написано второе послание Климента к Коринфянам? – ТКДА 1874, т. 1, 1, 2–23 [пагин. 2-я]. Певницкий В. Следы проповедничества в древнейшей отеческой письменности. – ТКДА 1878, 1, 74–124; 3, 498–549. (2 Клим.: 76–85). Donfried К.Р. The Setting of Second Clement in Early Christianity, Leiden: Brill, 1974 (NT Suppl. 38). X, 240 p. Oeffner E. Der zweite Klemensbrief. Moralerziehung und Moralismus in der ältesten christlichen Moralpredigt. Erlangen, 1976. 272, 154 S. Warns R. Untersuchungen zum 2. Clemensbrief: Diss. Marburg, 1985. X, 697 S. Baasland E. Der 2. Klemensbrief und frühchristliche Rhetorik: «Die erste christliche Predigt» im Lichte der neueren Forschung. – ANRW II.27.1, 78–157 (Bibl. 147–157). Окружные послания к девственницам (сочинение первой половины III века) CPG 1004. TLG 1271/10 Перевод И.А. [о. Августина по указанию Kern 1957, 27 и др.]: Два окружных послания св. Климента римского о девстве, или к девственникам и девственницам. – ТКДА 1869, т. 2, 5, 202–227 (предисл. на с. 193–201, перевод по изд. Bibl. veter. patrum, 1765 г.). Исследования Baarda (Tjitze). Jesus and Mary ( John 20, 26 f.) in the Second Epistle on virginity ascribed to Clement. – Studien zum Text und zur Ethik des Neuen Testaments. Festschrift zum 80. Geburtstag von Heinrich Greeven. Berlin, 1986 (ZNTW Beih. 47), 11–34. Издания PG 1, 1157–1474. Новое изд.: Rehm В., Puschke F. Die Pseudoklementinen, bearb. v. G.Strecker. I. Homilien, GCS, 19903; II. Rekognitiorien in Rufins Übersetzung, GCS, 19902; III. Konkordanz v. G.Strecker, Teile 1–2. GCS, 1986–1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Количество сохранившихся списков Декрета Грациана точно не определено, на 2006 г. их известно ок. 600. Существует также более 200 раннепечатных изданий Декрета Грациана. Первое издание осуществил Г. Эггештейн в 1471 г. в Страсбурге; только в XV в. было выпущено ок. 40 изданий, значительная часть к-рых вошла в «Corpus iuris canonici». Большую роль в издании текста сыграл парижский канонист Ж. Шаппюи. По поручению издателей У. Геринга и Б. Рембольта он подготовил к печати сначала тексты сводов декретального права, а затем текст Декрета Грациана (изд. в 1499-1505 в Париже). Это издание использовалось комиссией Correctores Romani и легло в основу офиц. рим. «Corpus iuris canonici» 1582 г. Осуществленное Фридбергом последнее издание «Corpus iuris canonici» (1881; переизд.: Грац, 1955-1959) остается лучшей публикацией текста Декрета Грациана и сборников декретального права, сделанной на основе рим. издания 1582 г., дополненной и скорректированной с учетом изданий Бёмера и Рихтера, декретов церковных Соборов, дограциановских сводов церковного права, осуществленных историками XVII-XIX вв., и 8 списков Декрета Грациана XII-XIV вв. Целью публикации Фридберга была реконструкция первоначального текста, курсивом выделен текст, к-рый, по мнению издателя, принадлежит Г. В большинстве случаев таковыми считались комментарии - dicta, inscriptiones, rubricae. В 60-х гг. ХХ в. в Париже под рук. Жаклин Рамбо была создана группа по подготовке нового критического издания Декрета Грациана, однако проект не был завершен. В 2000 г. в рамках совместного проекта научного об-ва «Monumenta Germaniae Historica» и Баварской гос. б-ки был подготовлен электронный вариант издания Фридберга (http://mdz.bib-bvb.de/digbib/gratian). Принятые сокращения В специальной лит-ре имеются следующие сокращенные обозначения частей Декрета Грациана: c.- для capitulum, D.- для Distinctio в 1-й ч.; dict. ante/post, d. ante/post, d. a./p.- для dicta Gratiani перед/после capitulum; С.- Causa, q.- для quaestio во 2-й ч. Определение «de poen.» употребляется после обозначения номера дистинкции в «Tractatus de poenitentia» в Causa 33 quaestio 3 2-й ч. Определение «de cons.» прибавляется после номера дистинкции в «Tractatus de consecratione» в 3-й ч. До XVI в. главы обозначались по первым словам их текста, их нумерация стала употребляться лишь с XVI в.

