522 Некоторые ученые сомневаются в авторстве Феофилакта; однако в качестве греческого документа рубежа XI–XII веков «Житие» отражает направления византийской политики того времени (издания текстов см.: Милев А. Грецкие жития на Климент Охридски. София, 1966). 523 Obolensky D. The Byzantine Impact on Eastern Europe//Πρακτικ της Ακαδημας ’Αθηνν. Athens, 1980. P. 148–168 (переизд.: Idem. The Byzantine Inheritance in Eastern Europe. London, 1982). Ср. также раздел о Феофилакте: Idem. The Byzantine Commonwealth. London, 1971 (переизд.: Crestwood (NY), 1982), а также исследование о Феофилакте: Idem. Six Byzantine Portraits [Оболенский Д. Византийское Содружество наций; Шесть византийских портретов. С. 163, 231–232, 426–460]. 524 Ср.: Дуйчев И. Въстането в 1185 и неговата хронология//Известия на Институт за Българска История. 6 (1956). С. 327–356. 525 Текст см.: Acta et scripta quae de controversiis ecclesiae graecae et latinae seculi XI. composita extant/Will Ch., ed. Leipzig–Marburg, 1861. S. 52–64 (также: PG, 120, col. 836–844). 526 Gautier P. L’episcopat de Theophylacte Hephaistos, archeveque de Bulgarie//REB 21 (1963). P. 159–178; ср. также подробное введение Готье к осуществленному им критическому изданию творений Феофилакта: Theophylacte d’Acrida: Discours, traites, poesies. Thessalonica, 1980. 528 Ответ Николаю, диакону Св. Софии//Theophylacte d’Acrida: Discours, traites, poisies. P. 247–285. 529 Об этом решении Юстиниана см.: Dopmann H.D. Zur Problematik von Justiniana Prima/Miscellanea Bulgarica 5. Wien, 1987. S. 221–232. 531 PG, 137, coi. 320а. Помимо этого, подобное отождествление встречается в так называемой записке о Вельбужде, найденной в рукописи, хранящейся в Эскориале; ср.: Prinzing G. Entstehung und Rezeption der Justiniana Prima–Theorie im Mittelalter//Byzantinobulgarica 5. Sofia, 1978. P. 365– 367. 532 Впрочем, не менее анахроничны притязания современных восточных патриархов, чьи права основаны на престиже таких городов, как Константинополь, Александрия и Антиохия, значение которых осталось в прошлом вместе с самой империей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

XVII век открывает новую эру в патрологии: возникает историческая критика, методы которой вносятся и в исследования наследия свв. отцов. В 1613 г. иезуит Роберт Беллармин (1542–1621), в 1931 г. причисленный к лику учителей Католической церкви, издал сочинение De scriptoribus ecclesiasticis liber unus. B 1633 r. появилось издание Пьера Галлуа Illustrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate et eruditione floruerunt. Бенедиктинец из конгрегации св. Мавра Николай Нурри (1647–1724) в 1703–1715 гг. издал в Лионе ряд диссертаций об отцах четырех первых веков и их учении (Apparatus ad bibliothecam maximam veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum). Знаменитый патролог, профессор богословия в College de France Луи Эллиéс Дюпен опубликовал в Париже в 1657–1719 гг. 47 томов Nouvelle bibliothèque des auteurs ecclésiastiques, contenant l’histoire de leur vie, le catalogue, la critique, et la Chronologie de leurs ouvrages (переизд.: Paris, 1724–1763) 628 , куда он включил не только материалы, доступные для исследования, но и определенные гипотезы касательно утраченных источников. Систематическое изложение патрологического материала дал бенедиктинец Реми Селье в Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques (Париж, 1729– 1763; переизд. в 1860–1865 гг. с исправлениями и дополнениями, внесенными корпорацией католических богословов). Методологически к этому сочинению примыкают 16 томов Ленéна Себастъéна de Тиймна [Tillemont] (1637–1698) Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles, justifiés par les citations des auteurs originaux (Париж, 1693–1712). Β XVIII в. в патрологических исследованиях период накопления материала сменяется временем монографических трудов. Немецкие католические исследователи Д. Шрам и бенедиктинец Готфрид Люмпер (1747–1800/1801) публикуют (оба – на латыни) обширные работы «Анализ творений свв. отцов и церковных писателей» (Analysis Operum SS. Patrum et Scriptorum eccl. в 18 т. Вена, 1780–1796) и «Богословско-критическая история жизни, творений и учения свв. отцов и прочих церковных писателей» (Historia theologico-critica de vita, scriptis atque doctrina SS. Patrum aliorumque scriptorum eccl. trium priorum sceculorum в 13 т. Аугсбург, 1783–1799). И. Буссе в 1828–1829 гг. издал в Мюнстере «Очерк христианской литературы» (Grundriß der christlichen Literatur), доведенный до XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Эпитет «апостольский учитель» (διδσκαλος ποστολικος) появляется уже в Муч. Полик. 16. Климент Александрийский использует выражение «муж апостольский» (νρ ποστολικος. Стром. II, гл. 20, 118, 5, рус. пер. в переизд. 1996 г. на с. 172–173). Из контекста следует, что это словосочета­ние относится к Варнаве, ибо чуть выше неоднократно цитируется его По­слание. Это же выражение употребляется как вполне привычное о св. Игнатии Антиохийском в «Мученичестве Игнатия» (антиох. акты, 1). Тертуллиан отличает apostolici или apostolici viri от apostoli, употребляя первые выражения в смысле «ученик апостолов» (например, Прещ. 32: …ut primus ille episcopus aliquem ex apostolis uel apostolicis uiris, qui tamen cum apostolis perseuerauerit, habuerit auctorem et antecessorem; Adv. Marc. 4, 2: Denique nobis fidem ex apostolis Iohannes et Matheus insihuant, ex apostolicis Lucas et Marcus instaurant…). 1 Эпитет «апостольский учитель» (διδσκαλος ποστολικος) появляется уже в Муч. Полик. 16. Климент Александрийский использует выражение «муж апостольский» (νρ ποστολικος. Стром. II, гл. 20, 118, 5, рус. пер. в переизд. 1996 г. на с. 172–173). Из контекста следует, что это словосочета­ние относится к Варнаве, ибо чуть выше неоднократно цитируется его По­слание. Это же выражение употребляется как вполне привычное о св. Игнатии Антиохийском в «Мученичестве Игнатия» (антиох. акты, 1). Тертуллиан отличает apostolici или apostolici viri от apostoli, употребляя первые выражения в смысле «ученик апостолов» (например, Прещ. 32: …ut primus ille episcopus aliquem ex apostolis uel apostolicis uiris, qui tamen cum apostolis perseuerauerit, habuerit auctorem et antecessorem; Adv. Marc. 4, 2: Denique nobis fidem ex apostolis Iohannes et Matheus insihuant, ex apostolicis Lucas et Marcus instaurant…). 1640 При упоминании имени в основном тексте или в основном тексте и в примечании дается обычная ссылка на страницу, только в примечании – на страницу с номером (номерами) примечания. Этнонимы и топонимы не включены. Учтены имена, входящие в название псевдоэпиграфов (для частичной компенсации отсутствия конкретных ссылок в указателе Произведений древних авторов) и Fesmschrifm’ob. Имя Господа нашего Иисуса Христа не указано как очень часто повторяющееся в разных формах. Имена иностранных авторов, встречающиеся одновременно в русской и иноязычной формах, учтены под русской формой с указанием в скобках оригинального написания (для иностранной формы дается ссылка на русский эквивалент). Предлоги в иностранных фамилиях (типа de, van и т.п.) учтены согласно рекомендациям, в кн.: Альберт Ю.