http://pravenc.ru/text/166407.html

J. E. Weis-Liebersdorf. Lpz., 1912. (BSGRT); Cent Chapitres sur la Perfection Spirituelle/Ed. E. Des Places. P., 1943. (SC; 5) [крит. изд.]; OEuvres spirituelles. P. 84–163 (переизд.); сир. пер. см.: Baumstark. Geschichte. S. 339; груз. пер. см.: Tarchnišvili M. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur. Vat., 1955. S. 423. (ST; 185) [указывает на существование в груз. версии 400 гл.]; араб. пер. см.: Graf G. Geschichte der christliche arabischen Literatur. Vat., 1944. Bd. 1. S. 401. (ST; 118); лат. пер.: Turrianus F. S. Diadochi episcopi Photices in Vetero Epiro Illyrici capita centum de perfectione spirituali. S. Nili capita centum quinquaginta de oratione ad Deum. Florentiae, 1573 (1578r). Antw., 1575 (пер. опубл. в: PG. 65. Col. 1167–1212); слав. пер.: Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения. М., 1797. Ч. 4. C. 16–39 об. (1990р. С. 761–808); рус. пер.: Подвижническое Слово, разделенное на 100 деятельных глав, О ведении и духовном различении/Пер.: Д. С. Вершинский//ХЧ. 1827. Ч. 28. Отд. 1. С. 8–109; Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного/Пер.: Еп. Феофан (Затворник)//Добротолюбие. М., 1889. Ч. 3. С. 11–80; Попов. 1903. C. 17–526; «Слово на Вознесение Христово»: Mai A. Spicilegium Roma num. R., 1840. T. 4. P. CVIII–CVI; PG. 65. Col. 1141–1148; Попов. 1903. C. 555–569; OEuvres spirituelles. P. 164–168 [крит. изд.] (рус. пер.: Попов. 1903. С. 555–569); «Видение»: Бенешевич В. Н. «Видение» Диадоха, еп. Фотикийского в Эпире//ЗИАН. 1908. Т. 8. 11 (изд. по ркп. Vat. 1167 c вариантами по Barberin. 515 и Моск. Син. 492); Bithynos I.//Να Σιων. 1909. [Т.] 9. P. 247–254 [изд. «Видения», основанное на ркп. Hieros. Patr. 58, saec. XIV–XVI]; OEuvres spirituelles. P. 169–179 [крит. изд.]; (слав. пер.: Дмитриевский А. А. Опыт издания греч. церковных писателей древревнейшего времени в рус. патрологической лит-ре. Прил. III//Сб. статей, посвящ. ... В. И. Ламанскому. СПб., 1907. Ч. 1. С. 440–448; рус.

http://pravenc.ru/text/171909.html

Совр. церк. певч. книги: Liber responsorialis: pro festis I. classis et communi sanctorum juxta ritum monasticum. Solesmes, 1894; Graduale sacrosanctae Romanae ecclesiae. R., 1908; Antiphonale sacrosanctae Romanae ecclesiae. R., 1912; Liber usualis missae et officii pro Dominicis et festis I vel II. classis. R., 1921 [мн. переизд.]; Antiphonale monasticum pro diurnis horis. Tournai etc., 1934; Graduale sacrosanctae Romanae ecclesiae […] restit. et ed. Pauli VI. Solesmes, 1974; Ordo missae in cantu: Missale Romanum, auctoritate Pauli PP. VI promulgatum. Solesmes, 1975; Psalterium monasticum. Solesmes, 1981; Graduale triplex, seu Graduale Romanum Pauli PP. VI cura recognitum & rhythmicis signis a Solesmensibus monachis ornatum: neumis Laudunensibus (cod. 239) et Sangallensibus (cod. San Gallensis 359 et Einsidlensis 121) nunc auctum/[Ed. E. Cardine]. Solesmes, 1979; Antiphonale Romanum. Vol. 2: Liber hymnarius cum invitatoriis & aliquibus responsoriis. Solesmes, 1983; Antiphonale monasticum. Solesmes, 2005. Изд.: Pothier J. Les mélodies grégoriennes d " après la tradition. Tournai, 1880; Marbach C. Carmina scripturarum, scilicet antiphonas et responsoria, ex sacro Scripturae fonte in libros liturgicos Sanctae Ecclesiae Romanae derivata. Argentorati [Strasbourg], 1907. Hildesheim, 1994r; Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et neumatique de l " Église latine. St.-Pb., 1912; Bannister H. M. Monumenti vaticani di paleografia musicale latina. Lpz., 1913. Farnborough, 1969r. 2 vol. (Codices e vaticanis selecti. Ser. maior; 12); Wagner P. Das Graduale der St. Thomaskirche zu Leipzig (14. Jh.). Lpz., 1930-1932. 