В. Библиографическая ссылка. Справочник. Киев, 1983, с. 38–39. Имена издателей, приводимые в примечаниях к Муч. Полик. при указании разночтений, не отражены. При продолженной сноске обычно указывается номер сноски предыдущей страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Он пытался отказаться, но после поддержки его кандидатуры императором Валентинианом I принял избрание, 30 ноября 374 г. был крещен, затем рукоположен во диакона и священника и 7 декабря хиротонисан во епископа, пройдя, таким образом, за 7 дней все ступени церковной иерархии. Одной из главных сфер деятельности Амвросия была борьба с арианством и язычеством. Строго отстаивая чистоту ортодоксальной веры, он добился на этом поприще значительных успехов. Труды Амвросия Медиоланского представляют собой своеобразный «мост», через который идеи Восточных отцов проникли в латинское богословие. Его богословские труды затрагивают проблемы, актуальные для споров с арианами – триадологию, христологию, учение о таинствах и покаянии. Многие его работы посвящены толкованию книг Св. Писания. Из произведений Амвросия наиболее известны: «О таинствах» ( De sacramentis), «О вере» de fide), «О Св. Духе» de Spiritu Sancto), «Шестоднев» ( Нехаетегоп) . Амвросий оставил также широкое гомилетическое и литургическое наследие. Издание трудов Амвросия Медиоланского начал Эразм Роттердамский в Базеле (1527, в 4–х т.). Ценное римское издание в 5–ти т. (1580), явившееся результатом многолетней работы над текстами, начал монах Феличе Перетти, будущий папа Сикст V (переизд. в Париже в 1614 г. в 2–х т.); жизнеописание Амвросия, предваряющее данное издание, написал кардинал Бароний (это жизнеописание он включил в свои «Церковные анналы»). В Париже в 1686–1690 гг. было опубликовано блестящее бенедиктинское издание в 2–х т. in folio (переизд. в 4–х т.: 1853); оно было дважды перепечатано в Венеции (Sancti Ambrosii Mediolanensis episcopi Opera ad manuscriptos codices Vaticanos, Gallicanos, Belgicos, &c.; 1748–1751 и 1781–1782). В 1875–1883 г. в Милане П.А. Баллерини издал произведения Амвросия в 6–ти т. in folio (имеется современное частичное переиздание; см.: Sancti Ambrosii Mediolanensis Opera. Pt. 4–5. Tumholti, 1957–2000 в серии Corpus Christianorum. Ser. Latina). Некоторые произведения Амвросия опубликованы в Вене в Corpus Scriptorum Classicorum Latinorum (1897–1907). К 1500–летию со дня кончины святителя был подготовлен сборник трудов, посвященных различным проблемам его богословия (Ambrosiana: scritti varii pubblicati nel 15 centenario dalla morte di S. Ambrogio, con introduzione di Andrea C. cardinale Ferrari. Milano, 1897; в предисловии миланского архиепископа кардинала Феррари содержится избранная библиография). Активно переиздавались (в оригинале и в переводах на европейские языки) труды Амвросия в 20 в.; из последних публикаций необходимо отметить двуязычное юбилейное (к 1600–летию епископского избрания) издание полного собрания трудов Амвросия, предпринятое в 70–90–х гг. 20 в. в Италии. См.: [ Ambrosius] . Tutte le opere di sant’Ambrogio/Ed. bilingue a cura della Biblioteca Ambrosiana; promossa dal cardinale Giovanni Colombo arcivescovo di Milano in occasione del 16 centenario dell’elezione episcopale di sant’Ambrogio. Milano; Roma (20–й том вышел в 1998 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Qualche notazione su San Cotantino//Ibid. P. 29. 1231 Krautheimer R. Zu Konstantins Apostelkirche in Konstantinopel//Mullus. Festschrift Theodor Klauser. Münster, 1964. 224 ss. (Jahrbuch für Antike und Christentum; Suppl. I), то же в переизд.: Krauiheimer R. Architettura sacra paleocristiana e medievale. Torino, 1993. P. 40−49; Dagron G. Naissance d’une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 á 451. Paris, 1974. P. 401−409; Arce J. 1) Funus Imperatorum: Los funerales de los emperadores romanos. Madrid, 1988. 116 ss.; 2) Los funerales del Emperador Constancio II (a. 361 d. C.)//Homenaje al Prof. Fr. R. Adrados. Madrid, 1987. P. 29−39; Bonamente G. Apoteosi e imperatori cristiani//I Cristiani e l’Impero nel IV secolo, cit. (сн. 7). P. 107−142; Mango С. Constantine’s Mausoleum and the Translation of Relics//Byzantinische Zeitschrift. 1990. Bd. 83, 1. S. 51−61; Groβ-Albenhausen K. Zur christlichen Selbstdarstellung Konstantins//Klio. 1996. Bd. 78. S. 171−185; Bonamente G. Chiesa e impero nel IV secolo: Costanzo II fra il 357 e il 361//La comunità cristiana di Roma: La sua vita e la sua cultura alle origini all’Alto Medio Evo. Città del Vaticano, 2000, 135s.; Rebenich S. Vom dreizehnten Gott zum dreizehnten Apostel?: Der tote Kaiser in der Spätantike//Zeitschrift für Antikes und Christentum. 