2 Bde. (Publ. älterer Musik; 5, 7); Hesbert R. -J. Antiphonale missarum sextuplex. Brux., 1935; idem. Corpus antiphonalium officii. R., 1963. Vol. 1: Manuscripti «cursus romanus»; 1965. Vol. 2: Manuscripti «cursus monasticus»; 1968. Vol. 3: Invitatoria et antiphonae; 1970. Vol. 4: Responsoria, versus, hymni, varia; 1975. Vol. 5: Fontes earumque prima ordinatio; 1979.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Банк А.В. и др. (ред.). Искусство Византии в собраниях СССР. М., 1977. 3 т. Беляев Д.Ф. Βυζαντιν. СПб., 1891–1906. 3 т. Бибиков М.В. Византийская историческая проза. М., 1996. Бибиков M.B. Историческая литература Византии. СПб., 1998. Бибиков М.В. Византийские источники по истории Древней Руси и [Северного] Кавказа. СПб., 1999. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М., 1977. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aestetica, Ï Раннее христианство, Византия. М., 1999. Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. М., 2008. Вальденберг В.Е . Древнерусские учения о пределах царской власти. М, 2007. Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. Васильевский В.Г. Избранные труды по истории Византии. М., 2010 (переизд.). 2 т. Величко A.M. Политико-правовые очерки по истории Византийской империи. М., 2008. Вельманс Т. , Корач В., Шупут М. Византийский мир: Храмовая архитектура и живопись/Пер. М., 2006. Византийская цивилизация в освещении российских ученых. М., 1999. 2 т. Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л., 1988. Грабар А.Н. Император в византийском искусстве/Пер. с фр. М., 2000. Даркевич В.П. Светское искусство Византии: Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе, X-XIII вв. М., 1975. Демус О . Мозаика византийских храмов: Принципы монументального искусства Византии/Пер. с англ. М., 2001. Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии IV-XII вв.: Опыт атрибуции. СПб., 1997. Залесская В.Н. Памятники византийского прикладного искусства IV-VII веков: Каталог. СПб., 2006. Залесская В.Н. (ред.). Византия и Христианский Восток. СПб., 1999. Залесская В.Н. (ред.). Византия в контексте мировой истории. СПб., 2004. Залесская В.Н. (ред.). Византийская идея: Византия в эпоху Комнинов и Палеологов. СПб., 2006. Иванов С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. Иванов С.А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1436 Petri Venerabilis. Epistolarum liber I, 20: PL 189, 89−100; см.: Leclercq J. Pierre le Vénérable et l’érémitisme clunisien//Petrus Venerabilis, 1156−1956. Roma, 1956. P. 99−120. (Studia Anselmiana; Vol. 40); Chachuat G. L’érémitisme à Cluny sous l’attabiat de Pierrele-Vénérable//Annales de l’Académie de Mâcon. 1982. Vol. 58. P. 89−96. 1437 О монашеском обновлении XI и XII вв. см.: Tabacco G. Romualdo da Ravenna е gli inizi dell’eremitismo camaldolese//L’eremitismo in Occidente nei secoli XI e XII.P. 73−119; Delaruelle É. Les ermites et la spiritualité populaire. P. 212−247 (переизд.: Id. La piété populaire au Moyen âge. Torino, 1975. P. 125−160); Picasso G. Il monachesimo nell’alto Medioevo//Dall’eremo al cenobio: La civiltà monastica in Italia dalle origini al l’età di Dante. Milano, 1987. P. 11−63. (Antica Madré, collana di studi sull ‘ltalia antica, a cura di G. Pugliese Carratelli); Pierucci C. La riforma romualdùio-camaldolese nelle Marche//Aspetti e problemi del monachesimo nelle Marche: Atti del convegno di studi tenuto a Fabriano, monastère di S. Silvestro 4−7 giugno 1981. Fabriano, 1982. P. 39−59; Spinelli G. Il monachesimo benedettino in Umbria nell’età di sant’Ubaldo//Nel segno del santo protettore: Ubaldo vescovo, taumaturgo, santo: Atti del convegno int. di studi, Gubbio, 15−19 dicembre 1986. Perugia, 1990. P. 51−69, и особ.: Atti dei convegni promossi dal Centre di Studi Avellaniti. Об общей жизни духовенства см.: Egger С. La vita comune del clero a Gubbio nei secoli XI e XII e la personalità di S. Ubaldo//Aspetti dell’Umbria dall’inizio del sec. VIII. P. 387−396; Nicolini U. La vita comune del clero a Perugia nei secoli XI e XII//La vita comune del clero nei secoli XI e XII: Atti della prima settimana di studio, Mendola, settembre 1959. Milano, 1962. Vol. 2: Comunicazioni e indici. P. 260−264. 1438 В прологе к описанию обычаев клюнийских монахов Фарфы читаем, что Ромуальд «normam prisce iustitie in sexu renovavit utroque et ordine» (цит. no: II «Chronicon Farfense» di Gregorio di Catino. Roma, 1903. Vol. 1. P. 50, сн. 3), тем самым распространив его преобразовательную деятельность также на женские монастыри, и эти сведения подтверждаются также «Житием» Петра Дамиани: Petri Damiani. Vita beati Romualdi. С. 35, p. 76; с. 63, p. 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монархические антисоветские акты Карловацкого собора были признаны «актами, не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви», Священному Синоду, при возможности его полноценного функционирования, предлагалось вынести суждение о «церковной ответственности некоторых духовных лиц» (Акты 1994. С. 193–194). 1125 Ещё в 1921 г. Патриарх Тихон и другие православные иерархи стали искать возможность для участия религиозных организаций, общин и приходов в оказании помощи голодающим. К концу лета 1921 г. Патриарх Тихон пришёл к выводу, что в наибольшей степени преодолению последствий голода будет соответствовать специальный Церковный комитет помощи голодающим. Члены Президиума Всероссийского Комитета помощи голодающим при ВЦИК под председательством М. И. Калинина посчитали целесообразным создание Церковного комитета. 31 августа 1921 г. Патриарх вновь обратился к М. И. Калинину: «Я прошу ускорить по возможности утверждение Положения о Церковном комитете и его обнародовать для повсеместного сбора пожертвований и открытия действий... по оказанию помощи на местах». Учитывая, что денежных пожертвований было явно недостаточно для помощи голодающим, Патриарх и Священный Синод выпустили 19 февраля 1922 г., после одобрения его правительством, специальное послание духовенству и верующим, в котором призывали жертвовать, кроме личных, также храмовые драгоценные украшения, не имеющие важного богослужебного значения. 23 февраля 1922 г. был выпущен декрет об изъятии церковных ценностей. Позднее на допросах Патриарх Тихон подтвердил, что пока он вёл переговоры с ПомГолом, за его спиной был выпущен декрет. 1132 Данная статья, посвящённая реформе знаменных формул, резюмирует третью часть готовящегося к публикации исследования «Древнерусский знаменный роспев XII–XVII веков (на примере попевок семейства рафатки первого гласа Октоиха)». 1133 Работы 1924–1927 гг., собраны вместе в переизд.: Дурново Н.Н. Избранные работы по истории русского языка. М., 2002. 1134 Успенский Б.А. Русское книжное произношение XI–XII вв. и его связь с южнославянской традицией: (Чтение еров)//Актуальные проблемы славянского языкознания: Сб. статей/Под ред. К.В. Горшковой, Г. А. Хабургаева. М., 1988. С. 99 sqq. 1135 В южнославянских говорах редуцированные гласные подверглись изменению уже к концу X века. В слабой позиции они утратились, а в сильной позиции прояснились в гласные полного образования: ъ изменился в о, а ь – в е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

822 Монфокон также проследил историю греческого письма с древнейших времен до падения Византийской империи, наметил принципы исследования средневековых рукописей, положил начало изучению средневековых греческих рукописных книг и дипломов и составил первый указатель известных в то время рукописных коллекций. 823 Bibliotheca veterum patrum antiquorumque scriptorum ecclesiasticorum Graeco–Latina. 14 vols. Venetiae, 1765–1881 (2 nd ed.:1788). 828 В новейшее время – это издание вышло репринтом (Grand Rapids, 1988) и было повторено через 10 лет в пересмотренном виде: The Apostolic Fathers/Ed. Michael W. Holmes; rev. ed. Grand Rapids, 1999. 829 Constitutions Apostolorum=Les Constitutions apostoliques/Ed. M. Metzger. 