2000. Bd. 4. S. 300−324; Russo E. Costantinopoli: Architettura e scultura nei primi secoli//Bisanzio, Costantinopoli, Istambul. Milano, 2008. P. 39−108. 1232 В иерусалимском обряде культ восходит к периоду между 417 и 439 гг.; византийский обряд засвидетельствован в IX в.; празднование падает на 21 мая. См.: Theodor. Hist. eccl. 1, 40; Acta Sanctorum. Mai V. Paris, 1866. P. 12−27; Synax. Constantinop. Coll. 697−700; Amore Α., s. v. Costantino//Bibliotheca Sanctorum. 4. Roma, 1964 (переизд.: 1987). 237s.; Luzzi A. Il dies festus di Costantino il Grande e di sua madre Elena nei libri liturgici della Chiesa greca//Costantino il Grande dall’ Antichità all’ Umanesimo, cit. (сн. 3). T. 2. P. 585−643; Zanetti U. Costantino nei calendar! e nei sinassari orientait//Ibid. P. 893−914; Pljukhanova Μ. Il culto di Costantino il Grande nella Russia Antica//Bizantinistica. 2004. T. 2, 6. P. 191−215 (с последующей важной библиографией); Aiello V. Il mito di Costantino. Linee di una evoluzione//Tradizioni religiose e istituzioni giuridiche del popolo sardo: Il culto di S. Costantino imperatore tra oriente e occidente: VI Seminario Internazionale (Sassari-Sedilo-Oristano, 4−6 luglio 2002)//http://www. dirittoestoria.it/notizie/programma.pdf; Pitsakis C.G. L’idéologie impériale et le culte de Saint Constantin dans l’Église d’Orient//Poteri religiosi e istituzioni, cit. (сн. 11 ). P. 258−262; Shurgaia G. Santo imperatore: Costantino il Grande nella tradizione liturgica di Gerusalemme//Bizantinistica. 2003. Vol. 2, 5. P. 215−260, особ. p. 255; Bonamente G. Costantino santo//Cristianesimo nella storia. 2006. Vol. 27. P. 735−769.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

являлись ведущими защитниками представления о том, что бытие Божие рационально непознаваемо и недоказуемо средствами естественного разума. Лекции К. имели значительный успех, вслед. чего ему было предложено выступить в 1705 г. со 2-м циклом лекций. К. посвятил их теме естественной религии, подробно рассмотрев вопросы о ее природе, границах, отношении к богооткровенной религии и положительному научному знанию. К. подготовил издания лекций в виде самостоятельных трактатов: трактат, содержащий материал 1-го цикла лекций, был опубликован под заглавием «Доказательство бытия Бога и Его свойств» (A Demonstration of the Being and Attributes of God. L., 1705); трактат, основывающийся на лекциях 2-го цикла, вышел в свет под названием «Рассуждение о неизменных обязательствах, налагаемых естественной религией, а также об истинности и надежности христианского откровения» (A Discourse Concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation. L., 1706). Впосл. оба трактата издавались с некоторыми дополнениями под общим названием «Рассуждение о бытии и свойствах Бога, об обязанностях, налагаемых естественной религией, а также об истинности и надежности христианского откровения» (A Discourse Concerning the Being and Attributes of God, the Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation. L., 1711; переизд.: Works. Vol. 2. P. 513-758; совр. переизд. 1-го трактата: Vailati. 1998. P. 1-92). Представляя в 1-м трактате доказательство существования Бога, К. заявлял о намерении придерживаться «математического» метода исследования настолько, насколько это позволяет природа обсуждаемого предмета ( Clarke. Works. Vol. 2. P. 517). Это, по мнению совр. исследователей, свидетельствует о его постоянной ориентации на ньютоновский идеал научного знания, строящегося из аксиом и теорем по образцу «Начал» Евклида ( Ferguson. 1976. P. 24). Доказательство К. с т. зр. его составных элементов является малооригинальным: он опирается на традиц.

http://pravenc.ru/text/1841271.html

(см., напр.: Соколов. 1982. С. 22). Т. о., к сер. 80-х гг. XVII в. Л. завершил общую разработку собственной философской системы; в последующих работах он расширял и уточнял ее содержание, вводил новые термины и вносил нек-рые корректировки в обосновывающую аргументацию, однако фундаментальные принципы и основное философское содержание его метафизики с этого момента не подвергались существенному пересмотру. В сжатой и строгой форме основные идеи «Рассуждения о метафизике» представлены также в записке на лат. языке «Логико-метафизические принципы» (Principia Logico-Metaphysica; 1-е изд.- 1903; переизд.: Leibniz. SSB. R. 6. Bd. 4. S. 1643-1649), к-рая была составлена ок. 1689 г. и, вероятно, использовалась Л. в философских дискуссиях с итал. теологами и философами во время поездки по Италии. В 1695 г. Л. впервые представил новую систему метафизики широкой публике, издав в престижном французском научном ж. «Journal des Sçavans», в к-ром и ранее неоднократно выходили его философские, научные и полемические статьи, соч. «Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом» (Système nouveau de la nature et de la communication des substances, aussi bien que l " union qu " il y a entre l " âme et le corps; переизд.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 4. S. 477-487; рус. перевод: Соч. Т. 1. С. 271-281). В отличие от «Рассуждения о метафизике» в этом трактате Л. строил изложение своей метафизики не в виде философского раскрытия учения о Боге и его следствий, но в автобиографической и проблемной перспективе, подчеркивая, что его философские поиски определялись стремлением найти «принцип истинного единства». Объявив таким принципом нематериальную субстанцию, к-рая одновременно есть «первичная сила» и «первичная деятельность», Л. излагал учение о свойствах субстанций и «гипотезу согласия», т. е. первоначальный вариант учения о предустановленной гармонии, с помощью к-рого он объяснял любую деятельность и все познавательные процессы. Отвечая на критические замечания франц.

http://pravenc.ru/text/2463351.html

В философском отношении важной новой идеей, введенной Л. в «Теодицее», является концепция возможных миров, созданная с целью продемонстрировать, что существующий мир, не будучи безусловно совершенным, тем не менее является наилучшим из всех возможных. Л. рассматривал «Теодицею» в качестве пробного представления одной из частей своей метафизической системы, полное изложение которой он намеревался дать в последующих произведениях (ср.: Antognazza. 2009. P. 479-486). Этот замысел, однако, остался неосуществленным. В 10-х гг. XVIII в. Л. смог создать лишь 2 небольших законченных философских трактата, в к-рых его поздняя метафизика была намеренно представлена в упрощенном и тезисном виде, без подробных объяснений и обоснований. В соч. «Начала природы и благодати, основанные на разуме» (Principes de la nature et de la grâce fondés en raison; 1-е изд.- 1718; переизд.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 6. S. 598-606; рус. пер.: Соч. Т. 1. С. 404-412), написанном Л. в 1714 г. в Вене по просьбе принца Евгения Савойского (1663-1736), преимущественно обсуждаются природа монад, их свойства, иерархический порядок; Л. рассматривает также отношение монад к Богу, формулируя основные метафизические законы, к-рыми определяются связь необходимого сущего с контингентным сущим, а также мировой порядок и гармония. Примерно в это же время Л. написал еще одно упрощенное изложение собственной метафизики, предназначавшееся для Н. Ф. Ремона, советника французского регента Филиппа II Орлеанского (1674-1723). Это сочинение, впервые опубликованное в нем. переводе в 1720 г., получило известность под издательским заглавием «Монадология» (Monadologie, также Eclaircissement sur les monades; 1-е изд. франц. оригинала - 1840; переизд.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 6. S. 607-623; рус. перевод: Соч. Т. 1. С. 413-429). По структуре этот трактат почти идентичен предыдущему, однако в нем более подробно раскрывается природа монад как субъектов познания и деятельности, а также рассматриваются характерные особенности 3 видов монад: простых субстанций, оживотворяющих тела душ и разумных духов (ср.: Holzhey, Murdoch.