3 vols. Paris, 1985–1987 (Sources chretiennes. 320; 329; 336). 830 См., например: The Fathers of the Church/Ed. Deferrari R. J. e.a. N. Y., s.a.; Irenaeus. Demonstration of the Apostolic Preaching/Trans. J.P. Smith. Westminster (MD), 1952; Early Christian Fathers/Trans, and eds. Richardson C. e.a. N.Y., 1970; The Ante–Nicene Fathers/Eds. Roberts A., Donaldson J., Cleveland Coxe A. 1885 (repr.: Grand Rapids, 1981); The Nicene and Post-Nicene Fathers/Eds. Ph. Schaff, H. Wace. 1 st and 2 nd series. Grand Rapids, 1981 (repr.); The Creeds of Christendom/Ed. Ph. Schaff. 6 th ed. 1931. Grand Rapids, 1983 (repr.); и др. 831 Magna bibliotheca veterum Patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum. Coloniae, 1618–1622 (см. также: Bibliotheca veterum patrum seu scriptorum ecclesiasticorum. 11 vol. Paris, 1624; Magna Bibliotheca veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum. 17 vol. Paris, 1644; переизд. в 17–тит.: Paris, 1654). 832 Maxima bibliotheca veterum Patrum, et antiquorum scriptorium ecclesiasticorum. Primo quidem a Margarino de la Bigne... in lucem edita/A cura di Philippe Despont. T. 1–28. Luguduni, 1677–1707. Указанный недостаток попытались исправить французский иезуит Фронтон дю Дюк ( Ducaeus; 1558–1624), издавший в Париже в 1624 г. два тома избранных сочинений греческих церковных писателей в оригинале с латинским переводом ( Bibliotheca veterum Patrum), и известный по изданиям трудов Амфилохия Иконийского , Мефодия Патарского , Андрея Критского и не публиковавшихся ранее работ Иоанна Златоуста патролог–доминиканец Франсуа Комбефи (Combefisius, 1605–1679) в Novum Auctarium Graeco–Latinae Bibliothecae Patrum (в 2–х т. Париж, 1648) и Auctarium Novissimum Bibliothecae Patrum (Париж, 1672).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тресонче (совр. Республика Македония): Первая (ок. 1835–1839; Дуйчев. D. S1. 412. 188 fol.) и Вторая (1851; Музей истории г. Софии. 1286. 256 fol.) Ерминии Дичо Зографа (см.: Лозанова Р. Ерминията на Дичо Зограф от Музея за история на София/ДК. 2001. Кн. 6. С. 26–31). Около 1830–1850 гг. была написана Ерминия Захария Зографа (СНИМ. Инв. 11. Ор. 5. Р. 10. 158 fol.) – иконописца и мастера монументальной живописи самоковской школы иконописания Захария Христовича Димйтрова (1810–1853); 1863 годом датируется Ерминия Варбана Коларова (см.: Василиев А. Иконографски наръчник/Прев, от слав, на говорим бьлг. език от В.Г. Коларов през 1863 г. София, 1977). 975 Иконописный подлинник представляет собой собрание образцов, определяющих детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Лицевой подлинник содержит рисунки (прориси) икон, расположенные в календарном порядке. Толковый подлинник включает описания сюжетов, композиций, цветов и прочих деталей икон (также в календарном порядке). Самые ранние из дошедших иконописных подлинников датируются временем не ранее 16 в. В Российской Национальной библиотеке имеется иллюстрированная греко-грузинская рукопись, относимая некоторыми исследователями к 15 в., которая может считаться иконописным подлинником. 977 Cm.: Assemani G.L. Codex liturgicus Ecclesiae Universae in quo continentur libri rituales, missales, pontificales, officia, dypticha etc. ecclesiarum occidentis, & orientis in 15 libros distributes. 13 vols. Roma, 1749–1766 (переизд.: P; Lpz., 1902; Westmead; Famborough; Hants, 1968–1969). 978 Collection of the principal Liturgies of the Christian Church on the Celebration of the holy Eucharist; with a Dissertation shewing their usefulness, authority etc./Ed. Th. Brett. L., 1720. 979 Например: Missale mixtum, secundum Regulum В. Isidori, ductum Mozarabes/Praefatione, Notis et Appendice ab Alex. Lesleo. Romae, 1755. 980 Liturgia Armena. Venetiis, 1726; Liturgia Armena/Par cura del P. Gabriele Avedichian.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010