http://pravenc.ru/text/2463351.html

S. Irenaei Lugdunensis episcopi et martyris Adversus Valentini et similium gnosticorum haereses libri quinque. P., 1575; Grabe J. E., ed. S. Irenaei episcopi Lugdunensis Contra omnes haereses libri V. Oxoniae, 1702; Harvey W., ed. S. Irenaei episcopi Lugdunensis libri V Adversus haereses. Cantabrigiae, 1857. 2 t.; PG. 7; Die heiligen Irenäus Schrift zum Erweise des apostolischen Verkündigung/Hrsg. K. Ter-Mkrttschian, E. Ter-Minassiantz. Lpz., 1907. (TU; Bd. 31. H. 1); The Proof of the Apostolic Preaching/Ed. K. Ter-Mkrttschian. P., 1919. P. 655-746. (PO; T. 12. Fasc. 5); SC. 100, 152, 153, 263, 264, 210, 211, 293, 294 (Adv. haer.), 62, 405 (Dem.); Nouveaux fragments arméniens de l " Adversus haereses et de l " Epideixis/Introd., trad., not.: Ch. Renoux. P.; Turnhout, 1978. (PO; T. 39. Fasc. 1); рус. пер.: Сочинения/Пер.: П.А. Преображенский. М., 1868. (Памятники древней христ. письменности в рус. переводе. Т. 8: Пять книг против ересей. Отрывки из утраченных сочинений); То же, 18712. СПб., 19003 (репринт: Творения. М., 1996; переизд.: Против ересей. Доказательство апостольской проповеди). СПб., 2008); Сагарда Н.И., пер. Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского " Доказательство апостольской проповеди " . СПб., 1907 (репринт: Творения. М., 1996; переизд.: Доказательства апостольской проповеди. СПб., 2008). Конкордансы: Reynders B. Lexique comparé du texte grec et des versions latine, arménienne et syriaque de l " Adversus Haereses de S. Irénée. Louvain, 1954. (CSCO; 141, 142. Subs.; 5, 6); idem. Vocabulaire de la «Demonstration» et des fragments de Saint Irénée. Chevetogne, 1958; Thesaurus Irenaei Lugdunensis Aduersus haereses/Ed. P. Tombeur. Ser. A, Formae. Turnhout, 2005. (CC Thesaurus patrum Latinorum). Лит.: Dodwell H. Dissertationes in Irenaeum. Oxoniae, 1689; Du Pin L. E. Nouvelle bibliothèque des Autheurs ecclésiastiques. Autrecht, 1731. T. 1; Краткое историческое сведение о жизни и творениях св. сщмч. Иринея, еп. Лионского//ХЧ. 1838. Ч. 1. С. 123-129; Beaven J.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

В 1979 г. Институт перевода Библии выпустил НЗ на молдав., представляющем собой транслитерацию с румын. перевода (переизд. 1983, 1989, 1990), в 1984 г. таким же образом была издана вся Б. Лит.: Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишиневский (1813-1821 гг.). Кишинёв, 1894. С. 356-363; Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Vlenii-de-Munte, 1908. Vol. 1. P. 399-402; Ciobanu t. Cultura româneasc în Basarabia sub stpânirea rus. Chiinu, 1923. P. 49-53; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt rui. Chiinu, 1931. P. 90-92; Solomon C. Biblia de la Bucureti (1688): Contribuiuni nou istorico-literare. Tecuci, 1932; Mladin N. Samuil Micu Clain teologul. Sibiu, 1957; P curariu M. IBOR. 1994. Vol. 2. P. 133-137. Vol. 2. P. 595; idem. 325 de ani de la apariia Noului Testament de la Blgrad//BOR. 1973. 11/12. Р. 1206-1215; Demé ny L. O tipritura slavo-romîn precoresian//Studii: Rev. de istorie. Bucureti, 1965. 5. Р. 1001-1038; Marcu G. Consideraii asupra Noului Testament din 1648//Studii teologice. 1973. 9/10. P. 605-618. В. Я. Гросул Французский Первый средневек. франц. перевод всей Б. появился в кон. XIII в. Б., получившая название «Библия де Ту», была широко распространена среди англ. и франц. аристократии в 1280-1380 гг. Наиболее важным средневек. переводом была «Библейская история» - расширенное переложение труда Петра Коместора «История схоластики» (Historia scholastica), выполненное Гийаром де Муленом. Помимо библейского текста она содержала резюме, парафразы и глоссы из «Библии де Ту» и др. материалы. Была распространена в Сев. Франции. НЗ в переводе Мулена опубликован в 1474 г. (?) в Лионе. Последнее переработанное издание «Библейской истории» вышло в 1498 г. (?) (переизд. 1510, 1515). 6 нояб. 1523 г. католик Ж. Лефевр д " Этапль опубликовал перевод НЗ с Вульгаты с внесением 59 исправлений, сделанных на основе греч. оригинала. После появления этого издания власти Парижа наложили запрет на осуществление любых переводов Свящ. Писания. Перевод был издан в Антверпене 10 дек. 1530 г.

http://pravenc.ru/text/209473.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010